Меню

Физиология роста мышц учебник

Книги по спортивной анатомии, физиология и биохимия

Иваницкий М.Ф. — Анатомия человека

Учебник для высших учебных заведений физической культуры
Изд. 7-е. / Под ред. Б.А. Никитюка, А.А. Гладышевой, Ф.В. Судзиловского. — М.: Олимпия, 2008. — 624 с, ил.

Учебник разработан по предыдущей, 5-й редакции. Как в 5-й версии, книга содержит анатомическую информацию этимологии по возрасту, конституциональному и спортивному строению тела. В новом издании более детально описаны признаки гендерного полиморфизма. Подробно и в обновлённом варианте даётся методика исследования анатомических и антропометрических способов компьютерной обработки данных.

размер: 14.4 Mb СКАЧАТЬ формат: pdf

Уилмор Дж.Х. — Физиология спорта

Уилмор Дж.Х., Костилл Д.Л.
Киев: Олимпийская литература, 2001г. — 503 стр.

Реакция организма человека на изменение двигательной активности рассматривается в данной книге. За основу взяты показатели анатомической и физиологической реакции. Одновременно рассматриваются изменения функциональности в связи с участием нервной и эндокринной систем. Особенное значение уделяется изменениям в работе сердца, сосудов, дыхания. Всё вместе рассчитывается как воздействие двигательной активности на регуляцию обмена веществ в организме. Рассматривается влияние окружающей среды, как двигательная активность меняется в занятиях на воздухе и в спортивном зале. Излагаются факторы активизации двигательной активности спортсменов. В анализе учитываются такие факторы, как изменение времени и насыщенности тренировок, организация питания. Это важные факторы оптимизации двигательной активности, адаптации мышечной деятельности. Рассматриваются процессы старения организма, предлагаются адекватные способы поддержки физического состояния с использованием посильной двигательной активности. Заключительная часть посвящена вопросам профилактики разных заболеваний: как избежать болезней сердца и сосудов, ожирения, сахарного или несахарного диабета. Всему этому в помощь – физические упражнения, двигательная активность и спорт.

размер: 11.4 Mb СКАЧАТЬ формат: pdf

Коц Я.М. — Спортивная физиология

Учебник для институтов физической культуры
1998. — 2000 с.

Физиология, которую изучают студенты мединститутов и институтов физкультуры, включает большой раздел «Спортивная физиология». Курс содержит изучение работы мышц в рамках тренировок, занятий, соревнований. Спортивная физиология раскрывает важные аспекты: характеризует разную спортивную деятельность, описывает в деталях анатомическую и физическую адаптацию к изменяющимся состояниям в ходе тренировок и соревновательных процессов.

размер: 3.43 Mb СКАЧАТЬ формат: doc

Р. Мохан — Биохимия мышечной деятельности и физической тренировки

Р. Мохан, М. Глессон, П.Л. Гринхафф
Киев: Олимпийская литература, 2001 г. — 295 стр.

Такие учебные дисциплины, как гендерная физиология, биохимия сегодня практически неотделимы от научных дисциплин, изучающих мышечную деятельность и спортивные тренировочные нагрузки. Работая над данным учебным пособием, авторы приблизились к основам химии в физиологических процессах, уделили внимание реакциям, происходящим в живых тканях. На фоне этих исследований авторы объяснили, что под воздействием мышечных нагрузок существенно меняется обмен веществ в волокнах и тканях, особенно на адаптационных процессах во время тренировок. Учебник предназначен студентам физкультурных и медицинских вузов, специалистам по физвоспитанию и спортивным дисциплинам, тренерам физической реабилитации.

размер: 2.64 Mb СКАЧАТЬ формат: djvu

Михайлов С.С. — Спортивная биохимия

М.: Советский спорт, 2004 г. — 220 стр.

Государственные стандарты в образовании предъявляют особые требования к написанию учебных пособий для ВУЗов физкультуры. По указанным требованиям создан учебник биохимии. Его 1-я часть описывает строение и свойства основных связей в организме, рассматривает обменное течение, дает биохимическую характеристику физиологическим жидкостям — крови и мочи, их значения в функциях организма. 2-я часть учебного пособия посвящена биохимии деятельности мышц. На их примере рассматривается работоспособность в молекулярных составляющих, затрагиваются вопросы управления физическими способностями человека посредством применения фармакологических препаратов, сбалансированного питания.
Учебник написан для студентов дневных и заочных факультетов ВУЗов и ССУ учреждений физкультуры.

Читайте также:  Апизартрон при растяжении мышц

размер: 2.9 Mb СКАЧАТЬ формат: djvu

Волков Н.И. — Биохимия мышечной деятельности

Волков Н.И., Несен Э.Н., Осипенко А.А., Корсун С.Н.
М.: «Олимпийская литература», 2000 г. — 504 стр.

Организм человека отвечает на двигательную активность своеобразными реакциями. Группа авторов книги подробно рассматривает информацию об анатомическом и физиологическом изменениях, происходящих в организме человека. Освещается значение нервной и эндокринной систем в работоспособности спортсмена на тренировках и соревнованиях. Изменения в сердце, сосудах, дыхательном ритме говорят о сбоях или выносливости метаболических процессов. В книге рассматривается воздействие окружения на активность движений, описываются возможности повысить деятельность мышц. Даётся глубокий анализ воздействия разного времени и нагрузки на тренировках, питания на регулирование активности. Отдельно рассмотрены вопросы старения, её зависимость от высоких нагрузок в самом работоспособном возрасте. Старение – не приговор, считают авторы книги и предлагают продолжать быть активными и физически сильными. Заключительная часть книги посвящена профилактическим мероприятиям, направленным на предупреждение разных болезней сердца, сосудов, диабета, и возможностям лечения с помощью адекватной физической активности и посильных спортивных тренировок.

размер: 9.05 Mb СКАЧАТЬ формат: djvu

Яковлев Н.Н. — Химия движения: Молекулярные основы мышечной деятельности

Л.: Наука, 1983 г. — 191 стр.

Интерес к книге вызывается тем, что авторы обещают рассказывать людям без медицинской подготовки инновационные данные по биохимии и биофизики работы мышц. Автор рассматривает биологию деятельности мышц, её роль для каждого индивидуума и её роль в развитии полноценного социального общества. На простых примерах показывается строение мышц в субмикроскопическом и молекулярном строении. Рассказывается, как движения мышц запускают молекулярные механизмы, биофизические и энергетические процессы. Приводятся простые и понятные примеры на разных мышцах позвоночных животных, человека, которые раскрывают особенности строения и энергетику мышц. Напряжение мышц запускает молекулярную силу, та, по цепочке, вызывает быстроту сокращений, далее, по цепочке, наступает выносливость мышечных движений. Здесь же рассматриваются причины утомления, указываются пути повышения работоспособности. Хочется, чтобы движения были быстрее, сильнее, выносливее? – Занимайся физкультурой. Вместе с тем показывается и негативное влияние на организм резкого, беспричинного ограничения подвижности. На первый план выходит положительное, оздоровительное влияние активной работы мышц, что помогает всему организму быть в тонусе, сопротивляться разным вредоносным факторам, бороться с ранним старением.

размер: 2.0 Mb СКАЧАТЬ формат: djvu

Петер Янсен — ЧСС, лактат и тренировки на выносливость

Пер. с англ. — Мурманск: Издательство «Тулома», 2006. — 160 с.

Издание излагает теоретические и практические тенденции тренировок, когда у спортсменов проводится прогнозирование на выносливость, и измерение ЧСС. При этом будет исследоваться содержание лактатов в крови. Приводится описание тестов нового поколения, контролирующих уровень порога
анаэробного обмена и функций всего организма. Полученные результаты ЧСС и уровня лактаты дают возможность анализировать функциональность спортсменов на тренировках и соревнованиях. Книга поднимает возникшую в современности задачу перетренированности и синдрома «спортивного сердца».
Информация из книги будет полезна тренерам, работающим или не работающим с мониторами сердечного ритма. Это издание – переведённая и отредактированная книга «Lactate Threshold Training», изданная
в 2001 году в издательстве Human Kinetics.

Источник

Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная

Учебник подготовлен в соответствии с новой программой по физиологии для вузов физической культуры и требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования.

Для студентов, аспирантов, научных сотрудников, преподавателей, тренеров и врачей, работающих в области физической культуры.

Алексей Солодков, Елена Сологуб
Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная

Учебник для высших учебных заведений физической культуры

Читайте также:  Упражнения для укрепления мышц шея после 50 лет

Издание 6-е, исправленное и дополненное

Допущен Министерством РФ по физической культуре и спорту в качестве учебника для высших учебных заведений физической культуры

Издание подготовлено на кафедре физиологии Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им·, П.Ф. Лесгафта, Санкт – Петербург

В.И. Кулешов, доктор мед. наук, проф. (ВмедА им. С.М. Кирова)

И.М. Козлов, доктор биол, и доктор пед. наук, проф.

(НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Предисловие

Физиология человека является теоретической основой целого ряда практических дисциплин (медицины, психологии, педагогики, биомеханики, биохимии и др.)· Без понимания нормального течения физиологических процессов и характеризующих их констант различные специалисты не могут правильно оценивать функциональное состояние организма человека и его работоспособность в различных условиях деятельности. Знание физиологических механизмов регуляции различных функций организма имеет важное значение в понимании хода восстановительных процессов во время и после напряженного мышечного труда.

Раскрывая основные механизмы, обеспечивающие существование целостного организма и его взаимодействие с окружающей средой, физиология позволяет выяснить и исследовать условия и характер изменений деятельности различных органов и систем в процессе онтогенеза человека. Физиология является наукой, осуществляющей системный подход в изучении и анализе многообразных внутри– и межсистемных взаимосвязей сложного человеческого организма и сведение их в конкретные функциональные образования и единую теоретическую картину.

Важно подчеркнуть, что в развитии современных научных физиологических представлений существенная роль принадлежит отечественным исследователям. Знание истории любой науки – необходимая предпосылка для правильного понимания места, роли и значения дисциплины в содержании социально-политического статуса общества, его влияния на эту науку, а также влияние науки и ее представителей на развитие общества. Поэтому рассмотрение исторического пути развития отдельных разделов физиологии, упоминание наиболее ярких ее представителей и анализ естественно-научной базы, на которой формировались основные понятия и представления этой дисциплины, дают возможность оценить современное состояние предмета и определить его дальнейшие перспективные направления.

Физиологическая наука в России в XVIII–XIX столетиях представлена плеядой блестящих ученых – И.М. Сеченов, Ф.В. Овсянников, А.Я. Данилевский, А.Ф. Самойлов, И.Р. Тарханов, Н.Е. Введенский и др. Но лишь И.М. Сеченову и И.П. Павлову принадлежит заслуга создания новых направлений не только в Российской, но и в мировой физиологии.

Физиологию как самостоятельную дисциплину начали преподавать с 1738 г. в Академическом (позже Санкт-Петербургском) университете. Существенное значение в развитии физиологии принадлежит и основанному в 1755 г. Московскому университету, где в его составе в 1776 г. была открыта кафедра физиологии.

В 1798 г. в Санкт-Петербурге была основана Медико-хирургическая (Военно-медицинская) академия, которая сыграла исключительную роль в развитии физиологии человека. Созданную при ней кафедру физиологии последовательно возглавляли П.А. Загорский, Д.М. Велланский, Н.М. Якубович, И.М. Сеченов, И.Ф. Цион, Ф.В. Овсянников, И.Р. Тарханов, И.П. Павлов, Л.А. Орбели, А.В. Лебединский, М.П. Бресткин и другие выдающиеся представители физиологической науки. За каждым названным именем стоят открытия в физиологии, имеющие мировое значение.

В программу обучения в физкультурных вузах физиология включалась с первых дней их организации. На созданных П.Ф. Лесгафтом в 1896 г. Высших курсах физического образования сразу же был открыт кабинет физиологии, первым руководителем которого являлся академик И.Р. Тарханов. В последующие годы физиологию здесь преподавали Н.П. Кравков, А.А. Вальтер, П.П. Ростовцев, В.Я. Чаговец, А.Г. Гинецинский, А.А. Ухтомский, Л.А. Орбели, И.С. Беритов, А.Н. Крестовников, Г.В. Фольборт и др.

Бурное развитие физиологии и ускорение научно-технического прогресса в стране обусловили появление в 30-х годах XX столетия нового самостоятельного раздела физиологии человека – физиологии спорта, хотя отдельные работы, посвященные изучению функций организма при выполнении физических нагрузок, публиковались еще в конце XIX века (И. О. Розанов, С.С. Груздев, Ю.В. Блажевич, П.К. Горбачев и др.). При этом следует подчеркнуть, что систематические исследования и преподавание физиологии спорта начались в нашей стране раньше, чем за рубежом, и носили более целенаправленный характер. Кстати, заметим, что только в 1989 г. Генеральная ассамблея Международного союза физиологических наук приняла решение о создании при ней комиссии «Физиология спорта», хотя подобные комиссии и секции в системе АН СССР, АМН СССР, Всесоюзного физиологического общества им. И.П. Павлова Госкомспорта СССР существовали в нашей стране с 1960-х годов.

Читайте также:  Зарядка на мышцы ягодиц

Теоретические предпосылки для возникновения и развития физиологии спорта были созданы фундаментальными работами И.М. Сеченова, И.П. Павлова, Н.Е. Введенского, А.А. Ухтомского, И. С. Бериташвили, К.М. Быкова и других. Однако систематическое изучение физиологических основ физической культуры и спорта началось значительно позже. Особенно большая заслуга в создании этого раздела физиологии принадлежит Л.А. Орбели и его ученику А.Н. Крестовникову, и она неразрывно связана со становлением и развитием Университета физической культуры им. П.Ф. Лесгафта и его кафедры физиологии – первой подобной кафедры среди физкультурных вузов в стране и в мире.

После создания в 1919 г. кафедры физиологии в Институте физического образования им. П.Ф. Лесгафта преподавание этого предмета осуществляли Л.А. Орбели, А.Н. Крестовников, В.В. Васильева, А.Б. Гандельсман, Е.К. Жуков, Н.В. Зимкин, А.С. Мозжухин, Е.Б. Сологуб, А.С. Солодков и др. В 1938 г. А.Н. Креетовниковым был издан первый в нашей стране и в мире «Учебник физиологии» для институтов физической культуры, а в 1939 г. – монография «Физиология спорта». Важную роль в дальнейшем развитии преподавания дисциплины сыграли три издания «Учебника физиологии человека» под редакцией Н.В. Зимкина (1964, 1970, 1975).

Становление физиологии спорта в значительной мере было обусловлено широким проведением фундаментальных и прикладных исследований по предмету. Развитие любой науки ставит перед представителями многих специальностей все новые и новые практические задачи, на которые теория не всегда и сразу же может дать однозначный ответ. Однако, как остроумно заметил Д. Краукрофт (1970), «…научные исследования обладают одной странной особенностью: у них есть привычка рано или поздно оказываться полезными для кого-то или для чего-то». Анализ развития учебного и научного направлений физиологии спорта со всей очевидностью подтверждает это положение.

Запросы теории и практики физического воспитания и обучения требуют от физиологической науки раскрытия особенностей функционирования организма с учетом возраста людей и закономерностей их адаптации к мышечной деятельности. Научные принципы физического воспитания детей и подростков базируются на физиологических закономерностях роста и развития человека на разных этапах онтогенеза. В процессе физического воспитания следует не только повышать двигательную подготовленность, но и формировать необходимые психофизиологические свойства и качества личности, обеспечивающие ее готовность к труду, к активной деятельности в условиях современного мира.

Формирование различных органов и систем, двигательных качеств и навыков, их совершенствование в процессе физического воспитания может быть успешным при условии научно обоснованного применения различных средств и методов физической культуры, а также при необходимости интенсификации или снижения мышечных нагрузок. При этом необходимо учитывать возрастно-половые и индивидуальные особенности детей, подростков, зрелых и пожилых людей, а также резервные возможности их организма на разных этапах индивидуального развития. Знание таких закономерностей специалистами оградит практику физического воспитания от применения как недостаточных, так и чрезмерных мышечных нагрузок, опасных для здоровья людей.

Источник

Adblock
detector