Народные ремесла коми народа

Народные ремесла коми народа

Автор: Прокушева Галина Александровна

Организация: МАДОУ «ЦРР- детский сад №110»

Населенный пункт: Республика Коми, г. Сыктывкар

Республика Коми – богатый и красивый северный край. На востоке республики протянулись древние Уральские горы, на самом севере – горная тундра.

Коми земля – это бескрайние леса, щедрые воды и богатейшие недра, уютные города и села. Здесь живут трудолюбивые, талантливые люди, среди которых есть Мастера – золотые руки. Они создают разнообразные традиционные художественные изделия, которые продолжают хранить и передавать память наших предков. В наши дни подчёркивается необходимость формирования нового человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Любовь к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, ее народа являются важными компонентами воспитания патриотических чувств у дошкольников, основ гражданской позиции. Ведь дошкольный возраст – пора интенсивного становления личности ребёнка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, формируется самосознание и ценности. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.

Во многих районах республики сохранились традиционные, основанные на ручном труде и пришедшие от дедов и прадедов народные ремесла и художественные промыслы:

Скорняжий промысел был распространён не повсеместно, в основном южных районах Республики, таких мастеров знали по именам. Работали скорняки только в зимнее время. Обработанная кожа использовалась для изготовления сапожного товара, в основном подошвенного.

К традиционным видам рукоделия коми женщин относится узорчатое вязание. Девочек с детства учили вязать на спицах варежки, носочки. Для вязания использовали овечью шерсть, вязали пятью спицами носки, чулки и варежки, а вязание двумя спицами распространилось во второй половине XX века. Изделия были украшены геометрическим орнаментом, в каждой местности были свои узоры.

Работу по возрождению, сохранению и развитию народных художественных промыслов республики проводят Коми республиканский методический центр культуры, искусства и народного творчества и Союз мастеров декоративно-прикладного искусства Республики Коми.

Занятия по знакомству с народными ремёслами, и создание развивающей среды по этому направлению, в душе ребёнка оставят добрый след частицы культуры коми народа. И чтоб искусство наших предков не ушло в прошлое, необходимо при имеющихся возможностях в ДОУ вести работу по возрождению хоть малой частицы традиционного ремесла коми народа

Источник

Коми народные промыслы
статья ( группа) на тему

В работе представлены традиционные ремёсла коми-пермяков с. Юксеево: художественное вязание, плетение пояса, изготовление изделий из бересты. В рамках проекта учащиеся познакомились с некоторыми видами ремёсел, научились изготовлять изделия. В проекте представлены готовые изделия учащихся: вязаная кукла, плетёный пояс, браслет из бересты.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Народные ремесла и промыслы

Традиционные ремесла и другие виды промыслов

Корыто (вор) и кадка из дерева (öти пеля лок). Фото 2006 г.

Прилузские мастера изготавливали из древесины различных пород кружки и жбаны для кваса и воды, ведра, колодезные бадьи, ушаты, подойники, банные шайки, кадки, лохани. Древесину отбирали без сучков, для каждого изделия определенной породы. Из ивовых прутьев плели корзины, этим ремеслом владели женщины и мужчины.

Одним из самых любимых и используемых материалов была береста.

Легкая, красивая, эластичная, водонепроницаемая, она была незаменима в крестьянском быту. Из нее делали разнообразную утварь, посуду и обувь. Бересту для зимних работ хранили в холодном помещении, непосредственно перед работой запаривали в воде.

Емкость для питья воды (чипльöг). Фото 2005 г.

Издавна летско-лузские крестьяне владели навыками смолокурения, и каждое хозяйство производило смолу для себя. Употреблялась смола преимущественно для смоления лодок, смоляной водой пропитывали обувь для герметичности. Смолу-живицу принимали за деньги, поэтому многие готовили ее для продажи и сдавали целыми бочками.

Скорняжий промысел был распространен в Прилузье повсеместно, но занимались выделкой овчин немногие, таких мастеров знали по именам. Работали скорняки только в зимнее время. Обработанная кожа использовалась для изготовления сапожного товара, в основном подошвенного. Распространено было изготовление валяной обуви из овечьей шерсти (гынкöм).

Детская колыбель (зыбка). Фото 2006 г.

По домам ходили и портные (швеч), которые на дому шили верхнюю одежду, в основном тулупы из овчины. У таких портных была своя швейная машинка, а шили изделия из материала заказчика.

Емкость под напитки (сюра лок). Фото 2006 г

Занимались в Прилузье и производством тканей в домашних условиях. Для чего сажали лен и коноплю, выкашивали, сушили, трепали, расчесывали, пряли и ткали. Ткали однотонные ткани и из цветных нитей. В каждой прилузской избе был свой ткацкий станок, за который садились женщины в марте, чтобы работу завершить к Пасхе.

Каждый прилузский деревенский дом украшали домотканые пестрые половики из крашеных льняных ниток (дöра вольсьöд), позднее стали ткать из разрезанных узких полосок разноцветных тканей на основе хлопчатобумажных ниток (ас кыöм половик).

Домотканный холст (дöра) д. Талица. Фото 2006 г.

Вязание является одним из традиционных женских занятий народа коми, в т.ч. и жителей Прилузья. Широкое распространение вязания определялось практической необходимостью. Холодные природные условия требовали теплых вещей.

Для вязания использовалась овечья шерсть ручного прядения. Красили пряжу анилиновыми и растительными красителями, отдавая предпочтение ярким цветам. Данный вид ремесла продолжает жить и развиваться.

Вязаные изделия прилузских мастериц. Рукавицы (сера ной кепысь)

Читайте также:  Мастерская народного творчества и ремесел

Одним из древнейших занятий у коми, как и у других народов, было гончарство. Самодельная глиняная посуда встречается в употреблении повсеместно вплоть до наших дней.

В Прилузье глины достаточно, и в каждой деревне были мастера гончарного дела. Глиняную посуду в основном делали женщины. Посуду лепили в жилых помещениях или на улице, обжигали в русской печи.

В лузско-летских деревнях обрабатывали и металл. В каждом селе была своя кузница, в которой кузнец, очень почитаемый на селе, ковал серпы и косы, вилы и мотыги, ухваты, замки, ключи, оковывал телеги и сани. Старожилы селений охотно показывают места бывших кузниц, они, как правило, вынесены за пределы деревенской улицы и располагались ближе к воде.

Глиняные горшки (гырнич), с. Черныш

Хозяйственный и промысловый инвентарь почти полностью изготавливали сами крестьяне. Из транспортных средств можно назвать лодки, сани, телеги, волокуши. Гужевой транспорт был достаточно развит на юге Республики Коми, поэтому телеги были в ходу. Широко были распространены лыжи (лямпы).

Кухонная посуда из глины, бересты и металла, с. Слудка.

Катание валенок в селе Прокопьевка

Валенки (гынкöм), с. Прокопьевка. Фото 2005 г.

Хотя валенки являются чисто русским изобретением, их вскоре переняли многие народы Российской империи. В Коми тёплая, удобная обувь получила повсеместное распространение. В каждом селе были и признанные мастера – валяльщики. Катать валенки коми мужики ходили артелями в соседние губернии: Вятскую, Пермскую.

История возникновения этого ремесла в Прокопьевке такова. Люди сначала пользовались услугами заезжих из вятской волости мастеров, которые приезжали зимой, останавливались на постой к знакомому крестьянину и раскладывали свои инструменты. Промысел вятчан нашёл вскоре последователей и среди жителей Прокопьевки. Уже после Великой Отечественной войны прижился в селе «отходчик» из вятской деревни Заимка по прозвищу Четысь Васька. Женился он на местной вдове. Научились у него ремеслу пимокатчики супруги Лобановы – Николай Петрович и Аксинья Ефимовна (на фото). Аксинья Ефимовна – мастер по изготовлению валенок. Валенки у нее получались мягкими и тёплыми.

Валенки разных видов

Процесс катания валенок

Самыми крепкими валенками считаются серые катанки (по-прокопьевски: «валеги»). Чёрные заслужили славу самых практичных. Крепче и качественнее обуви, чем из шерсти молодой овцы, считалось у коми, нет. Впервые снятая шерсть обычно шла на валенки детям.

Шерстяные волоски мастера скрепляют между собой специальной скалкой. Катают по столу лохматые пласты почти как тесто.

Процесс катания валенок

Что только не вытворяют с гигантского размера носком – будущим валенком! Поливают кипятком, трут металлическим прутом, засовывают в чрево русской печи. Вытаскивают с пылу-жару – и шлифуют пемзой. В отличие от сапог два валенка – совсем не пара. Ведь делаются они не по лекалам, а самопроизвольно. На левый и правый они не делятся, а во время носки принимают форму хозяйской стопы.

Процесс катания валенок

На валенки для детей необходимо 400, 600, 800 граммов шерсти на одну пару, для взрослых мужских валенок – 3,4 или 5 фунтов.

Берётся 400 граммов шерсти и делится пополам. На столе расстилается большой кусок ткани, на который тонким слоем выкладывается шерсть и обрызгивается водой. Берётся круглая палка, на которую заворачивается шерсть вместе с тканью. Всё это разминается до получения одного пласта. По заранее изготовленной из клеёнки форме пласт соединяется, при этом добавляется шерсть на место соединения.

Процесс катания валенок

У валенка получилось пять сторон. Сначала на одну сторону (начинаем с передней части) от верха к подошве добавляется два слоя шерсти. Таким же образом шерсть добавляется с боков и сзади. Процесс выполняется по определённой форме. Таким образом, постепенно, поворачивая заготовку, мастер добавляет шерсть, пока не заканчивается необходимое количество шерсти.

Процесс катания валенок

Процесс катания валенок

Источник: Текст и фотоматериалы предоставлены Центральной межпоселенческой библиотекой им. В.В. Юхнина МУ «Прилузская МЦБС»

Ткачество, берестяное плетение

Центром народных ремесел Прилузского района по праву можно назвать село Ношуль.

Лапти из липы (нинкöм), изг. в 1940 г., д. Талица. Фото 2006 г

Это единственное село Республики Коми, где не только сохранилось, но и развивается народное ткачество. Более двадцати лет назад народная художница Г. Смолева, передвижник возрождения народных ремесел, стала собирать по деревням заброшенные ткацкие станки, зарисовывать орнаменты и национальные узоры.

Берестяное плетение для Прилузья характерно смешением стилей. Используются приемы, как вятских мастеров, так и архангелогородских. Касается это, не только замков, сшивок, но и всех остальных берестяных технологий. В районе можно встретить мастера, изготавливающего пестерь в традиционном коми-зырянском стиле, туес с прорезной резьбой по-вятски, хлебницы и солонки с поморской росписью.

Пестерь из бересты (ноп). Фото 2005 г

Берестяное ремесло, несколько угасшее в 70-80 годах XX века, за последние двадцать лет вновь обрело своих мастеров, так же как и лозо-, корнеплетение.

Сегодня не редкость увидеть на сельских рынках выставленные на продажу добротные ремесленные изделия, имеющие свое, прилузское «лицо». Особенность этих изделий в том, что все они имеют конкретное прикладное назначение бытовой утвари, то есть в них можно хранить сыпучие продукты при полной уверенности в экологической чистоте используемой мастерами бересты, лозы или корня.

Полотенце из льна (дöра чышкöд), с. Объячево. Фото 2006 г

Источник

Презентация «Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми. Выполнила: Якупова Маргарита Работу проверил: Еналиева Г.Ш.

Республика Коми – богатый и красивый северный край. На востоке республики протянулись древние Уральские горы, на самом севере – горная тундра. Республика Коми

Читайте также:  Народный проект установление судеб пропавших без вести защитников отечества отзывы

Коми земля – это бескрайние леса, щедрые воды и богатейшие недра, уютные города и села.

Здесь живут трудолюбивые, талантливые люди, среди которых есть Мастера – золотые руки. Они создают разнообразные традиционные художественные изделия, которые продолжают хранить и передавать память наших предков.

Во многих районах республики сохранились традиционные, основанные на ручном труде и пришедшие от дедов и прадедов народные ремесла и художественные промыслы.

Наибольшее развитие получили художественная обработка и резьба по дереву, плетение из бересты, лозы, соснового корня, традиционная роспись по дереву, узорное вязание и ткачество, обработка меха, разные виды женского рукоделия – лоскутное шитье, вышивка, кружевоплетение и т.д.

Работу по возрождению, сохранению и развитию народных художественных промыслов республики проводят Коми республиканский методический центр культуры, искусства и народного творчества и Союз мастеров декоративно-прикладного искусства Республики Коми.

Благодаря многолетней совместной деятельности создана коллекция лучших образцов изделий народных мастеров республики – «Золотой фонд», которая находится в фондах Национальной галереи Республики Коми и продолжает пополняться работами мастеров.

Береста, благодаря своим уникальным свойствам (прочности, гибкости, водонепроницаемости), издавна широко применялась в крестьянском быту. Берестяная утварь и сейчас востребована в хозяйстве. Художественная обработка бересты

Наибольшее развитие у мастеров коми получила объемная резьба из древесного нароста (капа, сувеля).Братины, чаши, ковши, солонки, выполненные в виде птиц и зверей, являются наиболее популярными изделиями из капа Резьба по дереву

Среди резных изделий особое место занимают утки-солонки. Утка – особый персонаж в коми мифологии. Она является символом плодородия и семейного благополучия.

Ткачество в Республике Коми имеет давние традиции. Необычные техники ткачества использовались в изготовлении национальных костюмов, полотенец, салфеток. Наибольшее распространение в быту получили тканые половики. Они отличаются насыщенной цветовой гаммой и игрой цветных полос и квадратов. Традиционное ткачество

Лоскутное шитье становится все более популярным видом творчества у женщин Республики Коми. В умелых руках мастериц из различных лоскутков ткани рождаются сюжетные панно, одеяла, покрывала, подушки, куклы. Лоскутное шитье

Любая национальная культура, имеющая многовековую историю, проявляет и несет в себе уникальные, присущие именно данному этносу компоненты, начиная с обустройства жизни и быта, строительства жилища и кончая традициями народно-прикладного и устно-поэтического творчества.

Номер материала: ДБ-181504

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Проект «Традиционные ремесла и промыслы коми народа»

МДОУ «Детский сад №24 общеразвивающего вида»

Проектно- исследовательская деятельность с детьми дошкольного возраста

«Традиционные ремесла и промыслы Коми народа»

Автор-составитель: воспитатель подготовительной группы «Мультяшки» Пушкина Марина Сергеевна

3.1. Формы организации работы с детьми по проекту………………………………. 8

3.3. Алгоритм проведения дней недели проекта…………………………………….…9

4.Содержание работы над проектом по этапам…………………………………..…..10

«Традиционные ремесла и промыслы Коми народа»

Сроки реализации проекта

с 25.03.2019г. по 13.04.2019 г.

Пушкина М.С. воспитатель МДОУ №24

Воспитатель, дети и родители подготовительной группы.

основания для разработки проекта

Конституция Российской Федерации.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 « Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования».

СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Концепция образования этнокультурной направленности РК.

Цель: Формирование у детей познавательного интереса к коми народной культуре через ознакомление с народными промыслами и ремеслами и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.

Создание условий для раскрытия и формирования в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной культуры, природе родного края, города, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающему

знакомить детей с историей возникновения народных промыслов;

знакомить детей с народными коми ремеслами ;

осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка ;

воспитывать любовь к коми народному искусству, уважение к работам народных мастеров;

учить детей ориентироваться в различных видах народного промысла;

содействовать развитию речи ребенка :

обогащать словарь, повышать выразительность речи ;

закреплять умение выразительно читать стихи, исполнять песни, понимать образный смысл загадок ;

развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.

развивать навыки художественного творчества детей;

создавать условия для участия родителей в проекте.

воспитывать в детях дружелюбность, умение работать в коллективе.

наглядные и раздаточные материалы;

аудио и видеоносители информации;

Прогнозируемые результаты проекта:

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы.

Обогащение эмоциональной сферы воспитанников яркими впечатлениями и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками, новыми знаниями.

Прогнозируемые результаты деятельности педагога:

Пополнение опыта работы.

Прогнозируемые результаты деятельности детей:

Ознакомление детей с новыми видами промыслов

Расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.

Совместное создание выставки фотографий и рисунков «Традиционные ремесла и промыслы Коми народа».

Развитие самостоятельности, ответственности, творческой активности.

Продукты деятельности педагога:

Слайдовая презентация по итогам проекта

Читайте также:  Народные песни казаков слушать бесплатно

Дидактическая игра «Коми ремесла»

Продукты деятельности детей:

Выставка фоторабот «Традиционные ремесла и промыслы Коми народа» (совместно с родителями и воспитателем)

I этап: организационно-подготовительный этап (создание условий для реализации проекта);

III этап: оценочно-рефлексивный;

IV этап: презентационный.

В современной педагогике значимое место отводится изучению народного творчества и искусства. Современные педагогические технологии позволяют преподносить материал в интересной для детей форме, решая при этом множество воспитательных и образовательных задач.

Любовь к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, ее народа являются важными компонентами воспитания патриотических чувств у дошкольников, основ гражданской позиции. Ведь дошкольный возраст – пора интенсивного становления личности ребёнка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, формируется самосознание и ценности. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.

Схема работы над проектом

3.1 Формы организации работы с детьми по проекту:

Совместная деятельность педагога с детьми: практические действия, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, просмотр презентаций, малоподвижные и дидактические игры, викторина.

Проблемные ситуации: художественно-творческая деятельность, беседы.

Презентация «Национальный орнамент Коми народа» (Приложение №1)

Презентация «Национальная одежда Коми» (Приложение №2)

Презентация «Интерьер Коми избы» (Приложение №3)

Чтение фольклора на тему народных промыслов и ремесел (Коми сказки на русском языке Г.В.Беляев «Родная сторонка», Е.Габова «Дети древней земли» и т.д.) и рассматривание наглядно-демонстрационного материала по теме проекта.

Анкетирование родителей «Что мы знаем о нашей республике» (Приложение №4)

Беседа «Жили-были Коми…» (рассказ о коми селе, уклад сельчан, трудовые и праздничные традиции(Приложение №5)

Беседа «Каждое ремесло хорошо» (народные ремесла, характерные для коми края)

Конструирование «Коми керка»

Народные игры «Ловля оленей», «Куропатки», «Воробей», «Рыбаки и рыбки», (Приложение №7)

Экскурсия в музей Коми национальной культуры (Приложение №8)

Оформление фотовыставки «Традиционные ремесла и промыслы Коми народа» (Приложение №10)

3.4 Алгоритм проведения дней недели проекта

Содержание работы над проектом по этапам.

Проект « Традиционные ремесла и промыслы Коми народа » реализуется в 4 этапа:

I этап: организационно-подготовительный этап

(создание условий для реализации проекта);

Цель: постановка мотивации, цели, вхождение в проблему. Принятие цели, задач.

Содействие в дополнении задач, видов деятельности, материала, пособий,

1. Изучение Концепции этнокультурного образования и просвещения населения Республики Коми до 2025 года.

2. Разработка календарного планирования на неделю в соответствии с алгоритмом проведения дней недели проекта.

4. Анкетирование родителей.

5. Оформление родительского уголка на тему « Традиционные ремесла и промыслы Коми народа ».

II этап: практический

Цель: Формирование специфических знаний, умений и навыков.

Объединение детей и взрослых в рабочие группы. Распределение работы.

План включает в себя следующие формы работы:

1.Создание условий для всестороннего развития детей (санитарно- гигиенические, для физического развития, познавательного, изобразительно го творчества, трудовой деятельности).

2.Работа с детьми (художественно творческая деятельность с детьми в рамках проекта, поисково- исследовательская деятельность, совместное проведение досуга ).

3.Работа с родителями (анкетирование, оформление консультации, совместная деятельность по проведению мероприятий).

III этап: оценочно-рефлексивный.

1. Подведение итогов по реализации мероприятий проекта.

3. Оформление стенда работ воспитанников в рамках темы проекта.

4. Обобщение и документально-технологическое оформление инновационной деятельности.

5. Организация самоанализа деятельности.

IV этап: презентационный.

1. Мультимедийная презентация проекта на Педагогическом Совете.

2. Оформление опыта работы в педкабинет по проекту « Традиционные ремесла и промыслы Коми народа ».

3. Подведение итогов работы на заседании Педагогического совета.

4.1. Работа с родителями.

Цель: вовлечение родителей в совместную деятельность на основе педагогического сотрудничества.

1.Повышать компетентность родителей в вопросах теоретических и практических знаний о ремеслах и промыслах коми народа.

2.Привлекать родителей к совместному сбору материала для мини-музея.

4.Привлекать родителей к подготовке фотовыставки: « Традиционные ремесла и промыслы Коми народа ».

Содержание работы с родителями.

Анкетирование «Что мы знаем о нашей республике».

Оформление фотовыставки: « Традиционные ремесла и промыслы Коми народа ».

Список используемой литературы

Во многих районах республики сохранились традиционные, основанные на ручном труде и пришедшие от дедов и прадедов народные ремесла и художественные промыслы:

Одним из древнейших занятий у коми было гончарство. Самодельная глиняная посуда встречается в употреблении повсеместно вплоть до наших дней. Глиняную посуду в основном делали женщины. Посуду лепили в жилых помещениях или на улице, обжигали в русской печи.

Мастера широко использовали лозу (ивовый прут) для изготовления корзин для сбора ягод, для белья, короба для переноски тяжестей. А для изготовления посуды использовали сосновый корень

Коми мастера по дереву изготавливали из древесины различных пород кружки и жбаны для кваса и воды, ведра, колодезные бадьи, ушаты, подойники, банные шайки, кадки, лохани. Древесину отбирали без сучков, для каждого изделия определённой породы. Практически каждый мужчина владел технологией и навыками работы по дереву и был способен изготовить любой предмет, необходимый для хозяйства (грабли, сани, лодки, мебель и т.д.)

Распространю было занятие заготовления валяной обуви . Хотя валенки являются чисто русским изобретением, тем не менее это ремесло прижилось в Прокопьевке на самом юге Коми республики.

Скорняжий промысел был распространён не повсеместно, в основном южных районах Республики, таких мастеров знали по именам. Работали скорняки только в зимнее время. Обработанная кожа использовалась для изготовления сапожного товара, в основном подошвенного.

Лоскутное шитье коми женщины было не так широко распространено – изготавливали в основном одеяла, а в настоящее время широко используется: выполняются различные панно, одеяла, накидки и т.д.

Источник

Как сделать быстро и легко
Adblock
detector