Меню

Что такое гьяна йога

Йога обретения духовного знания или Джняна-йога и ее подробное описание

Путь познания – так трактуют практику Джняна-йоги (Гьяна, Джнана, Дхьяна), потому что Джняна переводится с санскрита как «знание». Но в этом случае подразумевается не знание, полученное на основе логического либо интеллектуального мышления, а знание, основанное на интуиции и достигаемое в момент озарения.

Джняна йога — это путь достижения гармонии сквозь интуитивное просветление. Через прозрение постигается истина, а истина дает обретение Джняны.

Еще её определяют как длительное исследование, цель которого через более глубокое самопознание постичь интуитивное знание.

Что это? Особенности

Учение отталкивается от того, что корень всех неудач и горестей таится в отсутствии знания. Целью становится победа над Авидьей и приближение к священному познанию — Брахмавидьи.

Джаняна-йога говорит о том, что понять истину можно лишь прочувствовав ее. К тому же, согласно учению, человек медленно приближается к вершине знания, проверяя на своем пути одну истину другой, при этом постоянно оглядываясь на точку отсчета, чтобы не потерять верный ориентир.

Учение гласит, что, истины, полученные в результате логического заключения через наблюдение трехмерной реальности, не являются подлинными истинами с точки зрения Высшего Сознания.

Оно учит не доверять себе, своим эмоциям, образам, идеям, смыслам, размышлениям и словам, особенно выделяя в этом списке слова. Все нужно проверять, осторожно шагать к цели, опираясь на жизненный опыт, а также фундаментальные принципы.

Практика настаивает на отвержении «психологического» взгляда вглубь себя, который определяет человека как разнообразие двойственных «я». Ученику необходимо найти внутри себя то самое единственное Я, которое наблюдает, воспринимает и объединяет весь жизненный опыт. Учение фокусируется на одном-единственном Центре нашего Я и уходит от всего многообразия внешнего и внутреннего мира, при этом обнажая все, что вовне: Я – не это, не это, не это. Neti, neti, neti…

Польза

Практкуя, человек начинает понимать, что есть реальный и иллюзорный мир, учится выявлять ложь. Душа возвышается над пустыми человеческими хлопотами, примитивностью ежедневного жизненного течения. Беспрерывное исследование, самопознание приводят к постижению сущности и приближению к Абсолюту. В конечной высшей точке на пути к познанию оказывается, что в поиске Абсолюта внутренняя сущность сама стала им.

Легендарный курс по медитации без оплаты
Рекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. Подробнее.

Видео

Посмотрите эти видео на тему Джняна-йоги:

Методы

Есть вариации медитативной практики. Все они направлены на прерывание отождествления практикующего со своим разумом и телом.

Самый известный метод называется «нети-нети». Переводится с санскрита как «не то, не то». Во время практики этого метода ученик задается вопросами, при ответах на которые понимает, чем он является. Вопросы при этом достаточно просты, но обладают глубинным философским смыслом: «Я — есть тело?», «Я — есть разум?», «Я — есть чувства?» и другие. Получая собственные ответы на эти вопросы, человек приходит к тому, что он – это нечто намного большее, чем просто тело, сознание, ощущения и так далее. Таким образом, прорабатывая вопросы о том, кем он является, человек приближается к постижению своей сущности.

Читайте также:  Хатха йога практика для начинающих

Вторым способом является отстраненное наблюдение. Во время практики Джняна-йоги, человек равнодушно вглядывается внутрь себя. При таком способе нужно обладать хорошей концентрацией внимания и уметь глубоко погружаться внутрь себя.

Джняна-йога — это сложный путь, который требует от человека силу духа, а также развитое и выносливое тело. Постигнуть ее сможет тот, кто уже достиг высокого уровня в йогической практике и готов к отречению от внешнего мира ради постижения высшего смысла.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Что такое гьяна йога

Практики йоги предназначены для развития способности полностью сосредотачивать своё внимание на Всевышнем. Вот что такое йога. Любая практика, приближающая человека к такому единению с Богом, может считаться практикой йоги.Духовный учитель

Послушай

Новости

События

(Медитация. Философия йоги. Веды. Бхагавад-гита. Вегетарианство. Аюрведа)

Посмотри

Разделы

Вопросы
и ответы

Жемчужины мудрости

Верховный Господь и ходит, и не ходит. Он далеко, и в то же время очень близко. Он пребывает внутри всего, и всё же Он вне всего.

Популярное

Гьяна-йога

Верховный Господь сказал: Дорогой Уддхава, желая дать людям возможность достичь совершенства, Я создал для них три пути — путь знания, путь действия и путь преданности. Человек может возвыситься духовно только следуя одним из них.

Из этих трёх путей гьяна-йога — путь философских размышлений — предназначен для тех, кто питает отвращение к материальной жизни, а значит не привязан к обычной деятельности, совершаемой ради наслаждения её плодами. Те, кто не испытывает отвращения к материальной жизни и у кого ещё много материальных желаний, должны идти к совершенству путём карма-йоги.

Тем же, кому посчастливилось обрести веру в слушание обо Мне и воспевание Моей славы, кто не испытывает ни отвращения, ни влечения к материальной жизни, следует идти путём любви и преданности Мне и так достичь совершенства.

Пока ум не достиг состояния духовного счастья, человеку нужно анализировать временную природу материальных объектов в космосе, на земле и в микромире. Ему следует постоянно наблюдать процессы творения и разрушения, происходящие в природе под действием разнонаправленных сил.

Каждая обусловленная душа получает материальные тела двух видов: грубое тело, состоящее из пяти грубых элементов, и тонкое, состоящее из трёх тонких элементов. Душа находится внутри этих тел. Чтобы обнаружить душу, нужно исследовать всё, что её окружает, говоря: «Это не душа, это не душа». Так человеку надлежит учиться различать материю и дух.

Шримад-Бхагаватам, 7.7.23

Говоря о йоге, мы имеем в виду соединение нашего сознания с Высшей Абсолютной Истиной. Люди называют этот процесс по-разному, в зависимости от избранного ими метода самоосознания. Когда в основе этого процесса лежит деятельность, цель которой — получить «вещественный» результат, его называют карма-йогой, когда его основу составляют философские изыскания, его называют гьяна-йогой, а когда преданное служение Верховному Господу — бхакти-йогой.

Гьяна-йога — это поиск Абсолютной Истины с помощью размышлений о природе вещей. Этому процессу следуют философы и великие мыслители, которые, тем не менее, ещё не обрели веру в слушание и воспевание славы Верховного Господа. Цель гьяна-йоги — понять разницу между материей и духом, осознать — «Я дух, не материя». Такое осознание называется гьяна — трансцендентное знание.

Девахути сказала: О мой Господь, Ты уже дал научное описание признаков совокупной формы материальной энергии и свойств духа в соответствии с философией санкхьи. А теперь, пожалуйста, расскажи о пути преданного служения, который является венцом всех философских систем.

Шримад-Бхагаватам, 3.29.1-2

Если трансценденталист по каким-то причинам ещё не готов принять существование Личности Бога, с помощью философских размышлений он может осознать, что он духовен по природе, и потому не имеет ничего общего с этим материальным миром. С решимостью следуя путём гьяна-йоги в течение многих жизней, он может достичь осознания Брахмана — безличного аспекта Абсолютной Истины. Но это неполное осознание. Чтобы пойти дальше, гьяна-йогу, даже достигшему совершенства на своём пути, необходимо стать бхакти-йогом.

Те, кто сразу следуют путём бхакти-йоги, получают гьяну от Господа — через священные писания и представителя Бога, духовного учителя. Имея веру в священные писания и представителя Бога, человек, просто услышав (прочитав) о том, что он не тело, а духовная душа, может понять это с помощью разума, даже не имея непосредственного опыта пребывания вне тела. Или он может пережить такой опыт в результате клинической смерти, во время медитации или даже без всяких видимых причин (хотя такой внетелесный опыт, как правило, неполон — требуется ещё понимание того, что личность — не ум), а затем встать на путь бхакти-йоги.

Современный мудрец Шри Ауробиндо говорит, что на третьей стадии йогической практики йог видит Бога повсюду. Когда гьяна-йог, развивая эмпирическое знание, достигает осознания безличного Брахмана (Абсолюта), ему кажется, что Брахман всепроникающий и неподвижный. Такой йог не сознаёт имени, формы, качеств, деятельности и атрибутов Бога. Но тот, чьим вниманием завладевают эти трансцендентные предметы, очень скоро становится на путь бхакти-йоги — путь, провозглашаемый в Ведах, Упанишадах и Бхагавад-гите.

Высшее совершенство, которого можно достичь на пути гьяна-йоги — временное «слияние» с безличным Абсолютом ( брахмаджьоти, или Океаном света).

Источник

Гьяна Йога (Словарь Йоги)

Путь гьяны считается самым трудным, результат, достигаемый на этом пути, дается гораздо сложнее, чем тот же самый результат на другом. Гьяна Йога, считается, требует от человека большой организации ума, силы интеллекта, воли, способной без помощи других упражнений, держать человека на Пути. Данный подход без помощи других видов йоги для обычного человека может привести к отрицательному результату и не рекомендуется многими Учителями Йоги. Говорят, что только йог, достигший просветления в прошлых рождениях, может практиковать только Гьяни.

Эта первый последовательный словарь переведенный с английского языка, объясняющий основные понятия всех крупных школ раджа-йоги и хатха-йоги.

Автор, в прошлом профессор физики в Синдском Национальном Колледже Индии и лектор Мадрасского Университета, является одним из выдающихся исследователей древней философии и психологии Индии. Многие годы он был также преподавателем санскрита и тесно сотрудничал со многими индийскими учеными и йогами. Он был принят в Орден Ведантистов монастыря Шрингери и посвящен в сан именем великого учителя Шри Шанкарачарьи из Шрингери.

На портале YOGATRAIN.RU этот раздел является постоянно дополняемым, словарь уже увеличен от первоначального источника более чем в два раза.

Представляя западному миру словарь йоги, я хотел бы подчеркнуть, что источниками всех моих материалов и терминологии были непосредственно древние тексты на санскрите, в частности: знаменитые «Сутры» Патанджали и книги Шанкарачарьи — в части, касающейся раджа-йоги (йога воли) и джняна-йоги (йога знания); «Бхагавад-Гита» — в том, что связано с карма-йогой (йога мудрости) и буддхи-йогой (йога любви); многие работы, такие как «Хатха-йога Прадипика», «Гхеранда Самхита», «Шива Самхита» и другие тексты «Упанишад» — как основные источники понятий хатха-йоги, лайя-йоги и мантра-йоги. Что касается бхакти-йоги, то она входит в остальные направления; впрочем, все они пересекаются друг с другом. Мои объяснения терминов в большей части являются результатом моего собственного опыта и многочисленных контактов с йогами Индии.

На примере Индии, где изначально возникло большинство направлений йоги, где она процветает и пользуется всеобщим уважением и сейчас, мы обнаруживаем ее теснейшую и запутанную связь с религией.

Йога должна рассматриваться как точная и определенная целеустремленная система жизни (физической, эмоциональной, умственной, этической и духовной) и подготовка к жизни более благополучной с точки зрения понимания, непосредственного опыта и практического использования первичных жизненных истин, которые обычно остаются незаметными и практически неосознанными для большинства людей, образованных и непросвещенных, культурных и невежественных, которых просто несет потоком жизни. Таким образом, из словаря были исключены детали, связанные с пассивной и выжидательной массовой религиозностью, и в него включены понятия, обеспечивающие данными и указаниями, поддерживающими нацеленность на самовоспитание и самореализацию.

Сталкиваясь с огромным количеством и разнообразием тематик, связанных с йогой, затронутых в этом словаре, читающий может подумать: «Как много разных вещей, которые нужно знать и выполнять!» Тем не менее, путь йоги к ее цели довольно прост и прямолинеен. Ученик йоги не обязательно должен заниматься многими направлениями одновременно; достаточно выбрать одно-два. Этот выбор является одним из этапов его практики и окажет большую пользу, если ученик позволит себе интуитивный, а не эмоциональный подход к подбору своих направлений. Данный словарь выглядит таким сложным, так как содержит данные и указания, свойственные многим различным школам; на практике три конечные цели каждой из них всегда одни и те же: раскрытие и познание Я, воспитание разума и приведение тела в состояние саттвы. Другим важным моментом является тот факт, что в процессе своих занятий практикующий какое-либо направление йоги, к своему собственному удивлению и совершенно неожиданно, может обнаружить, что он обрел некие качества высшей ценности, даже не понимая при этом, как это случилось.

Практическую йогу можно также назвать пятистадийным путем к здоровью, ибо она объясняет, каким образом человек должен обращаться 1) со своим телом; 2) со своими эмоциями; и 3) со своим разумом, и как он должен воспитывать и развивать свою 4) этическую и 5) духовную природу, с тем чтобы все эти пять компонент достигли своего максимального развития и совершенной гармонии друг с другом, чтобы они могли стать достойной чашей для нектара самого Духа, человеческого Я.

Источник

Adblock
detector