Меню

Программа йога для детей в детском саду

Программа «Йога для дошкольников»

Юлия Голчина
Программа «Йога для дошкольников»

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании», Стандартом дошкольного образования, Уставом образовательного учреждения.

Основной целью программы является сохранение и укрепление здоровья, улучшение физического развития, повышение защитных функций организма и общей работоспособности детей в рамках дошкольного образовательного учреждения посредством занятий хатха-йоги.

Задачи программы:

-изучить технику выполнения асан, суставной гимнастики, гимнастики для глаз;

-формировать правильную осанку и равномерное дыхание;

-совершенствовать двигательные умения и навыки детей;

-учить детей чувствовать свое тело;

-вырабатывать равновесие, координацию движений.

-развивать морально-волевые качества, выдержку и настойчивость в достижении результатов, потребность в ежедневной двигательной активности;

-укреплять мышцы тела;

-сохранять и развивать гибкость и подвижность позвоночника и суставов;

-способствовать повышению иммунитета организма.

-воспитывать морально-волевые качества;

-воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками;

-воспитывать культуру здоровья, прививать принципы здорового образа жизни

При работе с детьми предполагается соблюдать следующие принципы:

Программа «Йога для детей»построена на обще дидактических принципах педагогики: систематичности (занятия проводятся регулярно, доступности (с учетом особенностей возраста, прогрессирования (возрастания физической нагрузки,а также принципах гуманистической педагогики: — без оценочной деятельности (освобождение детей от страха делать ошибки); — сознательности и активности (предусматривает воспитание у детей инициативы, активности, самостоятельности в решении 6 поставленных перед ними задач, умения регулировать свое психофизическое состояние); — творческой деятельности (предусматривает возможность применения ребенком знаний и умений в нестандартной, новой для себя обстановке); — сотрудничества и кооперации (дается возможность выполнять движения как самостоятельно, так и в паре с кем-то или группой); — взаимодействия с родителями (семья во многом определяет отношение детей к физической культуре, их интерес к спорту, активность и инициативу). Родители — частые гости на занятиях, они участвуют в различных совместных физических досугах и праздниках. Их постоянно информируют о состоянии физического развития детей.

В основе моей программы лежит гимнастика с элементами хатха-йоги. В отличие от других физических упражнений, имеющих динамический характер, в гимнастике хатха-йога основное внимание уделяется статическому удержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку. Большинство упражнений в хатха-йоге естественны и физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, предметы. Использование знакомых образов помогает детям ярко представить ту или иную позу, будят фантазию и воображение. Использование модифицированных для дошкольников асан является хорошей профилактикой сколиоза, простудных заболеваний. При их выполнении у детей улучшается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, укрепляются слабые мышцы, развивается гибкость, улучшается осанка.

Структура программы

Программа предназначена для занятий с детьми 4—7-летнего возраста. Срок реализации программы — 3 года: 4—5 лет — 1-й год обучения; 5—6 лет — 2-й год обучения; 6—7 лет — 3-й год обучения. Занятия учитывают физиологические параметры детей этого возраста, работоспособность и порог утомляемости организма ребенка при физических нагрузках.

Продолжительность занятия по йоге для детей 4—7 лет составляет 20—35 минут — в зависимости от возраста и физической подготовленности детей. Проводится 1 раз в неделю.Занятие состоит их 3-х частей: подготовительной, основной и заключительной.

Подготовительная часть занятия (5—7 минут)

Вариации ходьбы и легкого бега по кругу либо подвижная игра, ритмичная гимнастика, самомассаж. Задача — подготовить организм ребенка к предстоящей физической нагрузке.

Разминка выполняется с умеренной нагрузкой. После разминки —отдых: необходимо снять напряжение с мышц, успокоить дыхание.

Основная часть занятия (15—20 минут)

1. Выполнение комплекса поз, обучение новым упражнениям, закрепление изученных. В этой части в форме сюжетно-ролевой игры и сказочных путешествий используются 5—6 основных асан, оказывающих общеукрепляющее воздействие на организм ребенка. В нечетные занятия проводятся статические асаны, а в четные — динамические (указаны в скобках в комплексах асан).

Читайте также:  Студия йоги романа шаповала

2. Дыхательные упражнения направлены на развитие дыхательной системы и повышение иммунитета.

3. Гимнастика для глаз (нечетные занятия) и пальчиковая гимнастика (четные занятия). Выполняется в конце основной части или в паузах для отдыха после физических упражнений с большой нагрузкой.

Заключительная часть (3—5 минут)

1. Релаксационная гимнастика. Научить детей расслабляться и приводить свой организм в первоначальное состояние с использованием мелодичной музыки со звуками природы, шумом моря, пением птиц, журчанием ручья либо спокойных сказок и рассказов.

2. Игра. На занятиях решаются задачи постепенного перевода организма ребенка в состояние готовности к другим видам деятельности. Ключевым моментом в программе является сюжетно-игровая деятельность детей, которая строится на основе сюжетно-игровой ситуации. Работа ведется в группе от 8 до 10 детей — в зависимости от возраста и года обучения.

Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста

Младший дошкольный возраст (4—5 лет).

Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды.

Основные достижения возраста связаны с развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

Старший дошкольный возраст (6—7 лет).

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Развивается воображение. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Ожидаемый результат и способы определения результативности

Ребенок будет знать

1. Способы укрепления здоровья с помощью физических упражнений (асаны, дыхательные упражнения, упражнения для глаз, самомассажа.

2. комплексы упражнений, направленные на улучшение состояния

опорно-двигательного аппарата (осанки и стоп, зрительного анализа-

тора, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма.

3. Правила здорового образа жизни.

Ребенок будет уметь использовать

1. Средства, способствующие повышению уровня физического развития и степени его гармоничности, и приемы формирования

2. Приемы, снижающие утомляемость, гипервозбудимость, повышающие психические функции (память, внимание, мышление, наблюдательность, воображение).

3. Методики оздоровительного характера для укрепления своего

Результативность освоения детьми программыосуществляется с помощью различных способов проверки:

-текущий контроль знаний в процессе устного опроса;

-текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;

-итоговый контроль умений и навыков;

-анализ медицинских карт детей;

-контрольные упражнения и тесты.

Содержание образовательной деятельности

Разминка: хождение по камушкам, бег, ходьба на носках, пятках, внутренних и внешних сторонах стопы.Цель: Подготовить организм к занятию, разогреть суставы, настроить детей на хорошее, доброе.

Разучивание поз, элементов комплекса (на первом этапе, дыхательные упражнения.

Цель: формировать навыки владения своим телом, достижение общего оздоровительного эффекта

Подвижная игра; игра на профилактику плоскостопия и нарушения осанки; релаксация.

Цель: создание условия для положительного эмоционального настроя

Заключение: упражнение на расслабление всего организма.

Младший дошкольный возраст (4-5 лет)

Цель: Продолжать совершенствовать двигательные умения и навыки детей; формировать правильную осанку; сохранять и развивать гибкость и эластичность позвоночника, подвижность суставов; учить детей чувствовать своё тело во время движений; развивать умение быть организованными, поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками, продолжать учить детей дышать через нос.

Читайте также:  В володей начальная йога в триедином восприятии

Виды йоги I неделя II неделя III неделя IV неделя

Гимнастика под приговорки «Репка»

«Кто живет у нас в квартире»

«В темном лесу есть избушка»

«Прогулка»

«Я позвоночник берегу»

«Муравьи» «Гимнастика для ног»

Источник

Хатха-Йога для дошколят
рабочая программа по физкультуре (подготовительная группа)

Программа кружка по Хатха-Йоге для детей подготовительной к школе группы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МКОУ «Морозкинская ООШ»

Хатха – йога для дошколят

Программа кружка для работы с детьми

Срок реализации программы – 2 года.

Все лучшее, что есть в нашем обществе оно стремиться отдать детям. Сегодня они составляют почти треть населения Земли, и забота об их будущем является одной из основных задач государства.

Здоровье детей – это будущее страны. Однако здоровья не существует само по себе, его нужно постоянно укреплять, сохранять и улучшать. В современном мире, при такой экологии и социальных условиях неуклонно уменьшается число здоровых детей, растет число детей, страдающих заболеванием сердечно сосудистой системы, органов чувств и опорно-двигательного аппарата.

Проведя в нашем детском саду медицинский осмотр и выявив большое количество детей, имеющих нарушение осанки, уплощение стопы, плоскостопие (количество детей с этим диагнозом увеличивалось год от года). Мы искали пути работы по профилактике и коррекции осанки и плоскостопия и решили обратиться к Хатха-йоге.

Гимнастика с элементами хатха-йоги доступна детям дошкольного возраста. В отличие от других физических упражнений, имеющий динамический характер, в гимнастике хатха-йоги, основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку.

Занятие хатха-йогой для детей – это профилактика сколиоза, астмы, простудных заболеваний.

Дети становятся спокойнее, добрее, у них появляется уверенность в своих силах. Йоговские упражнения требуют особую сосредоточенность, это развивает у детей внимание и усидчивость, организованность, воображение, волевые качества детей. Улучшается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, организм очищается от шлаков, снимается усталость, укрепляются слабые мышцы, развивается гибкость, улучшается осанка.

Большинство упражнений в хатха-йоге естественны, физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, определённые положения людей, предметы. Использование знакомых образов животных, птиц помогают детям представить ту или иную позу (будят фантазию и воображение).

Хатха-йога проводится на основе взаимного доверия, понимания и интереса, с учётом индивидуальных особенностей и возможностей детей.

Главная задача оздоровительной гимнастики: формирование навыков здорового образа жизни и укрепления здоровья детей.

Цель программы: Научить детей заботиться о своём здоровье с помощью специальных упражнений и правил индивидуального поведения, направленных на поддержание чистоты тела. Формировать потребность в ЗОЖ.

1. Повышение уровня физического, психического здоровья детей.

2. Снижение количества дней, пропущенных одним ребенком по болезни.

3. Увеличение доли детей, вовлеченных в профилактические мероприятия.

4. Усвоение программы.

5. Нормализация статистических и динамических функций организма, общей и мелкой моторики.

6. Положительный результат темпов прироста физических качеств.

7. Повышение активности родителей в совместной работе по укреплению здоровья детей.

Краткая характеристика структуры программы.

Программа составлена для работы с детьми старшего и подготовительного к школе дошкольного возраста (с сентября по май месяц).

Курс хатха-йоги рассчитан на девять месяцев и включает пятнадцать сменяющихся учебных комплексов, а так же беседы о здоровом образе жизни. Занятия проводятся два раза в неделю от 15 до 45 минут. Общее количество 74 часа в год.

Читайте также:  Йога для лица курсы

Требования к условиям проведения занятий.

Для занятий нужно выбрать ровную, твёрдую поверхность, лучше на полу, застеленном ковриком. Место занятия должно быть хорошо проветренным, температура не ниже + 17.

Должна быть лёгкой, не стеснять движений и хорошо пропускать воздух. Можно заниматься без майки и босиком.

Гимнастикой хатха-йога можно заниматься утром перед завтраком, вечером или днём перед едой. Занятия увеличивать постепенно по времени от 15 до 45 минут.

Структура занятий с детьми.

Основу занятий составили комплексы из статических упражнений и упражнений на растяжку. Каждое занятие состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной.

Подготовительная часть: Подготовить организм к занятию, настроить детей на хорошее, доброе. Разогреть суставы.

Основная часть: Вначале разучивается комплекс статистических упражнений, в котором уделяется внимание каждому движению, при выполнении позы. Выполнять позу правильно, но без напряжения. Позу держать рекомендованное время. Дыхание свободное, спокойное, ровное. Предложить ребёнку представить мысленно, на кого похожа поза – на животное, птицу или предмет. Это придаёт эмоциональный настрой и поможет ребёнку быстрей освоить позу.

Заключительная часть: Основная задача части научить детей расслабляться и приводить свой организм в первоначальное состояние. Поэтому последние физические упражнения (поза) в хатха-йоге – упражнения на расслабление. Самое удобное положение для расслабления – лёжа на спине. Можно расслабляться и сидя (поза кучера). Чтобы достичь полного отдыха, мышечного расслабления, необходимо концентрировать внимание на спокойном дыхании. На медленном выдохе, расслаблять мышцы всего тела. Важен этап выхода из расслабления: спокойно сделать вдох и выдох полным дыханием, пальцы соединить в замок и поднять над головой, хорошо потянуться всем телом, опустить руки, спокойно сесть, вытянув ноги и снова потянуться. Улыбнуться, мысленно пожелать всем здоровья, хорошего настроения, добра и радости.

Методическое обеспечение программы :

Занятия по данной программе состоят из практической деятельности детей.

Работа с родителями:

1. Установка на совместную работу родителей с воспитателем.

2. Консультации, круглые столы, инд. беседы, семинары, мастер-классы.

3. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

4. День открытых дверей, организация совместных дел.

5. Повышение внимания родителей к вопросам здоровья, питания, рациональной двигательной активности.

Первый год обучения.

1. Научить детей заботиться о своем здоровье, правильно и красиво выполнять упражнения комплексов.

2. Совершенствовать основные виды движения.

3. Выработать правильную осанку, развивать опорно-двигательный аппарат.

4. Учить правильному дыханию, уметь расслабляться, сосредотачиваться, контролировать свои эмоции.

5. Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание заниматься физическими упражнениями.

По окончании 1-го года обучения дети должны знать:

-значение гимнастики в укреплении здоровья,

-принципы правильного дыхания при выполнении упражнений;

— сохранять положение правильной осанки в детском саду и дома с напоминаниями взрослых,

-соблюдать правила безопасности на занятии,

— проверять осанку у стены.

-Знакомство с асанами йоги

-Гармония вокруг нас

Второй год обучения.

Цель: Учить правильно выполнять дыхательные упражнения и упражнения на расслабление, самомассаж; Самостоятельно выполнять игры-тренинги на приобретение навыков общения, наблюдательности, внимания, самостоятельности, фантазии, активности

Научить детей осознанно заботиться о своем здоровье, терпеливо и добросовестно выполнять все упражнения комплексов.

2. Развивать мышечный корсет, укрепить опорно-двигательный аппарат.

3. Дать знания о сердечнососудистой системе человека. Адаптация к физическим нагрузкам с учетом пола и возраста ребенка.

4. Воспитывать любовь к физической культуре, самостоятельно выполнять упражнения дома, умение радоваться успехам.

5. Формирование новых двигательных навыков.

-Возможности нашего организма.

-Игры в «Пиктограммы»

— Показательные выступления перед родителями

Источник

Adblock
detector