Народное творчество мастер классы

Русь всегда славилась мастерами. В каждой деревне были портные, гончары, кузнецы, чеботари, краснодеревщики. Навыки ремесел в семьях передавались поколениями, усовершенствовались и оттачивались. Обязательным пунктом воспитания девочек было рукоделие.

С ранних лет будущим хозяйкам прививались навыки шитья и вязания. Историю, культуру, традиции и обычаи народные мастера олицетворяли в поделках. Рукотворные вещи сохраняют величие и самобытность русского народа, чаяния и мечты.

Народные промыслы и ремесла

Человек с древности стремился к самовыражению и осваивал различные виды творчества. С момента изобретения иглы в 11 веке появилось вышивание. Вышивками украшали одежду и предметы быта. Это древнее искусство популярно по сегодняшний день. Мастерицы создают картины, где все цветовые оттенки создаются не красками, как в живописи, а нитками.

На Руси было популярно народное зодчество. Резьба по дереву венчала наличники изб и заборы. Дома в таком обрамлении напоминали сказочный теремок. Из мягкой и податливой липы умельцы вырезали матрешек, фигурки птиц и сказочных персонажей, мастерили свистульки, дудочки и кухонную утварь.

Популярными были деревянные ложки. До появления алюминиевых столовых приборов изделия из дерева были самыми ходовыми предметами на русской кухне.

Из ивы мастерили корзины и короба, а из лыка плели лапти. Сейчас такая обувь является сувенирным изделием, а в старину они были необходимым предметом «гардероба» каждого крестьянина. А чего только умельцы не сотворяли из бересты!

Из этого природного материала была сделана вся тара под сыпучие продукты: туески, солонки, сахарницы. В берестяных коробах хранили масло, сыры, хлеб, даже молоко и напитки.

Куклы-обереги

Популярными народными поделками на Руси были тряпичные куклы-обереги. Это традиционные славянские поделки, которые обладают определенным символизмом. Каждая куколка имеет свое назначение:

Известны еще названия куколок «Веснянка», «Утешница», «Пеленашка» и другие. Кукол наряжали, но лицо не изображали. Согласно поверьям, считалось, что безликая неодушевленная кукла недоступна для вселения в нее недобрых сил и злых духов.

Поделку создавали из лоскутков от старой одежды, верили, что ношеные вещи хранят человеческое тепло и сами по себе отгоняют несчастья. Куколки имели простую конструкцию, но в ней обязательно присутствовали очертания женской фигуры и длинная коса.

Тряпичные куклы были аналогом ритуальных фигурок, связанных с достатком, плодородием, миром и ладом в доме, почитанием материнства. Ребенок с ранних лет осознавал значение матери, ее роль дарить жизнь.

Голову игрушки набивали пшеном, соломой, лоскутками. Платье, фартучки и платочки были разными по расцветке. Украшали одежду кружевами, вышивкой. В образе куклы отражался характер, род занятий. Игрушки-обереги приносили в дом удачу, изгоняли болезни, утешали малышей. Сейчас эти милые сувениры погружают в таинственный мир предков, самобытность их культуры.

Глиняные поделки

Гончары в старину были почитаемыми людьми. Они производили хозяйственную утварь, посуду, а из остатков глины мастерили игрушки. Глину добывали вблизи деревни. Пластичная жирная глина без примесей располагается в грунте между слоями чернозема и песка. Ее замачивали в деревянном корыте, разбавляя кипятком, перемешивали и выкладывали на небольшой слой золы.

Вымешивали до однородной консистенции. Из глиняной массы создавали окружающие их образы: домашних животных, барышень крестьянок, птиц и зверей. Медвежата с бочкой меда стали символом добра, птицы приносили в дом счастье, а лошади олицетворяли богатый урожай.

Соломенные шедевры

Солома это стволы злаков. Основой игрушки для крестьянских детей служил пучок соломы, сложенный пополам и перевязанный жгутом. Расходящиеся веером соломинки напоминали сарафан. Такими были первые соломенные творения.

Со временем этот вид творчества усовершенствовался, возникли идеи создания не только человеческих образов, но и всевозможных зверушек, златогривых лошадок, оленей.

Искусное владение плетением и художественный вкус, фантазия и изобретательность талантливых людей привели к созданию чудесных тарелочек, шкатулок, сундучков, обручей, браслетов и множеству других оригинальных сувениров.

Поделки из материала, напоенного солнцем, напитанного матушкой землей и теплом человеческих рук, создают определенный стиль модному интерьеру.

Игрушки из дерева

Сюжеты из окружающей жизни стали темой создания деревянных поделок. В деревнях дети играли куклами, сделанными с помощью топора. С появлением рубанка и других инструментов по дереву, игрушки стали преображаться и совершенствоваться.

Неваляшки, которые сейчас изготавливаются из пластика, впервые появились в 19 веке. Тогда они были сделаны из дерева. Их расписывали под образы купцов, клоунов, забавных толстушек. Ножом из липы вырезали две половинки, внутри круглой болванки крепили грузик. Склеивали обе части, расписывали, просушивали и покрывали лаком. Эта традиционная русская игрушка для многих поколений детей была первой в жизни игрушкой.

Старинные народные традиции вновь возрождаются. Русское искусство, дремавшее в бабушкиных сундучках, становится популярнее с каждым годом. Оно вызывает восхищение у иностранцев и гордость у потомков. Сейчас в интернете появилось много сайтов, где на мастер-классах подробно показывается и рассказывается, как самому смастерить народную поделку.

Читайте также:  Народная кухня и современность презентация

Источник

Народный художественный промысел – делаем шедевры своими руками

Народный художественный промысел — что это?

Народное декоративно прикладное искусство возникло очень давно. Это одна из главных областей творчества народа. В наше время интерес к такому виду самовыражения не только не снизился, но и повысился. Придумано много видов рукоделия, которые также являются частью декоративно-прикладного искусства, ознакомьтесь с некоторыми из них.

Бижутерия ручной работы: мастер-класс

Современное декоративно-прикладное искусство — это и создание украшений. Сделав такую миниатюру, вы будете уверены, что она выполнена в одном экземпляре и второй точно такой же ни у кого не будет.

Для формы была взята круглая латунная основа. Пластику нужно раскатать скалкой на этой форме, запечь при 110° С в духовом шкафу 15 мин. Затем вынуть оттуда, когда остынет, достать и отшлифовать наждачной бумагой зернистостью 600 — тогда краска лучше ляжет.

Теперь нужно положить перед собой все необходимое для росписи и можно начинать.

Выдавите на палитру немного каждой краски. На кончике кисти смешайте белую с карминной, чтобы получить нужный оттенок и консистенцию, разведите небольшим количеством воды. Этим цветом изобразите очертания будущего цветка.

Легкими мазками вы наметите места расположения двух крайних лепестков, третий — центральный и стебелька. Вот как далее делается предмет современного народного декоративного прикладного искусства.

Смешав белую и охру, каптинете чуть розовой краски, смешайте. Этим нежно-персиковым цветом окрасьте нижний слой лепестков. Теперь в эту же смесь краски капните зеленого, смешайте, нарисуйте очертания стебля.

Вот как делается бижутерия ручной работы дальше. Смешайте на палитре белый и карминный цвет, чтобы получить более насыщенный розовый. Им окрасьте лепестки. При этом необходимо повторить рисунок прожилок в центре цветка и на краях лепестков. На следующем этапе нужно повторить данную процедуру, но уже добавить лишь чуть воды.

Далее, смешайте охру и зеленый акрил, добавьте воды, нанесите эту субстанцию на листья. Но они не должны быть чересчур яркими, чтобы основное внимание досталось цветку. Внизу лепестки чуть более насыщенного окраса, вверху — менее.

Взяв карминный и чёрный в одинаковых пропорциях, добавьте немного воды. Перемешав, обозначьте этой смесью оттенки листьев и лепестков.

Чтобы еще больше оттенить лепестки внизу по центру, грань стебля, также смешайте карминный и черный, но уже добавьте лишь чуть воды. Положите в эту палитру зеленого, зарисуйте листочки у основания.

В чёрную акриловую краску капните чуть воды, нанесите микромазками несколько горизонтальных штрихов на прожилки внизу лепестков, у основания.

Осталось добавить к белесой смеси буквально каплю зеленой краски, прорисовать прожилки внизу среднего центрального и немного на листочке.

Вот какая бижутерия ручной работы получится.

Теперь ознакомьтесь с тем, как в старину украшали свои головы девушки. Следующий мастер-класс поможет изготовить повязку «Архангельская».

Как сделать праздничный головной убор русских девушек?

Такая деталь старинной одежды мастерится в технике «шитья по бели». Оно предполагает вышивку по х/б шнуру жемчугом в 2–3 ряда. Его пришивают на основу поперечными стежками, а в образовавшуюся ложбину укладывают жемчуг (сейчас чаще используют бисер). В результате чего, жемчуг или бисер «ляжет» ровно и аккуратно. А контуры узора декорируют золотым или серебряным шнуром.

Натяните холст на пяльцы или подрамник. Сверху на него наложите белую х/б ткань.
Поверх нее накладывается и закрепляется слой шелковой материи голубого цвета – это прямоугольник 21х40 см. Пришейте его на это хлопковое полотно наметочным швом, который по окончании работы нужно будет убрать.

На этом шелковом голубом полотне тонким мелком или специальным водораствопримым маркером начертите контуры орнамента. Можно это сделать при помощи простого карандаша, так как все равно данный набросок вы прикроете шнуром (сутажем), его притачайте, используя шов «вперед иголка».

Стежки должны быть мелкими. Декорируйте шнур внизу двумя белыми и тремя голубыми крупными стразами, а вверху пришейте три желтые и две голубые.

Притачайте сутаж по контуру страз. А по ореолу белых поместите жемчуг. Им же окаймите стразы по кругу, расположенные в розетках. А нижние розетки старинного головного убора заполните шнуром.

Остались незаполненными две розетки, их нужно выложить лепестками стилизованных цветов. Чтобы оформить верхнюю часть головного убора, вокруг страз среднего размера выложите цветы сутажем. Затем также при помощи шнура, сделайте из него ветви и листочки.

Орнамент оформлен сутажем, теперь нужно пришить по нему бисер. Для этого нанижите пять-шесть штук на нить, укладывайте такие фрагменты на шнуре. А закреплять нужно поперечными стежками по две-три бисерины. Это делается так: после того как вы прикрепили шесть-семь штук, проденьте иглу через пару последних пришитых бисерин.

Когда закончите оформлять орнамент, снимите работу с пялец или с подрамника. Нужно вырезать трехслойный кокошник, прибавив 5 см на швы, чтобы готовый убор имел размеры 40х21 см.

Низ головного убора вырежьте по рисунку полукругами. К верху и к низу украшения пришейте выкроенную подкладку из шелка голубого цвета. При этом бока остаются свободными. В этот просвет вставьте прямоугольник картона, чтобы придать конструкции жесткости.

Читайте также:  Народные средства при миоме матки отзывы

Из белой шелковой ткани выкраиваются две ленты 18 на 90 см, обрабатываем их края обметочным швом.

На лицевую часть, к бокам, притачайте две шелковые ленты размером 18х90 см (предварительно обметав их края). Эти элементы закладывают в складки, прикрепляют при помощи шва «вперед иголка».

На низ повязки, под каждую розетку из пяти, пришивают бисерные нити.

Хохломская роспись своими руками

Это также народный художественный промысел, возник он примерно 300 лет назад. Тогда в селе Хохлома, в Нижегородской области мастера создали промысел. Они делали деревянную посуду и расписывали ее определенным образом. Растительный орнамент в золотых и красных тонах наносится на чёрный фон. Эта роспись стала называться «хохломской».

Как украсить доску на кухню?

Попробуйте окунуться в этот народный художественный промысел, изготовив доску для кухни, но которая будет расписана под хохлому современным способом. Для этого используется техника декупажа.

Для воплощения этой идеи купите салфетки с рисунком под хохлому или бумагу для декупажа с изображением такого типа, можно скачать из интернета. Заготовки для досточек берут готовые неокрашенные или делают их своим руками, лобзиком из фанеры толщиной 3–4 мм.

Если используете салфетку, тогда смажьте клеем досточку. Если взяли бумагу, тогда промажьте ее. Приклейте любую из этих заготовок к лицевой стороне доски. Когда клей высохнет, промажьте бумажную основу лаком в 2 слоя.

Хохломская роспись позволит создать и шкатулку.

Роспись шкатулки

Если деревянная шкатулка не новая, на ней есть неровности, пройдитесь по ним мелкой наждачной бумагой.

Теперь нанесите на всю шкатулку фоновую краску в 2 слой. Но сначала подождите, пока высохнет первый. На следующий этап переходите только тогда, когда и второй слой полностью высохнет.

Не теряйте времени, пока это происходит, вы успеете нарисовать понравившийся или придуманный вами рисунок на кальке. Нужно изобразить основные детали, мелкие вы нанесете прямо на шкатулку.

Когда фоновая краска на ней до конца высохнет, прикрепите сверху кальку с изображением растительного орнамента, взяв скотч. Тогда этот шаблон закрепится и не станет съезжать. Чтобы перенести очертания на шкатулку, водите по линиям рисунка на кальке, слегка нажимая. Тогда изображение отпечатается на шкатулке.

Взяв кисточку под номером один и черную краску, обводите на шкатулке изображение.

Приклейте по периметру крышки скотч, он не даст заходить сюда черной краске. А ею вы закрасите фон. Его вы сделаете кисточкой под номером 3.

Скотч отклейте лишь тогда, когда краска высохнет. Тогда можно приступать к творческой части, рисовать цветы и ягоды.

Осталось изобразить траву, где-то дорисовать цветочки, усики, капельки, точки на клубнике, блики. Когда все это высохнет, покройте двумя или тремя слоями лака, давая каждому высохнуть.

Шкатулка готова! Вот какой красивой она получится. Если вам понравилось мастерить шкатулки, оформлять их, посмотрите, как сделать шкатулку из конфет. Заодно и перекусите сладким, чтобы повысить работоспособность, захотеть прямо сейчас сделать своими руками красивые предметы. Такое народное творчество более современное, но создавать подобные предметы не менее интересно.

Шкатулка из конфет

Сначала нужно спрятать хвостики конфет, чтобы съедобные элементы хорошо смотрелись. Уберите эти детали, подклеив те к основанию скотчем.

От картона отрежьте полосу. Её высота — это высота конфет без «хвостиков». Диаметр — произвольный. Если он около 8 см, тогда потребуется 300 г конфет.

Сверните эту заготовку в цилиндр, закрепите степлером. Приложите её к картону, обведите, вырежьте круг, который нужно приклеить к цилиндру.

Прикрепите к шкатулке двусторонний скотч, но пока верхнюю предохранительную пленку не снимайте. Будете убирать ее постепенно, приклеивая конфеты.

Когда все их прикрепите, останется обкрутить эту красоту лентой, оставить изделие в таком виде или декорировать, розами из бумаги. Для этого отрежьте от креповой бумаги поперек волокон полосу шириной 5 см. С одной стороны накрутите ее на шпажку. Чтобы придать форму лепестка, растяните по центру.

Вложите в него карамель, обкрутите бумагой, прихватив «хвостик» фантика, чтобы сформировать розу. Зафиксируйте ее флористической лентой, завязав ту у основания. Трех розочек будет достаточно.

Такой современный народный художественный промысел непременно порадует ребенка или взрослую сластену, станет оригинальным подарком.

Если вы хотите воочию увидеть, как сделать шкатулку под хохлому в старинных традициях, тогда предлагаем посмотреть видео-урок.

А вот как смастерить деревянную круглую шкатулку.

Источник

Мастер-класс Народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников. Дымковское чудо.

Тема Народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников. Дымковское чудо.

Цель Сформировать готовность слушателей использовать различные приемы работы по формированию духовно-нравственных качеств младших школьников при знакомстве с традициями народной культуры.

Поделиться опытом использования различных приемов работы по формированию духовно-нравственных качеств младших школьников при знакомстве с традициями народной культуры

П ознакомить с Дымковским народным промыслом; формировать умения создавать узоры, используя разнообразные приемы работы кистью в изображении традиционных элементов и орнаментов Дымковской росписи.

Читайте также:  Народные средства при растяжении мышц спины

Презентация педагогического опыта учителем-мастером.

— Добрый день, уважаемые коллеги! Тема мастер-класса — «Народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников. Дымковское чудо»

Эпиграфом я взяла слова из мудрого изречения :

Покинут счастьем будет тот,

Кого ребенком плохо воспитали.

Побег зеленый выпрямить легко,

Сухую ветвь один огонь исправит.

Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности народов России: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле. Народное искусство обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которого оно является.

Представление системы занятий

В начальной школе дети знакомятся с хохломской и гжельской посудой, жостовскими подносами, дымковской и филимоновской игрушкой, семеновскими матрёшками, городецкими досками, с Богородской резной игрушкой, платками из Павловского посада, вологодскими кружевами.

На начальном этапе стараюсь создать атмосферу той местности, где зародилось данное направление, используя при этом народную музыку, выставку предметов быта.

На уроках применяю разные виды деятельности: составление таблиц, заполнение кроссвордов, рассказы на заданные темы, подготовка и защита рефератов, игры.

Для формирования умений детей распознавать народные промыслы по внешним признакам провожу практические исследовательские занятия в игровой форме, используя прием сравнения. И сейчас предлагаю несколько игровых приемов, которые можно использовать как во время внеклассных мероприятий, так и на уроке.

Эту работу можно выполнить парами, группами. Чтобы полюбоваться красотой изделий народных мастеров, надо собрать разрезанную картинку игрушки, посуды, проявив смекалку и ловкость рук.

Распределить изделия по группам (промыслам).

Каждой группе выбрать свой вид народного промысла.

Стало традицией проведение итогового внеклассного мероприятия

«В гостях у народных умельцев». Во время подготовки и проведения таких коллективных творческих дел происходит единение детей, учителей, родителей и это способствует формированию единого школьного коллектива.

3. Проведение имитационной игры

-Уважаемые коллеги! Хочу предложить Вам на некоторое время стать учениками 1 класса и поговорить об … игрушках. Но не об обычных, а о народных. Издавна славится наша Родина своими мастерами. Места, где живут народные мастера, называют центрами народных промыслов. А отправляемся мы туда, где…

Дым идет из труб столбом.

Точно в дымке все кругом.

Там любили песни, пляски.

Там рождались чудо – сказки.

-Мы отправляемся в Дымковскую слободу ( сейчас заречная часть г. Кирова), что на реке Вятке. Славится она своими …дымковскими игрушками.

В Дымково, вблизи от Вятки,
Лет четыреста назад
К празднику весны, «Свистунье»,
Их лепили стар и млад.

В этот день жители с утра вспоминали предков, а во второй половине ходили по улицам и свистели в небольшие свистки. Люди считали, что игрушки оберегают их от несчастий и бед. Поэтому их после праздника выставляли между рамами окон. Праздник стал историей, а обычай лепить и расписывать игрушки сохранился.

Мастер глину замесил
И игрушек налепил,
После высушил, и в печь –
Добела их все обжечь.
А потом он краски взял
И игрушки расписал.
Вот они какие в ряд
Разноцветные стоят

-Кого изображают дымковские мастерицы?

Какие чудные зверюшки!
Лошадки, курочки, индюшки!
У барыни на коромысле ведёрки синие повисли.
А у другой румяной пышки под боком милые детишки!

-Сегодня мы будем расписывать одну из дымковских игрушек. Отгадайте, какую?
Завелась неведомая птица,
Всякий ей дивится:
Не поет и не летает,
Вся горит и полыхает.

-Прежде, чем приступить к работе, давайте разомнем наши пальчики

А теперь их на бочок

И зажали в кулачок.

Знакомство с дымковскими игрушками начинается в 1классе на уроках изо, когда детям еще трудно воспроизвести форму игрушки Можно использовать шаблоны, но это требует затраты времени. Поэтому я предлагаю вам прием рисования, используя собственную ладошку.

Для работы нам понадобятся материалы и инструменты:
— гуашь или акварельные краски
— кисти
— лист бумаги
— простой карандаш

Возьмите альбомный лист и обведите свою ладошку.

Сначала рисуем гребешок, бородку, клюв.

Дорисовываем контур петушка

-Что общего у всех игрушек? Белый фон

-Какие цвета любят мастера Дымково?

Красный, жёлтый и зелёный,
Алый, синий, голубой –
Все цвета на белом фоне
Этой дымки расписной.

-Какие элементы? кружки, полоски, волны, кольца, ромбы

Кисточкой раскрашиваем гребешок, бородку, клюв и расстояние между контуром петушка и ладошки.

А теперь кисточкой потоньше рисуем более мелкие узоры.

Украшаем узорами крылышко.

Приклеиваем петушку крыло и вот наша игрушка готова!

Потребность детей в творческо-эстетической деятельности и есть возможность для создания фундамента духовно-нравственного воспитания ребенка как гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, уважающего национальные особенности родного края

-Уважаемые коллеги! Наш мастер-класс завершен. Прошу ответить на вопросы анкеты.

За время проведения мастер-класса вы устали (не устали).

Своей работой на мастер-классе Вы довольны (не довольны).

Материал мастер-класса был Вам понятен (не понятен).

Теперь смогу (не смогу) применить предложенные виды деятельности.

Источник

Как сделать быстро и легко
Adblock
detector