Меню

Сколько ступеней в йоге

Ступени йоги

0 Comments

Они следующие:

1. Яма (моральные законы общего характера)

2. Нияма (контроль над речью, телом, умом и поведением в целом)

4. Пранаяма (контроль и накопление энергии в теле посредством дыхательных упражнений)

5. Пратьяхара (ступень йоги освобождение сознания от желаний и чувственных удовольствий)

6. Дхарана (концентрация)

7. Дхьяна (медитация)

8. Самадхи (определенное состояние сознания, которое наступает благодаря глубокой концентрации и медитации на объекте, когда индивидуальное сознание человека сливается с объектом медитации).

Две первые Ступени йоги ( Яма и Нияма) направляют ум на контроль эмоций и страстей, способствуют жизни в гармонии с окружающими, вести себя гибко и адекватно в любой ситуации.

К ступени йоги Яма относятся следующие принципы:

К ступени йоги Нияма относятся следующие принципы:

Ступень йоги Асана направлена на развитие тела, обретение контроля над низшей природой (тамас) и развитие божественной (саттва). Обретя контроль над телом, человек обретает контроль над энергиями в нем; это дает возможность выполнять более сложные и продвинутые практики, при выполнении которых, взятое под контроль тело становиться помощником, а не помехой. Со временем тело должно стать храмом, в котором обитает душа. Яма, Нияма и Асана являются внешними ступенями (балиранга садхана).

Следующие Ступени йоги, Пранаяма и Пратьяхара, помогают регулировать дыхание и контролировать ум. Способность накопления праны и ее последующий контроль способствуют завершению духовного поиска и обретению освобождения от сансары. Они именуются духовным поиском (антаратма сахдана).

Подробнее: Яма, Нияма, Пратьяхара

Для того, чтобы освободится от всяческого влияния извне, следует начать с принятия себя и всего окружающего. Благодаря избеганию психологических срывов, эмоционально-отрицательных ситуаций, практикующий постепенно устанавливает необходимую ему «связь». Он, со временем, откидывает все приобретенные ранее комплексы, не стыдливо переносит сделанные им поступки, освобождается от «служения» вредным привычкам. Тело и сознание ученика пребывают в равновесии.

Данная Яма-ступень подразделяется на 5 этапов:

— Ахимса – никого не обижая (слова, дела, мысли), Вы должны избегать проявления злости и ненависти. Относитесь ко всем так, как бы Вы хотели, чтобы относились к Вам. Проявляйте Любовь всему миру, препятствуя лишь проявлению зла внутри человека, не борясь именно с ним.

— Сатья — Соблюдение искренности во всем – в делах, словах, возникающих мыслях. Исходящие от человека ложь, оскорбление, клевета способны искажать реальность, не давая ученику полностью осознавать происходящее. Не обманывайте – поступайте правильно и именно поступками «говорите» о возможности разрешения того или иного вопроса.

— Астейя – нестяжательство. Искоренение алчности, уход от соблазнов, прекращение «дружбы» с завистью – огромный положительный эффект. Необходимо навсегда избавиться от мыслей (слов, дел) о воровстве – присвоении чего либо.

— Брахмачарья – сдержанность, отказ, умеренность в каждом проявлении (мысль, слово, дело). Достижение гармонии возможно лишь при освобождении от служения собственным чувствам-эмоциям.

— Апариграха – отказ от дара, в котором вы не нуждаетесь. Не следует принимать, хотеть чего-либо, в чем нет необходимости. Принимая незаслуженные подарки (поощрение, похвала,…) мы становимся зависимыми от предлагающего их человека.

Несоблюдение данных описанных истин несет за собой порождение воровства, лживости, насилия, жадности, привнося лишь разрушительный хаос.

Нияма – пути (качества), по которым необходимо, с максимальной продуктивностью, плодотворно продвигаться.

Существуют также и семь » вспомогающих » уровней Ниямы:

Читайте также:  Что такое гуны в йоге

— Мантра-вид – обознанность в области заклинаний;

— Дамсанавант – обладание неземной силой;

— Нишпратидвандва – неимение врагов;

Основные принципы Ниямы:

Соблюдение чистоты в уме, теле и окружении дает возможность говорит о гармонизации энергии ученика. Свами Читананда посещая Ананду, увидев лейку с ржавчиной, сказал: «Вам необходимо покрасить ее. Низшим сущностям свойственно притягиваться к мусору». Достижение безупречной чистоплотности говорит о приобретении качества безразличия к материальным вещам.

Принимая вещи такими, какими они есть, довольствоваться этим – Вы обретаете силу высшей степени блаженства (безупречное довольствие).

Постоянная, повседневная интроспекция даст возможность разглядеть, принять Бога в самом себе. Не следует подвергаться осуждению своих чувств и поступков, нужно лишь быть осознанным в каждом действии. Интроспекция должна присутствовать ежедневно, ей необходимо уделять около 15 минут.

Путь к Богу – набожность. Благодаря достаточно сильной вере в Бога, возможен вариант достижения цели не прибегая к определенной технике. При безупречно «развитом» пятом принципе мы говорим о состоянии самадхи.

Пратьяхара, на санскрите, образуется из двух слов: прати (противоположность) и ахара (возвращать). Учитывая данный перевод, значение Пратьяхары будет следующим: отказ восприятия внешних проявлений посредством органов чувств (зрение, обоняние, вкус, прикосновение, слух). Они способны дестабилизировать уравновешенное состояние ума, вызывая ненужное волнение практикующего.

Изначальной сутью пратьяхары является контроль с последующим отказом от принятия извне поступающих чувственных данных. Чувственное восприятие, таким образом, остается без всякого рода «подпитки» – «отключение чувств».

Практически все время наш ум и восприятие заняты анализом–реагированием на поступающую «чувственную» информацию (раздражитель) посредством соответствующих органов. При достижении йогом пратьяхары, его восприятие «уходит» внутрь ума, что дает возможность практикующему воспринимать ум на разных уровнях. При пратьяхае отключения внешнего восприятия йог овладевает первой стадией антар мауны (дословно: молчание внутри).

Смысл пратьяхары не заключается лишь в уходе от внешнего чувственного восприятия. Всеобъемлющей сутью данной ступени выступает состояние полного отсоединения восприятия от мыслительных процессов. Достижение совершенства на «пятом» этапе говорит о превосхождении над процессами мышления и чувственным восприятием. После достижения выше описываемого, практикующий переходит к следующей ступени – дхаране (концентрация).

Овладение пратьяхарой даст возможность говорить о дальнейшем продвижении на пути – готовности к медитации. Без прохождения пратьяхары, что довольно трудоемко, не возможен и переход к медитативной практике. Используя неверные методы, приемы Вам будет довольно сложно погрузиться в процесс медитации. Антар мауна – комплекс, позволяющий систематично заниматься и «укрощать» Ваш ум.

Для этого следует лишь обратиться к «запоминающей» функции вашего мозга и дать ей команду внести в «архив» данную последовательность: пратьяхара дхарана-дхьяна. Доводя каждую из восьми ступеней йоги до совершенства, Вы будете направляться по верному, приносящему результат, пути!

Источник

8 ступеней йоги — и их практическая польза

Как бы ни менялась йога на протяжении веков, эти 8 ступеней не меняются.

Восемь ступеней йоги — такая же классика, как кодексы поведения йогов «Яма» и «Нияма». Это аксиоматические, неопровержимые, основополагающие данные по йоге. Как бы ни менялась йога сегодня и завтра, такие вещи, как 8 ступеней (и Яма — Нияма) не меняются. Это неплохой эталон, по которому можно сверять свою практику, и так «отлавливать» и удалять любые «перекосы» в ней.

Читайте также:  Поза шпагат в йоге польза

Как можно разъяснить Аштанга-лестницу так, чтобы можно было применять каждую из этих 8 ступеней в своей жизни уже сегодня? Не только чтобы достичь Пробуждения — цель далеко не всех, кто занимается на коврике — но и просто чтобы стать счастливей, эффективней, ну, и лучше йогу практиковать? Оказывается, и это реально.

Цель Аштанга (Раджа) Йоги — контроль ума (а также обнаружение иллюзорных эффектов жизни и духовное Освобождение), как и заявляет в своей знаменитой второй (а по сути — первой) сутре её основоположник, Риши (великий мудрец) Патанджали, который жил в древней Индии (где-то в районе 2го века нашей эры).

Раджа-йога (собственно, «классическая индийская йога») называется королевской и потому, что на заре йоги заниматься ей было по силам лишь царям — и нищим! — т.е. людям, обладавшим значительной степенью социальной свободы. А также потому, что эта Йога направлена на контроль ума, который, естественно, считается «царем» или «королём» тела и эмоций.

Эта йога (одна из 6 основных школ индуизма) делится на 8 ступеней (ашт — «восемь», «анг» — ступеней):

Бывают люди, которые испытали Самадхи, не зная никаких техник йоги. Другие могут заниматься асанами и даже пранаямами годы и даже десятилетия, не испытывая уровней Пратьяхары и Дхараны. Третьи могут освоить и то и другое, но за счет пренебрежения Ямой и Ниямой сходят с пути йоги куда-то в тёмные области укрепления эго йога-магическими техниками. Всё это говорит о том, что полезно иногда сверяться с «деревом» или «лестницей» Аштанга-Раджа-йоги («Восьмиступенчатого Благородного (Королевского) Пути»), чтобы практика была оптимальной.

Алексей Соколовский – преподаватель классической Хатха-йоги («по Сатьянанде»), практикующий йогу более 15 лет. Ведущий выездных семинаров по йоге.

Источник

8 ступеней йоги – ваш путь к освобождению

Быстрая экскурсия по 8-ми ступеням йоги Патанджали.

Что такое настоящая йога? Для тех, кто недавно приобщился к йоге, возможно, будет интересно узнать, что йога не ограничивается рамками коврика и во всей красе расцветает в нашей повседневной жизни, выражаясь в соблюдении особых йогических принципов.

Эти принципы составляют уникальную философию «восьмеричного пути» или 8-ми ступеней йоги, сформулированных индийским мудрецом по имени Патанджали в труде «Йога-сутра». В соответствии с его концепцией, йога состоит из 8 этапов, которые следует поочередно осваивать для становления гармоничной личности, достижения состояния просветления. То есть это своеобразное руководство по истинной йоге: от практики асан до абсолютного единения со Вселенной.

Мы решили сделать общую выжимку по Йога-сутрам Патанджали для тех, кто еще не успел познакомиться с этим творением, а также для тех, кто решил освежить знания.

Первое, с чего следует начинать свое восхождение на вершины просветленного существования – это первая ступень или «Яма». На этом этапе человек стремится обрести здоровое тело, разум, баланс, которые достигаются путем соблюдения определенных правил воздержания: ненасилие (ахимса), правдивость (сатья), отказ от воровства (астея), умеренность в потребностях (апариграха), целомудрие (брахмачарья).

Не освоив первую степень, не рекомендуется переходить на следующую. К тому же жить в соответствии с этими принципами в обычной жизни не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Старайтесь взращивать в себе каждый день сострадание к себе и окружающим существам, будьте честны – особенно с собой, ищите радость в мелочах, не тратьте энергию попусту, чувствуйте себя, а не играйте социальные роли.

Читайте также:  Йога для беременных петергоф

Научившись жить в ладу с внешним миром и очистившись от пороков, человек поднимается на вторую ступень, Нияму, на которой он стремится к гармоничному взаимодействию со своим внутренним миром. Здесь главенствуют следующие 5 ниям: чистота разума, речи и внешнего вида (шауча), удовлетворенность (сантоша), дисциплина (тапас), самопознание (свадхъяя), вера в Божественное присутствие (ишвара-пранидхана).

В течение дня носите чистую одежду, чистые мысли, чистые слова. Будьте благодарны за то, что имеете. Тренируйте дисциплину, устремляйте внимание внутрь себя, наблюдайте себя. Узнайте разницу между отчаянием и смирением и практикуйте последнее.

Человек, который говорит, что он собирается на йогу, подразумевает, что он будет уделять внимание третьей ступени – Асанам. Это одна из самых противоречивых граней йоги: одни могут причислять ее к разновидности примитивной физкультуры, другие считают, что вся йога происходит в рамках йога-класса. Чтобы пролить свет на эту дилемму, будет уместно уточнить, что физическая работа очень важна: мы снимаем различные ментальные блоки, запускаем энергетические процессы и приносим невообразимую пользу своему организму. Однако йогические позы – не цель, а средство, которое помогает достичь духовного развития. Поэтому практика асан – лишь 1/8-я часть йоги, и если человек может стоять 10 минут на голове и выполнять акробатические номера, но не способен соблюдать остальные принципы, соответственно, он на столько и йог, то есть даже меньше, чем наполовину.

Четвертая ступень принадлежит Пранаямам, суть которых состоит в особых дыхательных техниках, позволяющих накапливать энергию и контролировать дыхание. Учитывая то, что наша жизнь на сто процентов состоит из вдохов-выдохов, пранаямы становятся одним из ключевых и могущественных аспектов йоги, которые нежелательно обделять вниманием.

Пратьяхара – пятая ступень, с которой начинается Раджа Йога. Фактически, это состояние нахождения в своем внутреннем мире, а не во внешнем. Но, чтобы не пугать общественность таким странным определением, легче объяснить это понятие на примере: когда мы практикуем йогу в классе, инструктор всегда напоминает нам концентрироваться на собственных ощущениях, а не глазеть по сторонам, сравнивая себя с другими – вот, это и есть пратьяхара! Также можно объяснить ее, как безусловный контроль ума.

Приручив ум, человек продвигается дальше, оказавшись на шестой ступени Дхараны – или стадии абсолютной концентрации. Здесь он собирает все свои навыки контроля ума и направляет на конкретное направление – так он приближается к своей истинной природе, а значит, постепенно и к главной цели йоги.

После Дхараны наступает Дхаяна, в которой человек ощущает только то, что является предметом его медитации. Это словно Дхарана во второй степени.

И наконец, финальная ступень йоги – Самадхи. Здесь человек постигает состояние сверхсознания, исчезают временные и пространственные рамки, в глубокой медитации он постигает Божественное.

Итак, если вы еще не вознеслись в абсолютный мир и не постигли Дзен, и все-таки успели дочитать нашу статью до конца, то теперь вы знаете наверняка, в чем истинная суть йоги, и к чему можно стремиться в ближайшие сто лет. Будьте терпеливы и регулярно практикуйте. Успехов!

Подробнее о 8-ми ступенях читайте здесь.

Источник

Adblock
detector