Меню

Что такое йога патанджали

Здоровье и йога

Йога Сутры Патанджали являются шедевром йогической литературы, который признан авторитетным источником по хатха-йоге всеми школами и направлениями.

196 сутр, написанных риши Патанджали очень кратки, лаконичны, точны и наполнены глубинной мудростью понимания законов, которыми управляется человек и Вселенная.

Книга имеет четыре части, называемых пады — четверти.

Каждая отдельная сутра содержит в себе выжимку одного из глубинных понятий, и одаривает садхаку (практикующего йогу) совершенным знанием его подлинной природы. Оно является фундаментом рождения свободы, лежащей за пределами нашего обычного понимания. Рвение и глубокое изучение Йога Сутр разжигают в ученике внутренний свет духовного знания. Благодаря внедрению в жизнь изученных принципов, садхака начинает источать дружелюбие, сострадание и доброжелательность.

Йога сутры Патанджали. Структура текста

1. Часть, посвященная созерцанию (Самадхи пада)

2. Часть, раскрывающая алгоритм и секреты йогической практики (Садхана пада)

3. Часть, посвященная силам или свойствам (Вибхути пада)

4. Часть об обретении свободы (Кайвалья пада)

Конечной целью следования по восьмеричному пути, изложенному Патанджали, становится постижение Пуруши – неделимого и необусловленного ничем созерцателя.

1. Самадхи пада

Первая часть сутр дает определение понятию « йога », а также раскрывает природу колебаний сознания – читта вритти. Данная глава адресована тем практикам, кто уже имеет определенное состояние духовной зрелости и помогает им прочно утвердится в высшем состоянии сознания, обретя ничем не обусловленную мудрость. Патанджали утверждает, что очень редко можно встретить душу, достигшую такого уровня развития, т.к. самадхи является последней стадией развития на восьмеричном пути йоги.

Самадхи – это обретение целостного состояния бытия, в котором не существует границ между душой, умом и телом. Достижение данного состояния свидетельствует о том, что искатель вернулся к источнику сознания – пуруше (созерцателю).

Существует небезосновательное предположение, что начиная свой труд сразу с объяснения понятия самадхи, Патанджали старался привлечь тех духовных искателей, которые уже находятся на высоком уровне эволюционного роста и пытался подтолкнуть их к постижению целостного бытия. Для остальных же душ, такое понятие, как самадхи становится своеобразным «маяком» на пути духовного развития в йоге.

2. Садхана пада

Вторая часть сутр нацелена на людей, находящихся в начале своего духовного развития и раскрывает им алгоритм обретения окончательной свободы. Здесь Патанджали вводит и объясняет понятие крийя йоги. Крийя переводится с санскрита как «действие». Этот подход основан на постоянном усилии, которое должен осуществлять садхака для достижения высшего состояния.

Крийя йога состоит из восьми ступеней:

Данные ступени объединяются на 3 уровня. Первый уровень – это яма и нияма, асана и пранаяма, которые скрепляются тапасом – постоянным усилием, пропитывающем практику. Второй уровень – это пратьяхара и дхарана, он основан на свадхьяе (самоизучении). Третий уровень составляют дхьяна и самадхи, которые базируются на Ишвара пранидхане – полной капитуляции перед Всевышним (Ишварой)

Также данных три уровня отражают три основных пути, которыми пронизана вся индийская философия:

Также в данном разделе Патанджали раскрывает понятие авидьи — духовного невежества, и на наглядном примере показывает, что это и есть источник всевозможных страданий человеческого существа. Авидья является «матерью» всех остальных клеш – духовных болезней: эгоизма, привязанности, неприязни и желания цепляться за жизнь. Данные клеши в дальнейшем формируют желания, которые являются источником последующих страданий.

3. Вибхути пада

Третья часть Йога Сутр Патанджали – Вибхуди пада рассказывает о свойствах и силах, которые обретает садхака в результате йогической садханы.

Преданный практике йогин, открывает в себе знание прошлого, настоящего и будущего, постигает принципы Солнечной системы, обучается читать умы других существ, обретает 8 сиддх – сверх способностей. Ими являются: умение принимать большие или малые размеры, становиться тяжелым или легким, получать всё что угодно, реализовывать любое свое желание…

Однако Патанджали очень чётко предупреждает, что данные сверх способности таят в себе опасность поддаться искушению злоупотребления ими в корыстных целях. Прельщаясь сиддхами, садхака становится похожим на того, кто, пытаясь найти укрытие от маленького ветра, попадает в ураган.

Искоренив в себе искушение и устремляясь по выбранному пути, духовный искатель приходит к неделимому состоянию – кайвалье.

4. Кайвалья пада

Кайвалья пада является заключительной частью «Йога Сутр» Патанджали

Читайте также:  Семейный центр йоги и раннего плавания на старомонетном

В ней он объясняет различие между самадхи и кайвальей.

Находясь в самадхи, практик йоги находится в пассивном состоянии единения с созерцателем. Кайвалья же принципиально отличается тем, что в ней садхака находится в позитивном состоянии. Он полностью нейтрализует влияние тамаса, раджаса и саттвы со стороны природы (пракрити). Находясь в этом мире и совершая свои ежедневные обязанности, он остается не вовлечённым свидетелем происходящего.

Патанджали также открывает знание, что обрести состояние кайвальи можно несколькими путями:

• Благодаря своему происхождению и результатам усилий в прошлых воплощениях
• Путем употребление специфических трав
• В результате пропевания мантр
• Посредством тапаса (интенсивного и продолжительного по времени усилия)
• При помощи самадхи
Из всех вышеперечисленных вариантов лишь последние два помогают обрести зрелость разума и являются гарантом стабильного роста осознанности.

Существует достаточно большое количество комментариев к Йога Сутрам Патанджали

Очень рекомендую Вам ознакомиться со следующими доступными печатными вариантами

Если Вы житель Белоруссии, смотрите книгу на оz.by

Также можно скачать Йога сутры Патанджали в электронном виде

Источник

Йога-сутры Патанджали. Аштанга-йога — восемь ступеней йоги по Патанджали. А. Дягилева

П роисхождение и жизнь Патанджали окутана тайнами и легендами. Существует много версий, когда же жил этот мудрец, и как он родился. Существуют противоречивые данные, когда же Патандждали жил, но, по мнению Свами Сатьянанды Сарасвати, наиболее широко принятой датой считается 400 лет до рождения Христа. Согласно легенде, Патанджали упал с небес в форме маленькой змеи, очутившись в руках йогини Гоники, и, превратившись в человека, начал просвещать людей. Данное имя состоит из двух слов: Пата (Упавший) и Анджали (во время молитвы).

Писание “Йога-сутры”, написанные Патанджали, представляет из себя довольно сжатый, но при этом очень глубокий труд, в котором изложены основные принципы йоги. Этот трактат на протяжении многих веков является основным пособием по йоге. Подразумевается, что в основу 196 сутр заложена одна непрерывная мысль, различные идеи соединены вместе подобно бусинам на мале с целью сформировать завершенную философию. Как сказал Б.К. Айенгар в своем труде «Йога-сутры Патанджали. Прояснение»: “Подобно жемчужинам, нанизанным на нить, йога-сутры плетут драгоценное ожерелье, венец освещающей мудрости. Постичь смысл сутр и воплотить их в жизнь — значит стать высококультурным и просвещенным человеком, превратиться в исключительную и достойную личность”.

Изучая писание, бросается в глаза краткость и четкость изложения сутр. Существует мнение, что Патанджали преследовал цель предоставить последователям возможность легко заучивать текст, а также для того, чтобы предотвратить неверное цитирование и неверную интерпретацию. Тем не менее, существует много интерпретаций ЙС, выполненных А.Бейли, Свами Вивеканандой, Т.К.В. Десикачаром, Свами Сатьянанда Сарасвати, А. Фальковым, А. Ригиным и др. Изучая йога-сутры со всех ракурсов, мы глубже понимаем суть писания.

Йога-сутры разделены на четыре главы:

1. Самадхи Пада. В первой главе, состоящей из 51 сутры, Патанджали даёт определение йоги, раскрывает природу читта вритти, повествует о самадхи, как бы пытаясь привлечь высокоразвитые души, которые уже разрешили большинство своих ментальных проблем и готовы к самореализации, и подтолкнуть их к познанию и постижению своей божественной сущности. Интересно, что трактат начинается фразой: “Теперь, поэтому полные указания в отношении йоги”. Возникает мысль, что перед тем, как человек приступит к восьмеричному пути познания Бога, он уже должен был проделать большую подготовительную работу над собой.

2. Садхана Пада. Во второй главе, состоящей из 55 сутр, Патанджали описывает восьмиступенчатый путь, последовательно следуя которому душа придет к богопознанию. Он раскрывает понятия крийя-йоги. Крийя означает практические действия йоги. Также в этой главе Патанджали определяет Авидью как источник человеческих страданий. Авидья является корнем, из которого произрастают клеши: эгоизм, привязанность, неприязнь и хватание за жизнь. Все эти клеши вносят омрачения и печаль в жизнь человека.

3. Вибхуди Пада. В третьей главе, состоящей из 56 сутр, Патанджали говорит о божественном эффекте йогической садханы. Садхака приобретает сиддхи — сверхъестественные способности, которые проявляются в обретении знаний о прошлом, настоящем и будущем, познании принципов вселенной, появлении способности читать чужие мысли, возникновении провидения, экстрасенсорных способностей и проч.

4. Кайвалья Пада. В заключительной, четвертой главе, состоящей из 34 сутр, Патанджали разграничивает понятия кайвалья и самадхи. В состоянии самадхи человек познает пассивное состояние единственности между субъектом и объектом, а в кайвалье происходит постижение позитивного состояния жизни и избавление от влияния гун. Человек начинает жить в этом мире, не вовлекаясь в происходящее. Согласно Патанджали, кайвалья достигается благодаря происхождению, а также с помощью употребления трав, пения мантр, тапаса (интенсивных дисциплинирующих усилий) и самадхи, но только последние два из этих способов способствуют зрелости ума и обеспечивают духовный рост.

Читайте также:  Йога для новичков в минске

Патанджали выделяет восемь ступеней на пути йога, именно отсюда произошло название Аштанга йога — восьмеричный путь достижения просветления. Разберём кратко каждую ступень:

1. Яма (социальный кодекс):

— Сатья — правдивость в словах и мыслях.

-Астея- неворовство, отсутствие желания обладать чужим имуществом.

-Брахмачарья — воздержанность от чувственных наслаждений.

-Апариграха — непривязанность к вещам и дарам. 2. Нияма (личный кодекс):

— Шауча — соблюдение чистоты, как вокруг себя, так и внутренней.

-Тапасья — аскетизм, самоограничение.

Свадхьяя — самообразование, самопознание.

-Ишвара Пранидхана- посвящение себя, плодов своей деятельности Высшей цели, Богу, отказ от плодов своей деятельности, служение.

Основополагающие правила ямы и ниямы могут оказаться довольно сложно выполнимыми для обычного человека и считается, что они предназначены для тех, кто отработал большинство своих желаний, и чей ум уже очищен, для тех душ, которые накопили уже большой опыт воплощений и интуитивно чувствуют, в каком направлении следует двигаться их душе. Например, не каждый человек готов проникнуться идеей о том, что не следует употреблять убойную пищу, употреблять алкоголь. Не все готовы отказаться от сомнительных удовольствий, не понимая, какова цель этого самоограничения. А для кого-то эти вещи становятся очевидны ввиду их повышенной осознанности.

На мой взгляд, соблюдение принципов ямы и ниямы является фундаментом, на котором базируется вся остальная практика йоги. Не соблюдая данные принципы, продвижение на пути йоги будет невозможным, сколько не практикуй асаны, пранаямы и медитации. И есть мнение, что, достигнув больших успехов в соблюдении данных принципов, можно существенно сократить по времени путь продвижения по остальным стадиям, довольно скоро достигнув единения с Божественным сознанием.

Друзья, желаю всем успешно пройти все восемь ступеней и достигнуть сверхсознания!

Источник

Йога-сутры Патанджали. Аштанга йога — восемь ступеней йоги по Патанджали. Д. Горовая

Изучение восьми ступеней йоги ведет к очищению тела, разума и интеллекта; огонь знания продолжает гореть, и пробуждается проницательность Патанджали

Как ребёнок, обучаясь в младшем классе переходит со временем в старший, так и последовательное освоение ступеней Патанджали способствует наиболее гармоничному развитию.

Аштанга Йога состоит из восьми этапов: Яма-Нияма-Асана-Пранаяма-Пратьяхара-Дхарана-Дхьяна-Самадхи.

Первая ступень Аштанги, яма, представляет собой свод этических норм самоконтроля. Её составляющие:

Ахимса означает воздержание от нанесения вреда и причинения боли живым существам действием, словом и мыслью. В поговорке из Священных писаний говорится: «Ахимса парамо дхарма – ненасилие – наивысшая добродетель «.

Сатья – это правдивость. Избегание лжи в любой форме очищает и возвышает душу, укрепляет волю и приводит её в гармонию с божественной волей. «Утвердившись в правдивости, йог обретает способность достигать любой цели» (Йога-сутра).

Астея – отказ от незаконного присвоения чужой собственности. Даже в мыслях мы не должны присваивать себе того, что нам не принадлежит по праву. «Утвердившись в честности, йог обретает способность притягивать к себе все драгоценности мира» (Йога-сутра).

Брахмачарья – отказ от потакания своим страстям и сдержанность. Страсти тратят колоссальное количество энергии человека, поэтому нужно научиться контролировать её. «Утвердившись в брахмачарье, йог преисполняется силы» (Йога-сутра).

Апариграха – понятие, родственное не жадности: воздержание от накопительства материальных ценностей. «Чем меньше багажа – тем легче путешествие». Так же апариграха имеет ещё одно значение – непринятие даров. «Достижением совершенства в апариграхе обретается знание прошлых жизней» (Йога-сутра).

Нияма представляет собой вторую ступень раджа-йоги. Если яма описывает моральную сторону жизни того, что не следует делать, то нияма предписывает принципы, которые следует выполнять, чтобы идти по пути развития. К нияме относятся:

Шауча – это физическая и ментальная чистота. «Ментальная чистота способствует очищению сердца, бодрости духа, сосредоточению ума, контролю чувств и наделяет видением своего истинного Я» (Йога-сутра).

Читайте также:  Йога в соляной пещере фото

Сантоша – удовлетворённость тем, что есть. Истинное удовлетворение заключается в отсутствии желаний и страстей. «Утвердившись в сантоше, йог испытывает ни с чем несравнимое счастье» (Йога-сутра).

Тапас – это упорная тренировка и самодисциплина. В аскетичном самоконтроле йога выделяет два аспекта: эмоциональная и ментальная сдержанность, а так же сублимация грубой энергии в тонкую, что ведёт к развитию души и постижению её глубинных уровней. «Практикой аскетизма сжигаются загрязнения, а тело и чувства обретают совершенство» (Йога-сутра).

Свадхьяя буквально означает «непрерывный поиск своего Я». Свадхьяя представляет собой процесс постоянного размышления о природе души с целью постижения внутренней, исконной сути человека. В более узком смысле эта дисциплина сводится к изучению духовных писаний и особому искусству повторения мантр.

Ишвара-пранидхана – посвящение Богу всех своих помыслов и деяний. В этом предписании заключается важнейший аспект йоги – служение, самоотдача. В ходе своего развития человек понимает, что всё вокруг, как и он сам, это лишь проявление Абсолюта, тогда он начинает действовать на благо других и избавляется от эгоизма. А это необходимое условие для слияния с Всевышним. «Вверением себя Богу обретается успех в самадхи» (Йога-сутра).

«Для миллионов людей глаза являются органом зрения. Так же и для всех видов йоги яма и нияма являются глазами, без которых они остаются «слепыми». Для йога крайне важна чистота ума, а для этого яма и нияма необходимы.»

Эти принципы в той или иной форме существуют в каждой религии.

После освоения ямы и ниямы практик переходит к асанам – следующей ступени. Асана определяется Патанджали как устойчивое и удобное сидячее положение тела. Медитативные асаны используются при выполнении пранаям и созерцательных практик. Целью асаны в йоге является уравновешивание различных нервных импульсов. Эта дисциплина предназначена для того, чтобы йог научился придавать телу такую устойчивость, которая позволяла бы ему свободно пребывать в медитации продолжительное время.

Пранаяма – управление потоками вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, а так же жизнетворными силами организма – пранами. Пранаяма практикуется, чтобы сконцентрировать все пранические силы человеческой структуры. Она ведёт к контролю ума и его однонаправленности. Дыхательные практики помогают наполнится энергией, а так же благоприятно воздействуют на работу сознания.

Асана и пранаяма, свод этических норм ямы-ниямы представляют область хатха-йоги, позволяющих повысить жизнеспособность человека, обеспечить здоровье и силу его телу и уму, и тем самым создать психофизическую основу для дальнейшей практики.

Пратьяхара – управление чувственным восприятием посредством сенсорного торможения. Осуществляется двумя способами: посредством регуляции пран, циркулирующих в организме человека, и управления мыслительным процессом. Йог, контролирующий движение пран, способен, по желанию, отключать органы чувств от внешних раздражителей. Если же йог научился управлять движением мыслей и останавливать их поток, то чувства автоматически становятся подвластными разуму и самопроизвольно сворачивают свою активность.

Пратьяхара фактически является промежуточной ступенью между первыми четырьмя и тремя последующими. Её называют «связующей».

Дхарана – сосредоточенность внимания на каком-либо месте или предмете. Фиксация на объекте на конкретном или абстрактном. Волевое действие по приданию потоку читты единонаправленности. Любое дело, которым приходится заниматься, нужно выполнять с максимальным вниманием и наилучшим образом.

Дхьяна – медитация. Это когда единонаправленное состояние ума сохраняется непрерывно с лёгкостью и самопроизвольно.

Самадхи – сверхсознание, духовный экстаз; чистое сознание, в котором обычное сознание временно теряется или растворяется.

Цель человека, практикующего йогу, – соединение со Вселенной путем достижения запредельного состояния, которое называется «самадхи» или «мокша». Цель йоги по Патанджали можно определить как обуздание ума и достижение единства с Богом. Конечной целью аштанга-йоги и ее последней ступенью Патанджали называет вхождение в самадхи, в состояние просветления (сознание Бога).

Йога Патанджали сохранила свои традиции и учения такими, какими они были тысячи лет назад, и по сей день. Следование принципам йоги Патанджали помогает избавиться от внутренних конфликтов человека, осознать себя как целостную личность. Практикуясь, йог налаживает связь между своим телом и душой, что позволяет ему контролировать свои поступки и оказывать влияние на карму.

Источник

Adblock
detector