36) Сформулируйте несколько вопросов, ответы на которые вы хотите получить при изучении этой темы.
Каким образом осуществляется движение? Какую роль выполняет скелет?
37) Прочитайте §10. Представьте в виде схемы перечень функций опорно-двигательной системы.
38) Раскройте роль органических и неорганических веществ кости, дописав утверждения.
Органические вещества придают кости гибкость.
Неорганические вещества придают кости твердость.
Сочетание этих веществ обеспечивает прочность и упругость.
39) Впишите в текст о строении трубчатой кости пропущенные слова: суставный хрящ, надкостница, комплектное вещество, костномозговая полость, губчатое вещество, красный костный мозг, жёлтый костный мозг.
Трубчатая кость состоит из средней части тела кости и двух головок, сочленяющихся с другими костями. Тело кости и наружная часть головок покрыта надкостница, а суставные поверхности головок – суставным хрящом. Внутри головок находится губчатое вещество, содержащее красный костный мозг, в котором образуются клетки крови. Тело кости состоит из компактного вещества, внутри которого находится костно-мозговая полость. Она заполнена желтым костным мозгом, представляющим в основном жировую ткань.
40) Ответьте, почему, несмотря на то что рост кости в толщину осуществляется непрерывно за счёт надкостницы, кость взрослого человека не становится массивнее.
Стенки костномозговой полости содержат клетки, растворяющие кость.
41) Отчёт о лабораторной работе «Микроскопическое строение кости» (с. 69–70 учебника). На микропрепарате представлен
* Рисунок микроскопического строения кости с обозначением деталей, увиднных в микроскоп.
* Ответы на вопросы задания №4 лабороторной работы.
Костные пластинки располагаются по направлению сил сжатия и растяжения, возникающих в связи с нагрузками на кость, это объясняет уникальную прочность кости
42) Прочитайте §11 «Скелет человека. Осевой скелет». Заполните таблицу, впишите названия парных и непарных костей черепа, а также цифры, которыми эти кости обозначены на рисунке.
Кости мозгового черепа | № на рисунке | Кости лицевого черепа | № на рисунке | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Парные |
Функции мышцы или мышечной группы | Назание мышцы или мышечной группы |
Мышцы, одним концом прикрепляющиеся к костям черепа, а другим к коже или только к коже | мимические |
Мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть | височные |
Мышцы шеи и спины, откидывающая назад голову | трапецивидная |
Мышцы, наклоняющие голову вперед, когда сокращаются вместе, и наклоняющие голову в стороны, когда сокращаются поодиночке | грудино-ключично-сосцевидные |
Мышцы спины, отводящая руки за спину | широчайшая мышца |
Мышцы груди, сводящие плечи и руки, согнутые в локте, вперед | большая грудная |
Мышцы, обеспечивающие расширение и спадение грудной клетки | межреберные |
Мышцы, поднимающие туловище из положения лёжа в положении сидя при фиксированных ногах | брюшной пресс |
Мышцы, обеспечивающие прямохождение | глубокие и ягодичные |
Мышцы руки, отводящая плечо в сторону | дельтовидная |
Мышцы, сгибающие пальцы и кисть в кулак | мышцы предплечья |
55) Приведите несколько примеров мышц, работающих как антагонисты и как синергисты.
Антагонисты | Синергисты |
бицепс-трицепс | грудь-трицепс |
56) На рисунке мотонейров. Подпишите его части.
* Укажите, сколькими мышечными волокнами управляет мотонейрон, показанный на рисунке.
57) Напишите, как надо организовать тренировку, чтобы был тренировочный эффект (синтез в мышечной ткани преобладал над распадом).
Близкое к максимальному напряжению и правильный отдых.
58) Укажите последствия гиподинамии.
Изменения в мышцах: становятся дряблыми, теряют силу.
Изменения в костях: уходят соли кальция.
Изменения в крови: соли кальция соединяются с холестерином, образуя бляшки.
59) Прочитайте статью «Регуляция работы мышц-антаганистов» (§14) и заполните таблицу, вписав в соответствующие столбцы слова: возбуждены, заторможены, сокращены, расслаблены.
60) Впишите определяемые ниже понятия.
Работа, связанная с перемещением тела или груза, называется динамическая.
Работа, связанная с охранением позы или удержанием груза, называется статическая.
61) Отчёт о лабораторной работе «Утомление при статической работе» (с. 94 учебника).
Фазы утомления | Признаки утомления | Время |
Начало опыта (отсутствие утомления) | Рука с грузом неподвижна | |
I фаза утомления | Рука опускается, затем рывком поднимается на прежнее место | |
II фаза утомления | Дрожание рук, потеря координации, пошатываение корпуса, покраснение лица, потоотделение | |
III фаза утомления | Рука с грузом опускается: опыт прекращается |
62) Прочитайте §15 «Осанка. Предупреждение плоскостопия». Перечислите причины нарушения осанки.
Привычка горбиться, сутулиться, неверное положение сидя.
63) Назовите факторы, способствующие развитию плоскостопия.
Неправильно подобранная обувь, длительное хождение или избыточная масса тела.
64) Отчёт о лабораторной работ «Осанка и плоскостопие» (с. 98 учебника).
I. Выявление нарушений осанки.
1. Выявление сутулости.
Вывод: нарушений нет
* Выявление нарушений в области поясничного изгиба.
При положении тела спиной к стене, когда пятки, голени, таз и лопатки касаются стены, между стеной и поясницей проходит (кулак или только ладонь) – ладонь
* II. Выявление плоскостопия (работа выполняется дома).
След в узкой своей части (заходит или не заходит) – не заходит за линию, соединяющую центр пятки и центр третьего пальца (см. рис. 39 на с. 74 учебника).
65) Прочитайте §16 «Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов», рассмотрите рисунки и заполните таблицу.
66) При подозрении на перелом костей предплечья была наложена шина, а сама рука зафиксирована с помощью косынки. Определите, какую ошибку допустили при оказании помощи пострадавшему. К каким последствиям она может привести?
Шина не зафиксированна. Она может сместиться, в результате чего сместиться рука. Это может привести к повреждению тканей, сосудов
67) Оцените, что нового вы узнали при изучении этой темы. Предположите, как могут пригодиться вам эти знания в повседневной жизни.
Я смогу оказать первую помощь при травмах другим людям, в том числе и себе.
Источник
detector