Меню

Что обозначает слово йога

Каково значение слова Й ога?

В настоящее время слово йога хорошо известно всем, и каждый, понаслышке или посетивший занятия по йоге, а может столкнувшившийся с истинным индийским аскетом, имеет некое своё собственное представление о предмете статьи. Здесь кратко приведены многочисленные варианты перевода слова йога и рассмотрено его толкование в ныне авторитетных источниках.

Перевод

Слово йога (санскр. योग, англ. yoga) имеет великое множество переводов, часть из которых такова: [1]

Всевозможные варианты перевода можно грубо привести к двум основным понятиям:

Остальные, в большинстве случаев, являются лишь смысловыми оттенками и находятся в промежутке между этими пограничными понятиями.

Здесь неслучайно приведено одно и то же слово — связь, ибо эти понятия неразделимы — соприкосновение одновременно приводит к взаимной зависимости друг от друга, о чём чуть подробней сказано ниже.

Вольные версии

На мысль разобрать слово йога по слогам натолкнула попавшаяся информация о языковых корнях, составляющих слово и несущих в себе определённый мысленный образ.

Существует версия, что в русских словах слог ГА означает движение : нога, телега, дорога. [6] На санскрите GA (ग) имеет значение аналогичное русскому: движущийся, и в дополнение к нему прибавляются такие варианты: достигающий; соединённый с, связанный с; неизменный, твёрдый в.
К первому слогу YO (यो) можно найти следующие определения: Любой, Тот кто; прекращать; отправляться; приступать к; продвижение; путешествие.

Очевидно, что при таком свободном и субъективном подходе перевод не в коей мере нельзя назвать сколь-нибудь достоверным. Это, скорее, игра словами с целью поискать скрытые смыслы и посмотреть на слово с разных сторон. В результате таких перестановок можно уловить исходную суть и создать внутреннее смысловое содержание, при котором как таковое словесное его определение отпадёт. Иными словами, если глубинно понимается сущность стоящая за словом, то его трактовка может иметь произвольное словесное выражение.

Итак, комбинирование всевозможных фраз остаётся только делом фантазии, и в качестве вариантов получаем:

Тот, кто в движении;
Отправляться в путь;
Неизменный в продвижении.

Интересно и то, что первый символ (य) в написании слова йога используется для обозначения сердечной чакры (анахаты). Понятие сердце хранит в себе такие значения, как середина (средина) и сердцевина (сердечник — наиболее глубокая и скрытая часть чего-то). В этом случае второй слог GA получает указание о направлении — куда собственно двигаться, чего достигать и с чем соединяться. Итог такого перевода удивительно сходен с трактовкой слова йога приведенной в Бхагавадгите.

Движение к равновесию (как середине), и вместе с тем
к истинной сути (как центру).

Сходства в других языках

Старославянское — иго (*jьgo): [5]

Латинское — jugo, jungo:

Трактовки

Наиболее ранние упоминания слова йога в текстах встречаются в древнеиндийских трактатах — Упанишадах.

Так в Тайттирья-упанишаде читаем (II,4): [4]

Здесь йога приводится как часть четвёртой из пяти оболочек тела человека (Виджняна-майя коши) и означает обладание различающей способностью для принятия верного решения, без которой ясного знания нет и не может быть. [2]

Катха-упанишада даёт описание йоги в более развёрнутом виде: [2]

Когда пять чувств познания успокоятся, вместе с умом,
и разум не активен — это состояние называют наивысшим.
Это крепкое удержание чувств известно как Йога.
Человек должен стать бдительным, ибо йога достигается и утрачивается.

Последнее предложение указывает на то, что при невнимательности практикующий может потерять всё прежде наработанное посредством самоконтроля.

В официально признанном и основополагающем источнике Йога-Сутры Патанджали приводится следующее определение (I,2) (в трёх переводах): [3][4]

Несколько иную трактовку видим в Бхагавадгите (II,48): [4]

В йоге устойчивый, действуй, оставив привязанность, Партха!
В неуспехе, удаче будь равным; равновесьем именуется йога.

В подтверждение сказанному в шлоке VI,2 йога раскрывается как: [4]

То, что отрешённостью называют, знай это как йогу,
Ибо не бывает никакой йоги без отрешённости от желаний.

В других источниках термин йога подразумевает союз противоположностей. Так в Хатха-Йога-Прадипике Сатьянанда Сарасвати приводит следующее определение:

Йога — состояние единения между двумя противоположными полюсами, а именно, шивой и шакти, телом и умом, индивидуальным и космическим сознаниями. Процесс единения противоположных сил в теле и уме с целью реализации духовной сути человека и его существования.

Расхождение трактовок

Действительно, во многом какова трактовка термина йога заложенная в тексте, то и отражается в его предписаниях — как должен вести себя практикующий.

Читайте также:  Семинары по аштанга йоге в москве

Описание жизни вставшего на путь йоги по Йога-Сутрам, а также по Хатха-Йога-Прадипике, Гхеранда-Самхите уже само по себе указывает на необходимость самостоятельной практики в уединении. Тогда как Бхагавадгита, также упоминая об отдалении и достижении отрешённости, учит, как практика йоги должна осуществляться в социальной среде, отражая бескорыстный — о плодах действий не заботясь — аспект деятельности.

В одном случае, это обособленность от общества и путь внешне бездеятельного аскета, который внутренним самообузданием преодолевает чувственные желания. В другом, это искусство в действиях, осуществляемое среди людей — искушённость в делах, совершаемых без привязанности к должному делу и равно относящемуся к плохим или хорошим результатам своего труда.

И, тем не менее, противоречий здесь нет. На вопрос о различии трактовок, пожалуй, стоит ответить словами из Бхагавадгиты (IV,18): [4]

Кто в бездействии действие, а в действии бездействие видит,
Тот мудрец средь людей

Тем и удивительна йога, что своей разносторонностью позволяет достичь конечной цели вне зависимости от применяемого подхода.

От того, по какому из путей двигаться: уединённая практика или среди людей, это, скорее, вопрос личных предпочтений. Однако для достижения единения противоположных сил следует развивать ту сторону себя, которая испытывает недостаток. Так будучи экстравертом необходимо акцентироваться на уединении и самоуглублении, интроверту же надо учиться лёгкости взаимодействия с внешним, оставаясь при этом безучастным.

Связать и соединить

Важно осознать, что сопряжение двух составляющих всегда создаёт отношения зависимости между ними. Подобное соединение, в случае достижения взаимного уравновешивания и согласованности, приводит к совокупному усилению, что позволяет уже совместно достичь новых результатов и открывает новые возможности.

Ещё раз, ключевая мысль в том, что каждое существо или предмет несет в себе свои уникальные свойства, которые в соединении друг с другом и при сбалансированном их использовании, позволяют достичь цели. Это проявляется во всём в жизни — только научившись правильно обращаться с объектом, так сказать, обуздав его и обретя некоторую сноровку, можно с его помощью решать поставленные задачи.

В качестве примера как йога сначала должна связать, укротить одно, чтобы затем соединиться с другим, подойдёт хорошо известный из Упанишад образ тела человека, уподоблённый колеснице, где [2][4]

Возничий (как разум человека) должен укротить строптивых лошадей (пять чувств) и подчинить их своей воле, иначе норовистые кони будут рвать вожжи (ум) каждый в свою сторону, и неуправляемая колесница в конце концов со всего разгону налетит на что-нибудь и поломается.

Из этого примера очень хорошо видно, что ни в коем случае не надо полностью подавлять чувства — это равносильно полной остановке колесницы посредине пути. Важно подчинить воле разума свои чувства, научиться управлять желаниями, и только тогда у Возничего есть шанс услышать голос Души (Атмана сидящего в колеснице). Только Душа знает дорогу к конечной точке путешествия, к высшей цели — обители абсолютной Истины, Богу.

Резюме

А стоит ли искать точный перевод слова йога или гораздо важнее постараться понять суть вложенную автором конкретного текста в термин?

Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что не только каждый человек, но и разные философские школы передают в этом слове свой особый смысловой оттенок, и едва ли удастся обнаружить смысл в его первозданной форме, тем более, что со временем понятие термина только расширялось.

Ныне ёмкость слова йога такова, что включает не только приведённые здесь значения, но и множество иных. Подобно словам омонимам, тождественным по произношению, но значения коих отлично, слово йога в каждой конкретной ситуации может нести разную смысловую нагрузку и часто применяется в связке с другим словом. Именно вследствие этого слово йога не переводится, давая возможность человеку самостоятельно понять значение и усмотреть его смысловой образ в контексте высказываемого.

Источник

Значение слова «йога»

[От санскр. yōga — сосредоточение мыслей, созерцание]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Основные направления йоги — это раджа-йога, карма-йога, джнана-йога, бхакти-йога и хатха-йога. В контексте философии индуизма, под йогой понимается система раджа-йоги, изложенная в «Йога-сутрах» Патанджали и тесным образом связанная с основополагающими принципами санкхьи. Йога обсуждается в различных писаниях индуизма, таких как Веды, Упанишады, «Бхагавадгита», «Хатха-йога-прадипика», «Шива-самхита» и Тантры. Конечная цель йоги может быть совершенно разной: от улучшения физического здоровья и до достижения мокши[уточнить]. За пределами Индии термин «йога» зачастую ассоциируется лишь с хатха-йогой и её асанами — физическими упражнениями, что не отражает духовного и душевного аспектов йоги. Того, кто изучает и практикует йогу, именуют йогом или йогином.

Читайте также:  Йога в гамаках в таганроге

В 2016 году ЮНЕСКО, отметив существенное влияние на многочисленные аспекты жизни индийского общества в сфере здравоохранения, медицины, образования и искусства, включила йогу в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

йо́га I

1. религ. филос. религиозно-философское учение (в Индии), разработавшее особую систему приёмов и методов самопознания, позволяющую управлять психическими и физиологическими функциями своего организма

2. филос. название одной из шести ортодоксальных школ (принимающих авторитет вед) индийской философии, основанной Патанджали во II веке до н.э.

3. система физических и психофизиологических упражнений, выработанная последователями этого учения (1) ◆ Увлекаться йогой. ◆ И она подумала, что ей надо серьёзно заняться самоконтролем, возобновить занятие йогой, и, может быть, под руководством самого Чаури Сингха, который состоит членом высшей лиги йогов… Сергей Жемайтис, «Большая лагуна», 1977 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Он целиком вошёл в практику йоги и в основы индо-тибетской медицины. Еремей Парнов, «Третий глаз Шивы», 1985 г. (цитата из НКРЯ)

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: пересохнуть — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Значение слова йога

йога в словаре кроссвордиста

Словарь медицинских терминов

составной элемент философских и религиозных систем Древней Индии, представляющий собой учение о самопознании, достигаемом методами нравственной и физической тренировки; применение упражнений И. с лечебной и диагностической целью физиологически недостаточно обосновано, а в ряде случаев

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

(или йога) (ёга), йоги, мн. нет, ж. (санскрит. yoga) (книжн.). Индийское религиозно-философское учение, утверждающее, что посредством созерцания и напряженного сосредоточения духа достигается мистическое единение с божеством.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

В Индии: религиозно-философское учение разработавшее особую систему приемов и методов самопознания, позволяющего человеку управлять психическими и физиологическими функциями своего организма.

Система физических упражнений, выработанная последователями этого учения. Заниматься йогой.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

ж. Религиозно-философское учение древней и средневековой Индии, в основе которой лежит разработанная система приемов и методов самоуправления психикой и физиологическими процессами человека и освобождения его от уз материальной зависимости.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

Большая Советская Энциклопедия

(санскр., буквально ≈ связь, единение, сосредоточение, усилие; термин встречается в текстах, восходящих к устным традициям 9≈8 вв. до н. э.),

Одна из шести ортодоксальных систем инд. идеалистической философии, суммарно изложенная в «Й.-сутре» Патанджали (2 в. до н. э. ≈ 2 в. н. э.?). Основная идея ≈ достижение духовного освобождения субъекта (пуруша) за счёт остановки потока психической деятельности и приведения в равновесие основных тенденций индивидуального существования (саттва ≈ уравновешенность, раджас ≈ активность, тамас ≈ инертность). В Й. Патанджали различаются 8 стадий сосредоточения психики, начиная ямой и кончая самадхи. В результате йогические усилия достигается состояние махасамадхи, т. е. неразличения познающего, познаваемого и процесса познания, трактуемое как состояние абсолютной свободы.

Й. как форма последовательного умозрения (в веданте ), противопоставленного психофизиологическим упражнениям (т. н. хатха-Й.). Эта разновидность Й., получившая наименование раджа-Й., даёт интеллектуальное осмысление всем йогическим действиям, представляя их как особые рефлексивные процедуры по установлению тождества познающего субъекта с абсолютной реальностью.

В новое и новейшее время в Й. получили развитие некоторые тенденции классической индуистской Й., наиболее видными представителями которой явились Вивекананда (идея интегральной Й. ≈ конец 19 в.) и Йогананда (40≈50-е гг. 20 в.). Специфически буддийская Й. получила особенное развитие в Тибете и Японии. Опыт психофизиологической практики Й., позволявшей поддерживать жизнеспособность человеческого организма в состоянии крайнего дефицита жизненных средств и в аномальных режимах функционирования нервной, эндокринной и дыхательной систем, изучается современной клинической медициной, экспериментальной психологией и физиологией.

Читайте также:  Студия йоги ним расписание

Лит.: Рамачарака, Хатха-Йога, СПБ, 1912; Вивекананда С., Философия Йога, Сосница, 1911; Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957, с. 296≈330; Aurobindo, The synthesis of yoga, N. J., 1950; Coster G., Yoga and western psychology, Oxf., 1949; Dasgupta S., Yoga as philosophy and religion, L., 1924; Eliade М., Patanjali et le Yoga, P., 1962.

Д. Б. Зильберман, А. М. Пятигорский.

Википедия

Примеры употребления слова йога в литературе.

К тому времени, когда Айван вернулся, все еще посмеиваясь над тем, как свинья хрюкала над похлебкой и пускала слюни, бабушка была уже на йогах.

Сначала он был убежденный йог, потом жуткий антисемит, в прошлом году из церквей не вылезал, а теперь, по-моему, в нацисты метит.

Усилия брахманизма прийти к познанию единого Начала через полное отрешение, через полный отрыв от материального завершились значительно позднее в различных формах йоги.

Лес в спину дышал, а над лесом Взмутненным из ваты навесом, Как йог на верхушечках елей Не знающее колыбелей Лежало уснувшее небо, И с корочкой мерзлого хлеба Я стыл на скорлупке из наста, Пытаясь учиться напрасно Шагать по обману из хруста, Опору искать там, где пусто, И падал с вершин наважденья, Мой шаг начинался с рожденья, Ползком выбираясь на сушу, Я видел, что слаб, что я трушу, Что жалкую, зыбкую долю Лес с легкостью выправит в поле, И следа неровную цепь Окутает дальняя степь, И взрежут мечту на закате, Заглохнут грома на раскате, И шашкой рассеченный надвое На нас небосвод упадет.

Ад, акаша, алкоголизм, Ангел, антивещество, антигравитация, антифотон, астения, астрология, атом, Армагеддон, аура, аутогенная тренировка, белая горячка, бессонница, бесстрастие, Бог, божественное, божественный путь, Буддизм, буддхи, будущее, будущее Вселенной, будущее Солнечной системы, вакуум, Великий обет, вещество, виртуальный, влияние на судьбу, внеземная цивилизация, Вселенная, всемирный потоп, воплощение, время, Высший Разум, Высшие Знания, галактика, геологические периоды, Гермес Трисмегист, гиперон, гипноз, головной мозг, гороскоп, гравитационные волны, гравитация, гуна, Дао, двойник, деперсонализация, дефект массы, демон, Дзэн-буддизм, добро зло, ДНК, Древние Знания, дрейф материков, Дух, душа, дхьяна, дьявол, Единая Теория Поля, жизнь, заболевания психики, зарождение жизни, звезда, земная жизнь, знание будущего, знания, зомби, зомбирование, изменение судьбы, измененные состояния сознания, измерение вещества, Изумрудная Скрижаль, иммунная система, инстинкт, интеллект, интуиция, искривление света, ис

Вообще-то Загорский превосходил Славика ростом, но мальчишка парил в воздухе, скрестив ноги на манер йога.

Космическая аура Поле Космическое просветления поле Йога Ментальное Казуальное поле 2 поле Ментальное поле 1 Астральное Витальное поле поле Эфирное поле Энергетическое поле Космическая аура Космическое поле Поле просветления Казуальное поле Ментальное поле 2 Ментальное поле 1 Астральное поле Витальное поле Эфирное поле Энергетическое поле Таблица 6.

Йоги обнаружили, что давление на нерв каротидного синуса, помимо воздействия на кровяное давление и сердцебиение, вводит в состояние забытья.

Арджуна, его ученик, на поле Курукшетра беседуют о высших принципах духовной йоги.

Атма йога, или теория левостороннего сознания, является некой модификацией других форм йоги и в принципе, можно провести более или менее однозначное соответствие между всеми йогами на этой ступени.

Знаки и мантры Кунты продолжают работать и привлекать внимание как живые инструменты йоги.

Все они смотрели на сверкающую паутину в левой руке девушки, и вот в их головах начали появляться видения: привидения из далекого прошлого, древние пророки, маги, бородатые тролли, бредущие по лесу, йоги, которые могли мгновенно перемещаться с места на место, Миларепа, Тарот, Каббала, Чинг, ведьмы.

Эти события происходили в двадцатом веке, а вот вам пример неотвратимого желания из древности: Тибетский йог Миларепа до занятий святой практикой буддизма был магом-чернокнижником, он погубил много людей, накопив тем самым огромную черную карму.

Данная работа познакомит занимающихся йогой с конкретными примерами и методиками отработки глубоких качеств, законов, расскажет как управлять стихиями внутри своего энергетического тела.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Транслитерация: yoga
Задом наперед читается как: агой
Йога состоит из 4 букв

Источник

Adblock
detector