Народная медицина древних башкир

Мир стройки — строительный портал

Обязательным компонентом лечения являлась суггестия (внушение): заговоры, заклинания, молитвы. Широко применялись целебные р-ния (ок. 100 видов). Популярными были девясил, душица, корень валерианы, можжевельник, чабрец и др. Широко употреблялись ср-ва ж-ного происхождения в леч. целях: кумыс (см. Кумысолечение), корот, мед, топленое масло, конское и гусиное сало, мясо и сало барсука.

Популярным было лечение с помощью пиявок (hэлэк). Известно их профилактич. использование для предупреждения рецидивов (периодически повторяющихся головокружений, головных болей, шума в ушах и другие).

Нашли применение отд. минералы и природные в-ва: сера, квасцы, медный купорос, белая и красная глины, мел, ил, нефть, кальцит и др. Широко практиковалась быт. физиотерапия: ванны с настоем трав, обкладывание б-ного прогретой майской травой, зарывание в теплый песок, баня, локальное прогревание отд. участков тела. Тепловое воздействие часто сочеталось с массажем. Народ издавна пользовался и целебными факторами ныне изв. курортов Янгантау, Красноусольский и другие.

Костоправы умело вправляли вывихи, переломы костей, баба выполняли операцию обрезания. Использовалось мн. ср-в для обработки порезов, ран (высушенные и измельченные душица, чабрец, кора дуба; свежие листья подорожника, медуницы мягчайшей и пр.).

По мнению баш. повивальных бабок, гл. врагом здоровья рожениц и родильниц (а также новорожденных) является переохлаждение. Поэтому нахождение их в теплом помещении считалось чрезвычайно важным условием сохранения здоровья. В день родов (либо на другой) в теплой (но не жаркой) бане повивальной бабкой проводился массаж тела родильницы. С первых дней после родов накладывалась на живот тугая повязка. Рациональность этих мер несомненна: снятие застойных явлений, возникающих за период беременности, профилактика растяжения брюшной стенки, опущения внут. органов, геморроя, варикозного расширения вен нижних конечностей.

Н.м. развивалась и в целях сохранения, укрепления здоровья. Получила развитие гигиена питания, жилища, тела, межличностного общения. Широко были представлены обычаи и традиции гигиенич. характера. Имелись рацион. обычаи, нарушение к-рых считалось грехом и якобы влекло возможные наказания сверхъестеств. силами. Так, выпавшие волосы следовало сжечь. При неисполнении данного требования человек обрекал себя на головные боли; неаккуратное срезание ногтей и их попадание в пищу превращало виновного в обжору.

Сохранению и укреплению здоровья помогали народные виды спорта. А.Н.Добролюбов писал: «Жаль, что никто из поклонников немецкой гимнастики, за неимением живого примера, не съездил к нам в киргизские степи или в Башкирию. Там гимнастика процветает: своего рода олимпийские игры с борьбой и лазанием на шест и бегом взапуски повторяются периодически». (Полн. собр. соч. Т.8, 1912).

В воспитании морально-психич. здоровья молодого поколения большая роль отводилась раннему приобщению детей к посильному труду, любви к родному краю, пребыванию на лоне природы, знанию героич. прошлого народа, его батыров. Развитие Н.м. башкир не было изолированным. Наряду с самобытными ср-вами и методами леч. воздействия табибы восприняли рацион. моменты из Н.м. др. народов, с к-рыми коренные жители края общались на протяжении ряда веков. Через ислам Н.м. обогащалась мед. познаниями народов Востока.

С позиции совр. медицины, многое в Н.м., как в леч. ср-вах, так и быт. гигиене и санитарии, признается целесообразным. Имелись и негативные моменты. Н.м. в дорев. время, а также в 1-е десятилетия после рев-ции была распространена широко, что объяснялось слабым развитием (особенно в сел. местности) мед. помощи. Начиная с кон. 50-х гг. роль Н.м. снизилась. Сказалось заметное улучшение мед. обслуживания населения. Кроме того, офиц. власти препятствовали деят-сти нар. врачевателей в целях предупреждения нерацион. лечения. Несмотря на запреты нек-рые табибы подпольно продолжали леч. практику. В период перехода к рыночным отношениям активность нар. врачевателей (особенно экстрасенсов) возросла. До посл. времени ряд леч. ср-в Н.м. башкир экспериментально и клинически не изучен (животные ср-ва корот, кумыс из козьего молока; санирующие св-ва конского мяса; профилактич. использование пиявок).

Лит.: Гумаров В.З. Башkорт халыk медицинаhы. Уфа, 1991; Никольский Д.П. Башкиры. Этнографическое и санитарно-антропологическое исследование. СПб., 1899; Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. М.-Л., 1955.

Источник

Народная медицина башкир.

Народная медицина башкир (им-том, бағымсылыҡ) – совокупность скопленных народом эмпирических сведений о целительных средствах, лечении и гигиенических приемах и способностях и их практическом применении для сохранения здоровья, предупреждения и исцеления заболеваний.

Предпосылки многих заболеваний объяснялись нарушениями питания, переохлаждением, физ. перенапряжением, морально-психической травмой. Народу были известны наследные и заразительные заболевания.

Отдельные нарушения здоровья трактовали с религиозно-мистических позиций: проникновение в человека злого духа, вредное воздействие на органы брюшной полости сказочного существа (буҫер), божье наказание и прочее. Болезненные конфигурации в организме человека нередко именовались понятиями «загустение крови», «порча крови», «опущение» (смещение) тех либо других органов. Типичным было истолкование финала заболевания. Возникновение аппетита, усиленное потоотделение у больного числились признаками скорого излечения. Для удачного исцеления огромное значение имел неплохой уход. Не допускались к нездоровому (в особенности к ребенку) посторонние: страшились сглаза.

Неотклонимым компонентом исцеления являлась суггестия (внушение): комплоты, заклинания, молитвы. Главными врачевателями, или скорее всего знахарями, являлись муллы, врачебные познания которых были заимствованы из арабских лечебников и Корана. Муллы выписывали молитвы чернилами на тарелке или чайном блюдечке, затем смывали надпись водой и давали отпить больному. Такой способ лечения практиковался при тифе, трудных родах и нервных заболеваниях.

Обширно употреблялись средства животного происхождения в лечебных целях: кумыс, корот, мед, топленое масло, конское и гусиное сало, мясо и сало барсука.

Особой популярностью было исцеление при помощи пиявок (hөлөк). Понятно их профилактичкое внедрение для предупреждения рецидивов (временами циклических головокружений, болей в голове, шума в ушах и другие).

Применялись отдельные минералы и природные вещества: сера, квасцы, медный купорос, белоснежная и красноватая глины, мел, ил, нефть, кальцит и другие.

Обширно практиковалась физиотерапия: ванны с настоем травок, обкладывание больного прогретой майской травкой, зарывание в теплый песок, баня, локальное прогревание отдельных участков тела. Термическое воздействие нередко смешивалось с массажем.

Люд давно воспользовался и лечебными факторами сейчас известных курортов Янгантау, Красноусольский, Яктыкуль и другие.

Костоправы искусно вправляли вывихи, переломы костей, баба делали операцию обрезания. Использовалось много средств для обработки порезов, ран (высушенные и размельченные душица, чабрец, кора дуба; свежайшие листья подорожника, медуницы мягчайшей и пр.).

По воззрению повивальных бабок, основным противником здоровья рожениц и родильниц (также новорожденных) является переохлаждение. Потому нахождение их в теплом помещении числилось очень принципиальным условием сохранения здоровья. В денек родов (или на другой) в теплой (но не горячей) бане повивальной бабкой проводился массаж тела родильницы. С первых дней после родов накладывалась на животик тугая повязка. Рациональность этих мер бесспорна: снятие застойных явлений, возникающих за период беременности, профилактика растяжения брюшной стены, опущения внутренних органов, геморроя, варикозного расширения вен нижних конечностей.

Читайте также:  Народные средства против глистов у кошек

Народная медицина развивалась и в целях сохранения, укрепления здоровья. Получила развитие гигиена питания, жилья, тела, межличностного общения. Обширно были представлены обычаи и традиции гигиенического нрава. Имелись оптимальные обычаи, нарушение которых числилось грехом и тянуло вероятные наказания сверхъестественными силами. Так, выпавшие волосы следовало спалить. При неисполнении данного требования человек обрекал себя на мигрени; неаккуратное срезание ногтей и их попадание в еду превращало виноватого в обжору.

Сохранению и укреплению здоровья помогали народные виды спорта. А.Н.Добролюбов писал: «Жалко, что никто из поклонников германской гимнастики, за неимением живого примера, не съездил к нам в киргизские степи либо в Башкирию. Там гимнастика процветает: собственного рода олимпийские игры с борьбой и лазанием на шест и бегом взапуски повторяются временами». Сегодня это наглядно демонстрируется на народном празднике «Сабантуй».

Исцелением неосложненных болезней у малышей занимались в главном мамы, бабушки, наиближайшие родственники; в более суровых случаях прибегали к помощи муллы, время от времени приглашали особых лечцов — колдунов (арбаусы, ноҡотсо, сихырсы, имсе и др.), в качестве знахарки время от времени выступала повитуха (кендек инәй). Забота о здоровье малыша начиналась еще до его рождения. Определенное отношение сложилось к рождению двойни либо близнецов. Питанию беременных женщин уделялось повышенное внимание — оно должно было быть довольно калорийным, равновесным, с достаточным количеством витаминов. Нужно было удовлетворять любые желания беременных, связанные с едой. После родов роженице непременно давали наваристый бараний бульон с размельченным сухим сыром (ҡорот) для восстановления физических сил. Послеродовые кровотечения останавливали последующим образом: кусочек незапятнанного войлока (лучше белоснежного цвета) обильно смазывали жиром, нагревали над огнем и сажали на него роженицу, также давали вовнутрь мало топленого бараньего жира. Для исцеления воспалительных процессов женской половой сферы пили кумыс либо смесь кумыса с отваром ромашки. После рождения малыша обмывали кипяченой водой, в которую время от времени добавляли коровье масло. Пупочную ранку новорожденному обычно обрабатывали коротом, время от времени бараньим жиром либо просто слюной. Ротик ребенку мазали медом и маслом, чтоб он был мягеньким и хорошим к людям.

Башкиры считали, что ребенок вырастет крепким и здоровым в этом случае, если он с первых дней жизни будет получать материнское молоко. Период кормления грудью был достаточно длительным — до 2-2,5 лет. Для усиления лактации кормящим мамам рекомендовалось есть супы из баранины либо курицы, также пить молоко либо чай с молоком, разные отвары. При недочете молока у мамы малыша прикармливали коровьим молоком, но наилучшим для этих целей числилось козье молоко. В качестве прикорма поначалу использовали молоко, потом хлеб с молоком либо маслом. Мясо подросшим грудничкам обычно не давали, почаще они просто обгладывали кости.

Для исцеления многих болезней деток башкиры использовали продукты из молока. Особо лечебным и полезным для маленьких малышей, как ранее говорилось, башкиры считали козье молоко. Горячее цельное молоко (козье либо коровье) с медом и маслом давали пить при боли в горле и кашле. Молоком вылечивали пищевые отравления, устраняли изжогу. Топленое масло назначалось как слабительное, противогельминтное средство при газовой колике. Отмороженные участки кожи смазывали сливочным либо топленым маслом. От разных заболеваний малыша мазали консистенцией пороха с топленым маслом, к грыже прикладывали растолченную в воде махорку с бараньим жиром либо давали испить малость вскипяченного бараньего жира. Для исцеления и профилактики желудочно-кишечных болезней детям постарше и детям рекомендовались кисломолочные продукты: катык, корот, в особенности кумыс. Даже 3-4-летним детям давали не успевший перебродить кумыс (приблизительно дневной выдержки).

Первые кумысолечебницы появились в XIX веке конкретно на местности Башкортостана. Современным ученым удалось обосновать наличие в этом кисломолочном продукте природных лекарств и доказать эффективность исцеления кумысом. Неплохим целебным средством числился напиток типа кумыса, приготовленный из козьего молока.

Высушенный сыр — корот, разведенный бульоном, у башкир применяли при простуде как потогонное средство, при водянистом стуле у малышей, для возбуждения аппетита при тошноте, при укусе змеи и, как ранее говорилось, в повивальном деле. К длительно незаживающим ранам привязывали плесень, собранную с поверхности эркета — заготовки для сыра либо теплый густой творог.

Для исцеления бронхитов и пневмоний воспринимали вовнутрь сало животных, особо ценился медвежий и барсучий жир. В перетопленном виде он мог храниться в темном холодном месте. По мере надобности им растирали спину и грудь, маленькое количество жаркого растопленного жира воспринимали вовнутрь. Медвежьим салом смазывали ушибы, раны, язвы и т.д. Обширно использовалась желчь животных. Числилось, что особенной лечебной силой обладает медвежья желчь. Ею натирали хворую поясницу и суставы при ревматизме. Метод изготовления лекарства из медвежьей желчи описан у этнографа XIX в. Н. Казанцева: «Башкиры вырезали вкупе с желчью желчный пузырь медведя и вывешивали его для копчения в дымовую трубу. По мере надобности от него отрезали маленькие куски и воспринимали вовнутрь при боли в желудке».

Ценился и числился лечебным бульон из баранины и козлятины. Его рекомендовали людям с ослабленным организмом, роженицам, детям и старым. Еще огромным целебным эффектом, по воззрению башкир, обладал наваристый бульон с разведенным в нем коротом. Числилось, что это средство помогает при малокровии и простуде. Вправду, жаркий бульон вызывал обильное потоотделение и успокаивал лихорадку.

Для снятия мигрени к более болезненному месту прикладывали нутряное куриное сало либо смазывали его топленым (сливочным) маслом.

Голубиное мясо рекомендовалось от коклюша, высушенная и размельченная в порошок слизистая желудка кур была средством исцеления желчно-каменной заболевания и гастрита.

Сибирскую язву вылечивали, прикладывая к нездоровому месту легкое, вынутое из зарезанного козленка.

При помощи гусиного либо конского сала зимой защищали лицо деток от мороза и ветра.

Дикие съедобные травки, появляющиеся весной: борщевик, кислица, одичавший лук и чеснок, щавель, крапива и др., также березовый сок, который пили башкиры, восполняли недочет витаминов в организме. В осенне-зимний период от гиповитаминоза башкир выручала мясо-молочная еда. Известен факт, что посреди коренного населения края в прошлые века заболеваемость цингой встречалась очень изредка. Для профилактики авитаминоза башкиры употребляли зелень озимых хлебов. Невзирая на то, что в пищевой рацион башкир овощи просочились достаточно поздно (в неких районах только во 2-ой половине ХХ в.), уже в XIX в. они достаточно удачно использовали их при лечении неких болезней.

Читайте также:  Народные приметы синичка заглядывает в окно

Особенное место в народной медицине башкир занимает мед. Компрессы из меда применялись для исцеления ран, фурункулов и т.д. Разведенный в воде мед помогал от мигрени, бессонницы, увеличивал иммунитет. Гипервозбудимым детям на ночь давали медовый раствор (1 ч айная ложка меда на стакан воды). Известны случаи исцеления ожирения при помощи меда. При сильном кашле к груди и спине прикладывались медовые компрессы.

Пищевые продукты обширно использовались в гигиенических и косметических целях. Для укрепления волос их мыли катыком, яичным белком либо желтком; время от времени готовили особое моющее средство: в пахту, оставшуюся от изготовления творога, опускали яичко, а после того, как оно на сто процентов растворялось, этим составом мыли голову. Для того, чтоб кожа на всем теле была здоровой и незапятнанной, в бане обмазывались медом либо топленым маслом, а потом, пропотев, смывали их с себя и парились.

Для укрепления десен и зубов малыши жевали перетопленную смолу хвойных деревьев либо особым образом приготовленную жвачку из бересты. Для профилактики кариеса малышей заставляли чистить зубы солью либо древесным углем. Для того, чтоб зубы и кости деток были крепкими и в организме не было недостатка кальция, детям и беременным женщинам давали размельченную яичную скорлупу либо глину.

Описанными методами исцеления башкирская народная медицина не исчерпывается. В памяти народа хранится еще огромное количество методов исцеления разных болезней, начиная от простуды и до раковых болезней. Секреты производства неких снадобий заботливо передаются из поколения в поколение. Народная медицина в целом, также применение в ней пищевых товаров — это та база, на базе которой сформировалась научная медицина.

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник

Народная медицина башкир. Принципы лечения и ухода, народные врачеватели, средства и приемы лечебного воздействия

Одним из элементов традиционной культуры является народная медицина, включающая в себя как рациональные знания и опыт, так и магию.

Прекрасную природу нашей республики не случайно называют кладовой здоровья. В Башкортостане растут травы, применяемые в народной медицине почти от всех болезней. Но не каждому природа раскрывает свои тайны. Для этого ее надо любить, хорошо знать каждую травинку, уметь применять ее целебные свойства. Незыблемое правило настоящего травника: не нанести вред природе, бережно относиться к ее сокровищницам.

Обязательным компонентом лечения являлась суггестия (внушение): заговоры, заклинания, молитвы. Широко применялись целебные растения (около 100 видов). Популярными были девясил, душица, корень валерианы, можжевельник, чабрец и др. Широко употреблялись средства животного происхождения в леч. целях: кумыс (см. Кумысолечение), корот, мед, топленое масло, конское и гусиное сало, мясо и сало барсука.

Популярным было лечение с помощью пиявок (hэлэк). Известно их профилактич. использование для предупреждения рецидивов (периодически повторяющихся головокружений, головных болей, шума в ушах и другие).

Нашли применение отд. минералы и природные вещества: сера, квасцы, медный купорос, белая и красная глины, мел, ил, нефть, кальцит и др. Широко практиковалась физиотерапия: ванны с настоем трав, обкладывание больного прогретой майской травой, зарывание в теплый песок, баня, локальное прогревание отд. участков тела. Тепловое воздействие часто сочеталось с массажем. Народ издавна пользовался и целебными факторами ныне известнах. курортов Янгантау, Красноусольский и другие.

Костоправы умело вправляли вывихи, переломы костей, баба выполняли операцию обрезания. Использовалось мн. средств для обработки порезов, ран (высушенные и измельченные душица, чабрец, кора дуба; свежие листья подорожника, медуницы мягчайшей и пр.).

По мнению повивальных бабок, главным врагом здоровья рожениц и родильниц (а также новорожденных) является переохлаждение. Поэтому нахождение их в теплом помещении считалось чрезвычайно важным условием сохранения здоровья. В день родов (либо на другой) в теплой (но не жаркой) бане повивальной бабкой проводился массаж тела родильницы. С первых дней после родов накладывалась на живот тугая повязка. Рациональность этих мер несомненна: снятие застойных явлений, возникающих за период беременности, профилактика растяжения брюшной стенки, опущения внутренних органов, геморроя, варикозного расширения вен нижних конечностей.

Народная медицина развивалась и в целях сохранения, укрепления здоровья. Получила развитие гигиена питания, жилища, тела, межличностного общения. Широко были представлены обычаи и традиции гигиенич. характера. Имелись рациональные обычаи, нарушение которых считалось грехом и якобы влекло возможные наказания сверхъестеств. силами. Так, выпавшие волосы следовало сжечь. При неисполнении данного требования человек обрекал себя на головные боли; неаккуратное срезание ногтей и их попадание в пищу превращало виновного в обжору.

Сохранению и укреплению здоровья помогали народные виды спорта. А.Н.Добролюбов писал: «Жаль, что никто из поклонников немецкой гимнастики, за неимением живого примера, не съездил к нам в киргизские степи или в Башкирию. Там гимнастика процветает: своего рода олимпийские игры с борьбой и лазанием на шест и бегом взапуски повторяются периодически».

Лечением неосложненных заболеваний у детей занимались в основном матери, бабушки, ближайшие родственники; в более серьезных случаях прибегали к помощи муллы, иногда приглашали специальных лечцов — магов (арбаусы и др.), в качестве знахарки иногда выступала повитуха (кендек инўй). Забота о здоровье ребенка начиналась еще до его рождения. Определенное отношение сложилось к рождению двойни или близнецов. Питанию беременных женщин уделялось особое внимание — оно должно было быть достаточно калорийным, сбалансированным, с достаточным количеством витаминов. Необходимо было удовлетворять любые желания беременных женщин, связанные с пищей. После родов женщине обязательно давали наваристый бараний бульон с измельченным сухим сыром (корот) для восстановления физических сил.

Послеродовые кровотечения останавливали следующим образом: кусок чистого войлока (желательно белого цвета) обильно смазывали жиром, нагревали над огнем и сажали на него роженицу, также давали внутрь немного топленого бараньего жира. Для лечения воспалительных процессов женской половой сферы пили кумыс или смесь кумыса с отваром ромашки.

После рождения ребенка обмывали кипяченой водой, в которую иногда добавляли коровье масло. Пупочную ранку новорожденному обычно обрабатывали коротом, иногда бараньим жиром или просто слюной. Ротик ребенку мазали медом и маслом, чтобы он был мягким и добрым к людям.

Башкиры считали, что ребенок вырастет крепким и здоровым в том случае, если он с первых дней жизни будет получать материнское молоко. Период кормления грудью был довольно продолжительным — до 2-2,5 лет.

Читайте также:  Народные средства при онкологии почки

Для усиления лактации женщинам рекомендовалось есть супы из баранины или курицы, а также пить молоко или чай с молоком, различные отвары.

При недостатке молока у женщины ребенка прикармливали коровьим молоком, но лучшим для этих целей считалось козье молоко. В качестве прикорма сначала использовали молоко, затем хлеб с молоком или маслом. Мясо подросшим грудничкам обычно не давали, чаще они просто обгладывали кости.

Для лечения многих заболеваний детей башкиры использовали молочные продукты. Особо целебным и полезным для маленьких детей, как уже отмечалось, башкиры считали козье молоко. Горячее цельное молоко (козье или коровье) с медом и маслом давали пить при боли в горле и кашле. Молоком лечили пищевые отравления, устраняли изжогу. Топленое масло назначалось как слабительное, противогельминтное средство при газовой колике. Отмороженные участки кожи смазывали сливочным или топленым маслом. От различных болезней ребенка мазали смесью пороха с топленым маслом, к грыже прикладывали растолченную в воде махорку с бараньим жиром или давали выпить немного вскипяченного бараньего жира.

Для лечения и профилактики желудочно-кишечных заболеваний детям постарше и подросткам рекомендовались кисломолочные продукты: катык, корот, особенно кумыс. Даже 3-4-летним детям давали не успевший перебродить кумыс (примерно суточной выдержки). Первые кумысолечебницы появились в XIX веке именно на территории Башкортостана. Современным ученым удалось доказать наличие в этом кисломолочном продукте природных антибиотиков и обосновать эффективность лечения кумысом. Хорошим лечебным средством считался напиток типа кумыса, приготовленный из козьего молока.

Высушенный сыр — корот, разведенный бульоном, у башкир применяли при простуде как потогонное средство, при жидком стуле у детей, для возбуждения аппетита при тошноте, при укусе змеи и, как уже отмечалось, в повивальном деле. К долго незаживающим ранам привязывали плесень, собранную с поверхности эркета — заготовки для сыра или теплый густой творог. Для лечения бронхитов и пневмоний принимали внутрь сало животных, особо ценился медвежий и барсучий жир. В перетопленном виде он мог храниться в темном прохладном месте. При необходимости им растирали спину и грудь, небольшое количество горячего растопленного жира принимали внутрь. Медвежьим салом смазывали ушибы, раны, язвы и т.д.

Широко использовалась желчь животных. Считалось, что особой целебной силой обладает медвежья желчь. Ею натирали больную поясницу и суставы при ревматизме. Способ приготовления лекарства из медвежьей желчи описан у этнографа XIX в. Н. Казанцева: «Башкиры вырезали вместе с желчью желчный пузырь медведя и вывешивали его для копчения в дымовую трубу. При необходимости от него отрезали небольшие кусочки и принимали внутрь при боли в желудке».

Ценился и считался целебным бульон из баранины и козлятины. Его рекомендовали людям с ослабленным организмом, роженицам, детям и пожилым. Еще большим лечебным эффектом, по мнению башкир, обладал наваристый бульон с разведенным в нем коротом. Считалось, что это средство помогает при малокровии и простуде. Действительно, горячий бульон вызывал обильное потоотделение и успокаивал лихорадку.

Для снятия головной боли к наиболее болезненному месту прикладывали нутряное куриное сало или смазывали его топленым (сливочным) маслом. Голубиное мясо рекомендовалось от коклюша, высушенная и измельченная в порошок слизистая оболочка желудка кур была средством лечения желчно-каменной болезни и гастрита. Сибирскую язву лечили, прикладывая к больному месту легкое, вынутое из зарезанного козленка. С помощью гусиного или конского сала зимой защищали лицо детей от мороза и ветра.

Дикорастущие съедобные травы, появляющиеся весной: борщевик, кислица, дикий лук и чеснок, щавель, крапива и др., а также березовый сок, который пили башкиры, восполняли недостаток витаминов в организме. В осенне-зимний период от гиповитаминоза башкир спасала мясо-молочная пища. Известен факт, что среди коренного населения края в предыдущие века заболеваемость цингой встречалась очень редко. Для профилактики авитаминоза башкиры употребляли зелень озимых хлебов. Несмотря на то, что в пищевой рацион башкир овощи проникли довольно поздно (в некоторых районах только во второй половине ХХ в.), уже в XIX в. они довольно успешно использовали их при лечении некоторых заболеваний.

Особое место в народной медицине башкир занимает мед. Компрессы из меда применялись для лечения ран, фурункулов и т.д. Разведенный в воде мед помогал от головной боли, бессонницы, повышал иммунитет. Гипервозбудимым детям на ночь давали медовый раствор (1 ч.ложка меда на стакан воды). Известны случаи лечения ожирения с помощью меда. При сильном кашле к груди и спине прикладывались медовые компрессы.

У башкир нередко предпринимались попытки лечения «подобного подобным» (так называемая сигнатура). Например, человеку со слабым слухом рекомендовали есть уши животного; сердце крупного животного употребляли в пищу, веря, что будут иметь храброе и здоровое сердце. Желтуху старались лечить преимущественно растениями и продуктами, имеющими желтый цвет — яичным желтком, рыбой желтоватого цвета (щука, карась), отваром зверобоя или лепестков подсолнечника; краснуху — красными продуктами (ягодами) и т.д. Описанные способы лечения основывались, в первую очередь, на самовнушении и не имели под собой практической основы.

Пищевые продукты широко использовались в гигиенических и косметических целях. Для укрепления волос их мыли катыком, яичным белком или желтком; иногда готовили специальное моющее средство: в пахту, оставшуюся от приготовления творога, опускали яйцо, а после того, как оно полностью растворялось, этим составом мыли голову. Для того, чтобы кожа на всем теле была здоровой и чистой, в бане обмазывались медом или топленым маслом, а затем, пропотев, смывали их с себя и парились.

Для укрепления десен и зубов дети жевали перетопленную смолу хвойных деревьев или специальным образом приготовленную жвачку из бересты. Для профилактики кариеса детей заставляли чистить зубы солью или древесным углем. Для того, чтобы зубы и кости детей были крепкими и в организме не было дефицита кальция, детям и беременным женщинам давали измельченную яичную скорлупу или глину.

Описанными способами лечения башкирская народная медицина далеко не исчерпывается. В памяти народа хранится еще множество способов лечения различных заболеваний, начиная от простуды и до тяжелых раковых заболеваний. Секреты изготовления некоторых снадобий бережно передаются из поколения в поколение.

Народная медицина в целом, а также применение в ней пищевых продуктов — это та база, на основе которой сформировалась научная медицина. В настоящее время не уменьшается интерес к народным способам лечения, так как в их основе лежат натуральные продукты. Официальная медицина не только подтвердила и обосновала целесообразность использования многих из них, но и сохранила их в своем арсенале.

Источник

Как сделать быстро и легко
Adblock
detector