Меню

Асаны йоги сколько существует

Сколько асан в йоге и про Путаницу в названиях йогических поз

Однажды муж задал мне этот вопрос — сколько асан в йоге? Я сказала, что асан столько, сколько живых существ на Земле, но что это меняет, если мы практикуем из них что-то около ста? Вик решил подробнее разобраться в этом вопросе. Его исследование на данную тему, которое потом вылилось в моё путешествие по названиям асан, оказалось более чем любопытным.

В англоязычной Википедии нашлась чудесная статья под названием «Asana». Оказалось, что вопрос о количестве асан в йоге уже вставал неоднократно. В 1975 году йог по имени Шри Дхарма Миттра заявил, что количество асан бесконечно, но задался целью перечислить все возможные асаны и их варианты, какие только ему доступны. Он перерыл все трактаты, призвал к помощи известных йогов Индии, и в итоге у него получилось 908 асан, а вместе с вариациями — 1300.

В 2007 году произошло прелюбопытнейшее событие. Индусам стало известно, что, оказывается, американские йоги, не будь дураки, начали изобретать собственные асаны и… патентовать их! За этот год было выдано 130 патентов на асаны йоги. В 2008 правительство Индии создало специальную комиссию, в которую вошли не только йоги, но и ученые-исследователи. Члены комиссии изучили 35 древних трактатов йоги и собрали список из 900 асан, которые являются не подлежащими патентированию. Однако список этот не удалось найти в свободном доступе, он доступен лишь патентной комиссии. Есть только в той же англоязычной Википедии статья под названием «List of asanas», в которой приведен список из асан, употребляемых в различных традициях йоги с тем, чтобы как-то разрешить противоречия в названиях поз йоги. И тут становится ещё интереснее.

Существует мнение, что необходимо знать индийские названия асан, чтобы избежать разночтений и путаницы. А оказалось, что и это от путаницы не спасает — индусы сами ещё не договорились! Я решила обратиться к древним трактатам.

Самая богатая на описания асан Гхеранда Самхита. Она упоминает, что всего асан 8 400 000, однако всего на 84 из них Шива дал описание, но людям можно практиковать только 32 из них, смутное описание которых как раз и дается в данном трактате. Возьмем, например, Уштрасану (позу верблюда). Цитата:

«Лёжа лицом вниз, раздвинь ноги и положи их на спину; держи ступни руками. Подтяни живот и сильно втяни рот. Эту позу аскеты называют Уштрасана.»

Чем-то напоминает бхекасану (позу лягушки), не так ли? Вот она:

Теперь обратимся к более современным индийским йогам. Например, к труду Б.К.С. Айенгара «Йога Дипика». Вот фото из книги:

Как видите, Айенгар подразумевает под верблюдом нечто иное, нежели Гхеранда (к слову сказать, я тоже привыкла к тому, что уштрасана выглядит именно так). У меня на столе лежит труд Свами Вишнудевананды «Йога. Полное иллюстрированное руководство» (традиция Шивананда-йоги). Находим в книге асану с картинки выше, вот она в исполнении Вишнудевананды:

Чакрасна в книге Свами Вишнудэвананда

И подписи к картинке видим, что в Шивананда-йоге это никакой не верблюд, а пятый вариант Чакрасаны! Возникает вопрос: что ж такое тогда Чакрасана у Айенгара? А вот вам и ответ:

Мораль сей басни такова: не верьте никому, все сочиняют.

UPD: Если вводить названия асан в поиске по картинкам Яндекса или Гугла (лучше Гугла, Яндекс асаны ищет из рук вон плохо), то в общем-то все эти разночтения в некоторых асанах видны явно, хотя в некоторых случаях поисковик всё же выдает достаточно однозначный ответ. И ещё заметила, что мы (западные, неаутентичные йоги) всё же в своих представлениях о том как называть ту или иную асану чаще всего опираемся на версию Айенгара.

Источник

Родословная асаны

В древних текстах упоминается всего несколько асан — откуда пришли остальные?

Сегодня миллионы людей во всем мире растягивают и скручивают свои тела в причудливые и замысловатые позы, которые называют асанами. А сам этот процесс называют йогой. Популярна также идея, что это чрезвычайно древняя практика, возраст которой составляет не менее 5–6 тысяч лет. Основополагающим трактатом йоги объявлены «Йога Сутры» Патанджали, и считается, что истоки современной практики коренятся именно в нем. Однако в этом тексте об асане говорится только, что это неподвижная и удобная поза, которая достигается при прекращении усилия и сосредоточения на бесконечном, и благодаря которой прекращается воздействие парных противоположностей. Ни одна конкретная асана в оригинале не называется.

В значительно более поздних текстах, относящихся к традиции хатха-йоги, перечисляется совсем небольшое количество асан, наверное, на порядок меньшее, чем практикуется сегодня. Откуда же взялись все остальные?

Читайте также:  5 жемчужин тибета йога

Сколько существует асан?

«Существует так много поз, как много разновидностей живых существ. Все различия между ними понимает только Шива. Каждая из 8.400.000 поз была объяснена Шивой. Из них он выбрал 84», – сообщает «Горакша Самхита» («Горакша Паддхати») – вероятно, один из самых ранних хатха-йогических текстов.

Ему вторит другой текст – «Гхеранда Самхита», который датируется приблизительно XVII веком: «Гхеранда сказал: Сколько есть живых существ, столько же есть и положений тела (асан). Из сотен тысяч их 84 объяснены Шивой. Эти 84 – выдающиеся асаны, а 32 из них можно использовать людям в этом мире».

То есть, согласно древним текстам, существуют 8.400.000 живых существ. Интересно, что цифра эта несильно расходится с подсчетами современных ученых. По их оценкам, на Земле обитают 8.700.000 тысяч видов живых организмов. Это приблизительная цифра, высчитанная математически, т.к. далеко не все виды сегодня открыты и изучены. Это: 7,77 млн. видов животных, 298 тысяч видов растений, 611 тысяч видов грибов, 36,4 тысячи видов одноклеточных микроорганизмов. Факт, в очередной раз подтверждающий мудрость и правоту древних мудрецов.

Асаны в древних текстах

Итак, посмотрим, сколько асан описывается в древних текстах.

«Йога Сутры» Патанджали – 0.

«Горакша Самхита» – 2: сиддхасана и камаласана (падмасана).

«Шива Самхита» – описаны 4: сиддхасана, падмасана, свастикасана и уграсана; упоминаются также ваджрасана и гомукхасана без описания.

«Тирумандирам» Тирумулара – 8: бхадрасана, гомукхасана, падмасана, симхасана, сотхирасана, вирасана, сукхасана и свастикасана.

«Хатха-йога Прадипика» – описывает 15 асан: свастика, гомукха, вира, курма, кукута, уттана курма, дханура, матсья, пасчима, маюра, шава, сиддха, падма, симха, бхадра. И далее в тексте упоминается еще и уткатасана.

«Гхеранда Самхита» – говорится о 32 асанах, которые «можно использовать людям в этом мире», и дается описание 31. Это: сиддха, падма, бхадра, мукта, ваджра, свастика, симха, гомукха, вира, дханур, мрита, гупта, матсья, матсиендра, горакша, пасчимоттана, утката, самката, маюра, кукута, курма, уттана, врикша, мандука, гаруда, вриша, салабха, макара, уштра, бхуджанга и йогасана.

Далее в тексте упоминается также сукхасана и описываются випарита-карани мудра, маха мудра и пашини мудра, которые с условным приближением тоже можно отнести к асанам.

Текстов, перечисляющих все 84 асаны, всего 2. Это «Хатхаратнавали» Шринивасы, датирующаяся приблизительно XVII столетием, и описывающаяся 36 из 84 асан, и «Джогапрадипика» Джаятарамы, XVIII в., описывающая все 84 асаны.

Но, уже со второй половины XVIII века асаны начинают потихоньку размножаться. В трактате Шри Таттва Нидхи (примерно вторая половина XVIII в.) Муммади Кришнараджа Водияра насчитывается уже 122 асаны, причем, есть асаны, которые выполняются на канате и на перекладине. Предполагается, что именно этот трактат сильно повлиял на Кришнамачарью, с которого, по сути, и началась вся современная йога.

Эра Кришнамачарьи

Сам Кришнамачарья в обосновании своей новаторской йоги ссылался на два текста: «Йога Курунта» и «Йога Рахасья».

«Йога Курунта» Вамана Риши – чрезвычайно древний трактат, излагающий систему динамических практик, которую Кришнамачарья познавал в устной передаче у своего тибетского гуру Рама Мохана. Позже Кришнамачарья случайно обнаружил этот текст в калькуттской библиотеке и обучил по нему Паттабхи Джойса. К сожалению, текст таинственным образом исчез, предположительно его «съели муравьи». То есть, кроме Кришнамачарьи и, возможно, Паттабхи Джойса, никто этого текста не видел. Еще более удивительно, что не было сделано ни одной копии со столь древнего и ценного манускрипта.

Другой текст «Йога Рахасья» Шри Натхамуни. Это тоже древний текст, который также был утрачен еще в средние века. Однако Кришнамачарье этот трактат чудом был явлен во время медитации, зрительно им воспринят, запомнен и позже записан. И сейчас «Йога Рахасья» существует в записи Кришнамачарьи. Здесь приводится большое количество асан, в том числе и таких, которые до этого в йогических текстах не встречаются, например, все конасаны, сарвангасана и др.

Тут, однако, уместно вспомнить, что асаны, описанные в средневековых текстах, обычный человек без тренировки и подготовки выполнить просто не сможет. И следовательно, нужны какие-то подготовительные и промежуточные упражнения, позволяющие развивать силу и гибкость. Поэтому дополнение практики новыми асанами было вполне оправдано.

Бесконтрольное размножение

Сам Кришнамачарья в своей книге «Йога Макаранда» приводит всего 38 асан. Но, начиная с середины XX века, в книгах по йоге количество асан исчисляется уже сотнями. В частности, каталог Дхармы Миттры, вышедший в 2003 г., содержит 608 асан. А еще ранее Дхарма Миттра создал схему Master Yoga Chart из 908 асан, которая и сегодня украшает стены многих йога-центров по всему миру. Причем в эту схему площадью в несколько квадратных метров вошли далеко не все асаны: первоначально для нее было сделано 1350 фотографий. При этом, просматривая даже такие объемные каталоги, любой опытный практик скажет, что там не все асаны, и вспомнит еще несколько. Впрочем, жизнь показывает, что новые асаны появляются по всему миру постоянно. Подробнее об этом в следующей статье.

Читайте также:  Коврик для йоги в зеленограде

Источник

Арифметика йоги. Сколько существует асан?

Н ет точного понимания, когда именно зародилась йога, но большинство ученых относят её возникновение к ведическим временам (около 1700—1100 гг. до н. э). Такое мнение основано на упоминании йоги в «Ригведе», где она ассоциировалась с жертвенным культом, и представляла собой чтение мантр и пение гимнов. Об асанах в те времена речи не было.

Также есть версия, что йога существовала и в доведический период, но знания тогда передавались из уст в уста, поэтому никаких письменных источников не сохранилось.

Что касается современной йоги, то её истоки принято относить к трактату «Йога Сутры» Патанджали (5 век до н.э.), в котором впервые были изложены основные принципы йоги в письменном виде. Однако, придя на занятие йогой сегодня, вы увидите множество замысловатых поз, в самых разных положениях тела: стоя, лёжа, сидя, вверх ногами и т.д. А в вышеуказанном тексте об асане говорится только, что это «неподвижная и удобная поза». Таким образом, в «Йога Сутрах» не называется ни одна конкретная асана.

Есть ещё одна теория, согласно которой, практика Хатха-йоги является ответвлением традиции натхов («шиваизм Горакшанатха»), корни которой также уходят в глубокую древность (2500—1500 г. до н. э.). В Индии традиция натхов окончательно сформировалась с 7 по 12 века н. э., её основателем считается мудрец Горакшанатх. Некоторые тексты натхов, такие как «Хатха-йога-прадипика», «Гхеранда-самхита», «Шива-самхита», «Горакша-шатака» признаны классическими, на них ориентируются йогины во всем мире. В этих текстах уже можно встретить небольшое количество асан, но оно всё равно на порядок меньше, чем практикуется сегодня.

Так в «Горакша Самхите» («Горакша Паддхати»), одном из самых ранних текстов данной традиции, написано: «Существует так много поз, как много разновидностей живых существ. Все различия между ними понимает только Шива. Каждая из 8,4млн. поз была объяснена Шивой. Из них он выбрал 84».

То есть, существуют 8,4млн. живых существ (заметьте, что эта цифра мало чем отличается от подсчётов современных учёных, по оценкам которых на Земле обитают 8,7млн. видов живых организмов), но описано в тексте всего 2 асаны — сиддхасана и падмасана.

В «Шива Самхите» (авторитетный и высоко почитаемый текст, целиком посвящённый йогической практике) приводится всего 6 поз: сиддхасана, падмасана, свастикасан, уграсана, ваджрасана, гомукхасана.

В «Хатха-йога Прадипике» описано 16 асан: свастика, гомукха, вира, курма, кукута, уттана курма, дханура, матсья, пасчима, маюра, шава, сиддха, падма, симха, бхадра, уткатасана

Другой текст – «Гхеранда Самхита»(17век) — повторяет утверждение из «Горакша Самхиты»: «Из сотен тысяч асан, 84 объяснены Шивой», и до-полняет его небольшим уточнением — «32 из них можно использовать людям в этом мире» (сиддха, падма, бхадра, мукта, ваджра, свастика, симха, гомукха, вира, дханур, мрита, гупта, матсья, матсиендра, горакша, пасчимоттана, утката, самката, маюра, кукута, курма, уттана, врикша, мандука, гаруда, вриша, салабха, макара, уштра, бхуджанга, йогасана, сукхасана).

Есть ещё несколько текстов по йоге, в которых есть упоминания об асанах.

«Тирумандирам» Тирумулара (12век) — классический текст Йоги и Тантры освещает 8 асан: бхадрасана, гомукхасана, падмасана, симхасана, сотхирасана, вирасана, сукхасана и свастикасана В «Хатхаратнавали» Шринивасы (17 век) – 36 асан: сиддха, бхадра, ваджра, симха, шилпасимхасана, бандхакара, сампутита, шуддха (4 варианта падмы), данда, паршва, сахаджа, бандха, пинда, маюра, экападамаюра, (6 вариантов маюрасаны), бхайрава, камадахана, панипатра, кармука, свастика, го-мукха, вира, мандука, маркатасана, матсиендра, паршва матсиендра, паршва матсиендра, бандха матсиендра, нираламбанасана, чандра, кантхва, екападака, пханиндра пасчиматана, шайита пасчиматана, вичитракарани, йога мудра, видхунана, падапиндана, хамса, набхитала, акаша, утпадатала, набхиласитападака, врисчика, чакра, утпхалака, уттана-курма, курма, баддха курма, кабандха, горакша, анпгустха, мустика, брахмапрасадита, панчачули, куккута, экападака куккута, акарита, бандха чули, паршва куккута, ардханаришвара, бакасана, чандраканта, судхасара, вьягхра, раджа, индрани, шарабха, ратна, читрапитха, баддхапакшисвара, вичитра, налина, канта, судхапакши, сумандака, чауранджи, краунча, дридха, кхага, брахмасана, нагапитха, шавасана.

Но, уже со второй половины 18 века количество асан начинает увеличиваться, и в тексте «Джогапрадипика» Джаятарамы (18 век) уже описывается 84 асаны.

Так скандинавский историк йоги Гудрун Бюнеманн исследовал все существующие на сегодняшний день доступные источники по йоге, и сделал вывод, что практика асан развивалась столетиями. Все асаны, которые ему удалось отыскать в тех или иных текстах, учёный объединил в своей работе — «84 асаны йоги».

В трактате «Шри Таттва Нидхи» (19-й век) Муммади Кришнараджа Водияра насчитывается уже 122 асаны, причем, есть асаны, которые выполняются на канате и на перекладине (т.е. данный текст послужил прародителем современных «пропсов»).

Читайте также:  Танцы и йога на малиновского

Предполагается, что именно этот трактат сильно повлиял на Кришнамачарью, с которого, по сути, и началась вся современная йога.

Сам Кришнамачарья в обосновании своего стиля йоги ссылался на два текста: «Йога Курунта» и «Йога Рахасья».

«Йога Курунта» Вамана Риши — древний трактат, излагающий систему динамических практик, которую Кришнамачарья познавал в устной передаче у своего тибетского гуру Рама Мохана. Позже Кришнамачарья случайно обнаружил этот текст в калькуттской библиотеке и обучил по нему Паттабхи Джойса. К сожалению, текст таинственным образом исчез, предположительно его «съели муравьи».

Другой текст «Йога Рахасья» Шри Натхамуни также был утрачен еще в средние века. Однако Кришнамачарье этот трактат чудом был явлен во время медитации. И сейчас «Йога Рахасья» существует в записи Кришнамачарьи. Здесь приводится большое количество асан, в том числе и таких, которые до этого в йогических текстах не встречаются.

Сам Кришнамачарья в своей книге «Йога Макаранда» приводит всего 38 асан. Но, начиная с середины 20 века, в книгах по йоге количество асан исчисляется уже сотнями.

В Йога Дипике Айенгара можно найти описания 200 поз.

А в 1975 году Шри Дхарма Миттра «перерыл» все трактаты, обратился за помощью ко всем известным йогам Индии, и в итоге у него получилось 908 асан (вместе с вариациями – 1300).

Но откуда же взялось целых 1300 асан?

Здесь может быть несколько источников.

Некоторые положения тела на протяжении тысячелетий практиковались в Индии в качестве тапаса — формы крайнего аскетизма или самодисциплины, которая, согласно древним представлениям, порождала огромную силу и сверхъестественные возможности. Вплоть до 18 века натхи-саньясины также практиковали аскезу и сложные асаны. Считалось, что йогин, практикующий тапас, мог стать могущественнее богов.

Возможно, поэтому некоторые асаны йоги носят имена великих мудрецов древности, которые практиковали тапас: васиштхасана, маричиасана, вишвамитрасана и др.

Ещё один вариант — откуда появились разнообразные асаны — они могли «прийти» из традиций воинского искусства.

«Мы мало знаем о развитии традиции асаны с течением времени, — пишет Бюнеманн, — тексты натхов учат относительно немногим позам, но в кругах практикующих, которые хотели получить пользу от асан для физического тела, их количество постепенно увеличилось. Позы были отделены от общей системы йоги и объединены с физическими упражнениями. В современной Индии асаны также включены в системы подготовки спортсменов, в частности борцов (малла)».

Известно, что в средние века натхи были очень влиятельны. В своем исследовании «Тело йоги» Марк Синглтон отмечает, что натха-йогины времен империи Великого Могола и ранней Британской Индии были, возможно, первой крупной религиозной группировкой, основанной на идее военной организации. Это были священные воины, аскеты-боевики. Слава о «мистической броне» натхов, их физической неуязвимости приравнивала их к бессмертным богам.

Вот почему часть асан могла прийти из воинской подготовки (к слову сказать, боевому искусству посвящена одна из шести Упавед – Дханурведа). Возможно, именно из традиций малла пришли в йогу такие асаны как «лук», «всадник», «герой» и др.

Другой возможный источник асан – это богатейшая индуистская иконография. Существуют многочисленные изображения высших существ, например, 84 махасиддхов и 64 йогини. Махасиддхи почти все изображаются сидящими в медитативных позах, а йогини, наоборот, — стоя.

Также, 108 изображений Шивы, исполняющего Танец творения и разрушения – Тандава, где движения божества напоминают современные асаны. Например, lalaadathilagam – Шива стоит с поднятой вверх ногой; sakramandalam — похожа на маласану, athikrantham — мост, sagadasyam — дханурасана и др.

Впрочем, и классический индийский танец, основы которого изложены в трактате «Натьяшастра» Бхараты Муни, вполне мог стать прародителем некоторых асан. Например, натараджасана, капотасана, врикшасана, часто встречаются в классическом индийском танце бхаратанатьям.

Все это говорит о том, что ничто не постоянно: меняется жизнь, меняется человек, меняется мир вокруг, а вместе с этим меняется и йога, адаптируясь к потребностям современного человека.

Есть более древние асаны, которые упоминаются в писаниях, а есть и более современные, введенные в практику мудрецами. Некоторые асаны имеют названия животных, предметов, а другие названы в честь создавших эти позы йогов. Также существуют асаны, названные по сходству (например, Триконасана).

Как говорил один из исследователей йоги Норман Сьоман: «Традиция йоги — это живая традиция. Она жива до той поры, пока пускает новые побеги».

Но важно помнить, что, сколько бы асан ни существовало, и откуда бы они ни появились, это — всего лишь позы, которые являются частью целостной системы саморазвития. А истинная йога подразумевает, в первую очередь, работу с сознанием.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector