Народная роспись северной двины folk painting on the northern dvina

Год: 1987
Автор: Круглова О.В.
Жанр: Альбом. Народное искусство
Издательство: Москва: Издательство „Изобразительное искусство»
ISBN: нет
Язык: Русский, английский
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Количество страниц: 174

    1. Если у вас еще не установлена программа uTorrent (рекомендуемая версия программы uTorrent 1.8.2), скачиваем и устанавливаем:

2. Копируем ссылку в буфер обмена (если ссылку «разрезало» на несколько строк, нужно её «склеить» обратно, чтобы ссылка выглядела также как на образце):

3. Запускаем uTorrent:

4. Нажимаем на кнопку с глобусом и плюсом на верхней панели uTorrent:

5. Вставляем ссылку в открывшееся окно, если она еще не вставилась сама, и жмем OK:

Больше нравится читать с телефона или планшета? Тогда сканируйте этот QR-код прямо с монитора своего компа и читайте статью. Для этого на вашем мобильном устройстве должно быть установлено любое приложение «Сканер QR кода».

В альбоме Т. А. Мавриной « Городецкая живопись » собраны прекрасные образцы искусства старых городецких мастеров. В распределении материала нет строгой исторической последовательности. В основе его — принцип личного восприятия художником своеобразия народного искусства.

Неприметной, но глубоко радующей красотой открывается перед нами русское народное искусство. Рассматривая самый простой бытовой предмет прошлого, мы непременно найдем хотя бы некоторые элементы украшения, будет ли это скромная роспись в два-три цвета или незамысловатый резной узор. Порой

Резьба и роспись по дереву — одна из наиболее ярких страниц русского народного творчества. Нарядно украшенные ларцы и прялки, миски и колыбели, хранящиеся в наших музеях, радуют глаз многообразием и выразительностью рисунка, изысканностью форм, поражают богатством творческой фантазии художников,

Среди крупнейших собраний русского народного искусства коллекция художественных изделий из дерева в Загорском музее — одна из наиболее богатых и полных. Она собрана в советское время.

На мозаичном фоне центров русской народной росписи выделяется своей целостностью живописный стиль прикамского домового письма. Мастера-профессионалы, работая в составе бродячих артелей, размещали на дверях и стенах дома, на мебели изображения сказочных птиц и зверей, цветущих и плодоносящих

Источник

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОСПИСЕЙ СЕВЕРНОЙ ДВИНЫ

Актуальность темы заключается в том, что роспись по дереву является одним из самых живописных промыслов нашей страны. Ее корни уходят далеко в архаичные времена, когда наши предки были тесно связаны с природой, почитали ее поклонялись природным стихиям. Каждое расписанное народными мастерами изделие несет в себе отпечатанное древними силами пожелание здоровья, счастья, удачи, благословения в дом.

Культурно-историческое происхождение северодвинских росписей

Становление и развитие самобытных форм художественной деятельности на европейской части Русского Севера тесно связано с историей этого края. В X-XIII веках край этот заселяли переселенцы из новгородских, а затем и ростово-суздальских земель. Позднее начинается волна переселения с юга, из московских земель. Потоки переселенцев-новгородцев двигались по рекам с севера, а выходцы с юга шли в различных направлениях и оседали на берегах рек и озер. Из разных мест люди несли с собой уже сложившиеся традиции, которые под влиянием новых географических, социально-политических и экономических факторов трансформировались и приобретали новые черты. Уже в XV-XVI веках в искусстве крупных торгово-ремесленных и художественных центров Севера начинают появляться местные специфические черты.

В XVII веке хозяйственный и политический подъем Русского государства, сопровождавшийся расцветом культуры и искусства, сказался и на жизни северо-русских земель. Именно в это время на основе экономических предпосылок начинают складываться на территориях Русского Севера историко-культурные регионы. Во второй половине XVIII-начале XIX веков развиваются локальные ремесленно-художественные центры, в которых занятие тем или иным видом подсобной деятельности становится общим не только для крестьян одной деревни, но иногда и для целой группы деревень. Крестьянские мастера продолжают в своем творчестве художественные традиции, унаследованные от мастеров предыдущего периода.

Борецкая роспись. Элементы борецкой росписи: веточка с ягодами, трилистник, древо, тюльпаны, розетки, птицы, кони, геометрические орнаменты, древо жизни, выезд молодых или возничий в санях. Борецкая роспись очень нарядная, так как помимо традиционных для северодвинских росписей красного, зеленого и желтого цветов, добавлено еще сусальное золото. Фон обычно белый. Корни борецкой росписи уходят вглубь веков и имеют общие истоки: древнерусское искусство Великого Новгорода и иконопись северной школы, особенно в самых ранних работах. Содержание народной росписи Борка самобытно. Из прямоугольных рамок вместо святых на нас смотрят веселые птички, лучистые солнца. Иногда в оконцах терема изображены львы и единороги. Круг сюжетов борецкой росписи довольно широк. В основном они отражают труд и быт северных крестьян и ремесленников. Но также украшают прялки растительные мотивы, тонкие вьющиеся ветки с мелкими красными завитками и кусты с крупными бутонами или раскрытыми лепестковыми розетками, солнечные знаки. В росписях сундуков и сундуков-подголовников конца XVII-начала XVIII веков можно встретить тюльпановидные цветы. Персонажи росписи сундуков одеты в праздничные одежды новгородских бояр XVII века. Здесь чувствуется влияние новгородской школы.

Читайте также:  Подкормка салата народными средствами

В дальнейшем птицы становились все более красочными, нарядными, ярких пестрых расцветок; хвосты их удлинились, появилось много дополнительных украшений. Они уже стали сладкоголосыми райскими птицами, что сидели на «древе жизни». Та часть лопасти прялки называлось «став с древом». Растительный узор несет глубокие тридации, которые уходят в XVII век. Напряжённый сочный по цвету, очень крупный, он полон динамики. Среди изогнутых традиционных листьев выделяется роскошный цветок тюльпана. Это царственно-прекрасный цветок на красном стебле с темными зеленоватым-синими листьями и золотыми, как корона. «Древо жизни» с птицами было одним из излюбленных сюжетов русского народного искусства. С ним связывалось представление о могуществе сил природы и зависимости от нее благополучия и счастья человека. Дерево как символ жизни изображалось всегда с корнями и называлось «древом жизни». Роспись сверкала белизной фона, на котором ярко горел красный ведущий цвет растительного узора.

Мезенская роспись. На примере мезенской росписи хорошо видно, как в народном искусстве всегда уживается старое и современное, как на образы далекой древности наслаиваются новые образы и представления. Рядом с конями и оленями, изображения которых впервые были обнаружены на скалах Заонежья во второй половине XIX в., на мезенских памятниках появляются изображения современных мастеру кораблей и людей.

По своему характеру мезенская роспись не имеет ничего общего с народным красочным орнаментом пермогорской или борецкой росписи. Предельная скупость изобразительных средств, архаичность, лаконичность рисунка ставит мезенскую роспись особняком среди всех известных в народном искусстве. По мнению знатока крестьянского искусства А. Бакушинского мезенские росписи «отражают круг очень ранних земледельческих представлений. Они-пережитки первобытно-родового уклада жизни. Некоторые ученые считают, что геометрические мотивы и графичность рисунка росписи свидетельствуют о связи росписи с резьбой по дереву. На сегодняшний день нет единого мнения по поводу истоков мезенской росписи.

Художественное не многословие и цветовая сдержанность мезенской росписи, зрелая композиция говорят о большом художественной вкусе народных мастеров. Не случайны и зооморфные образы в древних узорах-олень, конь, водоплавающие птицы-связанные с аграрно-скотоводческим культом, с антропоморфными солярными образами и несущие солярную тематику. Геометрические знаки, играющие важную роль в мезенской росписи, несут большую смысловую нагрузку. Здесь можно, по сути дела, увидеть изображения семян, плодов, шишек, заключенных в ромбические фигуры, древнее значение которых как символов плодородия присуще орнаменту разных народов мира. Крестообразные и круговые фигуры- это символы огня, солнечного божества, языческие очистительные и охранительные знаки, сохранившиеся в мезенской росписи. Птицы и животные, отмеченные кругами и розетками, как бы показывают их причастность к небу. Городчатая, зубчатая или более плавная волнистая линия в древних орнаментальных композициях нередко являлась графическим символом воды. Иногда эта линия проходит под чертой, представляющей землю, почву, на которой растут кусты, трава, располагаются птицы и животные.

Заключение

В настоящее время интерес к старинным народным художественным промыслам возрастает в связи с ростом интереса к народной культуре и появлением духа патриотизма у современной молодежи. Открываются все новые и новые школы художественного мастерства, где любой желающий может обучиться искусству росписи по дереву. Работы наших мастеров по художественной росписи по дереву в настоящее время широко известны не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами по всему миру.

Читайте также:  Народные средства при асците брюшной полости

Покрывая яркой нарядной росписью обычные предметы быта, народные художники превращали их в подлинные произведения искусства, которые до сих пор приносят нам радость, заставляют восхищаться талантом творцов этих изделий и рассказывают о духовной красоте русского человека. Исторически сложившиеся народные промыслы русского Севера сегодня вызывают огромный интерес современных талантливых мастеров, осуществляя через народное искусство связь времен и поколений.

Список литературы

5. Народные промыслы России. Художественная обработка дерева: резьба и роспись: учеб.- метод пособие/сост. Г.А. Поровская; Новгород. универ. Им. Ярослава Мудрого. –Великий Новгород, 2007. – 32 с.

Источник

РОСПИСИ СЕВЕРНОЙ ДВИНЫ

(Примечание: СИНИМ – росписи Северной Двины, ЗЕЛЕНЫМ – другие росписи Архангельской области).

1) Мезенская роспись по дереву (или палащельская роспись) – тип росписи домашней утвари (прялок, ковшей, коробов, братин), сложившийся к началу XIX века в низовьях реки Мезень. Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах XVIII века, выполненных в мезенском регионе. Мезенская роспись одна из наиболее древних русских художественных промыслов.

По стилю мезенскую роспись можно отнести к наиболее архаичным видам росписи, дожившим до XX века. Предметы густо покрыты дробным узором (звёздами, крестиками, чёрточками), выполненным в два цвета: чёрный и красный. Основные мотивы геометрического орнамента – солярные диски, ромбы, кресты.

Среди орнаментов – фризы со стилизованными схематичными изображениями коней и оленей. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики. Как правило, на мезенских прялках изображается один ряд оленей и ниже ряд коней, но встречаются изделия с большим количеством фризов и более сложным орнаментом. В верхней части прялок часто помещаются схематичные изображения птиц.

Изображения на обратной стороне прялки были менее насыщенны орнаментом, более вольны в сюжете. Здесь можно увидеть написанные жанровые сценки: охота, пароход, кони, но только резвящиеся на воле. Рядом с изображением часто встречаются подписи с именем автора, заказчика, датой изготовления или ценой прялки, что уникально для, как правило, анонимного крестьянского искусства.

Готовое изделие расписывали по чистому негрунтованному дереву сначала охрой с помощью измочаленной на конце деревянной палочки, потом пером глухаря или тетерева делали чёрную обводку и кисточкой, сделанной из человеческого волоса наносили узор.

Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.

В конце XIX века мезенская роспись сосредоточивается в деревне Палащелье, которая как центр росписи по дереву впервые упоминается в 1906 году. Благодаря подписям на прялках можно выделить семьи палащельских мастеров: Аксёновых, Новиковых, Федотовых, Кузьминых, Шишовых.

В середине 1960-х гг. мезенская роспись была возрождена потомками старых палащельских мастеров: Ф. М. Федотовым в деревне Палащелье и С.Ф. и И.С Фатьяновыми в селе Селище. В Архангельске на экспериментальном предприятии «Беломорские узоры» выпускаются сувенирные изделия с традиционной мезенской росписью.

2) Борецкая роспись – русский народный художественный промысел, роспись по дереву. Существует с XVIII века.

Вначале, как видно, существовал один центр росписи – село Борок (Шенкурский уезд) в среднем течении реки Северная Двина. Впоследствии отпочковались еще два центра: с пучужской росписью и тоемской росписью.

Наиболее часто используемые цвета в росписи: красный, зеленый, коричневый, оранжевый, желтый. Орнамент состоит из ромбиков, кружочков, капелек, треугольников. Все элементы обводятся черным контуром.

Символ борецкой росписи – Древо жизни. Огромный цветок с прямым стеблем, вокруг которого изображаются цветы, птицы, ягоды, изящные листья. Мотивами композиции могли служить жанровые сценки: чаепитие, гуляния.

3) Пермогорская роспись – русский народный промысел Архангельской области. Развит в деревнях Черепаново, Большой Березник и Грединская в 4 км от пристани Пермогорье.

Читайте также:  Народные промыслы города омска

Основу росписи составляет растительный узор. Трёхлопастные изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы, а также птицы сирины. В XIX веке в узор обычно вписывались жанровые сцены из крестьянской жизни. В цветовой гамме преобладают белый фон и красный основной узор. Жёлтый и зелёный цвета фона являются сопутствующими. Большое значение в росписи имеет тонкий чёрный контур. Сначала на белый грунт наносится пером чёрный контур, потом он заполнялся цветом.

Круг расписываемых предметов был велик – деревянная и берестяная посуда, росписью покрывались колыбели, ларцы, сундуки, подголовники. Больше всего расписывались прялки.

4) Ракульская роспись – русский народный промысел Красноборского района Архангельской области. Роспись получила название от реки Ракулки (приток Северной Двины). Центром промысла является деревня Ульяновская.

В росписи главную роль играет золотисто-охристый и чёрный цвета, а сопутствуют зелёный и коричнево-красный. Орнамент очень крупный, в основном в виде листьев, кустиков и птиц (сороки, курицы). Черным цветом исполнен не только контур, но и детали. Промысел возник в середине XIX века и стал затухать в 1930-е годы. Промысел возник и передавался в семье Витязевых.

5) Пучужская роспись (центр – в деревне Пучуга, в 25 километрах выше от пристани Борок). Цветовая гамма – красный, желтый, зеленый, белый фон, черная обводка, красный преобладает. Характерная деталь – вьющаяся растительность красного цвета, заполняющая практически все свободное пространство, мелкие ярко-зелеными листочки и белые точки-капельки. Прялки Пучуги очень близки к борецким и фасадной стороной почти точно их повторяют. Верхняя часть занята окнами, в центре – арка с пышными растениями и птицами, а ниже – сцены катания, лошади, запряженные в саночки с кибиткой. На обратной стороне лопастки повторяется сцена катания, которая украшает фасадную сторону этой прялки. Растительный узор состоит из трех видов листьев. А характерный для всех видов северной росписи трилистник в пучужскои росписи имеет свой вариант – более тонкую, загнутую к стеблю нижнюю часть листа и верхнюю, переходящую в круглую ягоду. Пучужскую прялку можно отличить от борецкой и по узору на ножке. Вместо прямого стебля, что на борецкой прялке, ножка пучужской прялки украшена гибким, вьющимся стеблем с листьями. Стебель бежит от основания ножки прялки до лопастки и заканчивается круглой розеткой.

6) Тоемская роспись (выше по течению от деревни Пучуга – деревня Жерлигинская). Характерной особенностью прялок Тоймы являются ярко раскрашенная токарная ножка и зеркальце, врезанное в центр той стороны лопасти, которая была обращена к пряхе. Роспись более пестрая, «ситцевая», чем пермогорская, пучужская и борецкая, нет преобладания красного цвета. Прялки выглядят очень весело и нарядно. Занимательность им придавали надписи, взятые из народных песен, которые раскрывали обычно содержание сцен. В саночках изображался то купец, лихо растягивающий гармонику, то красная девица, которую везут на золотых конях.

8) Шенкурская роспись была распространена по всему течению реки Ваги, левого притока Северной Двины. По своей композиции, орнаменту, цветовой гамме она значительно отличается от других северных.

Для шенкурской росписи характерен оранжевый, красный фон, встречается охристо-желтый, изумрудно-зеленый, темно-синий. Цветовая гамма росписи насыщенная. Преобладают красноватые, оливковые, охристые, коричневые, зеленые цвета. Белый цвет – для оживки, черный – для орнамента. В основе рисунка – три крупных цветка, нанесенных по центральной оси лопасти один над другим.

9) Пинежская роспись – Роспись, близкую к палащельской, можно было наблюдать в некоторых деревнях на Пинеге, притоке Северной Двины. В деревне Покшеньге два местных мастера – Михаил Андреевич Сумкин и Дмитрий Васильевич Чевиксин – в 1924-1925 годах сделали по заказу потребкооперации 180 расписных прялок, и шли эти прялки нарасхват.

В пинежской росписи чувствуется не оригинальный, а подражательный характер, заметно мельчание стиля.

Расписных домов в поселениях, расположенных на территории рек Пинеги и Мезени, сохранилось совсем немного. На Пинеге росписи фасадов, чаще всего, представляют рисунок «в чашечку», где преобладают темный и оранжевый цвета.

Источник

Оцените статью