Меню

Где и когда возникла йога

История и происхождение йоги

История йоги — это путь к совершенству и достижению более высокой формы познания. Культура арийцев и дравид, населяющих бывшую Индию, — не единственный ее источник. Она универсальна, но ее история сильно связана с индуизмом. Как система, она возникла в глубокой древности, в Индии, о чем свидетельствую археологические находки и древнейшие письменные тексты индийской культуры — Веды.

Шесть периодов

Истоки зарождения индийской философии, как и то, кто придумал йогу, неизвестны, мифология приписывает им божественное происхождение. Согласно текстам, есть 8 400 000 позиций, соответствующих всем видам живых существ, населяющих Вселенную. В мифологических сказаниях говорится, что Бог Шива раскрыл тайну учений йоги своей супруге Парвати, чтобы она могла сохранить вечную молодость. Ученые историю развития йоги разделили на шесть периодов:

Йога архаичная (около 3000—1800 л. до н.э.)

Родина йоги — долина Инда. Истоки теряются во мраке столетий и сочетаются с предысторией Индии в глубокой древности, до периода около 1500 лет до н.э. Их связывают с цивилизацией Инда-Сарасвати и археологическими находками, глиняными фигурками и печатями, изображающими персонажей в асанах, в 2500 годах до нашей эры, обнаруженных в Хараппи и в Мохенджо Даро.

Слово йога впервые появилось в старейшей из Вед, Ригведе в IV—III тысячелетии до РХ, и означало ярмо и дисциплина.

Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа признаны индусами как откровенные тексты (шрути), и основа Брахманизма (I тысячелетие до н.э.), оригинальной индуистской религии с множеством богов, которая позже превратилась в индуизм.

Веды — сборник самых древних писаний.

Появились тексты после вторжения в Индостан племен из Сибири. Принято считать, что коренная культура была уничтожена, а затем ассимилирована за десять веков ариями. Но есть и противоположная точка зрения, согласно которой йога была принесена на полуостров завоевателями.

Одна из самых известных книг Атхарваведы (книги заклинаний), самой волшебной и метафизической из Вед, посвящена описанию группы аскетов или протойогинов, называемых врати. Врати практиковали аскетизм в течение длительного времени, используя дыхательные практики. Этот текст выражает стремление практиков достичь состояния, которое выходит за рамки ограничений тела и разума. Прото-йога — это еще неструктурированный набор практик, включающий концентрацию, дыхательные упражнения и аскетизм.

В Атхарваведах (I тысячелетие до РХ — первые столетия по РХ), как во всех Ведах, являющихся основой брахманизма, продолжается практика жертвенных ритуалов.

В Ригведе появляется один из наиболее важных принципов — Тапас. Термин дословно переводится как жара, пыл, задор, энтузиазм, и понимается как аскетическое усилие. Тапас определен на экзотерическом (популярном, доступном), и на эзотерическом (тайном) уровне. Он появляется как один из элементов жертвенных ритуалов как часть религиозного опыта людей. Волшебное и мистическое происхождения тепла — это основная аскетическая техника, в первую очередь духовная.

Йога доклассическая (около 1500—500 до н.э.)

Чрезвычайно важный период в развитии, он связан с возникновением Упанишады и Брахмана и дальнейшим развитием брахманизма. Несколько поз йоги появляются в ранних Упанишадах(VIII—III век до н.э.), философских текстах, созданных на основе исследования глубочайшей природы, духовной сущности, абсолюта (Атман). Тексты кратко представлены в Брихадарнак Упанишад III.4.2.

Упанишады также принадлежат к раскрытым текстам (шрути), являются дополнением и объяснением духовной мудрости, содержащейся в Ведах. Шрути характеризуются мистицизмом, включающим в себя рассуждения. Развитие заключается в обучении техник, служащих мистической интериоризацией (переход из вне внутрь) т.е. освоении жертвенного ритуала. Результатом служит появление различных созерцательных методов и зарождения йогических практик. Примером может быть идентификация методов пранайямы с ритуалом Ахотры (жертвы огню). Техники дыхания, используемые для стимулирования внутреннего тепла, приравниваются к ведическому ритуалу. Процесс интериоризации ритуала был одним из важнейших элементов интеграции йоги и индуизма.

Читайте также:  Занятия йогой во время месячных

Причиной послужило слияние двух культур. С одной стороны, патриархальная ведическая культура, созданная арийским народом и их священниками. С другой стороны, матриархальная культура дравидов, представленная сельскохозяйственным местным населением. Основной смысл ведической культуры заключался в контакте с божествами через внешние ритуалы. Влияние культуры дравидов было направлено на внутреннее познание.

Эпическая йога (около 500 — 200 л. до н.э)

История развития йоги связана с созданием Махабхараты, одного из величайших национальных эпосов Индии. Развитие йогической мысли —с санкхья, архаичным методом познания, который привел к познанию трансцендентного Я (Пуруши), отличая его от второго основного принципа, означающего материальную причину Вселенной (Пракрити). Этот путь состоит в полном отказе от того, что не есть Я.

Йога принимает онтологический принцип, открытый санкхьей. Но они не становятся одним целым. Махабхарата описывает йогу как путь восприятия или путь действия, в то время как санкхья — это путь свидетельства мастерства или путь отречения. Махабхарата — это не цельная однообразная работа. На протяжении веков в нее были включены многочисленные новые фрагменты. По этой причине можно найти здесь ряд аскетических традиций и связанных с ними путей и техник.

Самая важная часть, включенная в эпос, — «Бхагаватгита». Эта «песнь Господа» является кульминацией интеграции традиций йоги и индуизма. Ее часто называют «Йога –Упанишада», утверждая ее принадлежность к веданте. В Катха Упанишаде (VI.10-11) излагаются идеи, представляющие метод йоги называющийся классическим. Эта попытка синтезировать йогу и духовность. Это метод достижения единства с Богом. Разнообразие практики здесь ограничено, даже пранаяма играет второстепенную роль. Основное внимание уделяется концентрации и медитации. Поклонение Богу Кришна, становится необходимым для достижения цели практики. Отвергая плоды своих трудов и предлагая их Всевышнему, каждый может достичь мистического союза с Богом.

Эпос до сих пор служит источником вдохновения для многих поколений. Бхагавад-Гида объединяет основные течения:

Классический период (около 200 — 500 л. н.э).

Классическая йога — одна из шести ортодоксальных философских систем индуизма. Система развита в Иогасутре, созданной в третьем века до нашей эры, едином тексте о йоге, состоящем из 195 сутр — афоризмов. В течение периода влияние философии и практики зависело от работы Патанджали (основатель йоги) «Йогасутра» и многочисленных комментариев к ней. Текст на протяжении веков был предметом многочисленных всеобъемлющих комментариев. Классическая Йога Патанджали также называется Раджа (Королевская) или Аштанга (восьмиступенчатая).

Работа Патанджали внесла огромный вклад в систематизацию современных знаний, и философское измерение учения. Как пишет известный антрополог Элиаде, вклад заключался согласовании философских тезисов с техническими инструкциями по практике.

В первой части Йогасутр представлена структура и процессы, связанные с трансформацией на пути к освобождению. Далее в разделе садхана-пада представлены основы йогического пути. В следующих разделах приведены советы о высших этапах практики и информация о состоянии освобождения (кайвалия).

Йогасутры установили положение йоги в тогдашней философской мысли и духовной практике Индии.

Патанджали пересказывает известные концепции и практики, а также вводит новые. В отличие от внутренней (основной философии индуизма), философия Йогасутр представляет собой дуалистическую интерпретацию действительности: признает полное разделение между трансцендентным Я (Пурушей), и трансцендентной основой природы (Пракрити).

Постклассическая йога (около 500 — 1900 л.н.э.)

Период охватывает огромное разнообразие йогических традиций, созданных после Патанджали. Это время расцвета хатха-йоги и учения Тантры. Создаются многочисленные школы, основанные на многих духовных и религиозных традициях Индии:

Выражается это и в возвращении к недуалистической концепции реальности, сформированной в ранний период упаниадства, согласно которой Пуруша идентична реальности. Одним из самых вдохновляющих произведений этого периода является Йогавасиштха, религиозно-философская сочинение на санскрите, написанное между IX и XIII веками, духовный путь которого можно описать как джана-йогу, основанную на гармоничном сочетании мудрости (гьяны) и действия (кармы). Другие йогические тексты наиболее известные как Йога-упанишады, создаются в период средневековья (XIV—XVI вв.). Они касаются преимущественно ведантской хатха-йоги.

Читайте также:  Твой йога гадание и предсказание по картам

Возникают и развиваются доктрины и практики, направленные на достижение освобождения посредством совершенствования тела. Асаны становятся своего рода алхимической наукой, призванной очищать и трансформировать все явления существования, включая тело, потому что, согласно ведическому взгляду, являются едиными с высшим Я (Пуруша). В самых важных произведениях этого периода Геранда-санхита, Хатха-йога-прадипика и Шива-санхита, хатха-йога представлена в качестве подготовки к Раджа Йоге, хотя, практика с самого начала включала в себя элементы классической йоги: концентрацию, медитацию.

Зарождаются движения бхакти, шивы и вишнуизма, буддизм исчезает, а Веданта основана как доминирующая философская система в Индии. Одним из самых интересных движений периода является Кашмирский шиваизм, широко используемый в тантрической традиции и буддийской философии.

Современный период

Характерной чертой современной йоги является ее распространение по всему миру и особенно выход за пределы культурного круга Азии. Раньше элементы практики в той или иной форме распространялись из Индии, из-за буддизма, на Дальний Восток. 20-й век связал практику асан с культурой западного мира. Наиболее важные тексты индийской духовности переведены на западные языки. Колонизация Индии, начавшаяся в девятнадцатом веке англичанами, привела к увеличению притока путешественников и исследователей из Европы на индийский полуостров. Люди, увлеченные культурой Индии, начали возвращать свое наследие. В двадцатом веке мастера и учителя древних традиций из Индии стали все больше приезжать в Европу и Америку. Свами Вивекананда посетил Соединенные Штаты и Европу со своими лекциями, открыв путь другим учителям.

В настоящее время йога в очень разнообразной форме, от чисто индуистских практик бхакти, до полностью секуляризованных форм гимнастики хатха, практикуется миллионами людей во всем мире.

Кроме того, контакт с западной культурой влияет на саму йогу, лучшим примером которой является интегральная йога, созданная Шри Ауробиндо.

Среди наиболее известных наставников: Шри БКС Айенгар, Шри Паттабхи Джойс, Свами Шивананда, Сатьянанда Сарасвати, Свами Махешварананда, Т. К. В. Дезикачар, Свами Сатчитананда.

Источник

История йоги

История йоги началась задолго до наступления нашей эры. Сегодня йогической практики придерживаются тысячи людей по всему миру. При этом последователи учения принадлежат к различным вероисповеданиям.

Где зародилась практика

На вопрос о том, откуда ведет свое происхождение йога, ученые не могут дать точного ответа. Предположительно, родиной практики стала долина реки Инд. Название учения происходит от санскритского слова «йодж», означающего «обретение гармонии», «связь», «соединение». Первое упоминание этого термина хранят индийские Веды — древний сборник священных текстов.

Йогическая практика связана с индуизмом и буддизмом. Эти религии призывают к аскетизму и духовной работе, которые помогут прекратить череду перерождений и выйти из колеса сансары. Йога — это особый род достижения просветления, включающий медитации, чтение мантр и принятие асан — поз, вставать в которые можно только после специальной подготовки.

Периоды развития

Исследователи йоги отмечают, что история возникновения и развития практики прошла несколько этапов, каждый из которых внес в учение что-то новое.

Архаическая йога

Практика начала свое развитие за 3 тыс. лет до нашей эры. К этому периоду относятся глиняные фигурки, найденные в долине реки Инд. Статуэтки изображали людей, стоящих в различных позах. Народом, создавшим основы йогического учения, называют цивилизацию Инда-Сарасвати. Первые изменения йога претерпела после вторжения в долину реки племен из Сирии.

Доклассическое учение

Период доклассической йоги начался около 1500 г. до н. э. Это время развитие брахманизма и появления Упанишад — философских текстов, созданных на основе изучения Абсолюта. Упанишады стали толкованием к Ведам.

В доклассчиеский период возникают дыхательные техники, направленные на тренировку внутреннего тела. Такие приемы постепенно проникают и в ведическую культуру.

Эпическое ответвление

Ответвление возникло около 500 г. до н. э. Оно связано с появлением Махабхараты — индийского национального эпоса. Махабхарата относится к йоге как к способу, помогающему достичь просветления. Эпос создавался на протяжении нескольких веков и вместил большое количество практик. В заключительной части Махабхараты, Бхагават-гите, авторы указывают на слияние индуизма и йогического учения. На основе эпического ответвления появились такие течения, как:

Читайте также:  Йога для начинающих теория и философия

Классический период

В классический период, начавшийся в 200 г. н. э., практика распалась на различные направления, которые нередко противоречили друг другу. Отличительной чертой этой вехи в развитии учения стало появление йога-сутры, ставшей первой попыткой систематизировать все накопленные за предыдущие периоды знания.

Во 2 в. н. э. Патанджали, ставший одним из основоположников йоги классического периода, переработал и записал всю информацию об учении. В эту эпоху появились 8 ступеней, включающих последовательные действия, при помощи которых можно достичь просветления. Сделанные в это время записи для современной практики считаются основополагающими.

Постклассика йоги

Постклассическая эпоха, начавшаяся в 500 г. н. э., много внимания уделяла развитию и совершенствованию тела. Если практикующего не беспокоят болезни, духовная работа становится эффективнее. В этот период используется Тантра, способствующая очищению души и тела от блоков, мешающих достижению просветления. Тантристы отвергли ведическое учение. Основатели йоги постклассического периода создали большое количество асан, используемых в современной практике.

Новая веха в развитии учения включала большую часть классических элементов (медитации, концентрацию). Йогины продолжали придерживаться классического взгляда на асаны: освобождение души может произойти только через совершенствование физического тела. Позиции были усложнены. Появляются школы, совмещающие в себе традиции и новые подходы:

Настоящий момент

Современный этап развития йоги начался в 19 в. после проникновения европейцев в Индию с целью колонизации этой страны. Христианские священнослужители ставили перед собой задачу обратить как можно большее количество индусов в свою веру.

Однако многие европейцы были настолько заинтересованы местными обычаями и традициями, что начинали практиковать индуизм и буддизм, заниматься их изучением.

Распространение йоги часто связывают с выходом буддистского учения за пределы Азии. Нередко люди, ставшие буддистами, принимают йогу в качестве необходимого дополнения к этой вере. Однако некоторые практикующие являются атеистами или безразличными к религии людьми. Древнее учение становится для них способом поддержания хорошего самочувствия и тренировки духа.

За традиционную йогу в фитнес-центрах часто выдают упражнения, похожие на классические асаны. Несмотря на внешнее сходство, существует и ряд различий:

Что происходило с йогой в других странах

Отношение к учению зависело от господствующей на территории того или иного государства религии:

Предположительные пути изменения йоги

Древняя практика продолжит свои изменения в новом тысячелетии. Несмотря на то что для современного человека йога — это способ поддержания себя в хорошей физической форме, духовная составляющая не будет полностью забыта. Люди берут и будут брать из учения индусов то, в чем больше всего нуждаются.

Медитация — один из элементов древней практики, не потерявший своей актуальности и необходимости. Современный человек уделяет мало внимания своему внутреннему миру, что и становится причиной возникновения неразрешимых конфликтов. Погружение в себя всего на 10-15 минут в день поможет найти ответы на самые сложные вопросы.

Стремление к аскетизму, характерное для йогинов, также набирает популярность среди жителей самых богатых государств планеты. Оно часто выражается в минимализме при оформлении интерьера своей квартиры, переходе к вегетарианству или веганству.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector