Меню

Что такое гуны в йоге

Три гуны: саттва, раджас, тамас

С лово гуна в переводе с санскрита значит «качество». Также одним из значений этого слова является «веревка». Таким образом, понятие гуны относится к характеристикам того или иного объекта, которые связывают или сковывают этот объект, не позволяя ему полностью проявить свое предназначение.

Следует сразу заметить, что, поскольку в духовном мире все объекты в абсолютной степени проявляют свою изначальную природу, гуны являются атрибутом исключительно мира материального.

Эти качества необходимы для созидания всех вещей в материальном мире. Понятие Гун имеет довольно широкое значение, применимое к жизни во Вселенной и ко всем сторонам нашей материальной жизни. Любое явление в окружающем мире имеет свое преобладающее качество – Гуну, с небольшими вариациями. Мы можем рассортировать людей, животных, растения, еду, отношения на группы, подходящие по качествам к одной из Гун. Все три Гуны обязательно присутствуют вокруг нас, но в разных пропорциях. Эти пропорции изменяются от многих факторов, таких как погода, время года, время суток, диета, возраст и многих других. Гуна пищи переходит в организм и становится Гуной нашего состояния, Гуна физического окружения влияет на наше ментальное состояние.

Наше физическое тело состоит из 5-ти Элементов:

А наш разум характеризуется 3-мя Гунами:

Гуны еще называют “Ментальными Дошами”, так как они описывают особенности и деятельность мозга человека и определяют его характер. Если человек спокоен, доброжелателен, терпимый ко многому – то он находится в состоянии Саттвы. Если же человек материалистичный, страстный, стихийный, алчный, использующий окружающих в своих целях, стремящийся к удовлетворению похоти – он находится в состоянии Раджаса. Состояние невежества, лени, равнодушия, лживости – это состояние Тамаса.

Человек, стремящийся жить в балансе, нуждается в балансе Саттвы, Раджаса и Тамаса. В разбалансированном состоянии Гун человек чувствует себя тревожно, возбужденно или угнетенно, что может привести к недомоганиям и в дальнейшем – к заболеваниям. Наше состояние очень зависит от нашего окружения – контактируем ли мы с чересчур активными, взвинченными до предела людьми, или сидим в медитационной позе и тихо размышляем. Несбалансированность приводит в стрессу, умственному и физическому. И это будет в дальнейшем вести к заболеваниям.

Далее приводятся признаки каждой из гун.

1. Саттва-гуна

Источник

Три Гуны в практике Йоги: три энергии для победы

Три Гуны для практики йоги: что это такое?
В классической йоге есть концепция трёх Гун, трёх типов энергии. Они действуют на нас (и в нас!) на коврике и просто в повседневной жизни. Если учесть эти факторы, можно лучше понять, почему мы действует так, как мы действуем. И как направить свою практику йоги в нужное русло. Мы сейчас очень сжато, без сложных терминов, разберём теорию Гун, и как её применять в йоге, каждый день.

Тамас – невежество, лень и дикость, варварство, неподвижность

Раджас – огонь активности, грубая деятельность, физическая работа, движение.

Саттва – ясность, чистота, порядок, «экологичность» во всём, расслабление.

Удивительно, но в Йоге используются силы, которые принадлежат ко всем этим трём типам. Нет «плохого\хорошего», есть только «низкое\высокое», «грубое\тонкое». И лучшая практика из арсенала трёх Гун – это не самая утончённая, а та, которая отвечает нуждам вашего тела и сознания СЕГОДНЯ.

Схема трёх Гун. В практиках йоги и Шаткармах:

ТАМАС

Мы начинаем практику в состоянии Тамаса: духовного невежества относительно нашей Высшей, изначально чистой природы. На этом уровне человек говорит «Я – это моё тело. Я – это то, что я ем. Я это – мои дети. Я – это моя работа».

Читайте также:  Йога в черняховске вк

Практики йоги, которые нравятся на этом первом уровне духовного развития – тяжёлые, травмоопасные, на грани или за гранью мазохизма. Человек постоянно причиняет себе – и окружающим – боль, на коврике и по жизни. В плане асан – это самые трудоёмкие и рискованные асаны.

В чистках, Шаткармах, это Басти (полоскание прямой кишки в реке), Вастра Дхаути Шаткарма (заглатывание 7-метрового хлопкового отреза для очищения желудка), Нети (промывание носа). И, иногда, голодание, запрещённое для йогов в священном трактате «Хатха Йога Прадипика» мудреца Сватмарамы.

Энергия этого этапа – холодная и тёмная (Капха-Доша) (тьма, Дхумавати).

РАДЖАС

На уровне Раджас человек обращает внимание на чистую энергию Воли. Она уже отделена для него (неё) от боли. Не хочется причинять себе боль, и не интересно причинять её другим. «Кайф» теперь для человека в преодолении.

Режим дня, диеты, выполнение комплексов йоги на выносливость, человеку теперь нравятся не болезненные для тела позы, а Аштанга-виньяса, 108 Сурья-намаскаров, Сукшма-вьяямы, и другие динамические практики, дающие гибкость, выносливость, и приносящие бодрость. Ускоряющие метаболизм. А особенно на этом уровне увлечённо практикуют пранаямы: по 100 и больше циклов каждую. Пранаямы дают «огненную», раджастическую энергию, необходимую для преодоления Гуны Тамаса, невежества и лени. Пранаямы дают бодрость, и позволяют получать больше от практики хатха-йоги в асанах.

Шаткармы этого типа: Наули (Волна), Капалабхати (Очистительное дыхание) и Агнисара-дхаути (Ангисара-крия, Дыхание огня на задержке после выдоха), Бхастрика-пранаяма (Дыхание кузнечных мехов). А также Сурья-бхеда пранаяма (Солнечное дыхание) и Кумбхаки (задержки дыхания, на вдохе и на выдохе).

Энергия этого этапа – горячая и светлая (Питта-Доша) (Солнце, Шакти).

САТТВА

На уровне Саттва, к которому приходят все йоги и йогини в своей практике, и доступны абсолютно всем людям, человек обращает внимание больше не на своё тело (с ним уже порядок), на свой ум, и эмоции. На этом уровне, не интересно делать болезненные и рискованные техники, и нет интереса к режиму дня, питания и так далее (всё это уже давно оптимизировано).

Обнаруживается, что всё идёт от ума, и даже оба ранее пройденных этапа были необходимы УМУ, а не чему-то глубже, чем ум. Вот здесь начинается настоящая духовность, т.к. человек смутно подозревает (или, потом, ясно ощущает) то, что стоит за умом – Дух (душа, Атма). Делать сложные асаны – это не духовность. Проводить детокс пищеварительной системы, сидеть на диетах – это не духовность.

Саттва — это практики для обнаружения духа: самовопрошание (англ. Self-enquiry), медитация, повышение Осознанности как тренировка и вне коврика: в жизни.

Сложные асаны лишь повышают нашу идентификацию с телом, а молитвы уносят в мечты о райских планетах и обналичивании воображаемых «заслуг». Здесь и сейчас совершается духовное развитие, а точнее – Пробуждение, в этом уме, не в теле, и даже не в пране.

На этом высшем этапе Саттва практикуются и асаны, и пранаямы. Но основное время выделяется на то, что на Западе принято называть «Медитация». В йоге (и в буддизме) гораздо более точная терминология, просто необходимая для корректной практики «медитации». Есть минутка на эту полезную информацию?

Этапы йогической медитации:

Энергия этого уровня – светлая и прохладная (Луна, Шива).

Все три Гуны необходимы, все три типа практик мы применяем. Но, нет ничего важнее, чем неутомимо продолжать идти по этому пути, иначе Путь становится ловушкой.

Выбираем Гуну!

Обычный человек («в невежестве», с т.зр. йоги, «не ведающих техник йоги») подвержен Гунам пассивно. Он как ведро, которое то опускают в колодец Трёх Гун, то поднимают. Когда нас опускают, мы подвержены Гуне (Раджас, Тамас особенно), даже не зная об этом. Не имея шанса «оглянуться во гневе» и сделать волевой и правильный выбор. Когда вам совсем плохо — обратитесь к грубой, но мощной энергии Гуны Тамас. Зная теорию Гун, имея волю их менять — мы можем управлять своим состоянием.

Читайте также:  100 лучших преподавателей йоги

Из тени в свет перелетая…

Гуны меняются очень быстро — как настроение. На это влияет смена активной ноздри, наши дела в течение дня, пища и напитки, и ещё множество факторов, даже погода! Но и мы не бессильны: обычно бывает достаточно поделать даже 5-15 минут практики, которые относятся к той или иной Гуне, чтобы сменить наше состояние, подняться «на уровень выше».

Закрепиться в Саттве? Легко!

А чтобы «закрепиться» на достигнутом уровне, в активном и осознанном состоянии, надо делать соответствующие практики регулярно: обычно это значит, 1-4 раза в день. С учётом того, что это 5-15 минут, это вполне реально. Так, бывает достаточно подышать особым образом 3-4 раза в день, чтобы всё время удерживать себя в нужном модусе сознания.

Источник

Полное описание трех гун Саттвы, Раджаса и Тамаса и их влияние

Гуна («качество», «веревка» дословное значение на языке санскрита) – это в индийской философии свойство некоторого объекта, которое сковывает, стягивает этот объект, не давая ему в полной мере проявить себя, свою миссию.

Гуны являются атрибутом только материального мира, поскольку в мире духовном все объекты отражают свою истинную сущность полностью, без возможности внешнего влияния на них.

Кроме того, гуны являются ведущим понятием в Аюрведе, отражающим главные составляющие Природы.

Таких составляющих всего три, они перечислены ниже:

Взаимодействие гун

Три материальные гуны Саттва, Раджас и Тамас всегда существуют совместно. Они являются частью некоторого объекта, при этом циклично сменяют друг друга. Объектом может быть человек, какой-либо предмет или событие. Очень важным для объекта является то, какая из гун является доминирующей. Например, у обычного человека преобладает Раджас, у Божества или ангела – Саттва, у животных больше всего Тамаса.

Каждому человеку, если он хочет обрести внутреннюю гармонию и спокойствие, нужно уравновесить все три гуны, присущие ему. Если же баланса не будет, то он будет чувствовать себя либо слишком подавленным и изможденным, либо наоборот слишком раздраженным и взвинченным. Такое состояние дисбаланса со временем приводит к депрессиям и различным болезням.

Существенное влияние на баланс Саттвы, Раджаса и Тамаса в каждом человеке оказывает то, в каком окружении он находится, чем занимается, какую ведет жизнь. Например, если ему приходится жить в окружении людей слишком возбужденных и неуравновешенных, у него увеличивается влияние Раджаса. А преобладание этой гуны в конечном счете приводит к физическому и умственному упадку.

Справка! По словам из Бхагавад Гиты, каждая из трех гун постоянно пытается стать преобладающей, но, не смотря на эти попытки, только одна всегда находится в позиции лидера, время от времени чуть ослабевая или наоборот усиливая свои позиции. И эта законемерность определяет характер человека.

Если мы будем внимательнее к самим себе, проанализируем свой образ жизни, то мы наверняка сможем определить, какая из трех составляющих Природы – Саттва, Раджас или Тамас – является доминирующей.

Тамас

Люди под влиянием Тамаса невежественны, обессиленны, они как будто все время пребывают во сне. Жизнь таких людей – это иллюзорная жизнь, когда они считают, что они деятельны и активны, а на самом деле находятся в состоянии полной прострации. Человек не имеет духовной цели, жизнь пускается на самотек.

Читайте также:  Йога для начинающих борщаговка

Особенности человека при доминировании Тама-гуны:

В пространстве гуна тьмы и невежества реализована в местах со знаком Инь – госпитали, больницы, хосписы, заводы по переработке мяса, места захоронения. Сюда же относят все, что находится под землей – подземные склады, шахты, метро и прочее.

Раджас

Раджас побуждает своего обладателя к бесконечной наживе, поскольку является олицетворением корыстолюбия и страсти. Живое существо, в котором преобладает Раджас, становится очень зависимым от материальных благ. Человек пытается стать обладателем как можно большего количества денег, никогда не удовлетворяясь тем, что уже имеет, жаждет материальных наслаждений и с неуемным упорством их добывает.

Тот, в ком доминирует Раджас, свойственно следующее:

В пространстве гуна страсти относится к крупным населенным пунктам, мегаполисам, а также к местам с большим скоплением народа (торговые и развлекательные центры, рыночные площади, авто- и железнодорожные вокзалы, аэропорты, крупные стадионы во время нахождения на них большого количества людей).

Саттва

Самая чистая из всех гун, Саттва дарует просветление материальному объекту, для которого является доминантной. Человек становится чище, если у него доминирует Саттва и он совершает благородные поступки. Ему открываются высшие истины.

Легендарный курс по медитации без оплаты
Рекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. Подробнее.

Отличительные признаки человека, в котором доминирует Саттва:

Человеку необходимо скрупулезно работать над собой во имя того, чтобы над его душой стала властвовать Саттва гуна. Такая работа должна быть представлена следующими шагами:

Среди людей, находящихся во власти Саттвы, часто встречаются деятели науки, мудрецы и философы.

«Нигде в этом мире – ни здесь, ни на высших планетах – нет ни одного существа, которое не испытывало бы на себе влияния трех гун, порожденных материальной природой». Бхагавад-гита 18.40

В пространстве гуна благости – это божественные дома (церкви, мечети, синагоги), сама природа и ее места силы.

Продукты и питание

Питание в йоге через потребляемые продукты помогает сбалансировать гуны. Для любых продуктов питания характерно наличие всех трех гун, и также как в любом живом существе, одной из гун будет больше, чем двух других. В зависимости от качества и состояния продуктов, доминирующая гуна может меняться. Так, в свежем фрукте преобладает Саттва, но если фрукт испортится или подвергнется термической обработке, преобладать будет Тамас.

Тамасная пища

Особенности пищи, в которой преобладает гуна невежества – она чаще всего несвежая, высохшая или скисшая. Приверженцы йогического питания стараются не употреблять такую пищу, так как она отрицательно воздействует на душу человека. Но, несмотря на это, положительное влияние такой пищи тоже может быть – употребление тамасных продуктов иногда делает человека более уравновешенным.

Примеры тамасичных продуктов:

Если пища с доминантной гуной благости будет термически обработана с использованием масла, она станет относиться к тамасной еде.

Раджасная пища

Продукты питания с доминантной гуной страсти имеют ярко выраженные вкусовые качества – они соленые, острые, кислые или горькие.

Человек, находящийся под влиянием Раджаса и употребляющий Раджасные продукты, становится еще более раздраженным и взвинченным. И наоборот, если он ощущает упадок сил, раджасная еда может придать ему бодрости.

Примеры продуктов питания под влиянием Раджаса:

Саттвичная пища

Употребление в пищу продуктов с доминантной гуной благости приводит к улучшению как физического, так и духовного проявлений. Организм оздаравливается, душа обретает гармонию.

Примеры продуктов питания под влиянием Саттвы:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Adblock
detector