Меню

Программа кружка по йоге в доу

Программа «Йога для дошкольников»

Юлия Голчина
Программа «Йога для дошкольников»

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании», Стандартом дошкольного образования, Уставом образовательного учреждения.

Основной целью программы является сохранение и укрепление здоровья, улучшение физического развития, повышение защитных функций организма и общей работоспособности детей в рамках дошкольного образовательного учреждения посредством занятий хатха-йоги.

Задачи программы:

-изучить технику выполнения асан, суставной гимнастики, гимнастики для глаз;

-формировать правильную осанку и равномерное дыхание;

-совершенствовать двигательные умения и навыки детей;

-учить детей чувствовать свое тело;

-вырабатывать равновесие, координацию движений.

-развивать морально-волевые качества, выдержку и настойчивость в достижении результатов, потребность в ежедневной двигательной активности;

-укреплять мышцы тела;

-сохранять и развивать гибкость и подвижность позвоночника и суставов;

-способствовать повышению иммунитета организма.

-воспитывать морально-волевые качества;

-воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками;

-воспитывать культуру здоровья, прививать принципы здорового образа жизни

При работе с детьми предполагается соблюдать следующие принципы:

Программа «Йога для детей»построена на обще дидактических принципах педагогики: систематичности (занятия проводятся регулярно, доступности (с учетом особенностей возраста, прогрессирования (возрастания физической нагрузки,а также принципах гуманистической педагогики: — без оценочной деятельности (освобождение детей от страха делать ошибки); — сознательности и активности (предусматривает воспитание у детей инициативы, активности, самостоятельности в решении 6 поставленных перед ними задач, умения регулировать свое психофизическое состояние); — творческой деятельности (предусматривает возможность применения ребенком знаний и умений в нестандартной, новой для себя обстановке); — сотрудничества и кооперации (дается возможность выполнять движения как самостоятельно, так и в паре с кем-то или группой); — взаимодействия с родителями (семья во многом определяет отношение детей к физической культуре, их интерес к спорту, активность и инициативу). Родители — частые гости на занятиях, они участвуют в различных совместных физических досугах и праздниках. Их постоянно информируют о состоянии физического развития детей.

В основе моей программы лежит гимнастика с элементами хатха-йоги. В отличие от других физических упражнений, имеющих динамический характер, в гимнастике хатха-йога основное внимание уделяется статическому удержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку. Большинство упражнений в хатха-йоге естественны и физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, предметы. Использование знакомых образов помогает детям ярко представить ту или иную позу, будят фантазию и воображение. Использование модифицированных для дошкольников асан является хорошей профилактикой сколиоза, простудных заболеваний. При их выполнении у детей улучшается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, укрепляются слабые мышцы, развивается гибкость, улучшается осанка.

Структура программы

Программа предназначена для занятий с детьми 4—7-летнего возраста. Срок реализации программы — 3 года: 4—5 лет — 1-й год обучения; 5—6 лет — 2-й год обучения; 6—7 лет — 3-й год обучения. Занятия учитывают физиологические параметры детей этого возраста, работоспособность и порог утомляемости организма ребенка при физических нагрузках.

Продолжительность занятия по йоге для детей 4—7 лет составляет 20—35 минут — в зависимости от возраста и физической подготовленности детей. Проводится 1 раз в неделю.Занятие состоит их 3-х частей: подготовительной, основной и заключительной.

Подготовительная часть занятия (5—7 минут)

Вариации ходьбы и легкого бега по кругу либо подвижная игра, ритмичная гимнастика, самомассаж. Задача — подготовить организм ребенка к предстоящей физической нагрузке.

Читайте также:  Йога в воронеже шакти

Разминка выполняется с умеренной нагрузкой. После разминки —отдых: необходимо снять напряжение с мышц, успокоить дыхание.

Основная часть занятия (15—20 минут)

1. Выполнение комплекса поз, обучение новым упражнениям, закрепление изученных. В этой части в форме сюжетно-ролевой игры и сказочных путешествий используются 5—6 основных асан, оказывающих общеукрепляющее воздействие на организм ребенка. В нечетные занятия проводятся статические асаны, а в четные — динамические (указаны в скобках в комплексах асан).

2. Дыхательные упражнения направлены на развитие дыхательной системы и повышение иммунитета.

3. Гимнастика для глаз (нечетные занятия) и пальчиковая гимнастика (четные занятия). Выполняется в конце основной части или в паузах для отдыха после физических упражнений с большой нагрузкой.

Заключительная часть (3—5 минут)

1. Релаксационная гимнастика. Научить детей расслабляться и приводить свой организм в первоначальное состояние с использованием мелодичной музыки со звуками природы, шумом моря, пением птиц, журчанием ручья либо спокойных сказок и рассказов.

2. Игра. На занятиях решаются задачи постепенного перевода организма ребенка в состояние готовности к другим видам деятельности. Ключевым моментом в программе является сюжетно-игровая деятельность детей, которая строится на основе сюжетно-игровой ситуации. Работа ведется в группе от 8 до 10 детей — в зависимости от возраста и года обучения.

Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста

Младший дошкольный возраст (4—5 лет).

Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды.

Основные достижения возраста связаны с развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

Старший дошкольный возраст (6—7 лет).

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Развивается воображение. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Ожидаемый результат и способы определения результативности

Ребенок будет знать

1. Способы укрепления здоровья с помощью физических упражнений (асаны, дыхательные упражнения, упражнения для глаз, самомассажа.

2. комплексы упражнений, направленные на улучшение состояния

опорно-двигательного аппарата (осанки и стоп, зрительного анализа-

тора, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма.

3. Правила здорового образа жизни.

Ребенок будет уметь использовать

1. Средства, способствующие повышению уровня физического развития и степени его гармоничности, и приемы формирования

2. Приемы, снижающие утомляемость, гипервозбудимость, повышающие психические функции (память, внимание, мышление, наблюдательность, воображение).

3. Методики оздоровительного характера для укрепления своего

Результативность освоения детьми программыосуществляется с помощью различных способов проверки:

-текущий контроль знаний в процессе устного опроса;

-текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;

-итоговый контроль умений и навыков;

-анализ медицинских карт детей;

-контрольные упражнения и тесты.

Содержание образовательной деятельности

Разминка: хождение по камушкам, бег, ходьба на носках, пятках, внутренних и внешних сторонах стопы.Цель: Подготовить организм к занятию, разогреть суставы, настроить детей на хорошее, доброе.

Разучивание поз, элементов комплекса (на первом этапе, дыхательные упражнения.

Читайте также:  Чехов йога в дружбе

Цель: формировать навыки владения своим телом, достижение общего оздоровительного эффекта

Подвижная игра; игра на профилактику плоскостопия и нарушения осанки; релаксация.

Цель: создание условия для положительного эмоционального настроя

Заключение: упражнение на расслабление всего организма.

Младший дошкольный возраст (4-5 лет)

Цель: Продолжать совершенствовать двигательные умения и навыки детей; формировать правильную осанку; сохранять и развивать гибкость и эластичность позвоночника, подвижность суставов; учить детей чувствовать своё тело во время движений; развивать умение быть организованными, поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками, продолжать учить детей дышать через нос.

Виды йоги I неделя II неделя III неделя IV неделя

Гимнастика под приговорки «Репка»

«Кто живет у нас в квартире»

«В темном лесу есть избушка»

«Прогулка»

«Я позвоночник берегу»

«Муравьи» «Гимнастика для ног»

Источник

Программа кружка «Здоровячок» с использованием оздоровительной Хатха Йоги
рабочая программа (старшая группа) по теме

Очень часто на приемах врачей различных специальностей звучат одни и те же жалобы. Детей беспокоят головные боли, головокружение, повышенная утомляемость и возбудимость, трудности при засыпании, беспокойный сон, страхи, боли в животе, вялость, частые простудные заболевания на фоне отрицательных эмоций. При тщательном обследовании выявляются нарушения осанки различной степени, несостоятельность функции внешнего дыхания и отсутствие нормального вегетативного статуса все это часто связано со стилем современной жизни, экологией, социальными проблемами. В связи с этим все более популярными становятся занятия Хатха-Йогой. Как и многие другие восточные оздоровительные системы, йога зародилась как действенное средство борьбы человека с недугами. В отличие от европейской методики ее движения не носят спортивного характера, а основаны на пластичности и не требуют больших мышечных усилий. Тем не менее вся система йоги направлена на развитие и совершенствование опорно-двигательного аппарата, всей мышечной системы, стимуляцию внутренних органов и, что особенно важно, активизацию и гармонизацию деятельности желез внутренней секреции. При правильном выполнении асан возникает субъективное чувство бодрости. Позы, воздействуя на вегетативную нервную систему, изменяют психику человека. Чередование мышечного расслабления и напряжения при выполнении комплекса вызывает чувство покоя, удовлетворенности, хорошее настроение.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Программа кружка «Здоровячок» с использованием оздоровительной Хатха-Йоги

Очень часто на приемах врачей различных специальностей звучат одни и те же жалобы. Детей беспокоят головные боли, головокружение, повышенная утомляемость и возбудимость, трудности при засыпании, беспокойный сон, страхи, боли в животе, вялость, частые простудные заболевания на фоне отрицательных эмоций. При тщательном обследовании выявляются нарушения осанки различной степени, несостоятельность функции внешнего дыхания и отсутствие нормального вегетативного статуса все это часто связано со стилем современной жизни, экологией, социальными проблемами. В связи с этим все более популярными становятся занятия Хатха-Йогой. Как и многие другие восточные оздоровительные системы, йога зародилась как действенное средство борьбы человека с недугами. В отличие от европейской методики ее движения не носят спортивного характера, а основаны на пластичности и не требуют больших мышечных усилий. Тем не менее вся система йоги направлена на развитие и совершенствование опорно-двигательного аппарата, всей мышечной системы, стимуляцию внутренних органов и, что особенно важно, активизацию и гармонизацию деятельности желез внутренней секреции. При правильном выполнении асан возникает субъективное чувство бодрости. Позы, воздействуя на вегетативную нервную систему, изменяют психику человека. Чередование мышечного расслабления и напряжения при выполнении комплекса вызывает чувство покоя, удовлетворенности, хорошее настроение. Эти и другие психологические эффекты позволяют получить такие психотерапевтические результаты, как рост самосознания, повышение устойчивости к стрессу, снижению уровня страха.

Читайте также:  Йога асаны для лица

Концентрация внимания при выполнении асан помогает оптимизировать систему сенсомоторной регуляции: чем выше концентрация внимания, тем меньше физических усилий требуется для выполнения позы и, соответственно, достаточно долгая практика улучшает способность к сосредоточению. Наиболее эффективно тренируют концентрацию внимания позы на равновесие. Люди, занимающиеся Хатха-Йогой всегда подтянуты, легки, спокойны. Поэтому в русле нашей физкультурно-оздоровительной работы мы использовали удивительную систему Хатха-Йоги, которая является «золотым ключиком», с помощью которого дети дети обретут сами себя, ибо никто не совершенен так, как дети.

Эти методики обладают рядом преимуществ перед другими видами физической активности: они не требуют больших помещений и дорогостоящего оборудования для занятий, могут проводится с любыми возрастными категориями, что дает возможность их внедрения в дошкольное учреждение

Цель работы физкультурно-оздоровительного кружка «Здоровячок»: активизировать внутренние резервы организма ребенка, воспитывать умение быть в гармонии с собой, природой и окружающим миром.

Прежде чем приступить к практическим занятиям йогой мы:

Основные принципы работы кружка

Работа кружка осуществляется при непосредственном сопровождении специалистов медико-педагогической службы (медсестра, старший воспитатель)

Элементы йоги используются нами в виде адаптированных для дошкольников гармонизирующих комплексов. С их помощью можно активизировать внутренние резервы организма, прийти к гармонии с собой, природой, окружающим миром.

Гармонизирующие комплексы это психофизиологические упражнения, адаптированные к каждому человеку, независимо от его возраста и физической подготовки. Они являются инструментом, с помощью которого каждый может строить свое здоровье.

Основой адаптационной гимнастики является гармонизирующий комплекс, в который входит определенная последовательность поз, при которой происходит плавное чередование сжатия и растяжения тканей и органов, напряжения и расслабления участков тела и всего организма. Комплекс разработан с учетом воздействия на основные системы и органы, а также на психическое, эмоциональное состояние, в результате чего достигается гармония тела и духа, что является предпосылкой здоровья.

В своей работе мы практикуем занятие с 5 лет, т. к. ребенок старшего дошкольного возраста может контролировать свое дыхание, состояние.

Учитывая время нахождения в определенной позе, задержка дыхания зависит от возраста ребенка его физических возможностей. Предлагается такое выполнение упражнений, которое не вызывает болевых ощущений, а доставляет удовольствие. Выполнение поз ребенком сопровождается вопросами: «Удобно?», «Приятно?». Оказывается помощь в расслаблении. В виде похвалы, поощрения используем поглаживания, легкий массаж, что дети очень любят.

Сочетание объяснения пользы того или иного упражнения развивают творческие способности детей. Они с удовольствием подражают и выполняют позы, без какого-либо принуждения. На занятиях дети учатся соотносить навыки и умения с тем, какое значение эти упражнения имеют для их здоровья.

Упражнения йогой включены в индивидуальную работу с детьми, в коррекционную работу по профилактике осанки и плоскостопия. Главное условие – правильность выполнения позы и выбор последовательности упражнений, что достигается внимательным и ответственным отношением к личности ребенка.

И еще не менее важное уловие – вера в успех этого самого ценного дела – создание собственного здоровья и здоровья детей.

вступительное слово инструктора, разминка

гармонизирующий комплекс: выполнение асан, дыхательные упражнения, релаксация

чтение художественной литературы, нравственные беседы, слушание музыки, рассматривание иллюстраций по теме

При проведении занятий воспитателю необходимо помнить основные правила:

Источник

Adblock
detector