Меню

Понятия и термины в йоге

Основные понятия йоги:

АСКЕЗА — это добровольное принятие дискомфорта (физического, психологического или любого другого), а также определённые усилия, которые мы к этому прикладываем. Важный акцент на слова «добровольное» и «принятие». То есть мы не страдаем и не рассчитываем на то, что это «зачтётся». Более того, мы спокойно и смиренно это принимаем. Выделяют основные 3 типа: аскезы тела; аскезы речи и аскезы ума. Благодаря практике аскезы можно: сжигать плоды кармы, накапливать тапас, удостоиться материальных и духовных благ.

БАНДХА – это совокупность внутренних зажимов, или замков, предназначенных для удержания пранической или психической энергии внутри определённых зон тела. Выделяют 3 основные бандхи:

Произведение состоит из восемнадцати глав. Название «Бхагават-Гита» можно перевести как «Песнь Бога», или «Божественная Песнь».

ГУНЫ материальной природы (Сатва, Раджас, Тамас). Гуны в широком смысле означают – качество (свойство) из которого всё состоит. Гуны можно сравнить с тремя основными цветами (красный, синий и зелёный), которые перемешиваясь, создают все остальные цвета. Гуны определяют образ жизни, мышление и деятельность души.

Саттва-гуна («гуна благости») олицетворяет уравновешенность, гармонию, свет, радость, легкость и ясность.
Раджо-гуна («гуна страсти») олицетворяет возбуждение, энергичность, алчность, бесконечные желания и неугомонность.
Тамас-гуна /тамо-гуна/ («гуна невежества») олицетворяет тьму, разрушение, лень и безразличие.

ДХАРМА – моральный долг, правильная цель или действие, закон, благочестие. Совокупность установленных норм и правил, соблюдение которых необходимо для поддержания космического порядка.

МАНТРА – В переводе с санскрита мантра это «орудие осуществляющее акт психического влияния», своеобразный священный гимн, который требует детального воспроизведения звуков. Состоит из набора слов, слова или слога. Считается, что данный звук или набор звуков содержит большое количество энергии, и вибрация от произношения (правильнее сказать – пропевания (можно произносить мысленно)) благотворно воздействует на произносящего, а так же на всё живое (и не только живое) что находится в поле действия мантры. Для должного эффекта от мантры, её нужно повторять в течение длительного времени множество раз подряд. Количество повторов желательно сделать кратное трём: 3, 9, 18, 27. В священных писаниях рекомендуется 108 повторов (либо кратное 108). Для подсчёта количества удобно использовать специальные чётки.

МУДРА – это определенный жест (или позиция), выражающий состояние духа человека, внешнее выражение внутреннего энергетического потока и основных глубинных психологических процессов. В физическом плане мудры, выглядят как определённый набор жестов пальцами рук, реже определённое положение языка или всего тела в целом. Применяются в комплексе с асанами, праноямами, практикой концентрации и медитации.

ОМ – это самая главная и священная мантра. Считается, что образование нашей вселенной сопровождалось данным звуком. Данный слог используется как самостоятельная мантра, так же с него начинаются большинство многослоговых мантр. В классической версии считается, что пропевать данный слог нужно используя звуки А-У-М, так же встречаются варианты О-У-М и О-М. Чем длиннее протяжённость звуков в мантре при пропевании, тем сильнее энергетический эффект.

Источник

Основные понятия в йоге. О чем говорить в начальных группах, чтобы предотвратить кармические последствия? Е. Ватолина

В первые Йога упоминается в истории Руси еще в XVI веке. Считается, что рукопись «Бхагавад-Гита» была передана в дар Иоанну Грозному, и впоследствии она была переведена по указанию Екатерины II только в конце 18 века, а сам документ до сих пор хранится в архивах теперь уже МИД России.

В дореволюционной России в начале 20 века йога была больше экзотическим предметом интереса творческой интеллигенции, привнесенным из путешествий по Европе и Америке, где йога стала модным и довольно распространенным течением уже в то время. Такие книги, как «Хатха йога», «Учение йогов о психическом мире человека», «Жнани йога», «Раджа йога» и «Йога Сутры» Патанджали и авторы американец Вильяма Аткинсона и индийский философ Свами Вивеканады стали в это время наиболее известными.

В советское время на йогу обратили внимание медики, писатели, историки, журналисты и представители творческой интеллигенции. Борис Леонидович Смирнов (сокурсник Михаила Булгакова) проявлял огромный интерес к восточной философии, владел многими языками, в том числе и санскритом, перевел на русский язык множество индийских текстов, а после выхода на пенсию он полностью посвятил себя переводу «Махабхараты».

Читайте также:  Влияние йоги на психику человека

Валерий Васильевич Бродов – профессор философии и ученый – индолог стал первым председателем Ассоциации йоги СССР. Бродов изучал возможность использования практики для подготовки советских космонавтов совместно с Анатолием Николаевичем Зубковым, который считается первым признанным учителем йоги в России, который, в свою очередь, занимался йогой под руководством Шри Рам Кумар Шармы и вернувшись из командировки из Индии начал огромную работу по популяризации йоги в России.

Так что же такое йога, чем она так интересна людям по всему миру?

Если дать очень краткое определение, то йога возникла в Индии во II веке до н.э. как одна из шести ортодоксальных философско-религиозных школ Индуизма, восходящего от ведических знаний. Основателем йоги считается Патанджали, который собрал и философски обосновал все доступные в то время учения, практики и знания и письменно изложил свой труд в виде Сутр.

В Йога-Сутрах Патанджали описывает 8 этапов освоения йоги для наиболее гармоничной практики и виды йоги в следующем сочетании:

1. Яма – этические принципы йоги, ограничения во внешней деятельности, чистота внешних действий, нацеленность несоблюдение всеобщих моральных заповедей и контроль межличностных отношений :

2. Нияма – духовное стремление, ограничение помыслов, чистота внутренних действий, это не контроль, а пути; это наши качества, которые следует развивать и в которые следует направлять энергию. С освоением Ямы сознание освобождается от неправильных состояний, делается более пустым, и на место «пороков» приходят добродетели «Ниямы»

Пять основных принципов “Ниямы”:

— Шауча – чистоплотность (чистота тела, помыслов, деяний)

— Сантоша – довольство (принцип достаточности)

— Тапасья – самоограничение, самодисциплина

— Свадхъяя – самоизучение и самообразование

— Ишвара пранидхана – служение, поклонение, вера в высшие идеалы

Семь дополнительных принципов «Ниямы»:

— Нишпратидвандва – принцип Неимения противников

6. Дхарана – искусство концентрации; только после того, когда тело подготовлено практикой Асан, ум – Пранаямой, а чувства – Пратьяхарой, считается, что у йога есть возможность достичь Дхараны, очищающей нади и чакры при помощи техник сосредоточения и визуализации. Например, концентрация на материальном объекте (части тела или пламя свечи) или нематериальном (чакры).

7. Дхиана (дхьяна) – восприятие объекта концентрации; безраздельная погруженность в себя, которую духовный искатель обретает путем непрерывного сосредоточения. В переводе с санскрита этот термин означает «созерцание»

8. Самадхи – “отрешение от формы, сосредоточение на сути”, состояние равновесия, просветления, слияния с вселенной, выход за пределы чувственного восприятия. В учении Патанджали упоминается еще одно состояние «Самьяма», которое достигается одновременной практикой Дхараны, Дхъяны и Самадхи.

Для упрощения восприятия учеников восемь ступеней освоения йоги можно условно разделить на пять первоначальных (помогают преступить пределы физического тела), на которых основана Хатха-Йога, и три высших, имеющих отношение к Раджа Йоге (помогают преступить пределы ума и прийти к высшему осознанию собственного естества).

Физиология йоги основывается на таких понятиях как тело, коша, чакра и нади.

Суть развития по пути Йоги в том, чтобы понять высший духовный принцип, для этого необходимо научиться контролировать ум и постепенно отказываться от привязанности к физическому телу.

Различают пять уровней развития сознания (пять кош или оболочек человека):

Все оболочки, за исключением Анандамайя коши, связывают человека и ставят перед ним препятствия на пути освоения йоги и развития высшего «Я».

Чакры в духовных практиках индуизма считаются психоэнергетическими центрами в тонком теле человека, пересечением каналов нади, по которым протекает прана (жизненная энергия), а также являются объектами для сосредоточения в практиках йоги. Наиболее известны 8 основных чакр:

— Муладхара (половая) – основа жизни, базовые потребности, страхи;

— Свадхистана (утробная) – основа удовольствий и эмоций;

— Манипура (солнечное сплетение)– связь с социумом, физическое здоровье;

— Анахата (сердце) –понимание прекрасного, любовь к близким, бесстрашие; Вишудха (горловая) – общение, творчество, самовыражение;

— Аджна (лоб или третий глаз) – центр мудрости и воли – наиболее важная, т.к. в ней происходит слияние энергетических каналов ида и пигала. Служит для познания двойственности мира (хорошо-плохо, надо – не надо);

Читайте также:  Музыка арт для йоги

Нади – каналы энергии. Если не углубляться, то наиболее важные каналы Нади:

Сушумна – срединный канал, проходит через позвоночник и соприкасается со всеми чакрами, связан с идой и пингалой;

Ида – левый канал, лунный, прохладный, успокаивающий, женская энергия, начинается в Свадхистане и оканчивается в левой ноздре;

Пингала – правый канал, солнечный, мужская энергия, начинается чуть ниже пупка, проходит справа от Сушумны и заканчивается в правой ноздре.

Знание энергетических потоков имеет значение для всех методов и практик йоги.

В группах начального уровня занятий йогой, основным приобретаемым знанием является комплекс асан и освоение дыхательных практик. В группах обучения следует, на мой взгляд, обращать внимание на следующие основные темы:

— Бережное отношение к себе (несвоевременно и неправильно выполненная асана может нанести вред);

— Беседы с учениками по анатомии и физиологии физического тела и устройстве нервной системы, а также об энергиях (пране) – можно проводить перед выполнением асан;

— Внимание к своему питанию, режиму дня для улучшения самочувствия и улучшения жизнедеятельности. Занятия йогой меняют сложившиеся ранее режимы (беседы о вегетарианстве и аюрведе);

— Беседы по практикам очищения (Шаткармы);

— Регулярность занятий, постепенное расширение практики, усложнение поз (дисциплина и аскеза);

— Чтение йогической литературы, беседы с учениками по первоначальным основополагающим этапам йоги с примерами из жизни и из истории;

— Следование нравственным и этическим нормам (беседы в начале или конце занятия, некоторые наиболее простые для понимания основы законов кармы);

— Пение мантр, освоение элементов пратьяхары (например, шавасана) и дхарны (например, визуализации или концентрация на органах и частях тела при практиках дыхания и расслабления).

Источник

Федерация йоги России

Телефоны: 8 (495) 215-00-79 +7 (903) 766-94-26 +7 (985) 007-36-66 E-mail: yoga-rf ∂ mail.ru

Словарь терминов йоги

Хатха Йога зародилась в Индии, поэтому названия позам йоги изначально даны на санскрите – древнем индийском языке. Часто тем, кто только начинает заниматься йогой, сложно дается запоминание этих непривычных для русского уха названий. Поэтому инструктора в группах начального уровня часто называют асаны на русском языке. Не всегда это бывает точный перевод. Иногда используется вообще не перевод слова, а дается другое понятие. Рано или поздно практикующие сталкиваются с необходимостью запомнить санскритские названия асан. Например, на семинарах индийских или западных учителей йоги звучат названия поз йоги именно на этом древнем языке.

Данный словарь поможет Вам лучше понять и запомнить названия асан.

1. Санскритские числительные

Эка – один (Эка Пада Ширшасана).
Дви – два (Дви Пада Каундинасана).
Три – три (Уттхита Триконасана).
Чатур – четыре (Чатуранга Дандасана).
Панча – пять (Панча Карма).
Шат – шесть (Шат Карма).
Сапта – семь.
Ашта – восемь (Аштавакрасана).
Нава – девять.
Даша – десять.

2. Названия частей тела

Пада – стопа (Падахастасана).
Хаста – рука, кисть (Эка Хасата Маюрасана).
Ангуштха – большой палец (Падангуштха Дханурасана).
Ширша – голова (Ширшасана).
Джану – колено (Джану Ширшасана).
Бхуджа – рука, плечо (Бхуджа Пидасана).
Паршва – бок (Паршва Дханурасана).
Мукха – лицо (Гомухасана).
Карна – ухо (Акарна Дханурасана).
Джатхара – желудок (Джатхара Паривартанасана)
Ганда – щека и вся боковая часть лица (Ганда Бхерундасана)

3. Названия части, целого, геометрические фигуры

Сарва – всё (Саламба Сарвангасана).
Анга – часть (Саламба Сарвангасана).
Ардха – половина (Ардха Матсиендрасана).
Пурна – полная (Пурна Матсиендрасана)
Парипурна – завершенная (Парипурна Навасана).
Кона – угол (Упавиштха Конасана).
Мандала – окружность (Мандаласана).

4. Положение в пространстве

Паривритта – повёрнутый (Правритта Триконасана).
Паривартана – поворачиваться, крутиться (Джатхара Паривартанасана)
Випарита – обратный, перевернутый (Випарита Шалабхасана)
Сама – ровный, прямой (Самаконасана).
Супта – лёжа (Супта Вирасана).
Упавиштха – сидящий (Упавиштха Конасана).
Урдхва – вверх (Урдхва Мукха Шванасана).
Адхо – вниз (Адхо Мукха Шванасана).
Пашчима – запад (Пашчимоттанасана).
Пурва – восток (Пурвоттанасана).

Читайте также:  Лотос йога на кедрова

5. Действия с телом

Уттана – интенсивное вытяжение (Уттанасана, Пашчимоттанасана; звук «у» меняется на «о»).
Уттхита – вытянутый (Уттхита Триконасана).
Прасарита – расширенный (Прасарита Падоттанасана).
Баддха – связанный, схваченный (Баддха Конасана).
Пида – давление (Бхуджа Пидасана).
Саламба – с опорой (Саламба Сарвангасана).
Нираламба – без опоры (Нираламба Сарвангасана).
Утката – сильный (Уткатасана).
Стхити – стояние спокойно, неподвижность (Самастхити).
Лола – дрожащий, колеблющийся, раскачивающийся, подобно серьге (Лоласана).

Врикша – дерево (Врикшасана, Адхо Мукха Врикшасана)
Канда – корнеплод, узел (Кандасана)
Падма – лотос (Падмасана, Урдхва Падмасана).

9. Человеческие состояния

Раджа – владыка, король (Натараджасана, Раджа Капотасана, Эка Пада Раджакапотасана)
Гарбха – чрево (Гарбха Пиндасана).
Пинда – эмбрион (Гарбха Пиндасана)
Вира – герой (Вирасана, Супта Вирасана).
Сиддха – совершенный (Сиддхасана).
Сукха – простой, лекгий, приятный (Сукхасана)
Нидра – сон (Йога Нидрасана).
Шава, мрита – труп, мертвец (Шавасана).
Бхайрава – страшный, грозный (Бхайравасана – положение на лежа на спине с ногой за головой)
Бхерунда – страшный, ужасный (Ганда Бхерундасана)
Маха – великий
Буддха – просвятленный (Буддхасана – нога за головой с захватом рук за спиной)

10. Имена героев индийского эпоса

Вирабхадра – имя демона рождённого от гнева Шивы (Врабхадрасана 1, 2,3).
Аштавакра – мудрец, родившийся скрученным в 8-ми частях тела (Аштавакрасана).
Каундинья – мурец из рода Васиштхи (Эка Пада Каундиниасана, Дви Пада Каундиниасана).
Васиштха – легендарный мудрец (Васиштхасана).
Вишвамитра – легендарный мудрец родившийся кшатрием и ставший брахманом благодаря аскезе (Вишвамитрасана).
Маричи – имя сына Брахмы (Маричасана 1, 2, 3, 4).
Матсиендра – один из основателей хатха йоги (Ардха Матсиедрасана, Пурна Матсиендрасана).
Бхарадваджа – легендарный мудрец, отец Дроны (Бхараваджасана – скрутка почти из Вирасаны, часто дают в школе Айенгара, второй вариант – скрутка с одной ногой в полу лотосе, другой в полу Вирасане).
Вамадева – одно из имён Шивы, так же имя легендарного мудреца (Вамадевасана).
Хануман – великая обезьяна, сын Ваю (ветра) персонж Рамаяны (Хануманасана).
Тривикрама – одно из имен Вишну (викрама – шаг,поступь; в одном из воплощений Вишну в теле карлика за три шага обошел всю Землю (Супта Тривикрамасана)
Горакша – имя великого мастера хатха йоги, переводится как пастух (Горокшасана).
Галава – мудрец, ученик Вишвамитры (Галавасана, Эка Пада Галавасана).
Ручика – дед Парашурамы (Ручикасана – наклон с ногой за головой).
Дурваса – легендарный мудрец, аватара Шивы (Дурвасасана).
Кала Бхайрава – одно из имён Шивы (Кала Бхайравасана – баланс с ногой за головой, как в Вишвамитрасане)
Сканда – имя бога войны, сына Шивы (Скандасана – наклон с ногой за головой).
Кашьяпа – легендарный мудрец, сын Маричи прорадитель девов и асуров (богов и демонов) (Кашьяпасана – Вишвамитрасана с полу лотосом и захватом)
Ната – танец, танцор (Натараджасана).
Ананта – одно из имён Вишну, который возлежит на змее Шеша (Анантасана).
Валакхилья – небесные духи размером с палец (Валкхилисана – Эка Пада Раджа Капотасана с захватом за заднюю ногу)

11. Понятия, используемые в названиях Пранаямы

Пурака – вдох (наполнение)
Речака – выдох (опустошение)
Кумбхака – задержка (горшок)
Мудра – печать, знак
Бандха – оковы, замок
Мула – корень
Джала – сеть
Дхара – верхнее напряжение
Уддияна – взлет
Наули – волна
Нади – энергетические каналы
Пингала – правый канал
Ида – левый канал
Сушумна – центральный канал
Шодхана – очищать, чистить
Сурья – солнце
Чандра – луна
Бхедана – проникать, пронизывать
Ситали – прохладный
Ситкари – охлаждающая
Бхрамари – черная пчела
Вилома – против шерсти (ви – против, лома – волос, шерсть)
Анулома – по направлению
Бхастрика – кузнечные меха
Капала – череп
Бхати – сияние, сияющий
Уд – вверх
Джайя – победа
Сутра – нить
Джала – вода
Нети – очищение

Источник

Adblock
detector