Народные песни нижегородской области и о чем они

Фольклор на Новгородчине

Сохранность устного творчества в Новгородской области неодинакова. Наиболее богаты северные районы: Хвойнинский, Пестовский, Мошенской, а также граничащие с Псковской областью, например Солецкий. В этих районах много людей, помнящих старинные песни, обряды и обычаи.

Знатоки, небольшие семейные коллективы или группы соседей, привыкших петь вместе, есть в каждой деревне. Можно сказать, что традиционный фольклор живёт здесь полной жизнью. В Пестовском районе, например, ещё в 30-е гг. свадьба происходила по устоявшейся игровой схеме, хотя и без причитаний.

Нередко и сейчас пожилые женщины поют величальные песни на свадебных праздниках, а старинные протяжные песни поют просто за домашней работой или в свободное время. Ни один праздник не проходит без песен.

Произведения народного творчества прочно вошли в репертуар художественной самодеятельности. Далеко за пределами своих районов известны исполняющие старинные песни коллективы сёл Устье-Кировское, Осипово Пестовского района, с. Устрека и пос. Мошенское Мошенского района.

В Демянском, Валдайском, Крестецком районах в целом фольклор сохранился хуже. Даже песни, которые в памяти хранятся довольно прочно, здесь почти полностью забыты. Их место заняли частушки, романсы, городская и авторская песня. Но состояние традиционных форм в одном и том же районе неровное, не повсеместно одинаковое.

Так, например, в Крестецком районе, не очень богатом фольклором, д. Мокрый Остров представляет собою своеобразный заповедник. Здесь прекрасный хоровой коллектив, занявший призовое место на смотре художественной самодеятельности в Москве исполняет старинные лирические, шуточные, игровые и свадебные песни, среди которых немало уникальных вариантов.

Сохранность и бытование жанров также неровные. Большинство календарных обрядов ушло в прошлое. Они помнились и выполнялись до тех пор, пока крестьянин верил, что совершение в определённое время тех или иных действий, исполнение песен способствует урожайности полей и плодовитости скота.

Хорошо сохранились в Новгородской области и традиционные беседные песни. Особенно популярно беседные величальные, поцелуйные песни и шуточные припевки. О хороводах почти забыли, но некоторые хороводные песни исполнялись на беседах и во время игр молодёжи. Шуточные и плясовые песни исполняют охотно, помнят хорошо.

Проголосные лирические песни сохранились хуже. Почти всюду очень старыми считают романсы, городские песни, мещанские романсы 20-х гг. о > любви, убийствах и т. д.

Фольклор Новгородской области неоднократно привлекал внимание видных собирателей и исследователей. Новгородские материалы представлены в собраниях П. В. Киреевского и П. В. Шейна. Этнографические заметки есть в письмах П. Н. Рыбникова из Новгородской губернии.

На современной территории Новгородской области выявлено пять народно-певческих стилей.

* дифференцированной манерой звукоизвлечения в соответствии с тесситурными и акустическими условиями (исполнители прикрывают звуки > регистра в замкнутом акустическом пространстве; в открытом акустическом пространстве поют их в открытой манере звукоизвлечения);

* дифференцированной техникой голосоведения в соответствии со спецификой жанра, акустическим пространством;

* округлённым объёмом рупора;

* активной свободной артикуляцией.

* применением различным типов голосоведения: >, >, >, в соответствии со спецификой жанра, акустическим пространством;

* округлённым объёмным звуком;

Рассмотрим технологию данного исполнительства на примере пения фольклорной группы д. Новотроицы Валдайского района.

Данный исполнительный стиль присутствует у фольклорной группы деревни Долгово Новгородского района и народных хоровых коллективов районных и сельских домов культуры.

Очаги разноплановой исполнительской техники присутствует в тех деревнях и их окрестностях, где были сильные церковно-певческие центры, школы.

Природа народно-певческого исполнительства может быть локальной или избранной относительно жанровых, акустических, тесситурных, возрастных условий, роли запевалы, качества запева (диктует стиль пения), уровня профессионализма исполнителей и др.

Каждый певческий стиль имеет дополнительную характеристику в соответствии с сохранностью или утратой диалектных особенностей.

НЕБЫЛИЦЫ, БАЛЛАДЫ, ПЕСНИ БАЛЛАДНОГО ХАРАКТЕРА, РОМАНСЫ.

Закипело сердце в солдатской груди,

Заблестела шашка во правой руки,

Скатилась головка с неверной жены.

-Ой, боже мой, боже, что я наробил,

Жонку я зарезал, дитя погубил.

Жонку похоронят, меня закуют,

А дитю-малютку в приют отдадут.

Не с родимой ли сторонушки

Ветерок поду (й), да подувает,

Да не хороши наши девушки

Да у каких-нибудь у молодцев

Да я сказал-то, не ной-то, сердечушко,

Да во дали я пою, девушка,

Голосу не слышно, не слыхать-то отсель,

Да не слыхать-то отсель.

Да только слух-то прошёл про девушку, слышно, про хорошую,

Что я замуж вышла, замуж вышла.

Полно нам, полно нам, братцы, сокрушаться,

Перестанем мы, братцы горевать!

О-ой, нам не лучше ли, братцы, веселиться,

С горя песенку, братцы, запевать.

О-ой, запоём-то мы, братцы, с горя песню,

О-ой, как мы жили да, братцы, поживали,

За, за Дунаем, братцы, за рекой,

За Дунаем, братцы, за рекой!

О-ой, Дунай-речка- да речка неширока,

Переходу, братцы, на ней нет.

О-ой, тут мы мостик, да мостик намостили,

Ой, как матушке на Волге

Да появлялася работа,

Ой, дубинушка, ухнем,

Полведра вина притащит.

Ой, дубинушка, ухнем,

ИГРОВЫЕ ПЕСНИ И ПРИПЕВКИ, ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

Заплетися, плетень, заплетися,

Ты завейся, труба золотая,

Завернися камка хрущатая,

Потопила малых детушек

И в мёду, и в патоке,

И в янстве сахарном.

Расплетися, плетень, расплетися,

Ты развейся, труба золотая,

Развернись, камка хрущатая,

Выкупай малых детушек

И из яствы сахарноей.

ШУТОЧНЫЕ И ПАРОДИЙНЫЕ ПЕСНИ

— Сидор Поликарпович, сколько тебе лет-то?

— Семьдесят, бабушка, семьдесят

Семьдесят, Пахомовна, семьдесят!

— Сидор Поликарпович, сколько у тебя детей- то?

— Семеро, бабушка, семеро,

Семеро, Пахомовна, семеро!

— Сидор Поликарпович, чем ты их будешь кормить-то?

-Хлебушком, бабушка, хлебушком,

Хлебушком, Пахомовна, хлебушком!

— Сидор Поликарпович, где ты хлебушко-то возьмёшь?

-По миру, бабушка, по миру,

По миру, Пахомовна, по миру!

-С палочкой, бабушка, с палочкой,

С палочкой, Пахомовна, с палочкой!

— Сидор Поликарпович, когда ты помрёшь-то?

-В середу, бабушка, в середу,

В середу, Пахомовна, в середу,

— Сидор Поликарпович, когда тебя будут хоронить-то?

-В пятницу, бабушка, в пятницу,

В пятницу, Пахомовна, в пятницу!

— Сидор Поликарпович, как будут по тебе звонить-то?

— Сидор Поликарпович, как по тебе будут плакать-то?

— Ах, вы сени, мои сени, сени новые мои,

Сени новые, кленовые, решётчатые!

Бытовало в прошлом, да и сейчас ещё существует, особенно в сельской местности программа свадебного торжества, наполненная элементами зрелищности, фольклора, рассчитаны на широкий круг зрителей.

Гражданские обряды на новгородчине и в настоящее время украшают современные свадьбы, фольклорные группы сопровождаются иллюстрированными, театрализованными, эмоционально насыщенными элементами обрядности минувших дней.

В сценарий включены подлинные русские народные свадебные песни, исполняются в разные периоды подготовки к свадьбе и её >.

Умение угадать в фольклорном материале живой, неугасимый пульс народной мудрости, которая имеет непреходящую ценность, и одинаково интересна как в прошлом, так в настоящем и будущем.

Для осуществления фольклорной части свадьбы, равно и для ведения всего свадебного торжества, сценарий введение следующих свадебных чинов, взятых из арсенала русского народного свадебного обряда: >, >, >, >, >, >.

Читайте также:  Матрешка это народное искусство

Например, в отделе ЗАГС Марёвского района в сценарии торжественной регистрации заключения брака используются вот такие элементы фольклора, когда девушки в старинных народных костюмах: встречают молодожёнов на улице перед входом в ЗАГС песней:

:: Как на свадьбу народ собирался

Посмотреть на невесту молодую,

Ой, распригожий, да хороший,

Говорил он ей, будь моей женою

::Ты, добрый молодец, (имя)

Заманил ты в ЗАГС, добрый молодец,

Раскрасавицу нашу гордую (имя)

И увёл с собой в мир совсем иной

В мир других забот, других радостей

Будь опорой ей, другом праведным

Береги её нашу ласточку

И живите век припеваючи.

Одевают обереги со словами: > Ценность Новгородского фольклора, его уникальность бесспорна. Новгородский фольклор представляет собою устойчивое сочетание признаков одной из древнейших восточнославянских культур.

Источник

Особенности песенного стиля юго-востока Сосновского района Нижегородской области.

Исследовательская работа, представлена на НОУ

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 81

Сормовского района г. Н.Новгорода

Научное общество учащихся

Особенности песенного стиля юго-востока Сосновского района Нижегородской области.

Выполнила: Фунтова Анастасия,

Глава I Интонационно-мелодический стиль классического народно-песенного искусства …………………………………………………………6

1.1 Особенности русского волжского песенного и исполнительского стиля. ………………………………………………….…. 9

Глава II Музыкальная специфика песенного стиля юго- востока Сосновского района Нижегородской области ……………………………14

Список используемых источников и литературы……………………. ……22

Изучение народнопесенных традиций России принадлежит к числу важнейших задач современной отечественной фольклористики. «В современном этномузыкознании понятие региональной традиции подразумевает «совокупность условий бытования, черт стиля и приемов исполнения, определяющих своеобразие музыкального фольклора определенного народа в той или иной ограниченной местности» [1]

Музыкальные образы народной песни всегда эмоциональны, заразительны, увлекательны. Это все вместе определяет особую поэтику народной песни, ее связь с природой и народным музыкально-поэтическим складом любого национального искусства.

Главным «поставщиком» образцов народных песен всегда была деревня. Весь уклад крестьянской жизни с ее неторопливым течением, ритмичностью труда и быта, установившимся круговоротом дней, месяцев, времен года определял относительную устойчивость психологии, художественного вкуса, характер произведений народного песенного творчества.

При всей кажущейся простоте народной песни в ней не только имеет место опыт прошлого. Последующие поколения народа вносят смысл, понимание, художественные вкусы и идеалы, созвучные своей эпохе, выражая тем самым общественные и художественные потребности своего времени. Это делает каждое произведение народного песенного творчества образцом, в котором выкристаллизовываются лучшие черты народной жизни.

Общеизвестно, что Нижегородская область ещё совсем недавно была очень богата музыкальным фольклором. Чуть ли не в каждом селе имелись свои певцы. Но за последний период, в силу сложившихся исторических условий, очень многое изменилось. Результат этих изменений особенно сказался на сельской культуре. Не так много осталось деревень, сёл и посёлков, где бытует традиционный песенный фольклор и можно встретить его носителей. С целью исследования песенного стиля Нижегородской области, нами в составе фольклорного ансамбля «Покрова», участником которого мы являемся с 2003 года, были совершены 3 исследовательские экспедиции в Сосновский район. Выбор данного района стал не случаен. Именно в Сосновском районе имеется уникальный песенный стиль, который мало изучен. Нашей группой были посещены с. Селитьба, д. Рожок, д. Волчиха, с. Созоново, д. Бочиха и др.

Помимо собранного мною в Сосновском районе, я ознакомилась с записями, хранящимися в фольклорном кабинете консерватории, в архиве отдела фольклора ОНМЦ. Основным ориентиром, опорой и источником освоения песенного стиля в дипломной работе является труд профессора Н. Д. Бордюг «О специфике ладо-интонационного строения в русских народных песнях» и её сборники по Нижегородскому фольклору. Фундаментом работы в плане музыкальной фольклористики, стали труды таких учёных как Б. Асафьев, И. Земцовский, Г. Головинский и т.д., после знакомства с которыми, сложилась некая общая картина о состоянии дел в области фольклористики и с тем, как на нынешнем этапе развития науки нужно подходить к рассмотрению собранного фольклорного материала. В разделах, посвященных анализу напевов, проблемам их ладовой организации, соотношению речевой и музыкальной интонации, учитывались положения, разработанные в трудах Т. С. Бершадской, Х. С. Кушнарева, Ф. А. Рубцова, Е. А. Ручьевской.

Проблемой нашего исследования является народное песенное т ворчество в Сосновском районе Нижегородской области. В настоящей работе раскрывается жанрово-стилевая специфика музыкально-поэтических форм фольклора на основе документальных экспедиционных материалов из Сосновского района Нижегородской области.

Цель нашей работы: проанализировать методическую и теоретическую литературу, ознакомиться с особенностями песенных стилей других регионов и выявить уникальность песенного стиля юго-востока Сосновского района Нижегородской области.

Данный ракурс изучения требует решения ряда задач, среди которых:

– выявление корпуса музыкально-поэтических форм фольклора, жанровая группировка;

– раскрытие функциональной направленности образцов фольклора с учетом разнообразных ситуаций и контекста их бытования;

– определение музыкально-стилевых закономерностей образцов фольклора, в том числе – особенностей ладообразования и интонационного развития, ритмо-акцентных свойств, принципов композиционной организации;

– выявление межжанровых связей образцов фольклора, принадлежащих певческим традициям Сосновского района Нижегородской области.

В процессе изучения и сравнительного анализа определены стилевые признаки образцов музыкального фольклора юго- востока Сосновского района Нижегородской области, позволяющие отнести их к ранним в историческом отношении явлениям традиционной культуры: взаимосвязь фольклорных текстов с обрядом / ритуальным действием, принадлежность к допесенному стилевому пласту и связь с речевой интонацией, опора на формульные элементы в поэтике и системе средств музыкальной выразительности.

Интонационно-мелодический стиль классического народно-песенного искусства

Понятие «стиль» в фольклоре, принадлежащее роду эстетического, подчеркивает объективность особой формы коллективного сознания – фольклорного сознания, сложившегося в естественно-историческом процессе культуры и присущего каждой этнически своеобразной общности.

А.М. Мехнецов отмечает: «стилистические начала концентрируются в сфере средств, приемов, способов, форм выражения, отличающих вид и характер отдельных элементов текста или совокупности текстов на основе признаков особенного, специфического. Стилистический анализ, устанавливая качественные характеристики элементов художественной формы, позволяет описывать факты фольклора не только с позиций их структурных, жанрово-функциональных или диалектно-своеобразных особенностей, но и с точки зрения историко-стадиальных состояний народной традиционной культуры, выявляя при этом «наджанровые», «наддиалектные» – корневые основы эстетики и языка фольклора. В качестве примера можно сослаться, в частности, на своеобразие фактуры, выразительных возможностей интонационно-ладовых либо ладо-гармонических особенностей многоголосия (унисонные, гетерофонные, линеарно-подголосочные формы) в песенных традициях различных регионов России как на показатель специфики их происхождения и исторической эволюции» [2]

Присущий русской нации психический склад получает отражение в народнопесенном искусстве, проявляясь в неповторимо своеобразных особенностях и выразительных свойствах песенного стиля и в первую очередь — в широком мелодическом развитии на «большом дыхании», в обогащении народнопесенного языка разнообразными приемами распевного развития. Черты эти особенно ярко обнаруживаются в напевах лирических и лирико-эпических протяжных песен. В широкой, «большого дыхания» мелодике этих песен ведущая роль часто принадлежит интонационным оборотам, вовсе не встречаемым в древнеславянском песенном творчестве, в частности энергичным ходам на сексту, септиму, октаву. Интенсивно протекает также развитие русского народного подголосочного многоголосия.

Читайте также:  Номер телефона женской консультации в новочеркасске на народной

Интонационно-мелодический стиль классического народно-песенного искусства развивался вместе с формированием великорусского народа на основе разнообразных местных певчески-стилевых традиций. С усилением культурной общности русских людей в народном песенном творчестве все яснее проявляются общенациональные особенности его поэтического и музыкального стиля. Ритмическая и звуковысотная организации являются основными компонентами напевов русских народных песен. Ритмика более консервативна. Ритмические структуры, как правило, обнаруживают общность в широких географических границах, проявляя лишь некоторые локальные или узколокальные особенности, чего нельзя сказать о мелодике, так как именно она представляет «лицо» конкретной традиции. Именно по набору мелодических интонаций, по приемам вокализации, манере исполнения, фактуре мы отличаем одну традицию от другой и даже одно село от другого.

Произведения песенного народного творчества, распространяемые изустно, такого «закрепления» окончательной и абсолютно устойчивой редакции обычно не знают. Передаваясь из поколения в поколение, нередко распространяясь на большой территории на протяжении десятилетий, даже столетий, поэтические и музыкальные произведения народного искусства в той или иной мере всегда меняют свой первоначальный облик. При этом ведущая идея и основной сюжет нередко развиваются, усложняются, обогащаясь новыми деталями и поэтическими образами. Одни и те же былины и сказки существуют и в лаконичных и одновременно весьма распространенных редакциях.

1.1. Особенности русского волжского песенного и исполнительского стиля.

Процесс генезиса, развития и окончательного сложения Поволжского региона явился результатом сложного взаимодействия разновременных этнических и культурных потоков различного происхождения, в том числе племен финно-угорских, тюркских, монгольских, германских и славянских. Отметим здесь процессы консолидации некоторых современных этносов Поволжского региона (удмурты, мари, мордва, чуваши, татары, башкиры) в XIV – XV вв., формирование слоя европейской культуры внутри

Поволжского региона под влиянием миграции германских колонистов с XVIII в. и, наконец, широкую миграцию восточнославянского (русского и украинского) населения на территорию Поволжья, а также сложение основных границ, культурных и языковых характеристик региона в XVI – XIX вв.

Русский волжский песенный стиль складывался в XVI – XVIII вв. Проблемы взаимодействия культурных традиций тюрков, финно-угров и славян на территории Поволжья и раньше занимали внимание российских ученых

( Н.Зорин, Т.Ананичева, Л.Суханова, В.Мягкая,). Ставился вопрос и о влиянии на культурную традицию поволжских немцев со стороны славян, тюркских и финно-угорских народностей. Сравнительно более суровые природные условия, развитие, помимо крестьянского, промышленного производства предопределило, в частности, отсутствие плясовых движений и ритмов в песенной культуре Поволжья. Вместе с тем преобладающими являются медленные хороводы («круги»). Они обычно приурочены к определенным датам крестьянского календаря (в основном, к весенним праздникам). Такая приуроченность является местной особенностью, родственной южно-русской культуре. Для свадебного обряда Поволжья характерно преобладание песен лирического содержания. Они исполняются в умеренном темпе, что

сближает волжскую певческую манеру со среднерусской. В свадебном обряде также большое место занимают плачи и причитания невесты, что в большей степени сближает его с обрядом севера России. Сходство с южной

традицией прослеживается в величальных песнях. Песни Поволжья имеют развитую многоголосную фактуру с преобладанием гармонических средств. Характер же звучания песен очень своеобразен. Для него характерно

широкое расположение голосов с использованием мягкого среднего и легкого головного регистров. Преобладающим является пение «тонкими голосами», благодаря которому достигается особая прозрачность, «воздушность» хоровой звучности. Относительную самостоятельность приобретает высокий верхний подголосок, который часто дублируется в октаву одним из нижних голосов. Подобная манера предопределяет ассоциации с северным многоголосием. Таким образом, в песнях проявляются многие общенациональные черты русского музыкального фольклора. Важной особенностью является развитая, широкая по диапазону мелодия, которая становится важнейшим средством выразительности. Ведущими жанрами являются мужские песни вольницы и

воинская лирика. Сама терминология исполнения песни, связанная с рассказыванием («сказать песню»), предполагает ее эпический характер. Часто пение сопровождается саратовской гармоникой, реже – балалайкой,

скрипкой и тростниковыми дудками. В целом музыкально-образный строй средневолжской традиции отличают широта, полнокровность и сдержанность в выражении чувства.

Хороводные и игровые представлены в достаточно поздних вариантах, хореографические элементы в них мало развиты.Самобытный материал представляют оригинальные частушечные циклы, колыбельные, трудовые рыбацкие припевки (в т.ч. в многоголосных версиях).
Специфической особенностью нижегородской традиции как традиции позднего формирования является многообразие тембрового воплощения различных песенных жанров при определенном единстве их многоголосного склада и вида фактур. И если темброво-контрастное функциональное двухголосие доминирует в различных жанрах, то тембровая характеристика – в достаточной степени именно жанровый признак.

Создавая новые песенные распевы, народный певец обычно исходит из привычного для него национального мелодического стиля с чертами, характерными для местной песенной традиции или же массового песенного творчества определенного исторического периода. При дальнейшем распространении на более широкой территории, каждая новая народная песня обычно значительно видоизменяется, порой становясь источником для целого ряда последующих творческих разнообразных вариантов, то родственных с исходным, то совершенно самостоятельных в мелодическом отношении, сохраняющих сходство с первоисточником лишь в отношении поэтического содержания и основных художественных образов.

Манера исполнения народной песни логически вытекает из своеобразия ее музыкального языка, имеет генетические связи с природой народного искусства. Различимы две явные категории исполнителей: непосредст-

венно, искренно переживающие, как бы каждый раз творящие песню, и просто поющие. Вторые исполняют песню без своего личного отношения, механически повторяя слышанное. Они сообщают, исполняют по нашей

просьбе ту или иную песню, но в их глазах – отчужденность, равнодушие.

Творцы не исполняют, а «проживают» песню. Все детали исполнения подчинены жизненной правде. Ничего нарочитого, нарушающего единство. Такое пение – образец исполнительства и собственно творчества: емкий

лаконизм и вера в истинность своего высказывания, убеждающая, заражающая слушателя. Для них пение песни– передача ее смыслового, образного содержания, для выражения которого они находят все новые и новые изгибы, и данную укоренившуюся традицией формулу напева подают с такой значительностью, что производитна слушателя неизгладимое впечатление. С первого же знакомства с народными исполнителями поражает законченность и полнота выявления формы произведения при одной лишь мелодии, повторяющейся из куплета в куплет. Эти изменения – своего рода события, рычаги действия, о которых сам исполнитель скорее всего, не

подозревает а интуитивно ощущая их необходимость, приберегает для важнейших узловых моментов, поворотов в развитии сюжета. Это достигается опеванием ступеней, синкопами и паузами. Исполнитель передает прелесть своего реалистического восприятия явлений, поднимает до высот самой сути, вскрывая душу песен, без прекрас и преднамеренностей. Подлинные творцы-исполнители заражают своей убежденностью, своим видением мира. Бесчисленное многообразие этого видения проявляет натуру исполнителя: мимика, жест, реплики,брошенные вскользь перед исполнением или прерывающие его. Наконец, яркие комментарии к песне, раскрывающие смысловую принадлежность, когда исполнитель в подробностях вспоминает ее бытование, место в действии обряда и еще другие неповторимые «мелочи».

Следовательно, можно констатировать наличие достаточно развитой, определенной и целенаправленной системы исполнительских приемов, вне которой подобная вокальная культура много теряет в отношении своей

Читайте также:  Народное лечение аномалии арнольда киари

содержательности и выразительности.

Прекрасно владеют народные исполнители и манерой вокализации в полголоса, как говорят «тишачка»,»для души», когда каждый поющий вкладывает в песню свои, только ему ведомые мысли, в результате чего

песня обретает особый неповторимый тембр их человеческой и творческой самобытности.

Для речитативно-декламационного типа песен показательна импровизационная манера исполнения, которая создает ощущение ритмической свободы, чему способствует периодическое вуалирование сильной доли.

Формообразующий процесс в вокальном типе песен проходит также в более широких и просторных для импровизации рамках. Ладовая окраска традиционной песни представляет собой гамму разнообразных мажоро-минорных оттенков с чистыми модуляционными отклонениями.

Музыкальная специфика песенного стиля юго- востока Сосновского района Нижегородской области

Всего в д. Бочиха, с. Селитьба и с. Созоново было зафиксировано около 60 песен, довольно разнообразных по жанровому составу:

Бочиха – уникальное место, поют в этой деревне практически все жители, правда, старинной манерой пения обладают лишь некоторые из них.

Некоторые песни наши информанты не пели по 20-40 лет, поэтому может показаться, что не всё в их исполнении идеально. Нами были совершены экспедиции в данную деревню 3 раза. И с каждым разом они многое постепенно вспоминали, пели всё слаженней, а репертуар пополнялся новыми песнями. Примечательно и то, что многократное исполнение одних и тех же песен одними и теми же певцами не повторилось. Каждый раз они давали всё новые и новые варианты голосов, даже разные запевы, с лёгкостью взаимозаменялись, мигрировали.

Песня изобилует многими чертами, присущими этому жанру: повторами слов, присутствием в тексте синонимов, удлиняющих текст и мелодию. Многочисленные словообрывы, прорастание количества слогов, обилие междометий, распевы, огласовки – придают песне неповторимый колорит.

Стих силлабо-тонический, тенденция к дроблению строки и постоянному изменению полустиха, трёхстрочный напев, имеет цепное строение.

Тип интонирования – смежный: восклицательно-возгласовый с элементами повествовательности. Тип многоголосия тоже смешанный: включает в себя подголосочность и втору, есть параллельное движение голосов, вертикаль включает в себя терцовые удвоения, октавирование, расслоения на секунды, кварты, квинты.

Импульсом для развития всей мелодической канвы служит начальный широкий ход (со второго куплета), который является интонационной ячейкой, внутри которой разворачивается движение мелодии – от верхнего ограничивающего звука «соль-бемоль» к основному опорному «си-бемоль».

В песнях «Ты соловушек лесной», «Провожала далёко», «Ну-ка, гулял барин» особенно ярко прослеживается момент зонного интонирования – звучания между «соль» и «соль-диез», меняющийся «соль-бемоль» и «соль-бекар», плавное перетекание голосом по звукам, не фиксируя ни одного из них. Очень яркими и интересными являются также и остальные песни.

Вообще, все песни, записанные в Бочихе, делятся на две группы: ранние и поздние, с колоссальным стилистическим различием в звучании. Б.Асафьев говорил, что каждая эпоха имеет свой интонационный словарь. Сейчас мы имеем ужасающее проникновение в народную культуру городского фольклора. Не миновала этого и Бочиха. И только благодаря своему музыкальному дарованию и любви к песне как к таковой, носители преподносят их – и традиционные, и современные – так же красиво. Все эти песни имеют между собой сходные черты.

Музыкальное полотно песен старинного пласта строится на трихордо-тетрахордовых попевках, что по предположению Н.Д.Бордюг является генетической ячейкой, на которой базируется национальная самость русского традиционного музыкального искусства.

Среди певческих приёмов в этой песне выделяется ещё один – приём обрыва звука со сбросом вверх с последующей его акцентировкой.

В песне «Соловей кукушку уговаривал» Александр Фёдорович периодически как бы сжимает ритмически вторую строку – вместо половинной в конце поёт четверть и сразу запевает третью строку.

В основном, исполнители поют двухголосно с расщиплениями среднего голоса в нижний. Запевает, в основном, средний голос и является основным.

Богатство и колорит звучания достигается не за счёт многоголосия, а благодаря искусству нестандартно интонировать, играть голосом, применять неожиданные приёмы, импровизировать. Всё это – проявления яркой музыкальной одарённости исполнителей деревни Бочиха.

Интонационно-мелодический стиль классического народно-песенного искусства развивался вместе с формированием великорусского народа на основе разнообразных местных певчески-стилевых традиций. С усилением культурной общности русских людей в народном песенном творчестве все яснее проявляются общенациональные особенности его поэтического и музыкального стиля. Ритмическая и звуковысотная организации являются основными компонентами напевов русских народных песен.

Каждая область нашей страны имеет свои характерные особенности в песнетворчестве. Русский волжский песенный стиль складывался в XVI – XVIII вв. при взаимопроникновении и взаимодействии разных этнических культурных традиций: финно-угорской, тюркской, монгольской, германской и восточнославянской (в её севернорусской и южнорусской версиях).

Русская песенная культура Нижегородской области достаточно развита, и по народной терминологии песни здесь «играют» и «обыгрывают». В регионе активно функционирует большая часть жанров восточнославянского фольклора: календарные обряды и песни представлены зимним и весенним периодами; свадебные обряды и песни синтезируют особенности севернорусских и южнорусских обрядов; песни эпические репрезентированы в основном балладными сюжетами.

Анализ песен позволил выявить, что если в каких-то деревнях есть формулы-напевы, то в д.Бочиха есть формулы-интонации, ритмо-формулы, набор стилистических приёмов, пронизывающих практически все песни старинного пласта, который и является певческим портретом села.

Сложность материала, собранного по Сосновскому району, на сей раз не предполагает подробного анализа диалекта. В дальнейшей своей работе я продолжу изучение этого вопроса.

Привлекательна эта традиция, как уже говорилось ранее, манерой пения, а так же мелодикой, диалектными особенностями, богатством жанрового репертуара. Времена перемен – раскулачивание, страшный голод и нищета, затем Великая Отечественная война, антирелигиозная пропаганда, надругательство и разрушение храмов, неприветствование (а иногда запрет) бытования старинных обрядов и обычаев (например, уникальнейший обряд опахивания села в с.Рожок, который в советский период совершался женщинами села в ночное время) – всё это сыграло роковую роль, и мы имеем сейчас во многих деревнях одиноких стариков, обладающих бесценными знаниями и потерянное молодое поколение, которое в подавляющем своём большинстве совершает ежедневный обряд распития спиртных напитков. Восстановив порванную нить преемственности поколений можно возродить национальную культуру русского народа, которая основана на высоких морально-этических воззрениях, семейных ценностях, уважении к старикам, здоровье и гармонии души и тела, когда люди действительно умели и работать и праздновать. Жители деревни – это по-прежнему, одна большая семья, где живут люди с широкой душой, добрые, часто наивные и открытые, которые «горой» стоят друг за друга, где взаимоподдержка, отзывчивость и сопереживание – основа в отношениях. Надежда на возрождение традиционной культуры не угасает.

Результаты экспедиции указывают на целесообразность и необходимость постоянной работы с носителями традиции, развития контактов с местными центрами культуры и образования. Своевременность и необходимость принятия мер в этом направлении в большой мере обусловлены опасностью угасания народных традиций в силу разрушения естественных механизмов преемственности. Безучастность общества, непонимание государственной важности сохранения культурных традиций может обернуться в этой ситуации утратой последних связующих нитей с духовным наследием русского народа.

Список используемых источников и литературы

Источник

Как сделать быстро и легко
Adblock
detector