Меню

Состояние покоя в йоге

Здоровье и йога

Величайший мыслитель своего времени Патанжали в своих «Йога-сутрах» определяет состояние самадхи следующим образом: «Когда объект медитации поглощает субъект – медитирующего, — последний утрачивает самоосознанность. Это самадхи.»

Если, озарившись внутренним светом, объект созерцания свободен от вторжения сознания, то дхьяна (медитация) естественным образом продолжается в самадхи.

«В момент, когда пять органов чувств вместе с умом находятся в состоянии покоя, когда даже прекращает функционировать интеллект, это, по словам мудрецов, есть высшее состояние»
/Катха упанишада 3,10/

Моменты полной погруженности может пережить даже не йогин. Фрагментарное состояние самадхи может возникнуть в минуты, когда изобретатель, совершая новое грандиозное открытие, полностью сливается с объектом своего изобретения и теряет сам себя; когда художник, создавая новый образ, становится игрой красок, теней, кисти; когда музыкант полностью отдается своему музыкальному творению и превращается в музыку.

Единственная разница этих состояний заключается в том, что у изобретателя, художника, музыканта состояние самадхи кратковременно и не контролируемое. Йогин же путем собственной практики достигает полного контроля и пребывает в самадхи по собственному желанию и без усилий.

Непрерывный поток внимания ( дхьяна ) стирает грань между созерцателем и зримым объектом. Сознание, становясь безмолвным, прекращает свою работу. Оно лишается опоры «я» и, находясь в состоянии глубокого спокойствия и невозмутимости, растворяется в самой сердцевине человеческого существа. Осознание места исчезает и человек утрачивает ощущение пространства и времени, полностью пребывая в НАСТОЯЩЕМ и воспринимая ВСЕ, что является началом истинной духовной жизни.

Основная классификация самадхи

Достижение состояния самадхи является целью практики йоги. Оно состоит ряда переходных состояний, которые обобщенно называют сабиджа самадхи (самадхи с семенем, с опорой) и нирбиджа самадхи (самадхи без семени, лишенное опоры). Сабиджа самадхи расценивается как подготовительный этап постижения нирбиджа самадхи.

В самадхи с семенем присутствует опора, на которой фиксируется ум. Она может являться как грубым элементом (например, свеча), так и тонким (например, ощущение вибрации в области межбровья). В качестве опоры (пратьяи) можно использовать всё что угодно (мантру, форму объекта, мудру, запах, звук, чакру.

Затем, когда даже отбрасывается опора для ума, наступает состояние самадхи, лишенное семени.

Следует отметить, что даже в переходных состояниях от одного вида самадхи к другому в сознании практикующего могут всплывать самскары (скрытые впечатления прошлого опыта), поэтому даже достигнув такого высокого уровня, можно сорваться обратно в суету ума. Единственным правильным подходом в данной ситуации является еще большая интенсификация своей практики. Именно сейчас нужно приложить все усилия, чтобы сделать уверенный шаг на новый уровень осознания себя и Вселенной

Суть йоги в неустанной практике. Будьте осознанны и гармоничны!

Источник

Словарь йоги. Амастха

С остояние нашего сознания – это зеркало, в котором отражается объективная реальность. Если это зеркало загрязнено, мы будем видеть вещи и явления искажёнными. Именно поэтому жизнь человека сравнивается со сном, потому как некие собственные проекции человек воспринимает за реальность точно так же, как сновидение воспринимается за реально происходящие события, и лишь после пробуждения становится ясно, что мы пребывали во сне.

Поэтому избавление от «омрачений» и невежества часто сравнивается с процессом пробуждения от сна. И лишь обладая чистым сознанием, можно объективно судить о том, что происходит вокруг нас. И это чистое сознание – это изначальное состояние каждого живого существа. Наиболее полно эта идея раскрыта в буддизме Махаяны. Так, «природа Будды» – это концепция, согласно которой, состояние пробуждённого сознания есть в каждом из нас, но временно скрыто «клешами» – омрачениями, по причине которых мы и пребываем в невежестве.

В йоге термином Амастха обозначают три основных состояния сознания: джаграт, свапна и сушупти. По мнению философа Рамана Махарши, все три базовых состояния сознания имеют под собой основу в виде четвертого, трансцендентного состояния сознания под названием «турья».

Читайте также:  Детская йога в волгограде

По мнению последователей адвайта-веданты, первые два состояния сознания – джаграт (состояние бодрствования) и свапна (состояние сна со сновидениями) – являются состояниями, в которых присутствует субъективное восприятие. Это то, о чём говорилось выше: восприятие реальности через призму своего ума. В третьем же состоянии – сушупти (сне без сновидений) – субъективное восприятие отсутствует. В этом состоянии ощущается лишь полный покой. Можно сказать, что это есть кратковременное проявление состояния, о котором писал Патанджали: cittavritti-niroddhah – «обуздание волнений ума». В состоянии сушупти сохраняется лишь ощущение «Я есть», но какая-либо интерпретация происходящего отсутствует. Отличие от состояния турья здесь в том, что, в отличие от четвёртого состояния сознания, состояние сушупти является временным.

И, наконец, четвёртое состояние сознания – турья, которое считается основой всех трёх, – это чистое состояние сознания, в котором уже прекращён процесс субъектно-объектной дихотомии. Состояние Турья описано в Мандукья-Упанишаде и называется «неизречённым, приносящим счастье, недвойственным».

Интересный взгляд на концепцию трёх состояний сознания можно встретить в тексте «Авадхута-гита», автором которого считается авадхута Даттарея. Термин «авадхута» является своего рода определением уровня духовного развития и дословно переводится как «вне», альтернативный перевод – «чистейший». И в своём философском трактате авадхута Даттарея так пишет о четырёх состояниях сознания: «Откуда может взяться четвёртое состояние, когда нет никаких трёх?». В данном тексте авадхута Даттарея пытается донести до читателя типичную для адвайта-веданты идею «Я есть Брахман», и в контексте этого он отрицает разного рода обусловленные концепции описания реальности. После каждого такого «отрицания» он добавляет основную мысль данного текста: «Я есть вечность-знание-блаженство, и я безграничен, как пространство».

Таким образом, авадхута Даттарея указывает на условность и относительность понимания Амастхи – состояний сознания. Ещё один альтернативный взгляд на концепцию Амастхи предлагает философия вайшавизма, согласно которой, все три состояния сознания являются проявлением воздействия гун – качеств материальной природы. Состояние глубокого сна без сновидений считается своего рода ступенью к переходу в состояние турья, которое считается свободным от влияния гун. И именно четвёртое состояние сознания считается ключом к состоянию йоги – связи с высшим. Об этом упоминается в Бхагавад-гите, где Кришна, давая наставления Арджуне, говорит так: «Ввергнутый в иллюзию тремя гунами природы, весь мир не знает Меня, стоящего над гунами и неисчерпаемого. Преодолеть влияние Моей божественной энергии, состоящей из трех гун материальной природы, невероятно трудно. Но тот, кто предался Мне, с легкостью выходит из-под её власти».

Таким образом, Амастха – это три состояния сознания, основой которых считается четвёртое – чистое и трансцендентное. Первые два – состояние бодрствования и состояние сна со сновидениями – имеют природу субъективного восприятия, когда индивидуум воспринимает реальность через призму своего опыта и собственных переживаний. Третье состояние – глубокий сон без сновидений – является состоянием глубокого покоя и осознания «Я есть», без интерпретаций. В какой-то мере это состояние можно сравнить с состоянием, которое достигается в глубокой медитации, когда прекращается процесс работы ума в плане оценки происходящего.

Чистым от субъективного восприятия считается турья – четвёртое состояние сознания, в котором полностью прекращается процесс субъектно-объектной дихотомии. Также три состояния сознания можно считать признаками воздействия гун – качеств материальной природы – на человека. Состояние турья считается запредельным состоянием, неподвластным влиянию гун.

Прочитать и узнать о других терминах йоги можно в нашем словаре йоги.

Источник

Высшая цель в йоге: что такое самадхи и как достичь этого состояния?

В наше время миллионы людей по всему миру занимаются йогой и практикуют медитацию. Для одних это способ развить свои психические и энергетические способности. Цель других – очищение сознания, расслабление, умиротворение.

Читайте также:  Упражнения кундалини йога для исполнения желаний и привлечения денег

Однако, как говорил в своих учениях Свами Рама: «Желание, с которым человек вступает в медитацию, играет роль ключевого фактора. Глупец, засыпая, пробуждается глупцом. Но если человек погружается в медитацию с единственным желанием просветления, он выходит из медитации мудрецом».

Что это такое?

Самадхи – высшая цель в жизни многих йогов. На санскрите этот термин означает «целостное, завершенное». По названию можно понять, что самадхи является конечной целью. Для практиков это высшая ступень пути аштанга-йоги.

Это состояние, в котором исчезает индивидуальное сознание и сливается с общим потоком. При достижении самадхи стираются границы физического и духовного, отсутствует разделение между человеком и Вселенной.

Йог, достигший этого состояния, сам становится Вселенной и ее потоком. Это и есть состояние нирваны, просветления, единения наблюдающего и наблюдателя внутри себя. Словно ручей впадает в реку, сознание практика вливается в поток Абсолюта и сливается с ним в единое целое.

Пайлот Баба говорит: «Самадхи – это выход из всего. Вы – сами в себе, но вы космос и вы ничто. В самадхи растворяются границы между личностью и оболочкой, стираются грани между вами и временем. Расстояния исчезают. Все время становится настоящим – нет прошлого, нет будущего, вы просто есть».

Многие считают, что состояние самадхи только одно. Для его достижения необходимы годы практик, соблюдение аскез и других особенностей учения йогов. По этой причине мало кто занимается даже теоретическим изучением этого состояния.

Отсюда и ошибочные предположения и неосведомленность. Стоит ознакомиться с учениями гуру и погрузиться в вопрос, чтобы развеять эти заблуждения. Согласно учениям, существует несколько уровней. Первый этап – савикальпа самадхи.

Это самый начальный уровень, то состояние, когда сознание только соприкоснулось, приоткрыло дверь к тому, в чем ему предстоит полностью раствориться. Состояние савикальпа самадхи может быть достигнуто в процессе медитации на объект или образ. Этот этап может длиться от нескольких мгновений до нескольких дней и повторяться несколько раз в процессе практик.

Затем наступает следующий уровень – нирвикальпа самадхи, на котором сознание полностью сливается с Высшим. Все границы физического и сознательного стираются, остается только Абсолют. Исчезают все потоки мыслей, наблюдается полное их отсутствие и единение с Божественным. Человек, достигший нирвикальпа самадхи, испытывает бесконечное блаженство и познает бесконечную силу.

Редкие практики могут достичь этого высшего уровня. Обычно человек, который достигает нирвикальпа самадхи, не хочет возвращаться в физический мир. Существует мнение, что если практик находится в этом состоянии от 18 до 21 дня, то его душа может покинуть тело навечно.

В учениях есть описания случаев, когда Учитель достиг нирвикальпа самадхи и не захотел возвращаться к мирским делам. Третья и высшая степень – это сахаджа нирвикальпа самадхи.

Она достигается единожды и остается с йогом на всю жизнь. На этом уровне человек, находясь в физической реальности, сохраняет состояние высшего просветления. Даже выполняя рутинные дела, практик не утрачивает этого единения с Абсолютом. Он преисполнен этой божественной силы. Каждое действие, совершаемое в физическом мире, он делает в любви и стремлении нести это благо всем людям.

Очень мало учителей достигли этого состояния. Считается, что сахаджа самадхи – это бесконечная милость Всевышнего, не каждый практик ее достоин. Для того чтобы прийти к этому, может потребоваться не одно воплощение.

Некоторые могут сравнить это состояние со смертью, однако это осознанный процесс, к которому йог приходит в нужное время и останавливает биение собственного сердца. Известно несколько случаев махасамадхи в истории.

Так, например, 7 марта 1957 года великий гуру и наставник Парамаханса Йогананда вошел в состояние махасамадхи и покинул этот мир.

Как достичь самадхи?

Чтобы достичь самадхи, нужно пройти все восемь ступеней аштанга-йоги, начиная с практик ямы, ниямы, занятия асанами и пранаямой. А после прийти к медитационным практикам дхьяны и самадхи. Первые пять ступеней сворачивают сознание, а последние три – расширяют его.

Читайте также:  Одежда для йоги йогадресс

Патанджали, автор «Йога-сутр», говорил о том, что самадхи можно достигнуть и развить только с опытом. Вряд ли начинающему йогу самостоятельно получится прийти к этому состоянию. Обязательно нужен гуру, который поможет пройти этот путь.

В первоисточниках по йоге говорится о восьми ступенях постижения единства, это:

Не пройдя все восемь ступеней, невозможно дойти до высшей. Практику нужно не терять веру, способность к концентрации, память. Но без божественной милости достичь высшей ступени не получится. Ее достигнут только избранные, которых Высшее сочтет достойными, допустит и направит. Для этого нужно работать над практикой в течение нескольких воплощений.

Сомнения, гордыня, волнение ума, болезнь могут быть сложными, иногда непреодолимыми препятствиями на пути к самадхи. Для достижения самадхи вера играет большую роль. Вера в себя, свои возможности, божественное и высшее начало. Тот, кто практикует и стоит на пути к самадхи, будет подвергаться испытаниям, но если он их пройдет, то достигнет своей цели и укрепит свою веру и веру высшего.

Во многих учениях и направлениях йоги самадхи описывается как высшее благо и цель. Однако, в зависимости от направления йоги, пути могут различаться.

Но, если изучить эти учения, можно прийти к выводу, что для достижения самадхи нужно практиковать несколько направлений. Например, проводить очищение организма методами Шаткармы, увеличивать энергетические потоки тела с помощью хатха-йоги.

Карма-йога помогает осознать свою высшую природу, бхакти-йога пробуждает божественное начало в нас самих. Эти состояния сложно поддаются описанию доступными нам и читателю средствами. Самадхи – это то, что понимается и осознается только в процессе непосредственного пребывания в нем.

Невозможно полностью передать и описать его доступными нам вербальными способами. Это состояние абсолютного покоя, умиротворения и гармонии с потоком, глубокого понимания всех процессов, всей сути мироздания.

Для чего это надо?

Вероятнее всего, говорится о состоянии сахаджа нирвикальпа самадхи, когда практик достиг слияния с Высшим и несет это в физическом мире. В этом состоянии все, что он делает, создает – все наполнено энергией потока.

У него не будет никаких корыстных целей, он несет лишь любовь и благо. Есть случаи, когда гуру, достигшие самадхи, становились целителями и творили поистине чудесные вещи. Достигший просветления никогда не будет подвержен болезням, другим проблемам тела и ума, так как он слился с Высшим. В современном мире не стоит считать, что достичь самадхи можно только монахам, отрешенным от мира.

Начальные уровни самадхи доступны каждому. Можно оставаться семьянином, успешным бизнесменом, ученым. Но нужно быть готовым, что с практиками йоги будут уходить из жизни аспекты навязанные и не нужные. Это путь очищения от лишнего, того, что вам не принадлежит и не нужно. И в конечном итоге это путь счастья и гармонии с собой, окружением и Вселенной.

Видео по теме

О том, как достичь самадхи, в видео:

Мы приходим в этот мир с целью реализации. И если самореализация и самопознание не становятся целью, нас будут сопровождать страдания, болезни, несчастья. Главная суть любой практики и направления йоги – очистить свой разум от ограничений и обрести гармонию. И все это, в конечном итоге, приведет к более высоким ступеням на пути к самадхи.

Существуют разные взгляды на эту концепцию, и каждый волен сам решать, как к ней относиться. Но, как сказал однажды гуру Шри Рамана Махарши : «Только самадхи может открыть Истину. Мысли набрасывают покров на Реальность, и поэтому она не воспринимается таковой в состояниях иных, нежели самадхи».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector