Меню

Ринад султанович минвалеев психофизиологические аспекты йоги

Физиология йоги

Нормализация адаптивных функциональных систем организма человека и метод холодоустойчивости человеческого организма на основе тибетской «йоги внутреннего тепла» туммо

26 декабря (в субботу) с 10.00 до 13.00 пройдет ВЕБИНАР «КАК ПЕРЕЖИТЬ ПРАЗДНИКИ БЕЗ ПОСЛЕДСТВИЙ.

19 декабря (в эту субботу) с 10.00 до 13.00 пройдет ВЕБИНАР «КАК ПЕРЕЖИТЬ ПРАЗДНОВАНИЕ НОВОГО.

12 декабря (в субботу) с 10.00 до 13.00 пройдет ВЕБИНАР «ФИЗИОЛОГИЯ МАГИИ» профессора.

Последние публикации

Ультразвуковое обследование линейных и объемных показателей кровотока в верхней брыжеечной артерии до и после 100-кратного выполнения упражнения йоги агнисара было проведено у 12 здоровых добровольцев обоего пола (из них 8 женщин). Установлено возрастание диаметра, пиковых скоростей в систолу и диастолу и объема кровотока в верхней брыжеечной артерии после 100-кратного выполнения агнисары, что позволяет надеяться на использования йоговского упражнения агнисара для профилактики ишемической причины гастроинтестинальных проблем у спортсменов.

Изучено влияние погружения в холодную воду на уровень глюкозы натощак у 12 здоровых добровольцев, освоивших новый метод повышения холодоустойчивости, разработанный в СПбГУ на основе тибетской йоги туммо. У большинства испытуемых установлено значимое снижении уровня глюкозы натощак.

Ринад Султанович Минвалеев

(род. 20 августа 1965, Ярославль, СССР) — российский физиолог, исследователь традиционных систем оздоровления, кандидат биологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета

Автор исследований и научных публикаций, крупнейшими из которых являются:

Автор книги «Вся правда о диетах, или Как похудеть без вреда для здоровья. Очерки прикладной физиологии»

Популяризатор физиологического подхода к вопросам оздоровления души и тела. Уделяет большое внимание развенчанию мифов оздоровления

Научный руководитель ряда международных экспедиций

Отзывы и вопросы

Здравствуйте. Можно ли в Москве ознакомиться с научным методом выполнения практики туммо и/или других систем оздоровления? Есть ли пособия на эту тему, позволяющих заниматься самому? Интересует именно достижение оздоровительных и общеукрепляющих результатов, а.

Dear Doctor Rinad, I am an Italian MD interested in your studies about yoga and Tummo. I have found some instruction about your technique of Tummo Yoga without meditation. I am convinced, as you too, that autoipnosys is only a part of the practice and the main.

Источник

Физиологические аспекты избранных асан хатха-йоги

Опубликовано в Материалах Всероссийской научно-практической конференции «Физическая культура и спорт в системе образования России: инновации и перспективы.

Ультразвуковое обследование линейных и объемных показателей кровотока в верхней брыжеечной артерии до и после 100-кратного выполнения упражнения йоги агнисара было.

ВВЕДЕНИЕ

Йога как совокупность методов, ведущих к достижению способности управления состояниями организма, во все времена включала в себя телесные практики, поэтому актуальность физиологического подхода к изучению и освоению этой традиции не вызывает сомнений.

Среди множества трактовок и полумистических интерпретаций индийской йоги для целей нашего исследования подходит только одна, в которой йога выступает просто как дисциплина. Исходное значение ее прослеживается в русском слове «иго» или «ярмо» (согласно этимологическому словарю индоевропейских языков (Pokorny 1959), исходный корень в слове йога: yeug (соединять, связывать) > рус. ‘иго, упряжь, ярмо’) (рис. 1). Только такое толкование дает возможность естественнонаучного понимания йоги.

Будучи изначально индийским явлением, в настоящее время различные варианты как аутентичной, так и модифицированной йоги получили широкое распространение во всем мире. Одно только перечисление разновидностей йоги может занять несколько страниц убористого текста (Broad 2012; Броуд 2013). Но при этом в основе подавляющего большинства ныне практикуемых видов йоги лежит все та же древняя практика хатха-­йоги, что в переводе с санскрита означает «йога усилия» — система особых физических и дыхательных упражнений, которые необходимо выполнять регулярно. Хатха-йога включает в себя традиционный набор статических фиксаций тела (асана) и дыхательных упражнений с произвольными апное (пранаяма), и не требует изучения каких-либо философских текстов и/или строгого соблюдения религиозных обетов.

Все возрастающее число людей выбирают хатха-йогу как форму ежедневной физической активности и, шире, принимают как образ жизни (Dunn 2008), что достаточно наглядно проявляется и при занятиях по физической культуре в Санкт­Петербургском государственном университете, где нами разработаны и внедрены в учебный процесс оздоровительные программы по хатха-йоге, пользующиеся большой популярностью среди студентов всех факультетов (Минвалеев 2013; Минвалеев, Незнамова 2013).

Читайте также:  Полотенце для горячей йоги

С 1986 г., когда была издана обзорная монография немецкого физиолога из Лейпцигского университета Дитриха Эберта «Физиологические аспекты йоги» (Ebert 1986; Эберт 1999), различными исследователями выполнено множество экспериментальных работ уже в русле доказательной (evidence based) медицины, в которых йога — разновидность лечебной физической культуры, рекомендуемая при различных расстройствах тела и психики.

В профильных обзорах, выполненных по этим работам, йога неизменно выступает как обобщенная система «известных» физических и ментальных упражнений (Herrick, Ainsworth 2000; Ott 2002; Nayak, Shankar 2004; Khalsa 2004; Roland, Jakobi, Jones 2011; Sengupta 2012; McCall, Ward, Roberts, Heneghan 2013). И в исследованиях по лечебным эффектам йоги, последняя опять же представлена стандартными словосочетаниями с минимальными поясняющими атрибутами, наподобие «Йога и…» (Stress, inflammation…2010; Adiponectin, leptin… 2012), «Йога в лечении…» (Williams-Orlando 2013), «Помогает ли йога при…» (Douglass 2009). При этом сами терапевтические приложения весьма конкретны и детально изложены: от очевидных влияний йоги на опорно-двигательный аппарат (Raub 2002) и сердечно-сосудистую систему (Jayasinghe 2004) до йогатерапии урологических расстройств (Ripoll, Mahowald 2002) и душевных недомоганий (Balasubramaniam, Telles, Doraiswamy 2013), таких как депрессии (Pilkington, Kirkwood, Rampes, Richardson 2005; Hatha yoga for depression… 2010) или шизофрении (Cramer, Lauche, Klose, Langhorst, Dobos 2013). Диапазон исследований терапевтических приложений йоги простирается от профилактики и лечения сахарного диабета II типа (Manjunatha, Vempati, Ghost, Bijlani 2005; Innes, Bourguignon, Taylor 2005; Innes, Vincent 2007) до реабилитации после инсульта (Lynton, Keigler, Shiflett 2007), от устранения боли в спине (Cramer, Lauche, Haller, Dobos 2013) до лечения гипертонии (Okonta 2012; Hagins, Rundle, Consedine, Khalsa 2014). Накапливаются сведения о терапевтическом потенциале йоги в онкологии (Bower, Woolery, Sternlieb, Garet 2005; Raghavendra, Nagarathna, Nagendra 2007; DiStasio 2008; Vadiraja, Raghavendra, Nagarathna 2009; Rao, Raghuram, Nagendra 2009; Cramer, Lange, Klose, Paul, Dobos 2012). Применение йоги рекомендовано и в гериатрии (Alexander, Innes, Selfe, Brown 2013), и в педиатрии (Galantino, Galbavy, Quinn 2008; Clinical applications of yoga… 2009; Kaley-Isley, Peterson J., Fischer, Peterson E. 2010). Список аналогичных работ можно было бы продолжить, но, в целом, уже очевиден значительный терапевтический потенциал йоги, который, согласно конечным выводам практически всех вышеупомянутых исследований, всякий раз «нуждается в дальнейшем изучении».

Легко заметить, что в большинстве экспериментальных и обзорных работ по йогатерапии прослеживается одна общая черта. Как правило, остается без пояснения вопрос, какая именно разновидность йоги применялась в тех или иных терапевтических приложениях. Мало где указывается, и, если описана, то почти всегда недостаточно полно, конкретная техника выполнения йоговских упражнений, которая может весьма различаться в разных стилях и школах как традиционной, так и современной йоги. Даже в тех исследованиях, в которых ожидаемые положительные эффекты от регулярной практики йоги не подтвердились (например, C. Хинтер с соавторами (Hunter, Tarumi, Dhindsa, Nualnim, Tanaka 2013) не нашли положительных изменений в эндотелиальной функции артериальных сосудов после 12 недель занятий хатха-йогой), тоже не содержат подробного описания выполняемых упражнений. А между тем физиологические эффекты могут и должны зависеть от специфики задействованных в том или ином упражнении мышечных напряжений и особенностей положения тела, что ставит под вопрос необходимую воспроизводимость результатов экспериментального изучения воздействий практики йоги. И даже в исследованиях по сравнению различных стилей йоги сопоставляются последовательности упражнений йоги (асаны и пранаямы), но не отдельно взятые асаны или пранаямы. Например, в работе (Cowen, Adams 2007) изучались изменения частоты сердечных сокращений после выполнения различных последовательностей упражнений трех различных стилей йоги (аштанга-йога, хатха-йога и йоги для начинающих (gentle yoga)). Уже по такому достаточно обобщенному показателю, как ЧСС, был сделан вывод о необходимости учитывать специфику выполнения асан и дыхательных упражнений в различных стилях йоги. В сравнительном обзоре (Ross, Thomas 2010) по сопоставлению оздоровительного эффекта йоги и физических упражнений (фитнес) также подчеркивается необходимость дополнительных исследований с использованием строгих методик для изучения оздоровительных эффектов различных стилей йоги. Очевидно, что одно и то же упражнение йоги с одним и тем же санскритским названием, выполненное с различными акцентами напряжения и/или расслабления мышц, может привести и нередко приводит к противоположным результатам, что и было выявлено нами в диссертационной работе (Минвалеев 1999). В связи с этим актуально переключение внимания исследователей от изучения «йоги вообще» на отдельно взятые упражнения, выполняемые всеми испытуемыми в едином стиле. Редкие примеры экспериментального изучения отдельных упражнений йоги, например, сарвангасаны (Konar, Latha, Bhuvaneswaren 2000), или дыхательных упражнений, например, нади-содханы (Bhargava, Gogate, Mascarenhasy 1988), выполнены на больших временных интервалах между начальной и конечной точками измерений — от недели до одного месяца. За столь длительный промежуток времени на организм испытуемых могли оказывать и несомненно оказывали свое воздействие множество иных условий, помимо упражнений йоги, например, погода, диета, меняющийся режим дня, настроение, работа и т. п., которые явно не могут быть стандартизированы. Тогда следует признать, что строго доказательными можно считать только измерения, выполненные непосредственно до и после исполнения того или иного упражнения, т. е. на временном интервале от нескольких минут до одного часа. По нашему мнению, только при таком исследовательском дизайне результаты опытов будут воспроизводимы, и конкретная техника выполнения избранных упражнений приобретет строго научное обоснование.

Читайте также:  Негативное влияние йоги на психику

Именно такой подход (дизайн) мы избрали при изучении физиологических механизмов избранных практик хатха-йоги, выполненных нами с 1994 по 2013 г. Найденные результаты опубликованы в физиологических журналах (Минвалеев, Кузнецов, Лавинский 1996; Минвалеев, Кузнецов, Ноздрачев 1998; 1999), доложены на профильных конференциях (Minvaleev, Kuznetsov 1997; 1998; Минвалеев, Кузнецов 1999), наконец, защищены в виде диссертации (Минвалеев 1999) и продолжены в последующие годы (Минвалеев 1999; 2002а; 2002б; 2011; Минвалеев, Кирьянова, Иванов 2002; Минвалеев, Ноздрачев, Кирьянова, Иванов 2004).

БЛАГОДАРНОСТИ

Автор выражает глубокую благодарность своим Учителям – академику РАН Александру Даниловичу Ноздрачеву, научному руководителю моей диссертационной работы, за привитие навыков физиологического мышления, математику Анатолию Ивановичу Иванову (научная школа проф. Зубова В.И.) за приобщение к практике йоги и бесценные уроки математического моделирования, без которых этот труд был бы невозможен.

А также выражаю искренюю признательность професору медицины университета штата Восточная Вирджиния (США) Алексу Левитову за внимательное прочтение рукописи и участие в совместных научных экспедициях в Гималаи, организованных в рамках авторского проекта «В поисках утраченных знаний» (с) директора киностудии исторического фильма Ирины Архиповой, которой автор выражает неменьшую благодарность

Источник

Психофизиологические методы саморазвития и здоровьесбережения на основе избранных упражнений йоги

Правительство Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Психофизиологические методы саморазвития и здоровьесбережения на основе избранных упражнений йоги

Psychophysiological methods of self-development and health protection on the basis of selected techniques of yoga

Язык(и) обучения

Трудоемкость в зачетных единицах: 4

Регистрационный номер рабочей программы:

Раздел 1. Характеристики учебных занятий

1.1. Цели и задачи учебных занятий

Цель: Повышение средствами йоги адаптационных резервов организма и укрепление здоровья, обеспечивающих возможность самостоятельного применения в повседневной жизни, в том числе с целью самосовершенствования.

1.2. Требования подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты)

Обучающиеся, имеющие допуск к занятиям по физической культуре, начиная с уровня специального медицинского, могут приступить к освоению дисциплины как в целом, так и, начиная с любого из его подразделов (оздоровительных профилей). Предусмотрена также возможность самостоятельного применения избранных методов в повседневном режиме вне зависимости от медицинской группы здоровья, в том числе лицам с ограниченными возможностями.

Читайте также:  Йога для беременных во владивостоке

1.3. Перечень результатов обучения (learning outcomes)

В результате освоения курса обучающиеся должны
знать:

уметь:

владеть:

1.4. Перечень и объём активных и интерактивных форм учебных занятий

Занятия проводится в очной или очно-заочной форме (дистантное обучение средствами электронного обучения) с обязательной самостоятельной проработкой освоенных методов

• теоретические занятия в аудитории с доской для записи;

• практические занятия в спортивном зале;

• самостоятельная работа с учебной литературой;

• написание рефератов с последующим взаимным обучением других слушателей по изложенной в реферате теме.

Раздел 2. Организация, структура и содержание учебных занятий

2.1. Организация учебных занятий.

2.2. Структура и содержание учебных занятий

Наименование темы (раздела, части)

Вид учебных занятий

Раздел 1: Гомеостазис и здоровье. Нервная регуляция. Понятие асаны в йоге.

по методическим материалам

Раздел 2: Вегетативное обеспечение деятельности. Бхуджангасана и сурья-намаскар.

по методическим материалам

Раздел 3. Регуляция дыхания и мозговой кровоток. Пранаяма

по методическим материалам

Раздел 4. Физиология медитации. Бамбуковое дыхание.

по методическим материалам

Раздел 5. Физиология терморегуляции. Тибетская йога туммо.

по методическим материалам

Раздел 1: Гомеостазис и здоровье

Лекц. – 4 ч.; с/р – 16 ч.; акт.з. – 2 ч.
Нервная регуляция. Нейрон, дендрит и аксон. Синапс и медиаторы. Понятие о рефлекторной дуге. Автономная (вегетативная) нервная система и гомеостазис. Моторно-висцеральные взаимодействия и йога. Асана как эквивалент осанки.

Раздел 2: Вегетативное обеспечение деятельности.

Лекц. – 8 ч.; с/р – 26 ч.; акт.з. – 2 ч.
Симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы. Эрготропные и трофотропные процессы. Бхуджангасана и работоспособность. Сурья-намаскар – физиология утреннего пробуждения..

Раздел 3: Регуляция дыхания и мозговой кровоток. Пранаяма

Лекц. – 8 ч.; с/р – 26 ч.; акт.з. – 2 ч.
Дыхание как энергетический процесс (окисление органических субстратов). Понятие о внешнем и тканевом газообмене. Дыхательный центр. Роль углекислого газа в регуляции внешнего газообмена. Углекислый газ как метаболический вазодилятатор. Гипервентиляция. Пранаяма как кумбхака (задержка дыхания) и периферический кровоток.

Раздел 4: Физиология медитации. Бамбуковое дыхание.

Лекц. – 4 ч.; с/р – 16 ч.; акт.з. – 2 ч.
Электроэнцефалограмма как эквивалент мозговой активности. Ретикулярная формация ствола мозга и уровень бодрствования. Нейромедиаторы внутреннего вознаграждения и мотивация. Дыхательный центр как часть ретикулярной формации. Кевала-кумбхака и бамбуковое дыхание в медитации дзен. Дзен и остроумие.

Раздел 5: Физиология терморегуляции. Тибетская йога туммо.

Лекц. – 6 ч.; с/р – 21 ч.; акт.з. – 2 ч.
Второе начало термодинамики и терморегуляция теплокровных животных. Сократительный и несократительный термогенез. Способы повышения теплопродукции. Пранаяма и гипоксический парадокс. Тибетская йога туммо как физиологическая технология повышения холодоустойчивости.

Раздел 3. Обеспечение учебных занятий

3.1. Методическое обеспечение

3.1.1 Методические указания по освоению дисциплины

Лекционные и семинарские занятия в рамках данной дисциплины проводятся на основе информации, содержащейся в следующих основных типах источников:
• учебная литература по физиологии человека и животных;

• классическая литература по йоге (Йога-сутра и средневековые тексты по хатха-йоге);

• научные и научно-популярные работы автора по теме физиологии йоги.

Кроме того, при изложении части тем используется мультимедийная аппаратура.
Учебные материалы могут быть представлены как в печатном виде, так и в сети Интернет:
• студенческая электронная библиотека studhistory.ru;

• официальный сайт Ринада Минвалеева tapasyoga.ru.

Основная учебная и научная литература

3.4.3 Перечень иных информационных источников

• научная электронная библиотека http://elibrary.ru;

• онлайн-сборник www.sciencedirect.com;
• база данных http://www.scopus.com
• иные базы данных, доступные через научную библиотеку им. М.Горького на текущий момент.

Раздел 4. Разработчик программы

Минвалеев Ринад Султанович, кандидат биологических наук, доцент,

Источник

Adblock
detector