Народные исторические песни сборы польского короля на русь слушать

Содержание
  1. Сборы польского короля на Русь
  2. Читайте также
  3. Взаимодействие польского подполья с советскими партизанскими отрядами в обороне польского населения от действий отрядов украинских националистов на Волыни в 1943 году
  4. Неокладные сборы
  5. 8. Сборы, инструктаж
  6. Как «невежда в политике» переиграл польского короля
  7. Как «невежда в политике» переиграл польского короля
  8. XIII. Привилегия Короля Польского
  9. XXVI. Перевод с универсала Польского Короля Яна Казимира к Бурмистрам, Райцам, Лавникам, Атаманам и всей черни Малороссийской; о неследовании за Гетманом Богданом Хмельницким в Российское подданство, и быти по прежнему под его Королевскою державою. — Писан 1654 Февраля 28
  10. XXVIII. Универсал Польского Короля Яна Казимира Старшинам и козакам войска Запорожского, коим, обличая в измене поддавшегося России Гетмана Богдана Хмельницкого, советует им возвратиться по прежнему в подданство Короны Польской. — Писан 1654 Июня 6
  11. Сборы в Америку
  12. 40 Название «Украина» появилось впервые в мире на карте польского королевства, созданной французским картографом Гийомом де Бопланом в 1660 году и обозначившим на ней «Украиной» окраину владений польского короля – Киевское, Брацлавское и Волынское воеводства
  13. 2. Название «Украина» появилось впервые в мире на карте польского королевства, созданной французским картографом Гийомом де Бопланом в 1660 году и обозначившим на ней «Украиной» окраину владений польского короля – Киевское, Брацлавское и Волынское воеводства
  14. Сборы Польского Короля На Русь Народная Песня В Сокращении
  15. ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Обучение в 4 классе по учебнику «Литературное чтение»: программа, методические рекомендации, тематич
  16. НАСТРОЙКИ.
  17. СОДЕРЖАНИЕ.
  18. СОДЕРЖАНИЕ
  19. Народные исторические песни сборы польского короля на русь слушать

Сборы польского короля на Русь

Сборы польского короля на Русь

Собирался король на святую Русь,

Не дошедши Москвы, остановился за пятьсот верст,

За пятнадцать верст городу Волоку,

Во уезде, селе Федоровским,

Во любимаим дворце государевом.

Писал ерлыки скорописные,

Отсылал ерлыки в каменну Москву

Ко тому ли воеводе московскому,

Корамышину Семиону Костентиновичу:

«Ох ты гой еси, воевода царев,

Корамышин Семион Костентинович!

Ты отдай мне Москву без бою,

Без того ли кроволитья великого!»

Что ответ держит ему воевода царев:

«Ты б… сын, король и с королевою!

Не дошедши Москвы, ты похваляться стал

Я силу твою конем потопчу,

Кольчужничков и латников всех в полон возьму!»

За досаду королю показалося,

Взволновался король, сам боем пошел,

Да насилу король сам-третей ушел.

Бегучи король заклинал сам себя:

«Не дай, Боже, ходить на святую Русь,

Ни мне, королю, ни брату мому!»

И еще этим король обесчестил сам себя.

Дворянам-боярам – им выслуга,

А служивым солдатам – им жалованье.

Донским казакам сукна на кафтан,

А нам, молодцам, по стакану пивца,

Кто бы нам поднес, мы бы выпили,

Хозяина с хозяюшкой проздравствовали!

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Взаимодействие польского подполья с советскими партизанскими отрядами в обороне польского населения от действий отрядов украинских националистов на Волыни в 1943 году

Взаимодействие польского подполья с советскими партизанскими отрядами в обороне польского населения от действий отрядов украинских националистов на Волыни в 1943 году В польском антифашистском подполье едва ли не с первого дня Второй мировой войны существовало два

Неокладные сборы

Неокладные сборы Второй разряд государственных доходов — неокладные сборы состояли главным образом из платежей за удовлетворение разных нужд, с которыми частные лица обращались к правительственным учреждениям: таковы были пошлины с разных частных сделок, с просьб,

8. Сборы, инструктаж

8. Сборы, инструктаж С наступлением мая войска начали прибывать в Южную Англию. Их доставлял морем нескончаемый поток транспортных судов и ДКТ. Корабли шли из залива Ферт-оф-Клайд и Белфаста, через Ирландское море, минуя остров Мэн, из Ливерпуля, Суонси и Бристоля. Из них

Как «невежда в политике» переиграл польского короля

Как «невежда в политике» переиграл польского короля Противники России предприняли всё, чтобы убедить англичан отказаться от сотрудничества с Москвой.Любопытны письма польского короля Сигизмунда королеве Елизавете в 1567–1568 годах, где он сетует, что, используя торговлю с

Как «невежда в политике» переиграл польского короля

Как «невежда в политике» переиграл польского короля Противники России предприняли все, чтобы убедить англичан отказаться от сотрудничества с Москвой.Любопытны письма польского короля Сигизмунда королеве Елизавете в 1567-1568 гг., где он сетует, что, используя торговлю с

XIII. Привилегия Короля Польского

XIII. Привилегия Короля Польского Мы, Ян Кизимир, Божиею милостию Король Польский, Великий Князь Литовский, Руский, Пруский, Мазовецкий, Жмудзкий, Ифляндский, по наследию Король.Сим привилеем, на потомные часы ведати надлежащим, обявляем: занесена до нас и до речи Посполитой

XXVI. Перевод с универсала Польского Короля Яна Казимира к Бурмистрам, Райцам, Лавникам, Атаманам и всей черни Малороссийской; о неследовании за Гетманом Богданом Хмельницким в Российское подданство, и быти по прежнему под его Королевскою державою. — Писан 1654 Февраля 28

XXVI. Перевод с универсала Польского Короля Яна Казимира к Бурмистрам, Райцам, Лавникам, Атаманам и всей черни Малороссийской; о неследовании за Гетманом Богданом Хмельницким в Российское подданство, и быти по прежнему под его Королевскою державою. — Писан 1654 Февраля 28 Ян

XXVIII. Универсал Польского Короля Яна Казимира Старшинам и козакам войска Запорожского, коим, обличая в измене поддавшегося России Гетмана Богдана Хмельницкого, советует им возвратиться по прежнему в подданство Короны Польской. — Писан 1654 Июня 6

XXVIII. Универсал Польского Короля Яна Казимира Старшинам и козакам войска Запорожского, коим, обличая в измене поддавшегося России Гетмана Богдана Хмельницкого, советует им возвратиться по прежнему в подданство Короны Польской. — Писан 1654 Июня 6 Ян Казимир, з Божое ласки,

Сборы в Америку

Сборы в Америку Мечтая о падении Архангельска и уничтожении беломорской торговли, де Родес однажды написал в одном из своих донесений шведской королеве Христине следующее:«Тогда же уехали по Волге на нескольких больших лодках 2000 стрельцов, которые должны [отправиться] в

40 Название «Украина» появилось впервые в мире на карте польского королевства, созданной французским картографом Гийомом де Бопланом в 1660 году и обозначившим на ней «Украиной» окраину владений польского короля – Киевское, Брацлавское и Волынское воеводства

40 Название «Украина» появилось впервые в мире на карте польского королевства, созданной французским картографом Гийомом де Бопланом в 1660 году и обозначившим на ней «Украиной» окраину владений польского короля – Киевское, Брацлавское и Волынское воеводства Между Речи

2. Название «Украина» появилось впервые в мире на карте польского королевства, созданной французским картографом Гийомом де Бопланом в 1660 году и обозначившим на ней «Украиной» окраину владений польского короля – Киевское, Брацлавское и Волынское воеводства

2. Название «Украина» появилось впервые в мире на карте польского королевства, созданной французским картографом Гийомом де Бопланом в 1660 году и обозначившим на ней «Украиной» окраину владений польского короля – Киевское, Брацлавское и Волынское воеводства Между Речи

Читайте также:  Народные методы лечения периодонтит

Источник

Сборы польского короля на Русь народная песня В сокращении

Лекция 4 Восстание Хмельницкого Часть 1 История Казачества

СЛЕДЫ ИМПЕРИИ ЗЕМСКИЙ СОБОР

6 класс История России просто на пальцах 2 глава 7 параграф

Квиз Хрен загуглишь

Київська держава Русь Україна укр ЗНО з історії України

Русь грибная или история пришествия грибов в Россию лекция миколога Михаила Вишневского

С Романовский Русь в сокращении

Лекция 6 Казачество в Смутном времени История Казачества

Урок 3 6 класс Всемирная история Образование Киевской Руси

Воскресная школа История Русской Церкви 4

Лжедмитрий I Лжедмитрий II

Історія України Аудіокнига Підготовка до ЗНО Частина 2 Київська Русь

Як Русь стала Україною Історія Русі Історія України

Внешняя политика России в XVII веке Видеоурок по истории России 10 класс

Золотые века и упадок Венгрии

Русь славная далеких тысячелетий Посвящено всем россиянам

Обучающая лекция Краткая история дворянских титулов в России 6

История нашего края на тему Русь Князь Святослав

История Византии на карте

Смута причины последствия преодоление Видеопроект Трудные вопросы истории

Геополитика Средневековой Руси во второй половине XII XIII вв

Ярослав Мудрий укр Історія України середніх віків

Выпуск 62 й Жалование нижних чинов 1840 1874 гг

Киевская Русь ЕГЭ ИСТОРИЯ ШАГ К СОТКЕ

Восстание под руководством Богдана Хмельницкого Антонов Владислав Алексеевич

ГЕОРГИЙ ВЕРНАДСКИЙ МОНГОЛЫ И РУСЬ 09

История и экономика Российской Империи Часть 2

Николай Смирнов про бой на реке Уле

История 6 класс Урок 32 Московское государство и его соседи во второй половине XV в

Общественное развитие Руси в 13 15 веках I Олимпиады История I OLYMP SMITH

Как вырастить чемпиона Отцы и Дети Ловчевы дают советы Яшанькиным

В поисках настоящего царя Петр I Даниил Коцюбинский

Лекція Андрія Іллєнка на тему Протистояння України Руси та Московії Історія та сучасність

История России 6 класс 9 Общественный строй и церковная организация на Руси

Внешняя политика России во второй половине XVII века

15 ПРАВЛЕНИЕ МИХАИЛА ФЁДОРОВИЧА 1613 1645 7 класс Авт Е П Пчелов П В Лукин Под ред Ю А Петрова

РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО ОТ ВАСИЛИЯ III ДО ИВАНА IV ГРОЗНОГО ЦЕЛАЯ ИСТОРИЯ ЕГЭ

Елизаветинская Пруссия документальный фильм

Разведопрос Клим Жуков о русском военном деле в постмонгольский период

Конференція Галицьке Королівство ч5

Першае войска беларусаў Частка 1 Узброеныя сілы Полацкага княства

Московское государство и его соседи во второй половине XV в

Скорая помощь для Лукашенко Вирус под контролем Диагноз Навального Заповедник выпуск 135

ЕВГЕНИЙ ШМУРЛО ИСТОРИЯ РОССИИ 07

Как засмущали Русское царство Все о Смутном времени ЕГЭ ИСТОРИЯ 2021 Онлайн школа СОТКА

Богдан Хмельницкий гетман Украины

Внешняя политика Екатерины II ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА для взрослых

Владимир Емельянов Загадки шумерской цивилизации

Про українську мову маловідомі факти Програма Велич особистости 82 студія 2016

Здесь Вы можете прослушать и скачать песни по запросу Сборы Польского Короля На Русь в высоком качестве. Для того чтобы прослушать песню нажмите на кнопку «Слушать», если Вы хотите скачать песню или посмотреть клип нажмите на кнопку «Скачать» и Вы попадете на страницу с возможностью скачать песню, прослушать ее и посмотреть клип. Рекомендуем прослушать первую композицию Сборы польского короля на Русь народная песня В сокращении длительностью 1 мин и 16 сек, размер файла 1.67 MB.

Сборы Польского Короля На Русь

Dj Dennis Moskvin In Da House

The D Feat Jay Varcity Saigon

Леди Диана Эй Бой Постой Поиграй С

Hello Future Tobymac Crowder

Geometry Dash Death Sound

Песня От Подруг На Свадьбу Artik Asti Неделимы

Uluģbek Sobirov Onamni

Радужный Рок Песня На Русском Финальная Битва

Devin Di Dakta System Matic

Поиск Работы После 50 Лет 5 Преимуществ 50 Летних

Источник

Сборы Польского Короля На Русь Народная Песня В Сокращении

Загрузил: Учебник Вслух

Длительность: 1 мин и 16 сек

Встряхнул Души 15 Летний Витя Так Спел Песню Высоцкого Что Судьи Потеряли Дар Речи

Русскии Народныи Хит

Раиса Щербакова Кукушка

Канал Народная песня

Лучше Всех Общительная Чтица Злата Вовнинкина Полная Версия

Лучше Всех Исполнительница Народных Песен София Борзова Полная Версия

Чудеса Света Это Нереально Красиво

Немецкая Народная Песня Мы Чёрный Отряд Гайера Wir Sind Des Geyers Schwarzer Haufen

Русская Народная Песня Летят Утки

Лучше Всех Знайка Каролина Кулиева Полная Версия

Стих Про Бабушку До Слёз Youtube

Аерлмагыз Татарская Народная Песня Примерный Перевод

Как Быстро Выучить Сложный Стих Стихотворение Есенина Как Выучить Стихи За 5 Минут

Лусине Кочарян Армянская Народная Песня Выбор Вслепую Голос Страны 7 Сезон

Неутомимые Танцоры Из Ансамбля Молодость Кавказа Лучше Всех

Rainbow English 2 2 Step 45 Английский Язык 2 Класс Ч 2 Афанасьева

Лучше Всех Трехлетняя Знаток Геометрии Алиса Черноусова Полная Версия

6 Летний Вундеркинд Из Молдовы Артем Бурцев Круче Всех

Случай На Параде В Г Рязани

Дал Декъал Войла Хьо Са Хьоме Ваша Дал Дукху Ваха Войла Хьо Тхун

Капитан Краб Гибриды

Кандок Яхши Болар Эди Болганда Онам

Terra Mortuus Est Katalepsy

Menim Balam Menim Balam

А Помнишь Я Просил Тебя Бандера

Цифеi Убойный Басс

Меме Она Думала Что Выжила

Direwolf Call My Name

Банд Эрос Про Gachi Жизнь Right Version Gachi Remix Gachibass

Forget Meme Slowed

Big And Chunky Slowed

Katy Perry Dark Horse

New Italo Disco 2021

Математика 2 Класс Урок 68 Итоговый Урок По Курсу Математики Во 2 Классе

Le Cravatte Della Sartoria Cilento A Magazine 7 Il Settimanale Di Approfondimento In Onda Su La7

Begzod Hamrodan Juda Ajoyib Sher Qishloqning Bahori Sherlaruz Qishloqdagi Tengdoshim

Halsey Is There Somewhere Audio

Сборы Польского Короля На Русь Народная Песня В Сокращении

Broken Mod Makes Grown Man Angry

Почему Мужчина Не Хочет Семью Только Инфа

Оксана Воеводина Подтверждает Ее Брак Потерпел Крах Жизнь Без Поддержки

Fun Lovin Criminals Classic Fantastic Official Video

Не Смотри На Ульяну Meme

Amv Аниме Клип Люди Зомби Руки Вверх

Я Хочу Летать Как Нян Кэт Meme Gacha Club

Akfa Hisoblash Kalkulyatsiya Akfa Romni Hisoblash 998900301070 998944700745

Братишкин Смотрит Midix Стример Даун Feat Bratishkinoff

Coasts Golden City Main Square 2015

Platincoin Вебинар 22 03 2021 Технические Вопросы Направления Развития Компании

Источник

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Обучение в 4 классе по учебнику «Литературное чтение»: программа, методические рекомендации, тематич

НАСТРОЙКИ.

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

Элла Эльханоновна Кац

Обучение в 4 классе по учебнику «Литературное чтение». Программа. Методические рекомендации. Тематическое планирование

ПРОГРАММА КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 1–4 КЛАССЫ

Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребенка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми.

Известно, что комплексное воздействие на все стороны личности человека может оказывать художественная литература. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, дает гигантский объем разнообразной информации. Но для того чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя. Эта задача решается в процессе литературного образования в школе.

Читайте также:  Оборот на ранних сроках в домашних условиях народными

Первым этапом этого процесса является курс литературного чтения в начальных классах. Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.

Это обусловливает особое внимание к принципу доступности при отборе художественных произведений для чтения и изучения. Принцип доступности является общедидактическим принципом. Но в течение долгого времени ведущим критерием доступности художественного текста в младших классах оставалась доступность его для самостоятельного прочтения учеником, еще недостаточно владеющим техникой чтения. При отборе материала часто не учитывалось, что ребенок, живущий в XXI веке, получает из разных источников пусть бессистемную и различную по качеству, но разнообразную информацию, в том числе по непростым, «взрослым» аспектам жизни.

Наблюдения педагогов и психологов показывают, что ребенок быстрее овладевает навыками чтения, если имеет дело с волнующими, интересными для него произведениями.

В программу включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов. Они объединены в блоки, «скрепленные» сквозными темами и определенными нравственно-эстетическими проблемами. Место конкретного блока в курсе и отдельного произведения внутри блока определяется содержанием имеющихся у школьников знаний о мире, психологическим состоянием детей на определенном этапе обучения, сложившейся у них установкой, то есть предрасположенностью к восприятию определенного материала. Установка обеспечивает интерес ребенка к деятельности в нужном направлении, рассмотрение определенной проблемы, переживание эмоционального состояния.

Иногда соседство блоков обусловлено необходимостью снять интеллектуальное, эмоциональное напряжение, возникшее в результате изучения определенной группы произведений.

Программой не предусмотрено монографическое изучение творчества писателя. Ребенок не подготовлен к такой работе. Но в процессе анализа художественного произведения в начальных классах он готовится к такому изучению в средней школе. Дети учатся слышать голос автора, различать голоса писателей. Поэтому в программе предусмотрены повторные встречи с одним и тем же автором в течение одного года. Список произведений, включенных в «Круг чтения», может корректироваться, расширяться.

Художник – творец, он создает свой мир по особым законам.

Необходимы литературоведческие знания, которые помогут проникнуть в многозначный мир художественного произведения. Количество специальных терминов невелико, они вводятся прежде всего для ознакомления и подготовки учащихся к углубленной работе по теории литературы в средних и старших классах.

Полноценное освоение художественного текста предполагает овладение навыком, культурой чтения. Понятие «техника чтения» должно предполагать спокойное, осмысленное чтение. Скорочтение противопоказано общению с художественной литературой.

Необходимо «расшифровать» для детей словосочетание «выразительное чтение», которое предполагает понимание того, что надо выразить и как это сделать.

Программа обращает внимание на технологию выразительного чтения: умение выдерживать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию.

В программе особое внимание уделяется формированию навыка «молчаливого» чтения, чтения про себя. Л. С. Выготский писал, что при таком чтении понимание прочитанного лучше. Кроме того, известно, что к шести-семи годам у ребенка формируется внутренняя речь. «Молчаливое» чтение также способствует ее развитию.

На каждом этапе обучения на первое место выдвигаются определенные психолого-педагогические и нравственно-эстетические задачи.

В первом классе ребенок вводится в мир художественной литературы через игру, которая является предпосылкой художественного творчества. Известно, что у детей ярче, чем у взрослых, развито восприятие цвета, звука, ритма. Наблюдения психологов и педагогов показывают, что навыки свободного чтения легче вырабатываются у учащихся при освоении стихов. Короткая строка концентрирует внимание ребенка, ритм создает определенную инерцию речевого «движения», «ведет за собою». Музыкальность поэтической речи согласуется с повышенной чувствительностью детей к звуку и ритму, их эмоциональностью. Поэтому в курсе литературного чтения в первом классе значительное место отводится стихам.

Во втором и третьем классах повышенное внимание уделяется выявлению авторской позиции в художественном произведении, у детей появляются первые представления об авторской индивидуальности, формируется начальное представление о литературном жанре, обогащаются знания школьников о психологическом состоянии человека и способах его выражения в художественном произведении. Открывается близость нравственно-эстетических проблем, волнующих разные народы мира.

В четвертом классе учащиеся получают представление о родах литературы, связи художественной литературы и истории, влиянии фольклора на творчество различных писателей. Обогащаются знания детей о внутреннем духовном мире человека, формируется способность к самоанализу. Расширяется круг нравственных вопросов, которые открываются для них в литературных произведениях и жизни.

Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников. Литературное творчество помогает ребенку оценить художественное произведение, понять позицию писателя, значение художественных средств, использованных им. В процессе этой деятельности ученик учится пристальнее вглядываться и вслушиваться в мир живой и неживой природы, переносить собственные внутренние состояния на другие объекты, чувствовать состояние окружающих. В соответствии с пережитым и осмысленным он начинает преобразовывать мир с помощью воображения. Личный творческий опыт убеждает учащегося в необходимости литературоведческих знаний, полученных на уроках, так как они помогают ему выразить чувства и мысли в собственном произведении.

Хорошо известно различие психологического механизма письменной и устной речи. «Барьер» между двумя видами речи, возникающий на ранней стадии обучения, не преодолевается многими ребятами до конца школьного курса. Поэтому определенное место в курсе литературного чтения занимают задания, требующие письменного самовыражения учащихся.

В течение последних лет отечественные и зарубежные психологи, педагоги отмечают резкое обеднение словарного запаса и снижение коммуникативных возможностей учеников вследствие их увлечения компьютерными играми, телепрограммами, отсутствия полноценного общения в семье и других социальных факторов. Прилагаемые к программе учебники включают систему заданий, способствующих развитию словаря и коммуникативных способностей детей.

Программа предусматривает право учителя и учащегося на выбор тем и видов творческих работ, стихотворений для заучивания, отрывков для выразительного чтения, произведений для внеклассного чтения. Педагог может самостоятельно выбрать произведения, на материале которых он решает поставленные программой задачи.

Количество уроков, необходимых для изучения конкретных произведений и выполнения отдельных заданий, определяет учитель в зависимости от задач, которые он ставит перед собой, и уровня подготовленности учеников.

Важной частью курса является внеклассное чтение. Интерес к нему стимулируется включением в программу фрагментов (глав) отдельных произведений. Это способствует пробуждению желания прочитать их полностью. В учебник первого класса включены задания для семейного внеклассного чтения. В учебнике второго класса произведения, предназначенные для самостоятельного внеурочного чтения, объединены в рубрику «Читальный зал». В учебниках третьего и четвертого классов отдельно дается система заданий для организации уроков по внеклассному чтению. Кроме того, учащиеся получают специальные задания, которые стимулируют их на поиск книг и отдельных произведений по внеклассному чтению, вырабатывают умение самостоятельно ориентироваться в них.

Обсуждению произведений, включенных в систему внеклассного чтения, посвящаются фрагменты уроков и целые уроки. Это помогает ребятам в различных

Источник

Народные исторические песни сборы польского короля на русь слушать

Былины. Исторические песни. Баллады

Читайте также:  Мой гусенок венгерская народная песня

Составители А.Калугина, В.Ковпик

В книге, которую мы предлагаем читателю, публикуются лучшие образцы песенного эпоса русского народа: былины, исторические и балладные песни, а также скоморошины. В них в поэтической форме нашли отражение, с одной стороны, историческое сознание народа, идея служения Родине, любви к родной земле, к земледельческому труду, к близким людям, а с другой – обличение врагов, посягающих на Русь и разоряющих города и села, осуждение злодейств, осмеяние человеческих пороков и низменных поступков.

Былины – героический эпос русского народа, восходящий ко временам Киевской Руси, – до середины XX в. сохранялись преимущественно на Русском Севере (Архангельская область, Карелия) в устах сказителей, именовавших эти песни «старинами» или «старинками». Термин «былина» по отношению к ним был введен в употребление в 30-е гг. XIX в. собирателем и издателем фольклора И. П. Сахаровым, позаимствовавшим его из «Слова о полку Игореве» (автор которого ведет рассказ «по былинам сего времени», а не по старинным песням-«славам» в честь князей, созданным вещим певцом Бояном).

Сейчас это может показаться странным, но еще в середине XIX в. наша отечественная наука не располагала сведениями ни о бытовании былин, ни об их исполнителях – и это в то время, когда Богатырский эпос, как мы сейчас знаем, еще был широко распространен на территории России! Причину этого явления можно найти в петровских реформах, в результате проведения которых образованные слои русского общества приобщились к европейской культуре и в то же самое время отдалились от основной массы своего народа – крестьян – настолько, что о русском народном творчестве имели лишь самое приблизительное понятие (а подчас – ио самом языке: не случайно пушкинская Татьяна, «русская душою», «по-русски плохо знала» и «выражалася с трудом на языке своем родном»). Положение стало меняться лишь в эпоху романтизма, пробудившего внимание образованного русского общества к творениям «народного духа», передававшимся изустно в среде неграмотного в своей массе крестьянства. В 1830-1850-е гг. развернулась деятельность по собиранию произведений фольклора, организованная славянофилом Петром Васильевичем Киреевским (1808–1856 гг.). Корреспондентами Киреевского и им самим было записано около сотни былинных текстов в центральных, поволжских и северных губерниях России, а также на Урале и в Сибири, однако эти записи увидели свет только в 1860–1874 гг., когда собрание народных песен Киреевского издавал П. А. Бессонов.

До середины XIX в. былины были известны русскому читателю лишь по сборнику Кирши Данилова, первое (сильно сокращенное) издание которого под заглавием «Древние русские стихотворения» увидело свет в Москве в 1804 г., второе (значительно более полное) – в 1818 г. («Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым»). Считалось, однако, что представленные в этой книге песни уже перестали бытовать в народе. Сама личность составителя этого собрания произведений народного песенного эпоса, равно как и место, время и обстоятельства его возникновения оставались тайной вплоть до недавнего времени, когда трудами ученых, предпринявших обширные историко-архивные разыскания, было установлено, что Кирилл Данилов был заводским мастером в демидовском Нижнем Тагиле. Владея обширным фольклорным репертуаром, он в середине XVIII в. записал его (или продиктовал для записи) по поручению хозяина заводов – Прокофия Акинфиевича Демидова, который, в свою очередь, хотел передать эти песни в качестве важного исторического источника известному историку, академику Герарду-Фридриху («Федору Ивановичу», как его звали по-русски) Миллеру.[1] Весьма вероятно, что Кирилл Данилов оказался за Уралом не по своей воле: в России за иную песню могли сослать «в места не столь отдаленные» и в XX, и в XVIII веке. Думать так заставляет фраза, оброненная П. А. Демидовым в письме Г.-Ф. Миллеру от 22 сентября 1768 г.: «Я достал [эту песню] от сибирских людей, понеже туды всех разумных дураков посылают, которыя прошедшую историю поют на голосу».

Настоящим потрясением для научного мира стало открытие в середине XIX в. живой традиции былинного эпоса, причем недалеко от Санкт-Петербурга – в Олонецкой губернии. Честь этого открытия принадлежит Павлу Николаевичу Рыбникову (1831–1885 гг.), народнику, высланному в Петрозаводск под надзор полиции. Служа в губернском статистическом комитете, Рыбников в 18591863 гг. совершал деловые поездки по губернии, в ходе которых обнаружил десятки знатоков эпоса – сказителей – и записал от них 165 текстов былин, которые опубликовал в 1861–1867 гг.[2] Вот как собиратель описывает свою первую встречу с былинами (во время ночлега на Шуй-наволоке, острове в 12 верстах от Петрозаводска):

Ободренные находкой П. Н. Рыбникова, отечественные фольклористы во 2-й половине XIX – начале XX вв. предприняли множество экспедиций, в основном на Русский Север, где были открыты новые очаги сохранности песенного эпоса и от сотен сказителей сделаны записи тысяч былинных текстов (всего исследователь эпоса профессор Ф. М. Селиванов насчитывал к 1980 г. около 3000 текстов, представляющих 80 былинных сюжетов). К сожалению, к нашему времени былины полностью исчезли из живого бытования и являются теперь лишь величественным культурным наследием ушедшего прошлого нашей страны и народа. Условием сохранности былин была полная вера сказителей в правдивость описываемых ими событий (это неоднократно отмечалось фольклористами), в реальность Богатырей, в одиночку побивавших вражеские войска, Соловья-Разбойника, свистом валившего с ног Богатырского коня, крылатого Змея Тугарина и прочих диковин художественного мира былинного эпоса. Потрясения XX в. в мире и обществе, распространение школьного образования, изменение в мировоззрении и быте русского крестьянина разрушили эту наивную веру, и былины были обречены на вымирание.

Особого внимания заслуживает вопрос о соотношении былинного эпоса с исторической действительностью (т. н. «проблема историзма русского эпоса»), вызывавший и в XIX, и в XX веках бурные споры (особенно между историками и филологами).

Основоположник русской исторической науки В. Н. Татищев так писал о былинах в 1730-х гг.: «Хотя оне не таким порядком складываны, чтоб за историю принять было можно, однако же много можно в недостатке истории из оных нечто к изъяснению и в дополнку употребить».[4] Однако в дальнейшем, пренебрегая предостережением Татищева, некоторые ученые-историки излишне прямолинейно и однозначно «привязывали» былинные тексты к данным письменных и археологических памятников, считая, как, например, советский историк академик Б. Д. Греков, что «былина – это история, рассказанная самим народом».[5] Однако надо понимать, что героический эпос в силу особенностей своего «складывания» не отражает исторических событий, а преображает их; песенно-эпическая память народа – не том летописного свода, стоящий на полке, она не хранит деяний прошлого в точности, а представляет собою народное осмысление истории, воссоздание образца устройства общества и государства, и, передаваясь столетиями из уст в уста, изменяется, скрывая историческую первооснову под позднейшими наслоениями. Вот какова, по наблюдениям ученого 1-й половины XX в. профессора Н. П. Андреева, может быть эта «многослойность»:

Источник

Как сделать быстро и легко
Adblock
detector