Хатха-Йога для дошколят
рабочая программа по физкультуре (подготовительная группа)
Программа кружка по Хатха-Йоге для детей подготовительной к школе группы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МКОУ «Морозкинская ООШ»
Хатха – йога для дошколят
Программа кружка для работы с детьми
Срок реализации программы – 2 года.
Все лучшее, что есть в нашем обществе оно стремиться отдать детям. Сегодня они составляют почти треть населения Земли, и забота об их будущем является одной из основных задач государства.
Здоровье детей – это будущее страны. Однако здоровья не существует само по себе, его нужно постоянно укреплять, сохранять и улучшать. В современном мире, при такой экологии и социальных условиях неуклонно уменьшается число здоровых детей, растет число детей, страдающих заболеванием сердечно сосудистой системы, органов чувств и опорно-двигательного аппарата.
Проведя в нашем детском саду медицинский осмотр и выявив большое количество детей, имеющих нарушение осанки, уплощение стопы, плоскостопие (количество детей с этим диагнозом увеличивалось год от года). Мы искали пути работы по профилактике и коррекции осанки и плоскостопия и решили обратиться к Хатха-йоге.
Гимнастика с элементами хатха-йоги доступна детям дошкольного возраста. В отличие от других физических упражнений, имеющий динамический характер, в гимнастике хатха-йоги, основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку.
Занятие хатха-йогой для детей – это профилактика сколиоза, астмы, простудных заболеваний.
Дети становятся спокойнее, добрее, у них появляется уверенность в своих силах. Йоговские упражнения требуют особую сосредоточенность, это развивает у детей внимание и усидчивость, организованность, воображение, волевые качества детей. Улучшается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, организм очищается от шлаков, снимается усталость, укрепляются слабые мышцы, развивается гибкость, улучшается осанка.
Большинство упражнений в хатха-йоге естественны, физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, определённые положения людей, предметы. Использование знакомых образов животных, птиц помогают детям представить ту или иную позу (будят фантазию и воображение).
Хатха-йога проводится на основе взаимного доверия, понимания и интереса, с учётом индивидуальных особенностей и возможностей детей.
Главная задача оздоровительной гимнастики: формирование навыков здорового образа жизни и укрепления здоровья детей.
Цель программы: Научить детей заботиться о своём здоровье с помощью специальных упражнений и правил индивидуального поведения, направленных на поддержание чистоты тела. Формировать потребность в ЗОЖ.
1. Повышение уровня физического, психического здоровья детей.
2. Снижение количества дней, пропущенных одним ребенком по болезни.
3. Увеличение доли детей, вовлеченных в профилактические мероприятия.
4. Усвоение программы.
5. Нормализация статистических и динамических функций организма, общей и мелкой моторики.
6. Положительный результат темпов прироста физических качеств.
7. Повышение активности родителей в совместной работе по укреплению здоровья детей.
Краткая характеристика структуры программы.
Программа составлена для работы с детьми старшего и подготовительного к школе дошкольного возраста (с сентября по май месяц).
Курс хатха-йоги рассчитан на девять месяцев и включает пятнадцать сменяющихся учебных комплексов, а так же беседы о здоровом образе жизни. Занятия проводятся два раза в неделю от 15 до 45 минут. Общее количество 74 часа в год.
Требования к условиям проведения занятий.
Для занятий нужно выбрать ровную, твёрдую поверхность, лучше на полу, застеленном ковриком. Место занятия должно быть хорошо проветренным, температура не ниже + 17.
Должна быть лёгкой, не стеснять движений и хорошо пропускать воздух. Можно заниматься без майки и босиком.
Гимнастикой хатха-йога можно заниматься утром перед завтраком, вечером или днём перед едой. Занятия увеличивать постепенно по времени от 15 до 45 минут.
Структура занятий с детьми.
Основу занятий составили комплексы из статических упражнений и упражнений на растяжку. Каждое занятие состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной.
Подготовительная часть: Подготовить организм к занятию, настроить детей на хорошее, доброе. Разогреть суставы.
Основная часть: Вначале разучивается комплекс статистических упражнений, в котором уделяется внимание каждому движению, при выполнении позы. Выполнять позу правильно, но без напряжения. Позу держать рекомендованное время. Дыхание свободное, спокойное, ровное. Предложить ребёнку представить мысленно, на кого похожа поза – на животное, птицу или предмет. Это придаёт эмоциональный настрой и поможет ребёнку быстрей освоить позу.
Заключительная часть: Основная задача части научить детей расслабляться и приводить свой организм в первоначальное состояние. Поэтому последние физические упражнения (поза) в хатха-йоге – упражнения на расслабление. Самое удобное положение для расслабления – лёжа на спине. Можно расслабляться и сидя (поза кучера). Чтобы достичь полного отдыха, мышечного расслабления, необходимо концентрировать внимание на спокойном дыхании. На медленном выдохе, расслаблять мышцы всего тела. Важен этап выхода из расслабления: спокойно сделать вдох и выдох полным дыханием, пальцы соединить в замок и поднять над головой, хорошо потянуться всем телом, опустить руки, спокойно сесть, вытянув ноги и снова потянуться. Улыбнуться, мысленно пожелать всем здоровья, хорошего настроения, добра и радости.
Методическое обеспечение программы :
Занятия по данной программе состоят из практической деятельности детей.
Работа с родителями:
1. Установка на совместную работу родителей с воспитателем.
2. Консультации, круглые столы, инд. беседы, семинары, мастер-классы.
3. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
4. День открытых дверей, организация совместных дел.
5. Повышение внимания родителей к вопросам здоровья, питания, рациональной двигательной активности.
Первый год обучения.
1. Научить детей заботиться о своем здоровье, правильно и красиво выполнять упражнения комплексов.
2. Совершенствовать основные виды движения.
3. Выработать правильную осанку, развивать опорно-двигательный аппарат.
4. Учить правильному дыханию, уметь расслабляться, сосредотачиваться, контролировать свои эмоции.
5. Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание заниматься физическими упражнениями.
По окончании 1-го года обучения дети должны знать:
-значение гимнастики в укреплении здоровья,
-принципы правильного дыхания при выполнении упражнений;
— сохранять положение правильной осанки в детском саду и дома с напоминаниями взрослых,
-соблюдать правила безопасности на занятии,
— проверять осанку у стены.
-Знакомство с асанами йоги
-Гармония вокруг нас
Второй год обучения.
Цель: Учить правильно выполнять дыхательные упражнения и упражнения на расслабление, самомассаж; Самостоятельно выполнять игры-тренинги на приобретение навыков общения, наблюдательности, внимания, самостоятельности, фантазии, активности
Научить детей осознанно заботиться о своем здоровье, терпеливо и добросовестно выполнять все упражнения комплексов.
2. Развивать мышечный корсет, укрепить опорно-двигательный аппарат.
3. Дать знания о сердечнососудистой системе человека. Адаптация к физическим нагрузкам с учетом пола и возраста ребенка.
4. Воспитывать любовь к физической культуре, самостоятельно выполнять упражнения дома, умение радоваться успехам.
5. Формирование новых двигательных навыков.
-Возможности нашего организма.
-Игры в «Пиктограммы»
— Показательные выступления перед родителями
Источник
Программа кружка «Здоровячок» с использованием оздоровительной Хатха Йоги
рабочая программа (старшая группа) по теме
Очень часто на приемах врачей различных специальностей звучат одни и те же жалобы. Детей беспокоят головные боли, головокружение, повышенная утомляемость и возбудимость, трудности при засыпании, беспокойный сон, страхи, боли в животе, вялость, частые простудные заболевания на фоне отрицательных эмоций. При тщательном обследовании выявляются нарушения осанки различной степени, несостоятельность функции внешнего дыхания и отсутствие нормального вегетативного статуса все это часто связано со стилем современной жизни, экологией, социальными проблемами. В связи с этим все более популярными становятся занятия Хатха-Йогой. Как и многие другие восточные оздоровительные системы, йога зародилась как действенное средство борьбы человека с недугами. В отличие от европейской методики ее движения не носят спортивного характера, а основаны на пластичности и не требуют больших мышечных усилий. Тем не менее вся система йоги направлена на развитие и совершенствование опорно-двигательного аппарата, всей мышечной системы, стимуляцию внутренних органов и, что особенно важно, активизацию и гармонизацию деятельности желез внутренней секреции. При правильном выполнении асан возникает субъективное чувство бодрости. Позы, воздействуя на вегетативную нервную систему, изменяют психику человека. Чередование мышечного расслабления и напряжения при выполнении комплекса вызывает чувство покоя, удовлетворенности, хорошее настроение.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа кружка «Здоровячок» с использованием оздоровительной Хатха-Йоги
Очень часто на приемах врачей различных специальностей звучат одни и те же жалобы. Детей беспокоят головные боли, головокружение, повышенная утомляемость и возбудимость, трудности при засыпании, беспокойный сон, страхи, боли в животе, вялость, частые простудные заболевания на фоне отрицательных эмоций. При тщательном обследовании выявляются нарушения осанки различной степени, несостоятельность функции внешнего дыхания и отсутствие нормального вегетативного статуса все это часто связано со стилем современной жизни, экологией, социальными проблемами. В связи с этим все более популярными становятся занятия Хатха-Йогой. Как и многие другие восточные оздоровительные системы, йога зародилась как действенное средство борьбы человека с недугами. В отличие от европейской методики ее движения не носят спортивного характера, а основаны на пластичности и не требуют больших мышечных усилий. Тем не менее вся система йоги направлена на развитие и совершенствование опорно-двигательного аппарата, всей мышечной системы, стимуляцию внутренних органов и, что особенно важно, активизацию и гармонизацию деятельности желез внутренней секреции. При правильном выполнении асан возникает субъективное чувство бодрости. Позы, воздействуя на вегетативную нервную систему, изменяют психику человека. Чередование мышечного расслабления и напряжения при выполнении комплекса вызывает чувство покоя, удовлетворенности, хорошее настроение. Эти и другие психологические эффекты позволяют получить такие психотерапевтические результаты, как рост самосознания, повышение устойчивости к стрессу, снижению уровня страха.
Концентрация внимания при выполнении асан помогает оптимизировать систему сенсомоторной регуляции: чем выше концентрация внимания, тем меньше физических усилий требуется для выполнения позы и, соответственно, достаточно долгая практика улучшает способность к сосредоточению. Наиболее эффективно тренируют концентрацию внимания позы на равновесие. Люди, занимающиеся Хатха-Йогой всегда подтянуты, легки, спокойны. Поэтому в русле нашей физкультурно-оздоровительной работы мы использовали удивительную систему Хатха-Йоги, которая является «золотым ключиком», с помощью которого дети дети обретут сами себя, ибо никто не совершенен так, как дети.
Эти методики обладают рядом преимуществ перед другими видами физической активности: они не требуют больших помещений и дорогостоящего оборудования для занятий, могут проводится с любыми возрастными категориями, что дает возможность их внедрения в дошкольное учреждение
Цель работы физкультурно-оздоровительного кружка «Здоровячок»: активизировать внутренние резервы организма ребенка, воспитывать умение быть в гармонии с собой, природой и окружающим миром.
Прежде чем приступить к практическим занятиям йогой мы:
Основные принципы работы кружка
Работа кружка осуществляется при непосредственном сопровождении специалистов медико-педагогической службы (медсестра, старший воспитатель)
Элементы йоги используются нами в виде адаптированных для дошкольников гармонизирующих комплексов. С их помощью можно активизировать внутренние резервы организма, прийти к гармонии с собой, природой, окружающим миром.
Гармонизирующие комплексы это психофизиологические упражнения, адаптированные к каждому человеку, независимо от его возраста и физической подготовки. Они являются инструментом, с помощью которого каждый может строить свое здоровье.
Основой адаптационной гимнастики является гармонизирующий комплекс, в который входит определенная последовательность поз, при которой происходит плавное чередование сжатия и растяжения тканей и органов, напряжения и расслабления участков тела и всего организма. Комплекс разработан с учетом воздействия на основные системы и органы, а также на психическое, эмоциональное состояние, в результате чего достигается гармония тела и духа, что является предпосылкой здоровья.
В своей работе мы практикуем занятие с 5 лет, т. к. ребенок старшего дошкольного возраста может контролировать свое дыхание, состояние.
Учитывая время нахождения в определенной позе, задержка дыхания зависит от возраста ребенка его физических возможностей. Предлагается такое выполнение упражнений, которое не вызывает болевых ощущений, а доставляет удовольствие. Выполнение поз ребенком сопровождается вопросами: «Удобно?», «Приятно?». Оказывается помощь в расслаблении. В виде похвалы, поощрения используем поглаживания, легкий массаж, что дети очень любят.
Сочетание объяснения пользы того или иного упражнения развивают творческие способности детей. Они с удовольствием подражают и выполняют позы, без какого-либо принуждения. На занятиях дети учатся соотносить навыки и умения с тем, какое значение эти упражнения имеют для их здоровья.
Упражнения йогой включены в индивидуальную работу с детьми, в коррекционную работу по профилактике осанки и плоскостопия. Главное условие – правильность выполнения позы и выбор последовательности упражнений, что достигается внимательным и ответственным отношением к личности ребенка.
И еще не менее важное уловие – вера в успех этого самого ценного дела – создание собственного здоровья и здоровья детей.
вступительное слово инструктора, разминка
гармонизирующий комплекс: выполнение асан, дыхательные упражнения, релаксация
чтение художественной литературы, нравственные беседы, слушание музыки, рассматривание иллюстраций по теме
При проведении занятий воспитателю необходимо помнить основные правила:
Источник