Народные промыслы европейских стран

Народные промыслы европейских стран

Прикладное искусство, формировавшееся веками, является неотъемлемой составляющей национальной культуры. Присутствует оно и в немецкой культуре. Некоторые направления сегодня носят исключительно исторический характер, а их образцы можно найти лишь в музеях. Каждый регион может похвастаться своими умельцами, а произведения их труда и сегодня вызывают неподдельное восхищение и живой интерес среди молодого поколения немцев и, конечно, туристов.

А если учитывать, что именно ремесленники и мастеровые несколько сот лет назад стояли у истоков зарождения немецкой инженерии, становится вполне объяснимым высокое качество, оригинальность и уникальность производимых изделий.

Приведём несколько примеров народных ремёсел, представляющих собой яркие странички немецкой культуры.

Керамика от Villeroy & Boch

Бренд Villeroy & Boch — один из старейших производителей керамики в Германии. Фабрика по производству керамической посуды в городе Метлах была открыта еще в 1748 году. Изначально это была небольшая семейная мануфактура. Но со временем производство расширилось и стало более масштабным. Ассортимент увеличился. Он стал включать не только столовую посуду, но также предметы для кухни, сантехнику для ванной, керамическую плитку. Для её производства стали использоваться новейшие по тем временам английские технологии и уникальные механические машины, некоторые из которых были разработаны лично одним из основателей компании. Роспись изделий неизменно производилась вручную, а современные технологии обеспечили высочайшее качество, что в результате и принесло керамике Villeroy & Boch мировую известность.

Производству Villeroy & Boch уже более 260 лет. Здесь и сегодня стараются следовать вековым традициям. Продукция отличается высоким качеством и пользуется большой популярностью. А в старинном здании аббатства, выполненном в барочном стиле, разместился музей с многочисленными экспонатами продукции, рассказывающими историю компании.

Фарфоровая мануфактура в Фюрстенберге

Furstenberg является одной из старейших немецких фарфоровых фабрик. Дата её основания — 1747 год. Несмотря на столь продолжительную историю существования, ей удалось сохранить и поддерживать главный принцип своей работы — самостоятельное осуществление всего цикла производства. На фабрике выполняются абсолютно все этапы — от подготовки фарфоровой массы для производства до декорирования готовых изделий. Такой подход и стал залогом высокого качества фарфоровых изделий, которые ценятся во всём мире. Декор фарфора Furstenberg имеет свои особенности и является узнаваемым, наносится он матовым золотом.

Сегодня в замке Фюрстенберг находится музей фарфора, где собраны образцы изделий за весь период существования мануфактуры — от исторических до современных. В самом же замке сегодня нередко проводятся официальные встречи канцлера Германии с делегациями и руководителями других стран.

Мейсенская фарфоровая мануфактура

Первой фарфоровой мануфактурой в Германии стала мануфактура, построенная в городе Мейсен в 1710 году. До этого момента фарфор в Германию завозился только из Китая. Первые изделия Мейсенской фарфоровой мануфактуры имели характерный восточный стиль. Это было модно, поэтому на изделиях появились в изобилии цветы, травы и птицы, даже драконы и мифические животные. Но постепенно дизайн преображался, приобретал уникальность, и сегодня мейсенский фарфор является одним из самых известных в мире, высоко ценится коллекционерами. Его отличают изысканность и высокое качество. В ассортименте есть большое количество столовых приборов, а также удивительных фигурок и композиций.

Вышивка в Шпревальде

Вышивка и рукоделие присутствуют во всех регионах, но, пожалуй, именно в Шпревальде вышивка превратилась в настоящее искусство. Национальные лужицкие костюмы неизменно украшаются разноцветными узорами, которые рождаются в руках мастериц в специальных мастерских. Вышивка используется как на элементах костюмов во время их создания, так и на готовых предметах одежды и различных сувенирах. Особенно ценится ручная работа. В Шпревальде давно стали традицией ежегодные фестивали, на которых мастерицы могут продемонстрировать результаты своей работы. Женщины красуются в национальных лужицких костюмах, а гости и туристы наслаждаются большими выставками кукол, одетых, естественно, в костюмы с вышивкой.

Часы с кукушкой

Если вы думали, что часы с кукушкой — это сравнительно новое изобретение, то готовы вас удивить. Первое упоминание о них зафиксировано еще в 1629 году. Именно тогда курфюрст Саксонии Август получил такие часы в подарок от аугсбургского аристократа Филиппа Хайнхофера. Но, конечно, это упоминание не является датой появления часов с кукушкой. На тот момент этот промысел был очень хорошо развит, раз смог стать достойным подарком такому высокопоставленному лицу.

А родиной производства традиционных часов с кукушкой с гирьками в форме шишек и характерным, хорошо узнаваемым циферблатом, является немецкая земля Шварцвальд. Здесь и сегодня производятся уникальные часы, и оригинал ручной работы обойдётся вам отнюдь не дешево — в несколько сотен евро.

Одна из старейших фабрик, которая до сегодняшних дней продолжает изготавливать часы с кукушкой с сохранением вековых традиций, исключительно вручную, насчитывает историю более чем в 150 лет. Это семейное производство, тайны которого передаются из поколения в поколение. Сегодня выпускаются модели не только настенных, но и напольных часов. А разнообразие дизайна, оригинальность и уникальность делает посещение магазина сравнимым с посещением музея или выставки искусств. В среднем на один экземпляр часов уходит не менее месяца работы.

В Футвангене открыт музей, в котором представлены особо ценные экспонаты, а также можно понаблюдать за ручной работой мастеров.

Деревянные игрушки из Рудных гор

Старинный город Аннаберг–Буххольц в регионе Рудные горы изначально был центром горного дела. Однако упадок этой отрасли привёл к тому, что его жителям пришлось искать новые источники заработка. В итоге сегодня он известен всей Германии и далеко за пределами страны как центр резьбы по дереву. Местным мастерам удалось достичь таких вершин, что их изделия настолько изящны, что ассоциируются с кружевом.

Особое направление резьбы по дереву — сложные механические игрушки. Тематика многих из них тесно связана с жизнью и трудом горняков. Поэтому не удивляйтесь, если вам доведётся увидеть движущиеся макеты шахт, которые с точностью в масштабе повторяют реальные объекты. Также большой популярностью пользуются резные деревянные новогодние игрушки, а “рождественская гора” давно стала местной достопримечательностью. Такие “рождественские горы” представляют собой сложный механизм с множеством двигающихся фигурок. Порой они создаются несколькими поколениями мастеров, увеличиваясь с каждым годом в размерах.

На рождественских ярмарках в регионе Рудных гор всегда можно приобрести различные деревянные фигурки и игрушки на рождественскую тематику. Большой популярностью пользуются щелкунчики, подсвечники в виде горняков, фигурки курильщиков, животных и т.д.

Деревянные карнавальные маски

Масленица в Германии — особый период, сопровождающийся карнавалами и маскарадами. Во время Фастанахта немцы любят наряжаться в злых духов, а для этого, конечно, требуются маски. Деревянные маски для карнавалов — уникальный промысел. Над их созданием трудятся профессиональные мастера, а секреты их изготовления тщательно хранятся и передаются из поколения в поколение. Деревянные макси, изображающие ведьм, чертей и прочую нечисть, создают удивительную зловеще–прекрасную атмосферу на празднестве. Многие с удовольствием ежегодно приобретают такие маски в качестве сувениров, хотя и стоят маски ручной работы недёшево.

Читайте также:  Народная основа языка стихия устного народного творчества в романе тихий дон

Источник

Европа по достоинству оценила изделия российских народных промыслов

МОСКВА, 12 сен — Центр корпоративных коммуникаций С-ГРУП. Народные промыслы России покорили европейскую публику в Париже на выставке дизайна интерьеров и товаров для дома Maison&Objet.

Maison&Objet — самый крупный в Европе профессиональный салон в области дизайна и оформления помещений, который по праву считается одним из самых ярких и увлекательных европейских мероприятий. На выставке можно познакомиться с последними разработками популярных дизайнеров, увидеть невероятные сочетания коллекций, фактур и цветов.

Впервые Россия представила коллективный стенд на известной европейской площадке, которую традиционно посещают до 100 тысяч гостей.
Экспозиция демонстрирует изделия народных художественных промыслов российских фабрик, которые хранят традиции и переносят их в современную жизнь: Гжельский фарфоровый завод, Императорский фарфоровый завод, «Объединение Гжель», «Кадомский вениз», «Крестецкая строчка», «Хохломская роспись», «Дулевский фарфор», «Дятьковский Хрустальный завод плюс», «Башкирские художественные промыслы «Агидель».

В торжественном открытии российской экспозиции приняли участие заместитель председателя Совета Федерации Галина Карелова, заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Гульназ Кадырова, торговый представитель России во Франции Александр Туров.

«Впервые предприятия с коллективной экспозицией вышли на такую масштабную зарубежную площадку, — отметила Гульназ Кадырова. — Организация подобных мероприятий — это один из важнейших инструментов привлечения внимания к нашим народным художественным промыслам как в России, так и за рубежом».

Выступая на торжественном открытии российской экспозиции, заместитель председателя Совета Федерации Галина Карелова отметила: «Министерство промышленности и торговли Российской Федерации делает прорыв, работая по сути для каждого производителя. Приятно, что такие молодые люди занимаются делом промыслов».

Предприятия отрасли презентовали посетителям Maison&Objet столовое белье, скатерти, салфетки, рушники, выполненные в уникальных техниках; вазы, графины, бокалы из хрусталя ручной работы, столовые, чайные сервизы с гжельской росписью, фарфоровые скульптуры, шкатулки, матрешки с хохломскими узорами.

«В каждом изделии заключена неподдельная красота и чувствуется душа России, — подчеркнула заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации. — Популяризация форм народного творчества, продвижение промыслов как внутри страны, так и за ее пределами — важнейшие задачи государства».

На их решение направлена Стратегии развития народных художественных промыслов на 2015-2016 гг. и на период до 2020 г. По поручению президента Российской Федерации Минпромторгом России также разработана «дорожная карта» по сохранению, возрождению и развитию отрасли и ремесел.

Участие делегации российских предприятий в выставке будет способствовать продвижению народных художественных промыслов, поможет организациям отрасли выйти на новые европейские рынки. По словам Гульназ Кадыровой, заместителя главы Минпромторга России, культурные и экономические двери России открыты для иностранных партнеров.

Справочно: Участниками выставки Maison&Objet являются архитекторы, дизайнеры, специалисты гостиничного бизнеса и школы дизайна, стилисты, огромные магазины и розничные торговцы, а также дизайнеры крупных предприятий. Целевая аудитория выставки насчитывает более 65000 человек со всех континентов. Maison&Objet вызывает огромный интерес среди потребителей всего мира и пользуется повышенным вниманием прессы. Около 3500 журналистов из 80 стран посещают выставку, чтобы ознакомиться с дизайнерскими новшествами. Раз за разом Maison&Objet демонстрирует рост аудитории, расширение географии, а также появление всё новых и новых выставочных площадок, форумов и концептуальных проектов. Выставка имеет большой коммерческий успех и собирает экспонентов со всего света.

Стенд народных промыслов России организован в рамках специальной программы поддержки Российского экспортного центра, которая подразумевает компенсацию части затрат экспортеров на выставочно-ярмарочную деятельность. Оператор российской экспозиции на выставке — Центр корпоративных коммуникаций С-ГРУП.

Материал публикуется на коммерческих условиях. МИА «Россия сегодня» не несет ответственности за содержание материала. Товары и услуги подлежат обязательной сертификации.

Источник

Немецкие народные промыслы

Прикладное искусство является неотъемлемой частью культуры любого государства. Некоторые промыслы носят семейный характер и передаются от старшего поколения к младшему, становясь визитной карточкой отдельных регионов. Стоит поближе познакомиться с ремесленным мастерством в Германии.

Традиционные промыслы

Немцы бережно хранят старинные традиции. Порой между ремеслом и искусством практически невозможно провести границу. Во всем мире известно, что мастера из Германии стоят у истоков профессиональной инженерии. Опыт поколений и высокое качество работ перешло из небольших ателье сперва в мануфактуры, затем воплотились в промышленном масштабе.

Керамика Villeroy & Boch

В роскошном здании аббатства, расположенном в городке Метлах, постепенно оживает народное ремесло, которому насчитывается более двухсот шестидесяти лет. В строении в стиле барокко находится музей, где посетители могут лично ознакомиться с плитками из керамики, расписанными вручную. Всего выставлено больше пятнадцати тысяч экземпляров.

Семейный бизнес основан в 1748 году, но его традиции дожили до наших дней. Продукция мануфактуры пользуется спросом во многих областях (столовая посуда, предметы для кухни и ванной комнаты). Изделия, расписанные вручную, поражают уникальным дизайном и высоким качеством. Это объясняет, почему искусство пользуется популярностью и за пределами Германии.

Шпревальдская вышивка

Народный промысел выдает на суд потребителям настоящие шедевры. Разноцветные орнаменты возникают на лужицких национальных нарядах. В специальных ателье мастера вручную вышивают отдельные детали костюмов, а также создают куколок в народных одеяниях и сувенирную продукцию.

Используя вышивальное оборудование можно нанести любую надпись на полотно, уникальное изображение или монограмму. Каждый год в Шпревальде организуют фестиваль, где гостей встречают барышни в национальных одеждах и представлены разнообразные куколки.

Фюрстенберг и фарфор

Первая мануфактура в Furstenberg была организована в 1747 году. В ее коллекции представлен широкий ассортимент изделий в разной стилистике, в том числе современные модели. Мастера придерживаются вековых традиций при создании фарфора. Весь производственный цикл, начиная от подготовки сырой массы и заканчивая декорированием продукции золотом, осуществляется самостоятельно.

Это удивительные и уникальные произведения выставлены в музеях, встречаются у частных коллекционеров и располагаются в замке Фирстенберг. В средневековой постройке организован музей фарфора, также Ангела Меркель здесь проводит официальные встречи с главами зарубежных стран.

Фарфор из Мейсена

Еще одна популярная мануфактура, расположенная в одноименном городке. До восемнадцатого столетия фарфор сюда завозили исключительно из Китая. Но в 1710 году был возведен и запущен первая собственная фабрика. Изначально местные художники при оформлении работ обращали внимание на Восток.

Их изделия воплощали представление немцев о культуре и искусстве Китая. Отсюда в мейсенском фарфоре такое разнообразие цветочных орнаментов, изображений птиц и мифических существ, включая дракона.

Во все времена фарфоровая продукция являлась воплощение роскоши и символизировала достаток человека. Изделия мастеров из Мейсена сразу получили всемирную популярность.

Читайте также:  Народные средства от интоксикации печени

Многочисленные фигурки, вазы, посуда и статуэтки создавались в немецком городке под заказ для королевских семейств России и Европы. Высокое качество и приверженность старинным традициям позволяют назвать мейсенский фарфор одной из главных достопримечательностей немцев.

Часы с кукушкой

Первые упоминания о ходиках с птичкой встречаются в 1629 году. Аристократ из Аугсбурга Филипп Хайнхофер преподнес подобный презент курфюрсту Саксонии. Однако родиной традиционных часов с кукушкой и гирьками в форме шишек считается Шварцвальд. Настоящая продукция из Германии имеет приличный ценник, один экземпляр обойдется минимум в восемьсот евро.

Фабрика, где собирают ходики, является семейным предприятием. Она работает уже более ста пятидесяти лет. Производственный процесс полностью ручной, никакой автоматики и навороченной техники. Ассортимент моделей и мелодий поражает воображение. Помимо настенных часов выпускают и напольные варианты.

Игрушки из дерева

Уникальные изделия из древесины создают в Аннаберг-Буххольц. В переводе на русский язык название поселение означает Рудные горы. Резчики по дереву и кружевницы появились в городке в связи с упадком горного производства. Многие шахтеры остались без работы и вынуждены были заняться народными промыслами, чтобы прокормить семью. Главная тематика западных умельцев резьбы по дереву – жизнь и деятельность горняков.

В городе с давних времен создают сложнейшие игрушки с механическим механизмом. Например, макеты шахмат, которые способны самостоятельно перемещаться. Также мастера создают разнообразные игрушки для украшения рождественской ели.

Главная достопримечательность резчиков – «рождественская гора». Число фигурок в ней достигает отметки двести, а механизм работы до сих пор хранится в тайне. Также мастера создают специальные деревца, предназначенные для зимнего праздника. Многие немцы устанавливают их вместо живой ели.

Резчики с востока Аннаберг-Буххольц занимаются в основном фабричным производством. С этого региона на полки магазинов попадают щелкунчики, подсвечники в форме ангелочков и прочие сувениры.

Карнавальные маски

В Германии с особой любовь относятся к Масленице. На Фастанахт организуют маскарады и карнавальные шествия. Жители наряжаются в духов и прочуют нечисть, совсем как американцы на Хэллоуин.

Пугающая и одновременно чудесная праздничная атмосфера дополняется шикарными костюмами и устрашающими масками из дерева, которые изображают колдуний и чертей. Изготовлением масок занимаются профессиональные резчики, которые неустанно работают по всей Южной Германии.

Секрет создания деревянной продукции передаются от старого молодому поколению. Каждое изделие является уникальным и отражает индивидуальность своего хозяина.

Заключение

В Германии свято чтут традиции. Многие современные народные промыслы, процветающие ныне в стране, появились несколько веков назад. Основная часть мануфактур по-прежнему занимается изготовлением продукции вручную, несмотря на массовую автоматизацию производства. По этому их изделия индивидуальны и неповторимы.

Из видеоролика вы узнаете интересные факты о немецких часах с кукушкой.

Источник

ПРОМЫСЛЫ КАК ФЛОРА И ФАУНА

Золотая хохломская роспись, дымковская игрушка, фарфор Гжели, оренбургский пуховый платок, жостовские подносы, палехская миниатюра – это далеко не полный список исконно русских народных промыслов. Зародившись много веков назад, в эпоху натурального хозяйства, они сложились из обычных деревенских ремёсел и, передаваясь из поколения в поколение, дошли до наших дней, став неотъемлемой частью любого народа, хранителями его культуры. О том, почему ценен каждый промысел и как важно беречь всю их палитру, осуществляется ли преемственность художественного мастерства поколений и поддержка мастеров со стороны государства, рассказал Геннадий Дрожжин, председатель правления ассоциации, которая борется за сохранение нашего национального достояния, – «Народные художественные промыслы России».

Текст: Мария Дружинина
Фото: Клим Березуцкий

Согласно археологическим раскопкам дерево было первым материалом, обработку которого освоил человек. Толкнула его на это необходимость: на ранней стадии развития хозяйства люди были вынуждены сами изготавливать вещи, полезные им в быту. Причём сюда относились не только посуда и утварь, но и орудия труда, детские игрушки, одежда, обувь, украшения, даже транспортные средства. Позже, с возникновением мастеров-специалистов и возможности обмена, на первый план вышла необходимость кормить семью. По этой причине развитие технологии изготовления различных изделий для жизни и труда, их эстетическое осмысление наиболее активно шло в районах, отличавшихся бедностью почв и долгой зимой, но имеющих достаточное количество сырья.

Однако, несмотря на то что уже в VIII веке до н.э. человек не только пользовался деревянной утварью, но и украшал её декоративной резьбой, путь от домашней промышленности до формирования народных художественных промыслов был долгим.

В Древней Руси X века ремёсла отличались довольно развитой технологией производства изделий из дерева и кости, железа и стали, драгоценных камней и цветных металлов, ткани и кожи. Но рынок свободного сбыта в этот период был ещё ограничен, а произведения декоративно-прикладного искусства, которые мастера выполняли на заказ, – достаточно дорогими.

Лишь в XII веке начинается упрощение технологии, благодаря чему расширяется ассортимент и налаживается серийность производства, а изделия мастеров Древней Руси становятся популярными в странах Европы того времени. Активное развитие древнерусских ремесел затормозилось с началом монголо-татарского ига. Более того, многие из них из-за угона ремесленников в рабство пришли в упадок. Период их возрождения и массового распространения, когда этим видом деятельности начинают заниматься целые деревни, приходится на XV–XVI века. И только по мере развития рынка и формирования централизованного государства начинают складываться промыслы для производства продукции на рынок. Случилось это на рубеже XVII–XVIII веков.

На государственном уровне о программе поддержки народных художественных промыслов задумались лишь во второй половине XIX века. Самым крупным её событием стала состоявшаяся в 1902 году кустарно-промышленная выставка – первая в России. Она объединила мастеров примерно из 75 губерний и областей, получила широкое освещение в прессе, а её мастера – обещание императора Александра III, что государство всегда будет содействовать их деятельности и всячески поддерживать. Однако к концу XIX века промыслы снова пришли в упадок. Активная работа по их восстановлению началась уже после революции. Так, с принятием в 1919 году декрета «О мерах содействия кустарной и мелкой промышленности», как тогда называли народные промыслы, возникают новые кооперативные промысловые артели, привлекаются мастера-надомники, а к началу 1960-х восстанавливаются поставки художественной продукции на экспорт. В этом направлении немаловажную роль сыграло и постановление Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию народных художественных промыслов» (1968 год): в школах ввели обязательное изучение приёмов изготовления художественных изделий, характерных для каждого отдельного региона. Кроме того, школы обеспечивались необходимыми материалами, инструментами и оборудованием.

Главным событием в работе по восстановлению забытых промыслов, начавшейся в 20-х годах XX века, стало определение основ государственной политики их поддержки, закреплённое в федеральном законе «О народных художественных промыслах» 1999 года. Помимо разработки соответствующих федеральных целевых программ и предоставления бюджетных кредитов и субсидий, он включает сохранение традиций промыслов и их мастеров.

Читайте также:  Остеоартроз голеностопного сустава народное лечение

О том, как работает данный закон и что предпринимается для сохранения этой формы народного творчества, вобравшей в себя традиции, неповторимость и самобытность русской культуры, рассказал Геннадий Дрожжин.

– Ассоциации «Народные художественные промыслы России» уже 25 лет. Расскажите нашим читателям об идее её создания, основных задачах, проблемах, с которыми приходится сталкиваться.

– Ассоциация была основана в 1990 году и является единственной организацией, которая сейчас реально помогает промыслам – нашему национальному достоянию – выжить в этих сложнейших условиях. У нас три основные функции. Первая – законодательная. Это наши документы, прежде всего Федеральный закон «О народных художественных промыслах». Мы очень много поправок делаем в федеральные законы – почти каждый год. Нам помогают и Госдума, и Совет Федерации, а мы помогаем регионам. Так, уже более чем в 30 субъектах РФ принят закон «О народных промыслах».

Вторая наша основная задача – это, конечно, продвижение, пропаганда изделий народных художественных промыслов. И надо сказать, что здесь мы тоже неплохо поработали – у нас несколько выставок: и «Ладья», и «Жар-птица», и «Молодые дарования России». Мы совместно помогаем проводить большое количество подобных мероприятий и в субъектах РФ. В частности, «Ладью» анонсируют больше 100 средств массовой информации, численность гостей выставки – около 100 тысяч, и представлено более 1,5 тысячи экспонентов на примерно 20 тысячах квадратных метров. Как говорят наши зарубежные партнёры, это крупнейшая выставка в Европе по данной тематике.

И третье – это открытие торговых точек в Москве и других городах России: одно дело произвести, но не менее важно суметь реализовать продукцию. Пока у нас это не очень получается в силу определённых причин. Прежде всего, конечно, значительную роль здесь играет большой удельный вес ручного труда – вещи наши не особо дешёвые, а учитывая нынешнее состояние с доходами, промыслы, конечно, находятся в тяжелейшем положении, и наша задача – попытаться их спасти. Некоторым из них от 100 до 500 лет, они пережили войны и революции! Думаю, мы не имеем никакого права допустить, чтобы сейчас они погибли. Это будет просто преступлением перед историей.

– С чем это связано: с экономической ситуацией в стране или с угасанием интереса к народным промыслам?

– Сейчас, конечно, самое главное – экономическая ситуация, но нам отчасти удалось это решить через пропаганду промыслов. Нельзя сказать, что хорошо, но ведь то, что 100 тысяч человек приходят на выставку, уже о чём-то говорит. Мы и в регионах проводим подобные мероприятия. Сейчас идёт подготовка к выставкам в Санкт-Петербурге, Уфе… Но для этого, конечно, нужна государственная программа. В общем, ситуация сложная, но мы пытаемся что-то сделать.

Какие ремёсла были потеряны за время существования ассоциации?

– Ремёсла, может быть, никакие и не потеряны, однако если учитывать, что почти в каждом субъекте РФ есть своя вышивка, свои кружева, свои письмена, своя одежда и так далее, то, по нашим подсчётам, около 40 промыслов погибло. Но дело даже не в этом! Ведь если раньше было более 100 тысяч человек мастеров и художников, то сейчас чуть ли не в 10 раз меньше: молодёжь не идет, и происходит очень негативное явление – промыслы стареют.

– Почему, на Ваш взгляд, мало молодых мастеров в этой области?

– А сейчас много училищ, которые работают в этом направлении?

– Училищ сейчас немного. Практически все они вошли в состав высших учебных заведений и, кажется, на данный момент находятся в не очень хорошем положении.

– Получается, сложно осуществлять преемственность?

– Сложно. Понимаете, какая ситуация: у нас есть в городах училища – в Петербурге, в Москве. Но если девочки и мальчики приезжают из глухой деревни, они туда уже никогда практически не вернутся. А раньше ведь как: приходили на фабрику, учились там – и оставались.

– Истинные мастера ещё остались?

– Остались, но им всем сейчас уже по 50–60 лет. И молодёжь есть хорошая. У нас выставка «Молодые дарования России» проводится каждый год уже 25 лет. Здесь собраны все лучшие работы молодых мастеров и художников промыслов. Уникальные изделия ребята делают! Но ведь надо создавать им условия, их надо растить. А у нас средняя зарплата в два раза ниже, чем средняя по стране, о чём тут можно говорить? Потерять очень просто. Промыслы – это как флора и фауна: потеряли пташку – уже никогда её не будет больше.

– Художник должен в первую очередь уметь копировать или может создавать что-то своё?

– В том-то и дело, что промыслы – это коллективный труд. Сейчас многие художники и мастера сами по себе работают, ну и что они делают? Сразу качество у многих пропадает, профессионализм падает. Почему? Потому что когда человека окружают такие же мастера и художники, то здесь и уровень совсем другой.

– То есть не привносите ничего своего?

– Пытаемся, но это очень сложная задача – встроиться с этими традициями в современную жизнь. Промыслы тоже не могут на месте стоять. Кто-то мышек делает хохломских, а кто-то холодильники расписывает, мебель…

– На Ваш взгляд, изделие народного промысла – сувенир, произведение искусства или утилитарная вещь, которой можно пользоваться?

– Есть довольно большой процент утилитарных вещей. Допустим, посуда – фарфор, он почти весь используется, столовые приборы, скатерти, кружева… А есть матрёшка. Она уже, так сказать, сувенир. Поэтому у нас и так, и так.

– А в процентном соотношении?

– Тут трудно сказать… Вот как расценивать шкатулку – палехскую или федоскинскую? Вроде в ней можно что-то хранить – и вроде бы это и произведение искусства. А торжокские золотошвеи – они делают и большие панно, и дамские сумочки. Но мне кажется, что предприятия сейчас производят больше утилитарные вещи.

– Сегодня широко известны лишь немногие виды художественных ремёсел: Хохлома, Гжель, Палех. Какие национальные промыслы, на Ваш взгляд, достойны встать в этот ряд? Какие вещи Вы бы хотели видеть в каждом российском доме?

– В каждом – национальные. Это кубачинское серебро, лаковая миниатюра из Уфы. Здесь же, в Башкортостане, у нас есть мозаика – уникальная! Мне кажется, такой, наверное, и в мире сейчас не найти. Правда, она очень дорогая, но это же вещи, которые будут несколько тысяч лет жить! Это сибайские яшмы, там мозаичные картины делают. Конечно, ковры дагестанские, ковры сибирские. Косточка тобольская, ростовская финифть… Изделия из кости на Севере делают малые народности, а из дерева в Архангельске – с северной росписью, беломорскими узорами.

Источник

Как сделать быстро и легко
Adblock
detector