Меню

Символ йогов шри янтра

Шри-янтра в науке васту

Древний сакральный символ помогает освободить пространство от негатива.

Шри-янтра – одна из наиболее благоприятных, важных и мощных Янтр, которая не только способствуют духовному росту, но и приносят максимальную материальную пользу. Она может даровать исполнение почти всех желаний, а также космическую силу.


Шри – янтра тесно связана с древним искусством васту, о ней говорится в «Васту-шастрах». Все постройки, основанные на законах васту, должны в себе заключать Шри-янтру. Ученые говорят о Шри-янтре как о научной, космической и планетарной энергетической зоне.

Шри-янтра – источник высшей энергии, обладает удивительными возможностями. Она концентрирует в себе энергию, испускаемую планетами, преобразовывая ее в тонкие вибрации. Пространство насыщается ими и все разрушительные силы вокруг янтры исчезают.

Шри-Янтра состоят из комбинации девяти треугольников различного размера, которые проникают через друг друга – они представляют процесс творения.

Пять треугольников, направленнные вершинами вниз – обители пяти Шакти: Пармы, Раудри, Джайештхи, Ам-бики и Парашати.

Четыре треугольника, направленные вершинами вверх, символизируют мужское начало, Шиву, а также принципы Иччхи, Крийи, Джняны и Шанти.

Таким образом эта янтра представляет собой слияние элементов Шивы и Шакти, единство которых составляет весь космос.

Шри-янтра обладает большим воздействием на психику человека. Даже кратковременная фиксация взгляда на изображении Шри-янтры затормаживает левое полушарие мозга, отвечающего за логическое и аналитическое мышление, и активизирует правое полушарие, деятельность которого чаще всего проявляется в виде творческих озарений и интуиции.

Расчет, чертеж и рисование мандал связывает, приводит к единению и целостности трех уровней сознания – инстинктивного, интеллектуального и интуитивного.

Шри-янтра считается царицей всех янтр. Она обладает самой мощной энергетикой и вибрационным полем. Убирает вокруг себя весь негатив в пространстве, поэтому важно поместить ее в самый благостный сектор СВ, где благоприятные органическая и праническая энергии будут иметь невероятную силу, увеличивать ее в разы при помощи этого древнего сакрального символа.

Источник

Здоровье и йога

Наряду с мантрами в индуизме широко распространена практика янтр. Если мантра – это звук (суть и основа), то янтра – это материализация этого звука (физическое изображение). И мантры, и янтры, как правило, связаны с проявлением различных Божеств, олицетворяющих разнообразные Силы Вселенной и Аспекты Абсолюта. Мантра представляет собой энергию, янтра – тело.

Термин «янтра» состоит из двух санскритских слогов: «ян» — удерживать, «тра» — освобождать. Таким образом, основное назначение янтры состоит в освобождении ума посредством удержания внимания на определённом образе. Сам образ янтры символичен и сформирован так, что оказывает воздействие на определённые центры в головном мозге, затормаживая его ментальную активность и усиливая интуицию и восприимчивость.

Шри Янтра | Значение

Основной янтрой в индуизме является ШРИ ЯНТРА. Она представляет собой символическое изображение тела Матери Вселенной. Шри Янтра считается одной из самых могущественных, поскольку в ней заключена динамическая энергия, лежащая в основе всего Мироздания.

По данным различных исследований и экспериментов в области современной науки Шри Янтра создана в точном соответствии с механизмами функционирования человеческого мозга вплоть до его нейронной организации.

Так, например, на кафедре высшей нервной деятельности МГУ был проведён ряд экспериментов, которые доказали, что простое созерцание Шри Янтры оказывает огромное влияние на психику человека: затормаживает левое логическое полушарие и активизирует правое (творческое, интуитивное). Так простое созерцание Шри Янтры открывает путь к медитации и Сверхсознанию.

Согласно ведическим писаниям Шри Янтра отражает эволюцию и структуру Вселенной, внутреннее строение тела человека, образ Матери Вселенной.

Построение Шри Янтры

Основной рисунок Шри Янтры — это 16-тиугольная звезда, образованная 9-ю пересекающимися треугольниками.

5 треугольников, обращённых вершинами вниз, относятся к Шакти (творящей и пребывающей в движении Энергии) и олицетворяют Пракрити (изначальную Природу и творение Шакти). 5 элементов (земля, вода, огонь, воздух, эфир), 5 чувств (осязание, обоняние, зрение, слух, вкус), 5 органов чувств (уши, кожа, глаза, язык, нос), 5 органов действий (руки, ноги, рот, половые органы, анус).

4 треугольника, обращённых вершинами вниз, относятся к Шиве (Сознанию) и олицетворяют 4 состояния ума (читта – сознание, буддхи – интеллект, манас – ум, ахамкара – эго).

Пересечение этих треугольников олицетворяет равновесие мужского и женского начал. Подобно тому, как соединение этих начал порождает всё разнообразие форм Вселенной, пересечение 9-ти треугольников рождает 43 дополнительных и 5 внутренних кругов. Вместе они образуют внутреннее динамическое поле Вселенной и само Космическое Творение.

Шри Янтра является единственной ассиметричной янтрой. Хотя на первый взгляд она выглядит симметричной. Добавление к 4-м дополнительного 5-го треугольника Шакти наделяет Шри Янтру динамизмом, усиливая её воздействие.

Центр Шри Янтры – это Бинду – точка, олицетворяющая саму Богиню; Сознание, пребывающее в недвойственности; единство Шивы и Шакти. Круг вокруг Бинду – это энергия желания, которая запускает процесс творения. В теле человека связана с Аджна чакрой.

Центральный треугольник вершиной вниз (Трикон), в котором заключена Бинду, — это основа Творения: три силы (создание, поддержание, разрушение), три гуны (саттва, раджас, тамас) и три состояния сознания (бодрствование, сновидение и глубокий сон). Трикон также олицетворяет йони (женский половой орган) и изначальную совершенную Пракрити. В теле человека связан с Чакрой, расположенной между носом и горлом.

Читайте также:  Интегральная йога для начинающих

Далее идёт группа из 8-ми треугольников – Аштар, олицетворяющих 4 основные направления и 4 промежуточные (проекция и фундамент трёх сил); 5 элементов, образованных гунами; и 3 состояния ума, вытекающих из трёх состояний сознания.

8 треугольников Аштар и 9-й Бинду образуют сакральный символ, который считается квинтэссенцией проявленного мира. 8 Аштар – его структуру, которая связывает, и 1 Бинду – его основа, которая освобождает.

В теле человека Аштар связана с Вишудха чакрой.

Далее следует группа из 10-ти треугольников – Антардашар. Её отражение в теле человека – это Анахата чакра. 10 треугольников – это 5 органов чувств и 5 органов действий, управление которыми освобождает от власти желаний и делает человека независимым от своей природы.

Бахирдашар – группа из 10-ти треугольников, окружающих Антардашар. Связана с Манипура чакрой и отражает 10 пран. Прана – энергия, формирующая жизнь. Осознание и управление праной наделяет способностью осознавать всё вокруг и распространять свою волю и своё присутствие в окружающем мире.

Чатурдашар – группа из 14-ти треугольников, окружающих Бахирдашар. Связана с чакрой Свадхистханой и олицетворяет 14 энергетических каналов (нади), по которым движется прана.

Далее идут два лотоса, состоящие из 8 и 16 лепестков, называемых Аштадала (8) и Шодашадала (16).

8 лепестков – это форма (рупа), вкус (раса), запах (гандха), прикосновение (спарша), звук (шабда), изначальное звучание (нада), изначальная природа (пракрити), высшее «Я» (пуруша).

16 лепестков – это 5 элементов (земля, вода, огонь, воздух, эфир), 10 индрий (5 органов чувств и 5 органов действий), единый Разум.

Кольцо из 8-ми лепестков связано с Муладхара чакрой. Кольцо из 16-ти лепестков – с ногами.

Оболочка Шри Янтры, сохраняющая Космическую Энергию, – это Бхупур – внешний защитный квадрат. В теле человека связан со стопами. Бхупур имеет четыре двери с четырёх сторон света. Форма и расположение «дверей» образованы двумя разнонаправленными свастиками. Сам квадрат – это статичный аспект. Двери, образованные свастиками, вносят элемент открытости и динамики.

Внутри квадрата имеется шесть кругов – три внешних, олицетворяющих три аспекта времени: прошлое, настоящее, будущее; и три внутренних, отражающих три гуны материальной вселенной: тамас (инетрность, неподвижность), раджас (движение, действие), саттва (гармония, равновесие).

Воздействие геометрии Шри Янтры

Воздействие Шри Янтры мощно и многогранно. В ней заключено всё Мироздание. Её созерцание открывает самые глубокие пласты подсознания, помогая проникнуть в тайны Вселенной.

Шри Янтра – это образ Изначальной Творящей Энергии. Медитируя на эту янтру, можно получить дополнительный заряд, помощь и поддержку Шри Шакти, а также осознать и соединиться со своей внутренней энергией.

Шри Янтра представляет собой соединение мужского и женского начал, в результате которого рождается Вселенная. Таким образом, созерцание Шри Янтры гармонизирует мужскую и женскую энергии внутри человека, открывает каналы творчества и самореализации.

Геометрия Шри Янтры воздействует на полушария головного мозга, активизируя правое творческое и интуитивное. Созерцание Шри Янтры способствует остановке ума и выходу за его переделы. Поскольку образ Шри Янтры отражает также чакровую систему, её созерцание очищает и открывает соответствующие чакры, проявляя заложенный в них потенциал.

Медитировать на Шри Янтру нужно с концентрации в Бинду. Когда ум успокоен, следует постепенно распространять внимание на всю Янтру целиком.

Другим вариантом медитации является поэтапное сосредоточение на внутренних кругах, образованных 43-мя треугольниками и соответствующих чакрам.

Медитацию на Шри Янтру можно сопровождать мантрой ОМ или ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ.

Точка в центре Шри Янтры олицетворяет Бинду – изначальное недвойственное Сознание. Как говорят Священные Писания, когда в Абсолюте возникает желание, рождается Вселенная. Сияние Бинду – это желание Космического Сознания.

Автор статьи — Лариса Семиколенова (Сатья)
Редактирование и публикация материала — Сергей Чернов

Источник

Шри Янтра является ритуальным тантристским изображением, используемым для медитации и концентрации. С древних времен с ней были связаны глубокие космогонические и психофизиологические представления, многие из которых находят прямые аналогии в современном научном знании. Так, с точки зрения современной анатомии, физиологии и неврологии вся композиция и отдельные элементы Шри Янтры созданы в точном соответствии с механизмами человеческого восприятия и нервной активности вплоть до учета особенностей их нейронной организации.

Как показали проведенные исследования, благодаря таким свойствам Шри Янтра может быть успешно использована для формирования специальных психофизиологических состояний или для отбора индивидуумов с требуемым типом организации нервной системы. Показано также, что Шри Янтра может вызывать доминантную активацию правого полушария головного мозга с торможением левого, что обычно используется для достижения мистических состояний сознания в ряде религиозных школ и практик.

Шри Янтра — древнее ритуальное тантристкое изображение, как было показано в [1], обладает крайне сложными геометрическими свойствами. Однако с ним также связана и глубокая и детализованная космогоническая и психофизиологическая интерпретация. Такой дуализм следует из основной тантристкой идеи о тесной взаимосвязи между микрокосмом и макрокосмом.

Читайте также:  Минвалеев ринад султанович физиология йоги
1 Отметим, что детальное описание этого процесса [2] следует древней интуитивной системе понятий, существенно отличающейся от терминологии, принятой в современной физике и космологии.
2 Напомним, что современная научная концепция глобальной космодинамики проистекала из двух знаменательных событий: в 1922 г. советский математик А.Фридман нашел решения Эйнштейновских уравнений тяготения для нестационарной модели Вселенной, а в 1929 г. британский астроном Э.Хаббл опубликовал результаты своих исследований красного смещения удаленных космологических объектов, интепретируемых им как разбегание галактик. Но эти результаты обрели свое революционное значение только в 1948 г. после создания американским физиком Г.Гамовым теории Горячей Вселенной. Решающим же триумфом явилось открытие А.Пензасом и Р.И.Вильсоном предсказанного этой теорией реликтового космологического радиоизлучения (Нобелевская премия по физике 1978 года, см. в [4]).
3 Подобные аналогии не обсуждаются даже в фундаментальном труде [5], полностью посвященном подобным вопросам.

С другой стороны, в соответствии с вышеупомянутой основой тантристкой доктрины концентрические уровни Шри Янтры (последовательности треугольников, лепестков лотоса и линий обрамления) обозначают различные энергетические узлы или чакры, располагающиеся вдоль позвоночного столба человека, начиная с нижней, копчиковой чакры Муладхара (сопоставляется бхупуре Шри Янтры), где локализуется энергия Шакти, именуемая Кундалини, до головной чакры Сахасхара (сопоставляется центральной точке — бинду Шри Янтры), где располагается принцип сознания Шивы.

Ритуальная практика тантризма предполагает использование Шри Янтры, главным образом, как обобщенного плана или карты для инициации и управления движением Кундалини вдоль позвоночного столба. Здесь элементы Шри Янтры выступают как обозначения различных этапов такого процесса и необходимых действий со стороны адепта. Поскольку движение Кундалини ассоциируется о космогенезом, считается, что при достижении энергией Шакти головной чакры (соединении Шакти с Шивой) адепт обретает расширение сознания, приобретая прямое знание об Универсуме.

Ритуал созерцания Шри Янтры может происходить по правосторонней спирали в двух направлениях: от центральной точки к периферии (в порядке творения Универсума) и обратно (в порядке свертывания Универсума). Последователи “правосторонней” школы тантры придерживаются эволюционного порядка рассмотрения Шри Янтры в противоположность последователям “левосторонней” школы тантры, придерживающихся инволюционного направления.

Локализация чакр соответствует важнейшим узлам и сплетениям центральной и периферийной нервной системы [6], что указывает на глубокие знания древних об анатомии и физиологии человека, учитывая, что такие представления в западной науке сложились лишь к началу ХХ века. Вместе с тем, прокламируемая тантрой динамика Кундалини до настоящего времени не находит прямых аналогов в известных психофизиологических процессах.

Представляет интерес проанализировать с современных позиций, благодаря каким свойствам и каким физиологическим причинам Шри Янтра приобрела такое важное значение в ритуале. Нетрудно заметить, что вся ее геометрическая композиция отличается некоторой необычной строгой красотой и при длительном рассмотрении как бы завораживает взор, неотступно притягивая к себе внимание наблюдателя.

Начнем наше исследование с элементов архитектурной композиции Шри Янтры. Известно, что при обработке зрительной информации в центральной нервной системе важную роль играют специальные нейронные структуры — детекторы элементарных признаков: линий, углов, дуг, цветов и т.д. Преобразование и детектирование зрительной информации, начинающееся еще в сетчатке глаза, продолжается в коленчатом теле и завершается в зрительной (затылочной) коре больших полушарий. Уже в структуре коленчатого тела (специальное подкорковое образование) содержатся примитивные детекторы, реагирующие на появление в зрительном поле пятен в виде концентрических кругов пропорционально степени их контраста. Зрительная кора является основным пунктом преобразования информации и имеет по последним данным [7] колончатую структуру, где каждая вертикальная колонка нейронов отвечает за выполнение строго определенной операции преобразования-детектирования. Из зрительной коры расклассифированная таким образом информация поступает уже в ассоциативные области коры больших полушарий (теменные и лобные части), где происходит ее дальнейший, в том числе и семантический анализ и синтез с другими видами информации.

Почему же при конструировании Шри Янтры выбор пал на использование простейших геометрических фигур и тонов? Как установлено в ходе недавних исследований, треугольник и параллелограмм — то есть основные элементы композиции центральной звезды — являются наиболее устойчивыми геометрическими фигурами, надежно детектируемыми даже при наличии сильных помех и искажений. Так треугольник распознается в 100% случаев при сильном размывании его контуров, а параллелограмм — в 92% случаев, причем процент распознавания падает незначительно даже при частичном разрушении зрительной коры у подопытных животных. Наличие же основных цветовых тонов в раскраске Шри Янтры способствует усилению общего эффекта за счет активации цветовых детекторов, которых существует всего три типа: «черно-белые», «красно-зеленые» и «сине-желтые». Посредством деятельности только этих трех типов детекторов, собственно, и образуется весь многокрасочный зрительный мир человека.

Таким образом, Шри Янтра содержит элементы, задействующие большинство различных типов нейронных детекторов, что вызывает их совместную активацию и следующее за этим общее изменение психофизиологического состояния человека. Это может привести как к общему перевозбуждению нервной системы, так и к сильному торможению всех процессов, отвечающих за внешнее восприятие. В отношении числа активируемых детекторов Шри Янтра далеко превосходит любую другую янтру, действительно отвечая своему эпитету Великая.

Читайте также:  Типы людей по йоге

Переходя к общим архитектурным характеристикам Шри Янтры, прежде всего, отметим повторяющийся, решетчатый тип ее структуры. Изображения такого типа (известные в современных исследованиях восприятия как ритмические решетки и перенасыщенные рисунки [8]), вызывают ряд зрительных иллюзий и быстрое утомление нервной системы. При длительном рассмотрении они действуют аналогично ритмическим световым вспышкам [9], вызывающим билатеральную гиперсинхронизацию альфа-ритма (резонансные явления в нейронной активности коры головного мозга), характерные для неглубоких стадий сна и предгипнотического состояния. Данный эффект может усиливаться благодаря концентрическому характеру узора Шри Янтры, способствующему фиксации взгляда в одной точке. Известно, что одним из основных условий естественного зрительного восприятия является постоянное движение изображения относительно сетчатки глаза. Для поддержания таких условий в зрительной системе имеется механизм периодических скачкообразных движений глаз с малой и большой амплитудой (саккады). Если тем или иным способом принудительно фиксировать изображение объекта на сетчатке, то спустя 20—30 секунд человек перестает его видеть. При фиксации взгляда волевым образом последовательно возникают изменения цветовосприятия, иллюзия движения объекта и кратковременные исчезновения его из поля зрения. Для человека, незнакомого с соответствующими психофизиологическими механизмами, наблюдение таких феноменов может произвести сильное эмоциональное воздействие с приписыванием объекту фиксации внимания сверхестественных свойств.

Важно также обратить внимание на чрезвычайно удачное соотношение (возрастание) размеров элементов Шри Янтры в направлении центр-периферия. Как известно, сетчатка глаза организована аналогичным образом: в центре находятся клетки с высокой разрешающей и цветовоспринимающей способностью, а на периферии преобладают рецепторы с черно-белой восприимчивостью и низким разрешением. Такая композиция приводит к тому, что каждый тип рецепторов и детекторов работает с максимальной загрузкой и интенсивностью, поскольку воспринимаемые фрагменты изображения изменяются пропорционально размерам их зрительных полей.

Таким образом, Шри Янтра удачно сочетает целый комплекс свойств, ответственных за специфические психофизиологические воздействия и широко используемых в современных терапевтических суггестивных методиках.

Рис. 1. Контрольные экспериментальные изображения

Для проверки рассмотренных предположений на кафедре высшей нервной деятельности Биологического факультета МГУ под руководством Д.М.Рамендик было проведено экспериментальное исследование, в котором испытуемым-добровольцам предъявлялось цветное изображение Шри Янтры с задачей фиксации взгляда на ее различных элементах по команде экспериментатора (длительность каждой фиксации составляла 1 минуту). В качестве контрольных предъявлялись еще три изображения (рис. 1): концентрические окружности, проведенные на соответствующих уровнях Шри Янтры, центрально-сходящиеся лучи и цветной рисунок, полученный перемешиванием элементов Шри Янтры в плоскости изображения по случайному равномерному закону (псевдоянтра). Целью этих предъявлений была проверка реакции на отдельные элементы архитектуры Шри Янтры, могущих иметь решающее стимульное значение. Для чистоты эксперимента в качестве испытуемых привлекались лица, не знакомые с релаксационными и медитационными методиками, и им не сообщалось ни о характере предъявляемых изображений, ни о целях эксперимента. При этом мы исходили из того, что если некоторый объективный и универсальный эффект действия Шри Янтры имеет место, то он должен проявляться и в самых ординарных условиях. Эксперименты сопровождались записью электроэнцефалограммы (ЭЭГ) левой и правой затылочных (зрительных) областей и движения глаз — электроокулограммы (ЭОГ).

Делая небольшое отступление, отметим, что регистрация и анализ электрической активности мозга является одним из самых точных способов определения функционального состояния или уровня бодрствования [10], характеризующего активность поведения человека, связанную с уровнем тонуса, с активностью нервных центров. В состоянии пассивного бодрствования (человек сидит в удобной позе с закрытыми глазами и не занимается умственной работой) в ЭЭГ наблюдается преобладание колебаний, близких по форме к синусоиде, с частотой 8—12 герц и амплитудой 30—80 микровольт (так называемый альфа- ритм). При снижении уровня бодрствования (дремота) появляются и более низкочастотные колебания. При напряженной умственной работе с открытыми глазами возникает так называемая десинхронизация — частые низкоамплитудные колебания без четко выраженного ритма (10—20 микровольт с частотой 14—30 герц, называемый бета-ритмом). Альфа-ритм может возникать и при открытых глазах, но в эти моменты способность к восприятию внешних сигналов снижается. Имеются данные о том, что в состоянии самоуглубления или медитации в ЭЭГ также преобладает альфа-ритм, и даже могут возникать более медленные ритмы [11] вплоть до полного выполаживания ЭЭГ.

Во всех проведенных экспериментах реакция на Шри Янтру кардинально отличалась по характеру и интенсивности от реакции на контрольные изображения. При этом наблюдались два прямо противоположных явления. Для одних испытуемых, на которых по их отзывам Шри Янтра производила умиротворяющее воздействие, было характерно быстрое восстановление альфа-ритма, свидетельствующее о снижении уровня бодрствования и уменьшении контакта человека с внешней средой. У других же испытуемых, которых Шри Янтра раздражала, наблюдалось резкое угнетение альфа-ритма, характерное для напряженно-возбужденного состояния, с интенсивным движением глаз, несмотря на настойчивые требования экспериментатора сконцентрировать взгляд. В таблице 1 на двух категорий испытуемых показано среднее процентное содержание альфа-ритма в спокойном состоянии с закрытыми глазами до опыта, во время предъявления изображений и при закрытых глазах после предъявления Шри Янтры.

Таблица 1. Содержание альфа- ритма в ЭЭГ для двух выделенных категорий испытуемых и различных тестовых изображений

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector