Меню

Разрешена ли йога в исламе

Йога и Ислам

Йога, названная журналом британского Королевского медицинского сообщества «одной из древнейших систем развития тела, ума и духа», становится еще и одним из самых популярных видов упражнений, направленных на улучшение здоровья. Люди лечатся с помощью йоги на протяжении многих столетий.

Йога состоит из определенного количества «асанов», позиций тела, которые необходимо сохранить в течение нескольких минут, повторяя про себя «мантры» и ритмично дыша. Польза от занятий йогой исследована многими специалистами, которые рекомендуют ее своим пациентам. В этой связи можно назвать множество заведений, например, Гарвард или Фонд Меннингера.

Действительно, йога стала настолько популярной, что даже специально для секретарш разработана упрощенная версия «Йога за столом». У пожилых людей, беременных и спортсменов также есть своя версия йоги.

Однако для миллионов людей, занимающихся йогой, будет открытием то, что мусульмане уже на протяжении 14 веков занимаются йогой. То, что мы делаем в намазе, используется в одной из разновидностей йоги «Тай Чи» и другими техниками.

Упражнения йоги входят в пятикратную молитву, предписанную Исламом. Эта простая форма йоги благотворно влияет на физические, умственные и духовные стороны жизни человека. Пять раз в день мусульманин совершает определенные движения, повторяя при этом суры из Корана и формулы зикра (поминания Аллаха).

Конечно, не все упражнения йоги используются в молитве. Как бы то ни было, медицинские исследователи пришли к выводу, что пациентам полезна и самая упрощенная версия йоги. Большинство реабилитационных программ, например, как в Реабилитационном центре Массачусетса (США), включают всего 5-7 позиций йоги.

В намазе, как известно, всего 5 позиций, и все они (в том числе и произнесение молитв) взаимодействуют с нашим умственным и духовным миром. Но польза от молитвы будет только в том случае, если будут правильно исполнены все ее движения, соблюдены позиции и время. А также если правильно будут переданы суры из Корана.

Каждая позиция в молитве соответствует определенным упражнениям йоги, и все позиции вместе открывают все семь «чакр» (энергетические поля) в теле. Конечно, словосочетание «открыть чакры» звучит странно, но легче понять однажды подобное сочетание, нежели пытаться перевести его на другие языки.

Восточные целители верят, что каждая из чакр взаимодействует с главным нервным узлом, ответвляющимся от позвоночника. Активизации этого нервного центра можно добиться с помощью упражнений йоги или же путем хирургического вмешательства.

Для любителей йоги идея чакр может быть воспринята как основной инструмент для развития чувственных восприятий. Некоторые люди замечают, что если притронуться к любой части тела, то она как будто «проснется», но в то же время и другая нетронутая часть тела, связанная с предыдущим нервом, также откликнется.

Например, когда человек сидит, он не думает о своих ногах, но как только кто-нибудь дотронется до них, они снова «дадут о себе знать». Чакры работают подобным образом.

Ученые выяснили, что разные части тела, активизируемые прикосновением, движением или мыслью, вызывают определенные эмоциональные и физические отклики. Например, улыбка может вызвать чувство радости, в результате чего ускоряется кровообращение. Даже если вы чувствовали себя разбитым и несчастным перед тем, как улыбнуться, вскоре вы начинаете чувствовать себя лучше.

Это одна из причин, заставляющих задуматься о том, что важны размеренные правильные движения в молитве, а не быстрое бездумное их выполнение.

Первый такбир (произнесение формулы «Аллаху Акбар» при вступлении в намаз) и кыям (стояние для чтения Корана) напоминают «позу горы» в йоге, которая исполняется с тем, чтобы улучшить осанку, восстановить равновесие и самосознание. Эта позиция также нормализует кровяное давление и дыхание. Поэтому такое упражнение полезно для астматиков и больных с сердечной недостаточностью.

Положение рук в Кыяме активизирует чакру солнечного сплетения или нерв, направляющий наше самосознание и контролирующий мускулатуру, кожу, кишечник, печень, поджелудочную железу, желчный пузырь и глаза.

Когда же руки подняты ладонями вверх во время ду’а (мольбы), они активизируют сердечную чакру, центр гармонии и мира, контролирующий чувства любви и страсти. Эта чакра также отвечает за здоровье сердца, легких, зобной железы, иммунной системы и кровообращение.

Читайте также:  Детская йога в витебске

Также исламские исследователи доказали, что когда мусульманин читает наизусть Коран, мысли, чувства и страхи, которые у него были до этого, исчезают, а кровяное давление восстанавливается. Все звуки арабского языка, издаваемые при чтении Корана, восстанавливают равновесие во всех пораженных болезнью частях тела.

Некоторые определенные звуки соответствуют определенным частям тела. В своем исследовании о равномерности ритма философ и эзотерик Рудольф Штайнер (основатель Вальдорфской школы) во время лабораторных исследований обнаружил, что вибрации при произнесении долгих гласных ´А´, ´И´ и ´У´ стимулируют сердце, легкие, а также щитовидную железу, слизистую и надпочечник.

Что касается руку (поясной поклон), то это подобно позиции «наклон вперед» в йоге. Руку растягивает мышцы поясницы, бедер, голени и понижает кровяное давление при возвращении в исходную позицию. Это движение тонизирует мышцы желудка, брюшной полости и почек.

При выполнении же суджуда (земной поклон) активизируется т.н. головная чакра, отвечающая за духовную связь человека и Вселенной, а также стимулирующая в человеке духовные поиски. Этот нерв отвечает за развитие мозга, здоровье нервной системы и пинеальной (шишковидной) железы.

Совершение земного поклона устанавливает равновесие внутренней и внешней энергий. В суджуде мы наклоняемся, а это также активизирует базовую чакру, контролирующую основные человеческие инстинкты.

Это упражнение помогает позитивно мыслить и иметь свою собственную высоко мотивированную точку зрения. С помощью этой чакры поддерживается здоровье лимфы и костей, предстательной железы, мочевого пузыря и надпочечников. При наклоне в суджуде мы открываем также сакральную чакру, отвечающую за репродуктивные органы.

Позиция аль-каада (или джулус – сидения для чтения ат-тахията) соответствует позиции «удар молнии» в йоге. Она влияет на пальцы ног, колени, бедра и голени. Эта позиция помогает человеку побороть склонность к излишнему сну и медлительности. Более того, это упражнение способствует быстрому перевариванию пищи, очищает печень от токсинов и стимулирует работу кишечника.

И последняя, но не менее важная т.н. горловая чакра, активизируемая поворотом головы сначала направо, потом налево. Этот нерв связан с горлом, шеей, руками, кистями, бронхами и слуховым аппаратом. Он отвечает за творчество и общение. Такого рода движение мусульмане совершают при саляме в конце намаза.

Считается, что человек, задействовавший все семь чакр, по крайней мере один раз в день, может оставаться эмоционально, физически и духовно уравновешенным. А это является целью всех искренне верующих мусульман.

Поэтому нам всем следует стараться как можно лучше выполнять движения в молитве, как можно более точно произносить суры из Корана и правильно дышать, как предписано в Сунне.

И самое главное – помните, что ничего, кроме правильных убеждений и искренности, не поможет вам на пути к довольству Аллаха. А это достигается только праведными делами и глубокой верой, все же остальное, в том числе спорт или упражнения йоги, являются лишь второстепенными средствами, помогающими нам в этом мире.

Источник

Может ли мусульманин заниматься йогой?

Йога с точки зрения Ислама

Понятие “йога” возникло в Южной Азии и в широком смысле означает совокупность духовных, психических и физических практик, которые существуют в разных направлениях индуизма и буддизма. Йога направлена на управление психическими и физиологическими функциями организма якобы для достижения возвышенного духовного и психического состояния.

Если даже люди вначале занимаются йогой, рассматривая ее лишь как один из видов спорта, то со временем многие начинают воспринимать ее как духовно-философское учение. Необходимо сразу отметить, что эта практика не является учением, основанным на каком-либо религиозном писании (источнике), а является совокупностью опыта, собранного людьми на протяжении долгого времени. Поскольку у йоги нет устойчивой религиозной основы, в конечном счете она не ведет человека ко Всевышнему.

Люди, практикующие йогу, думают, что духовно удовлетворили себя, однако через некоторое время внутри образуется пустота, и человек начинает испытывать депрессию. Доказательством этого являются многочисленные депрессии практикующих учителей йоги и конечная неудовлетворенность их последователей. Такие люди не способны достичь духовного равновесия, ибо душа и сердце могут удовлетвориться и возвыситься лишь поминая Всевышнего.

Читайте также:  Свободные новости твоя йога

Человек может достичь духовного просветления при условии, что познает Творца и целью его жизни будет заслужить Его благоволение. В противном случае, если человек даже приобретет какие-то духовные способности, они смогут его удовлетворять лишь временно. Потому что познание Всевышнего — это величайшая цель человека. Наши сердца, души и чувства могут развиваться лишь ощущая существование Бога.

Что ислам говорит о йоге и медитации?

Даже если принять во внимание то, что во Вселенной есть универсальный дух или у всего есть своя уникальная душа, этот дух и души отделены от Всевышнего. Это утверждение йоги само по себе является тупиковым. Здесь кроется самое большое отличие между подходами в тасаввуфе и идеями в йоге. В йоге душа не связана с Творцом, она воспринимается как нечто самостоятельное. А в практиках тасаввуфа, душа полностью исходит от Аллаха, и поддерживает с Ним связь.

Если даже некоторые методы йоги схожи с некоторыми практиками в тасаввуфе, однако, как мы уже отметили, йога имеет совершенно другие цели. Поэтому йога не способна дать человеку даже один процент того, что дает тасаввуф. Не говоря уже о том, что человек из-за йоги может потерять многое и стать игрушкой для джиннов и шайтанов. Ибо, когда человек начинает выходить за пределы материи, нематериальный мир может вскружить ему голову.

Думая, что поднимается в высь, он на самом деле падает в пропасть гордыни и высокомерия, думая, что душа развивается, он на самом деле становится рабом своего нафса. Баланс между телом и душой уже давно нарушен, но человек пытается подавить в себе осознание этого факта мыслями о том, что по сравнению с другими людьми он находится на особом месте. Это продолжается до определенного момента, пока человеческий механизм не дает окончательный сбой.

Мусульманин ни в коем случае не нуждается в практиках и методах йоги. Потому что в Исламе невозможно не найти тех практик, которые пытается предложить йога: обеспечение духовного спокойствия и равновесия, совершенствование души и сердца, развитие тела через спорт.

Ислам — это установленная Всевышним система, которая радует человека во всех аспектах жизни: и материальных, и духовных. Она учит поклоняться Аллаху, чтобы это счастье продолжилось и после смерти. В течение четырнадцати столетий нет примеров, чтобы человек, познакомившись с Исламом и, приняв его, затем будучи неудовлетворенным, переходил в другие религии. Если и есть, то очень мало.

Переходили в другие веры либо по причине принуждения, либо не смогли познать Ислам, либо неправильно поняли суть Ислама. Однако огромное количество примеров того, как люди неудовлетворенные мирской жизнью, в поисках своего счастья, сталкиваются с Исламом, и находят в нем путь к Вечности.

В каждом поклонении, которому Ислам учит своих последователей, есть аспекты, которые совершенствуют душу и тело человека. Потому что Ислам рассматривает человека в целом и удовлетворяет его во всех аспектах.

Мудрость и польза намаза.

Это наслаждение невозможно почувствовать в каком-либо другом месте. Потому что, во-первых, он совершает намаз как поклонение, а во-вторых, в его целях присутствует Аллах и Его согласие. Вот эти два аспекта делают мусульманина отличным от других, и не оставляют необходимости в других практиках. У тех, кто прибегает к йоге и схожим практикам, нет этих двух аспектов. Они совершают свои действия ни с целью поклонения, ни с целью получения благоволения Аллаха.

Все заключается в том, чтобы развивать душу для единения с другой душой (духом); достичь удовлетворения, раскрыв потенциал, заложенный в душе; и одновременно заниматься спортом, развивая свое тело и т. д. В нашем понимании йога не сможет удовлетворить душу. Как мы уже отмечали ранее, душа человека неразрывна с Аллахом, ибо Всевышний вдохнул в человека от своего Духа.

Читайте также:  Инстаграм женщины которая занимается йогой

“[Всевышний] вдохнул в него [человека] от Своего духа” [Сура ас-Саджда 32:9].

Что же касается тех, кто занимаются йогой, рассматривая ее лишь как один из видов спорта, а не духовно-философское учение, находятся в зоне риска. Необходимо быть предельно осторожными и при возможности отойти от таких методов и практик, перейти к другим видам спорта, которые хорошо влияют на организм человека и не несут в себе риска для души.

Иначе, развивая свое тело, мы можем забыть о нашей душе. А это может привести не только к кризису в настоящей жизни, но загубить нашу Вечную жизнь.

Источник

Разрешена ли йога в исламе

Дильшат: Можно ли заниматься медитацией или йогой?

Морган: Ассаламу алейкум! Известно, что собственный нафс враг человека. Скажем, упражнения йоги благотворно влияет на человеческий организм. Если мусульманин не принимает убеждения йоги, а только выполняет упражнения из йоги, как в таком случае шариат относится к этому?

Нурбол Оспанов: Можно ли мусульманину заниматься йогой?

Уа алейкум ассалам уа рахматуллахи уа баракатух!

В дополнении к этому необходимо повторять двенадцать имён солнца, потому что это важная и основная часть йоги. Среди имен солнца:

Если человек желает, чтобы Йога была сильной и полезной, то ему необходимо быть обнаженным при восходе и закате, чтобы встретить солнце. Особенно грудь, спина и бедра. Если он находится в здании и не может видеть солнца, то ему дозволено нарисовать солнце на стене.

Таким образом, якобы у него улучшиться зрение и его внимание, его тело, его способности, его мышление и сердце сфокусируется на солнечном диске.

Значит, воспринимать йогу только как спортивные упражнения – ошибочное мнение. Хотя, нам (особенно в мусульманских странах) предлагают йогу, как комплекс упражнений, на самом деле есть основания считать, что в этом кроется религиозно-философское понятие.

О йоге известный учёный Ю.Кардауи сказал следующее:

«Йога – одна из форм поклонения в индуизме. С помощью йоги они приближаются к древним богам. Зная эти особенности, мусульманин не должен выполнять эти упражнения уподобляясь им. Потому что в исламе, поклонение основывается на вере в Таухид. Никто не может приписать еще одну форму поклонения и также не может придумать другую форму поклонения[3]. Тем мусульманам, которые говорят о том что, будут выполнять упражнения в качестве спортивных упражнении, а не в качестве поклонения, и не преследуют цели поклонения или же то, что они не придерживаются идолопоклонничества, советуем: Самое правильное и самое благочестивое решение – быть далёким от уподобления им.… Ведь достопочтенный Пророк говорит: «Оставь то, что внушает тебе сомнения, (и обратись) к тому что сомнений у тебя не вызывает». Ислам (не говоря уже о поклонении) строго запрещает уподобляться в поведении и в образе идолопоклонникам. Шариат запрещает совершать намаз на восходе и на закате. Потому что, идолопоклонники совершают поклонения в эти времена. Смысл запрета Пророком от совершения намаза в эти времена – предупредить от совершения плохого поступка. Если мусульманин в это время суток совершит намаз, то естественно он будет поклоняться Всевышнему Аллаху (но ислам в целях избегания уподобления идолопоклонникам, запрещает молиться в эти времена)…»[4].

Итак, мусульманин не должен заниматься Йогой. Вместо этого должен совершать пятикратный намаз, который предписал Ислам. Намаз – регулирует поведение человека и помогает достичь душевного покоя и умиротворения. А пост, в свою очередь воспитывает духовную сторону человека, учит держать себя в руках и помогает стать более терпимым и улучшает здоровье. Кто даст гарантия на то, что мусульманин, занимаясь Йогой, в будущем не примет основы этой религий и не впитает жизненные мировоззрения индуизма. Ведь Пророк (мир ему и благословения Аллаха) предупреждал нас в хадисах: «Кто подражает людям, тот из них».

Источник

Adblock
detector