Народные костюмы кубанских казаков

От бурки до черкески: азбука обмундирования казака

В октябре Краснодарский край отмечает сразу две памятных даты — День кубанского казачества и годовщину образования Кубанского казачьего войска. К этим праздникам интернет-портал «Кубань24» предлагает вниманию читателей материал о традиционном гардеробе и обмундировании кубанского казака.

Гардероб – честь и гордость казака

В 1816 году вышел первый императорский указ, который регламентировал внешний вид казака, элементы гардероба и предметы вооружения.

Для каждого казачьего войска определялся свой набор элементов, но для казаков Черноморского (далее Кубанского) и Донского войск наборы оказались максимально похожи. Разница была только в цветах формы и второстепенных составляющих гардероба.

Изначально на Кубань запорожцы пришли очень ярко и живописно одетыми — широкие, чаще всего синие шаровары, жупаны червонного цвета, цветистые кафтаны, шелковые кушаки и сапоги (особо ценились тогда модные, желтой кожи). Постепенно их гардероб трансформировался в сторону более сдержанных цветовых гамм и форм. На одежду оказали влияние и кавказские народы — некоторые оказавшиеся удобными элементы одежды взяты у горцев.

Так из чего же состоял гардероб и вооружение кубанского казака? Начнем с ног — там мы видим сапоги из мягкой кожи, чаще всего бычьей. Обувь была с маленьким каблуком или без него. В дождь сверху надевали калоши, сшитые из более толстой кожи. В зимнее время носили шерстяные валенки.

Чуть выше мы видим шаровары синего цвета. У кубанских казаков шаровары были без лампасов, а у донских — с лампасами. В качестве верхней одежды носили черкеску, реже бешмет. Черкеску казаку было запрещено надевать, если он выполнял работу по найму, в этом случае использовался более простой зипун. А в целом черкеску носили и в повседневной жизни, гордясь казачьим статусом.

От черкески до кителя

В 1915 году под влиянием мировой тенденции в военной форме, черкески в армии попытались заменить кителями, хотя это вид военной одежды встречался у казаков и раньше. Кстати, носить укороченную черкеску считалось постыдным. И вот почему — это означало, что мужчина мало ездит верхом. А все казаки были прекрасными наездниками, и только наезднику можно было с комфортом носить длинную черкеску.

Это не значит, что казачьи модники того времени не пробовали разнообразить свою одежду. Также характерно для казачества было ношение чекменя — крестьянского кафтана похожего на плотный халат и архалука — кавказской поддевки со стоячим воротником из кашемира, атласа или сатина с кушаком или поясом.

Поверх черкески в дождь одевали балахон, а в холод или при полном параде — знаменитую бурку. Она чаще всего была черного или бурого цвета, редко встречались одеяния белого цвета. На голове носилась папаха, а позже их в теплое время года заменили на фуражки. Но они в среде кубанского казачества не прижились.

Потом папахи стали шить укороченными — так появились знаменитая кубанка. Иногороднему ее носить запрещалось. Если казака в походе настигала непогода, то на голову надевали башлык — остроконечный капюшон с лопастями для обматывания вокруг шеи в виде шарфа. Хорошие и качественные черкеска, бурка и папаха стоили очень дорого и были предметами гордости казака и зависти окружающих. Часто они передавались по наследству.

Голову казаки брили, часто оставляя одну длинную прядь — чуприну, которую зачесывали за ухо. Наиболее приверженные традициям казаки бороды не носили.

Только шашка казаку во степи подмога

Отдельным важным элементом обмундирования казака была нагайка. Нагайка — это вид плети, представляющая собой сплетение кожаных ремешков с утолщением на конце (шлепок), куда иногда вставлялся утяжелитель. Считалось, что нагайка меньше травмирует шкуру лошади. Утяжелитель также был и в рукояти.

Источник

Национальные костюмы казака и казачки (фото)

Одежда казаков была практичной, но вместе с тем подчёркивала народность. Костюмы отличались эстетичностью и оригинальностью. Наряды приспосабливались под разные времена. Но в любом случае одежда подчёркивала связь с военным делом.

Историческая справка

Казачьих войск было достаточно много по всей России. В войско входили люди разной национальности, что отражалось на их внешнем виде. В костюме донского воина сочетались русские, турецкие, татарские наряды. Благодаря этому костюмы были яркими и необычными.

В гардеробе казака была военная форма и повседневный наряд. Большое влияние на одежду имела кавказская народность. Только в середине XIX века была утверждена официальная форма.

Составляющие элементы военной одежды:

Традиционная одежда оказалась непрактичной в бою. В 1915 году кафтан был заменён гимнастёркой. На смену бурке пришла шинель. А традиционную шапку сместила удобная фуражка. Прежнюю форму надевали только на праздники.

Характерные черты мужского костюма казака

Традиционный костюм состоял из зипуна, шаровар, чекменя, кереи, архалука. В гардеробе было 2 вида рубах – бешмет, русская. Первый вариант доходил до колен, имел широкие рукава, а для застёжек использовались крючки. Русская рубаха носилась свободно.

Важно! Нижние рубашки для казаков вышивали жёны или матери. Они считались оберегами, которые защищали в бою. Со смертью воина этот элемент гардероба сжигали.

В дождь и морозы казак надевал балахон. От морозов защищали полушубки, которые надевали прямо на голое тело. Также зимой использовали бурку. Кожаные штаны чембары применялись для рыбалки.

Детали мужских нарядов:

Костюм донской казачки: особенности

Повседневный наряд казачки составляла рубашка, юбка и кофта. На праздники женщины надевали кружевную юбку и кирасу (короткую кофту). Дамы обязательно надевали фартук. Если в гардеробе была красная одежда, то она автоматически становилась лучшей.

Составляющие элементы костюма казачки:

Важно! Наиболее прочные наряды делали для невест. Чем старше становились женщины, тем темнее использовались материи для пошива одежды.

Чем отличается костюм донского казака от кубанского?

Костюмы разных казачьих войск имели отличия, в зависимости от места локализации. Одежда кубанских казаков формировалась под влиянием кавказцев. Донские воины предпочитали чекмени, а кубанские – черкески, которые были популярными среди горцев.

Читайте также:  Народная игрушка своими руками для детского сада средняя группа

На Дону предпочитали шаровары с лампасами. На Кубани же использовали обычные шаровары. Повседневно и на поле боя на донском казаке был зелёный китель в комбинации с синими штанами. Для церкви мужчины использовали красные шаровары. Амуниция кубанского воина состояла из штанов, черкески и бешмет. Цвет наряда зависел от звания и сезона.

Украшения, обувь, головные уборы, элементы

Обувь казаков и казачек представляли сапоги. Их было достаточно много, ведь это был наиболее практичный вариант. Любыми сапогами считались мягкие модели с небольшим каблуком или вовсе без него. Для пошива использовалась бычья кожа, отличающаяся прочностью.

На мягкие сапоги надевали галоши из кожи – чирики. Зимой носили шерстяные валенки. Для работы применяли посталы. Также носили тапочки, сшитые из жёстких ниток и воротяшки, мех у которых был внутри.

Важной частью гардероба считались головные уборы. Мужская шапка была не только элементом гардероба, но и частью разных обрядов. Казаки носили папахи, которые со временем заменили фуражки. Женщины носили платок, накидку (башлык), тканевые шапки.

Важно! Незамужним казачкам разрешалось ходить с непокрытой головой. Но замужняя женщина не имела права показаться в обществе без платка.

Женские украшения составляли чикилики и перлы. Девушки могли носить плоские браслеты с традиционными символами, серьги, перстни и кольца. Для украшений использовали золото, серебро, металл, драгоценные камни. Для серёжек примяли жемчуг. Материал кольца и его положение на руках определяло семейное положение казачки. Праздничный наряд дополнялся ожерельем или монисто. Состоятельные дамы могли позволить себе жемчужные бусы.

Источник

Традиционная одежда кубанских казаков

Тип: занятие-практикум/

Музыкальный ряд: песни И.Вараввы в исполнении Государственного академического Кубанского казачьего хора/

\Материалы: бумага, образцы ткани, фото элементов казачьего костюма, ножницы, клей

Итог: выпуск «Модного альбома»/

В глазах своих вижу я зелень полей.
Живет на Кубани мой славный народ.
Мне кроме Кубани земли нет милей
И ближе, чем славный, казачий мой род!
В глазах своих вижу колосьев лучи,
Храни меня вечно, мой свод голубой.
Кубань – моя мать!
Как объятья твои горячи!
Кубань, мне вовек не расстаться с тобой!

Организационный момент (Презентация, слайд 1)

Слово учителя (слайд 2)

Кубанское казачество родословную ведет от двух корней – запорожских казаков, переселившихся на Кубань, и казаков линейных, в основном, уроженцев верхнего Дона. Поэтому, одежда кубанских казаков формировалась под влиянием южнорусских, украинских и соседних горских традиций. На нее влияли воинский быт казачества, климатические условия, народные вкусы и представления, развитие городской моды.

Учитель: комментарий слайдов презентации (слайд 3)

В начале заселения края черноморцы сохраняли одежду, присущую запорожцам:
конные казаки носили синие широкие шаровары, синий кунтуш, под который надевался кафтан красного цвета, сапоги. Зимой – высокую меховую шапку с красным верхом, шаровары, полушу­бок.

Данные элементы стали основой повседневной одежды кубанских казаков:

Рубаха – основа казачьего костюма.
Рубаха шилась длинной, почти до колен, с прямыми рукавами, которые вшивались с прямоугольной вставкой под мышками. Украшали рубахи вышивкой по подолу и по краям рукавов, на груди. Первоначально носили традиционные украинские рубахи – «голошейки» с разного типа горловинами. Применяли в вышивке шов – мережку. Затем стали носить рубахи двух видов – русскую и бешмет.

Русская рубаха заправлялась в шаровары, бешмет носился навыпуск. Шили их из холста или из шёлка.

Шаровары шили на очкуре (шнурке), поскольку застежки из пуговиц и крючков не выдерживали джигитовки. Изобретение шаровар приписывают скифам. За столетия покрой их не изменился: это широкие – очень широкие в бёдрах, часто со сборками на талии и сужающиеся к голени штаны, ведь в узких на коня не сядешь, да и ноги будут натирать, и движения всадника сковывать. Так что те шаровары, что находили в древних скифских курганах, были такими же, какие носили казаки.

Существовало большое разнообразие сапог – без сапог верховая езда невозможна, да и по сухой степи не пройдешь босиком.
Особой любовью пользовались мягкие сапоги без каблуков – ичиги.

Чирики – туфли-галоши надевали либо поверх ичиг, либо поверх толстых чёсаных носков, в которые заправлялись шаровары.
Носили и башмаки (черевики) – кожаную обувь с ремнями, названную так потому, что изготовлялась она из телячьей кожи (тюркск. башмак – телёнок).

В качестве верхней одежды казаки носили кожухи – шубы с запахом и короткие полушубки.

Кожухи нагольные – это непокрытые материей овчинные шубы. Были кожухи волчьи, лисьи, и даже собачьи. Нередко встречались байбараки (шубы) – кожухи, крытые сукном. У Антона Головатого была » шуба лисья под зеленым сукном с золотыми петлями», «шуба волчья под красным сукном с золотыми петлями».

Также издавна предпочитали архалук – «спиногрей» – нечто среднее между стёганым татарским халатом и кафтаном.

Ученик:

Казак ехал за Кубань,
Приубрался – выйди, глянь!
Сам он бравый,
Конь буланый, –
Хоть куда казак!

Его жинка молода
Отворяла ворота
Рядом ставши,
Повод взявши, –
Крепко обняла.

Набил люльку тютюном,
На коня взлетел вьюном:
Пыль степная
Понеслась –
Поскакал казак.

Учитель: В стихотворении И. Вараввы нарисована бытовая сценка из жизни кубанского народа. Поэт любуется бравым казаком, говорит, что он «приубрался» перед очередной вылазкой за Кубань. Давайте попробуем представить себе, как он был одет.

Форменный костюм прошёл сложный путь развития, большое влияние на него оказала культура кавказских народов. Славяне и горцы жили по соседству. Враждовали они не всегда, чаще стремились к взаимопониманию, торговле и обмену, в том числе и культурно-бытовому.

Черноморские, а затем кубанские казаки во многом позаимствовали форму одежды и отдельные детали обмундирования у живущих рядом кавказских горцев. Тем более что они оказались более удобны для несения пограничной службы, нежели костюм запорожских казаков. С 1860 года специальным указом военного ведомства была утверждена единая форма одежды Кубанского казачьего войск: шаровары, бешмет, мундир в виде чекменя или черкески, башлык, бурка, папаха, сапоги или ноговицы.

Читайте также:  Народные средства отбеливание зубов в домашних условиях самый лучший способ

В старинной казачьей песне есть такие слова:

Ученик:

Не во бурочке, только во черкасочке
У ней полы были заткнуты
Рукавички в ней призасучены
Горелочек только на откидочку
Усмотрела его родна матушка
«Не мое ли дитя в поле, как пьян шатается
Не в острое ли копье опирается
Кровавой своей полой утирается».

Горелочек – воротник
Черкасочка – казачье старинное название черкески.

Учитель: (слайд 12)

Черкеска

Покрой её целиком взят у горских народов Кавказа. Она похожа на длинный кафтан в талию, сверху облегающий, от пояса с расширяющимися полами. Впереди застегивался на крючки от груди до середины длины, так что полы внизу свободно расходились, не препятствуя широкому шагу воина. Такая черкеска была очень удобна для верховой езды, а застежка на крючках более надежна при выполнении джигитовки на полном скаку.
(слайд 13)
Шилась черкеска из тонкого фабричного сукна с широким длинным рукавом и глубоким вырезом на груди. Рукав черкески имел яркую подкладку, так как отворот его был своеобразным украшением костюма, из глубокого выреза виднелся бешмет – нижняя рубашка самых разных расцветок.
На груди черкески нашивали подкладку для газырей или газырницу. «Газырь» в переводе означает «готов». Наличие его на одежде воина говорило о готовности вступить в схватку с врагом. (Газыри по своему первоначальному значению – это место хранения патронов, которые в любой момент были, как говорится, под рукой). Со временем газыри утратили свое истинное назначение и стали характерным украшением костюма, как и тонкий, кожаный с серебряными накладками, наборный пояс.
Традиционно красота и богатство казачьего костюма зависели от «количества» серебра. Поэтому верхушки газырей тоже украшали серебряной накладкой.
Бекирка (по имени терского казака Бекира Тургиева) – зимняя черкеска с закрытой грудью, высоким меховым воротником и меховой полоской от него до пояса.
Бечераховка (по имени казака Бечерахова из станицы Ново-Остикской) – черкеска с воротником и карманами вместо газырей.
(слайд 14)
(слайд 15)

Бурка

Головным убором казаку служила папаха – барашковая шапка с суконным верхом. Она могла иметь разные фасоны: низкая с плоским верхом или конусообразная. Казаки еще в Запорожской Сечи носили папахи с суконным тумаком, падавшим набок в виде клина. В него можно было вложить металлический каркас или другой твердый предмет для защиты головы от шашечных ударов.
На собрании, так называемом круге, казак всегда должен был находиться в шапке. Снималась она лишь во время молитвы, присяги, была вызовом на поединок, в казачьей хате красовалась на самом видном месте. В доме вдовы лежала под иконой, что означало, что семья находится под защитой бога.
Папахи казаков различных войск отличались по форме, цвету меха и донца.

Башлык – капюшон, издавна существовавший как самостоятельный головной убор. Это слово произошло от тюркского «баш» голова, и на самом деле башлык был головным убором казаков, который носился поверх папахи.
Башлык представлял собой квадратный островерхий капюшон с длинными лопастями, которыми укутывали в непогоду шею. Как правило, башлык располагался на плечах казака, закрепляясь тонким шнурком за его шею. Он давал некоторые сведения о хозяине: завязанный на груди башлык означал, что казак отслужил срочную службу, перекрещен на груди следует по делу, концы заброшены за спину – свободен, отдыхает. Нередко башлык использовали как сумку, завязав его концы и перебросив через плечо.

Ученик: Образ женщины-казачки наиболее выразительно отражен в песне далекого прошлого:

Кто вечернею порою
За водой бежит к реке
С распущенной косою
С коромыслом на руке?

Ясно вижу взор казачки,
Брови лоснятся дугой,
На груди неугомонной
Кудри стелятся волной,

Стан роскошный к упоенью
За собой манит во след.
Вот мелькнул и в отдалении
Скрылся шелковый бешмет.

Раздалася огневая
Песня звучная родная,
Песня Родины святой.
Это ты, моя землячка,

Узнаю твои черты,
Черноокая казачка
Чудо нежной красоты.

Учитель: (слайд 19)

В повести «Казаки» Л.Н.Толстой писал: «Красота гребенской женщины-казачки особенно поразительна соединением самого чистого типа черкесского лица с могучим сложением северной женщины. Казачки носят одежду черкесскую – татарскую рубаху, бешмет, чувяки, но платки завязывают по-русски. Щегольство, чистота и изящество в одежде и убранстве хат составляют привычку и необходимость жизни».

Традиционный женский костюм сформировался к середине XIX века и имел русско-украинскую основу. Красивая одежда поднимала престиж, подчёркивала достаток, отличала от иногородних. Казачки очень любили наряжаться, поэтому костюм для них имел большое значение. Не было казачки, которая не умела бы ткать, кроить одежду, шить, вязать, вышивать, плести кружева.

Повседневная одежда казачек:

(слайд 22)
(слайд 23)
(слайд 24)

длинная исподняя (нижняя) рубаха с длинными рукавами и круглым слегка присборенным воротом;

несколько юбок (поверх рубахи): нижняя ситцевая, затем холщевая (сотканная из конопляных ниток) и одна или больше из фабричных тканей сатиновых, ситцевых, а то и шелковых. Шили их первое время из 5-6 прямоугольных кусков материи и продергивали через них шнур – очкур. Потом появились «кошеные» юбки, плотно облегающие фигуру.
Верхнюю одежду казачки вышивкой не украшали, приговаривали: «Мы ж казаки!» А вот низ рубашки («подставки»), который был, как правило, из домотканого полотна, вышивали красными и черными нитками.
В праздники поверх такой рубахи надевали длинную широкую юбку с оборками и кружевами или бахромой на них. Носили юбку так, чтобы на рубахе была видна вышивка. Вместо рубахи надевали и просто белую юбку с пришитой к ней отделкой.

Из той же ткани, что и верхняя юбка, шились кофты, имевшие различное название в зависимости от покроя.

Кираса – праздничная кофта, плотно облегающая кофта с небольшой баской до бедер, узкими длинными рукавами, у плеча присборенными, с воротничком-стойкой, застегивавшаяся спереди на множество мелких пуговиц, которую носили только молодые женщины.
Украшением служили все те же оборки, кружева и тесемки, а также разноцветные бусы на шее.
(слайд 29)

Важной деталью был фартук, он мог быть любой модели черного или белого цвета и обязательно с оборками и кружевами.

Читайте также:  Народный промысел на кубани

Гусарка – короткая, немного ниже талии, кофта, имевшая на груди широкое украшение из шнурков.

Матене – кофта свободного покроя ниже пояса, распашная, с длинным прямым рукавом и воротником-стойкой. Их носили только замужние женщины.

«Парочка» (юбка – кофта) (распр. со 2-й пол. XIXв.) – в богатых семьях шилась из шёлковых или шерстяных тканей, а в бедных – из ситца. Блузка могла быть приталенной или с басочкой, но обязательно с длинным рукавом, отделывалась нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кружевами, гарусом, бисером.
Юбок надевали несколько: нижние по подолу отделывали кружевами, верхние, особенно праздничные, расклешенные, имели внизу широкий волан брызжу, отделанный лентой, полоской кружева, плиса.

Важный элемент костюма казачки – головной убор.

Казачки носили кружевные платки, а в XIX веке – «колпаки».

«Файшонки» (от нем. слова «файн» – прекрасный). Носили в полном соответствии с семейным положением – замужняя женщина никогда не показалась бы на людях без файшонки.

После венчания женщины всегда ходили с покрытой головой и даже спали в платке. В праздники носили яркие платки с крупным разноцветным узором и шлычку – шапочку с широким донышком и узеньким бортиком, по краю которой вдевался шнурок.
Шлычка надевалась на косы, уложенные на затылке, и затягивалась шнурком, а сверху иногда был платок. В те времена бытовала поговорка: «У хорошей свекрухи сноха без шлычки и во двор не выйдет». На шлычку женщины летом надевали легкие шелковые или ситцевые платки, зимой – тёплые вязаные платки или шали. Девушка покрывала голову и обязательно заплетала одну косу с лентой.

Дополняли всю эту красоту черные или красные лакированные сапожки на каблучке и с блестящими застежками, при этом на ногах казачки обязательно должны были быть чулки, ведь даже летом без них и с короткими рукавами невестке запрещалось показываться перед свекром.

Специальной свадебной одежды не было; шилась обычная одежда, но из лучших тканей. Казаки на свадьбу надевали казачью форму, казачки – праздничную «парочку», юбку и кофту светлых тонов с мелким рисунком или розовое, голубое, бежевое платье.

Большое значение в свадебном обряде славянского населения Кубани играло полотенце – рушник. Держась за полотенце, жених и невеста шли венчаться в церковь. На рушник ставили свадебный каравай. Полотенце служило подножником, который расстилали в церкви под ногами молодых. Полотенцами перевязывались различные свадебные чины (сваты, дружок, дружка). Почти все свадебные полотенца богато украшены на концах кружевом ручного плетения.

Старые казаки носят сегодня современную одежду, но многие из них до сих пор хранят в старых комодах домотканые рубахи, подаренные им невестами в день свадьбы. Такая рубашка на первый взгляд незавидная: пепельного цвета, с вышитым на груди красным орнаментом, уже потерлась с внутренней стороны на воротнике; ее уже не носят, но берегут, как память, как воспоминание. И ведь есть что беречь, она выткана в полном смысле слова по ниточке на домашнем ткацком станке руками любимого человека!
Воздействие народного костюма так велико, что человек, однажды заглянув в эту сокровищницу и осознав её связи с обычаями, обрядами, с древнейшими истоками культуры, когда магическое значение вещей, изображений превращалось в эстетическое, уже не может оторваться от нее. Чем пристальнее изучаешь народный костюм, как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью наших предков, которая языком цвета, формы орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умирает народный костюм. Он превратился в звено, которое связывает художественное прошлое нашего народа с его настоящим и будущим.

Источник

Национальные костюмы Краснодарского края

Благодаря отличительным чертам национальной одежды, возникают ассоциации принадлежности к конкретному народу. Костюмы солнечной Кубани не исключение.

Прообразы костюмов кубанских казаков

Окончательный и привычный для нас вариант костюма создавался веками в процессе становления народа и его изменения. Удобный и практичный костюм состоял из элементов, многие из которых были заимствованы у других народов.

У скифов — широкие мужские штаны, позволявшие всадникам комфортно разместиться в седле. Они получили название «шаровары» и стали самой колоритной частью костюма казака.

Женский наряд позаимствовал элементы и декор украинской национальной одежды.

Рассмотрим внимательно фото, чтобы узнать, каким были костюмы кубанских казаков — жителей Краснодарского края.

Мужской костюм кубанского казака


Весь гардероб делился на две части: для повседневной носки и военная форма.

Рубаха

Одним из важных элементов гардероба является нательная рубаха, которая шилась из льняного полотна белого цвета. Отличительными чертами верхней рубахи были узоры на вороте.

Бешмет

Штаны

В зависимости от воинского звания, для пошива шаровар использовался соответствующий цвет: синий, красный.

Учитывая погодные условия, выбиралась подходящая ткань. Для лета использовалась более тонкая, для холодов – плотная и тёплая.

Обязательная деталь – ремешок (гашник), с помощью которого подпоясывались штаны на талии.

Папаха


В качестве головного убора использовалась папаха — важный атрибут повседневной жизни.

ВАЖНО! Уважительное отношение к одежде является важным принципом казака.

У жителей Краснодарского края считалось недопустимым ношение чужих вещей, особенно от умерших или погибших людей.

Женский костюм кубанской казачки


Главная особенность женского гардероба — большое количество элементов одежды, подчёркивающих красоту и неповторимую стать.

Богатство расцветок, украшения (браслеты, серьги, бусы), вышитые яркие рисунки отлично дополняли образ кубанской казачки, а приталенные силуэты подчёркивали все достоинства фигуры.

СПРАВКА. Для замужней женщины устанавливались ограничения в одежде. Обязательным было ношение платка и чулок в любое время года, а про рубашки с коротким рукавом можно было вообще забыть.

Праздничный


Праздничные национальные наряды состояли из блузки с длинным рукавом и юбки, которые украшались кружевами и узорами.

Вторым вариантом являлось платье (кубелёк), по внешнему виду напоминавшее камзол. Под него обычно надевали рубашку с воротником-стоечкой.

Хорошим дополнением были сапожки красного или чёрного цвета на небольшом каблучке — черевички.

Повседневный

В повседневной жизни отдавали предпочтение простой рубахе с воротником круглой формы, которая заправлялась в нижнюю юбку. Обе детали были белого цвета. Поверх надевали юбку любого цвета и «кохточку».

Источник

Как сделать быстро и легко
Adblock
detector