Меню

Психология и этика йоги

Этика Йоги

Развитие человека, ставшего на путь йоги, идет по трем взаимосвязанным и взаимодополняющим направлениям: этическому, психоэнергетическому и интеллектуальному.

Две первые ступени, хотя считающиеся подготовительными, но включающие принципы, которые остаются весьма значимыми и в дальнейшем продвижении йога, описаны Патанджали («Йога-сутра»). Это ЙАМА (укрепление нравственности) и НИЙАМА.

ПРАВИЛА ЧИСТОГО МЫШЛЕНИЯ:

1. Освободить свой ум от предрассудков и предвзятых мнений.

2. Искоренить мысли о собственных правах.

3. Никого не порицать и не осуждать.

4. Всегда думать о людях только хорошо.

5. Постоянно пребывать в радостном состоянии ума.

6. Не высокомудрствовать о сембе.

7. Отказаться от пустых мечтаний.

ПРАВИЛА ВЫРАЖЕНИЯ СВОИХ МЫСЛЕЙ:

1. Употреблять лишь хорошие, прекрасные, правдивые слова.

2. Не произносить даже хорошие, истинные слова, если они могут повредить другому.

3. Не вдаваться в долгие рассуждения.

3. Не повторять сплетен и не говорить попусту.

4. Избегать лишних слов, быть лаконичным.

Ахимса, проповедуя сострадательное отношение ко всему живому, предполагает не только переход на вегетарианское питание, но и бережное отношение к растениям. Стремление к соблюдению ахимсы очень многому учит практикующего йогу. Это отказ от какого бы то ни было давления на окружающих, эмоциональных требований, это ментальное очищение, самонаблюдение и бдительность.

Совершенное соблюдение сатьи предполагает умение общаться с людьми на их языке, довести до них истину в таком виде, в каком они могут ее воспринять в данный момент.

Есть три способа предоставления информации собеседнику:

1. Представить всю информацию, как она есть.

2. Предоставить то, что собеседник хочет.

3. Предоставить то, что лучше всего ему послужит.

«Если ты предоставишь все, это вызовет пресыщение.

Если ты предоставишь то, что он хочет, это может засорить его ум.

НИЙАМА

Наряду с этическими принципами, эта ступень йоги включает правила гигиены и психогигиены.

Их выполнение отражается на здоровье, психическом состоянии, способствует поддержанию постоянно положительного эмоционального фона, то есть соблюдения принципа САНТОША.

ИШВАРАПРАНИТХАНА предполагает постоянное осознание того, что Бог является нашим Учителем, что он, давая нам многообразные, порой болезненные уроки, ведет нас к Совершенству. Формирование такой установки несет в себе коренное изменение отношения к миру. Исчезает дуализм добра и зла, вся в мире становится Богом, призывом к тому, чтобы стать лучше. Человек начинает рассматривать каждую жизненную ситуацию как учебную. Благодаря этому меняется его отношение к внешним обстоятельствам и окружающим людям. Центр его внимания смещается с недостатков других людей на собственные, которые он и старается исправить.

ТАПАС предполагает использовать любые самоограничения для борьбы со своими пороками. Происходит планомерное освобождение от различных несовершенств и наращивание положительных качеств.

На пути йоги идет развитие таких положительных свойств, как:

Все эти качества в полной мере воплощены в Кришне, Гаутаме Будде, Иисусе Христе, Нанаке, Лао-цзы, Бабаджи, Сант Такар Сингхе, Сатья Саи Бабе и других йогах и святых, сливших Свои индивидуальные сознания воедино с Божественным. Они олицетворяют собой Божественную Любовь, Мудрость, Силу и являются примером для тех, кто идет стезей йоги.

Читайте также:  Приветствие солнцу йога видео утренний комплекс с дыханием

Источник

Этика йоги

Йога, ее теория и практика, означает прекращение действий и модификаций ума (читта). Но это не значит, что нужно единение самого себя с другой реальностью, например, богом или абсолютом. Предназначение йоги – это не давать модификациям ума отождествляться с собой. Однако, это невозможно, пока есть место читте, потому что при этом собственная личность не видит отличий от этих модификаций. Этика йоги означает изучения в теории философию духовной жизни.

Есть пять состояний, которые именуются ступенями духовной жизни. Зависят они от присутствия и действий в нем элементов, которые дают толчок для читты. Состояния ума называются:

Каждое из этих состояний в некоторой степени подавляет модификацию ума. Но, одновременно, они и исключают друг друга. Например, как ненависть и любовь являются противоположными чувствами.

Этика йоги выступает важной составной частью классической йоги. Ее относят к следующим этическим проблемам: соотношение добра и зла, моральный долг, сущность и последствия эгоизма, соотношение насилия и мира, осмысление страдания и счастья с моральной точки зрения. Самая главная цель йоги, которая стоит на высшей ступени – это освобождение духовного сознания.

Одним из важных вопросов этики йоги является сущность зла и добра. Постановка вопроса имеет не только теоретический, но и практический смысл: что есть благо и зло для человека? Один из известных индийских мыслителей Патанджали, рассмотрел этот вопрос через призму духовных целей человека. В традициях йоги, она заключается в духовном освобождении от материальной бытности и достижения обособленности от сансары, кармы, которые напрямую сопряжены со страданиями.

Все, что способствует освобождению духовной личности от негативных характеров, йога определяет, как благо. А препятствия, которые не дают человеку освободиться от переживаний, называют злом. Именно поэтому, этика йоги дает человеку возможность выбрать свой путь – либо в сторону хорошего, либо в сторону плохого. Значение в этом имеют даже стремления человека встать на правильный путь. Если он пытается высвободить свою душу от негатива, значит, он служит добру. А если же он способен к лени и безразлично относится к своей духовной личности, значит, он злой.

Принимая во внимание, что йога подразумевает под добром и злом, вытекает образ главного морального долга человека. Этика йоги подразумевает под ним стремление и желание освобождения личного духа от постоянных факторов, которые имеют место в низших мирах. Одним словом, освобождение и есть главная цель человека и всех живых существ в жизни.

Читайте также:  Йога для мозга приседания

Паианджали подчеркнул, что во время решения проблемы морального долга, прежде всего, важна ответственность живых существ за персональный дух. Приходить на помощь другим может только Бог, или индийские гуру, которые добились освобождения.

Существует много вопросов, которые решает йога. Но все они связаны одним – избавлением собственной души от кармы, которую человек нанес себя сам. Ведь, кроме собственной личности, никто не поставит на тот путь, по которому идет человек. Но, благодаря йоге и ее этике, каждое живое существо имеет возможность поменять свое направление, изменить зло на добро, и тогда его ждет полное освобождение и умиротворение.

Источник

Философия Йоги

Ф илософия – это любовь к мудрости. Философия Йоги – это альтруизм и любовь к естественной природе.

Философией йоги в широком смысле можно назвать древнее учение о духовном самосовершенствовании человека, пришедшее к нам от цивилизации ариев и развившуюся в известную сегодня форму в религиозно-философских школах древней и средневековой Индии, которое на протяжении почти двух тысячелетий является для многих почитателей индийской духовности образцом мудрости, ведущей человека к высшей из возможных целей его жизни.

Классическая йога, называемая также «царской йогой» («раджа-йога»), была сформулирована Патанджали приблизительно во 2 в. до н.э. Как следует из «Йога-сутры», произведения, состоящего из 195 коротких афоризмов(«сутр»), Патанджали учил дуалистической, двойственной метафизике. Она противопоставляет Дух, или «Я» (Пурушу), Природе или Космосу (Пракрити), рассматривая их как две независимые друг от друга первопричины Реальности.

В антропологии йоги внутренний мир человека соответствует бытию внешнему. Человек рассматривается как микрокосмос, который по своей структуре идентичен внешнему для него макрокосмосу. Таким образом, человек – это также результат соединения Пуруши и Пракрити.

В отличие от Пракрити Пуруша не подвержен изменениям. Поэтому можно сказать, что он находится вне времени и пространства. Пурушу называют Зрителем, наблюдающим за разворачивающейся картиной изменения материи.

Пуруша в человеке – это чистое сознание, его Дух, его истинное Я. Йога предполагает существование множества «маленьких частей» Пуруши, индивидуальных душ, которые проявляются через разные существа в Пракрити. Наше истинное Я вечно и неизменно. Оно сознательно и направляет все процессы в сфере Пракрити. Модель соединения Пуруши и Пракрити в человеке часто сравнивают с двумя заблудившимися в лесу людьми. Один из которых без ног (Пуруша), а другой слепой (Пракрити). Понятно, что, объединившись, они смогут начать выбираться из леса. Пуруша, взаимодействуя с Пракрити, наполняет индивидуальное буддхи человека, матрицу всех его психических явлений, способностью к самосознанию. Поэтому мы, не зная о Пуруше, осознаем себя в своей психической деятельности.

Человек в своем обычном состоянии не знает своего истинного Я и отождествляет себя в лучшем случае со своим индивидуальным буддхи. Но способность буддхи осознавать себя не больше чем иллюзия, ведь истинным сознанием обладает только Пуруша. Мы всегда говорим про себя: «Я иду, я чувствую, я думаю» и т.д., тем самым, ограничивая свое бытие рамками Пракрити.

Читайте также:  Анатомия йоги книга читать

Философия йоги обладает следующими свойствами:

Она духовна, т.е. ориентирована на раскрытие и постижения бытия при помощи осознания независимого и самосущего Духа личности.

Этична, т.е. содержит в себе добродетели, главной из которых является ненасилие.

Эмоциональна, т.е. учит о любви, доброте и других благодетельных качествах.

Практична, т. е. предлагает способы управления телом.

Интеллектуальна, т.е. ее методы предполагают использование сил разума, а основные положения обоснованы философскими текстами.

Йога может рассматриваться как путь освобождения сознания от ложной идентификации с конкретной физической оболочкой. Иными словами, это открытие духовного зрения, возвращающего «Я» к своей настоящей природе. Можно также сказать, что йога уничтожает экзистенциальное страдание ума, которое рождается из-за пагубной привычки отождествлять себя как индивида, обособленного от всего остального мира.

Опытные мастера говорят, что вся «Йога-сутра» и комментарии к ней были написаны с целью освещения учения о смысле существования человека, теории освобождения.

Мы уже знаем, что освобождение означает отделение духа от материи (Пуруши от Пракрити). Зачем оно нужно? Дело в том, что люди в обычном своем состоянии ограничивают собственное бытие рамками Пракрити. Именно из-за этого и происходят все наши страдания. Мы начинаем стремиться к постоянному чувству привязанности и удовлетворения, к получению удовольствий, которые всегда заканчиваются. Важно понять, что чем сильнее удовлетворение, тем больше будет разочарование в будущем, а стремление к формам Пракрити обуславливает существование кармы.

Йога направлена на всестороннее развитие человека, и, главным образом, на рост сознания, внутренней культуры любого человека.

Успокоить ум человека также нелегко, как остановить горную реку.

Однако следует отметить, что учение йоги о самопознании Я имеет солидную основу в метафизике санкхьи, которая обосновывает реальность Я как метафизического и вечного начала сознания. Если верить в трансцендентный дух, то нельзя не признать, что имеются более глубокие ступени сознания, чем эмпирические, а также более широкие возможности и более высокие потенции, чем физические или относящиеся к органам чувств. Проблески этой более глубокой реальности нашей индивидуальной жизни осеняли не только пророков и святых, но и таких великих философов, как Платон и Аристотель, Спиноза и Лейбниц, Кант и Гегель. Физические исследования и современная школа психоанализа внесли большой вклад в область познания темных сторон психической жизни, скрьпых от обычного взора. Йога в этом отношении идет еще дальше, формулируя некоторые практические методы очищения и самоконтроля для осознания истинного я человека. Для правильной оценки этой философии необходимо ее благожелательное понимание и искреннее стремление осознать, реализовать ее истины.

Источник

Adblock
detector