Оздоровительная гимнастика с элементами йоги для детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему
В целях укрепления и сохранения здоровья детей в нашем дошкольном учреждении педагогическим советом было принято организовать секцию оздоровительной гимнастики с элементами йоги.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Оздоровительная гимнастика с элементами йоги
для детей старшего дошкольного возраста
Петрова Анастасия Павловна
Инструктор по физической культуре МБДОУ «ДСОВ№93»
Мы не можем заниматься йогой,
йога – наше естественное состояние.
Но мы можем применять методы йоги,
когда понимаем, что сопротивляемся
своему естественному состоянию.
Современная жизнь такова, что у детей дошкольного возраста заметно снижается двигательная активность, что приводит к проблемам: с осанкой, плоскостопием, дыхательной системой, нервной системой, сердечно сосудистой системой и другим проблем со здоровьем. Следовательно, физкультура для здоровья ребенка в нынешних условиях приобретает важную значимость.
В целях укрепления и сохранения здоровья детей в нашем дошкольном учреждении педагогическим советом было принято организовать секцию оздоровительной гимнастики с элементами йоги.
Чем же полезны элементы йоги для детей? На что можно рассчитывать, отправляя детей на оздоровительную гимнастику с элементами йоги:
Гимнастика с элементами йоги доступна детям дошкольного возраста. В различие от других физических упражнений, имеющий динамический характер, в оздоровительной гимнастике, внимание уделяется статическому удержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку. Дети всех возрастов и степени подготовки могут заниматься йогой. Также йога помогает укрепить здоровья ребёнка в период развития. Детская йога улучшает работу внутренних органов, развивает гибкость, выносливость, силу, координацию. Занятия йогой укрепят мышцы спины и помогут ребёнку улучшить осанку. Йога формирует у детей уравновешенность и внимательность. Если ребёнок отличается гиперактивностью, то йога поможет ему научиться управлять своими эмоциями и телом. А если малыш тихий и пассивный, занятия научат его проявлять инициативу и стать более решительным, уверенным в своих силах — она поможет ребёнку поднять самооценку, научит справляться со стрессами. Как правило, дети, посетив несколько занятий, продолжают занимать дома!
Принципы построения секционой работы строиться на:
Занятия проводятся групповым способом (10- 15 детей), 1 раза в неделю. В процессе занятий с детьми проводятся предварительные беседы и рассматривание иллюстраций о здоровом образе жизни.
Подробнее рассмотрим структуру занятия.
Вводная часть длиться 5-7 минут в нее входит. Беседа с детьми, где мы узнаем у ребенка о его самочувствий, настроений. Далее мы настраиваемся на работу с помощью дыхательных гимнастик. Также обязательно в водную часть входит суставная гимнастика. Суставная гимнастика –это упражнения направленные на проработку мелких групп мышц и суставов. Особое внимание уделяется развитию мелкой моторики, то есть суставов и мышц ладони, стопы, шеи и головы. Упражнения начинаются в положении сидя, в дальнейшем выполняют стоя или во время ходьбы по кругу.
Далее идет силовой блок. Где дети выполняют 3-4 асаны на укрепление основных групп мышц, в том числе: мышц живота; мышц спины путем наклона вперед; укрепления мышц ног; развития стоп; развития плечевого пояса; равновесие.
Заключительная часть занимает у на 3-5 минут. В нем мы постепенный перевод организма ребенка в состояние готовности к другим видам деятельности. Подвижные игры, направленные на активизацию действий детей, развитие их внимания. Подводим итоги отмечаются маленькие победы детей и беседуем о здоровом образе жизни.
Таким образом, гимнастика с элементами йоги – это полноценная гимнастика, развивающая и укрепляющая все мышцы тела, прекрасное средство борьбы с нарушением осанки и способ стать гибким. Соединения движения и дыхание в процессе выполнения поз является дополнительным средством оздоровления организма. Релаксация в конце занятия помогает открыть детям удовольствие от покоя тишины. Также она дает возможность для безграничной фантазии ребенка, поэтому на занятиях невозможно заскучать.
Источник
Проект «Йога как игра»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Золотинка»
(нетрадиционные методы в логопедической работе)
игровой, оздоровительный, творческий
Сордонова Александра Олеговна
4.Методическое обеспечение проекта………………………………. стр.8
5.Техническое оснащение занятий……………………………………стр.8
Наши дети — это наше будущее, будущее нашей семьи, нашего общества, страны, всего мира. Нашим детям необходимо грамотное руководство, которое подготовит их к будущему, к профессии, к жизни в целом.
Данные по детской заболеваемости в Российской Федерации поражают воображение. По неумолимой статистике, более 60 % детей в возрасте от 3 до 7 лет практически здоровы, но имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья, 30—40 % детей — отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата и т. д. Только 10 % детей приходят в школу абсолютно здоровыми, а ведь учебный труд потребует от них выносливости, упорства, способности к умственной и физической нагрузке и,конечно же, здоровья.
Современные жизненные условия, нарушения экологической обстановки побудили меня к созданию проекта для оздоровления детей, которая включает все виды здоровьесберегающих технологий (дыхательной, корригирующей гимнастик, психогимнастики, пальчикового массажа,элементов релаксации) с включением гимнастики хатха-йоги.
Еще в глубокой древности врачи и философы отмечали необходимость физической нагрузки для здоровья человека. Подчеркивалось, что двигательная активность способна сохранить здоровье без лекарств.
Йога — прекрасный вид двигательной активности, который удовлетворит потребность детей в движении. Благодаря упражнениям йоги дети станут бодрыми, гибкими, коммуникативными, координированными, улучшат способность к концентрации и эмоциональному равновесию. Это особенно важно в наши дни, так как дети много времени проводят в сидячем положении, просматривая телепередачи, играя за компьютером. Йога заключает в себе целостный подход к поддержанию здоровья и внутреннего благополучия, который обеспечит детям хорошее самочувствие и поможет их растущим телам, укрепит внутренние органы.
Йога — это полноценная гимнастика, гармонично развивающая все мышцы тела, и прекрасное средство борьбы с искривлением позвоночника.
Использование элементов практик йоги в развитии психофизических процессов у детей с нарушениями речи.
В последние годы система дошкольного образования претерпела значительные изменения, но приоритетным направлением осталось сохранение и укрепление здоровья дошкольников.
Развитие детей с нарушениями речи является сложной и трудоемкой коррекционной работой, которая включает в себя не только развитие речи, но и оздоровительные мероприятия, развитие мыслительных и психических процессов. Поэтому в работе с детьми с нарушениями речи я нашла новые подходы к активизации речемыслительной и здоровьесберегающей деятельности.
С уверенностью могу сказать, что практическая ценность детской йоги заключается в том, что она:
• развивает гибкость и силу;
• способствует повышению иммунитета организма, выносливости;
• дает осознание своего тела, в том числе артикуляционных укладов (гармонично развиваются правое и левое полушария мозга);
• формирует правильное дыхание (здоровый сон, спокойствие ума, освобождение эмоциональных блоков и творческой энергии);
• способствует концентрации ума (бдительность, восприимчивость, внимательность, активизация интеллектуальных способностей);
• развивает коммуникативные навыки (фонетико-фонематические процессы, звуковую культуру речи, расширяет словарный запас);
• развивает морально-волевые качества (выдержку, настойчивость в достижении результатов);
• повышает самооценку (растет уверенность в себе).
Проект способствует повышению качества образования в детском саду, семье; использование инновационных оздоровительных технологий.
— сохранение и укрепление здоровья;
— улучшение физического развития;
— повышение защитных функций организма и общей работоспособности детей в рамках дошкольного образовательного учреждения посредством занятий хатха-йоги;
— формирование полноценной речи.
— изучить технику выполнения асан, суставной гимнастики, гимнастики для пальцев;
— формировать правильную осанку и равномерное дыхание;
— совершенствовать двигательные умения и навыки детей;
— учить детей чувствовать свое тело (во время выполнения упражнений хатха-йоги);
— вырабатывать равновесие, координацию движений;
— формировать правильное произношение;
— пополнить словарный запас.
— развивать морально-волевые качества, выдержку, настойчивость в достижении результатов, потребность в ежедневной двигательной активности;
— укреплять мышцы тела;
— сохранять и развивать гибкость и подвижность позвоночника и суставов;
— способствовать повышению иммунитета организма;
— развить фонематического слух;
— развить навыки связной речи;
— воспитывать морально-волевые качества (честность, решительность, смелость);
— воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками;
— воспитывать культуру здоровья, прививать принципы здорового образа жизни.
Проект «Йога как игра» построен на общедидактических принципах педагогики: систематичности (занятия проводятся регулярно), доступности (с учетом особенностей возраста), прогрессирования (возрастания физической нагрузки), а также принципах гуманистической педагогики:
— безоценочной деятельности (освобождение детей от страха делать ошибки);
— сознательности и активности (предусматривает воспитание у детей инициативы, активности, самостоятельности в решениипоставленных перед ними задач, умения регулировать свое психофизическое состояние);
— творческой деятельности (предусматривает возможность применения ребенком знаний и умений в нестандартной, новой для себя обстановке);
— сотрудничества и кооперации (дается возможность выполнять движения как самостоятельно, так и в паре с кем-то или группой);
— взаимодействия с родителями (семья во многом определяет отношение детей к физической культуре, их интерес к спорту, активность и инициативу).
Проект предназначен для занятий с детьми 5—7-летнего возраста.
Срок реализации проекта — 2 года: 5—6 лет (старшая группа) — 1-й год обучения;
6—7лет (подготовительная группа) — 2-й год обучения;занятия учитывают физиологические параметры детей этого возраста, работоспособность и порог утомляемости организма ребенка при физических нагрузках.
Продолжительность занятия по йоге для детей 5—7 лет составляет 20—35 минут — в зависимости от возраста и физической подготовленности детей. Работа ведется в группе от 5 до 7 детей. Проводится 1 раз в неделю. Структура занятия :
Пранаяма (дыхательные упражнения);
Мантры (пропевание звуков и звукосочетаний);
Разминка (обучение техникам самомассажа, суставной гимнастики);
Мудры (пальчиковая йога);
Асаны (удобные оздоровительные положения тела);
Йога-сказки и поучительные истории (сказкатерапия);
Арт-йога (рисование на листе бумаги, молоке).
Занятие состоит их 3-х частей :
-подготовительной, основной и заключительной.
Подготовительная часть занятия (5—7 минут).
Вариации ходьбы и легкого бега по кругу либо подвижная игра, ритмичная гимнастика, самомассаж.
Задача — подготовить организм ребенка к предстоящей физическойнагрузке.
Разминка выполняется с умеренной нагрузкой. После разминки — отдых: необходимо снять напряжение с мышц, успокоить дыхание.
Основная часть занятия (15—20 минут)
Пранаяма (дыхательные упражнения);
Мантры (пропевание звуков и звукосочетаний);
Мудры (пальчиковая йога);
Выполнение комплекса асан, обучение новым упражнениям, закрепление изученных.
В этой части в форме сюжетно-ролевой игры и сказочных путешествий используются 5—6 основных асан, оказывающих общеукрепляющее воздействие на организм ребенка.
Заключительная часть (3—5 минут)
1. Шавасана (релаксация).Научить детей расслабляться и приводить свой организм в первоначальное состояние с использованием мелодичной музыки со звуками природы, шумом моря, пением птиц, журчанием ручья.
2. Арт-йога (рисование на листе бумаги, молоке).После релаксации дети обычно ощущают прилив творческой энергии. И для этого как нельзя кстати подходит интуитивное рисование.
Ключевым моментом в проекте является сюжетно-игровая деятельность детей, которая строится на основе сюжетно-игровой ситуации.
Ребенок будет знать:
1. Способы укрепления здоровья с помощью физических упражнений (асаны, дыхательные упражнения).
2. Правила здорового образа жизни.
Ребенок будет уметь использовать:
1. Средства, способствующие повышению уровня физического развития и степени его гармоничности, и приемы формированияморально-волевых качеств.
2. Приемы, снижающие утомляемость, гипервозбудимость и приемы,улучшающие все психические функции, в том числе и РЕЧЬ.
3. Методики оздоровительного характера для укрепления своегоздоровья.
Методическое обеспечение проекта:
Техническое оснащение занятий:
• Спортивный или музыкальный зал.
• Аудиоматериалы с записями музыки, звуков природы; видеозаписи с выполнением упражнений детьми; проектор.
• Спортивное оборудование; тренажеры для стоп ног, массажные дорожки с резиновыми шипами, ребристые доски.
• Нестандартное оборудование: дорожки для профилактики плоскостопий, мешочки с песком и т. п.
• Спортивная хлопчатобумажная одежда.
1. Кокеева А.М. «Привет, Солнце!».-М.;2017г.
2. Пегрум Д. «Детская йога. Радость движения».-М.;2006г.
3. Паджуланга Л. «Играем в йогу».-М.; 2018г.
4. Иванова Т.А. «Йога для детей».-СПб.; 2015г.
5. Болсунова Б.Е. «Сказочная гимнастика с элементами йоги».-М.; 2016г.
6.Бокатов А.,Сергеев С. «Детская йога». – М.; 2009 г.
7. Игнатьева Т.П. «Практическая хатка – йога для детей».- СПб.; 2003г.
8. Белов В.И. Йога для всех М. 1997г.
9. Осипова В.. Поза ребенка «Хатха-Йога в детском саду». Ж. Обруч №3-1997г.
10. Панда К.Н. Простая йога для крепкого здоровья / Пер. с англ. – СПб.: 2010г. – 104с.
11. Шифферс М.Е. Айенгар – йога для всех / Мария Шифферс. – М. 2011г. –
12. Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой – М.: Метафора. –2003г.
15. Липень А.А. Детская оздоровительная йога.-СПб.; –2009г.
16. Правдина Н.Б. Йога для детей.-М., –2009 г.
Наши дети — это наше будущее, будущее нашей семьи, нашего общества, страны, всего мира. Нашим детям необходимо грамотное руководство, которое подготовит их к будущему, к профессии, к жизни в целом.
Данные по детской заболеваемости в Российской Федерации поражают воображение. По неумолимой статистике, более 60 % детей в возрасте от 3 до 7 лет практически здоровы, но имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья, 30—40 % детей — отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата и т. д. Только 10 % детей приходят в школу абсолютно здоровыми, а ведь учебный труд потребует от них выносливости, упорства, способности к умственной и физической нагрузке и,конечно же, здоровья.
Современные жизненные условия, нарушения экологической обстановки побудили меня к созданию проекта для оздоровления детей, которая включает все виды здоровьесберегающих технологий (дыхательной, корригирующей гимнастик, психогимнастики, пальчикового массажа,элементов релаксации) с включением гимнастики хатха-йоги.
Еще в глубокой древности врачи и философы отмечали необходимость физической нагрузки для здоровья человека. Подчеркивалось, что двигательная активность способна сохранить здоровье без лекарств.
Йога — прекрасный вид двигательной активности, который удовлетворит потребность детей в движении. Благодаря упражнениям йоги дети станут бодрыми, гибкими, коммуникативными, координированными, улучшат способность к концентрации и эмоциональному равновесию. Это особенно важно в наши дни, так как дети много времени проводят в сидячем положении, просматривая телепередачи, играя за компьютером. Йога заключает в себе целостный подход к поддержанию здоровья и внутреннего благополучия, который обеспечит детям хорошее самочувствие и поможет их растущим телам, укрепит внутренние органы.
Йога — это полноценная гимнастика, гармонично развивающая все мышцы тела, и прекрасное средство борьбы с искривлением позвоночника.
Использование элементов практик йоги в развитии психофизических процессов у детей с нарушениями речи.
В последние годы система дошкольного образования претерпела значительные изменения, но приоритетным направлением осталось сохранение и укрепление здоровья дошкольников.
Развитие детей с нарушениями речи является сложной и трудоемкой коррекционной работой, которая включает в себя не только развитие речи, но и оздоровительные мероприятия, развитие мыслительных и психических процессов. Поэтому в работе с детьми с нарушениями речи я нашла новые подходы к активизации речемыслительной и здоровьесберегающей деятельности.
С уверенностью могу сказать, что практическая ценность детской йоги заключается в том, что она:
• развивает гибкость и силу;
• способствует повышению иммунитета организма, выносливости;
• дает осознание своего тела, в том числе артикуляционных укладов (гармонично развиваются правое и левое полушария мозга);
• формирует правильное дыхание (здоровый сон, спокойствие ума, освобождение эмоциональных блоков и творческой энергии);
• способствует концентрации ума (бдительность, восприимчивость, внимательность, активизация интеллектуальных способностей);
• развивает коммуникативные навыки (фонетико-фонематические процессы, звуковую культуру речи, расширяет словарный запас);
• развивает морально-волевые качества (выдержку, настойчивость в достижении результатов);
• повышает самооценку (растет уверенность в себе).
Проект способствует повышению качества образования в детском саду, семье;использование инновационных оздоровительных технологий.
Источник