Народные песни народов ссср

Советская народная песня

1960-е, в Белоруссии — 2010-е

русская, белорусская, украинская народная музыка

Советская народная музыка — обобщённое название русской, белорусской и украинской народной музыки, так как все эти жанры (особенно белорусская народная музыка) появились вскоре после установления советской власти и образования СССР. Также к советским относится определённая часть казахской, узбекской народной музыки и народной музыки некоторых других народов СССР.

Содержание

[править] Появление

Народные песни в традициях восточных славян (особенно у белорусов, у русских и украинцев нечто подобное существовало и ранее) появились в 1920-е годы в связи с установлением советской власти и началом коллективизации. Как правило, их сюжеты были агитационными, прославляющими советскую власть, призывающими к вступлению крестьян в колхозы, а также к усердному труду в этих колхозах и на промышленных предприятиях.

[править] Расцвет

Расцвет этого жанра пришелся на 1960-е годы — время правления Никиты Хрущёва. В это время большое внимание государства стало уделяться сельскому хозяйству, заговорили о восстановлении целины. Появлялись народные песни, призывающие пахать, жать, сеять, в общем, ударно работать. Так появились песни «В земле наша правда», «косил Ясь конюшину» и другие. Многие песни были посвящены комсомольский стройкам.

[править] Спад популярности

[править] После распада СССР

После распада СССР народные песни были забыты и практически перестали исполняться.

Однако в 2010-е годы в Белоруссии благодаря усилиям коммунистической партии и организаций, и этот жанр возродился, хотя и имеет развлекательный, а не агитационный характер.

[править] Структура и организация мелодий

Для вокальных жанров музыкального фольклора основополагающим является ритм произнесения слова в пении. Во всех славянских традициях преобладающими являются стих силлабической структуры и отвечающие ему цезурированные музыкальные формы. Исключение составляет севернорусская традиция, где распространение получили тонический стих и связанные с ним равномерно и неравномерно сегментированные музыкальные формы.

Звуковысотная организация ранних славянских мелодий характеризуется узкообъёмными (диатоническими и ангемитонными) ладовыми конструкциями, звуковой объём которых не превышает квинты. В более поздних музыкальных жанрах встречаются и широкообъёмные звуковысотные системы.

Славяне имеют развитые формы многоголосия, включающие в себя: а) гетерофонию или функциональное одноголосие, при котором отклонения от основной мелодической линии при ансамблевом исполнении незначительны; б) бурдонную диафонию, где одна (иногда две) голосовая партия представляет собой бурдон, а другая, чаще всего в виде гетерофонного пучка голосов, ведёт основной напев; в) функциональное двухголосие, где главная мелодия звучит у «басов», а над ними «парит» верхний голос, нередко в виде сольного подголоска («подводки», «горяка», «дишканта» и т. п.). Изредка встречается и функциональное трёхголосие.

[править] Вокальные жанры

Существует несколько видов народных советских песен:

Источник

Сборники, песенники с нотами для хора в pdf


Песни народов СССР
хоровые произведения в обработке Вл. Соколова
ноты для хора без сопровождения
«Музыка», 1988г.
номер 14003
(pdf, 5.68 Мб)

Владислав Геннадиевич Соколов (род. в 1908 г.) завоевал признание музыкальной общественности и любителей музыки как видный хоровой дирижер. Он организатор и бессменный руководитель детского хора НИИ художественного воспитания детей и Государственного московского хора, много лет является главным хормейстером и дирижером сводных хоров. Старейший профессор Московской консерватории, Владислав Геннадиевич воспитал целую плеяду дирижеров-хоровиков. С концертной и педагогичеекой деятельностью тесно связано его композиторское творчество.
В. Г. Соколовым создано для хоров разных составов множество переложений и обработок—с сопровождением и a cappella, с участием и без участия солистов. Это произведения классиков и советских композиторов, песни народов мира, инструментальные пьесы. Их исполнение во многом определило популярность руководимых Соколовым коллективов. Еще в 1949 году хор Московского автозавода с огромным успехом исполнял его обработки в Будапеште на Втором Всемирном фестивале молодежи и студентов. Восторженно встречали слушатели русские народные песни «Калинка» и «Ах ты, степь широкая». А знаменитая обработка старинного вальса «Амурские волны», несомненно, способствовала победе хора московских студентов на Четвертом Всемирном фестивале молодежи и студентов в Бухаресте (1953).

Обработки народных песен занимают особое место в творчестве Владислава Геннадиевича Соколова. С детских лет у него воспитано отношение к народному творчеству как к драгоценному сокровищу, живительному источнику, отражающему душу, характер, культуру народа. Обращаясь к жанру обработки, Соколов дает слушателю возможность понять и полюбить народную песню, прочувствовать через нее лучшие черты национального характера. Это, мне кажется, ощутит каждый, кто откроет предлагаемый сборник. С русскими песнями здесь соседствуют украинская и белорусская, киргизская и башкирская, узбекская и таджикская. Их отличает яркий национальный колорит, все они столь же искренне и правдиво передают народный характер, как и фольклорный первоисточник. В них воплотилось высшее мастерство профессиональной обработки народной песни: используемые автором приемы органичны, естественно вытекают из музыкального и эмоционального строя произведения.
Большинство обработок Соколова основано на поэтической образности, мелодическом, ладовом, ритмическом материале народной песни. При этом способы претворения ее музыкально-поэтического характера Соколов черпает из самой песни, таящей в себе помимо мелодии специфическую гармонию, контрапункт и т. д. Это не означает, что он ограничивается лишь фольклорной стилистикой. Он смело выходит за пределы народнопесенной «музыкальной лексики», сочетая специфику фольклорной ладовости, подголосочной фактуры и принципы куплетной вариационности с приемами имитационной полифонии и гомофонно-гарионического письма. Причем все элементы стиля выступают здесь в классическом единстве с нотами.

Тонкое чутье индивидуального позволяет В. Г. Соколову для каждой конкретной песни найти характерные приемы, рождающие неповторимость звучания и сочную образность. Среди его обработок — песни разных жанров и тематических групп: обрядовые, величальные, свадебные («Слава», «Веснянка», «Невеста», «Вай, додей!»); игровые, шуточные, плясовые («Калинка», «Как жил в деревне я», «Как ходил-гулял Ванюша»); героические («Вороной конь», «Мой подарок»); протяжные, лирические («Повянь, повянь, бурь-погодушка», «Куда с горя девке деться?», «Ой, летели гуси», «Ты рябина ли, рябинушка», «Ты зрачок глаз моих»).

В зависимости от жанра, формы, образного строя песни Соколов отдает предпочтение тем или иным способам художественной выразительности. Например, в песнях шуточных и танцевальных он пользуется в основном аккордово-гармонической фактурой, хотя и не забывает при этом про самостоятельность мелодической линии каждой хоровой партии («Калинка», «Как ходил-гулял Ванюша»), Лирические, протяжные песни насыщаются полифоническими приемами («Повянь, повянь, бурь-погодушка», «Куда с горя девке деться?»). В обработках казахских, узбекских, киргизских, башкирских песен удачно вводятся интересные колористические элементы, свойственные национальному фольклору. Хочется подчеркнуть, что в своих обработках Соколов не ограничивается какой-то одной техникой музыкального изложения. Аккордово-гармоническая фактура у него естественно переходит в подголосочную, подголосочная — в имитационную. Но чаще всего они развиваются равноценно, активно взаимодействуя друг с другом и создавая цельный музыкальный образ.
Как крупный хоровик-практик, большой знаток средств и возможностей хора, композитор Соколов свободно пользуется приемами вокально-хоровой аранжировки, используя специфическое звучание хоровых голосов, различных групп и отдельных тембров для правдивого воплощения характера, образного строя и сюжета песни, его внутреннее, динамики. Возможно, один из секретов большого эмоционального воздействия этих обработок состоит в продуманной (или интуитивно почувствованной) драматургии тембров.

Читайте также:  Орнаменты народного костюма рисование

В этой связи нельзя не отметить еще одну важную особенность обработок В.Г. Соколова — их удивительное вокальное удобство, следствие прекрасного знания природы певческого голоса.
Известный венгерский композитор 3. Кодай, большой мастер обработки народных мелодий, писал: «Раз мы привозим песню с полей в город, ее нужно одеть. Но в городской одежде она чувствует себя неловко, смущенно. Ей нужно скроить платье так, чтобы оно не стесняло дыхания.». Совершенно очевидно, что обработки Соколова ничуть не стесняют дыхания песни, сохраняют его первозданную вольность и свободу. В них отражается вся широта и щедрость творческой натуры их создателя, всё ее артистическое обаяние.
Предлагаемый сборник с нотами избранных обработок Владислава Геннадиевича Соколова, на наш взгляд, явится важным вкладом в репертуар профессиональных и самодеятельных хоровых коллективов. Он будет также весьма полезным учебным пособием для молодых композиторов и хоровиков-практиков, стремящихся овладеть приемами хорового письма.
Владимир Живов

Скачать ноты для хора


Хоровое творчество народов СССР
выпуск первый
составители и редакторы А.Гуменник и Д.Житомирский
«МУЗГИЗ», 1936г.

Украинские песни
1. За Сибіром сонце сходить — обр. М. Лысенко.
2. Ой, наступила та чорна хмара—обр. М. Лысенко
3. Пряля—обр. М. Леонтовича
4. Піють півні — обр. М. Леонтовича
5. На городі верба рясна—обр. П. Демуцкого
6. Ой, гай, мати — обр. М. Лысенко
7. За городом качки пливуть —обр. М. Леонтовича
8. Ой, у лісі на ялині
9. За річкою, за Дунаем—обр. М. Леонтовича
10. Гей, у лісі, в лісі.
11. Повiй вітре—обр. Б. Ступницкого
12. Пісня колективу — луз. П, Козицкого.
13. Дударик — обр. М. Леонтовича
14. Ой, тож то за шум —обр. К. Стеценко
15. Ой, дуб дуба —обр. П. Козицкого

Белорусские песни
1. Ой, з пад лесу, лесу цёмнага — обр. А. Туренкова
2. Ой, стояла бярозанька обр. А. Туренкова
3. Семеночка — обр. С. Полонского
4. Чаму ж мне ня пець—обр. А. Туренкова
5. Гоман, гомлн на вуліцы — обр. А. Туренкова
6. Сум маладзіцы — запись и обр. М. Красева
7. Ой, на двары дзень бяленькі — запись и обр. Н. Соколовского
8. За бор сонца закацілася — запись Н. Соколовского
9. Ой, хадзіў малойчык — обр. А. Туренкова
10. Чырвоная каліначка — запись Н. Соколовского
11. Ой, доля, то ня доля —обр. А. Туренкова

Армянские песни
1. Взяла кувшин — запись и обр. Комитас.
2. Приди, приди — запись и обр. Комитас.
3. Я куропатка— обр. Каро Захарян.

Чувашские песни
1. Песня о сохе и плуге — обр. С. Максимова
2. Свадебная песня —обр. Ф. Павлова.
3. Песня о зайце — обр. С. Максимова
4. Колхозная молодежь — муз. Б. Воробьева.
5. Трудовая колхозная — обр. А. Орлова
6. Песня о прошлом —музыка Б. Белого

Удмуртские песни
1. Семь лет — обр. Д. Васильева-Буглая
2. Под окном
3. Колхозный сад

Еврейские песни
1. Колыбельная — музыка Ю. Энгеля.
2. Песня старого быта — муз. Б. Шехтера
3. Йошка —муз. С. Шейнина

Мордовская песня
1. Ой, летят, летят —обр. Г. Лобачева

Башкирская песня
1. Песня пастуха — обр. 3. Компанеец.

Чеченская песня
1. Жалобная — муз. А. Давиденко

Скачать ноты для хора

Источник

Сто песен народов СССР

Песни народов СССР для детей младшего школьного возраста, ноты и тексты песен

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

В наши дни фольклор получил всеобщее признание как действенное средство эстетического, идейно-патриотического и нравственного воспитания, неиссякаемый источник, питающий и развивающий творческие способности.
Из далеких времен пришли к нам произведения музыкального фольклора. Передавая из поколения в поколение певческие традиции, народ бережно сохранил в них яркую, образную речь, отточенность интонаций, затейливость и многообразие ритмического строя, прихотливость ладовой организации, удивительные по красоте и самобытности сплетения голосов. Живой, красочный язык народной песни в соединении со своеобразными колоритными способами его воспроизведения составляет прочную основу, на которой развивается и процветает профессиональное искусство. Фольклор — национальное богатство, сокровищница культуры человечества.
Импровизационная основа народных песен дает возможность творчески подойти к их освоению. Творчество стимулирует самостоятельность мышления, любознательность, инициативность. Эти черты, как правило, проявляются и в профессиональной деятельности, и за ее пределами.
Освоение фольклора помогает углубленному пониманию своей национальной культуры и культуры других народов.

Мы живем в стране, включающей в свой состав более ста наций, народностей, национальных и этнических групп, которые имеют все возможности для дальнейшего расцвета. Знание культур братских народов поможет межнациональному общению.
Чтобы нынешние дети стали патриотами, интернационалистами, высоконравственными тружениками, творчески относящимися к своему делу, людьми высокой культуры, следует использовать все имеющиеся эстетические средства воспитания; и многонациональный музыкальный фольклор призван стать одним из них.
Одной из наиболее действенных форм освоения музыкального фольклора стали появившиеся за последние пятнадцать лет в нашей стране детские народно-хоровые коллективы. В работе с ними руководителям необходимо учитывать конкретные условия, свои творческие замыслы и возможности, правильно выбирать репертуар.

Сборник «Сто песен народов СССР» адресован руководителям детских народно-хоровых коллективов младшего школьного возраста. Основные задачи, стоящие перед ними, — певческое воспитание, исполнение, песен с движением, импровизация поэтического текста и варьирование музыкального — могут решаться на новом, более широком интернациональном уровне благодаря включению в репертуар песен братских народов, населяющих необъятные просторы нашей Родины.
Приобщение к музыкальному фольклору возможно в любом возрасте, но серьезное, полноценное освоение его начинается в старшем дошкольном и младшем школьном возрастах. Это период интенсивного развития и необычайной подвижности ребенка. Наиболее действенными методами работы с детьми этого возраста становятся игра и импровизация. Благодаря им дети охотно осваивают фольклорный материал, активно формируются их исполнительские и творческие навыки.
В репертуаре хора младших классов используются песни различных жанров, преимущественно сопровождаемые движением. В настоящем сборнике песенный материал объединен тематикой. В целом, здесь представлены народные напевы с современными текстами, песни о родной природе, о труде; сюда же вошли обрядовые, игровые, хороводные и колыбельные песни.
Детскому восприятию свойственны впечатлительность, по словам П. М. Якобсона, «эмоциональная отзывчивость на все яркое, крупное, красочное»*, поэтому большое значение имеет содержание отбираемых для репертуара фольклорных записей.
Прекрасным материалом становятся песни, главные герои которых — известные детям животные и птицы.

Читайте также:  Найти чувашскую народную сказку

«Кони поскакали,
Горы задрожали,
А копыта из гранита
Искры высекали.» (литовская)

«Ой, да скворушки прилетели! Леса зашумели,
Трактора на полях загудели.» (русская)

«Резво прыгают ягнята
И забавные козлята.» (молдавская)

В красочных картинах природы нередко отчетливо проступают элементы сказочности, фантастики:

«.Речка быстрая, струистая,
По меду ль течешь да по сахару,
По изюму ль разливаешься,
С крутым бережком да не знаешься.» (русская)

«За рекой закат горит,
Разукрасил облака,
И с березкой говорит
Синеокая река.» (эвенская)

«У зеленых наших яблонь
Листьев шелковый наряд,
Белым цветом, словно снегом,
Заметён колхозный сад.» (удмуртская)

Песни воспитывают уважение к труду и трудовому человеку.

«Трудимся прилежно для народа,
Отдаем все силы стране родной» (татарская)

В атмосферу ласки и нежности вводят ребенка колыбельные:
«Сон по лавкам ходит в красненькой рубашке,
А Дремушка по избе —она в белой кисее.» (русская)

«Лили, лили, мой малыш,
Лили, лили, что не спишь?
Выспишься, проснешься,
Силы наберешься.
Будешь пастушонок
На лугах зеленых.
Милый мой, хороший,
Покати-горошек.» (литовская)

Освоение песен различных народов значительно расширяет круг представлений ребенка о жизни родной страны, о многообразии ее традиций.
Содержание музыкального материала, составляющего сборник, при всей его ограниченности, вызванной возрастными особенностями младших школьников, дает возможность познакомить детей с разнообразными мелодиями.
В связи со спецификой народно-хорового исполнительства все песни даны без сопровождения. По желанию руководителей звучание детских голосов может быть поддержано игрой на национальных инструментах.

Все песни, включенные в сборник, транспонированы в тональности, наиболее удобные для исполнения детьми в народной манере. Чтобы облегчить чтение нотной записи, в метрическую структуру некоторых из них внесены изменения. Часть песен предназначается для сольного исполнения.
Обратим внимание также и на специфику работы с фольклором в народном хоре. Стержнем всего исполнительского процесса является правильное пение. Качество звучания очень важно как для эстетического, так и для физического развития обучаемых детей.
Певческий звук, образующийся в процессе исполнения в детском народном хоре, весьма характерен. Ему присущи обязательные для детского звучания полетность и звонкость, вместе с тем это открытый, естественный звук, в котором выражена в доступной детскому голосу, мере манера народного пения. Рассмотрим, каковы же особенности формирования певческого звука у детей.
Испокон веков голоса детей развивались естественным путем, в бытовой среде, по принципу преемственности: младшие как могли подражали старшим. В наше время процесс воспитания детского голоса на основе национальных певческих традиций требует серьезного внимания и систематических занятий. Причины этому следующие.

Во-первых, в большинстве случаев в хор набираются дети, воспринимающие в огромном объеме разную музыкальную информацию и подражающие разнообразным (в подавляющем большинстве эстрадным) стилям исполнения. Подобное подражание наносит большой ущерб проявлению собственных возможностей маленького певца. Вырабатываются вредные привычки, от которых можно избавиться только путем систематической работы.

Во-вторых, у ряда детей пение затруднено в связи с плохо налаженной координацией слуха и голоса. Одни дети не в состоянии повторить точно ни единого звука; другим доступны лишь два-три, причем часто эти звуки находятся в довольно низкой тесситуре; третьи успешно справляются с несложными попевками в одиночку, но, объединяясь в пении с другими детьми, теряют контроль над своим звучанием.
В современном детском народном хоре основу певческого воспитания определяют, с одной стороны, традиции народного пения, с другой — специфика детского голоса.
Полнейшее сходство этого воспитания с общепринятой системой вокальной работы с детьми заключается в обязательном учете хрупкости детского голоса и слишком малой его устойчивости к перегрузкам. Здесь надо стремиться либо к сохранению естественного, данного самой природой звучания, либо к выявлению этого естественного звучания в тех случаях, когда на его пути встают разные помехи (дефекты речи, нарушения певческого режима).

Народному пению свойственна «разговорность», при этом особенности говоров, отличия формирования гласных в отдельных регионах влияют и на манеру пения, делая ее неповторимой, красочной.
Разговорная основа в учебном процессе становится универсальным методом* Одно из ярких проявлений «разговорности» в пении — взаимосвязь певческого звуковедения с разговорно-речевой интонацией. В результате этого звук приобретает специфическую эмоционально-смысловую окраску, свойственную в большей мере разговорной речи, нежели пению. В соединении такой звуковой окраски с кантиленой получается характерный певческий звук. Его формированию в немалой степени способствует и обязательная для народного пения разговорно-речевая артикуляция.
Естественная разговорная артикуляция, свободное использование регистров, свойственных разговорной речи детей (здесь и головной, и грудной, и микст), должны быть сохранены как основа для развития голоса при освоении музыкального фольклора.

В хоре младших классов, где певческий звук еще только формируется, задача педагога состоит в том, чтобы выработать хоровой унисон, а там, где есть разделение хоровых партий, — хоровой ансамбль. При этом обязательно надо добиваться однородного звучания гласных в соответствии с нормами произношения каждой отдельно взятой хоровой группы. Это условие было учтено и при составлении данного сборника, поэтому тексты всех песен приводятся только на русском языке, максимально приближенном к литературному. Освоение диалектных особенностей и звуковых норм других языков может решаться в более старшем возрасте, в коллективах, обладающих значительным исполнительским опытом.
Несколько слов о режиме вокальной работы.
Занятия проводятся не менее двух раз в неделю. Очень важно, чтобы дети приходили спокойными, собранными, поэтому не следует разрешать им перед занятиями и в перерывах играть в подвижные игры, бегать, прыгать.
Во время занятий строго соблюдается временной режим: после каждых 45-50 минут необходим пяти-десятиминутный перерыв. Общая продолжительность занятий может быть различной: от одного часа до трех. Здесь нужно учесть, что работа народно-хорового коллектива включает в себя такие виды деятельности, как пение, игра, танец, декламация.

При чередовании этих видов голоса успевают отдыхать. Во время пения необходимо следить за осанкой — обязательно свободное, прямое положение корпуса и головы. Очень полезно петь стоя. Раскрепощению корпуса помогает свободное движение рук. При этом можно использовать элементы плясовых движений или движений, имитирующих какие-либо действия. Например, упражнение:

Ритмичные, мерные движения, напоминающие косьбу, в данном случае содействуют свободной, естественной подаче звука.
Для пения в народной манере характерно формирование «близкого», естественного звучания, поэтому серьезное внимание с первых занятий уделяется резонированию звука. Отправной точкой служит правильно организованное речевое звучание. Этот навык у многих детей формируется сам по себе/ а у некоторых вырабатывается в процессе занятий с педагогом. Однако подражание только голосу преподавателя может привести к обезличиванию хора, лишить его тембрового разнообразия, столь характерного для народной манеры пения. Напомним, что ансамбль здесь достигается не за счет нивелировки тембров, а за счет формирования единой высокой певческой позиции. Поэтому для выявления и сохранения тембровой индивидуальности хора следует в качестве эталона как можно чаще использовать голоса хорошо поющих детей, тем более, что дети лучше подражают своим сверстникам, чем взрослым.
Приблизить звук, найти для него нужную позицию помогают йотированные гласные «я», «ё», «ю» и звуки «з-з», «ж-ж», «м-м». Представляя по очереди жужжание разных насекомых (мух, пчел, комарика), можно найти верное направление звука и закрепить такое ощущение. При этом очень полезно переходить с неопределенной высоты речевого звука на определенную — певческую. Примером могут служить следующие упражнения:

Читайте также:  Один из руководителей народной воли казнен по делу первомартовцев

При пении с закрытым ртом зубы у детей должны быть разомкнуты, губы лишь слегка соприкасаться. Время от времени желательно на занятиях прослушивать детей по одному, контролируя исполнение каждого ребенка, иначе могут выработаться и закрепиться неверные навыки.

При чередовании речевого и певческого звучания на одном и том же материале обязательным условием является протяжное произнесение ударных гласных на хорошей опоре дыхания.

Такое чередование ритмически четко оформленной декламации и пропевания заданного текста— неотъемлемая часть вокальной работы. Очень важно заострить внимание детей на выразительности исполнения упражнений, которые постепенно становятся более сложными и разнообразными*
После закрепления навыка пения с высоким позиционным настроем можно постепенно подключать грудное резонирование при открытом звучании. Грудное резонирование хорошо ощущается, если при пении ладонь приложить к верхней части груди — рука ощутит вибрацию. При пении следует следить за сохранением высокой позиции звука.
Постепенно, по мере освоения репертуара, создается интонационный и ритмический базис, позволяющий воспроизводить все более и более сложные напевы. Воспитанию гибкости и точности интонирования, ритмической четкости исполнения поможет и песенный материал многонационального музыкального фольклора.
Параллельно с вокальным воспитанием в детском народно-хоровом коллективе используются различные формы деятельности, стимулирующие творческую инициативу детей. Основной задачей в этом процессе является создание известных элементов построения, комбинация старых сочетаний в новые (конечно, в рамках заданной традиции).
Такая творческая деятельность обязательно проходит в условиях эмоционального подъема. Именно она помогает развитию творческих способностей детей и активному формированию глубоких знаний в сфере народно-песенного творчества.

Определим три основных направления в развитии творческой деятельности детей на базе музыкального фольклора:
О импровизация поэтического текста;
2) импровизация движений;
3) варьирование музыкального текста.

Для каждого из этих направлений необходим (пусть минимальный) багаж знаний. Очевидно, что два первых вида деятельности более доступны. Работа над ними может проводиться даже на первом году занятий. Дело в том, что здесь используются уже имеющиеся у детей речевые и двигательные навыки, и весь подготовительный период заключается лишь в том, чтобы дети освоились в новом коллективе, перестали стесняться, научились внимательно слушать, активно реагировать на поставленную задачу.
Для овладения навыками варьирования напева такой подготовки, конечно, мало. Знание интонационных и ритмических элементов, из которых можно будет получить новый музыкальный текст, формируется постепенно. Причем, здесь важны не только сами элементы, но и понимание того, в каких именно комбинациях они применимы, каковы возможности их взаимозаменяемости.
Сочинение текста происходит обычно на основе музыкального материала. Руководитель подбирает несложную попевку, которая должна легко запоминаться. Она может сопровождаться одной строкой текста, легко поддающегося структурному анализу. Под этим понятием в данном случае подразумевается определение цезуры, количества слоговых групп и слогов в каждой из них. Например:

Перед нами песенная фраза, в которой ясно выделены два мотива:

Обращаем внимание детей на количество слогов и считаем в заданном ритме, соответствующем ритмическому рисунку напева:

Полезно чередовать такой ритмический счет с ритмичным произнесением текста:

Таким способом ребята обычно быстро усваивают ритмическую структуру текста (первый необходимый компонент).
Педагог должен создать у группы определенное настроение и общими с ребятами усилиями решить, о чем пойдет речь в тексте, наметить сюжетную канву (второй необходимый компонент).
Наконец начинается сочинение текста. Практика показала, что если к этому моменту дети не приучены активно участвовать в занятиях, если на предыдущих уроках не ставилась задача активизации мыслительного процесса каждого ученика, то в сочинение включается далеко не вся группа. И дело здесь не столько в возрасте, сколько в умении ребенка проявить себя, включившись в общую работу.
Нужно отметить, что подобные творческие задания нравятся детям, поскольку по своей природе они очень активны. Поэтому даже те, кто стесняется или не в силах что-либо придумать сразу, не остаются безучастными. Они по просьбе педагога выразительно повторяют строки, сочиненные товарищами. Постепенно при повторении заданий на импровизацию, все большее число детей включается в самую активную деятельность.

На начальном этапе обучения импровизация движений сводится к следующему: перед детьми ставится задача — используя различные движения, передать содержание песни. И здесь на помощь ребятам приходит их знание сказок, стихотворений, повадок различных животных и птиц, наблюдения за явлениями природы, наконец, — просто фантазия. Так создается игра с самыми простыми элементами движения.
«Так называемых орнаментальных хороводных игр в детской среде не было. В детском хороводе всегда был главный лицедей (заинька, утица, каравай, колпачок, мужичок-с-ноготок и т. д.), лицедеями были и все остальные участники игры> Это объясняется тем, что ребенку легче выразить увиденное, пережитое не словом, а действием, у него возникает стремление «театрализовать» жизнь.
Ё детском народном хоре движения, сопровождающие песенки, могут быть разнообразными, но так как их функция вспомогательна, они должны сводиться к минимуму (например, поручаться только ведущему) и быть очень ритмичными.

Колыбельные исполняются негромко и очень ласково. Дети могут держать в руках игрушки, одетые в национальные одежды, или стоять парами лицом друг к другу, взявшись за руки, изображая чуть покачивающиеся колыбельки.
Постепенно, по мере освоения все большего количества интонационно-ритмического материала и основных закономерностей строения партитур различных региональных традиций, вводятся задания на варьирование напева.
Разнообразные творческие задания вызывают не только интерес к осваиваемому материалу, но и активизируют восприятие элементов песни, помогают понять систему их взаимосвязи. Дети приобретают более глубокие знания о песенном фольклоре, чем при механическом заучивании музыкально-поэтического текста.
Ориентируясь на вышеописанные методы работы с детским народным хором, каждый руководитель может их творчески разработать на материале данного сборника и, найдя свой репертуар, разучив со своими маленькими артистами песни народов СССР, создать неповторимый художественный облик коллектива.
Л. Куприянова

Источник

Как сделать быстро и легко
Adblock
detector