Меню

Что такое чит в йоге

Словарь йоги. Читта

С ознание. Мы часто употребляем этот термин. «Потерять сознание», «прийти в сознание» и так далее. Что же такое сознание? Материя? Или нечто нематериальное? Где находится сознание? Может ли оно существовать вне тела? Ответы на эти вопросы до сих пор не имеют однозначных ответов, и всё строится лишь на предположениях, в которые нам предлагают просто поверить. «Потерять сознание» — выражаясь так, мы подразумеваем, что сознание может существовать вне тела.

Ни учёные, ни философы не могут до сих пор дать точного определения того, что такое сознание. И уже тем более — где оно находится. Околосмертные переживания тех, кто пережил коматозное состояние, подтверждают тот факт, что сознание может существовать вне тела. Есть и опровержения концепции околосмертных переживаний, дескать, всё объясняется кислородным голоданием мозга. Но как кислородным голоданием мозга объясняется тот факт, что человек, лежавший без чувств, затем описывает не только то, что происходило в помещении, но также в точности рассказывает и о том, что происходило за его пределами — на этот вопрос у скептиков ответа нет.

Читта — именно этим термином в йоге объясняется принцип наличия сознания у живого существа. В различных школах йоги могут быть разные интерпретации этого термина, но в целом читта определяется как высший интеллект или внутренний психический инструмент для познания реальности. Проще говоря, читта — это зеркало, в котором отражается объективная реальность. И чем чище будет это зеркало, тем боле объективно мы сможем воспринимать реальность. Как писал Патанджали в «Йога сутрах»: волнения читты обуславливают различные дефекты восприятия и собственно авидью — невежество.

Существует также версия перевода понятия «читта», как ‘ум’, но это не совсем точный перевод, хотя в некотором контексте можно поставить знак равенства между понятиями «читта» и «ум». Но ум имеет другое определение — манас, и манас является частью читты. Об этом писал Айенгар в комментариях к «Йога сутрам» Патанджали: «Патанджали определяет йогу как обуздание читты, сознания. Понятие читта гораздо шире понятия ума. Она имеет три составляющие: ум (манас), разум (буддхи) и эго (ахамкара), которые являются частями единого целого». Таким образом, ум является лишь частью читты — сознания. Как верно подметил Айенгар — Патанджали даёт определение йоги как «обуздание читты», а точнее — обуздание волнений читты. Именно волнения сознания, на которые в самом начале своего философского трактата обратил внимание Патанджали, и являются причиной авидьи — невежества.

В данном случае читту можно сравнить с небом, вритти — с облаками, плывущими по небу, а солнце, которое эти облака скрывают, — есть наше истинное «Я». Подобно тому, как облака заслоняют собой солнце, так и вритти — волнения сознания — заслоняют собой наше истинное «Я». И именно поэтому цель йоги — прекратить волнения читты, чтобы разрушить авидью — невежество и познать свою истинную суть.

Согласно философии йоги, читта сама по себе является видоизменением Пракрити — изначальной природы, первоматерии, первоосновы всего сущего. Метафорически выражаясь, Пракрити можно сравнить с зеркалом, в котором отражается Пуруша — высшее сознание. И чем чище будет читта от различных видоизменений, тем ярче в ней будет отражён Пуруша. О видоизменениях, которым подвергается читта, Патанджали также упоминал в своём трактате, а именно в сутре шестой главы первой.

Читайте также:  Комплекс йоги сурья намаскар приветствие солнцу

В версии перевода Свами Сатьянанды Сарасвати сутра звучит так: «Пять типов проявлений ума — это правильное знание, неправильное знание, фантазия, сон и память». И вот устранение этих пяти вритти позволяет достичь успокоения читты, что собственно и является целью йоги. О том, как именно достичь прекращения волнений читты Патанджали описывает в сутре 14 главы первой. В версии перевода Свами Вивьекананды сутра звучит так: «Устойчивых результатов можно добиться долгими непрерывными стараниями и великой любовью».

Подводя итог, можно сказать, что определением «читта» в йоге обозначается наше сознание. Согласно «Йога сутрам» Патанджали, наше сознание подвергается пяти видам волнений, которые являются причиной авидьи, и, как следствие — страданий, потому как именно по причине невежества люди совершают неблаговидные поступки, которые в соответствии с законом кармы приводят к страданиям. Совершая поступки, человек создаёт самскары — деформации читты, которые затем вынуждают человека пережить всё то, что он сделал в отношении других. И чтобы прекратить страдания, нужно разрушить авидью.

Авидья разрушается устранением вритти — волнений читты. Как очень точно подметил Айенгар в своих комментариях к «Йога сутрам» Патанджали, цель йоги — «провести человека через оболочки его собственного существа». И это достигается путём неустанной работы над своим сознанием — читтой. То же самое сказано и в версии перевода Свенссона сутры второй главы первой: «Йога — это обуздание волнений, присущих уму». В данном случае, под умом подразумевается не манас, который является частью читты, а именно читта — сознание. И сознание, лишённое воздействия вритти, обретает чистое восприятие реальности.

Прочитать и узнать о других терминах йоги можно в нашем словаре йоги.

Источник

Что такое чит в йоге

Для вайшнава сат-чит-ананда является изначальным состоянием живого существа на планетах Вайкунтхи. Вайкунтхи, согласно вайшнавскому богословию, — это вечные духовные планеты, которые находятся в духовном небе, за пределами материальных вселенных. В дуалистических философиях двайты вайшнавизма, три элемента сат, чит и ананды соответственно соотносятся с тремя этапами осознания Бога в Его трёх ипостасях как Брахмана, Параматму и Бхагавана.

Подобным образом, сат-чит-ананда рассматривается как синоним трёх основных атрибутов Брахмана во всех философских школах веданты.

Сат указывает на аспект вечности. Считается, что личность, которая осознала аспект Брахмана, познала аспект сат, или вечность. Поэтому на этой стадии человек более не отождествляет себя с материей, что делает его невозмутимым и бесстрашным. Он осознаёт своё «Я» как вечную частичку этого сат, и пребывает в полном равновесии. Этот уровень является началом духовного самоосознания, и тот, кто достиг его, считается самореализованным человеком.

Чит указывает на аспект знания. Тот, кто постигает Параматму в своём сердце, поднимается на этот уровень. Существует много видов знания, однако в вайшнавизме изначальное знание заключается в понимании того, что источником всего является Бог как личность. Любое другое знание является следствием этого знания. На эту ступень могут возвысится те, кто уже достиг понимания сат, достигшие совершенства в практике медитации на Параматму.

Читайте также:  Нужно ли разминаться перед йогой

Ананда

В переводе это слово значит «блаженство». На этот уровень человек поднимается, осознав личностную ипостась Бога — Бхагавана. Говориться, что когда человек осознаёт Верховную личность Бога, которая рассматривается как вместилище всех наслаждений, он достигает трансцендентного блаженства. Бхагаван в избытке обладает шестью богатствами, и, когда человек обращается к Нему, Он может даровать любое из них. Даётся пример слуги царя, который наслаждается так же, как и сам царь. Постигнув истинную природу Абсолюта, индивид начинает заниматься служением Ему и обретает возможность общаться с Ним. В традициях бхакти принято считать, что этот уровень постигается бхакти-йогами, или теми, кто в процессе своего постепенного развития в йоге, достигают платформы бхакти-йоги, которая рассматривается как наивысшая.

Утверждается, что человек, познавая аспект чит, автоматически осознаёт и аспект сат. Личность же, постигшая аспект ананда, естественным образом познаёт два предыдущих аспекта (сат и чит). Человек, обладающий 100 долларами, имеет, как 10, так и 40 долларов. Также и тот, кто осознал высшее проявление Бога в Его личностной форме, постигает все остальные Его ипостаси. В стихе 5.1 «Брахма-самхиты» утверждается:

Кришна, известный как Говинда, является Верховным Господом всех живых существ.
Его духовное тело исполнено вечности, знания и блаженства.
Являясь началом всего Сам Он не имеет начала.
Он есть изначальная причина всех причин. [1]

Шри Ауробиндо

В версии Шри Ауробиндо, в духовной эволюции души и вселенной, несмотря на то, что душа воплощается в майе, и ограничена пространством, материей и временем, она постоянно сохраняет вечное единство с сат-чит-ананда. Этот воплощающийся объект или измерение живого существа, духовная душа, или чайтья-пуруша, является основной сущностью, которая перевоплощается из жизни в жизнь. Эта сущность в своём качественном энергетическом состоянии является сат-чит-ананда.

Ауробиндо утверждает, что существует верховная сила, «сверхразум», проявляющийся из сат-чит-ананды и достижимый через практику йоги, направленной на объединение жизни, ума и материи с возвышенным уровнем сознания, радости и силы и таким образом, пробуждения нашей изначальной духовности.

Сат-чит-ананда в йоге

С точки зрения йоги сат-чит-ананда это состояние, в котором нади и чакры полностью раскрыты и пранические энергетические потоки в теле находятся в полном равновесии. Или же, это когда Шива и шакти кундалини соединились и обосновались в теле практикующего.

В йоге, сат-чит-ананда может случаться спонтанно и мимолётно или в течении коротких периодов времени. Многие направления в индуизме разделяют понимание того, что через старательную практику духовных дисциплин, эти короткие периоды будут становится продолжительней и практикующий в конце-концов сможет достичь состояния непрерывной сат-чит-ананды. Среди основных признаков достижения стадии сат-чит-ананды указываются следующие: ананда (духовное блаженство) или духовный экстаз, удовлетворение (сантоша), умиротворение (шанти), сатори, самадхи, сабиджа, и/или нирвана.

См. также

Примечания

сат-сит-ананда виграха
анадир адир говинда
сарва карана каранам

Источник

Словарь йоги. Сат-Чит-Ананда

Ф илософы и мистики всех времён задавались одним из главных вопросов: «Кто такой Бог, и как познать его природу?». Ведическая философия в некоей мере даёт ответ на этот вопрос. Так Брахман – единая природа всего мироздания, высшее сознание – обладает тремя качествами, которые на санскрите звучат как «Сат», «Чит» и «Ананда».

В переводе с санскрита, эти термины означают соответственно «Вечность, Знание, Блаженство». И эта концепция позволяет медитировать на эти качества Брахмана и тем самым видеть перед собой не некую абстрактную субстанцию высшего сознания, не поддающегося описанию, а вполне конкретный медитативный образ.

Согласно Упанишадам, индивидуальная душа – «джива» или «атман» – по своим качествам тождественна Брахману – высшему сознанию. Это позволяет понять, что наше истинное «Я» также обладает тремя изначальными качествами – вечностью, знанием и блаженством. А всё остальное является пеленой невежества, которая скрывает от человека знание о том, кем он на самом деле является.

Блаженство – третье качество, которым обладает индивидуальная душа. Счастье и страдание – это весьма субъективные понятия. Один из самых ярких примеров – погода. Одна и та же погода может одному человеку причинять страдания, а другому приносить радость. Кто-то любит солнечную погоду, кто-то дождливую. И парадокс заключается в том, что человек сам принимает решение: от чего он будет страдать, а от чего испытывать удовольствие. Наш ум сам разделяет вещи и явления на приятные и неприятные. Затем ум стремится к приятным явлениям и отталкивает неприятные. Этот процесс порождает привязанность и отвращение. Желание получить приятное и избежать неприятного и приводит, в свою очередь, к страданиям. Осознание иллюзорности этой двойственности, понимание того, что все события и явления абсолютно нейтральны, и только мы сами придаём им ту или иную эмоционально-чувственную окраску, позволяет оставаться невозмутимым в счастье и в горе. Обладая способностью различать главное и второстепенное, человек и обретает состояние блаженства, когда его органы чувств находятся под контролем. Об этом также сказано в Бхагавад-гите: «Тот, кто, подобно черепахе, втягивающей голову и конечности в панцирь, способен отводить свои чувства от объектов чувственного восприятия, обладает устойчивым, духовным разумом».

Очень точное сравнение с черепахой, которая втягивает голову и конечности в панцирь. Когда органы чувств находятся под контролем и не вовлекаются в процесс разделения объектов и явлений на приятные и неприятные, исчезает сама причина страданий. Когда ум более не беспокоят объекты наслаждений и страданий, он обретает покой, который и можно описать как блаженство, не зависящее от внешних условий. Об этом также говорил Будда: «Нет счастья, равного спокойствию». Именно беспокойство ума, порождаемое разделением окружающего мира на чёрное и белое, вовлечение в эту иллюзию двойственности приводят к страданиям.

Таким образом, Сат-Чит-Ананда – это три качества Брахмана и три качества каждой индивидуальной души. Эти качества уже присутствуют в каждом живом существе, но временно сокрыты пеленой заблуждений. И задача каждого, кто идёт по пути самопознания, – осознание этого факта познания себя как вечной души, обладающей всем совершенным знанием и пребывающей в непрерывном блаженстве, не зависящем от внешних условий.

Прочитать и узнать о других терминах йоги можно в нашем словаре йоги.

Источник

Adblock
detector