Народные промыслы семикаракорский фаянс

Консультация для родителей «Семикаракорский фаянс — народный промысел Дона»

Елена Нестеренко
Консультация для родителей «Семикаракорский фаянс — народный промысел Дона»

Давным-давно, тысячи лет тому назад, когда на земле жили первобытные люди, кто – то однажды взял в руки глину и заметил, как она мягка и податлива. Что хочешь из неё делай? И человек сделал горшок. Первые горшки пропускали воду, трескались, ломались. Прошло еще много времени, может быть, целые столетия, и люди додумались обжигать их на огне.

Семикаракорская керамика – это яркое явление народной художественной культуры Донской земли. Она впитала все краски нашего прекрасного и могучего края, местную духовную культуру, традиции донского искусства, овеянные свободолюбивым духом казачества.

История семикаракорского промысла относительно молода. Он берёт своё начало от вековых традиций гончарного ремесла казачьей станицы Семикаракорской.

В 1972 году в Семикаракорске на месте бывшей гончарной мастерской был создан цех художественной керамики, где было решено изготавливать белые фаянсовые изделия с росписью. Из небольшой артели выросло предприятие, продукцию которого отличает неповторимый стиль, столь же узнаваемый, как гжель или хохлома.

Художникам и мастерам удалось создать оригинальное художественно-стилевое направление – Семикаракорское письмо с использованием в росписи букетно-растительного орнамента с акцентом на более крупном центральном цветке. Отличительной особенностью донского фаянса являются спокойные, нежные, теплые природные тона в желтовато-розовой и голубовато-зеленоватой гамме.

В орнамент могут включаться стилизованные изображения флоры и фауны Дона, лаконичные сюжеты и композиции, идущие из казачьего фольклора, современные мотивы.

Фаянсовая продукция промысла эстетична и одновременно функциональна, находит широкое применение в быту, представлена большим ассортиментом, учитывающим все современные тенденции дизайна. Оригинальные вазы, светильники, предметы интерьера и сувениры, чайные, десертные, столовые наборы и прочие посудные группы на любой изысканный вкус.Инновационное направление в создании изделий представлено в совмещении различных материалов: фаянса, металла, теснения на коже, а также разработка нового цветового решения.

Используются все приёмы декорирования фаянса: ангобная, солевая, подглазурная роспись в сочетании с лепными скульптурками на формах. Изделия не утрачивают со временем своей красоты и ценности. Ассортимент продукции постоянно расширяется и обновляется. Коллектив предприятия работает над задачей найти ту грань, которая позволит создавать современные изделия, не отступая от традиций.

Завод в Семикаракорске является единственным предприятием в России, где производят ажурный резной фаянс. Изготавливается он вручную. Процесс достаточно трудоемкий и медленный — на одно изделие уходит до полутора месяца.

Высокое качество продукции, функциональность, ручная роспись, выполненная с высоким художественным мастерством, создали неповторимый образ изделий. Белоснежный расписной фаянс с ажурными кружевными орнаментами стал произведением прикладного искусства.

На данный момент Семикаракорский фаянс развивается как самостоятельное направление донской культуры и является наивысшим достижением декоративно – прикладного искусства в керамике донского региона.

Сегодня работы семикаракорских мастеров фаянса имеют статус произведений народного художественного промысла и получили признание не только на пространстве бывшего СССР, но и во всём мире.

Семикаракорская керамика, сделанная на радость, с любовью и фантазией, представляет собой неотъемлемую часть культурного наследия казачьего края.

А у вас есть частица донского края – семикаракорский фаянс?

Дидактическое пособие — лэпбук «Народный быт» Уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию свой лэпбук «Народный быт», в котором в доступной и интересной для детей форме, представлена.

Фотоотчет детского фольклорного музыкально-театрализованного праздника «Картины былого Тихого Дона» Составила: Музыкальный руководитель МБДОУ дс№27 Галактионова Е. В, Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви.

Конспект открытой образовательной деятельности в подготовительной группе «Путешествие по сказкам Тихого Дона» Программное содержание. Цель: Создание условий для приобщения детей к казачьему фольклору и казачьей сказке как составляющей части культурного.

Консультация для родителей: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма (консультация для родителей) Из года в год увеличивается поток автомобилей, а вместе с ним растет число дорожно-транспортных происшествий. Ежегодно на дорогах гибнут.

Консультация для родителей «Промыслы Дона» Мы, зимовниковцы, живем в краю донском, в центре обширных сальских степей. Древняя, древняя, степная земля! Рельеф наших мест особо не затейлив,.

Народный танец (осетинский). Видеоотчет Народная хореография осетин имеет очень глубокие корни. Танцы и игры занимали важное и самое место в традиционном быту, что нашло свое отражение.

Сценарий школьного праздника «Юная казачка Дона» Подготовил: Корниенко Алла Николаевна Учитель русского языка и литературы МБОУ Чапаевская СОШ Сценарий школьного праздника. Конкурс «ЮНАЯ.

Сценарий районного фестиваля «Казачок Дона-2019» для учащихся начальной школы Сценарий районного фестиваля «Казачок Дона – 2019» для учащихся начальной школы Цель: гражданско-патриотическое воспитание подрастающего.

Читайте также:  Народные средства для лица при угревой сыпи

Конспект занятия «Храмы Тихого Дона» Цель : познакомить детей с культурой их города,показать и рассказать о храмах. Задачи: рассказать о храмах Донского.

Источник

Семикаракорская керамика

Автор(ы) Милова Ольга Васильевна
Возраст старше 16 лет
Учебное заведение ГБОУ лицей №1564, г. Москва
Материалы Бумага акварельная, картон, обои, клей

Семикаракорский народный художественный промысел России берёт начало от вековых традиций гончарного ремесла казачьей станицы Семикаракорской, а ныне г. Семикаракорска Ростовской области, на правобережье реки Дон, вблизи устья реки Сал.

Откуда я? С Дона! Где высь да простор,

Где сладкие звоны Семикаракор,

Где поле широко, работа красна,

Где песня далёко-далёко слышна…

Немного из этапов работы

У нас дома есть вот такая тарелочка

Логотип семикаракорской керамики

Изготовление керамики существовало на данной территории с момента расселения в степи человека – с энеолита, переходного периода между поздним каменным и ранним бронзовым веком (IV т. до н.э.). На настоящий момент в окрестностях города открыты 27 поселений, содержащих керамический материал различных археологических культур, начиная с энеолита и заканчивая казачьим периодом. Исключая керамический импорт из Греции и Причерноморья, большая часть материала относится к керамике местного производства на основе местного сырья – глин и суглинков четвертичного периода, слагающих грунты на территории района.

У любого, кто видит изделия Семикаракорского фаянса, возникает вопрос: «А как рождается это яркое, красочное, полное праздничного настроения чудо?» Чтобы разгадать эту тайну, нужно пройти по всем участкам цеха, каждый из которых направлен на выполнение определённого технологического процесса изготовления изделий.

Самый возвышенный процесс начинается с мастерской художника. Здесь на бумаге в карандашном наброске художник создаёт будущее изделие в виде рисунка, эскиза, чертежа. Эскиз расписывается по замыслу автора.

Далее чертёж поступает в модельный участок, где по нему модельщик готовит модель будущего изделия, по которой изготавливается гипсовая форма.

В целом художественно-фаянсовая технология состоит из нескольких этапов:

Приготовление массы из сырьевых материалов: глина, песок, каолин.

Формовка и литьё изделий.

Приставка, оправка, сушка, отделка.

Первый обжиг – утильный.

Второй обжиг – политой.

Контроль готовых изделий – сортировка, упаковка, склад готовой продукции.

Выпускаемые изделия получают статус изделий народных художественных промыслов России пройдя поэтапно:- художественный совет на производстве;-художественно-экспертный совет по народным художественным промыслам по Ростовской области;- художественно-экспертный совет при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации.

Изделия, прошедшие все советы, получают статус высокохудожественных изделий и относятся к категории изделий НХП.

Тончайший слой стеклянной глазури защищает нарядную кистевую роспись, поэтому после длительного использования изделий она не утрачивает первоначальной свежести восприятия.

Декабрь 1990 года принёс очередные изменения, Семикаракорский райпромкомбинат стал называться «Арендное предприятие «Аксинья» в октябре 1992 года в связи с приватизацией предприятие стало называться ЗАО «Аксинья».

В настоящее время на предприятии работает сильная творческая группа (создана в 1976 г.), в которую кроме модельщиков, живописцев и комплексного мастера, входит 7 художников. Творческая группа работает над расширением ассортимента высокохудожественных изделий, внедрением в производство новых технологий. Работой творческой группы руководит художественный совет предприятия (создан в 1973 г.), основной задачей которого является обеспечение высокого художественного уровня выпускаемой продукции, определение художественно-стилевой направленности работы предприятия.

С 2000 года на предприятии открыт класс декоративно-прикладного искусства, в котором обучаются талантливые дети г.Семикаракорска, постигая азы художественного творчества. Четверо живописцев обучаются в ПИЮФУ на художественно – графическом факультете. В творческий коллектив входит 5 членов Союза художников РФ. Работы Семикаракорских мастеров и художников экспонируются на отечественных и зарубежных выставках, удостоены дипломами, золотыми, серебряными и бронзовыми медалями.

Известные художники Семикаракорской керамики:

Алдошина Людмила Васильевна

Белова Татьяна Александровна

Гурова Валентина Петровна

Золотых Лариса Леонидовна

Кунаховец Ольга Петровна

Кунаховец Пётр Антонович

Мартеньянова Светлана Валентиновна

Овчинникова Вера Леонидовна

Токаренко Татьяна Юрьевна

Рогочая Надежда Викторовна

Резниченко Александр Владимирович

На данный момент Семикаракорский фаянс развивается как самостоятельное направление донской культуры и является наивысшим достижением декоративно – прикладного искусства в керамике донского региона.

В рамках XXII Олимпийских игр 2014 года в Сочи «Аксинья» стала официальным лицензиатом в категории «Народные промыслы».

Источник

Семикаракорская керамика — многоцветье донского казачества

Обычно мы пишем о керамических промыслах «с историей», имеющих народные корни и следующих многовековым традициям. О семикаракорской художественной керамике мы решили написать, потому что история этого художественного промысла достаточно уникальна своим свежим происхождением и довольно интересными результатами, когда за художественными керамическими работами, в сути, нового предприятия гоняются коллекционеры, что свидетельствует об их высоких художественных свойствах.

Читайте также:  Народные средства козий жир

Но все-таки промысел имеет живописные традиции, нисходящие в историю, пропитанные символизмом донского казачества — духом свободы, веселья, звонкости жизни и героике защитников русских границ.. Все это прослеживается в живописи мастеров промысла. Яркие цветочные орнаменты, буйство красок, иногда избыточная мощность цвета, напоминающая о казачьем темпераменте и бескомпромиссности казачей натуры.

Семикаракорск — город на Дону, основанный на месте казачьей станицы Семикаракорская. Название происходит от имени казачьего атамана Семена Каракоры. Поселение известно с 8 века, как крупный промысел промышленной керамики. Станица с современным названием известна с 1672 года, а с 1845 года — уже как гончарный казацкий промысел.
С 1972 года поселение имеет статус города и народного прымысла традиционного бытования.

Только в 1972 году директор предприятия H. С. Арабский решил попробовать выпускать на производстве белые фаянсовые изделия с росписью. А уже в 1974 году, то есть, всего два года спустя, семикаракорский фаянс был признан имеющим художественную ценность и отнесен к категории изделий народных художественных промыслов.

История предприятия наглядно демонстрирует роль личности в общественно значимых событиях, когда происходит движение от обыденности к творчеству, вносящее вклад в общемировую историю культуры и искусства.

Художественный стиль Семикаракорского промысла был сформирован при участии искусствоведов МНИИ художественной промышленности. Над разработкой орнаментов и композиций работали многие известные советские художники.

Сюжеты семикаракорской керамики схожи с Гжельскими — это разнообразные цветочные орнаменты с акцентом на крупном цветке, но и не только. Здесь и изображения растений донской степи, и различные бытовые сюжеты из казачьего фольклора, в стиле русских лубочных картинок.

Теперь уже можно с уверенностью сказать, что сформировано отдельное стилевое живописное направление — семикаракорская живописная техника — полихромная мазковая подглазурная роспись с использованием позолоты и металлизирования.

Основная часть керамики промысла — это фаянсовая посуда с ручной подглазурной росписью и позолотой. Отдельным видом идет скульптурная керамика — фигурки казачек в традиционных костюмах, предметы различных форм: сахарницы-домики, сувенирные машинки, чайники-храмы и т. д.

Не меньший интерес представляет собой скульптурное декорирование утилитарных предметов антропоморфными и зооморфными фигурками и последующая их роспись.

Так появляются пивные кружки с раками, колокольчики в виде бырынь, шкатулки-зайчики и чайники-рыбаки.

Некоторые считают семикаракорскую керамику новоделом и безвкусным кичем, но мы не согласимся с этим. Семикаракорский промысел, как всякий творческий живой организм, развивается и совершенствуется. Здесь появляются новые приемы и сюжеты. И сейчас уже можно сказать, что керамика промысла имеет свое лицо и собственный стиль, восходящий к вековым традициям вольного донского казачества.

Купить в Москве Семикаракорскую керамику можно в интернет-магазине ЗАО «Аксинья».

Источник

Самобытность и разнообразие семикаракорской керамики

Этим летом, гуляя по Ростову, я заглянула в магазин с семикаракорской керамикой. Мне любезно разрешили пофотографировать там, и теперь у меня есть возможность поделится с вами той красотой, которую я там увидела, а заодно и рассказать немного о семикаракорской керамике.

Своё название она получила по месту происхождения городу Семикаракорску. Семикаракорск — город на Дону, который был основан на месте казачьей станицы Семикаракорской. По одной из версий город был назван в честь семи братьев-староверов Каракорских, бежавших на Дон и основавших поселение. По другой — название происходит от имени казачьего атамана Семена Каракоры.

История семикаракорского промысла относительно молода. Она берёт своё начало в 1972 году, когда на Семикаракорском райпромкомбинате было решено изготавливать белые фаянсовые изделия с росписью. Достаточно быстро, всего спустя два года, семикаракорский фаянс был признан имеющим художественную ценность и отнесен к категории изделий народных художественных промыслов.

Художники предприятия стремились найти стиль, который бы отличал их продукцию от изделий остальных производителей фаянса. И они нашли таковой. Они стали расписывать керамику ангобами – жидкими цветными глинами. Считается, что семикаракорское предприятие было первым, кто применил подобный метод росписи. Позже изделия стали расписывать и солями. Отличительной чертой ангобной росписи были яркие цвета, но без акварельности, а солевой не доставало выразительности, она была недостаточно насыщенной. Поэтому поиски оптимальной методики росписи продолжались и в 1983 году было решено оформлять продукцию подглазурными красками, придерживаться розовато-охристых и зеленых оттенков и украшать изделия букетно-растительным орнаментом, в основе которого — мелкие цветки и всевозможные пестрения.

Именно такая керамика мне и была знакома до момента посещения магазина в Ростове.

Я часто покупала на подарки в Германию фигурки казачек и казаков в традиционных одеждах, кружки которые были декорированы фигурками различных животных, птиц и другие изделия относящиеся к скульптурной керамике.

А вот приобрести что-то для себя лично у меня как-то не возникало желание, пока я не увидела вот эти сервизы.

Читайте также:  Народные средства для лечения меланомы

В настоящее время производитель семикаракорской керамики ЗАО «Аксинья» разнообразило свой ассортимент и стало выпускать сервизы, вазы, салатницы, настенные тарелки и столовые наборы.

Говорят, что сервиз «Раки» выпускают под спецзаказ губернатора Ростовской области, который дарит такие наборы особым гостям.

Блюдо и кружка не из этого сервиза, но они тоже с раками. Куда ж без раков на Дону.

Сюжеты керамики — это разнообразные цветочные орнаменты с акцентом на крупном цветке, это и изображения растений донской степи, и различные бытовые сюжеты из казачьего фольклора, в стиле русских лубочных картинок.

Завод в Семикаракорске является единственным предприятием в России, где производят ажурный резной фаянс. Изготавливается он вручную. В течение 5 дней изделия высыхают, пока не станут белыми. Затем посредством замывки убираются неровности, швы, натеки. После замывки гладкий сырец смазывают керосином. Это позволяет обнаружить трещины, которые не видны невооруженным глазом. Затем изделия обжигаются в газовой печи вагонного типа при 1250 °С в течение 8 часов. После обжига столько же времени керамика остывает, после очередного контроля отправляется на ручную роспись и затем еще раз обжигается.

Процесс изготовления семикаракорского фаянса достаточно трудоемкий и медленный — на изготовления одного изделия уходит до полутора месяца. Этим и объясняется достаточно высокая цена семикаракорской керамики.

В свой следующий отпуск обязательно посещу этот магазин вновь и приобрету что-то из изделий с зимними мотивами.

А у вас есть что-то из семикаракорской керамики?

Источник

Донских степей неяркая краса (Семикаракорская роспись)

Разделы: МХК и ИЗО

«Добрый день вам, люди добрые! Хожу по земле русской, сказы былинные да песни старинные собираю. А потом людям добрым рассказываю. Чтобы не пропали в веках «преданья старины далекой».

И там, куда попали перья волшебные Жар-птицы, стали появляться промыслы народные. Умельцы русские продолжали украшать мир, продолжали дело Марьи-искусницы.( слайд №4) Так появились Хохлома и Гжель, Палех и Дымка, Жостово и Федоскино. И много других мест, где живут настоящие волшебники, красоту созидающие собственными руками!

Ну, понравилась вам моя сказка?
Тогда у меня есть продолжение!

Все краски родного края, весь цвет донской земли впитал в себя Семикаракорский фаянс. «

Отличительная особенность Семикаракорской керамики, которую сегодня все чаще называют «донской фаянс», в том, что при его производстве используется метод уникального ручного труда, оригинальность и многообразность форм, изобретательность и поэтичность в декоре, передающего красоту донского края, фольклорные казачьи мотивы и традиции. Белоснежный расписной фаянс с ажурными кружевными орнаментами, лепные жанровые скульптурки в сочетании с формами являются новым направлением в Донском прикладном искусстве. Изготавливаются скульптуры малой пластики различной сюжетной композиции методом литья и ручной лепки. После обжига изделия декорируются ручной росписью, покрываются бесцветной глазурью и обжигаются повторно. Прозрачная глазурь сплавляется с подглазурными красками росписи и дает «вечный» декор с нежными тональными переходами. Отличительной особенностью донского фаянса являются спокойные, нежные, теплые природные тона в желтовато-голубовато-зеленоватой гамме.

Слайд № 8-17 Смотрите, все эти цветы, словно подернуты легкой дымкой! Да ведь в наших донских степях иначе и не бывает! Солнце так палит, что вся степь маревом покрыта!

А Дон все так же величаво
Течет меж светлых берегов,
В себя вбирая честь и славу
Донских удалых казаков.

Вот и подошла к концу наша сказка. Да сказка ли это? Волшебные руки человеческие превратили ее в быль. Поклон вам, мастера земли донской до земли! За то, что славите вы наш край по всему свету!

Сегодня я приглашаю вас в уникальный мини-музей, который размещён прямо в нашем классе. Вы познакомитесь с особенностями уникального искусства, узнаете его историю и сами займетесь художественным творчеством по его мотивам.

Мастер-класс, на котором ребята самим украшают готовые изделия в манере кистевой росписи на примере донских мастеров.

Этапы выполнения работы:

(образцы росписи и трафареты на столах в кейсах)

1. Выбор рисунка для росписи посуды.

2. При помощи трафарета-кальки и мешочка и углем наносим рисунок на керамическое изделие.

3. Роспись изделия. (Для выполнения мазка на кисть набирается краска двух цветов)

1. Евстифеева, Т.С. Семикаракорский фаянс / Т.С. Евстифеева // Донской временник. Год 1997.- Ростов-н/Д., 1996.- С.145-149.

2. В этом фаянсе-казачий дух /Т.Евстифеева //Вечерний Ростов.- 1995.-23 янв.

3. Хансиварова, И. Вера, создающая красоту/ И. Хансиварова //Аксинья.-2004.-№1.-С.2.

4. Зимние сказки Семикаракорской керамики // Аэрофлот-Дон.-2008.-№ 77.

5. Фрагменты из сценария А.К.СЕМЕНЮК (библиотекарь ЦБС г. Новочеркасска (филиал №11)).

6. Солнечная керамика. Альбом для детского художественного творчества Карапуз Год выпуска: 2008

Источник

Как сделать быстро и легко
Adblock
detector