Меню

Развитие йоги в индии

Йога в Индии

История йоги в Индии уходит своими корнями далеко в прошлое. На некоторых документах и печатях, датированных третьим тысячелетием до нашей эры, есть изображения людей, сидящих в характерных позах асан. Индусы считают что данное учение людям дали боги, для того чтобы самые достойные могли жить среди них. Подразумевается, что эти практики, настолько меняют миро восприятие человека, что земные потребности, становятся, ему непонятны, и чужды. Он начинает видеть окружающий мир совсем в другой плоскости. Йога, через работу индивидуума с телом и духом, позволяет вывести, состояние человека, на более высокий уровень. Обычно йогой, занимаются люди, стремящиеся улучшить свое физическое и духовное состояние. Путём медитаций, дыхательных упражнений. Человек приводит к балансу, тонкие, внутренние силы организма и грубые, внешние. Добиваясь баланса, человек переходит на другую ступень бытия. Преосвященные, из йогов, могут, многие дни, обходится без пищи и воды, питаясь исключительно праной. Прана, это энергия вселенной, которая находится вокруг нас.

Ради чего стоит ехать в Индию? Ответов много, но среди них главным является океан, подробнее: Океан Индия.

Она не нуждается в производстве, в хранении, Если научится её потреблять, то человечество может приблизиться к состоянию богов. Весь пантеон древнеиндийских божеств питался исключительно праной, благодаря чему, они были бессмертны и очень сильны. Но достижение духовного равновесия, подразумевает каждодневный труд, над своим телом и духом. Не все могут идти этим путём. Сейчас, многие школы йоги в Индии, в основном учат своих слушателей, правильному дыханию и умению медитировать, сосредотачиваясь на внутренних токах анергии. Главное научится избавляться от мышечных и духовных блоков, не дающих, свободно передвигаться пране, по организму. Научившись этому, человек может перейти к более сложным практикам, так как его тело будет готово к этому готово. Разных направлений в школе йогов много. Все они разработаны разными людьми, пришедшими к каким-то результатам, благодаря занятиям хатха йогой.

Аштанга виньяса йога

Этот способ, базируется на мощном и динамичном выполнении ассан. Он напрямую связан с дыханием и движением. Умением индивидуума, концентрировать свое сознание, на определённых энергетических узлах и точках. Впервые Паттабхи Джойс описал основы этой практики, в тысяча девятьсот пятьдесят восьмом году. На русский язык она была переведена, в тысяча девятьсот девяносто девятом. Набрала сразу огромную популярность, среди многих почитателей йоги. Очень многие, знаменитые люди современности, практикуют этот стиль. Сюда входят Мадонна, Стинг, Том Круз и многие другие артисты и политики со всего мира. Занятие аштангой, подразумевает, что человек должен иметь неплохую физическую подготовку. Если же он давно не занимался элементарными физическими нагрузками, то даже самые простые упражнения, могут привести к ненужным нагрузкам и травмам. Поэтому во всех школах занимающихся подобными практиками, ревностно следят, за физической подготовкой претендентов.

Йога Айенгара

Эта школа также очень популярна во всем мире и имеет огромное количество почитателей. В основе её, лежит метод, очень тщательного подбора ассан. Пошагового его выстраивания. Нужно научиться, очень правильно, располагать руки, ноги, вплоть до каждого пальца. Так же в этой школе допускается использование подручных средств, таких как ремни, одеяла или даже кирпичи. Главное чтобы человек мог выполнить ассану, даже не имея хорошей физической подготовки. Со временем мог перейти к более сложным занятиям. Айенгара, очень хорошо подходит, всем начинающим занятия. Особенно если до этого человек вёл малоподвижный образ жизни. В этой школе, главное терпение и целеустремлённость. Постепенно, осваивая все новые ассаны, можно почувствовать, как изменяется ваше тело. Эта методика, описывается во многих трудах издаваемых на разных языках, в разных странах.

Йога туры в Индию

Постоянно растущий интерес, среди многих людей к занятиям йогой, породил такое понятие как йога туры в Индию. Группа людей проявляющих общий интерес к занятию в одной из школ Индии договаривается и выезжает на обучение. Одно время, существовало даже такое понятие, как йога виза. Главное чтобы школа брала на себя ответственность за проживание и питание этой группы на все время обучения. Сейчас таких специальных виз уже нет. Выдаются простые студенческие визы. Возраст не имеет значения.

Йогой можно заниматься в любом возрасте. Нужно только выбрать место нахождения этой школы, в которой человек хочет заниматься. Можно начать свое знакомство с этими практиками с краткосрочных семинаров. Они дадут возможность глубже разобраться в сути и предназначении этого ученья. После этого под контролем мастеров выбрать направление и тогда уже более плотно заняться изучением всех таинств этого способа душевного и физического совершенства. Йога это умение останавливать и контролировать постоянный и бесполезный поток мыслей. Возможность направлять эти мысли в нужное для организма русло. Отправляясь в йога тур в Индию, вы должны искренне хотеть этого. Нужно понимать, что едете не развлекаться, не на экскурсию, Правила в ашраме могут быть достаточно жёсткими и человек должен идти на это осознанно.

Йога в Индии это часть национальной культуры, подробнее: Йога в Индии.

Нужно достаточно хорошо владеть разговорным английским, так как преподавание идёт исключительно на этом языке. Нужно понимать, что попав в ашрам нельзя употреблять алкоголь, курить или есть мясную пищу. Кроме всевозможных курсов и школ, рассчитанных на новичков, в Индии есть университеты, занимающиеся подготовкой высококлассных специалистов, по обучению занятием йогой. Один из таких это Гималайская академия йоги. За несколько курсов преподаватели высшей категории и мастера практик йоги помогут вам освоить это искусство и получить хорошее образование в этом направлении. Оплата этих занятий, может быть самая разная, все будет, зависит от выбранного способа учёбы. Одно можно сказать с уверенностью, начав эти занятия можно ожидать изменения вашего самочувствия в лучшую сторону. Йогой можно заниматься, просто приехав на любой из курортов Индии, в целях ознакомления с этими практиками, можно посетит какие-то ознакомительные курсы, которых великое множество, в любом курортном городке. Если устав от ежедневных развлечений, захочется улучшить свое здоровье, это можно сделать в любой момент.

Читайте также:  Йога для кишечника с меркуловым

Индийские йоги среди нас, видео:

Источник

Философское учение йоги в Индии

Йога как философское учение берет свои истоки еще со времен существования цивилизации ариев. Она вмещает в себя основы трактовки происхождения мира и понимания человеческой природы, методы духовного самосовершенствования.

Концепция этого учения имеет огромное количество почитателей. Как особая система древней индийской мудрости, йога состоит из теоретической и практической основ, некоторых разделов, методов и направлений. Она является одной из шести известных ортодоксальных философских школ Индии и одной из даршан.

Философия классической йоги

Чтобы понять философию йоги, нужно сперва разобраться с ее истоками и теоретическими основами.

Йога – философия Древней Индии, основы которой изложены в главном труде этой школы, называемым «Йога-сутра», и комментариях к нему. Его автором является Патанаджали, о котором известно очень мало. Рекомендуем ознакомиться со статьёй про хатха йогу.

Ранее считалось, что великий учитель, философ и йог жил в Индии во II веке до н.э. Но теперь укрепилось мнение, что это было позже на несколько столетий – во II веке н.э. Патанаджали выступает лишь автором труда, а не всего философского учения, так как упоминание о принципах йогической практики упоминается еще в Ведах, Рамаяне и Махабхарате (в части Бхагавадгита). Сам термин «йога» можно встретить в ранних упанишадах, являющихся комментариями к Ведам.

Приступим к основополагающим понятиям философии классической йоги.

Итак, все бытие в себя включают две субстанции Пракрити и Пуруша. Пракрити представляет собой все материальное в существующем мире. Это то, что можно увидеть, услышать или почувствовать каким-либо другим способом, зарегистрировать высокоточными приборами. Рекомендуем ознакомиться с информацией про айенгара-йогу.

Под понятием «Пуруша» заключено духовное начало, так называемый вечный Дух. Ишвара – Бог среди всех духовных существ – и есть проявлением Пуруши. Он не создал мир и не управляет им, но ему под силу объединять и разъединять духовное с материальным. Если Пракрити невозможно осознать, то Пуруша обладает сознанием.

Если Пракрити постоянно меняется, то Пуруша не подвержен переменам, поэтому он находится вне времени и пространства. Он является словно наблюдателем за изменяющейся картиной мира.

В учении классической йоги человек, как и весь мир, является неким микрокосмосом, соединяющем в себе Пракрити и Пурушу.

Материальное в человеке – это его физическое тело, мысли, эмоции, память и пр. Духовное, то есть Пуруша, представляет его сознание, так называемое «Я» – неизменное и вечное.

Пуруша сознательно направляет Пракрити. Это можно сравнить с заблудившимися в лесу людьми, где Пуруша без ног, а Пракрити слепой. И только объединившись, они смогут пробраться через лес и освободиться.

От привязанности к объективному миру, порождающей желания и ожидания, человек испытывает страдания. Пока мы привязаны к формам Пракрити, мы оставляем в нашем буддхи (инструменте восприятия внешнего мира) отпечатки (васаны), поэтому будет существовать наша Карма – зависимость причинно-следственного характера.

После смерти физического тела васаны остаются, а душа переходит в другую сущность. Это называется реинкарнацией, а череда перерождений – колесом сансары.

Освободиться от страданий возможно, утверждает йога. Именно практика йоги, очистительные техники, комплекс упражнений для тела и духа, философские размышления помогут осознать Пурушу, бросить стремления к чему-то материальному, освободиться от привязанностей. После этого осознания душа выходит из колеса сансары. Достигаемое бытие можно сравнить только с Ишварой – нет страданий, но есть осознание.

В рамках классической йоги сформировались разные направления. Их целое множество. Мы же рассмотрим некоторые из них.

Особенности и задачи йоги шивананда

Шивананда йога основана Свами Шиванандой (1887-1963), индуистским духовным учителем. Данное направление отличается комплексностью подхода, так как в нем присутствуют упражнения для достижения расслабления, обучение внутренней концентрации, дыхательные упражнения.

Основатель Йоги шивананда – Свами Шивананда

Йога шивананда основывается на пяти важнейших принципах:

Каждое занятие начинается и оканчивается мантрами, позволяющими с помощью звуковых вибраций положительно повлиять на тело, дух, эмоциональное состояние.

Тантра йога – что это

Еще одно из широко известных направлений йоги – тантра йога. Она представлена системой методов, позволяющих пробудить, трансформировать и осознанно использовать сексуальную энергию. Учение основано на священных текстах – тантрах.

Стоит выделить три основных направлений в рамках тантра йоги:

Данная практика помогает объединить мужское и женское начало, преодолеть комплексы путем правильного принятия собственного тела, значительно расширить сознание.

Гуру-йога как направление классической йоги

Одной из самых важных практик считается гуру-йога. Ее суть заключается в слиянии ума ученика и духовного учителя. В процессе практики происходит пробуждение Четырех состояний Просветления, когда ученик имеет возможность достигнуть благословения тела, речи и ума. Завершающим этапом практики является слияние ума ученика с умом гуру.

Читайте также:  Йога в шуваловском на мичуринском

Выделяют три неотъемлемых принципа гуру-йоги:

Теперь понятно, что йога – это философия, образ жизни Индии. Практикуя ее, можно достичь абсолютно разных целей: укрепить тело и дух, улучшить физическое здоровье, приобрести уверенность, избавиться от желаний и страданий или даже освободиться от череды перерождений (сансары).

Каждая из школ йоги предлагает свои методы достижения цели, но при этом в каждой из них делается акцент на гармонии физического, духовного и ментального.

Почему буддизм – самая мирная религия?

Что такое Джайнизм? Философия и краткое описание религии

Что такое агни йога?

Варны Древней Индии

Что такое аштанга-йога?

О природе сострадания и его месте в Учении Будды

Источник

История и происхождение йоги

История йоги — это путь к совершенству и достижению более высокой формы познания. Культура арийцев и дравид, населяющих бывшую Индию, — не единственный ее источник. Она универсальна, но ее история сильно связана с индуизмом. Как система, она возникла в глубокой древности, в Индии, о чем свидетельствую археологические находки и древнейшие письменные тексты индийской культуры — Веды.

Шесть периодов

Истоки зарождения индийской философии, как и то, кто придумал йогу, неизвестны, мифология приписывает им божественное происхождение. Согласно текстам, есть 8 400 000 позиций, соответствующих всем видам живых существ, населяющих Вселенную. В мифологических сказаниях говорится, что Бог Шива раскрыл тайну учений йоги своей супруге Парвати, чтобы она могла сохранить вечную молодость. Ученые историю развития йоги разделили на шесть периодов:

Йога архаичная (около 3000—1800 л. до н.э.)

Родина йоги — долина Инда. Истоки теряются во мраке столетий и сочетаются с предысторией Индии в глубокой древности, до периода около 1500 лет до н.э. Их связывают с цивилизацией Инда-Сарасвати и археологическими находками, глиняными фигурками и печатями, изображающими персонажей в асанах, в 2500 годах до нашей эры, обнаруженных в Хараппи и в Мохенджо Даро.

Слово йога впервые появилось в старейшей из Вед, Ригведе в IV—III тысячелетии до РХ, и означало ярмо и дисциплина.

Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа признаны индусами как откровенные тексты (шрути), и основа Брахманизма (I тысячелетие до н.э.), оригинальной индуистской религии с множеством богов, которая позже превратилась в индуизм.

Веды — сборник самых древних писаний.

Появились тексты после вторжения в Индостан племен из Сибири. Принято считать, что коренная культура была уничтожена, а затем ассимилирована за десять веков ариями. Но есть и противоположная точка зрения, согласно которой йога была принесена на полуостров завоевателями.

Одна из самых известных книг Атхарваведы (книги заклинаний), самой волшебной и метафизической из Вед, посвящена описанию группы аскетов или протойогинов, называемых врати. Врати практиковали аскетизм в течение длительного времени, используя дыхательные практики. Этот текст выражает стремление практиков достичь состояния, которое выходит за рамки ограничений тела и разума. Прото-йога — это еще неструктурированный набор практик, включающий концентрацию, дыхательные упражнения и аскетизм.

В Атхарваведах (I тысячелетие до РХ — первые столетия по РХ), как во всех Ведах, являющихся основой брахманизма, продолжается практика жертвенных ритуалов.

В Ригведе появляется один из наиболее важных принципов — Тапас. Термин дословно переводится как жара, пыл, задор, энтузиазм, и понимается как аскетическое усилие. Тапас определен на экзотерическом (популярном, доступном), и на эзотерическом (тайном) уровне. Он появляется как один из элементов жертвенных ритуалов как часть религиозного опыта людей. Волшебное и мистическое происхождения тепла — это основная аскетическая техника, в первую очередь духовная.

Йога доклассическая (около 1500—500 до н.э.)

Чрезвычайно важный период в развитии, он связан с возникновением Упанишады и Брахмана и дальнейшим развитием брахманизма. Несколько поз йоги появляются в ранних Упанишадах(VIII—III век до н.э.), философских текстах, созданных на основе исследования глубочайшей природы, духовной сущности, абсолюта (Атман). Тексты кратко представлены в Брихадарнак Упанишад III.4.2.

Упанишады также принадлежат к раскрытым текстам (шрути), являются дополнением и объяснением духовной мудрости, содержащейся в Ведах. Шрути характеризуются мистицизмом, включающим в себя рассуждения. Развитие заключается в обучении техник, служащих мистической интериоризацией (переход из вне внутрь) т.е. освоении жертвенного ритуала. Результатом служит появление различных созерцательных методов и зарождения йогических практик. Примером может быть идентификация методов пранайямы с ритуалом Ахотры (жертвы огню). Техники дыхания, используемые для стимулирования внутреннего тепла, приравниваются к ведическому ритуалу. Процесс интериоризации ритуала был одним из важнейших элементов интеграции йоги и индуизма.

Причиной послужило слияние двух культур. С одной стороны, патриархальная ведическая культура, созданная арийским народом и их священниками. С другой стороны, матриархальная культура дравидов, представленная сельскохозяйственным местным населением. Основной смысл ведической культуры заключался в контакте с божествами через внешние ритуалы. Влияние культуры дравидов было направлено на внутреннее познание.

Эпическая йога (около 500 — 200 л. до н.э)

История развития йоги связана с созданием Махабхараты, одного из величайших национальных эпосов Индии. Развитие йогической мысли —с санкхья, архаичным методом познания, который привел к познанию трансцендентного Я (Пуруши), отличая его от второго основного принципа, означающего материальную причину Вселенной (Пракрити). Этот путь состоит в полном отказе от того, что не есть Я.

Читайте также:  Горячая йога в химках

Йога принимает онтологический принцип, открытый санкхьей. Но они не становятся одним целым. Махабхарата описывает йогу как путь восприятия или путь действия, в то время как санкхья — это путь свидетельства мастерства или путь отречения. Махабхарата — это не цельная однообразная работа. На протяжении веков в нее были включены многочисленные новые фрагменты. По этой причине можно найти здесь ряд аскетических традиций и связанных с ними путей и техник.

Самая важная часть, включенная в эпос, — «Бхагаватгита». Эта «песнь Господа» является кульминацией интеграции традиций йоги и индуизма. Ее часто называют «Йога –Упанишада», утверждая ее принадлежность к веданте. В Катха Упанишаде (VI.10-11) излагаются идеи, представляющие метод йоги называющийся классическим. Эта попытка синтезировать йогу и духовность. Это метод достижения единства с Богом. Разнообразие практики здесь ограничено, даже пранаяма играет второстепенную роль. Основное внимание уделяется концентрации и медитации. Поклонение Богу Кришна, становится необходимым для достижения цели практики. Отвергая плоды своих трудов и предлагая их Всевышнему, каждый может достичь мистического союза с Богом.

Эпос до сих пор служит источником вдохновения для многих поколений. Бхагавад-Гида объединяет основные течения:

Классический период (около 200 — 500 л. н.э).

Классическая йога — одна из шести ортодоксальных философских систем индуизма. Система развита в Иогасутре, созданной в третьем века до нашей эры, едином тексте о йоге, состоящем из 195 сутр — афоризмов. В течение периода влияние философии и практики зависело от работы Патанджали (основатель йоги) «Йогасутра» и многочисленных комментариев к ней. Текст на протяжении веков был предметом многочисленных всеобъемлющих комментариев. Классическая Йога Патанджали также называется Раджа (Королевская) или Аштанга (восьмиступенчатая).

Работа Патанджали внесла огромный вклад в систематизацию современных знаний, и философское измерение учения. Как пишет известный антрополог Элиаде, вклад заключался согласовании философских тезисов с техническими инструкциями по практике.

В первой части Йогасутр представлена структура и процессы, связанные с трансформацией на пути к освобождению. Далее в разделе садхана-пада представлены основы йогического пути. В следующих разделах приведены советы о высших этапах практики и информация о состоянии освобождения (кайвалия).

Йогасутры установили положение йоги в тогдашней философской мысли и духовной практике Индии.

Патанджали пересказывает известные концепции и практики, а также вводит новые. В отличие от внутренней (основной философии индуизма), философия Йогасутр представляет собой дуалистическую интерпретацию действительности: признает полное разделение между трансцендентным Я (Пурушей), и трансцендентной основой природы (Пракрити).

Постклассическая йога (около 500 — 1900 л.н.э.)

Период охватывает огромное разнообразие йогических традиций, созданных после Патанджали. Это время расцвета хатха-йоги и учения Тантры. Создаются многочисленные школы, основанные на многих духовных и религиозных традициях Индии:

Выражается это и в возвращении к недуалистической концепции реальности, сформированной в ранний период упаниадства, согласно которой Пуруша идентична реальности. Одним из самых вдохновляющих произведений этого периода является Йогавасиштха, религиозно-философская сочинение на санскрите, написанное между IX и XIII веками, духовный путь которого можно описать как джана-йогу, основанную на гармоничном сочетании мудрости (гьяны) и действия (кармы). Другие йогические тексты наиболее известные как Йога-упанишады, создаются в период средневековья (XIV—XVI вв.). Они касаются преимущественно ведантской хатха-йоги.

Возникают и развиваются доктрины и практики, направленные на достижение освобождения посредством совершенствования тела. Асаны становятся своего рода алхимической наукой, призванной очищать и трансформировать все явления существования, включая тело, потому что, согласно ведическому взгляду, являются едиными с высшим Я (Пуруша). В самых важных произведениях этого периода Геранда-санхита, Хатха-йога-прадипика и Шива-санхита, хатха-йога представлена в качестве подготовки к Раджа Йоге, хотя, практика с самого начала включала в себя элементы классической йоги: концентрацию, медитацию.

Зарождаются движения бхакти, шивы и вишнуизма, буддизм исчезает, а Веданта основана как доминирующая философская система в Индии. Одним из самых интересных движений периода является Кашмирский шиваизм, широко используемый в тантрической традиции и буддийской философии.

Современный период

Характерной чертой современной йоги является ее распространение по всему миру и особенно выход за пределы культурного круга Азии. Раньше элементы практики в той или иной форме распространялись из Индии, из-за буддизма, на Дальний Восток. 20-й век связал практику асан с культурой западного мира. Наиболее важные тексты индийской духовности переведены на западные языки. Колонизация Индии, начавшаяся в девятнадцатом веке англичанами, привела к увеличению притока путешественников и исследователей из Европы на индийский полуостров. Люди, увлеченные культурой Индии, начали возвращать свое наследие. В двадцатом веке мастера и учителя древних традиций из Индии стали все больше приезжать в Европу и Америку. Свами Вивекананда посетил Соединенные Штаты и Европу со своими лекциями, открыв путь другим учителям.

В настоящее время йога в очень разнообразной форме, от чисто индуистских практик бхакти, до полностью секуляризованных форм гимнастики хатха, практикуется миллионами людей во всем мире.

Кроме того, контакт с западной культурой влияет на саму йогу, лучшим примером которой является интегральная йога, созданная Шри Ауробиндо.

Среди наиболее известных наставников: Шри БКС Айенгар, Шри Паттабхи Джойс, Свами Шивананда, Сатьянанда Сарасвати, Свами Махешварананда, Т. К. В. Дезикачар, Свами Сатчитананда.

Источник

Adblock
detector