Народная революция нуждается в длительной подготовке

эволюция теории и практики народнического движения в пореформенной россии

Теория революционного народничества.Идеи общинного социализма Герцена и Чернышевского стали теоретической основой своеобразного политического течения русской радикальной интеллигенции — народничества. Народники рассматривали народ, прежде всего крестьянство, как реальную полит.силу и считали своей главной задачей сделать эту силу сознательной и организованной. Они хотели поднять крестьян на революцию, которая дала бы возможность России миновать стадию капитализма и установить новый строй, основанный на принципах равенства и социальной справедливости. Наиболее крупными теоретиками револ. народничества в 70-х гг. были М. А. Бакунин, П. Л. Лавров и П. Н. Ткачев.

В середине 60-х гг сложилась организация Н. А. Ишутина — И. А. Худякова (1863-1866 гг.). Ее члены ставили перед собой задачу подготовки револ. переворота, результатом которого стало бы переустройство общества на основе коллективной собственности и коллективного труда. В 1865 г. внутри этой орг-и стала действовать группа “Ад”, которая вела подготовку цареубийства, считая, что оно послужит первотолчком “социальной революции”. В апреле 1866 г. член “Ада” Д. В. Каракозов совершил неудачное покушение на Александра II. Революционер был казнен, а ишутинская организация разгромлена.

В 1869 г. в Петербурге сложился кружок “чайковцев” (по имени одного из его членов — Н. В. Чайковского). Это была группа молодежи, занимавшейся самообразованием и распространением книг Н.Г Чернышевского, П. Л. Лаврова, К. Маркса среди студенчества “чайковцы” строили свою организацию на принципах высокой нравственности.

.В середине 1870-х годов народники пришли к выводу о том, что если не произойдет немедленный социальный переворот, то капитализм, набирающий силы, деформирует, приспособит к своему развитию крестьянскую общину. Поэтому необходимо было, по их мнению, отбросить политику и идти в народ для того, чтобы вносить в его сознание “идеалы лучшего, справедливого общественного строя”.Состав пропагандистов был очень разным: разночинная молодежь, люди более солидного возраста — отставные офицеры, помещики, чиновники…

В конце 1876 г. в Петербурге возникла организация “Земля и воля”.Ее создателями были М.А. Натансон, А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов и др. Своей целью землевольцы провозгласили переход всей земли в руки трудового крестьянства, организацию жизни общества на принципах общинного самоуправления, решения национального вопроса сообразно желанию населения. Они считали, что осуществить эти цели возможно “только путем насильственного переворота”. Для подготовки народного восстания предполагалось использовать “организаторские” и “дезорганизаторские” методы работы. Система организаторских мер предусматривала ведение пропаганды среди крестьянства и рабочих. Дезорганизаторская тактика предполагала проведение действий, ослабляющих правительство, в том числе физическое уничтожение государственных чинов (индивидуальный террор).

В 1875 г. в Одессе был образован “Южнороссийский союз рабочих”, сформулировавший идею необходимости объединения рабочего класса для насильственного изменения социально-экономического и политического строя. В 1878 г. в Петербурге возник “Северный союз русских рабочих”, в программе которого звучали требования широких политических свобод — свободы слова, печати, собраний. Деятельность этих союзов оказалась недолгой. Они были разгромлены полицией.

Источник

Народническое движение в России.

После кре­стьянской реформы 1861 г., наряду с либеральным и кон­сервативным движениями, резко усилилось и революци­онное движение. Это было вызвано несколькими причи­нами.

Интеллигенция выража­ла недовольство умеренным характером реформ:

-сохране­нием помещичьего землевладения,

-обременительными для крестьян условиями выкупа земельного надела

-введени­ем временнообязанного состояния.

У неё сложилось пре­увеличенное представление о том, что реформа была встречена народом враждебно. Доказательством этого счи­тались выступления крестьян Пензенской губернии и в се­ле Бездна Казанской губернии. Поводом для действий ре­волюционеров служили медлительность правительства.

Идейной основой для деятельности народников становиться «теория общинного социализма» А.Герцена, произведения Н.Чернышевского. Еще в_1861 г. в Петербурге возникла тайная рево­люционная организация. Для ее названия были взяты ключевые слова одной из статей Н. П. Огарева, помещен­ной в «Колоколе», — «Земля и воля». Организация объ­единила несколько десятков единомышленников, людей из разных общественных групп и сословий: студентов, мел­ких чиновников, младших офицеров, выходцев из мещан, купцов, низшего духовенства, разорившегося дворянства, т. е. «лиц разного чина и званий» —разночинцев..

Программа «Земли и воли» включала требования созы­ва парламента и установления демократической республики широкого местного самоуправления, равноправия женщин. Выдвигалась также идея передачи крестьянам всей земли и объединения не только сельского, но и го­родского населения в самоуправляющиеся общины.

Практическая деятельность организации сводилась к изданию и распространению революционной литературы; к содействию побегам революционеров из тюрем, матери­альной помощи ссыльным. «Земля и воля» готовилась начать открытое выступление в1863 г., когда, по мнению ее членов, можно было ожидать крестьянского восстания в связи с тем, что в этом году истекал срок подписания Уставных грамот.

Идеи «общин­ного» социализма А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевскогостали теоретической основойнародничества. Народники рассматривали народ, прежде всего крестьянство как реальную политическую силу и считали главной задачей сделать эту силу сознательной. Они считали что Россия имеет особый путь развития. Они хотели поднять крестьян на революцию, которая дала бы возможность России миновать стадию капитализма и установить новый строй, основанный на принципах равенства и справедливости. Основой для социалистического строя являлась бы община. Наиболее крупными теоретиками народничества в 70 годах были М.А. Бакунин, П. Л. Лавров. Д,А.Ткачев.

Михаил Александрович Бакунин (1814—1876) считал­ся идеологом анархического ( бунтарского) крыла народничества.Бакунин уповал на стихийный народный бунт про­тив самодержавия, Русский народ он считал изначально нардом-бунтарем, но его должна была разбудит интеллигенция. Бакунин был творцом теории анархизма, отрицающего государство.

Петр Лаврович Лавров (1823—1900) стал идеологом пропагандисткого крыла народничества. Не преклонялся перед стихийным бунтом. Он считал, что народная революция нуждается в длительной подготовке, путём пропаганды.

Петр Никитич Ткачев (1844—1885)являлся идеологом Заговорщического направленияТкачев полагал, что крестьянство не способно самостоятельно осуществить революцию. Революция должна принять форму переворота, который совершит строго законспеированная организация революционеров.Но предвари­тельно эта организация должна была «расшатать» суще­ствующую власть путем террора

В зависимости от об­становки среди народников усиливалось влияние взглядов ли­бо Бакунина, либо Лаврова, либо Ткачева.

Народнические организации второй половины 60-х — начала 70-х гг

Главной целью народников являлась орга­низация крестьянской—революции в России.Представле­ния о способах достижения-этой-цели в народнических организациях не раз менялось.В середине 60-х гг. под непосредственным влиянием романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?» сложилась ор­ганизация Н. А. Ишутина — И. А. Худякова (1863— 1866). Ее члены ставили перед собой задачу подготовки революционного переворота, результатом которого стало бы переустройство общества на основе коллективной собственности и коллективного труда.В 1865 г. внутри этой организации стала действовать группа «Ад», которая вела подготовку цареубийства, считая, что оно послужит первотолчком революции. В апреле 1866 г. член «Ада» Д. В. Каракозов совершил покушение на Александра П.Революционер был казнен, а ишутинская организация разгромлена.

В 1869 г. бывший вольнослу­шатель Петербургского университета С. Г. Нечаев основал в Москве обще­ство «Народная расправа». Он составил «Катехизис рево­люционера» — свод правил, которыми должны были ру­ководствоваться его сторонники. Однако организация существовала недолго.

В 1869 г. в Петербурге сложился кружок «чайковцев» (по имени одного из его членов — Н. В. Чайковского). Это была группа молодежи, занимавшейся самообразованием и распространением книг Н. Г. Чернышевского, П. Л. Лав­рова, К. Маркса.

В 1874—1875 гх сотни пропагандистов под видом врачей, инженеров, учителей разбрелись по России. Они толковали с крестьянами о революции, о социализме. Номужики, как правило, не понимали «бар». С их иностранной речью. Чаще всего крестьяне доносили на пропагандистов в полициюВласти ответили на «хождение в народ» всероссийской облавами и показательными судами над революционерами.

им пуль не достигли цели, царь остался жив.

В августе 1879 года « Земля и воля» разделилась на две самостоятельные организации: «Черный передел» куда вошли сторонники продолжения пропагандистской работы во главе с Г. Плехановым и « Народная воля» сторонники индивидуального террораМихайлов, А. И. Желябов, Н. А. Морозов, IС. Л. Перовская, В. Н. Фигнер,,—

«Народная воля»: охота на царя. Еще в июле 1878 г. в Липецке наиболее активные члены дезорганизаторской группы «Земли и воли» вынесли смертный приговор Александру П. Они были убеждены, что гибель царя по­служит сигналом для крестьянской революции.

Исполнительный комитет,*Народнойволи* начал настоящую охоту на Александра II.

1 марта 1881г. император был смертельно ранен ГриневицкимПочти все члены Исполнительного комитета «Народной/ воли» были арестованы. А. И. Желябов, С. Л. Перовская, А. Д. Михайлов, Н. И. Кибальчич, Н. И. Рысаков, подго­товившие покушение, были повешены в апреле 1881 г.

Читайте также:  Народные целители в ростовской области костоправ

Цареубийство не стало, вопреки ожиданиям народни­ков, началом крестьянской революции. Более того, народ был ошеломлен. Александра II в деревнях жалели. Народ­ническое движение зашло в тупик.

Источник

История Росcии. 19 век. 8 класс

После крестьянской реформы 1861 г., наряду с либеральным и консервативным движениями, резко усилилось и революционное движение. Это было вызвано несколькими причинами.

1. Недовольство умеренным характером реформ: сохранением помещичьего землевладения, обременительными для крестьян условиями выкупа земельного надела и введением временнообязанного состояния.

2. Медлительность правительства при претворении реформ в жизнь, а также непоследовательность самого Александра II, сохранение им на ведущих постах многих деятелей николаевского времени.

Идейным вождем революционного движения в России в конце 50-х — начале 60-х гг. стал редактор петербургского журнала «Современник» Н. Г. Чернышевский. Он выступал в своих статьях за крестьянскую революцию, развивал идеи А. И. Герцена об «общинном» социализме, ратовал за создание революционной организации.

В июле 1862 г. Чернышевский был арестован и помещен в Петропавловскую крепость, где провел около двух лет. Там он написал роман «Что делать?», который был напечатан в журнале «Современник». В романе Н.Г.Чернышевский изложил свои взгляды на будущее социалистическое устройство общества, на новую мораль и нравственность. Эта книга стала настоящей «библией» для русских революционеров. Идеи и образ жизни героев романа стали на долгие годы примером для молодежи. В 1864 г. Чернышевский был приговорен к каторге и последующему поселению в Сибири.

Деятельность Герцена и Чернышевского, других пропагандистов «общинного» социализма не пропала даром. Еще в 1861 г. в Петербурге возникла тайная революционная организация. Для ее названия были взяты ключевые слова одной из статей Н. П. Огарева, помещенной в «Колоколе», — «Земля и воля». Организация объединила несколько десятков единомышленников, людей из разных общественных групп и сословий: студентов, мелких чиновников, младших офицеров, выходцев из мещан, купцов, низшего духовенства, разорившегося дворянства, т. е. «лиц разного чина и званий» — разночинцев.

Программа «Земли и воли»:

-требования созыва парламента и установления демократической республики,

широкое местное самоуправление,

Выдвигалась также идея передачи крестьянам всей земли и объединения не только сельского, но и городского населения в самоуправляющиеся общины.

-содействие побегам революционеров из тюрем,

-материальная помощь ссыльным.

«Земля и воля» готовилась начать открытое выступление в 1863 г., когда, по мнению ее членов, можно было ожидать крестьянского восстания в связи с тем, что в этом году истекал срок подписания Уставных грамот.

Но уже в 1862 г. были арестованы наиболее активные члены «Земли и воли». А в 1863 г. русским революционерам пришлось испытать самое горькое разочарование — не оправдались их расчеты на массовые выступления крестьян. Весной 1864 г. «Земля и воля» приняла решение о самороспуске.

Три течения в народничестве.

Народники рассматривали народ, прежде всего крестьянство, как реальную политическую силу и считали своей главной задачей сделать эту силу сознательной и организованной. Они хотели поднять крестьян на революцию, которая дала бы возможность России миновать стадию капитализма и установить новый строй, основанный на принципах равенства и справедливости. Наиболее крупными теоретиками революционного народничества в 70-х гг. были М. А. Бакунин, П. Л. Лавров и П. Н. Ткачев.

Михаил Александрович Бакунин (1814—1876) считался идеологом анархического крыла народничества.

М. Бакунин уповал на стихийный народный бунт против самодержавия, даже если он будет, как писал Пушкин, «бессмысленный и беспощадный». Русский народ он считал изначально народом-бунтарем, но его должна была разбудить интеллигенция — «умственный пролетариат». Обращаясь к молодежи, Бакунин писал: «Бросайте же скорее этот мир, обреченный на гибель, бросайте эти университеты, академии, школы, ступайте в народ, чтобы стать «повивальной бабкой» самоосвобождения народного, спасителем народных сил и усилий».

Бакунин был творцом теории анархизма, отрицающего государство. Если почти все социалистические мыслители считали главной причиной всех народных бед частную собственность, то для Бакунина высшим злом являлось государство. При этом он критиковал любое государство, даже так называемое «народное». Отвергая управление централизованное, сосредоточенное в одних руках, идущее «сверху вниз», он предлагал взамен государства свободную организацию «снизу вверх» — рабочих ассоциаций (союзов), групп, общин, волостей, областей и народов. Свободное общество, по мысли Бакунина, — это общество, в котором осуществился бы принцип самоуправления народа.

Начинать создание такого общества необходимо на следующий же день после победы революции, которая сметет старую власть и государство. Инициативу возьмут на себя революционеры, объединенные в небольшие группы на всей территории России. В бушующем море революционной стихии они должны ненавязчиво, не преследуя никаких личных интересов, убеждать и вести народные массы к созданию народного самоуправления, при котором «волости собственным народным движением соединились в уезды, уезды в области, области образовали бы между собою федерацию».

Петр Лаврович Лавров (1823—1900) стал идеологом пропагандистского крыла в народничестве.

П.Лавров, в отличие от Бакунина, не преклонялся перед стихийным бунтом. Он считал, что народная революция нуждается в длительной подготовке.

Осуществить такую подготовку могло, по мнению Лаврова, даже незначительное меньшинство лучших людей общества, так называемые «критически мыслящие личности», имеющие основательную научную подготовку. Они должны запастись терпением, идти в народ и при помощи пропаганды помочь ему уяснить его потребности и силу. Построив справедливое социалистическое общество, интеллигенция сможет «оплатить» свой «долг народу». Ведь она получила образование и другие жизненные блага благодаря трудам и лишениям многих поколений народа.

Петр Никитич Ткачев (1844—1885) являлся идеологом заговорщического направления в народничестве.

В отличие от других народников, П.Ткачев полагал, что крестьянство не способно самостоятельно осуществить революцию. Революция должна принять форму переворота, который совершит строго законспирированная организация революционеров, члены которой прошли строгий отбор и подчиняются железной дисциплине. Но предварительно эта организация должна была «расшатать» существующую власть путем террора. Выступая против анархизма Бакунина, Ткачев считал невозможным разрушение государства. В ходе революции, по его мнению, должна была произойти замена старых государственных институтов на новые, революционные.

Источник

Россия в мире. 11 класс

Конспект урока

Конспект урока № 13

по предмету «Россия в мире» для «11» класса

Тема: «Общественное движение в России во второй половине XIX в.».

1. Причины роста общественного движения во второй половине XIX в.

2. Общественное движение: либералы.

3. Общественное движение: консерваторы.

4. Общественное движение: революционеры. Народничество.

5. Распространение марксизма в России.

«Земский конституционализм» – земское движение, буржуазно-оппозиционное движение русских либеральных помещиков, требовавших расширения прав земств.

Марксизм – мировоззренческая система, созданная во второй половине XIX в. немецкими мыслителями К. Марксом и Ф. Энгельсом.

Народничество – общественно-политическое движение в России во второй половине XIX в., отражавшее идеологию крестьянской демократии и считавшее возможным переход страны к социализму через крестьянскую общину, минуя капитализм.

«Нечаевщина» – имя нарицательное для обозначения террористического направления в русском революционном движении второй половины XIX в., провокаторских методов и методов мистификации в революционной борьбе.

Нигилизм – философии, ставящая под сомнение (в крайней своей форме абсолютно отрицающая) общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуры.

«Хождение в народ» – движение студенческой молодёжи и революционеров-народников с целью «сближения» с народом, его просвещения и революционной агитации непосредственно среди крестьянских масс.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Проведение масштабных реформ 1860-1870-х гг. оказало огромное воздействие на просвещённые круги общества. К началу 1860-х гг. все слои общества сходились в главном – в поддержке царя и его реформаторской деятельности, в готовности объединить силы ради перемен к лучшему. Размышления о судьбах и путях развития России приобрели особую остроту: и консерваторы, и либералы спорили о направлениях и методах преобразования российской действительности.

Начало царствования Александра II явилось периодом дальнейшего развития российского либерального движения. Были предприняты первые попытки создания программных документов и объединения всех либеральных сил.

В середине 1850-х гг. видные либералы-западники К.Д.Кавелин и Б.Н.Чичерин опубликовали «Письмо к издателю», ставшее первым печатным программным документом русского либерализма. Основными положениями этой программы были: провозглашение различных свобод – свободы от крепостного состояния, совести, книгопечатания, свободы выражения общественного мнения; публичность всех правительственных действий; публичность и гласность суда. При этом в этом документе отсутствовало одно из основных либеральных требований — о введении в России конституционного правления. Эта уступка имела свои объяснения. Александр II, приступив к разработке крестьянской и иных реформ, фактически стал выполнять программу либералов. Поэтому своей главной задачей представители этого движения стали считать поддержку правительства. Крупным успехом сторонников преобразований стало включение в конце 1850-х гг. многих либеральных деятелей в состав Редакционных комиссий.

Читайте также:  Народные группы россии с женским вокалом

Свой вклад в разработку либеральной программы внесли влиятельные общероссийские журналы славянофильского направления – «Русский вестник», которым руководил М.Н.Катков, и «Русская беседа», редактором-издателем которого был А.И.Кошелев. На их страницах пропагандировалась необходимость отмены крепостного права и наделения крестьян землей, введения независимого суда и местного самоуправления. Либеральные идеи звучали также на страницах «Отечественных записок» А. А. Краевского, «Библиотеки для чтения» А. В. Дружинина и ряда других изданий.

Центром создания более радикального варианта либеральной программы стала Тверская губерния. В 1862 г. тверское дворянство направило Александру II адрес («тверской адрес»), в котором заявило, что оно отказывается от всех своих сословных привилегий и считает необходимым создание представительного органа власти для успеха начатых реформ. Признанные теоретики либерализма К. Д. Кавелин и Б. Н. Чичерин, а также либеральные чиновники и правительство отрицательно восприняли тверской адрес. Особенно подозрительным им показалось то, что парламентская идея исходит от дворянства. Рождались опасения, что дворяне стремятся к народному представительству только затем, чтобы сорвать проведение крестьянской реформы.

В 1860-е гг. наиболее влиятельным либеральным органом западнического направления стал журнал «Вестник Европы», редактором которого был М.М.Стасюлевич. Постоянными авторами «Вестника Европа» были писатели И.А.Гончаров, Г.П.Данилевский, Д.Н.Мамин-Сибиряк, М.Е.Салтыков-Щедрин, А.К.Толстой, историки В.И.Герье, И.Е.Забелин, Н.И.Костомаров, М.П.Погодин, С.М.Соловьёв. Они отстаивал идеи конституционной монархии, гарантии прав личности, законности и свободы печати. Особое внимание уделялось земству, которое рассматривалось как орган народного представительства и основа будущего парламента.

Новый подъем либерального движения пришелся на конец 1870-х — начало 1880-х гг. В это время молодое поколение земских деятелей преодолело преклонение своих предшественников перед государством, вставшим на путь реформ.

Земства активно подавали либеральные адреса с требованиями расширения своих прав, создания центральных представительных учреждений, введения гражданских свобод и т. П.

Некоторые радикально настроенные представители земств (И. И. Петрункевич, Д. И. Шаховской, Ф. И. Родичев, П. Д. Долгоруков и др.) предпринимали попытки взять на вооружение нелегальные методы борьбы и даже пытались заключить соглашение с революционными организациями, но безуспешно.

Более успешной была попытка объединить сами либеральные силы с целью организации общественного давления на правительство. В апреле 1879 г. тайный съезд земских деятелей в Москве принял решение организовать выступления земских собраний с требованиями политических реформ. Но дальше принятого решения дело не пошло.

Надежды на возвращение доверия между земскими либералами и правительством появились после прихода к власти М. Т. Лорис-Меликова. Он не только провозгласил курс на сотрудничество власти и общества, но и стал претворять его в жизнь, разработав проект допуска всех представителей общества к законосовещательной деятельности. Этот проект получил название «Конституции» Лорис-Меликова. Однако после гибели Александра II шанс для сотрудничества либералов с властью оказался утерянным.

Либерализм не стал ведущей политической силой в стране. Его опора в обществе была очень слабой – интеллигенция и незначительная часть дворянства. Развитию либерализма в России мешали безграмотность и общинные формы жизни основной массы населения. Кроме того, либералам не удалось преодолеть разобщенности своих рядов, выработать общую программу и добиться единства действий.

Главными устремлениями консерваторов в 1860-1870-е гг. стали попытки оградить императорскую власть от влияния либеральных чиновников и по возможности не допустить, чтобы реформы ущемляли интересы дворянства. Активность консерваторов имела определённый успех. Из правительства постепенно были удалены основные разработчики крестьянской реформы. Александр II надеялся, что подобный шаг приведёт к примирению сословий и смягчит негодование дворян. В дальнейшем положение консерваторов еще более укрепилось.

Крупнейшим деятелем консервативного направления стал противник отмены крепостного права и проведения других реформ граф П. А. Шувалов. В 1866 г. он был назначен шефом жандармов и главным начальником III отделения. Пользуясь неустойчивым состоянием Александра II, вызванным покушениями на его жизнь, Шувалов установил полный контроль над императором, сосредоточив в своих руках огромную власть, за что получил прозвище Петр IV. С подачи Шувалова вплоть до 1874 г. происходило смещение и назначение министров и других высших чиновников.

Идеологом и вдохновителем консервативного курса стал публицист и издатель, редактор газеты «Московские ведомости», в прошлом видный либерал М. Н. Катков. Он отрицательно относился к проводимым в стране реформам, считая, что они ведут к дальнейшему отрыву интеллигенции от устоев народной жизни, в основе которых лежит идея единения народа с царем. Ответственность за подобное положение Катков возлагал на либералов, навязавших власти реформы, которые лишь развратили общество и способствовали росту революционного движения.

С восшествием на престол Александра III консерватизм стал ведущим направлением правительственной политики, а его главный идеолог К.П.Победоносцев занял место ближайшего советника императора. В 1880-е гг. была предпринята попытка организационного оформления консервативного движения с целью оказания помощи самодержавию в борьбе с революционными выступлениями. В 1881 г. в Петербурге была создана тайная организация – «Священная дружина», руководителем которой был П.П.Шувалов. Участники «Священной дружины» громили подпольные типографии, пытались организовать политический сыск. Однако Александр III не одобрил подобных начинаний. Он считал, что существование общественных организаций, стоящих на страже самодержавия, свидетельствует лишь о слабости власти. Поэтому в 1882 г. «Священная дружина» была распущена.

В целом, к концу XIX в. позиции и роль консерваторов усилились, а многие их идеи легли в основу правительственной политики. Но, так же как и либералы, консерваторы не имели широкой поддержки в обществе.

После крестьянской реформы 1861 г., наряду с либеральным и консервативным движениями, резко усилилось и революционное движение. Это было вызвано несколькими причинами.

Часть радикально настроенной интеллигенции выражала недовольство умеренным характером реформ: сохранением помещичьего землевладения, обременительными для крестьян условиями выкупа земельного надела и введением временнообязанного состояния. У неё сложилось преувеличенное представление о том, что реформа была встречена народом враждебно. Доказательством этого считались выступления крестьян Пензенской губернии и в селе Бездна Казанской губернии. Поводом для действий революционеров служили медлительность правительства при претворении реформ в жизнь, а также непоследовательность самого Александра II, сохранение им на ведущих постах многих деятелей консервативного направления.

Идейным вождем революционного движения в конце 1850-х — начале 1860-х гг. стал редактор петербургского журнала «Современник» Н. Г. Чернышевский. Он выступал в своих статьях за крестьянскую революцию, развивал идеи А. И. Герцена об «общинном» социализме, ратовал за создание революционной организации. В июле 1862 г. Чернышевский был арестован и помещен в Петропавловскую крепость, где провел около двух лет. Там он написал роман «Что делать?», который был напечатан в журнале «Современник». В романе Чернышевский изложил свои взгляды на будущее социалистическое устройство общества, на новую мораль и нравственность. Эта книга стала настоящей «библией» для русских революционеров. В 1864 г. Чернышевский был приговорен к каторге и последующему поселению в Сибири.

Идеи «общинного» социализма А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского стали теоретической основой своеобразного политического течения русской радикальной интеллигенции — народничества. Народники рассматривали народ, прежде всего крестьянство, как реальную политическую силу и считали своей главной задачей сделать эту силу сознательной и организованной. Они хотели поднять крестьян на революцию, которая дала бы возможность России миновать стадию капитализма и установить новый строй, основанный на принципах равенства и справедливости. Наиболее крупными теоретиками революционного народничества в 1870-х гг. были М. А. Бакунин, П. Л. Лавров и П. Н. Ткачев.

М.А.Бакунин считался идеологом анархического крыла народничества. Он уповал на стихийный народный бунт против самодержавия. Русский народ он считал изначально народом-бунтарем, но его должна была разбудить интеллигенция — «умственный пролетариат». Бакунин отрицал государство, считая его высшим злом.

П.Л.Лавров, в отличие от Бакунина, не преклонялся перед стихийным бунтом. Он считал, что народная революция нуждается в длительной подготовке. Лавров считал, что представители интеллигенции должны идти в народ и при помощи пропаганды помочь ему уяснить его потребности и силу. Построив справедливое социалистическое общество, интеллигенция сможет «оплатить» свой «долг народу».

П.Н.Ткачёв являлся идеологом заговорщического направления в народничестве. В отличие от других народников, Ткачев полагал, что крестьянство не способно самостоятельно осуществить революцию. Революция должна принять форму переворота, который совершит строго законспирированная организация революционеров, члены которой прошли строгий отбор и подчиняются железной дисциплине. Но предварительно эта организация должна была «расшатать» существующую власть путем террора. В ходе революции, по мнению Ткачёва, должна была произойти замена старых государственных институтов на новые, революционные.

Идеи Герцена и Чернышевского, развитые Бакуниным, Лавровым и Ткачевым, стали основой для деятельности революционных народнических организаций. В 1863 г. сложилась организация Н.А.Ишутина — И. А.Худякова (1863— 1866). Её члены ставили перед собой задачу подготовки революционного переворота, результатом которого стало бы переустройство общества на основе коллективной собственности и коллективного труда. В 1865 г. внутри этой организации стала действовать группа «Ад», которая вела подготовку цареубийства, считая, что оно послужит толчком революции. В апреле 1866 г. член «Ада» Д. В. Каракозов совершил неудачное покушение на Александра II. Революционер был казнён, а ишутинская организация разгромлена.

Читайте также:  Народные песни про любовь названия

На смену «ишутинцам» пришли «нечаевцы». В 1869 г. бывший вольнослушатель Петербургского университета С. Г. Нечаев основал в Москве общество «Народная расправа». Он составил «Катехизис революционера» — свод правил, которыми должны были руководствоваться его сторонники. Революционер, по мысли Нечаева, не должен был иметь личных интересов, дел, чувств, привязанностей, собственности, даже имени. Всё в нём должно было служить главной цели – осуществлению революции. Нечаев планировал покрыть Россию сетью революционных организаций, связанных железной дисциплиной. Он пытался насадить в «Народной расправе» дух безоговорочного подчинения вождю. Когда один из руководителей организации студент И. И. Иванов усомнился в правдивости некоторых заявлений Нечаева, тот обвинил его в предательстве и вынес ему смертный приговор. Приводить приговор в исполнение должны были все члены организации, чтобы кровь бывшего товарища ещё теснее сплотила их. В ходе следствия по делу об убийстве Иванова организация была разгромлена. Самому Нечаеву удалось выехать за границу. В 1872 г. он был выдан России как уголовный преступник. Нечаев был осужден на многолетнюю каторгу, но отбывал наказание вплоть до смерти в 1882 г. в Петропавловской крепости. Ф.М.Достоевский посвятил С.Г.Нечаеву и его организации роман «Бесы».

В 1869 г. в Петербурге сложился кружок «чайковцев» (по имени одного из его членов — Н. В. Чайковского). В противовес «нечаевщине» «чайковцы» строили свою организацию на принципах высокой нравственности. Члены организации сумели создать всероссийскую сеть своих групп, в которых началась революционная деятельность многих видных представителей народничества: С. JI. Перовской, С. М. Кравчинского, А. И. Желябова, М. А. Натансона и др. Именно «чайковцы» в 1874-1875 гг. организовали знаменитое «хождение в народ». Сотни пропагандистов под видом врачей, инженеров, учителей разбрелись по России, проникая в самые глухие её уголки. Они толковали с крестьянами о революции и социализме. Но мужики, как правило, не понимали «бар» с их господской, полной иностранных слов речью. Чаще всего крестьяне и доносили на пропагандистов в полицию. Власти ответили на «хождение в народ» всероссийской облавой и показательными судами над революционерами.

Неудача агитационного движения заставила революционеров перейти к созданию строго централизованных и законспирированных групп.

Организаторская работа среди крестьян являлась продолжением «хождения в народ». Но при этом «летучая» пропаганда сменилась «оседлой». Члены организации создавали в сельской местности свои поселения, совмещая пропагандистскую деятельность с работой по специальностям фельдшеров, учителей, агрономов.

«Южнороссийский союз рабочих» в Одессе, «Северный союз русских рабочих» в Петербурге. Но деятельность этих союзов оказалась недолгой. Они были разгромлены полицией.

В августе 1879 г. «Земля и воля» разделилась на две самостоятельные организации — «Чёрный передел», куда вошли сторонники продолжения пропагандистской работы, возглавляемые Г. В. Плехановым, и «Народную волю», объединившую сторонников индивидуального террора. Организаторами и руководителями «Народной воли» были А. Д. Михайлов, А. И. Желябов, Н. А. Морозов, С. JI. Перовская, В. Н. Фигнер, М. Ф. Фроленко, которые составили её Исполнительный комитет.

Исполнительный комитет вынес смертный приговор императору Александру II и начал настоящую охоту на него.

Почти все члены Исполнительного комитета «Народной воли» были арестованы. А. И. Желябов, С. JI. Перовская, А. Д. Михайлов, Н. И. Кибальчич, Н. И. Рысаков, подготовившие покушение, были повешены в апреле 1881 г.

Цареубийство не стало, вопреки ожиданиям народников, началом крестьянской революции. Более того, народ был ошеломлен, Александра II в деревнях жалели. Народническое движение зашло в тупик.

Разгром народнических организаций вынудил уцелевших революционеров укрыться за границей. Им предстояло осмыслить причины кризиса народничества и попытаться найти новые идейные ориентиры. Они упорно искали новые теории, на основе которых можно было бы продолжить революционную борьбу.

В Европе в тот период росла популярность марксизма. Первым российским революционером, вставшим на путь марксизма, был Г.В.Плеханов. За границей он объединил единомышленников — видных революционеров: В.И.Засулич, П. Б.Аксельрода, JI. Г.Дейча, В.Н.Игнатова и др. — в группу «Освобождение труда». В программном заявлении, опубликованном в 1883 г., провозглашались следующие задачи: полный разрыв с народничеством; борьба с самодержавием; организация пролетариата и пропаганда социализма в рабочей среде. Эта небольшая организация за 20 лет выпустила более 250 марксистских работ, которые расходились по всей России.

В 1895 г. в Петербурге был создан «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», во главе которого встал В.И.Ульянов. Это была более многочисленная и дисциплинированная организация, занимавшаяся пропагандой марксизма среди рабочих. Но в 1896 г. она была разгромлена полицией, а значительная часть её членов, включая В.И.Ульянова-Ленина, были отправлены в ссылку. Однако деятельность этой организации дала мощный толчок марксистскому движению в России.

Общественное движение в 1860-1870-е гг. имело противоречивый характер. В период разработки либеральных реформ произошла консолидация представителей консервативного и либерального направлений, но в связи с их неоднозначными результатами споры о путях развития России вскоре снова возобновились. Борьба революционеров с правительством в 1870-е гг. окончилась трагедией, произошедшей 1 марта 1881 г. Убийство Александра II резко изменило ситуацию и обрекло реформаторскую политику на неудачу. В 1880-е – начале 1890-х гг. российское общество во многом пересматривало свои взгляды, перерабатывало старые идеи, воспринимало и развивало новые. Появились первые марксистские организации, ширилось рабочее движение.

Теоретический материал для углублённого изучения:

Андрей Желябов, крестьянский сын, с юношества был увлечён революционными идеями, активный организатор революционного народовольчества. Учился в Новороссийском университете в Одессе, откуда был в 1871 году исключён после студенческих волнений. «Ходил в народ», за что был осужден во время процесса над 193-мя народовольцами, позже обвинение было снято. После своего задержания Желябов сразу же направил прокурору заявление, с требованием казнить его вместе с ранее задержанным Николаем Рысаковым.

Николай Кибальчич, сын священника, учился в Петербургском институте инженеров путей сообщения, не окончив его, перешёл в Медико-хирургическую академию, где и увлекся революционными идеями. За хранение запрещённой литературы и революционную пропаганду с 1875 по 1878 год сидел в тюрьме. После освобождения перешёл на нелегальное положение и активно включился в деятельность группы «Свобода или смерть», входившей в тайное революционное общество «Земля и воля». Руководил подпольной типографией, занимался публицистикой. Позже вошёл в Исполнительный комитет «Народной воли». Именно ему приписывается изготовление бомбы, которой был убит Александр II. Известен не только как революционер, но и изобретатель. Незадолго до казни, находясь в тюремной камере, он разработал проект реактивного летательного аппарата. Этот проект чудом уцелел в архивах охранки, который был найден лишь после революции.

Геся Гельфман, дочь торговцев из слоя мелкой буржуазии. В 1871 году бежала от отца, желавшего выдать её замуж. В 1874 году окончила акушерские курсы при Киевском университете. Тогда же начала интересоваться революционными идеями. В сентябре 1875 года за активное участие в подпольной деятельности была арестована и полтора года провела в следственном изоляторе в Петербурге. В 1877 году осуждена по «делу 50-ти» на два года принудительных работ. После освобождения в 1879 году была сослана в Новгородскую губернию, откуда бежала обратно в Петербург. Там она занималась агитацией в среде рабочих, заведовала конспиративными квартирами, работала в типографии. Во время судебного процесса Геся Гельфман не признала своей вины в организации убийства царя. Вместо казни приговор был изменен на пожизненную каторгу в связи с тем, что она была беременна. Вскоре после родов она умерла в тюремной камере, ей не оказывалось никакой медицинской помощи.

Николай Саблин, родился в дворянской семье, учился в Московском университет, где в студенческие годы, как и его братья, увлёкся народничеством. В 1874 году в Ярославской губернии вёл революционную пропаганду, после чего вынужден был бежать из России. Заграницей он успел вступить в Первый Интернационал. По возвращении в Россию был арестован и три года просидел в следственном изоляторе по делу «193-х». Выйдя на свободу, он продолжил революционную деятельность. Являлся членом редколлегии народовольческой «Рабочей Газеты». 3 марта 1881 года, когда на конспиративную квартиру пришли жандармы, он застрелился. (https://prometej.info/blog/istoriya/pamyati-pervomartovcev/)

1. Какие три общественных деятеля из перечисленных ниже были представителями революционного народничества?

Источник

Оцените статью