Музыкальные народные инструменты молдовы

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Статистика

Молдаво-румынские народные инструменты

1)Най (рум. nai, также мускал) — молдавский, румынский и украинский духовой музыкальный инструмент. Продольная многоствольная флейта. Состоит из 8-24 трубок разной длины, укреплённых в дугообразной кожаной обойме. От длины трубки зависит высота звука. Звукоряд диатонический.

На нае исполняются народные мелодии различных жанров — от дойны до танцевальных мотивов. Наиболее известные молдавские наисты — Василе Йову, Борис Руденко и Константин Москович.

2)Тили́нка (укр. теленка, тилинка) — молдавский, румынский и украинский народный духовой инструмент, открытая трубка без игровых отверстий. Распространён в деревенском быту. Звук зависит от того, насколько музыкант закроет пальцем открытый конец трубки. Средняя длина тилинки — 35—40 см, но может достигать и 60 см в длину.

3)Флу́ер (рум. fluier, от лат. flare, дуть) — народный духовой музыкальный инструмент. Род деревянной продольной открытой флейты с клювообразным мундштуком.

Флуер распространён в Молдавии, Румынии и других балканских странах. Длина 250—350 мм. Имеет 6 игровых отверстий (расположены 2 группами по 3). Звук сильный, яркий. Звукоряд диатонический, диапазон — септима (передуванием расширяется до 3 октав). Флуер делается из дерева ценных пород и отличается точностью интонации. Основные тональности — До, Ре.

Флуер — это древний пастушеский инструмент. Чабаны его используют для сбора коров и овец в стадо. Флуер часто присутствует в молдавских сказках, стихах, песнях.

Флуер встречается во всех балканских странах. В Трансильвании его называют trisca. Флуер большого размера называют flueroi, а маленького — flueraş. Флуераши наиболее распространены в Молдавии и Буковине. В Добрудже есть похожий на молдавский fluer dobrogene, который делается из камыша. Он имеет 7-е игровое отверстие для большого пальца.

В. Александри «Флуер» Флуер, позабытый на лугу росистом,
Поднял я и молвил: «Экая печаль!
Ты сердца когда-то соловьиным свистом
Потрясал, а ныне, видно, отзвучал.

И поэт таков же: нежно и беспечно
О любви и страсти петь он прежде мог.
Но согнула старость молодые плечи,
И в себя ушёл он, навсегда умолк».

Отозвался флуер: «Брат мой, не печалься.
Сумерки все гуще, но не спорь с судьбой.
Мы сложили песню — это ли не счастье?
Нет завидней доли, чем у нас с тобой».

В других странах также есть подобные инструменты: Frula (Сербия), Duduk (Болгария), Floghera (Греция), Furulya (Венгрия), Fujarka (Польша), Jedinca (Хорватия), Ovcharska svirka (Турция), Фуяра (Словакия).
Двойной флуер
Двойной (или парный) флуер представляет собой два деревянных флуера, соединённых друг с другом. У одного флуера 6 игровых отверстий, а у другого — 4. Двойной флуер позволяет музыканту играть двухголосые мелодии. Возможно, является потомком древнегреческого авлоса.

\

4)Цимбалы — струнный музыкальный инструмент. Представляет из себя деку с натянутыми струнами, звук извлекается при помощи крючков или молоточков. Верхняя дека изготавливается из ели или из пихты, нижняя — из клёна. Распространён в Греции, Молдавии, Румынии, Беларуси и на Украине. Малые цимбалы, равно как и дульцимер возводят к древнеперсидскому сантуру, который, в свою очередь, иногда отождествляют с ветхозаветным псантерином, в тоже время применяются и большие или концертные цимбалы, разработанные венгерскими создателями музыкальных инструментов братьями Schunda. В мир академической музыки введён Аладаром Рацем.

В странах восточной и южной Европы цимбалы называют примерно одинаково:

Белоруссия и Украина: цымбалы, цымбалки, цынбалы, самбалошки
Чехия: cimbál [tsimbaːl]
Греция: σαντούρι сантури
Венгрия: cimbalom
Польша: cymbały
Румыния: ţambal (большие цимбалы называют ţambal mare)
Словения: čembale
Словакия: cimbal
Идиш: צימבל цимбл (во всех вышеуказанных странах)
Латвия: cimbāle

Чимпо́й (рум. cimpoi) — молдавский и румынский духовой язычковый народный музыкальный инструмент, разновидность волынки.

Чимпой состоит из меха и 3 деревянных трубок — 1 для нагнетания воздуха и 2 игровых: мелодической (цельной, конической формы длиной около 20 см, с раструбом из коровьего рога и 7—8 игровыми отверстиями) и т. н. бурдонной (басовая, непрерывно звучащая, состоит из 3 раздвижных колен; настроена в кварту или в октаву по отношению к мелодической). В трубки вставляются одинарные трости.

Мех для чимпоя делают из козьего или овечьего бурдюка. Раньше считалось, что для лучшего звучания мех надо делать из молочного козлёнка, с которого живьём снимали шкуру. Мех часто покрывают вышитой тканью.

На чимпое исполняют мелодии, украшенные мелизмами, трелями, форшлагами. Инструмент издаёт сильные, резкие и однообразные по тембру звуки. Звукоряд диатонический. Чимпой применяется как сольный и ансамблевый инструмент.

Чимпой распространён в Молдавии и во всех областях Румынии, кроме Трансильвании.

Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

Источник

Музыкальные народные инструменты молдовы

В культуре и обычаях Республики Молдова музыкальные инструменты представляют важный сегмент народного творчества. На протяжении всей истории народные песни сопровождали танцы, популярные игры, церемонии семейной жизни, работу, охоту и т.д.

Народные или традиционные инструменты

У каждого народа есть музыкальные инструменты, которые имеют статус традиционных, так как на протяжении истории использовались в различных обычаях и ритуалах. В Республике Молдова область распространения инструментов выходит за рамки традиционной музыки. В нашем фольклоре используются такие инструменты, как скрипка, виолончель, альт, контрабас, труба и др., поэтому современная органология предлагает, чтобы такие инструменты считались народными в широком смысле этого слова. А те, которые характерны нашим обычаям (флуер, бучум, бухай, чимпой, най или кобза) – назывались бы народными в узком смысле слова.

В этой статье мы хотим вас познакомить с несколькими народными мастерами Молдовы, которые специализируются на производстве традиционных музыкальных инструментов:

Семья Дрон из деревни Гура Галбеней, Чимишлия

Николае Дрон – народный мастер и любитель музыки, фольклора и природы. Производит лютны, кобзы, мандолины и домры из высококачественной древесины из Африки, Индии, Бразилии, Австрии, Украины, России и Румынии. Он учился у знаменитых народных мастеров, у покойного Никушора Мардаре и у Иона Борша. Одну кобзу Николае Дрон может изготовить в течение двух месяцев. Мастер использует чаше всего клен и ель, дерево, которое увеличивает резонанс и придает инструменту особый звук.

Николае Дрон женат и имеет 11 детей, четыре девочки и семь мальчиков. Трое его сыновей также стали мастерами по изготовлению музыкальных инструментов. Михай Дрон изучал секреты изготовления скрипок в Швейцарии, где учатся самые талантливые ученики в мире. В течение четырех лет Михай приобрел огромный опыт и вернулся в Республику Молдова, чтобы развивать искусство изготовления музыкальных инструментов в Восточной Европе. Дома он открыл ателье по изготовлению скрипок.

Еще два сына Николая Дрона занимаются изготовлением домр. Это народный струнный щипковый музыкальный инструмент полусферической формы. Мастер мечтает однажды открыть музей кобзы в Молдове.

Читайте также:  Народный пластик климовск отзывы сотрудников

Народный мастер Ион Борш

На протяжении своей деятельности Ион Борш восстанавливал и ремонтировал кобзы, контрабасы, гитары, скрипки, балалайки, цимбалы и многие другие инструменты. Сейчас он также производит духовые инструменты. За два дня мастер может изготовить флуер или кавал. Мастер ремонтирует бесплатно музыкальные инструменты для колледжа «Штефан Няга», а за это администрация учебного заведения предоставила ему помещение под ателье.

Народный мастер Василе Житару

Народный мастер Андрей Соломон

Андрей Соломон живет в селе Сэрата Галбенэ, Хынчешть и также занимается изготовлением флуера, ная и кавала. Несмотря на то, что он электрик по профессии, Андрей говорит, что с детства обожал музыку и выступал в составе нескольких фольклорных коллективов. С годами его любовь к народному творчеству стала еще сильнее, но заниматься музыкальными инструментами он начал, когда ему было 43 года.

Каждый день мастер проводит не менее четырех часов в своем ателье. С тех пор, как он начал заниматься этим ремеслом, Андрей Соломон смастерил более 2000 флуеров, около 40 наев и примерно 30 кавалов. Его духовые инструменты используют музыканты из Америки и Европы.

Народный мастер Григоре Сынкетру

На протяжении более 20 лет в селе Требужень, Оргеевского района, в мастерской из камня и глины работает знаменитый мастер Григоре Сынкетру. Он изготавливает наи, флуеры, чимпои и кавалы. Григоре учился у именитого мастера и хореографа Любомира Йорги, в мастерской которого он познал тайны ремесла и народной музыки. В изготовлении музыкальных инструментов Григоре Сынкетру использует сухую древесину как минимум трехлетней давности: акацию, бузину, бамбук. Мастер активный участник фестивалей и выставок, где и продает свои творения. Цены варьируют в зависимости от специфики каждого инструмента. Най может достигать цены 3000 леев. Флуер намного дешевле, он стоит 50, 100 или 300 леев.

Андрей Тихон, создатель бучумов

Один бучум изготавливается за несколько дней и стоит 3000 леев. В течение почти трех десятилетий Андрею Тихону удалось создать около 200 бучумов, все они уникальны благодаря форме, звуку и текстуре дерева. Помимо бучумов, Андрей также делает деревянные скульптуры, иконы, картины и портреты.

За свою деятельность Андрей Тихон был удостоен многочисленными дипломами на национальных и международных выставках. Часть его работ были куплены Министерством культуры и включены в культурное наследие страны.

Обычные музыкальные инструменты

Фабрика по производству скрипок в селе Фетешть

В 2018 году в селе Фетешть, Единец, была построена фабрика по производству музыкальных инструментов, которая является дочерней компанией знаменитой скрипичной фабрики из города Регин, Румыния. Это крупнейший производитель музыкальных инструментов в Европе.

Здесь, в Фетешть, из ели и клена изготавливаются скрипки 4×4 и виолончели 4×4. Всё сырьё поступает из региона Регин. На фабрике производятся только каркасы скрипок, затем они отправляются в Румынию для покраски и настройки, перед тем как поступить в продажу.

Более 20 сотрудников фабрики – это бывшие строители, водители, электрики из региона, которые прошли курсы бесплатной переквалификации. Они пробыли три месяца на фабрике в Регине, чтобы научиться этому ремеслу. На скрипичной фабрике из Фетешть ежедневно изготовляются около 20 скрипок и около 6 виолончелей, в то время как скрипичная фабрика из Регин за год выпускает более 100 000 музыкальных инструментов, которые используют музыканты из США, Японии, стран ЕС и Бразилии.

Гитарный мастер Николай Голяев

Николай Голяев, музыкант по профессии, имеет более чем 20-летний опыт работы в ремонте и производстве электрогитар. Он хорошо известен среди молдавских музыкантов, создав гитары для Ливиу Штирбу и Анатола Нямцу, для групп LOU, Millenium, Accident или Zdob și Zdub. Его гитары пользуются успехом в таких странах, как Румыния, Украина, Франция, Германия, Израиль, Швеция и Канада.

Мастер обладает обширными знаниями в производстве гитар, отремонтировав на протяжении своей деятельности тысячи инструментов, в том числе Fender, Gibson, Ibanez или Yamaha. При создании гитар используется клен, палисандр, ясень и красное дерево, в то время как датчики и электронное оборудование поступают из США и других стран.

Гитары, созданные Николаем Голяевым, маркируются логотипом NG, а период изготовления одного инструмента варьирует от трех недель до трех месяцев.

Источник

Музыка Республики Молдова

Музыка Молдавии — музыка Молдавского княжества, позднее Бессарабии и запрутской Молдавии, Молдавской АССР, Молдавской ССР, современной Молдавии. Молдавская музыка берёт начало из народного музыкального творчества, отличающегося самобытностью и богатством жанров и форм. Она прошла длительный путь развития из народных мотивов к светской, академической и современной музыке различных стилей и направлений.

Содержание

История

Особое место в молдавской музыке принадлежит дойнам — лирическим народным песням, возникшим в эпоху раннего феодализма, и колиндам — обрядовым песням, родственным славянским колядкам.

Профессиональная музыкальная культура возникла в Молдавском княжестве в средние века. Около 1500 года в Путнянском монастыре была создана певческая школа. В 1653 году господарь Василий Лупу основал певческую школу в Яссах при церкви Трёх Святителей. В состав средневекового молдавского войска входили трубачи. В середине XV века при господарском дворе имелись певчие.

Молдавское княжество долгое время находилось в зависимости от Османской империи, что отразилось турецким влиянием на молдавскую музыку. Так в XVII веке в придворных празднествах участвовали духовые оркестры — метерхане или тубулхане. При дворе играли и оркестры молдавских народных инструментов — тарафы. Выступления комедиантов и мэскэричей (скоморохов) сопровождались игрой на музыкальных инструментах. Светская музыка была представлена профессиональными музыкантами и певцами лэутарами.

Средневековая молдавская музыка развивалась на основе устной традиции, однако в XIX веке наметился переход к письменной традиции, начали развиваться новые светские жанры в композиторском творчестве. В запрутской Молдове по инициативе Елены Асаки и её мужа Георге был создан первый музыкальный институт — Филармонико-драматическая консерватория (1836). Просуществовала консерватория два года. Её учащимися и актёрами-любителями была поставлена на молдавском языке опера Беллини «Норма».

Бессарабия в составе России

После вхождения Бессарабии в состав России в регион начала проникать русская и западноевропейская музыкальная культура. Проходили гастроли зарубежных оперных и опереточных трупп, вокалистов и инструменталистов, среди которых такие знаменитости, как Ференц Лист и Роберт Шуман. Распространению современной музыки в Бессарабии способствовали русские военные оркестры. Организовываются концерты и театрально-музыкальные представления, строятся театральные и концертные залы, открываются музыкальные учебные заведения.

Ещё с конца XVIII века молдавские народные мелодии начали привлекать русских и западноевропейских композиторов. Мотивы молдавских мелодий использовали в своих произведениях О. А. Козловский, Б. Ромберг, М. И. Глинка (музыка к драме Бахтурина «Цыганка из Молдавии»), А. Н. Верстовский и др. Русский военный капельмейстер Ф. Ружицкий в 1834 году издал обработки молдавских народных мелодий, а в 1854 году во Львове был издан сборник молдавских народных напевов К. Микули. Одним из зачинателей молдавской профессиональной музыки был композитор и хормейстер Г. В. Музическу.

В 1820—50-х гг. в аристократических салонах и домах кишинёвской интеллигенции устраивались любительские концерты. Большой популярностью пользовались выступления оркестра лэутаров боярина Варфоломея и музыкальные вечера коллежского асессора З. Ралли. Первые музыкально-театральные представления прошли ок. 1820 года, оперные спектакли — около 1833 года. В Бессарабии гастролировали иностранные оперные труппы (Фриша, Барбиери и др.), а также русские театральные коллективы (Бабанина, Брумицкого, Гагарина, Ерохина, Рыкановского и др.), в репертуаре которых были оперы «Аскольдова могила» и «Пан Твардовский» А. Н. Верстовского, «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, «Калиф Багдадский» Ф. Буальдье, «Фаворитка» Г. Доницетти, «Фра-Дьяволо» Д. Обера, «Несчастье от кареты» В. А. Пашкевича, «Жар-птица» К. Кавоса и Ф. Антоноллини.

Читайте также:  Народные средства от амебиаза

Во второй половине XIX века оживляется музыкальная жизнь не только Кишинёва, но и Бендер, Бельц и других городов. В Бессарабии выступали А. Г. Рубинштейн, скрипачи Г. Венявский и П. Сарасате, виолончелист К. Ю. Давыдов, певица Е. А. Ларовская, хоры Г. В. Музическу и Д. Славянского.

Много концертировали местные музыканты — скрипачи К. П. Гулак-Артемовский, П. И. Шумский и др., лэутары Г. Пэун, К. Парно, Янку Пержа, ученик Листа А. Хлебовский, выпускники Петербургской консерватории П. И. Каховский и В. П. Гутор, выпускник Венской консерватории М. Г. Шильдкрет. В 1880 году было создано общество любителей музыки «Гармония».

В конце XIX — начале XX вв. Кишинёв стал одним из крупнейших культурных центров юга Российской империи. В городе гастролировали выдающиеся исполнители Л. С. Ауэр, И. Гофман, А. И. Зилоти, А. В. Нежданова, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, Л. В. Собинов, Я. Хейфец, Ф. И. Шаляпин и др. В 1893 году открылась музыкальная школа В. П. Гутора, просуществовавшая недолгое время, вновь открытая только в 1900 году и проработавшая после этого в течение 7 лет. В 1899 году по инициативе композитора В. Ребикова общество «Гармония» было преобразовано в Кишинёвское отделение Русского музыкального общества. При нём в 1900 году было образовано музыкальное училище. В 1902 году была открыта школа пения. Её руководителем стал композитор К. Ф. Хршановский.

В музыкальных учебных заведениях Кишинёва получили образование хоровые дирижёры М. А. Березовский и А. Фрунзе, певцы П. Д. Алексеев, Л. О. Бабич, Е. В. Лучезарская, композиторы Е. К. Кока и С. Т. Няга. Многие уроженцы Бессарабии получили образование в Москве, Петербурге и Яссах. В приднестровском селе Выхватинцы родился известный российский композитор А. Г. Рубинштейн, а российский педагог А. Б. Гольденвейзер был родом из Кишинёва. С Бессарабией связана деятельность певцов А. П. Антоновского, Г. Д. Афанасиу, Л. Я. Липковского.

Бессарабия в составе Румынии

Музыкальная культура Бессарабии в межвоенный период развивалась в сложных условиях. Многие музыканты были вынуждены покинуть край для получения образования. Так уехали С. Т. Няга, М. Чеботарь, Ш. Б. Аранов.

Плодотворной была деятельность Г. А. Яцентковского, И. Л. Дайлиса, Ю. М. Гуза, К. Ф. Храшановского, М. А. Березовского, М. К. Бырки, А. В. Яковлева. Развивалась культура хорового пения, выступали церковные, школьные и рабочие хоры. Молдавскими певцами А. П. Антоновским, Н. И. Нагачевским, М. Ф. Златовой, дирижёром И. Б. Бейном осуществлялись попытки создать в Кишинёве оперный театр, однако без государственных субсидий театр не смог продолжить работу. В Бессарабии не было постоянного симфонического оркестра, но существовал симфонический оркестр первой мужской гимназии под руководством дирижёра Ф. В. Лужанского. При Кишинёвском мужском реальном училище работал оркестр балалаечников под руководством З. Д. Поросеча, основанный ещё в 1907 году.

В румынский период композиторами Е. К. Кокой, М. К. Быркой и К. Н. Златовым были созданы значимые произведения различных жанров.

Молдавская АССР

После создания МАССР в республике было основано много самодеятельных танцевальных и драматических кружков, духовых оркестров, ансамблей молдавских и русских народных инструментов. В Балте в 1928 году была создана Молдавская музыкальная капелла под руководством М. А. Кафтанати. В 1930 году в Тирасполе была организована капелла «Дойна». В том же году на базе Молдавской музыкальной капеллы был создан симфонический оркестр. При Комитете по радиовещанию был организован ансамбль народной музыки под руководством лэутара Г. Мурги. На 1930-е годы пришлась деятельность исполнительницы молдавских народных песен Е. П. Будак и камерного певца Г. С. Брюнера.

Н. Н. Вилинский написал кантату «Молдова» (1939), сюиты для симфонического оркестра, обработки молдавских народных песен; В. С. Косенко — «Молдавскую поэму» для симфонического оркестра (1937); Л. С. Гуров — «Дойну» для смешанного хора и фортепиано (1935), Симфонию № 1 (1938) по мотивам молдавского фольклора, обработки молдавских песен. Обработки молдавских мелодий создавали К. Ф. Данькевич и С. Д. Орфеев.

В 1937 году было образовано Молдавское отделение Союза композиторов УССР, в который вошли П. И. Бачинин, Г. И. Гершфельд, Д. Г. Гершфельд, В. Л. Поляков, А. П. Каменецкий. В. Л. Поляков написал первый молдавский балет «Иляна» («Старинная повесть») на либретто Ю. Сидоренко, симфоническую поэму «Молдавия», сюита на молдавские темы, «Молдавскую рапсодию» для скрипки с оркестром. Д. Г. Гершфельд написал танцевальную сюиту «Праздник урожая».

Молдавская ССР

В 1940 году в Кишинёве были открыты государственная консерватория, филармония, музыкально-драматический театр, средняя музыкальная школа. В состав филармонии вошли симфонический оркестр, хоровая капелла «Дойна», а также группа эстрадных артистов. Осенью того же года была проведена первая олимпиада художественной самодеятельности. В 1940 году был организован джазовый оркестр под руководством Шико Аранова в годы Великой Отечественной войны выступал в воинских частях и госпиталях. На годы войны пришёлся плодотворный период творчества молдавского композитора Штефана Няги. В 1942 году он написал симфоническую сюиту «Молдавия», в 1943—44 гг. — «Дойну» для колоратурного сопрано в сопровождении фортепиано и концерт для скрипки и симфонического оркестра, в 1943 — «Поэму о Днестре», посвящённую борьбе молдавского народа против захватчиков. Ему же принадлежат хоровые произведения на стихи Емелиана Букова «Хора победы» и «Несём на знамёнах победу». В жанре патриотической песни работали Давид Григорьевич Гершфельд, С. Б. Шапиро и другие.

После войны возобновили свою деятельность музыкальные коллективы, началось бурное развитие музыки. Штефан Няга создаёт кантаты «Штефан Великий» (1945), «Бессарабцы» (1947), «Юбилейная» (1949), ораторию «Песнь возрождения» (1951). Евгений Кока создаёт струнные квартеты, симфоническую поэму «Кодрул» (1948), ораторию «Песнь о Котовском» (1950), композицию «Новая Дойна» для голоса с оркестром народных инструментов. Приобретают известность такие композиторы, как Л. С. Гуров, С. М. Лобель, В. Г. Загорский, В. Л. Поляков, Г. С. Няга, П. Б. Ривилис, Н. И. Маковей, Т. В. Кирияк.

В жанре инструментального концерта работают Д. Г. Гершфельд, Д. Г. Федов, А. Б. Муляр, А. П. Люксембург, З. М. Ткач, Е. Д. Дога. Молдавские композиторы советского периода создают многочисленные рапсодии, сюиты, баллады, обработки молдавских народных песен, музыку для детей, романсы. Большое внимание уделяется развитию хорового искусства.

Не обойдены стороной жанры оперы и балета. Известность приобрела молдавская историко-легендарная опера «Грозован» (1956) Давида Гершфельда на либретто В. А. Руссо. Опера Гершфельда «Аурелия» (1958) посвящена защитникам родины в Великой Отечественной войне. Опера А. Г. Стырчи «Сердце Доминики» (1960) повествует о борьбе подпольщиков Бессарабии за воссоединение с Советским Союзом. Э. Л. Лазарев создаёт оперы «Клоп» (1963) по пьесе Владимира Маяковского, «Революцией призванный» (1970), «Дракон» (1976) по сказке Евгения Шварца, радиоперу «Голуби в косую линейку» (1976). Признание публики получают балеты «Рассвет» В. Г. Загорского (1959), «Сломанный меч» (1959), «Призраки» (1959), «Антоний и Клеопатра» (1965), «Арабески» (1970) Э. Л. Лазарева, «Радда» Д. Г. Гершфельда (1975), «Перекрёсток» В. Г. Загорского (1974).

Читайте также:  Песня русская народная веселая без слов

В советский период большое внимание уделялось развитию музыкального образования. В 1963 году был создан государственный институт искусств имени Г. В. Музическу, работали три музыкальных училища, более 50 детских музыкальных школ, средняя специальная музыкальная школа-интернат.

Большой популярностью пользовались академический ансамбль народного танца «Жок», оркестр молдавских народных инструментов «Флуераш», ансамбли «Кодру», «Лэутарий», группы «Норок», «Контемпоранул», «Оризонт», «Плай».

Молдавию посещали такие выдающиеся музыкальные деятели, как Дмитрий Шостакович, Арам Хачатурян, Тихон Хренников, Святослав Рихтер и другие.

Современная Молдавия

Народная музыка

В молдавской народной музыке наиболее распространены семиступенные лады (дорийский, ионийский, лидийский, миксолидийский, фригийский, эолийский) с интервальной организацией между соседними ступенями в полный тон и полутон. Также встречаются лады, которые включают один или два полуторатоновых интервала, и уменьшённый лад. Молдавская музыка в основном диатонична. В инструментальной музыке встречаются хроматизмы. Важное место в молдавском народном творчестве занимают колинды, где преобладают архаичные ладовые структуры. Музыка колинд, наряду с танцевальной музыкой, имеет древнее происхождение, восходящее к эпохе синкретизма.

Особенностью молдавской музыки является ладовая переменность. Наиболее распространён мажоро-минор, чуть менее миноро-мажор. Если при мажоро-миноре произведение обычно начинается в мажоре и кончается в миноре, то при минорно-мажорной системе в мажор представляет собой временное отклонение от основной тональности, когда произведение начинается и заканчивается в миноре.

Присутствуют в молдавской музыке и такие формы, как бочет (причитание) и городской романс, пришедший в Молдавию в конце XVIII века. Богато народное творчество и инструментальными мелодиями, которые выполняют функцию сопровождения к танцу, а зачастую являются и самостоятельными художественными произведениями.

К духовым инструментам, используемым для исполнения народной музыки, относятся бучум, кавал, най, тарагот, тришка, вентильный тромбон, труба, чимпой, флуер; к струнным — виолончель, кобза, контрабас, скрипка, цимбалы; к ударным — барабан. В прошлом были распространены бухай, дайря, дрымба, лэута, сурла, трымбица, тумбелик.

В советское время становятся популярными ансамбли «Мэрцишор», «Кодру», «Чобэнаш», «Чокырлия» и Валентина Кожокару, Сергей Лункевич, Константин Москович, Николае Сулак, Тамара Чебан. Народные песни исполняют также Надежда Чепрага и София Ротару.

Среди современных исполнителей народной музыки следует выделить Василия и Виталия Адваховых, Дойну Арсене, Арсения Ботнару, Сергея Бэлуцела, Валентина Голомоза, Зинаиду Жуля, Василе Иову.

Танцы

Особое место занимает молдавская танцевальная музыка — живая, динамичная и зажигательная. Народные танцы в Молдавии являются неотъемлемым атрибутом любого праздника, свадьбы, кумэтрии. Название популярного танца жок даже стало обозначением массового народного гулянья. Среди распространённых танцев следует отметить булгэряску и молдовеняску с музыкальным размером 2/4 со счётом на 2, в композиционной структуре которого преобладает форма рондо (запев — припев), и хороводные сырбу, оляндру и хору. Музыкальные формы народных танцев можно встретить в произведениях современных молдавских поп- и рок-артистов.

Дмитрий Кантемир в своём «Описании Молдавии» (1714) писал [9] :

«У молдаван характер танцев совсем иной, чем у других народов, ибо танцуют они не по двое или по четверо, как у французов и поляков, но в танцах принимают участие сразу много лиц, образуя круг или длинный ряд, причём танцуют больше на свадьбах. Когда все, взявшись за руки, пляшут в кругу, двигаясь мерным и стройным шагом справа налево, то такой танец называется хора (Chora). Когда же, встав в длинный ряд и взяв друг друга за руки [159] так, чтобы края ряда оставались свободными, идут кругом с различными поворотами, то такой танец обычно называется польским словом данц (Dancz).

На свадьбах, перед тем как пастырь благословит брачующихся, торжественно танцуют во дворе и на улице в два ряда — один состоит из женщин, другой — из мужчин. Во главе каждого ряда стоит выборный вожак, человек пожилой и уважаемый, который держит в руке посох, окрашенный в золотой или другой цвет, конец которого повязан платком фригийской работы. При первом движении вперёд один вожак ведёт танцующих справа налево, а другой — слева направо так, чтобы ряды были обращены лицом друг к другу. Затем — в обратном порядке, повернувшись спинами друг к другу. Наконец, каждый ряд кружится в замысловатых поворотах и, чтобы не спутаться, так медленно, что едва можно заметить их движение. В каждом ряду танцующие занимают места согласно степени своего достоинства. Жены и дочери бояр занимают места соответственно положению своих мужей и отцов, но первое место всегда занимает вожак танца, второе — дружка, третье — жених. Такое же место в ряду женщин занимают дружка и невеста, хотя бы по своему положению они были гораздо ниже. После венчания оба ряда перемешиваются так, что женатый держит руку своей жены а неженатый — руку девушки, равной ему по положению, и так кружатся и вертятся в кругу. Иногда танец движется в виде треугольника, или в виде четырехугольника, или в виде овала, или в виде другой неправильной фигуры в зависимости от желания и искусства вожака.

Кроме таких танцев, во время празднеств существуют ещё другие, связанные с суевериями, которые должны составляться из семи, девяти, одиннадцати и вообще нечётного числа танцующих. Эти танцоры называются кэлушари. Собираются они один раз в год, одевшись в женские платья, на головы надевают венки, сплетённые из листьев полыни и украшенные другими цветами, и, чтобы их нельзя было узнать, говорят женскими голосами и накрывают лицо белым платком. Держат в руках обнажённые мечи, которыми могут пронзить любого простого смертного, если он осмелится снять покрывало с их лица. Это право даёт им древний обычай, так что никто не может быть обвинён за это в убийстве человека. Предводитель такой группы танцоров называется старица, его помощник — примицерий. На обязанности последнего лежит спрашивать у старицы, какой танец он собирается начать, и незаметно сообщить об этом остальным танцорам, чтобы народ не узнал названия пляски до того, как увидит её собственными глазами, так как у них имеется более ста музыкальных мотивов, по которым составлены танцы. Некоторые из них настолько мастерски исполняются, что плясуны едва касаются земли и как будто летают по воздуху. Танцуя и прыгая так, они обходят города и села в непрерывных плясках в течение десяти дней между Вознесением Господним и Святой Троицей…

Источник

Как сделать быстро и легко
Adblock
detector