Народная речь вологодского края

В развитой группе наименований домашних животных выстраиваются целые синонимические ряды, характеризующие животных по признаку возраста, например: кервитка, нетель, пер-ватка, первотелка «корова от 1 до 3 лет». Разработанность данного фрагмента языковой картины мира свидетельствует о его важности для носителей региолекта.

Ключевые слова: диалектология; северные диалекты; ген-дерная лингвистика; филологическое краеведение; региональная идентичность; язык и культура.

Монография состоит из введения, четырех глав и заключения.

Логика изложения предполагает три этапа: 1) лингвистический, который позволяет выявить некоторые доминантные черты на каждом уровне «индивидуального языка» от фонетики до синтаксиса; 2) описательно-психологический, рассматривающий языковые единицы в аспекте их сопряжения с областью мышления; 3) семиотический, опирающийся на анализ текстов о носителях языка. Последний этап (в силу его абстрактности и вторичности по отношению к материалу исследования) представлен как заключительная часть.

Носители языка выстраиваемых автором портретов (архиепископ Маркелл, купец Г. М. Фетиев, землепроходцы В. Д. Поярков Е.П. Хабаров, С.И. Дежнев, И.А. Кусков) связаны не только территориально одним регионом. Некоторые из названных лиц пересекались друг с другом по долгу службы или были просто знако-

мы. Вместе с тем в работе отмечается, что проводимая реконструкция носит фрагментарный характер. Привлеченный материал достаточен для восстановления части речевого портрета, но он не отображает всю дискурсивную деятельность автора, и он не адекватен роли того или иного автора в культуре и истории региона. В связи с тем, что автором не обнаружено исследований данных текстов в лингвоперсонологическом ключе, то, вероятно, предлагаемая работа проводится впервые. Стилистика всех источников при цитировании сохранена, вследствие чего примеры могут отличаться графически при передаче на письме.

Феномен идентичности (гендерной, возрастной, национальной, локальной, профессиональной, культурной и пр.) составляет актуальную проблему гуманитарного знания. Уже в 50-е годы ХХ в. во многих работах появляется понятие «кризис идентичности», а социологический ракурс данного явления идентичности впервые был широко представлен в исследованиях американского Дж. Мида. Позже в научной традиции понимание идентичности обогатилось представлениями о самых разных типах идентичности человека, формировании его представлений о себе как существе определенного пола и возраста, представителе определенной расы и нации, человеке той или иной конфессиональной принадлежности, профессиональной, бытовой и духовной культуры, а также о жителе конкретной местности. Сложность и многообразие данных представлений определяют междисциплинарный статус феномена идентичности, открывая широкие перспективы исследования иден-

тификационных процессов в лингвоперсонологических исследованиях.

Вологодская региональная идентичность достаточно часто является предметом научной рефлексии, так как Вологда относится к числу регионов, для которых характерны сильное чувство ощущения своей уникальности и наличие стратегий ее презентации. Образ Вологды мыслится в культурном сознании россиян как образ тихого провинциального северного города с преимущественно русским православным населением, в речи которого явно присутствуют местные особенности («оканье» и пр.).

В четвертой главе «Синтез локального и профессионального в речевом портрете Николая Павловича Шаброва» представлен речевой портрет Николая Павловича Шаброва (1938 г.р.), уроженца Кирилловского района Вологодской области. Его речевой портрет, по мнению автора данной главы, эксплицирует умеренную сохран-

ность локальных речевых средств, а когнитивная сфера личности в разной мере сочетает профессиональную (пилот гражданской авиации, инженер-механик) и локальную детерминацию (бытоописа-тель д. Борбушина Кирилловского района Вологодской области).

Речевое поведение таких людей является интересным объектом изучения для лингвоперсонологии благодаря сочетанию особенностей, характерных для языковых личностей разных социальных групп. Это как черты, сложившиеся в среде носителей говора (сельской среде), так и черты, возникающие под влиянием массовой культуры, общения в городской среде (среде носителей литературного языка и / или городского просторечия), общения в профессиональной среде и т.д. Кроме того, существуют и индивидуальные особенности.

В основу данной главы положен рукописный архив Николая Павловича, первую и основную часть которого составляют мемуарные тексты, написанные в 2013-2016 гг. Это 92 текста разного объема, которые могут быть объединены в следующие тематические группы: тексты о деревне, в том числе вспоминания о детстве; тексты о профессиональной деятельности, в том числе об учебе в летном училище и в авиационном институте; тексты о семье. Каждый из текстов имеет авторское заглавие. Вторая часть архива представляет собой ответы на вопросник по ряду разделов «Лексического атласа русских народных говоров» (ЛАРНГ), подготовленные Н.П. Шабровым.

Уже первое знакомство с материалом позволяет выделить в речи Николая Павловича Шаброва черты, характерные для диалектной языковой личности, профессиональные черты, гендерные черты, а также индивидуальные особенности речевого поведения.

В заключении авторы отмечают, что в процессе изучения диалектной языковой личности выяснилось, что в галерее речевых портретов жителей российских регионов преобладают портреты женщин, а также полностью отсутствуют мужские речевые портреты, что в значительной мере осложняет возможность выявления инвариантных локальных личностных черт и изучения гендерно обусловленных различий в их проявлении. Возможность обращения к персонализованному речевому материалу различных эпох, репрезентирующему словесную культуру Вологодского края, определила проблематику, структуру и содержание данной монографии, а также позволила сделать предварительные выводы о том,

Читайте также:  Народные средства для заживления слизистой

какие черты в целом свойственны языковой личности жителя этих территорий и какие из них присущи мужчине-вологжанину.

Когнитивная сфера диалектной языковой личности отличается тем, что в ее сознании представление о себе как о человеке определенного возраста, пола, вероисповедания, семейно-клановой национальной и пр. принадлежности взаимодействует с представлением о себе как о жителе определенной местности с ее природными и культурными особенностями, жизненным укладом, традициями и ценностями. В языковом сознании диалектоносителя-мужчины эти представления актуализируются при описании тех бытовых сфер, которые традиционно считаются достойными мужского внимания. Природные и культурные объекты детализируются в той мере, в какой это необходимо для использования земельных угодий разнообразного ландшафта в суровых климатических условиях, для создания и использования традиционных транспортных средств, для осуществления промысловой деятельности и развития «мужских» ремесел (строительство, кузнечное, гончарное, валяльное дело и пр.). Тематическая организация бесед с информантами-мужчинами в этих направлениях традиционно дает более ощутимый результат как с позиций выявления лексического состава предметно-бытовой и промысловой лексики говоров, так и с точки зрения качества описания конкретных трудовых процессов, выполнение которых традиционно считалось «мужским делом».

своей профессии, предпочитая письменноречевую форму закрепления своего опыта, используя в качестве иллюстративного материала фотографии, рисунки, схемы и пр. Вместе с тем нет оснований полагать, что «мужская» диалектная речь менее эмоциональна и экспрессивна, чем женская: в пользу этого утверждения свидетельствует использование богатого арсенала языковых средств вербализация субъективного отношения к действительности: фонетико-интонационных («Чито испугалиси»), лексико-словообразова-тельных (китаеза, петухан, семихвостная дера), морфологических (подь сюды).

Анализируя лексический состав речи информатов, авторы отмечают, что на фоне преобладания в ней общерусских лексических единиц выделяется заметное количество локализмов предметно-бытовой сферы, а также специальной лексики, в составе которой

представлены как территориально не локализуемые профессионализмы, так и местные слова производственно-технической сферы.

Перечисленные особенности диалектной мужской языковой личности, как представляется авторам, могут быть конкретизированы и существенно дополнены в процессе дальнейших размышлений над темой исследования. Вместе с тем уже на данном этапе его осуществления с уверенностью можно говорить о том, что речевой портрет мужчины-жителя Вологодского края обладает очевидным своеобразием и требует дальнейшего детального изучения с целью системного разноаспектного описания феномена русской языковой личности.

Источник

Содержание
  1. Материалы к словарю языковой личности уроженца Кирилловского района Вологодской области: проект
  2. Библиографическое описание:
  3. Похожие статьи
  4. Речевой портрет — это языковая личность конкретного.
  5. Экокультурный фактор в художественных произведениях
  6. Фонетические особенности говоров Белгородской области
  7. Формирование языковой личности школьника в процессе.
  8. Формирование речевой культуры как средство личностного.
  9. Говор села Первореченского Краснодарского края.
  10. Языковая специфика внутренней речи | Статья в журнале.
  11. Изучение диалектного слова — центральное направление.
  12. Влияние истории народа на формирование его диалектной речи
  13. Похожие статьи
  14. Речевой портрет — это языковая личность конкретного.
  15. Экокультурный фактор в художественных произведениях
  16. Фонетические особенности говоров Белгородской области
  17. Формирование языковой личности школьника в процессе.
  18. Формирование речевой культуры как средство личностного.
  19. Говор села Первореченского Краснодарского края.
  20. Языковая специфика внутренней речи | Статья в журнале.
  21. Изучение диалектного слова — центральное направление.
  22. Влияние истории народа на формирование его диалектной речи

Материалы к словарю языковой личности уроженца Кирилловского района Вологодской области: проект

Рубрика: 5. Общее и прикладное языкознание

Дата публикации: 11.09.2016

Статья просмотрена: 137 раз

Библиографическое описание:

Ганичева, С. А. Материалы к словарю языковой личности уроженца Кирилловского района Вологодской области: проект / С. А. Ганичева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы филологических наук : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 31-34. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/232/11001/ (дата обращения: 26.03.2021).

Феномен диалектной языковой личности активно изучается в современной лингвистике: создаются словари диалектной языковой личности [2; 7], формируются корпусы текстов, на основе которых исследуется лексикон личности, жанрово-тематическое разнообразие порождаемых ею текстов (диалектный подкорпус Национального корпуса русского языка, корпус на основе саратовских говоров и др.), описываются когнитивные особенности личности и специфика её речевого поведения [1], создаются речевые портреты носителей говоров (см., например: [4; 5; 6]) и др.

Как правило, при этом в центре внимания исследователей находится «типичный» носитель говора — человек, проживший всю жизнь в той или иной местности и не получивший профессионального образования. Однако представляется, что весьма интересным может быть также изучение языковых личностей людей — уроженцев той или иной местности, которые провели в ней детские годы, а затем прожили большую часть жизни в городской среде. Исходные, базовые черты языковой личности в данном случае сложились в среде носителей говора, однако подверглись влиянию профессиональной и городской культуры, литературного языка, просторечия и др. Изучение таких языковых личностей даёт возможность установить, каковы были последствия этого влияния, а также какие черты диалектной языковой личности оказались наиболее сохранными.

Читайте также:  Народная медицина при тромбозе глубоких вен нижних конечностей

Фактическую базу для исследования в этом направлении могут дать, в частности, «Материалы к словарю языковой личности уроженца Кирилловского района Вологодской области», проект которых будет представлен в настоящей работе. В центре внимания «Материалов…» находится языковая личность Николая Павловича Шаброва, уроженца д. Борбушино Кирилловского р-на Вологодской обл. Детские годы Николай Павлович провёл в родной деревне, а в 17 лет уехал учиться в лётное училище г. Сасово Рязанской области, которое окончил в 1957 г. После этого он был зачислен в 71 лётный отряд, базирующийся в г. Вологде, в котором проработал до 1985 г. После выхода на пенсию Николай Павлович каждое лето проводит в родной деревне, охотно общается с приезжающими туда участниками диалектологических экспедиций.

Н. П. Шабров является не только носителем местного говора, но и креативной языковой личностью: владеет навыками интересного рассказа, обладает богатым словарным запасом, хорошим языковым чутьём и языковой рефлексией. Им был создан архив рукописных материалов, которые могут быть использованы для изучения особенностей языковой личности уроженца Вологодской области. Представляемый в статье проект предполагает введение этих материалов в научный оборот путём их размещения в сети Интернет на сайте Вологодского государственного университета.

«Материалы…» состоят из трёх содержательных частей. Первая включает написанные Н. П. Шабровым 62 текста разного объёма, которые могут быть объединены в следующие основные тематические группы: тексты о деревне, в том числе воспоминания о детстве (30 текстов); тексты о профессиональной деятельности, в том числе об учёбе в лётном училище и в авиационном институте (25 текстов); тексты о семье (7 текстов). Каждый из текстов имеет авторское заглавие («Деревни Борбушинского сельского совета», «Как ловили палаголовцев», «Доброй охоты», «О дороге в Ферапонтово» и др.). Тексты воспроизводятся без изменения речевых особенностей оригинала, но с небольшими орфографическими и пунктуационными правками. Кроме того, в разделе приводятся сканированные копии рукописей, дающие возможность для исследования особенностей графического представления материалов автором.

Вторая часть представляет собой словарь диалектной лексики, встретившейся в записях Н. П. Шаброва, а также зафиксированной в беседах с информантом. Основным источником материала для словаря послужили данные подготовленных Н. П. Шабровым ответов на вопросник «Лексического атласа русских народных говоров» (ЛАРНГ) по ряду разделов — «Природа», «Человек» (подраздел «Анатомические названия»), «Трудовая деятельность» (подразделы «Полеводство», «Огородничество», «Плотницкое дело»), «Материальная культура» (подразделы «Крестьянское жилище. Хозяйственные постройки. Строительство», «Домашняя утварь»). Эти материалы дополнены лексемами, встретившимися в текстах, созданных Н. П. Шабровым, а также записанными в ходе бесед с информантом. Все в разделе содержится 284 диалектных слова, которые распределены по тематическим группам следующим образом: «Природа» — 64 лексемы (бессне́жье ‘отсутствие снега зимой’, олеши́на ‘одно дерево ольхи’, вью́ша ‘чайка’ и др.), «Человек» — 18 лексем (мяку́шка ‘кончик пальца, его мягкая часть’, переты́ка ‘несдержанный, любящий поспорить человек’ и др.), «Трудовая деятельность» — 106 лексем (во́лоть ‘ботва картофеля’, вы́крятать ‘расчистить пашню (из-под леса)’, дровя́нка ‘двуручная пила для распиливания дров’ и др.), «Материальная культура» — 106 лексем (подсто́лье ‘нижняя часть стола’, ле́тник ‘летнее жилье без печи’, ошу́рки ‘жареные бараньи кишки’ и др.). Многие лексемы были зафиксированы ранее в говорах Кирилловского района и включены в «Словарь вологодских говоров», однако ряд слов позволяет дополнить имеющиеся данные о кирилловской лексике: ли́ствяник ‘лиственный лес’, подла́вок ‘место в доме под лавкой’, железя́нка ‘небольшая железная печь для обогревания и приготовления пища’ и др.

Третью часть составляют сопроводительные материалы. Во-первых, это информация о Кирилловском районе Вологодской области и д. Борбушино, а также об особенностях говоров этой территории. Во-вторых, это краткая информация о биографии Н. П. Шаброва. В-третьих, это фотогалерея, в которой представлены фотографии д. Борбушино, а также снимки из семейного архива Н. П. Шаброва.

Предварительный анализ «Материалов…» позволяет сделать ряд наблюдений.

На линвокогнитивном уровне к чертам, характерным для диалектной языковой личности относится особая значимость концепта ‘труд’, который составляют представления о профессиональной деятельности и о различных работах в деревне (огородничество, работа в поле, работа по дому и т. д.). Кроме того, это такие черты, как прагматичность и конкретность знаний о мире, проявляющиеся, например, в иллюстрации к ответу на вопрос ЛСЛ 621 «Северо-восточный ветер» программы ЛАРНГ: Самый плохой ветер для города Мурманска. Погода при этом ветре меняется ежечасно. От дождя, снегопада до тумана. И у нас море делает такую погоду.

На прагматическом уровне это, прежде всего, экспрессивность, выражаемая в основном не на лексико-словообразовательном уровне, а на уровне построения высказывания и текста, что характерно для мужской речи: Теперь все яблоньки выросли, дают урожай, но они дикие и не очень вкусные. Молодильные яблоки из сказок! Нынче решили сделать джем из них. А что выйдет из этого? Это опять сахар и глюкоза в крови?Атак сосед собирает их и отвозит на полигон, где приходят кабаны, и бьёт их на мясо!

Во-вторых, в речевом поведении отражается значительное влияние профессионального дискурса, что также характерно для мужской речи [3]. Об этом влиянии говорит большое количество текстов на профессиональные темы и появление профессиональных мотивов в текстах на другие темы. Кроме того, интересны в этом отношении материалы некоторых ответов на разделы ЛАРНГ, в частности, раздел «Метеорология», в котором эксплицируются преимущественно профессиональные знания, несмотря на то что вопросник ориентирован на диалектную лексику: Опасности особой не представляет. Как правило, в тылу циклона из нее выпадают ливневые осадки в виде дождя, а если на высоте до 4 км, то в виде сильного снегопада. Называют «вторичный холодный фронт» (иллюстрация к ответу на вопрос Л 559 «Большая дождевая туча»)

Читайте также:  Народные рецепты при отложении солей

Таким образом, предварительные наблюдения показывают, что данные материалы могут быть интересны с точки зрения изучения отражённых в них особенностей языковой личности, а также выявления наиболее устойчивых черт диалектной языковой личности, сохраняющихся у уроженцев деревни, живущих в городской среде.

Похожие статьи

Речевой портрет — это языковая личность конкретного.

диалектная языковая личность, текст, речевое поведение, Вологодская область, Кирилловский район, материал, языковая личность, диалектная лексика, городская среда, летное училище.

Экокультурный фактор в художественных произведениях

диалектная языковая личность, текст, речевое поведение, Вологодская область, Кирилловский район, материал, языковая личность, диалектная лексика, городская среда, летное училище.

Фонетические особенности говоров Белгородской области

Формирование языковой личности школьника в процессе.

диалектная языковая личность, текст, речевое поведение, Вологодская область. Художественный текст как объект лингвокультурологического. – текст и уровни языка.

Формирование речевой культуры как средство личностного.

Цель работы заключается в становлении школьника как сильной языковой личности, обладающей высокой лингвориторической компетенцией.

Нужно объяснить их значение, используя словарь диалектных слов, и составить с ними предложения

Говор села Первореченского Краснодарского края.

Материалы к словарю языковой личности уроженца. Феномен диалектной языковой личности активно изучается в современной лингвистике: создаются словари диалектной языковой личности [2; 7], формируются корпусы текстов.

Языковая специфика внутренней речи | Статья в журнале.

разговорная речь, часть предложения, главный герой романа, самый автор, речь, речевое поведение, речевая характеристика героя, речевая манера, отрицательное местоимение, языковая личность.

Функции диалектной лексики в автобиографической прозе.

Изучение диалектного слова — центральное направление.

Материалы к словарю языковой личности уроженца Кирилловского. Все в разделе содержится 284 диалектных слова. Народная речь Вологодского края: говоры Кирилловского района Вологодской области / С. А. Ганичева, Ю. Н. Драчёва, Е. Н. Ильина.

Влияние истории народа на формирование его диалектной речи

Похожие статьи

Речевой портрет — это языковая личность конкретного.

диалектная языковая личность, текст, речевое поведение, Вологодская область, Кирилловский район, материал, языковая личность, диалектная лексика, городская среда, летное училище.

Экокультурный фактор в художественных произведениях

диалектная языковая личность, текст, речевое поведение, Вологодская область, Кирилловский район, материал, языковая личность, диалектная лексика, городская среда, летное училище.

Фонетические особенности говоров Белгородской области

Формирование языковой личности школьника в процессе.

диалектная языковая личность, текст, речевое поведение, Вологодская область. Художественный текст как объект лингвокультурологического. – текст и уровни языка.

Формирование речевой культуры как средство личностного.

Цель работы заключается в становлении школьника как сильной языковой личности, обладающей высокой лингвориторической компетенцией.

Нужно объяснить их значение, используя словарь диалектных слов, и составить с ними предложения

Говор села Первореченского Краснодарского края.

Материалы к словарю языковой личности уроженца. Феномен диалектной языковой личности активно изучается в современной лингвистике: создаются словари диалектной языковой личности [2; 7], формируются корпусы текстов.

Языковая специфика внутренней речи | Статья в журнале.

разговорная речь, часть предложения, главный герой романа, самый автор, речь, речевое поведение, речевая характеристика героя, речевая манера, отрицательное местоимение, языковая личность.

Функции диалектной лексики в автобиографической прозе.

Изучение диалектного слова — центральное направление.

Материалы к словарю языковой личности уроженца Кирилловского. Все в разделе содержится 284 диалектных слова. Народная речь Вологодского края: говоры Кирилловского района Вологодской области / С. А. Ганичева, Ю. Н. Драчёва, Е. Н. Ильина.

Влияние истории народа на формирование его диалектной речи

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий
Adblock
detector