Меню

Система йога в повседневной жизни

Махешварананда Парамханс Свами. Книги онлайн

Парамханс Свами Махешварананда (Paramhans Swami Maheshwarananda, 15.08.1945, Индия) — один из самых знаменитых современных учителей йоги, автор системы «Йога в повседневной жизни».

В Европу приехал в 1972 году из Раджастана, Индия, принеся Западу древнее индийское знание йоги.

В течении своей многолетней деятельности в Европе Свамиджи изучил образ жизни и многие проблемы современной цивилизации, психосоматические последствия неправильного образа жизни, стресс, страх перед жизнью и ментальные заболевания. Парамханс Свами Махешварананда развил и уже 30 лет неустанно обучает системе «Йога в повседневной жизни», которая сочетает тысячелетнее учение и мудрость Индии и познания современной науки. Эта система из Европы распространилась по всему миру для благосостояния людей. Неэгоистичное служение Свамиджи, его неустанная забота и любовь ко всем живым существам, лекции и сатсанги стали источником воодушевления тысяч людей по всему миру: в Австрии, Германии, Швейцарии, Испании, Франции, Великобритании, Чехии, Словакии, Хорватии, Словении, Сербии, США, Канаде, Новой Зеландии и Индии.

Всеохватывающая и детально разработанная система предлагает людям здоровье и помощь в жизни, невзирая на возраст, состояние здоровья, вероисповедание и национальность. Система используется в детских садах, школах, институтах, спортивных и реабилитационных центрах, больницах, домах престарелых, культурных центрах и клубах.

Система «Йога в повседневной жизни» доказала свою эффективность во всех четырех аспектах здоровья: физическом, ментальном, духовном и общественном. Она успешно используется в профилактике и реабилитации, особенно при нарушениях вегетативной нервной системы, заболеваниях, вызванных стрессом, психо-соматических расстройствах, нарушении сна, сердечно-сосудистых болезнях, функциональных нарушениях. В Словацком г. Пиестане уже 20 лет через терапию «Йога в повседневной жизни» постоянно проходит большое количество людей; система зарекомендовала себя как очень действенный дополнительный метод лечения людей с наркотической зависимостью.

Выявлено, что у детей йога-упражнения значительно уменьшают гиперактивность, улучшают память и развивают самоконтроль.

Духовное развитие и познание Бога — отдельные и ясные цели неустанного учения Свамиджи.

Парамханс Свами Махешварананда также постоянно провозглашает ответственность перед природой, окружающей средой и животными. Он способствует активному сотрудничеству за мир и процветанию во всем мире.

Книги (1)

Книга «Чакры и кундалини. Скрытые силы человека» — лучшая на сегодняшний день работа об индийском понимании тонких энергий человека.

В первой части дается введение в индуистскую философию, космологию и духовные практики. Далее очень подробно обсуждаются восемь чакр (включая малоизвестную бинду-чакру) и различные их атрибуты. Для активации каждой чакры даются физические упражнения и медитативные практики.

В конце книги автор рассказывает о своей линии ученической преемственности, восходящей к древним мастерам йоги.

Источник

Эффективный день. Йога как образ жизни

Р едкому человеку выпадает родиться в семье йогов. Нас не учат с детства как жить в гармонии с собой и окружающим миром. Скорее наоборот — учат быть потребителями, использовать каждую возможность для удовлетворения своих желаний сверх меры. Нам навязывают стереотипы и идеалы, а если система даёт сбой, то на всё даётся объяснение. Люди проводят буквально на автомате свои жизни в ожидании эфемерного счастья, так его и не обретя. Не нужно обладать сверхспособностями, чтобы предсказать события жизни большинства людей, на столько модель поведения прочно обуславливает их через средства массовой информации: новости, рекламу, кино и телешоу.

Йога в первую очередь учит жить осознанно, видеть причины и следствия, проявлять во всем здравомыслие (поступать согласно своему опыту, учениям и опыту учителей), то есть избавляет от автоматизма. И очень важно эту осознанность сохранять в течение всего дня.

Йога рассказывает о драгоценном человеческом рождении, когда с течением многих обстоятельств человек имеет возможность практиковать, он здоров, не обременён делами и заботами, для него знания доступны, он ценит эти знания. Такое рождение редко и важно эффективно прожить такую жизнь.

Эффективность жизни определяется энергией или тапасом. Эту энергию мы переносим из жизни в жизнь, а значит, рождаемся с определённым запасом. Можно безпорядочно расходовать её на тысячи действий и вещей, направлять на реализацию проектов или удовлетворение мирских желаний или же отвлечь внимание от всех внешних вещей и направить энергию на саморазвитие, увеличивая её потенциал. Помимо накопления энергии, важно учиться её контролировать и не допускать безполезных трат. В современном обществе вся инфраструктура настроена на то, чтобы скачивать с людей как можно больше жизненной энергии. Чтобы этого не происходило, возьмите на себя ответственность за свою жизнь и начните прикладывать усилия.

Эффективный день практика начинается затемно по разным источникам с 4 часов утра или за 1,5 часа до рассвета. Считается, что:

Соразмеряя свою деятельность с ритмами природы, человек гармонично выполняет свои дела в течение дня. Несоблюдение режима ведёт к стрессу, истощению и как следствие заболеванию. Люди привыкли считать усталость, сонливость, апатию и депрессию нормой жизни и придумали множество средств для восстановления активности, от кофе и чая, сладостей до таблеток и сильных наркотиков. Но стоит ли это приложенных усилий, когда есть естественный и безплатный способ — соблюдение режима дня, знакомый с давних пор? Кто рано встаёт – тому Бог даёт. Утро вечера мудренее.

1) Пробуждайтесь спокойно и постепенно, можно лежа в постели сделать самомассаж, настроиться мысленно на день или просто потянуться.

Читайте также:  Йога в южном округе москвы

2) Очищение тела. После сна тело накапливает много отходов жизнедеятельности даже при здравом образе жизни, поэтому первостепенно очистить его при помощи йогических действий – шаткарм. Говоря проще, туалет, душ, умывание, чистка зубов и языка – вот минимум утренних очищающих действий.

3) Очищение ума. Начать практику, как и день благоприятно с молитвы, посвящая ее плоды всевышним силам, преодолевая тем самым свое эго. Поистине великие люди не приписывали себе своих деяний, а скромно говорили, что это Божья воля реализуется через них. Ранние часы наполнены наиболее тонкой энергией, помогающей продвинуться в практике. К тому же даже город затихает в это время и внешние факторы минимизируются. Час практики пранаямы или концентрации заменяет два часа сна, настраивает на целый день и как любая йогическая практика позволяет накопить энергию, а испытываемые аскезы позволят избежать неприятностей в течение дня. Ведь мы сами можем решить, где пережить отведённые нам страдания.

Наиболее доступная и эффективная практика – Апанасати хинаяна. Но вы можете выбрать ту практику, которая на данный момент для вас наиболее эффективна, например, Нади-шодхана или Сурья-шодхана пранаямы. В жизнеописании многих йогов говорится, что они практиковали пранаяму по утрам ежедневно, в отличие от выполнения асан. Можно начать с 15-20 минут, постепенно увеличивая время практики до 1-2 часов. Важна регулярность, поэтому не стоит фанатично перенапрягать неподготовленное тело.

4) Хатха-йога. После сна и долгого неподвижного сидения во время дыхательной практики тело закрепощается, утренняя практика асан позволит постепенно пробудить его. Наиболее эффективно заниматься по два часа несколько раз в неделю, для ежедневной практики подойдёт несколько эффективных раскрепощающих асан и виньяс. Начав заниматься йогой, вы можете больше времени и внимания уделять асанам и меньше пранаямам, постепенно меняя это соотношение. Главное, чтобы вы осознавали, для чего вы даёте себе ту или иную нагрузку. Перед практикой стоит выпить стакан прохладной или теплой воды, чтобы очистить и пробудить внутренние органы.

Если вы ещё работаете и на счету каждая минута, то, возможно, первые 2 пункта выполнить дома, сходить на занятие в зал, а позавтракать уже на работе.

5) Время для эффективной деятельности. Дообеденные часы позволяют выполнить вдвое больше, чем в остальное время. Максимум энергии и концентрации, которые стоит потратить на благие дела.

6) Завтрак. Через 1,5 часа после практики. Отдавайте предпочтение лёгким, но хорошо насыщающим продуктам. Подойдут зелёные коктейли, свежевыжатые соки, фруктовые салаты и каши.

По-возможности почистите зубы или ополосните рот.

7) В течение дальнейшего дня постарайтесь быть максимально осознанными, следите за положением своего тела, не сутультесь; следите за своим дыханием, дышите спокойно и глубоко, а не поверхностно; следите за своим питанием, не допуская перекусов между основными трапезами; следите за своими мыслями и информацией, которую вы потребляете; следите за своей речью и её объёмом; наблюдайте за собой и тем, как ваше сознание отражается во внешнем мире. Постарайтесь находить время для прогулки на свежем воздухе, хотя бы по делам.

8) Ужин. Эффективно питаться два раза в день, но если для вас актуально трёхразовое питание, это допустимо, главное, давать пищеварительной системе время на отдых, всё зависит от вида вашей деятельности и силы пищеварительного огня. На ужин благоприятно употреблять овощи, поскольку они успокаивают и питают. Желательно ужинать до 18.00 или за 3-4 часа до сна.

9) Вечерняя практика. Она необходима для того, чтобы трансформировать энергию, накопленную в течение дня. Сталкиваясь и взаимодействуя со многими людьми, особенно в мегаполисах, вы обмениваетесь с ними энергией. Практики йоги позволяют очистить полученную энергию, чтобы не приобрести вместе с ней её качества. Вы можете выбрать те практики, которые на данный момент будут для вас более эффективны: посетить занятие хатха-йоги или позаниматься самостоятельно, пройтись на свежем воздухе, провести пранаямы или пение мантр, чтение духовной литературы, тратаку, простирания, молитвы.

10) Очищение тела. Длительный душ или ванна помогут снять энергию дня, поэтому решайте для себя, насколько необходимо для вас полностью мыться. Если вы занимаетесь целенаправленно практиками для достижения какого-то результата, на это время стоит воздержаться от любых трат энергии. Но определённые ежедневные шаткармы необходимы.

11) Перед сном 15-20 минут практикуйте перевернутые асаны, чтобы поднять энергию с нижних чакр вверх, а с ней и своё сознание; постепенно расслабляйте тело в шавасане. Тогда ваш сон будет также более эффективным. Можно настроить себя на пробуждение, используя аффирмации, например: я проснусь завтра в пять утра бодрым и полным сил.

12) Сон. Самый лучший сон по биологическим часам до полуночи. Для полного восстановления человеку достаточно 6-7 часов сна, поэтому, если ложиться в 21:00-22:00, то легко можно вставать в 4:00-5:00 утра.

Источник

Йога в повседневной жизни. Как практиковать вне коврика? Рекомендации Романа Нарейко

С каждым днём слова «йога» и «медитация» становятся привычными для всё большего количества людей. Все стремятся к счастью, все стремятся наполнить радостью каждый момент своей жизни. И рано или поздно приходят к тому, что « обычная» жизнь согласно транслируемым через телевидение/СМИ ценностям к этому не ведёт. Тогда люди начинают копать глубже, начинают искать ответы. И в процессе своих поисков проходят к йоге.

Читайте также:  Бэби йога для детей до года

Процитирую Садхгуру: « Если вы по-прежнему ожидаете, что все наладится, стоит вам встретить новую подругу или друга, получить прибавку к зарплате, купить новый дом или машину, — значит, время для йоги ещё не настало. Когда вы уже попробовали всё это и многое другое и ясно понимаете, что этого недостаточно, — вот тогда вы готовы.

Проблема в том, что в наши дни довольно сложно разобраться — что из того, что подаётся под словом «йога» на самом деле является наукой об идеальном равновесии, а что — всего лишь использует это красивое слово в своих целях. К счастью, мне повезло иметь возможность общаться с людьми, которые далеко продвинулись по пути йоги, а также заниматься регулярной практикой самостоятельно. И у меня постоянно возникает внутренняя потребность делиться маленькими открытиями, которые помогут каждому дальше продвинуться на своём личном пути.

Сегодня такими маленькими открытиями поделится Роман Нарейко — опытый практик и преподаватель йоги, один из самых светлых и вдохновляющих людей, которых мне доводилось встречать. Я задал Роме несколько вопросов о том, как внедрить йогу в свою повседневную жизнь, как практиковать йогу вне коврика и что можно сделать, чтобы все наши действия были максимально эффективными.

Рома, здравствуй! Как ни крути, большинство людей проводят бОльшую часть своей жизни вне йога-коврика. Если в среднем человек бодрствует 16 часов в сутки и даже если он будет уделять занятиям по 3 часа каждый день (что далеко не каждый может себе позволить), то это всё равно будет менее 20% общего времени бодрствования. Отсюда вопрос — как нам внедрить йогу в остальное время, вне формальных занятий? Что будет йогой в повседневной жизни? Можем ли мы продолжать практику и своё развитие во время, скажем, выполнения своих обязанностей на работе/по дому, во время общения с близкими и другими людьми и во время других занятий, занимающих бОльшую часть времени среднестатистического человека?

Это очень и очень важный вопрос! Говоря про практику на коврике, тут важно практиковать не много, а умно. Наша задача — не наработать часы на коврике (хотя это тоже важно), наша задача — достичь определённой реализации, собранности ума.

Для того, чтобы это сделать, действительно необходимо время на коврике. Но! Так как время на коврике у нас ограничено, то необходимо сделать его настолько эффективным, насколько это вообще возможно. Я дам несколько рекомендаций, по-настоящему соблюдая которые в повседневной жизни, каждый час на коврике смело заменит месяц интенсивного ретрита. Я говорю это с полной ответственностью.

Научись дышать животом. На вдохе живот должен надуваться, а на выдохе — втягиваться. Находясь за работой или идя куда-то, просто направь внимание на живот и со вдохом его надувай, а с выдохом — втягивай. Делай это так часто, как только возможно — и уже через несколько месяцев ты полностью перестроишься на дыхание животом. Дыхание животом не только лучше насыщает тело, но также позволяет накопить больше жизненной энергии (праны), а главное — помогает сделать ум более спокойным. Твои практики асан, пранаям и медитаций станут совершенно другими.

В течении дня больше улыбайся! Отнесись к этому совету максимально внимательно. Улыбайся глазами, губами и, главное, сердцем. Представь, что в области груди тоже есть губы и поднимай их кончики вверх. Дело в том, что улыбка глазами, губами и сердцем — автоматически включает состояние метта (любящей доброты). А это очень « искусное » состояние ума. Механизм работы ума таков, что он способен находиться лишь в одном состоянии в каждый конкретный момент.

Важно — что бы ты ни делал — находясь в « неискусном » состоянии ума — это не даст благих плодов.

Соблюдай хотя бы базовые правила питания. Не есть на ночь, не переедать, не бросать в желудок всё подряд и так далее. Старайся, чтобы минимум 50 процентов рациона были свежими фруктами/овощами.

Сорадуйся другим людям. Одно из мощных препятствий в медитации — это злость. Злость на какого-то конкретного человека или на весь мир. Далеко не все люди испытывают явную злость, но почти все испытывают хотя бы тонкую зависть к успехам других людей. А это на более глубоких уровнях медитации станет большим препятствием. Поэтому имеет смысл очень усердно культивировать сорадование.

Постарайся применять все эти рекомендации или начни с какой-то одной или нескольких, но, главное, делай! Проверь всё, что я сказал, на своём опыте. Думаю, что даже через несколько недель ты увидишь большой прогресс как в практике, так и в повседневной жизни.

Я знаю, что ты очень много внимания уделяешь нравственным принципам в своей личной практике, а также во время преподавания. И в ответе на предыдущий вопрос ты сказал, что без их соблюдения далеко не уйти. Расскажи, пожалуйста, насколько это на самом деле важно для практики?

Два человека могут стоять рядом плечом к плечу, но один из них может быть в нирване, а второй — в сансаре, причём в самом ужасном её проявлении. Два разных человека, столкнувшись с одной и той же ситуацией, могут испытать разные эмоции и получить совершенно разный опыт. Но даже один и тот же человек в разные дни, находясь в разных состояниях, в разном настроении, пройдёт через одну и ту же ситуацию совершенно по-разному. Отсюда вывод — именно состояние ума является самым главным фактором.

Читайте также:  Леново йога таб 10 прошивка

Как только мы понимаем это, то перед нами встаёт вопрос — как же работать с умом?

Это не обязательно означает, что нужно удерживать своё внимание на каком-то конкретном объекте. Формат статьи не позволяет нам осветить этот нюанс. Но для простоты объяснения здесь я буду использовать именно пример с удержанием внимания на чём-то конкретном.

Если твоя концентрация на объекте станет непрерывной и ты не будешь отвлекаться на постороннее, то попадёшь в медитативное состояние, в первую дхьяну (на санскрите) или джхану (на пали). По мере того как твой ум будет успокаиваться и становиться более собранным, ты плавно сможешь перейти во вторую дхьяну, затем в третью и так далее. Каждая последующая дхьяна позволит тебе напрямую (на собственном опыте) засвидетельствовать всё более глубокие механизмы работы ума, позволит видеть реальность более ясно, глубже проникать в суть всех вещей и явлений.

Дело в том, что наша способность к концентрации будет зависеть от количества и качества жизненной энергии (праны), а это в свою очередь будет зависеть от состояния физического тела. Человеку с больным телом и маленьким количеством энергии будет гораздо сложнее непрерывно удерживать концентрацию на объекте, чем здоровому человеку с большим количеством энергии. Следовательно, способность погружаться в глубокие медитативные состояния будет очень сильно отличаться у этих двух людей.

Но наличие здорового тела и большого количества энергии недостаточно, чтобы сделать практику «медитации» успешной. Очень важным и необходимым фактором является соблюдение нравственных принципов. К примеру, в йоге мы называем их яма/нияма (всего 10 принципов), в христианстве их называют 10 заповедями, в буддизме говорят про 10 искусных поступков (3 телом, 4 речью и 3 умом). Если внимательно их изучить, то мы увидим, что основные положения в этих 3 учениях очень схожи. Да и большинство других учений говорят о тех же вещах.

Соблюдение нравственных принципов — это не просто какие-то советы, чтобы все стали « хорошими » и жизнь превратилась в сказку. Человек, который обманывает, ведёт пустые разговоры, сеет раздор, присваивает чужое, невоздержан в сексуальном плане и так далее — теряет спокойствие ума! В практике « медитации » это подобно волатильности, сильной вибрации, движению с места на место (по моим личным ощущениям).

С другой стороны, если внимательно изучать нравственные принципы и ежедневно стараться их культивировать, то ум во время « медитации » становится более стабильным и собранным. И тогда уже можно говорить о каких-то глубоких состояниях.

Конечно, гипотетически можно подняться на Эверест и со 100-килограммовым рюкзаком за спиной. Если в теории, то всё возможно. Но на Эверест и без рюкзака-то сложно подняться, а уж с таким весом за плечами… Точно так же, можно сесть « медитировать » и не соблюдая нравственные принципы. Но, скорее всего, « медитируй » так хоть 100 лет — результаты будут очень поверхностными.

Лично я, когда много лет назад узнал, что главное — это работа с умом, то взялся за это достаточно серьёзно. Я смотрел на пламя свечи, пока зрение не посадил; наблюдал за дыханием очень много; смотрел на точку на листке; наблюдал за ощущениями в теле и так далее. Делал ежедневно и очень подолгу, но не было по-настоящему глубоких состояний. Далее я столкнулся со знаниями, которые изложил выше в этой статье и попробовал их применить. Это в корне поменяло всю мою практику. Многие мои друзья пришли к такому же мнению. Поэтому смело рекомендую попробовать и тебе таким же образом подойти к практике.

Напоследок, дай, пожалуйста, рекомендацию для людей, которые не располагают большим количеством свободного времени для практик. В силу занятости на работе, с детьми, по другим причинам. Допустим, у человека есть всего полчаса в день, которые он готов уделить каким-то практикам, саморазвитию. Как ты рекомендуешь максимально эффективно использовать эти полчаса?

В зависимости от уровня практики, каждому человеку стоит будет по-своему распределить эти 30 минут. На каждом этапе более актуальны будут разные вещи. Но независимо от того, что ты будешь делать на коврике, есть несколько рекомендаций, чтобы усилить плоды от практики.

Я благодарю Рому за уделённое время, за ценные рекомендации, за открытость и готовность делиться своим опытом. Желаю, чтобы для каждого прочитавшего статью эта информация не осталась просто «жвачкой» для ума, но стала вдохновением и мотивацией перейти от мыслей к делу. Практики работают для тех, кто их выполняет — именно поэтому они и называются практиками. Практикуйте йогу и будьте счастливы.

Роман Нарейко в Инстаграме: @roman_nareico

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector