Меню

Чтения на тему шести йог наропы

Чтения на тему шести йог наропы


Как в более длинном, так и в кратком трактатах о системе Шести Йог («Книга Трёх Вдохновений» и «Практическое Руководство по Шести Йогам») Лама Дже Цонкапа уделяет особое внимание первой из шести йог или йоге внутреннего тепла, потому что успех в остальных пяти зависит от уровня мастерства, достигнутого в практике внутреннего тепла. Как он объясняет в «Книге Трёх Вдохновений»:


Таким образом, йога внутреннего тепла является основой успеха в остальных пяти йогах. По этой причине Цонкапа и большинство более поздних комментаторов-гелугпа сделали освещение этой йоги своим приоритетом. В течение недавних столетий большинство трактатов, написанных тибетскими ламами двенадцати школ Кагью опустили пятую йогу – йогу форсированной проекции в другое тело – потому что принадлежащая этой йоге линия Наропы предположительно была утеряна со смертью сына Марпы Дармы Доди. Они составили список из шести йог, отделив йогу сновидений от йог иллюзорного тела, и рассматривали их независимо друг от друга.
Однако, Цонкапа, подобно Пал Пакмо Друпа, обучал йоге сновидений как одной из трёх ступеней практики иллюзорного тела, и эта традиция продолжалась гелугпинской литературе комментариев. Он приводит подробное описание йоги форсированной проекции в «Книге Трёх Вдохновений», однако в «Руководстве по Практике Шести Йог» он просто упоминает название этой йоги и не освещает практику, возможно потому, что он считает её недоступной способностям и интересам большинства людей.
Несмотря на вышесказанное, однако, важно помнить, что хоть линия йоги форсированной проекции Наропы, вероятно, прервалась (и даже эта теория находится под вопросом), источником техники является Чатурпита Тантра, которая, вместе со своей устной традицией, всё ещё существует.
Как бы то ни было, йога форсированной проекции несомненно наименее практикуемая из всех Шести Йог, и в действительности поддерживается только из почтения к мастерам прошлого.


Как и во всех остальных буддистких учениях, традиция утверждает, что первоисточником Шести Йог Наропы был сам Будда, который 2500 лет назад учил многим различным сутрам и тантрам, где сутры были открытыми проповедями, а тантры – тайными проповедями Ваджраяны. Шесть Йог Наропы являются синтезом многочисленных тантрических доктрин, воплощённых в исходных тантрах, преподанных Буддой. Это объясняется Ламой Цонкапой в «Книге Трёх Вдохновений»:

Источник

Последовательное руководство к глубокому пути шести учений Наропы «Обладающее троичной надежностью»

Вышла в свет электронная книга!

Чже Цонкапа.
Последовательное руководство к глубокому пути шести учений Наропы «Обладающее троичной надежностью»

От редактора, Андрея Терентьева

Основатель Фонда поддержания махаянской традиции (FPMT), лама Еше когда-то начал свой первый курс по практике внутреннего огня — туммо — такими словами:

«… Вот то, чего вы ждали. Это и есть тот прямой путь к Пробуждению, о котором вы столько слышали. Это очень простой процесс — очень практичный, логичный и научный. Чтобы он работал, не надо верить, что внутренний жар приносит блаженство, просто делайте практику — и получайте результаты.

Ламрим, постепенное руководство пути к Пробуждению, приносит удовлетворение более религиозного характера; внутренний жар более научен, поскольку его осуществление не зависит от религиозной веры. Если вы делаете, — опыт возникает автоматически. Здесь нет никаких обычаев или ритуалов. Практикуя внутренний огонь, вы имеете дело со своей собственной внутренней реальностью: вы просто усиливаете мощь бодхичитты 1 и огня, которые уже имеете. Она имеет необыкновенную силу, — словно вулкан, который вдруг в вас открывается.

Философия и методы Ламрима представлены в интеллектуальной форме и могут вас интеллектуально в чём-то убедить. Но это убеждение подобно облаку в небе. Когда оно есть, —
ваша духовная практика сильна. Но, как только облако уходит, вы теряете уверенность, и практика ослабевает. И после того, как вы привыкли ориентироваться на Ламрим, когда вы услышите, что основным путём к достижению Пробуждения является медитация внутреннего огня, — вы вдруг оказываетесь в новом мире.

Внутренний огонь и есть настоящая шоколадка! В то время как с другими видами медитации бывает трудно достичь результата, внутренний огонь — чувственный быстрый способ ощутить, что вы прогрессируете. Вы будете удивлены. Начав практиковать, вы подумаете: «Что ещё мне нужно? Это единственный путь». Остальные практики покажутся второстепенными…

Однако это не значит, что Ламрим не нужен вообще, — и Чже Цонкапа настойчиво говорит об этом в переводимом ниже тексте. Без тренировки ума, порождения устремлённости к Пробуждению, бодхичитты, и без достаточного понимания пустоты шесть йог Наропы превратятся в новые ловушки для простаков, которые будут унесены вихрем пробуждённых ими энергий — к новым бедам.

Ринпоче подтверждает свою мысль таким рассказом: «Когда мне было 8 или 9 лет, я знал одного человека из Тантрийского колледжа, имевшего заметные достижения. В частности, с помощью ваджры и привязанного к ней куска ткани он мог остановить ураганный ветер, подбросив эту ваджру в воздух. Я видел это своими глазами: такие вещи действительно существуют, и я видел это сам. В то время, поскольку я был маленьким и впечатлительным мальчиком, я попытался исполнить то же самое: я привязал к ваджре тряпку, но, сколько я ни махал этим, — ничего не произошло…» (см. ссылку 7).

А ведь немало и среди нас таких, кто, как дети, пытается без подготовки имитировать тантрийские практики и думает по наивности, что что-то вдруг произойдёт…

«Шесть йог Наропы» — сокровенное учение, и, раздумывая о возможности и целесообразности его русского издания, мы испытывали известные сомнения. Их разрешил Его Святейшество Далай-лама, позволивший осуществить данную публикацию ограниченным тиражом — только «для серьёзных практикующих», как он выразился, или по крайней мере тех, кто получил посвящение уровня Ануттарайога-тантры.
В самом Тибете это учение долгое время хранилось в большом секрете. В заключительной строфе «Ваджрного стиха устной традиции» Наропа написал:

Пусть тринадцать поколений эта Дхарма
остаётся сокровенной и изустной.
В ней вся суть и сутр и тантр заложена,
чтобы дать Освобождение счастливцам…

То есть Наропа ясно указал, что на протяжении 13 поколений передача шести йог должна происходить тайно и только изустно: детальные наставления не должны записываться. Именно Чже Цонкапа принадлежал к 14-му поколению тибетских Учителей — тем, кому стало дозволено писать открыто о шести йогах. 4

Читайте также:  Йога для беременных 1905 года

На английском языке перевод этого текста был впервые опубликован Гарма Чангом, к сожалению, со множеством ошибок. В России было сделано несколько переводов с перевода Чанга, которые ещё ухудшили текст. Но сравнительно недавно появились две работы Глена Муллина, предложившего новый перевод, тщательно выверенный с помощью ряда тибетских Учителей 5. Очень полезный труд Муллина помог исправить ряд неточностей в нашем переводе и сделать ряд уточнений. Ещё более важную помощь в работе над данным проектом оказал дост. Кирти Ценшаб Ринпоче, который по нашей просьбе передал устный комментарий на этот текст Чже Цонкапы в Петербурге в 2002–2003 гг. и объяснил ряд мест, остававшихся непонятными.

Кроме того, для редактирования были использованы аудиозаписи 1990 года учений по «Шести йогам» Его Святейшества Далай-ламы 6, распечатка аудиозаписи соответственных учений Серконга Ринпоче в Институте Ваджрайогини в 1982 г. 7 и учения Намгьяла Ринпоче «The Womb of Form. Pith Instructions in The Six Yogas of Naropa». From the Teachings of Namgyal Rinpoche. Ottawa: Crystal Word Publications.

Для пояснения выполнения йоги Ваджрасаттвы также использовались устные объяснения геше Сонама Ринчена, полученные редактором в 1990 г.

От переводчика, Альгидраса Кугявичуса

Описанные в этой книге йогические практики весьма трудны для исполнения в условиях нашей загруженной заботами жизни. Но, наверное, самое неблагоприятное условие — не «мирская суета», а отсутствие рядом опытного мастера йоги, способного корректировать эти психо-физические упражнения, чтобы они не увели в дебри еще одной игры (в лучшем случае) или помешательства (в худшем). Читающему эту книгу становится ясно, что действительная практика Тантры требует высоких личных качеств и особых окружающих условий, а не только стремления к таинственным силам, формально полученных посвящений, бормотаний множества мантр и воображения божеств.

И здесь даются лишь вехи для практикующих, — эта книга не является подробным учебником. Есть два типа комментариев: объяснительный (shes khrid) и практический (nyams khrid). Здесь Чже Ринпоче даёт первый, — второй следует получать индивидуально у Вашего Учителя.

Одна из целей нашего перевода этого специфического сочинения — ознакомить серьезных читателей со ступенью завершения тантр раздела высшей (ануттара) йоги, которая «высшая» не в смысле «превосходства» над другими системами, а как кульминационный этап мантраяны — системы быстрого преображения омрачений (клеш) в соответственные аспекты пробужденного сознания.

Только для получивших посвящение Ануттарайога-тантр

Источник

Чтения на тему шести йог наропы

ШЕСТЬ ЙОГ НАРОПЫ

Эти шесть йог были разработаны индийским сиддхой Наропой в дополнение к его ежедневным медитациям махамудры. В их число входят йога внутренней теплоты, йога иллюзорного тела, йога сна, йога Ясного Света, йога бардо и йога переноса сознания. Эти шесть йог призваны помочь адептам справляться с разного рода противоречивыми эмоциями. Здесь не стоит говорить о них подробно, и вот почему: прежде чем приступить к любой из них, адепт должен получить определенные посвящения и завершить приготовительные практики. Впрочем, я могу объяснять природу этих практик и основания, по которым адепт выбирает ту или иную. Перед началом практики шести йог необходимо осуществить как общие, так и специальные приготовления. Общие приготовления состоят в размышлениях о непостоянстве, о кармической причине и следствии, о новом рождении и о страданиях в колесе самсары. К специальным приготовлениям относятся покорность учителю, Ваджрасаттва, мандала и гуру-йога.

Успешно завершив предписанные приготовления, йогин или йогини может обратиться к шести йогам Наропы. Согласно традиционному учению, мистическая йога внутренней теплоты наиболее подходит людям, обладающим колоссальной энергией и самоотверженностью. Людям же флегматичным лучше всего подходят йога сна и йога Ясного Света. Другими словами, каждая из йог практикуется в соотнесении со склонностями адепта, особенностями его характера и психики. Практика мистической теплоты, например, весьма эффективна для тех, кому свойственна повышенная сексуальная возбудимость, тогда как йога иллюзорного тела рекомендуется людям с агрессивными наклонностями. Для тех, кто расположен к душевным помрачениям и искажениям, противоядием может послужить йога Ясного Света. Йога бардо практикуется для предуготовления к неизбежной кончине и посмертному бардо. Перенос сознания происходит из-за разделения тела и разума в момент смерти. Но эта практика позволяет адепту овладеть навыком переноса сознания еще при жизни.

Практикуя эти шесть йог, йогин или йогини получают способность вызывать ощущение высшего блаженства ( махасукха ). Обычно наши желания бывают причиной пристрастий и маний. Но практика позволяет преобразовать низменное и подавленное в возвышенное и независимое. Тогда психофизиологические энергетические каналы ( надис ), поток психофизиологической энергии ( прана ), психофизиологические энергетические центры ( чакры ) и эссенция жизни ( бинду ) начинают действовать в своем оптимальном режиме, при этом выводя адепта на ранее неведомый уровень психосоматического здоровья и силы. Шесть доктрин Наропы потому являются самым действенным путем реализации совершенных методов ( упайя ) тантрической практики, что каждая йога разработана для определенного типа эмоционального аффекта (клеша).

МИСТИЧЕСКАЯ ЙОГА ВНУТРЕННЕГО ТЕПЛА (ТУММО)

Мистическая теплота практикуется с целью преобразования сексуальной энергии в духовную. При помощи этой практики обычное телесное, половое наслаждение превращается в высшее блаженство. Этот опыт счастья ведет к альности, то есть пустоты, ибо переживание душевного блаженства неотделимо от нее. Для этого следует овладеть психофизиологической энергией, каналами, по которым она движется и эссенцией жизни. Есть три основных канала, проводящих энергию: один проходит по центру тела и соответствует позвоночнику, второй — справа от него, а третий — слева. Правые и левые энергетические каналы представляют мужское и женское начала. Еще есть пять центров психофизической энергии, которые размещены в определенных местах тела. Верхняя чакра размещается в голове и именуется еще чакрой блаженства. Чакра полного снисхождения лежит в гортани, на уровне щитовидной железы. В области сердца расположена чакра душевного излияния. Чуть выше пупка обретается чакра творческих проявлений, а ближе к гениталиям — чакра удовольствия.

Читайте также:  Шри янтра твоя йога

Верхнюю чакру, как уже говорилось, называют центром блаженства. Согласно тантрической медико-психологической системе, даже при обычном половом акте блаженство исходит от головы. Чакра гортани заслужила звание полного снисхождения, потому что через это отверстие проходит все, что мы едим и пьем. Сердечная чакра названа центром душевного излияния, поскольку именно из нее истекают влечения и антипатии. Пупковая чакра известна как центр творческих проявлений, потому что именно здесь обретается творящая жизненная сила. Считается, что даже телесное тепло стекается сюда, чтобы стать творящим источником собственно жизненной силы. Генитальная чакра известна как центр удовольствия. Учение говорит, что в нормальных обстоятельствах переживание удовольствия нисходит от верхнего центра через сердечный и пупковый центры к генитальному, где выпускается как сексуальная энергия. Но при помощи тантрической практики сексуальная энергия намеренно сохранена и обращается вспять. Практик не теряет контроля над ней. Такое обращение хода половой энергии способно принести великое блаженство. Конечно, такого рода самоконтроль требует длительной практики.

У йогина или йогини прочищаются каналы, проводящие энергию, они начинают свободно взаимодействовать. Практика позволяет вырабатывать тепло и при его посредстве обретать блаженство. Надо сказать, что практика эта, помимо духовной самореализации, зачастую сообщают адепту восхитительное чувство полного здоровья, которое вызывается уравновешиванием первоэлементов. Кроме того, в результате практики мистического внутреннего тепла адепт становится независим от крайних природных проявлений: зноя и мороза.

ЙОГА ИЛЛЮЗОРНОГО ТЕЛА

Практика йоги иллюзорного тела позволяет нам работать с таким чувственным аффектом, как агрессия. С помощью этой практики мы можем постичь несущностную природу агрессии, тем самым необъективную природу вещей. Есть несколько способов распознать иллюзию. Первый — рассмотрение материальных объектов, второй — рассмотрение речи, а третий — рассмотрение самого процесса обдумывания. Рассмотрение материальных объектов означает отношение к ним как к своего рода сновидениям. Когда человек спит, у него возникает впечатление, будто он встречается с тем-то и с тем-то, что живет в таком-то и таком-то доме, ну, и прочее в этом роде. Но, проснувшись, он понимает: абсолютно все, что ему снилось, необъективно. Точно так же все, что видится плотным и непрозрачным в мире феноменов, на самом деле невещественно и лишено сущности. Йога иллюзорного тела позволяет осознать это в полной мере.

ЙОГА СНА

Практика йоги сна позволяет нам вызывать яркие сновидения и осознавать их в то время, пока еще спим. С ее помощью даже сны используются для духовного развития, так что адепт не теряет ни часа как во время бодрствования, так и во время сна. Эта практика состоит из двух компонентов: распознавание сновидений именно как сновидений и понимание их иллюзорности. Знакомясь с этими двумя составляющими йоги сна, йогин или йогини получают способность изменять сновидения по своему желанию. Кошмар, например, можно преобразовать в приятную грезу. Если исключить сны, предвещающие события будущего и т. п., большинство остальных окажется, как замечено, порождением нашей кармической наследственности и ее ориентации. Отношения между йогой божества (то есть визуализацией божеств) и йогой сна довольно сложны, но обе имеют дело с умозрительными образами, которые являются очень важными для понимания трансформатиннмх возможностей разума.

ЙОГА ЯСНОГО СВЕТА

Когда йогин или йогини приобретают опыт в предыдущей йоге, он — или она — привыкает удерживать сознание во время сна, не поддаваясь ни сонной одури, ни лености. При помощи йоги Ясного Света адепт вырабатывает в себе колоссальную проницательность и концептуальную ясность, поскольку незнание влияет на него гораздо меньше.

Адепт практикует йогу мистического тепла и йогу иллюзорного тела днем и медитирует в йоге сна и йоге Ясного Света ночью. Мистическая теплота и йога иллюзорного тела, как уже говорилось, действуют как противоядия от агрессивности и гипертрофированных желаний. Йога сна предназначена для того, чтобы рассеять сонную одурь и вялость. Она дополняется йогой Ясного Света. Результатом обеих практик становятся ясность ума и проницательность: йогин или йогини сохраняют ясное сознание и днем и ночью. С их же помощью можно преобразовать пять «ядов» и достичь махамудры. Шесть Йог — метод, махамудра же — цель.

ЙОГА БАРДО

Практика йоги бардо различает четыре части: естественное бардо этой жизни, мучительное бардо умирания, сияющее бардо дхарматы и кармическое бардо воплощения. Слово «бардо» буквально означает «промежуточное состояние». Естественное бардо этой жизни включает все от момента рождения до смертного часа. Таким образом, жизнь можно рассматривать как прослойку между рождением и смертью. Согласно Учению, жизнь как таковая состоит из непрерывной чреды рождений, смертей и новых рождений. В этом смысле всякая свежая мысль, новая жизненная ситуация или новое переживание тоже представляют собой рождение. Когда они вырождаются в тусклые воспоминания или уходят в подсознание, это сродни смерти. Повторение же похожих жизненных и ментальных переживаний впоне олицетворяет новое рождение. Поэтому нам следует освоиться с собственной смертностью еще в естественном бардо этой жизни. Если нам это удается, мы можем считать себя подготовленными к мучительному бардо умирания.

МУЧИТЕЛЬНОЕ БАРДО УМИРАНИЯ

У мучительного бардо умирания две фазы: внешнее растворение, когда растворяются чувства, органы чувств и внешние элементы ( джунг ва ), и внутреннее, когда растворяются как грубые, так и тонкие душевные состояния вкупе с чувствованиями ( сем джунг ). Согласно тантрическим воззрениям на биологию, жизнь сформировалась в результате соединения пяти первоэлементов. Те же самые элементы поддерживают жизнь человека после рождения. В них лежит и причина смерти. Гармоничное их сосуществование — основное условие жизни как процесса. Когда же они разобщаются, это возвещает наступление мучительного бардо умирания.

Вместе с растворением первоэлементов идет постепенное истечение из тела его психофизиологической энергии. В результате тело умирающего утрачивает свои нормальные функции. Первой пропадает способность усваивать пищу. Человек больше не может принимать обычную еду и питье; начинаются трудности с дыханием. Умирающий больше не владеет ни руками, ни ногами, утрачивается и контроль над кишечником. Разумом овладевают бред и помрачение.

Читайте также:  Влияние йоги на потенцию

В скорбный список злополучий и тягот умирающего входит и последовательное растворение этих пяти первоэлементов. Первоэлемент земли обеспечивает телу крепость и силу. Во время смерти, однако, этот элемент растворяется в водном Элементе, из-за чего тело делается все слабее и слабее. Шея уже не держит голову, ноги совершенно отказываются служить, ну и так далее в том же духе. Кроме этих, видимых знаков приближающейся смерти, присутствуют и психические признаки. Разум притупляется и мутнеет, мысли путаются.

Далее первоэлемент воды растворяется в первоэлементе огня. Поскольку первоэлемент воды снабжает тело всеми необходимыми жидкостями, его растворение — вполне ожидаемо — вызывает сухость полости рта и языка. Язык к тому же коченеет. При этом ментальное состояние умирающего можно охарактеризовать как взволнованное и беспокойное.

Далее следует растворение элемента огня в элементе воздуха (ветра). Физиологически это выражается в охлаждении рта и носа, поскольку теплота тела улетучивается из этой области тела. У человека периодически ускользает сознание, ему трудно воспринимать и распознавать то, что его окружает.

Этот постепенный и мучительный процесс растворения достигает высшей точки, когда от сознания отсоединяется элемент ветра. Дыхание умирающего сбивается: долгие выдохи сменяются тяжкими вдохами. Дыхание становится беспорядочным, с длинными выдыханиями и трудными вдыханиями. Накатывают галлюцинации, чья природа определяется как опытами жизни умирающего, так и его кармической наследственностью. Мозг уже не способен к осмыслению, органы чувств отказывают, и умирающий или вообще не может ничего воспринимать, или в лучшем случае неправильно понимает воспринимаемое.

Когда чувства совершенно прекращают функционировать в комплексе, сознание растворяется в первоэлементе пространства, и умирающий перестает дышать. В танатологической литературе утверждается, что при этом в области сердца еще остается слабое тепло. Говорят, будто в некоторых редких случаях умершего еще возможно реанимировать и вернуть к жизни. Если же не считать эти необычные исключения, именно здесь проходит граница между жизнью и смертью. Сила кармы вырывает сознание из тела, результатом чего становится процесс растворения как грубых, так и тонких ментальных состояний. По ходу постепенного затухания душевной деятельности усопший начинает ощущать белизну, красноту и черноту.

Тантрическая литература различает два типа источников жизненной энергии. Они известны как субстанции жизни и обретаются в двух различных местах. Один вид источника энергии — мужская жизненная субстанция, наследуемая от отца и располагающаяся в коре головного мозга, ближе к макушке. Женский источник энергии наследуется от матери и находится в области пупка. Мужская субстанция белая, в то время как женская — красная. Во время смерти из-за перетечения психофизиологической энергии мужская субстанция жизни, находившаяся в области макушки, опускается по центральному энергетическому каналу, и умерший воспринимает белизну. Белизна эта, говорят, подобная лунному свету. Тут начинается подъем женской субстанции, обычно обретающейся близ пупка. Это вызывает ощущение красноты, чей оттенок напоминает восходящее солнце. Когда обе субстанции встречаются в сердечной чакре, умерший ощущает черноту. Только теперь он совершенно мертв, свободен от телесной оболочки.

СИЯЮЩЕЕ БАРДО ДХАРМАТЫ

Появление белого и красного свечения относят к физическим феноменам, а посмертное переживание Ясного Света называют сиянием основы или конечным сиянием. Эти два вида сияния присущи разуму как таковому в качестве природы будды. Поскольку все скверны разума разом исчезли и уже не застят взгляд, у умершего появляется возможность признать ее собственной прирожденной природой. Природа будды присутствует в каждом, и никому из нас от нее не уйти, но это вовсе не подразумевает, что мы сможем распознать ее, когда придет время. Для того и предназначены практики, подобные шести йогам Наропы.

Природу разума, вполне осознанную при помощи практик, называют сыновним сиянием, а то, что в разуме присутствует врожденно — материнским сиянием. Если умерший сможет поймать этот драгоценный момент и понять, что переживание сияния в этом его состоянии — то же самое, что и познание собственной природы, он вырвется из рабства самсары. Если же он не сможет распознать в этом свою природу, ему предстоят страдания во всем их разнообразии. Его бардо наполняется угрожающими существами с несколькими головами и со множеством рук и ног. Но этим устрашения не ограничиваются. На умершего обрушиваются столь чудовищные образы и звуки, какие только можно вообразить.

После того как умерший преодолеет стадию страшных душевных мук, ему милостиво предоставляется бессознательное переживание необычайной силы. Все предыдущие явления исчезают, и он оказывается в совершенно иной среде, где все прозрачно, наполнено светом и сияет всеми цветами радуги. Этот мир населен спокойными существами, они царственно прекрасны и облачены в драгоценности. Открывается захватывающее зрелище пятицветного сияния, где каждый цвет соотносится с первоэлементом.

Тут надо особо отметить один пункт, на который умершему следует обращать внимание во время странствия в бардо, чтобы видения его не захватили: он должен сознавать, что эти явления — порождения его собственного разума и потому не относятся к объективной реальности. Тантрическая практика визуализации как мирных, так и гневных божеств считается чрезвычайно действенным способом ознакомления с подобными разновидностями психической проекции. Если мы признаем, что видения бардо — порождения разума, то должны согласиться, что можем обрести освобождение в самом бардо. Иначе мы родимся снова — вследствие нашей неисчерпанной кармической предыстории. А далее начинает проявляться кармическое бардо воплощения.

КАРМИЧЕСКОЕ БАРДО ВОПЛОЩЕНИЯ

Где и в ком мы получили новое рождение, каковы наши физические характеристики и душевные свойства, определено главным образом нашими деяниями в предыдущей жизни и психической диспозицией во время смерти. Так же как с помощью духовной практики можно сделать умирание менее мучительным, можно уменьшить и «травматичность» рождения, принимая его осознанно и с пониманием. Это способ, которым высокоразвитые и сознательные существа позволяют себе родиться.

ПЕРЕНОС СОЗНАНИЯ

Йога переноса сознания (пхо ва) подразумевает переход сознания адепта в высшее состояние. Для овладевшего ею йогина — или йогини — становится по силам выпускать сознание через верхнюю чакру. Такой практик может в совершенстве управлять системой тело — разум.

Источник

Adblock
detector