Меню

Ринад минвалеев физиологические аспекты йоги

Физиология йоги

Нормализация адаптивных функциональных систем организма человека и метод холодоустойчивости человеческого организма на основе тибетской «йоги внутреннего тепла» туммо

26 декабря (в субботу) с 10.00 до 13.00 пройдет ВЕБИНАР «КАК ПЕРЕЖИТЬ ПРАЗДНИКИ БЕЗ ПОСЛЕДСТВИЙ.

19 декабря (в эту субботу) с 10.00 до 13.00 пройдет ВЕБИНАР «КАК ПЕРЕЖИТЬ ПРАЗДНОВАНИЕ НОВОГО.

12 декабря (в субботу) с 10.00 до 13.00 пройдет ВЕБИНАР «ФИЗИОЛОГИЯ МАГИИ» профессора.

Последние публикации

Ультразвуковое обследование линейных и объемных показателей кровотока в верхней брыжеечной артерии до и после 100-кратного выполнения упражнения йоги агнисара было проведено у 12 здоровых добровольцев обоего пола (из них 8 женщин). Установлено возрастание диаметра, пиковых скоростей в систолу и диастолу и объема кровотока в верхней брыжеечной артерии после 100-кратного выполнения агнисары, что позволяет надеяться на использования йоговского упражнения агнисара для профилактики ишемической причины гастроинтестинальных проблем у спортсменов.

Изучено влияние погружения в холодную воду на уровень глюкозы натощак у 12 здоровых добровольцев, освоивших новый метод повышения холодоустойчивости, разработанный в СПбГУ на основе тибетской йоги туммо. У большинства испытуемых установлено значимое снижении уровня глюкозы натощак.

Ринад Султанович Минвалеев

(род. 20 августа 1965, Ярославль, СССР) — российский физиолог, исследователь традиционных систем оздоровления, кандидат биологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета

Автор исследований и научных публикаций, крупнейшими из которых являются:

Автор книги «Вся правда о диетах, или Как похудеть без вреда для здоровья. Очерки прикладной физиологии»

Популяризатор физиологического подхода к вопросам оздоровления души и тела. Уделяет большое внимание развенчанию мифов оздоровления

Научный руководитель ряда международных экспедиций

Отзывы и вопросы

Здравствуйте. Можно ли в Москве ознакомиться с научным методом выполнения практики туммо и/или других систем оздоровления? Есть ли пособия на эту тему, позволяющих заниматься самому? Интересует именно достижение оздоровительных и общеукрепляющих результатов, а.

Dear Doctor Rinad, I am an Italian MD interested in your studies about yoga and Tummo. I have found some instruction about your technique of Tummo Yoga without meditation. I am convinced, as you too, that autoipnosys is only a part of the practice and the main.

Источник

Физиологические аспекты избранных асан хатха-йоги

Опубликовано в Материалах Всероссийской научно-практической конференции «Физическая культура и спорт в системе образования России: инновации и перспективы.

Ультразвуковое обследование линейных и объемных показателей кровотока в верхней брыжеечной артерии до и после 100-кратного выполнения упражнения йоги агнисара было.

ВВЕДЕНИЕ

Йога как совокупность методов, ведущих к достижению способности управления состояниями организма, во все времена включала в себя телесные практики, поэтому актуальность физиологического подхода к изучению и освоению этой традиции не вызывает сомнений.

Среди множества трактовок и полумистических интерпретаций индийской йоги для целей нашего исследования подходит только одна, в которой йога выступает просто как дисциплина. Исходное значение ее прослеживается в русском слове «иго» или «ярмо» (согласно этимологическому словарю индоевропейских языков (Pokorny 1959), исходный корень в слове йога: yeug (соединять, связывать) > рус. ‘иго, упряжь, ярмо’) (рис. 1). Только такое толкование дает возможность естественнонаучного понимания йоги.

Будучи изначально индийским явлением, в настоящее время различные варианты как аутентичной, так и модифицированной йоги получили широкое распространение во всем мире. Одно только перечисление разновидностей йоги может занять несколько страниц убористого текста (Broad 2012; Броуд 2013). Но при этом в основе подавляющего большинства ныне практикуемых видов йоги лежит все та же древняя практика хатха-­йоги, что в переводе с санскрита означает «йога усилия» — система особых физических и дыхательных упражнений, которые необходимо выполнять регулярно. Хатха-йога включает в себя традиционный набор статических фиксаций тела (асана) и дыхательных упражнений с произвольными апное (пранаяма), и не требует изучения каких-либо философских текстов и/или строгого соблюдения религиозных обетов.

Читайте также:  Погода тв йога архив видео

Все возрастающее число людей выбирают хатха-йогу как форму ежедневной физической активности и, шире, принимают как образ жизни (Dunn 2008), что достаточно наглядно проявляется и при занятиях по физической культуре в Санкт­Петербургском государственном университете, где нами разработаны и внедрены в учебный процесс оздоровительные программы по хатха-йоге, пользующиеся большой популярностью среди студентов всех факультетов (Минвалеев 2013; Минвалеев, Незнамова 2013).

С 1986 г., когда была издана обзорная монография немецкого физиолога из Лейпцигского университета Дитриха Эберта «Физиологические аспекты йоги» (Ebert 1986; Эберт 1999), различными исследователями выполнено множество экспериментальных работ уже в русле доказательной (evidence based) медицины, в которых йога — разновидность лечебной физической культуры, рекомендуемая при различных расстройствах тела и психики.

В профильных обзорах, выполненных по этим работам, йога неизменно выступает как обобщенная система «известных» физических и ментальных упражнений (Herrick, Ainsworth 2000; Ott 2002; Nayak, Shankar 2004; Khalsa 2004; Roland, Jakobi, Jones 2011; Sengupta 2012; McCall, Ward, Roberts, Heneghan 2013). И в исследованиях по лечебным эффектам йоги, последняя опять же представлена стандартными словосочетаниями с минимальными поясняющими атрибутами, наподобие «Йога и…» (Stress, inflammation…2010; Adiponectin, leptin… 2012), «Йога в лечении…» (Williams-Orlando 2013), «Помогает ли йога при…» (Douglass 2009). При этом сами терапевтические приложения весьма конкретны и детально изложены: от очевидных влияний йоги на опорно-двигательный аппарат (Raub 2002) и сердечно-сосудистую систему (Jayasinghe 2004) до йогатерапии урологических расстройств (Ripoll, Mahowald 2002) и душевных недомоганий (Balasubramaniam, Telles, Doraiswamy 2013), таких как депрессии (Pilkington, Kirkwood, Rampes, Richardson 2005; Hatha yoga for depression… 2010) или шизофрении (Cramer, Lauche, Klose, Langhorst, Dobos 2013). Диапазон исследований терапевтических приложений йоги простирается от профилактики и лечения сахарного диабета II типа (Manjunatha, Vempati, Ghost, Bijlani 2005; Innes, Bourguignon, Taylor 2005; Innes, Vincent 2007) до реабилитации после инсульта (Lynton, Keigler, Shiflett 2007), от устранения боли в спине (Cramer, Lauche, Haller, Dobos 2013) до лечения гипертонии (Okonta 2012; Hagins, Rundle, Consedine, Khalsa 2014). Накапливаются сведения о терапевтическом потенциале йоги в онкологии (Bower, Woolery, Sternlieb, Garet 2005; Raghavendra, Nagarathna, Nagendra 2007; DiStasio 2008; Vadiraja, Raghavendra, Nagarathna 2009; Rao, Raghuram, Nagendra 2009; Cramer, Lange, Klose, Paul, Dobos 2012). Применение йоги рекомендовано и в гериатрии (Alexander, Innes, Selfe, Brown 2013), и в педиатрии (Galantino, Galbavy, Quinn 2008; Clinical applications of yoga… 2009; Kaley-Isley, Peterson J., Fischer, Peterson E. 2010). Список аналогичных работ можно было бы продолжить, но, в целом, уже очевиден значительный терапевтический потенциал йоги, который, согласно конечным выводам практически всех вышеупомянутых исследований, всякий раз «нуждается в дальнейшем изучении».

Легко заметить, что в большинстве экспериментальных и обзорных работ по йогатерапии прослеживается одна общая черта. Как правило, остается без пояснения вопрос, какая именно разновидность йоги применялась в тех или иных терапевтических приложениях. Мало где указывается, и, если описана, то почти всегда недостаточно полно, конкретная техника выполнения йоговских упражнений, которая может весьма различаться в разных стилях и школах как традиционной, так и современной йоги. Даже в тех исследованиях, в которых ожидаемые положительные эффекты от регулярной практики йоги не подтвердились (например, C. Хинтер с соавторами (Hunter, Tarumi, Dhindsa, Nualnim, Tanaka 2013) не нашли положительных изменений в эндотелиальной функции артериальных сосудов после 12 недель занятий хатха-йогой), тоже не содержат подробного описания выполняемых упражнений. А между тем физиологические эффекты могут и должны зависеть от специфики задействованных в том или ином упражнении мышечных напряжений и особенностей положения тела, что ставит под вопрос необходимую воспроизводимость результатов экспериментального изучения воздействий практики йоги. И даже в исследованиях по сравнению различных стилей йоги сопоставляются последовательности упражнений йоги (асаны и пранаямы), но не отдельно взятые асаны или пранаямы. Например, в работе (Cowen, Adams 2007) изучались изменения частоты сердечных сокращений после выполнения различных последовательностей упражнений трех различных стилей йоги (аштанга-йога, хатха-йога и йоги для начинающих (gentle yoga)). Уже по такому достаточно обобщенному показателю, как ЧСС, был сделан вывод о необходимости учитывать специфику выполнения асан и дыхательных упражнений в различных стилях йоги. В сравнительном обзоре (Ross, Thomas 2010) по сопоставлению оздоровительного эффекта йоги и физических упражнений (фитнес) также подчеркивается необходимость дополнительных исследований с использованием строгих методик для изучения оздоровительных эффектов различных стилей йоги. Очевидно, что одно и то же упражнение йоги с одним и тем же санскритским названием, выполненное с различными акцентами напряжения и/или расслабления мышц, может привести и нередко приводит к противоположным результатам, что и было выявлено нами в диссертационной работе (Минвалеев 1999). В связи с этим актуально переключение внимания исследователей от изучения «йоги вообще» на отдельно взятые упражнения, выполняемые всеми испытуемыми в едином стиле. Редкие примеры экспериментального изучения отдельных упражнений йоги, например, сарвангасаны (Konar, Latha, Bhuvaneswaren 2000), или дыхательных упражнений, например, нади-содханы (Bhargava, Gogate, Mascarenhasy 1988), выполнены на больших временных интервалах между начальной и конечной точками измерений — от недели до одного месяца. За столь длительный промежуток времени на организм испытуемых могли оказывать и несомненно оказывали свое воздействие множество иных условий, помимо упражнений йоги, например, погода, диета, меняющийся режим дня, настроение, работа и т. п., которые явно не могут быть стандартизированы. Тогда следует признать, что строго доказательными можно считать только измерения, выполненные непосредственно до и после исполнения того или иного упражнения, т. е. на временном интервале от нескольких минут до одного часа. По нашему мнению, только при таком исследовательском дизайне результаты опытов будут воспроизводимы, и конкретная техника выполнения избранных упражнений приобретет строго научное обоснование.

Читайте также:  Одежда для йоги питер

Именно такой подход (дизайн) мы избрали при изучении физиологических механизмов избранных практик хатха-йоги, выполненных нами с 1994 по 2013 г. Найденные результаты опубликованы в физиологических журналах (Минвалеев, Кузнецов, Лавинский 1996; Минвалеев, Кузнецов, Ноздрачев 1998; 1999), доложены на профильных конференциях (Minvaleev, Kuznetsov 1997; 1998; Минвалеев, Кузнецов 1999), наконец, защищены в виде диссертации (Минвалеев 1999) и продолжены в последующие годы (Минвалеев 1999; 2002а; 2002б; 2011; Минвалеев, Кирьянова, Иванов 2002; Минвалеев, Ноздрачев, Кирьянова, Иванов 2004).

БЛАГОДАРНОСТИ

Автор выражает глубокую благодарность своим Учителям – академику РАН Александру Даниловичу Ноздрачеву, научному руководителю моей диссертационной работы, за привитие навыков физиологического мышления, математику Анатолию Ивановичу Иванову (научная школа проф. Зубова В.И.) за приобщение к практике йоги и бесценные уроки математического моделирования, без которых этот труд был бы невозможен.

А также выражаю искренюю признательность професору медицины университета штата Восточная Вирджиния (США) Алексу Левитову за внимательное прочтение рукописи и участие в совместных научных экспедициях в Гималаи, организованных в рамках авторского проекта «В поисках утраченных знаний» (с) директора киностудии исторического фильма Ирины Архиповой, которой автор выражает неменьшую благодарность

Источник

Тибетская йога, практики терморегуляции Туммо. Физиология йоги и аюрведы.

ДЛЯ КОГО ЭТОТ СЕМИНАР

Настоятельно рекомендуем данный семинар всем, кто хочет более глубоко изучить воздействие практики йоги на организм человека. Этот семинар значительно расширит ваше понимание йоги и послужит хорошим фундаментом как для углубления личной практик, так и для формирование более глубокого подхода в ведении групп преподавателями. Семинар также несомненно окажется полезным практикам и тренерам по фитнесу, крос-фиту, плаванию, цигуну, карате и прочим систем развития и оздоровления.

туммо

Накопление внутреннего огня в теле, в практике йоги, является приоритетной задачей, потому как внутренний огонь (теджас) дает силу, здоровье, увеличивает силу духа и способствует развитию интеллекта человека.

Йога Туммо позволяет развить невосприимчивость к холоду и даже генерировать тепло, используя внутреннюю энергию. Большое внимание в практике уделяется правильному дыханию, которое позволяет управлять энергетическими потоками в теле.

Читайте также:  Йога для нижней части тела

Люди, освоившие эту практику, могут использовать внутреннюю энергию для обогрева своего тела в холода и даже передавать тепло в окружающую среду. Йога Туммо будет весьма интересна людям зависимым от погоды, тем, кто быстро замерзает и любит мечтать по полгода о теплом лете, также практика будет особо полезна людям подверженным простудам и другим «зимним» заболеваниям.

Тибетская йога открывает нам мир безграничных возможностей тела человека.

Преподаватель

Ринад Султанович Минвалеев

физиолог, исследователь традиционных систем оздоровления, кандидат биологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета.
Автор исследований и научных публикаций, крупнейшими из которых являются способ нормализации адаптивных функциональных систем организма человека и метод холодоустойчивости человеческого организма на основе тибетской «йоги внутреннего тепла» туммо (совместно с к. ф.-м. н. А. И. Ивановым). Автор книги «Вся правда о диетах, или Как похудеть без вреда для здоровья. Очерки прикладной физиологии». Научный руководитель ряда международных экспедиций. Популяризатор физиологического подхода к вопросам оздоровления души и тела. Уделяет большое внимание развенчанию мифов оздоровления.

О семинаре

Семинар включает в себя большой объем полезного теоретического, научного материала по физиологии и биохимии, который значительно расширит ваше понимание процессов протекающих в теле человека во время практики.

Второй день семинара включает в себя практические занятия, в формате которых вы обучитесь тибетским практикам терморегуляции, йоги Туммо, и сможете убедиться в эффективности данной практики на личном опыте.

Для знакомства с Ринадом Султановичем, рекомендуем посмотреть отрывок передачи C.У.П. «Йоги Петербурга»

План семинара

семинар в себя включает как теоретические лекции, так и практические занятия

Источник

Adblock
detector