Меню

Симфония агни йоги озарение

Озарение, 2-IV-6

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Страницы скан-копий первого издания (Париж, 1925 г.)

Исправления

В оригинале В текущем тексте
также и змей так же и змей
видеть не сорванные цветы видеть несорванные цветы
работы бесконечность. Отсутствие ощущения законченности даже знания. Одиночество и отсутствие дома на земле. Понимание радости в смысле сознания возможности работы бесконечность: отсутствие ощущения законченности даже знания; одиночество и отсутствие дома на земле; понимание радости в смысле сознания возможности
исправлено согласно письму 23.04.1936 Е.И.Рерих В.М.Сеплевенко
Потому без потребления жизненной эманации Потому без сознательного потребления жизненной эманации
исправлено согласно письму 23.04.1936 Е.И.Рерих В.М.Сеплевенко

Симфония Агни Йоги

Часть II, IV, 6. . Змей солнечного сплетения. — Символическое обозначение чакры (плексуса) солнечного сплетения, открывающейся вместе с пробуждением сознания и энергии Кундалини. В письмах Е.И.Рерих содержатся важные указания на роль солнечного сплетения и в физическом, и в тонком организме человека:

«. солнечное сплетение впитывает в себя все силы, идущие от пространственных и земных токов.

Солнечное сплетение тоже является показателем состояния организма. Слабое солнечное сплетение не выдерживает операции. Человек-носитель слабого солнечного сплетения быстро угасает.

Исследовать силу солнечного сплетения и Вагуса можно крайне осторожным применением Х-лучей. Здоровое солнечное сплетение напряжется под таким воздействием и ответит болью, но сплетение, не реагирующее на воздействие Х-лучей, не выдержит операции. Х-лучи отвечают солнечным лучам» (Письма, 12.I.49).

Большое место Е.И.Рерих уделяет проблеме защиты солнечного сплетения от негативных воздействий и его лечении при поражениях и болезни:

«Лечить солнечное сплетение можно применением массажа Х-лучами до двух раз в сутки и не более нескольких минут.

Необходимо выработать технику для распознавания здорового солнечного сплетения и Вагуса от их слабого состояния. Так утонченный организм может испытывать боли в солнечном сплетении, но само сплетение будет здоровым. Прием соды и валериана избавляет от таких болей. Лечение солнечного сплетения может тоже состоять в приеме соды и валериана до трех раз в сутки» (Письма к А.М.Асееву, 12.I.49).

Источник

ЛИСТЫ САДА МОРИИ

Из «Духовной биографии семьи Рерихов», написанной замечательным исследователем-рериховедом П.Ф.Беликовым, известно, что книга эта, составленная из записей, сделанных в течение нескольких лет, собралась воедино в Индии в промежуток между 1924 и 1925 годами, еще до начала трансгималайской экспедиции. Некоторые записи вошли в первую книгу, а некоторые — во вторую. Сам Н.К.Рерих писал своему секретарю Шибаеву в 1922 году: «Сейчас нам дано троекнижие: 1. Книга о власти-жертве, 2. Книга о радости, 3. Книга о молитве-подвиге. Вероятно, эти книги войдут во вторую книгу издания». Однако, как отмечает Беликов, «троекнижие, о котором упоминает Рерих, было включено в первую Книгу». Николай Константинович писал также Шибаеву непосредственно после того, как было получено от властей разрешение въехать в Малый Тибет: «Скоро кончится вторая книга и будет отослана печататься в Америку. В ней Вы найдете много практических Указаний. Она Вам даст пищу Духа надолго».

Книга была закончена в Индии в Кашмире, а вышла в свет в 1925 году в Прибалтике. Е.И.Рерих придавала второй части книги Листы Сада Мории исключительно большое значение:

«Озарение» является введением в Агни Йогу, и без ознакомления с нею многое остается неясным в Агни Йоге». Она стремилась издать ее как можно раньше, и на это были Высшие Указания, но не получилось: «Будем стараться не запаздывать с изданием книг. Ведь было сказано: «Если бы книга «Озарение» была переведена и издана раньше, «то и предательство не могло бы развернуться с такой силой».

Первая и вторая книги Учения тесно связаны между собой и по содержанию, и по форме, и, наконец, по общему названию. И Зов, и Озарение есть две части одной книги Листы Сада Мории. Поэтому внутренняя взаимосвязь этих двух частей необычайно глубока и прочна. Если Зов — это начало духовного пути человека по волшебному саду Любви и красоты, то Озарение представляет собой естественное завершение первого этапа восхождения. Логика соединения двух частей в одну книгу может быть выражена следующей мыслью: искреннее и бесповоротное принятие Зова рано или поздно завершается Озарением, ибо Учение — это Свет на пути, усиливающийся по мере приближения к его источнику. Само Учение свидетельствует о том, что Озарение даруется Свыше как награда за духовные усилия: «Зов Любви приносит ответ Возлюбленного чисто». Количественный объем Света, вначале воспринимаемого кандидатом в ученики как некая новая информация, затем как знание, и наконец, как духовная реальность, живущая в человеческом сердце, постепенно перерастает в новое качество, меняющее каждое сознание, которое соприкасается с этим сиянием. Душа, вбирающая в себя искры высших энергий, по мере продвижения все больше озаряется светом. Озарение, понимаемое как высочайшее духовно-мистическое состояние, предстает как Дар, посылаемый Учителем Свыше и, одновременно, как ступень, завоеванная учеником в его движении снизу вверх. Потому значительное место в нем занимает идея «дисциплины духа».

Читайте также:  Йога в сыктывкаре интернациональная

Многие учения прошлого и настоящего делали акцент на достижении высоких состояний сознания и не обращали должного внимания на условия подобных достижений. Вторая книга призвана раскрыть эти условия, без которых невозможно усвоение Зова и дальнейшее продвижение по тернистой тропе совершенствования. Преемственность Озарения по отношению к Зову выражает следующая мысль Учения:

«Первая книга звала к подвигу простоты, красоты и бесстрашия; вторая книга дает качества и признаки работы, утверждающей расширение сознания».

Именно дисциплина духа, столь необходимая для переплавки собственных недостатков, помогает высечь искры внутренних огней, озаряющих душу сиянием Высших Миров. Дисциплина духа невозможна без знаний о методах внутренней работы человека над собой, потому вторая книга развивает идеи первой, превращая духовно-поэтические воззвания Зова в науку трансформации личности.

Озарение содержит в себе описание ступеней познания мира, называемых «кольцами зоркости и слуха» и «кольцами восприятия». Даются намеки на то, с помощью каких методов возможно утончить сознание и пройти от начальных «колец» к самым высшим. Первое и решающее условие, обеспечивающее непреложный характер восхождения, состоит в принятии учеником четырех краеугольных камней Учения. Именно во второй книге Учение впервые формулирует эти четыре основания, или принципа.

Почитание Иерархии, Сознание Единения, Сознание Соизмеримости и канон Господом Твоим должны стать теми внутренними устоями (текст называет их также «канонами»), на которых зиждится все миропонимание ученика. Успешность усвоения этих четырех оснований во многом определяется тем, насколько прочно усвоил ученик три «ключа», овладение которыми сообщает его действиям непобедимость. Речь идет о качествах «простоты, красоты и бесстрашия», которые Учение определяет как «одежды духа». Читая Озарение, необходимо помнить, что впервые названные здесь три свойства являются «ключами» и к постижению данного текста.

Книга, состоящая из четырех частей, слагалась в течение нескольких лет и представляет собой сведйние воедино многих духовных записей, сделанных Рерихами. Некоторые записи не были включены в книгу, о чем свидетельствует как первая часть текста, начинающаяся с пятой(!) главы, так и извлеченный из рериховского архива и недавно опубликованный очерк Елены Ивановны «Огненный опыт» (1924). Он содержит в себе, наряду со знакомыми шлоками и сведениями, новый, никому не известный материал, перемежающийся известными цитатами из Озарения. Характерной особенностью второй части книги Листы Сада Мории является обилие легенд и притч, щедро разбросанных по страницам книги. Поэзия чудесных преданий прошлого, соседствующих с пророчествами о будущем, гармонично дополняет научные гипотезы и сообщения, периодически возникающие на страницах книги.

По сравнению с первой частью книги Листы Сада Мории, вторая часть отличается не только углублением начальных идей и постулатов, но и некоторыми формальными признаками. Так, на смену коротким афоризмам с проставленными датами приходят, в основном, гораздо более развернутые и пронумерованные высказывания, в которых даты отсутствуют. Цветистая и возвышенная стилистика, несущая в себе аромат древних знаний, соседствует с гораздо более трезвыми и спокойными отрывками. Значительно уменьшено количество всех личных обращений Учителей к Рерихам, в обилии присутствующих в первой части. Больше конкретики и технических подробностей, иллюстрирующих ту или иную мысль. Очевидно одно — текст усложняется, в то же время сохраняя первоначальный удивительно прозрачный и простой смысл.

Читать вторую часть книги Листы Сада Мории нелегко, хотя для многих конкретизация высоких идей первой части как раз и послужит привлекающим фактором. Во время чтения необходимо сохранить и приумножить высокий сердечный заряд, полученный при соприкосновении с первой частью книги, однако это начальное, во многом неофитское, романтическое устремление должно приобрести новые черты, связанные с бульшей, нежели раньше, зрелостью, ответственностью, сознательностью. Главное, что необходимо в себе воспитать на стадии работы с Озарением — вкус к самопреодолению и дисциплине духа. Потому в процессе чтения полезно мысленно отслеживать в самих себе мысли, чувства, побуждения и привычки, пронизанные нежеланием наложить на себя эту дисциплину. Зафиксировав и осознав свое ленивое, бегущее от дисциплины, своевольное «Я», человек должен постепенно побеждать его, и на месте данного психологического образования строить новое светлое и эволюционное «Я», способное к духовному восхождению.

Чтобы понять соотношение первой и второй частей книги Листы Сада Мории, полезно прибегнуть к следующему образу: если Зов можно условно отождествить с взлетом космической ракеты, устремленной к далекому и притягательному светилу, то Озарение по своему смыслу сходно с той стадией полета, когда ракета начинает отделять от основного корпуса хвостовую часть. Иначе говоря, это этап сожжения собственных недостатков, без чего невозможно дальнейшее движение.

Читайте также:  Зачем в йоге нужны асаны

Каждая книга внутренне связана не только с предшествующей, но и с последующей книгой серии. Поэтому в конце второй части книги Листы Сада Мории содержится прямое указание о том, что третья книга будет посвящена понятию Общины, весьма важному во всей идеологии Учения.

Источник

2. Листы Сада Мории. Озарение. 1925.

Спросят: «Кто дал вам Учение?» — Отвечайте — «Махатма Востока».

Спросят: «Где же живёт Он?» — Скажите — «Местожительство Учителя не только не может быть передаваемо, но даже не может быть произносимо. Вопрос ваш показывает, насколько вы далеки от смысла Учения. Даже по человечеству вы должны понять, насколько ваш вопрос вреден».

Спросят: «Когда же пригожусь?» — Скажите — «От сего часа и до века».

Спросят: «Когда же приготовиться к работе?» — Скажите — «Не теряя часа».

«Когда же будет зов?» — Скажите — «Даже спите чутко».

«Как же работать это время?» — Скажите — «Умножив качество труда».

Нужно проявить дисциплину духа, без неё не сумеете стать свободными. Для раба она будет тюрьмою, для свободного она будет садом прекрасно-целебным.

Пока дисциплина духа оковы, тогда заперты двери и по ступеням в оковах не подняться.

Можете понять дисциплину духа как крылья.

Кто поймёт дисциплину духа как озарение миров грядущих, тот уже готов.

Прозревший в эволюцию пройдёт к ней бережно, светло отстраняя соринки с пути. Главное, в нём не будет страха. И, бросив ненужное, он обретёт простоту.

Понятно, что осознание эволюции всегда прекрасно.

Ещё спросят: «Почему в начале пути даётся много приятного и прощается многое?» — Потому что вначале раздуваются все огни и позванный идёт факелом. От него зависит избрать качество огня своего.

Понимающий дисциплину духа поймёт направление огня и дойдёт до кооперации Общего Блага. Конец пути может быть освещён тысячью огней Общего Блага. Эта тысяча огней зажжёт радугу ауры. — Вот почему дисциплина духа — крылья!

Листы Сада М. Озарение. I. V. 1
Некогда считалась сотня воинов уже сила,

Потом тысяча уже была войско.

Со временем сто тысяч мир побеждали.

Затем поднялись миллионы, но и они не изменили Орбиту Духа.

Итак, Соберу под знамением Духа 1000000000 —

Это будет знак Моего войска.

Считайте, когда исполнится это знамение

И семь знамён утвердятся!

Листы Сада М. Озарение. I. V. 2
Дух лишь совершенен, когда сознает Космос. И бывает часто, но не умеем утвердиться в сознании Общения с Истиною.

И небо кажется живым, и мы говорим — мухи летают, так объясняют лучшие касания незримых крыльев.

Пустота есть хранилище Начала, но вы чуете путь Начала.

Листы Сада М. Озарение. I. V. 3
Думайте каждый день, как закончить Моё дело.

Учите наследников — красоте учите. Утвердите их глаз.

Зачем годы, когда можно закончить в недели. Рык единый легче перенесть, нежели думам давать плесневеть.

Потому Говорю — пойдём, потому силы Умножу.

Листы Сада М. Озарение. I. V. 4
Я пошлю — ту Волю Мою творите.

Осторожно прикасайтесь к земному; когда в пути — не надо яств.

Листы Сада М. Озарение. I. V. 5
Для внутренней работы пусть щит лжи продадут.
Листы Сада М. Озарение. I. V. 6
Хочу сказать о карме чистой и бережно пройденной.

Осторожно касайтесь осмолённых узлов судьбы.

Гораздо опаснее коснуться уже затверделых, прошлых событий, которые за вами тянутся. Посему Предупреждаю: неисполнение указов, неуважение Начала вредит больше, нежели кажется.

Течение кармы можно покрыть льдом понимания. Но бойтесь разрушить этот покров неразумием или свирепостью, на щите Нашем запрещённою.

Повторяю — блюдите данный путь.

Листы Сада М. Озарение. I. V. 7
Кому сказать? Мул может везти повозку,

Неужели дух человеческий не заставит тело радоваться в труде?

Мул седока несёт укрыться от непогоды,

Неужели дух человеческий тревожится течением кармы?

Листы Сада М. Озарение. I. V. 8
Явление Учителя надо помнить, щит надо чисто держать. Пошлю всю защиту, Пошлю все возможности, но держите провод крепко. Среди безумной толпы закройте огонь духа. Читайте Мою книгу и голосам бедствий не ужасайтесь, ибо слепой не видит то, показанное вам. Но для пользы Говорю, поминайте чаще Моё Имя. Думаете, удовольствие видеть мёртвые страны? Но замечайте падение мира лжи.

Ложь, ложь, ложь, погибни!

Листы Сада М. Озарение. I. V. 9
Лучше учение надо понять, нужно учение находчиво применять.

Улыбайтесь малым камням.

Листы Сада М. Озарение. I. VI. 1
Учитель указывает: умейте чуять узы, сочетавшие вас явлением чудес.

Лыком чудным подвязана обувь ваша на долгий путь.

Как прошлое, так же ляжет и будущее.

Очнуться нельзя от встреч суждённых,

И не учесть посланий на страницах жизни.

Так уготовано, но не рвите ткань Мою.

Уносит вихрь неразумия лучшие рисунки, посланные Мною. Не надо рассыпать сокровища, отданные на явление миру.

Малолетие не есть оправдание.

Лучше победу праздновать после первой битвы, нежели блуждать под землёю.

Потому Говорю — идите вместе и укройтесь одним щитом.

Каждый пусть очистит дыхание, не порождая пыли гнева.

И собирая цветы преданности, поймёт пользу Моего пути.

Но если идём вместе, как же не подать совет!

Потому Говорю — лучше, потому Говорю — лучше думайте и не спотыкайтесь.

Листы Сада М. Озарение. I. VI. 2
У Нас на весах устремление духа тяжелее всего.

Удача жизни укрепляется лишь электричеством молитвы подвига.

Учение духа создаёт панцирь тела.

Чуя молнии мира, положите новую закладку книги на зиму. Учу мудро понять будущее.

Удача должна следовать за Моими людьми.

Можете мудро принимать Мои верстовые столбы.

Листы Сада М. Озарение. I. VI. 3
Жертва, жертва, жертва; после — получение, и после — торжество духа.
Листы Сада М. Озарение. I. VI. 4
Каждый держит цель — Я посылаю врата духу годные, можно ими войти в преображённый мир, где разум получает дом во всех землях.

Дух летать научается, когда горе заострит зрение.

Луч сознания Беспредельности освещает посланное Благо.

Есть путь земли и путь крыльев, разберись и отмерь.

Листы Сада М. Озарение. I. VI. 5
Тучи кругом, но звезда Утра восходит.
Листы Сада М. Озарение. I. VI. 6
Каждая минута понимания духа кладёт алмаз в сокровищницу возможностей.
Листы Сада М. Озарение. I. VI. 7
Часто через болезни достижения обостряются.

Мудро пытаются матери устремить глаз на лики святых или утешиться перед ликом природы.

Листы Сада М. Озарение. I. VI. 9
Отдавая, получаем. Презирая вещи, получаем небесное одеяние.
Листы Сада М. Озарение. I. VI. 10
Форма оживает содержанием и не забывается.
Листы Сада М. Озарение. I. VI. 11
Дориносимо*, с дерзостью возьмите в руки ваш щит.

Одно Прошу — не ослабьте силу золотом. Учение Моё не любит золото.

Листы Сада М. Озарение. I. VI. 12
Пощады не может быть, когда закон кармы до знака должен исполниться. Карма догонит, но качество её может быть изменено добровольной жертвой незнакомым людям.
Листы Сада М. Озарение. I. VI. 13
Лучше сейте, сеятели! Земля готова скоро!

Если не помочь миру особым явлением — твердь не выдержит.

Листы Сада М. Озарение. I. VI. 14
Позову в Дом Мой, кого Вижу приближающимся.

Меч висящий наполняет дух болью.

Листы Сада М. Озарение. I. VI. 15
Явите удачно угодное Мне дело, удобное вам, дружеское дело, уготовляющее Дом Мой.

Образы любви собирайте. У любви словите понимание лучше убрать Дом. У добра спросите, какое содержание приличествует Дому.

У чести узнаете Дома чистого соявление красоте.

Уявление вашего труда цветам подобно.

Не Возьму ни обола*, но Воздам десницею** сторицею***.

Листы Сада М. Озарение. I. VII. 1
Даже простая хозяйка скажет — не грязните ступени, иначе придётся прибрать сор свой.

Также прободающие ауры Учителя и связанных с Ним людей наносят себе дыры не наказанием, не отмщением, — но обратная искра.

Потому пусть остерегутся затронуть Наши дела, особенно теперь, когда электричество напряжено.

Пусть скажут — лучше не троньте. Тем и другим, кто не верит, что при солнце бывает гром.

Но будут благословенны укрепляющие броню ауры.

Листы Сада М. Озарение. I. VII. 2
Ответ можно дать лишь чистым сердцам. Умейте мощь любви с грозою соединить.
Листы Сада М. Озарение. I. VII. 3
Благо и здоровье в доверии, уготовано лучом нужное всегда.

Заблуждение разрывает ткань тела.

Листы Сада М. Озарение. I. VII. 4
Уроном не надо считать уступку лукавым рукам.

Последователь мудрости любит глядеть вперёд надолго.

Удержите дурные наговоры улыбкою без раздражения.

Удача у уморённых людей подобна струе короткого фонтана, но мудрый домохозяин трудами проведёт воду из океана и насладится вечною прохладой фонтана.

Листы Сада М. Озарение. I. VII. 5
Довольно о врагах говорить, когда подвиг может свет великий зажечь.

Вы можете купить полное Учение Живой Этики (в 16 томах)
или небольшую книгу С.В. Стульгинскиса «Космические легенды Востока»,
в которой в форме легенд изложены основные положения Учения.

Степан Викентьевич Стульгинскис принадлежит к первому, довоенному поколению рериховцев, которые первыми восприняли идеи Учения Живой Этики. Читателям его имя также известно по труду «Введение в Агни Йогу».

Источник

Крепкие мышцы — здоровое тело © 2021
Все права сохранены © 2020. Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению. Обязательно проконсультируйтесь с вашим лечащим врачом. Внимание! Материалы могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет. 18+

Adblock
detector