Меню

Пропорции дыхания в йоге

Пропорции дыхания в пранаяме

По поводу отсчета дыхания при вдохе, задержке и выдохе вы можете встретить массу рекомендаций в текстах. Обычно тексты делят освоение пранаямы на три уровня. Говорится, что на низшем уровне повышается огонь в теле и выделяется пот, на среднем возникает сильная вибрация, а на самом высоком – состояние легкости. Однако тексты в действительности дают разные критерии количества счетов. Высшим, например, в «Гхеранда-самхите» считается 24-64-48.

Согласно «Джогпрадипике» «матры» (отсчеты) при дыхании не только отличаются, но одни предназначены для тех, кто практикует согласно Ведам, а другие – согласно Тантрам. Согласно Ведам, высший уровень в сахита-пранаяме 8-19-9, а согласно Тантрам – 25-50-25. «Вивека-мартанда», как и ряд других текстов, дают вот такие предписания:

«Вначале она имеет двенадцать мер (то есть 12–16–10), затем – вдвое больше (24–32–20), а лучшая имеет втрое больше (36–48–30). Благодаря начальной пранаяме выступает пот, средней – тело начинает трясти, а высшей – достигается неподвижность. Поэтому пусть йогин контролирует воздух». (107-108)

Очевидно, в последнем варианте есть некая связь с солнечными, лунными и огненными калА (лучами энергии). Но я думаю, что какие бы предписания тексты ни давали, ориентироваться надо на другое. Первое, что необходимо – это понять, почему тексты рекомендуют использовать мысленное повторение мантры в качестве отсчета и какая существует связь между мантрой и дыханием. Дело в том, что дыхание и звук имеют одно происхождение, они оба происходят из вибрации, спанданы, которая в нас проявляется, например, в виде пульса и др. Если мы хотим, чтобы пранаяма нам принесла полноценную пользу, то во время пранаямы нам надо учиться слушать себя. Нам не нужно насильно давить на свои возможности вдоха, задержки или выдоха, тем более, не стоит стараться сразу достичь пропорции 24-64-48. Надо полностью поменять свое отношение к тому, что считается жизненной энергией и ее проявлением в виде дыхания и других функций, и точно так же к мантре. Не случайно в Ведах существуют гимны, посвященные Пране – как божественной силе и самому Брахману. И как мы можем давить на то, что является абсолютным? То же самое и с мантрой: мантра – это духовное тело Божества, это само Божество.

Мы можем прану воспринимать на уровне жизненных функций или Божество на уровне мурти, но это только проявления этой высшей силы, а надо учиться видеть, что находится за формой. Но мы должны внимательно относиться и к форме, через нее Высшее дает нам сигналы, оно нас учит. Ученик – это не тот, кто навязывает, а тот, кто учится воспринимать, это и есть практикующий. Просто внешний мир учит нас все захватывать, брать штурмом, и мы часто автоматически эту склонность распространяем и на духовную практику. Надо попытаться при практике любой пранаямы всегда направлять свое внимание на то, чтобы себя «отпустить», оставить «ожидания» в долгой задержке, чтобы отчитаться перед кем-то, что вот, мол, я достиг.

Тексты говорят, что надо очень осторожно день ото дня, очень аккуратно наращивать длину одновременно и вдоха, и выдоха, и задержки. Безусловно, вы можете, как многие и рекомендуют, сначала начать делать равные пропорции: 1-1-1, потом 1-1-2, потом 1-2-2, далее 1-3-2 и перейти к 1-4-2. Затем можно наращивать количество в этой схеме 4-16-12, постепенно идти дальше к 5-20-10 и т.д. Но я бы все эти схемы, которые хоть и дисциплинируют и «задают курс», все-таки рекомендовал бы воспринимать на фоне главной цели. Главное – растворить свое сознание в спанде (анахата-нада), исходящей изнутри, надо, чтобы и ваша мантра поглотилась источником своего же происхождения (анахата). Одним словом, цель – принять себя, свою природу, воспринять себя как вечный Атман, в котором растворяется и сознание, и мантра, и чувства, и даже Божество, как «сагуна». Тогда пранаяма реально очистит нади, избавит от многих дефектов и т.д.

В связи с этим, вопреки распространенным описаниям пранаямы во многих текстах, что пранаяма с мантрой выше пранаямы без мантр, есть и другие интерпретации, я хотел бы привести пример. В «Девибхагавата-пуране» говорится, что пранаяма бывает шести разновидностей:

धारयेत्तत्र चात्मानं धारणां धारयेद्‌बुधः ।
सधूमश्च विधूमश्च सगर्भश्चाप्यगर्भकः ॥
सलक्ष्यश्चाप्यलक्ष्यश्च प्राणायामस्तु षड्‌विधः ।
प्राणायामसमो योगः प्राणायाम इतीरितः ॥

Если вернуться к теме отсчета, то я даже получал такие рекомендации, как использовать ритм при повторении мантры, так уму легче погрузиться в мантру. Так проще погрузиться, потому что если это только отсчет числами, мы не увидим ничего духовного в практике пранаямы, а ведь пранаяма устраняет мирское состояние ума. Ритм наподобие той теории, как, например, есть теория чхандаса в санскритской поэтике, ритм захватывает ум. Я думаю, что при практике использования «матр» отмеривания дыхания все примерно так, как если вы едете на машине к какому-то пункту назначения, но где-то, допустим, образовалась пробка. Тогда вы, может, ищете другой путь, чуть длиннее или короче, но вы идете к тому же назначению. Во время практики есть основные ориентиры, но какие-то временные небольшие отклонения допустимы, если вам ощущения подсказывают, что они нужны.

Читайте также:  Программа живи йога для полных

Источник

Синхронное дыхание йоги в практике асан

Дыхание есть сущность йоги, потому что это суть нашей жизни. А йога – это просто жизнь, сказал Шири Кришнамачарью, известный как «отец современной йоги», учитель В.К.С Айенгара, Р.Джойса, Т.К.В. Десикачара, С.Рамасвамегои А.Г. Мохан.

Известный индийский мистик Хазрат Инайят Хан описывает такой парадокс, что даже для особ, которые не имеют специального медицинского оборудования ясно, что можно остановить функционирование всего механизма тела, если перестать дышать. Это означает, что в идеальном состоянии не было бы организма, отсутствие воздуха в легких делает его трупом. Другими словами, элемент жизни в теле, то, что делает его живым – правильное дыхание в йоге. Но мало кто из живущих людей знает и задумывается об этом факте. Мы живем день за днем, работаем, заняты повседневными заботами, гоняемся и придумываем себе стимулы, забывая основной принцип жизни.

Когда кто-то говорит: «Молитва важная вещь», люди думают: «Да, может быть». Когда другие говорят: «Медитация есть», ответ будет такой: «Да, что-то в этом есть».

Но если кто-то скажет: «Дыхание во благо – это великая тайна», то ответ будет: «Почему? Я никогда так не думал. Так ли это на самом деле?».

Йога и дыхание

Хорошо известный учитель йоги Марк Уитуэлл, говорил, что он удивлен, что работа с дыханием, которой научил «учитель учителей» — Кришнамачарью, не отражена в популярных стилях йоги. Марк говорил: «Мы выполняем асаны, ориентируясь на дыхание при занятиях йогой, а не иначе». Он также отмечает, что центральной характеристикой практики асан является освобождение дыхания. Можно выбрать гимнастический путь в выполнении асан, то это уже будет не йога, а спорт.

Самое важное в практике асан — это научиться регулировать и правильно работать с воздухом.

Многие из современных учителей, преподающих йогу в различных центрах, контролируя воздух при занятиях йогой, ограничиваются заявлениями: «Дышите», «Не задерживайте дыхание!», «Ровно, тихо, спокойно дышите…», но этого не достаточно, чтобы использовать его потенциал полностью.

Практика йоги — это целенаправленная система, когда весь организм действуют вместе. Сриватза Рамасуоми в 2009 году в своем интервью о практике асан по традиции Шри Кришнамачарью говорил, что движения надо делать медленно, оно должно быть ровное и правильное. Каждое движение в йоге должно быть синхронизировано с дыханием, а ум следовать за ним, благодаря чему все три показателя совершаются в идеальной гармонии. Объединение тела и ума происходит через воздух в легких, которые можно сравнить с упряжью.

Осознание дыхания

Для того, чтобы выполнить все, что сказано Кришнамачарью, в полном объеме и синхронизировать действие тела и ума, сначала надо повысить самосознание практикующего. Одним из способов повышения осведомленности о том, как правильно дышать — это выполнения Шавасаны (положение трупа). Практик занимает расслабленную позу, ложась так, чтобы руки и ноги были симметричны относительно позвоночника, и ему было комфортно.

Три категории классического дыхания

1 Время

Поверхностное или глубокое? Длинное или короткое? Вдохи длиннее выдохов или выдохи длиннее вдохов? Есть ли паузы в дыхании, если да, то какие и появляются они после вдохов или после выдохов?

2 Место

Осуществляется ли равномерно через правую и левую ноздрю? Ровно ли заполняется воздухом правое и левое легкое? Какая часть туловища после вдоха открыта больше всего.

3 Форма

Оно ровное, однородное или жесткое, неровное? Мягкое, спокойное или скорее твердое? И т.д.

Дыхание в йоге для начинающих начинается с наблюдения. Для многих людей, наблюдение является большой проблемой. После того, как процесс наблюдения изучен и проработан, его надо перенести на практику асан, для такого же внимательного ежедневного рассмотрения. Выполняя асаны, необходимо внимательно присмотреться к различным позициям и как они влияют на пранаяму. Посмотрите, в каких местах ограничено, а в каких вы свободно дышите. В каком положении, или при каком движении у вас оно лучше, в каком — хуже.

После пассивного самосознания, необходимо начать синхронизацию с движением.

Каким способом дышать

Выполняя йоговское упражнение, многие люди дышат неправильно. Ошибки дыхательного процесса могут привести не только к хронической напряженности в теле, но и проблемам в сердечно-сосудистой и нервной системе. А при выполнении регулярных занятий в течение многих лет — к серьезной дисфункции организма.

Брюшное дыхание

Это первая разновидность дыхания в йоге, которому надо научиться. Живот заполняется воздухом сам и расширяется, а во время выдоха уменьшает свой объем и утягивается в сторону спины.

Практиковать такое лучше всего в положении лежа на спине.

Положение лежа на спине является более активным процессом дыхания, с точки зрения гравитации, а выдох расслабляет тело и расслабляет дыхание, чтобы живот просто опал.

Необходимо практиковать этот вид до тех пор, пока он не станет естественным и легким. После этого перейти к брюшному дыханию в положении сидя. Здесь сила тяжести действует по-другому — вдох более пассивный процесс, а выдох можно легко инициировать прижатием живота к спине (этот тип дыхания используется в технике капалабхати и бхастрике). Механизм действия такого анатомического дыхания заключается в следующем:

Читайте также:  Кундалини йога при простуде

Со вдохом диафрагма уменьшается за счет уменьшения пространства в брюшной полости и живот открыт и заполнен, чтобы органы могли оставаться расслабленными.

Брюшной вид очень расслабляющий, успокаивающий, поэтому рекомендуется в случае возникновения проблем с засыпанием. Это единственное йогическое дыхание, которое корректирует ошибки. Надо практиковать до тех пор, пока техника не будет усвоена полностью, и только затем осваивать другие виды.

После того, как будут освоены два типа брюшного дыхания (тогда и только тогда) можно переходить к практике другого вида.

Грудное диафрагмальное дыхание

Для того, чтобы практиковать этот вид:

После того, как вы изучили и эту разновидность, можно перейти к полному, которое включает два типа, описанные выше. Т.К.В. Десикачар предлагает работать следующим образом:

Синхронизация движений с вдохами и выдохами

При выполнении асан максимально используют такой потенциал как вдохи и выдохи.

Потенциал вдохов — удлинение расширения позвоночника и грудной клетки. В более широком контексте — открытие и активирование тела и разума. Потенциал выдоха — расслабление мышц, облегчающее выполнение наклонов и поворотов, а людям тучным, выполнение всех позиций, или закрытие, успокоение, подчинение силам гравитации.

Т.К.В. Десикачар об этом пишет: Основное правило связи с движением простое: когда сжимается тело — выдыхайте, когда открывается — вдыхайте. Не дышите необдуманно, а убедитесь, что процесс инициирует движение. Длина выдоха и вдоха будет определять скорость движения.

Дыхание инициирует движение

Такие действия позволят избежать конфликта между движением и дыханием, а также максимального воздействия дыхания на тело, и удержать ум в состоянии концентрации и осознанности.

Очень легко данный способ слаженной работы движений и дыхания можно проследить на примере простого поворота туловища:

Источник

Дыхательная йога

Д ыхательная йога сродни искусству медитации. Здесь не требуются большие физические нагрузки, и при этом эффект от выполнения дыхательных упражнений велик. Он не менее важен для тела и психики человека, чем занятия асанами. Поэтому в статье мы рассмотрим, что такое дыхательная йога и из чего она состоит.

Виды дыхательной йоги

Что мы привыкли понимать под видами дыхательной йоги? Пранаяму: это практика сознательного контроля и управления дыханием. К отдельному виду дыхательной йоги можно было бы отнести полное йоговское дыхание, если бы и его иначе не называли «пранаямическим», т. к. и здесь так же, как во всех видах пранаям, йог управляет дыханием. Оно перестаёт быть неосознанным, как это происходит у обычных людей. Оно полностью контролируется йогом. Когда практик достигает такого уровня мастерства, даже кумбхака становится такой же привычной, как выполнение 32-х фуэте для балерины. Это делается настолько непринуждённо, что сознательный контроль ослабевает (вернее, то, что мы склонны понимать под контролем, — собранность, максимальную сосредоточенность на выполнении всех фаз практики).

Вместо этого приходит глубокое познание техники, которая становится образом жизни. То, как вы дышите сейчас, — это ваше непроизвольное дыхание, в то время как для йога его непроизвольным дыханием после долгих лет практики становится йоговское дыхание, гораздо более глубокое и всеобъемлющее, чем повседневное дыхание обычного человека.

Три вида дыхания

Давайте рассмотрим процесс дыхания обычного человека. Из чего он состоит? Мы уже сказали, что главная характеристика такого дыхания — это его неосознанность. Это факт психологический. А как насчёт физиологии? И тут средний житель не преуспел. В отличие от практикующего йогу, среднестатистический человек дышит, наполняя воздухом какой-то один отдел лёгких — верхний, средний или нижний. Иногда бывает, что идёт совмещение верхнего и среднего отделов, но практически никогда не включаются в работу все три отдела во время одного цикла дыхания. В йоговском дыхании этот недостаток устранён, и йог использует и наполняет лёгкие полностью; отсюда и название «полное йоговское дыхание».

Три вида дыхания современного человека — ключичное, грудное и брюшное. Что происходит во время дыхания одним из этих способов?

Ключичное дыхание самое поверхностное. Во время такого дыхания воздух наполняет лишь верхнюю часть лёгких, при этом поднимаются плечи, и в работу включены ключицы и рёбра. Легко догадаться, что поступление воздуха при ключичном дыхании минимально, он не доходит до альвеол, и, следовательно, большая часть полученного воздуха вообще не используется организмом по назначению. Он даже не участвует в газообмене, кислород не усвоен и на выдохе будет выведен из организма.

Грудное дыхание несколько лучше, чем ключичное. Воздух проходит чуть дальше, заполняя средний отдел лёгких, но всё-таки оно не полное. В работу включён грудной отдел, расширяется грудная клетка и поднимаются плечи. Этот тип дыхания характерен для стрессовых ситуаций, когда нет возможности вдохнуть полной грудью, человек скован, а дышать надо. Вот так однажды закреплённая привычка продолжает нас сопровождать и тогда, когда нет никакой нужды в неполноценном, «вынужденном» дыхании.

Читайте также:  Йога в гамаках во время месячных

Брюшное дыхание наиболее правильное и естественное из трех видов, т. к. только в этом типе дыхания «второе сердце» человека, диафрагма, приступает к работе. Диафрагма меняет положение, она движется, поэтому изменяется объём грудной полости: она увеличивается и уменьшается. Снимается напряжение с сердечной мышцы, что облегчает работу сердца. Этот вид дыхания раскрепощает психику человека, т. к. плечи автоматически опускаются, расслабляются грудные мышцы, что способствует состоянию релаксации. Также верно будет и следующее: если вы опустите плечи, сядете и начнёте дышать, тем самым вы включите процесс брюшного дыхания.

Дыхательная система йогов

Дыхательная система йогов существует со времён Патанджали. С его именем связывают возникновение йоги как отдельного самостоятельного учения. В сутрах Патанджали обозначил 8 ступеней практики йоги: четыре нижние — базовые — и четыре верхние, связанные с практикой ментальных состояний, достижением самадхи.

Пранаяма как система дыхания стоит на четвертой ступени, являясь водоразделом между нижними ступенями и высшими. И это не случайно. Её функция выходит за рамки чисто физиологической, связанной с укреплением организма. Дыхание в первую очередь отвечает за психические и ментальные процессы в организме, поэтому такое большое внимание ему придают в практике медитации, т. е. на стадиях практики высшей йоги —дхьяны. Йогическая дыхательная система состоит из практики пранаям и полного йоговского дыхания.

Практика пранаямы. Четыре этапа:

Среди них кумбхака является определяющей составляющей, характеризующей пранаяму. Кумбхака — это задержка дыхания, которая выполняется на вдохе и выдохе. Задержка дыхания может варьироваться по времени от 3 секунд до 90. Йоги выполняют и более длительные задержки дыхания, но на первых стадиях освоения новой методики дыхания лучше придерживаться заданных параметров.

Дыхательная йога для начинающих

Тем, кто хочет практиковать, рекомендуется освоить дыхательную йогу для начинающих. Она будет состоять из полного йоговского дыхания плюс базовых пранаям.

Как было сказано выше, в полном йоговском дыхании используются все три вида дыхания — брюшное, грудное и ключичное. Вдох начинается с брюшного отдела, затем воздух наполняет грудной и, в последнюю очередь, ключичный отдел. На выдохе идёт обратный процесс. Сначала выдыхает ключичный отдел, и в последнюю очередь — брюшной.

Дыхательная гимнастика йогов

Из описанных практик состоит дыхательная гимнастика йогов. Пранаяма предусматривает практику дыхания из положения сидя. Желательно, чтобы вы находились в Падмасане, Сиддхасане или Ваджрасане. Это наиболее удобные позы для практики пранаямы. Ваше тело стабильно, позвоночник выпрямлен, энергия направлена вверх от основания позвоночника к макушке; она не теряется, уходя вниз, в ноги, как могло бы происходить, если бы вы сидели на стуле или стояли.

Поэтому, какой бы неудобной ни казалась асана сидя, старайтесь сразу привыкать выполнять практику, сидя на полу в одной из этих поз. Через несколько недель вы освоитесь и осознаете, что в положении сидя на полу выполнение пранаямы наиболее эффективно.

Польза дыхательной гимнастики йогов

В этом списке обозначены некоторые наиболее важные физиологические аспекты влияния пранаямы и полного дыхания на организм человека. Существуют ещё и духовные аспекты практики. Они не менее важны, чем физические.

Практика концентрации при выполнении дыхательной гимнастики йогов

Во время выполнения пранаямы мыслительный процесс стабилизируется, человек учится концентрироваться. Во время практики пранаямы это гораздо проще сделать, сосредоточив внимание на процессе вдоха и выдоха, наблюдая за дыханием. Мысли приводятся к одному знаменателю, вы готовитесь выполнять и более сложные медитации.

Концентрация на чём-либо, будь то какой-то объект или процесс дыхания, — это первая ступень практики медитации. Вы ещё не сливаетесь с объектом медитации, и ваше сознание полностью присутствует, но вы учитесь больше осознавать себя, своё тело, физические и психические процессы, происходящие в нём.

Нужно учиться собирать ум в одну точку. Обычно он занят множеством дел. «Мультитаск» — любимое занятие нашего ума. Однако эта привычка далеко не самая эффективная для тех, кто хочет изучить многое и, прежде всего, самого себя. Так что лучше начать практиковать технику направленного внимания. Это позволит вам лучше сосредоточиться на поставленных задачах, включая практическую деятельность. Фокус внимания станет острей. Вы сможете погружаться в определённый вид деятельности на такой временной отрезок, который сами себе зададите, и практически ничто не сможет вас отвлечь.

Если бы это было единственным преимуществом практики пранаямы — осознанного дыхания, — то её уже следовало бы рекомендовать к выполнению ежедневно, не говоря о том, сколько других положительных аспектов приносит дыхательная гимнастика йогов. Отведите для практики определённое время дня и приступайте к выполнению. Уже после первых сессий вы заметите положительные изменения, происходящие в вашей жизни.

Источник

Adblock
detector