Народные заклички приговорки потешки перевертыши в и даль пословицы и поговорки русского народа

Подготовила урок учитель начальных классов МОУ « СОШ № 10 им.В.П.Поляничко» города Магнитогорска Агапова Лариса Александровна

Цель :. формирование у учащихся представления об устном народном творчестве ;

Личностные : способствовать самоопределению и формированию положительного отношения к учебному процессу и познавательной деятельности; развивать желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Регулятивные : развивать умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно ) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, выполнять учебное задание по алгоритму; осуществлять самооценку деятельности; овладевать навыком смыслового чтения ;

Познавательные : расширять кругозор в жизни ребенка. умение осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебников, понимать информацию, представленную в разной форме

Коммуникативные : учитывать разные мнения и стремится к сотрудничеству в рамках учебного диалога. развивать умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками , участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; строить небольшие монологические высказывания

Методы обучения : продуктивный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся : фронтальная; работа в парах, группах.

А) Проверка готовности к уроку.

Посмотри внимательно все ли готовы к уроку.

Поднимите руку, кто готов к уроку.

Прозвенел и смолк звонок.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись и тихонько сели.

Желаю вам хорошего настроения.

ІІ. Актуализация опорных знаний.

-С чего всегда начинаем урок литературного чтения?

( с речевой разминки) Повторяем за учителем хором.

Захар змея запускает, Зоя с зайкою играет.

Зоя — зайкина хозяйка, спит в тазу у Зои зайка.

Вот весёлая затея — запускать на нитке змея.

Зонного зайку зовут Зазнайкой.

Все идут с базара, а Назар — на базар.

Зимним утром от мороза на заре звенят берёзы.

2.Вступительная беседа. Самоопределение к деятельности.

-Какой раздел мы начали изучать на прошлом уроке? ( Весёлый хоровод)

Чтение скороговорки из книги.

-Что сейчас произнесли?( скороговорку)

-Для чего нужны скороговорки?( Они помогают научиться чётко произносить все звуки)

— Все эти произведения живут в огромной литературной стране.

Как она называется?( Устное народное творчество)

На слайде: Устное народное творчество.

-Как вы понимаете слово устное?(передаваемое из уст в уста, т.е. без записи текста. Один человек рассказывал другому: отец-сыну, бабушка-внучке и т.д. А так как текст не записывался, то каждый рассказчик мог вносить свои изменения в него, потому что рассказывал так, как запомнил, своими словами.)

— Что означают слова творчество и народное? ( Творчество от слова творить, т.е. создавать; Народное, значит, что создал народ, а не кто-то один)

-Как они дошли до наших дней? (Их передавали из поколения в поколение.)

— Сформулируйте тему урока.

-Обозначим цель. ( познакомимся с малыми жанрами народного творчества и научимся их различать)

III. Работа по теме урока.

I. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).

Какие ещё произведения можем отнести к устному народному творчеству?

(Загадки, поговорки, колыбельные песни, считалочки)

-Как вы думаете, зачем их создавали?( Чтобы развлекать маленьких детей, использовать в народных играх)

-Корни многих форм устного народного творчества уходят глубоко в историю. Самые древние из них заклички и приговорки. Попробуем исследовать «заклички».

А) Знакомство с закличками.

-От какого слова образовано слово закличка? Что значит закликать?(звать, приглашать)

Чтение закличек (учебник с. 94)

Лукошко- ручная корзина из прутьев

-Подберите слова, близкие по смыслу к этому слову.( звать)

-К кому обращаются авторы закличек?

— С какой просьбой обращаются авторы закличек?

(в закличках обращались к силам природы.)

-Почему так важно было обратиться к солнышку, дождику и т.д.?

( Потому что от них зависел урожай)

Б)Знакомство с приговорками.

-От какого слова образовано слово приговорка? ( приговаривать, говорить)

-Что значит приговаривать?( Развлекать)

-Самостоятельное чтение приговорок (учебник с. 95)

-Какие слова Вам были непонятны?

Бобы-огородное растение семейства бобовых( фасоль,горох)

-Что же такое приговорка?( Приговорка небольшое произведение устного народного творчества, которое сказывали, делая что-либо. В приговорках часто обращались к животным.)

-Как надо читать приговорку?

-Это громко кричать или тихо просить?

Теперь давайте повернемся 1 вариант ко второму. Первый вариант будет взрослым, а второй маленьким ребенком и прочитаем.

Задание: предложите свой вариант выразительного прочтения заклички и приговоки, чтобы слушатели почувствовали ласковое и доброе обращение с просьбой.

Оцените выразительность своего чтения этих произведений устного народного творчества.

В)Знакомство с потешками.

-От какого слова образовано слово потешка? (Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых маленьким ребенком вместе со взрослым.)

-Что значит потешать? (Потешка, прежде всего, учит маленького ребенка понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты, движения)

-Выразительное чтение потешек. (учебник с. 95-96)

Сметлива- Сообразительный, находчивый, предусмотрительный и догадливый.

Половички- Маленький коврик 🙂 то об что ноги вытираю

-Что хочется делать, когда слышите эти строки?

Только ли играть хочется когда мы слышим потешку?

Поработайте в парах. Прочитайте потешки друг другу.

Проверка чтения пары.

Г)Знакомство с перевёртышами.

— Среди народных стишков для детей большую группу составляют такие, где главным является заведомая чепуха, нелепость, ерунда.

Самостоятельное чтение перевёртышей на стр.97.

-Что такое перевёртыши?( небылицы)

-Для чего были придуманы?( Чтобы ребёнка успокоить, отвлечь от капризов, улучшить настроение)

Читайте также:  Народное средство против шипицы

— Прочитайте перевёртыши жужжанием.

Вывод: перевёртыши- это небылицы, которые придумывали для того, чтоб развлечь, отвлечь и успокоить ребёнка).

-Мы будем сейчас работать в группах.

-Я вам раздам карточки, а вы будете определять, к каким жанрам устного народного творчества относятся эти произведения. Посоветуйтесь в группах и подготовьте выразительное чтение произведения.

-К каким жанрам устного народного творчества относятся эти произведения?

Источник

Урок литературного чтения во 2 классе «Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши»

Шабалина Татьяна
Урок литературного чтения во 2 классе «Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши»

Предмет: Литературное чтение

Тип урока: открытие новых знаний.

Учитель: Шабалина Татьяна Николаевна

МАОУ «СОШ №14» Класс: 2 «Б».

Тема урока: Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши.

Цель:. формирование у учащихся представления об устном народном творчестве;

познакомить с малыми жанрами устного народного творчества: заклички, приговорки, потешки, перевёртыши, пословицы и поговорки;

Личностные: способствовать самоопределению и формированию положительного отношения к учебному процессу и познавательной деятельности; развивать желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Регулятивные: развивать умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, выполнять учебное задание по алгоритму; осуществлять самооценку деятельности; овладевать навыком смыслового чтения;

Познавательные: расширять кругозор в жизни ребенка. умение осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебников, понимать информацию, представленную в разной форме

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремится к сотрудничеству в рамках учебного диалога. развивать умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; строить небольшие монологические высказывания

Методы обучения: продуктивный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная; работа в парах, группах.

Планируемые результаты: дети научатся различать жанры устного народного творчества.

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности (оргмомент).

Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться.

Будем думать, рассуждать,

Можем мы урок начать.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

1. Устное народное творчество

2. Заклички

3. Приговорки

4. Перевёртыши

5. Потешки.

— Как вы понимаете слово устное?

— Что значит слово творчество?

— Как оно дошло до нас?

— Кто может сформулировать тему урока?

Дети отвечают на вопросы: (Творчество- это значит творить, создавать, придумывать Передавалось из поколения поколению

Будем знакомиться с произведениями устного народного творчества, читать заклички, приговорки, перевёртыши, потешки)

3. Постановка учебной задачи. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания)

Учитель активизирует знания. Создает проблемную ситуацию.

-Как вы думаете, зачем их создавали? (дети отвечают на вопрос: чтобы развлекать маленьких детей, использовать в народных играх)

-Корни многих форм устного народного творчества уходят глубоко в историю. Самые древние из них заклички и приговорки. Затем появились потешки и перевёртыши

— Попробуем исследовать эти жанры

4. Построение проекта выхода из затруднения. Изучение нового материала.

Работа в парах (на каждой парте лежит толковый словарь)

Учитель организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Найдите в словаре толкование слов:

заклички,

приговорки,

перевёртыши,

потешки

Учитель помешает на доску эти определения

Заклички – это небольшие песенки, которые предназначены для распевания группой детей, часто сопровождаются игровыми действиями

Приговорка- небольшое произведение устного народного творчества, которое сказывали, делая что-либо. В приговорках часто обращались к животным

Перевёртыши- это небылицы, которые придумывали для того, чтоб развлечь, отвлечь и успокоить ребёнка

5. Первичное закрепление новых знаний.работа в парах:, чтение произведений друг другу

Прочитайте соседу по парте заклички, приговорки, перевёртыши,

потешки в учебнике

7. Самостоятельное выполнение задания. Изготовление книжки-малышки. (Работа в группах).

Учитель организует деятельность по применению новых знаний.

Дети рассаживаются по группам. Каждая группа получает индивидуальное задание (из приложения 1)

1 группа: выберите из предложенного материала только заклички и вклейте их в книжку-малышку

2группа: выберите из предложенного материала только приговорки и вклейте их в книжку-малышку

3 группа: выберите из предложенного материала только потешки и вклейте их в книжку-малышку

4 группа: выберите из предложенного материала только перевёртыши и вклейте их в книжку-малышку

8. Включение в систему знаний и повторение. Проверка работ по эталону. Дети сравнивают свою работу, исправляют ошибки, защищают свою работу

Учитель организует деятельность по обобщению и повторению знаний.

Каждая группа детей представляет и защищает свою работу

9. Рефлексия деятельности. Отвечают на вопросы. Оценивают работу.

Учитель организует рефлексию.

— Чему научились на уроке?

— Можете ли вы полученные знания применить на практике?

— Оцените свою работу на уроке по лесенке успеха от 1 до 5 баллов

10. Домашнее задание

— Из дополнительной литературы найти заклички, приговорки, перевёртыши, потешки. Дополнить свою книжку-малышку

Приложение 1 Для изготовления книжки-малышки в группе:

Потешки:

Где были – у бабушки!

Летний день хороший

2. Лепим, лепим пирожки,

Сели мы на лавочку,

Там собрался весь народ.

Вот котенку пирожок,

Вот утенку пирожок,

И Сережке на зубок.

Пекла бабка оладушки!

У нашей доброй бабушки

Приговорки:

Маменьке в стаканчик,

Тятеньке в рукавчик.

Перемасленного

Читайте также:  Народные средства от облысения кота

4. Кукушечка, кукушечка,

Прокукуй в лесу: ку-ку —

Сколько лет я проживу!

Приговорки

1. Тимошка на ложке

Хорош мотор у ложки!

2. Огурцы играют в прятки,

Малыши растут на грядке,

Мушкетеры спят в овраге,

Поросята точат шпаги,

Раки в цирк бегут ватагой,

Дети дремлют под корягой,

Волки плавают по дну,

Все расставить по местам!

3. Злая кошка громко лает,

Дом хозяйский охраняет:

Стой, тебя она не пустит!

Не послушаешь – укусит

4. Собака садится играть на гармошке,

Ныряют в аквариум рыжие кошки,

Носки начинают вязать канарейки,

Цветы малышей поливают из лейки

Заклички:

3. Жаворонок, жаворонок!

А нам отдай телегу

4. Солнышко, ядрышко,

Весну- красну кликают.

Урок литературного чтения в 3 классе «Обобщение по разделу «Страницы русской классики» Урок литературного чтения в 3 «Б» классе (УМК Школа России) Тема Обобщение по разделу. Страницы русской классики Педагогическая цель создать.

План-конспект урока литературного чтения (второй класс) Технологическая карта урока Предмет Литературное чтение УМК «система Л. В. Занкова» Класс 2 Тип урока Урок открытия нового знания Цель 1. Развивать.

Технологическая карта урока литературного чтения Урок литературного чтения во 2б классе Тема урока: Колыбельные песни Тип урока: открытие нового знания. Цели урока: 1) образовательная.

Тексты для проверки техники чтения в 3 классе (1 полугодие) Текст Уже холодные туманы по утрам застилают низины, долины речек и 10 ручьёв. Однако к полудню солнышко всё ещё прогревает.

Урок литературного чтения 2 класс система Эльконина — Давыдова «Необычные слова» [Тема урока: Необычные слова. С. Черный Воробей. Цели урока: учащиеся научатся находить в тексте необычные слова и получат возможность наблюдать.

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС «С. Есенин «Лебёдушка» Дата 14марта 2016г. Урок литературного чтения в 4классе Учитель Субарь В. Ф. Тема: Сергей Есенин «Лебёдушка» Цель урока: раскрыть в детях.

Урок литературного чтения «П. П. Ершов «Конек-Горбунок»» Цель: Знакомство с произведением Ершова П. П. «Конек-Горбунок» Задачи: 1. Образовательные: • познакомить с особым жанром произведения Ершова.

Урок литературного чтения в 4-ом классе по теме «В мире художественного слова И. А. Бунина. Густой зелёный ельник у дороги…» Урок литературного чтения в 4-ом классе по теме «В мире художественного слова И. А. Бунина. Густой зелёный ельник у дороги…» Цели урока:.

Урок литературного чтения во 2 классе по сказке С. Козлова «Черный омут» Задачи: 1. Образовательные: • овладение и использование разных форм соорганизации; • овладение умениями слышать и слушать друг друга; •.

Источник

Конспект «Народные заклички, приговорки, потешки, перевертыши»

Тип урока Урок открытия нового знания

Задачи: уметь анализировать, высказывать своё мнение;

развивать творческие способности детей, память, внимание, мышление;

воспитывать интерес к урокам чтения, чувства коллективизма и взаимопомощи; развивать коммуникативные навыки школьников;

— работать с толковым словарём;

— определять особенности малых жанров устного народного творчества;

— умению классифицировать произведения по жанрам;

— сравнивать произведения фольклора, находить общее и отличия;

— оценивать выразительное чтение произведения одноклассниками;

— адекватно взаимодействовать в паре.

Универсальные учебные действия Личностные (возникновение у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности )

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками ; умение оформлять свои мысли в устной форме; инициативное сотрудничество в паре в поиске и выборе информации, управление своим поведением)

Регулятивные ( умение определять и формулировать цель урока, контроль, оценка;

а) Проверка готовности к уроку.

День сегодня расчудесный

И урок наш интересный.

Потому что на уроке собрались ученики.

Эти дети не простые

Им открыть большую дверцу на уроке предстоит.

Я желаю вам успеха и удачи на пути,

Знания новые найти!

ІІ. Речевая разминка.

-С чего всегда начинаем урок литературного чтения?

( с речевой разминки) СЛАЙД 1

У Кондрата куртка коротковата..

-Прочитайте предложение медленно по слогам, четко произнося все звуки ; медленно с ударением; с ускорением; с грустной интонацией весело;

— Что сейчас прочитали?( скороговорку)

-Для чего нужны скороговорки?( Они помогают научиться чётко произносить все звуки; мы тренируем язычок, чтобы четко и правильно выговаривать все звуки).

— Попробуйте произнеси скороговорку быстро, четко произнося все звуки 3 раза без остановки.

I I I. Мотивация. Актуализация опорных знаний.

— Сегодня на уроке мы снова отправимся в удивительную страну, название которой вы отгадаете, решив ребусы. СЛАЙДЫ 2-4

А) Старинное название губ(рта) + ное = устное

Б) Синоним слова ЛЮДИ + ное = народное

В) (твори-и)+(честь-ь)+(волк-лк) = творчество СЛАЙД 5 Устное народное творчество

-Как вы понимаете слово устное?( устное – это то, что произносится, а не пишется; передаваемое из уст в уста, т.е. без записи текста. Один человек рассказывал другому: отец-сыну, бабушка-внучке и т.д. А так как текст не записывался, то каждый рассказчик мог вносить свои изменения в него, потому что рассказывал так, как запомнил, своими словами.)

— Что означают слова творчество и народное? ( Творчество от слова творить, т.е. создавать; народное, значит, что создал народ, а не кто-то один)

-Как эти произведения дошли до наших дней? (Их передавали из поколения в поколение.)

— Для чего нам нужно изучать произведения устного народного творчества? (Чтобы сохранить обычаи русского народа)

— Да, я согласна с вами. А еще народное творчество украшает нашу речь, делает ее выразительной и поэтичной.

Читайте также:  Поговорки про русские народные песни

IV. Введение в тему урока. Постановка учебной проблемы. Определение темы, цели, постановка учебной задачи.

– О чем, же мы будем говорить на уроке? Попробуйте сформулируйте тему урока.

Сегодня у нас необычный урок

О жанрах устного народного

То, что читали, повторим.

— Обозначим цель: познакомимся с малыми жанрами народного творчества и научимся их различать).

— Устному народному творчеству можно дать и другое название. Какое? (фольклор).

— Есть такая деревушка, а называется она «Фольклорушка ». Живут в ней поживают простые крестьяне. Они трудятся, любят друг – друга играют свадьбы, воспитывают детей. Всё как везде, но особенность этой деревни в том, что каждая семья хранит в своём доме различные сокровища народного фольклора и передаётся это богатство из поколения в поколение. Но они не жадничают и охотно делятся своими знаниями со всеми, кто приходит к ним с миром. Вот сейчас мы с вами и отправимся к ним в гости.

— Но перед тем, как отправиться в путь, мы должны проверить наш багаж, а это домашнее задание.

— Где мы побывали на прошлом уроке? (в музее народного творчества).

— О чем узнали? ( у каждого народа есть свои национальные костюмы, своя любимая посуда, свои игрушки…..)

— Очень приятно, что в ваших семьях бережно хранят, сами создают изделия народного творчества, значит связь поколений не потеряна. Благодаря этому, у нас в классе появилась выставка народного творчества.

Знакомство с закличками. СЛАЙД 7

— Багаж проверен. В путь. Сначала мы посетим дом Закличкиных. Здесь познакомимся с закличками, которые в деревнях знали все от мала до велика. Приступаем к исследованию. СЛАЙД 8

Когда долгое время нет дождя, то ребятишки, бегая по улице напевают и «дразнят» дождик. СЛАЙДЫ 9-10

Дождик, дождик, пуще!

Едет Ванька с гущей,

— В пасмурную же погоду поют.

Радуга-дуга, Не давай дождя, Давай солнышка. Из-за облышка!

— Перед тем, как прочитать заклички в учебнике проведем словарную работу.

а) Словарная работа СЛАЙДЫ 11-14

— Перед тем, как прочитать заклички в учебнике проведем словарную работу.

Берестечко-береста –верхний слой берёзовой коры, сделанный из бересты

Лукошко- ручная корзина из прутьев

б) Чтение закличек хором (учебник с. 94)

— Перечитайте и скажите с какой просьбой обращаются авторы закличек?

-Почему так важно было обратиться к солнышку, дождику?

( Потому что от них зависел урожай)

— С каким чувством будем читать первую закличку? (с нежностью )

— Какие слова это подтверждают? (солнышко, летечко, берестечко, горошка…)

— Прочитаем выразительно первую закличку.

— Заклички также сопровождали уличные игры и использовали в затруднительных случаях. Например: попала вода в ухо при купании. Надо попрыгать на одной ножке и прокричать: «Мышка, мышка, вылей воду на дубовую колоду!». СЛАЙД 15

Колода – предмет представляет собой бревно с выдолбленной серединой

Знакомство с приговорками СЛАЙД 16

— А сейчас нас приглашает в гости семья Приговоркиных. Любят в этой семье приговаривать, что значит говорить, делая что-нибудь. Члены этой семьи охотно согласились поделиться с вами приговорками.

б) Самостоятельное чтение приговорок (учебник с. 95)

-Какие слова Вам были непонятны? СЛАЙДЫ 17-18

Бобы-огородное растение семейства бобовых( фасоль,горох)

— А сейчас сядьте поудобнее. Представьте себе, что вы оказались около родника. Вы слышите его журчание, ощущаете свежесть, прохладу. Набираетесь сил, наполняетесь энергией. Отдохнули и готовы работать дальше.

— Найдите слова, которые звучат напевно.

Предложите свой вариант выразительного прочтения приговоки, чтобы слушатели почувствовали ласковое и доброе обращение с просьбой.

1. Знакомство с потешками

— Что значит потешать? (смешить, развлекать).

— К кому обращены потешки?

— Потешки обращены к маленьким детишкам, значит их надо читать… ( ласковым голосом, негромко, нежно, с доброй улыбкой, нараспев).

— Давайте потренируемся в выразительном чтении потешек.

в)Чтение потешек учителем ( дети следят по учебнику с.95)

г) Словарная работа

Не ворочается – не поворачивается.

д ) Выразительное чтение детьми

Ехала деревня мимо мужика Вдруг из-под собаки лают ворота …

— А почему вы смеетесь? СЛАЙД 21

-Вот такие забавные стишки народ назвал перевертышами или небылицами, потому что все в них перевернуто.

— Для чего были придуманы перевертыши(небылицы?) (чтобы ребенка успокоить, отвлечь, развеселить).

— Прочитайте перевертыши в учебнике жужжанием.

— Понравилось в деревне «Фольклорушка»? А в каком доме вам больше всего понравилось?

1.Работа в паре (на столах тексты)

2. Проверка работы. (Смайлики). СЛАЙДЫ 22-26

— Жители деревни Фольклорушка остались довольны вашей работой и говорят вам: «До новых встреч!». СЛАЙД 27

— Какой раздел мы сейчас изучаем? (Веселый хоровод)

— Мы с вами знаем, что ФОЛЬКЛОР – это живой цветок со множеством лепестков-жанров, которые очень разнообразны.

-С какими жанрами народного творчества мы познакомились на уроке?

— Какие еще жанры народного творчества вы знаете? СЛАЙД 29

Вопросы для самоконтроля

Выбери и продолжи любое предложение.

Я познакомился(ась) с видами устного народного творчества…..

Фольклор нужно изучать для того, чтобы ….

На уроке мне особенно понравилось…….

— После урока мне захотелось ….

— Своей работой на уроке я ….(доволен; не совсем доволен; недоволен, потому что…)

— Где можно применить знания полученные на уроке?

Выучить одно из произведений. Проект: книжка-малышка.

Источник

Как сделать быстро и легко
Adblock
detector