Меню

Современные картины йога медитация боги кришна

Кришна

0 Comments

Согласно Бхагавата-пуране, Кришна был рожден не в результате сексуального единения, а путем божественной «мысленной передачи» из разума Васудевы в чрево его жены Деваки. Датой рождения Кришны, известной как Джанмаштами, считается 19 июля 3228 года до н.э. Согласно мифологии, Мать Земля, не в силах больше выносить тяжесть грехов, совершенных злыми королями и правителями, обратилась к богу-создателю Брахме за помощью. Брахма обратил свои молитвы к Вишну, и тот заверил его, что Кришна вскоре родится на земле чтобы собственноручно уничтожить тиранические силы зла.

Будучи ребенком Кришна был обожаем за свои проделки; он также совершил много чудес и убивал демонов. Юношей, пастух Кришна стал известен как любовник, звук его флейты убеждал гопи (жен и дочерей пастухов) покинуть свои дома и, потеряв голову, танцевать вместе с ним в лесу.

Богатое разнообразие легенд связанных с жизнью Кришны привело к большому количеству его изображений на картинах и в скульптурах. Ребенок Кришна показан ползущим на руках и коленях или радостно танцующим, держа масляный шар в руках. Молодой Кришна показан играющим на флейте, окруженный милыми гопи. На некоторых картинах 17-18 века, Кришна изображен с темно-синей кожей, одетым в желтое дхоти (традиционное мужское одеяние) и корону из павлиньих перьев.

Кришна возникший в результате смешивания этих идеологий был признан верховным богом Вишну, и соответственно считался его аватаром. Его культ сохранил отличительные черты, главной из которых является исследование аналогий между божественной и человеческой любовью.

На протяжении поколений он являлся эталоном для некоторых, но богом для миллионов. Эти люди считают Кришну своим лидером, героем, защитником, философом, другом и учителем. Кришна повлиял на индийскую жизнь, культуру и мышление неисчислимым множеством способов. Его влияние затронуло не только религию и философию, но и литературу с мистицизмом, художество и скульптуры, танцы и музыку, а также все аспекты индийского фольклора.

Источник

Верхновная личность бога – Кришна: жизнь и учение

Кришна (санскр. कृष्ण, kṛṣṇa IAST) — в индуистской культуре одно из проявлений Бога на Земле, также он является восьмым аватаром Вишну и входит в число наиболее популярных божеств в индуизме. По монотеистическим традициям кришнаизма его почитают в качестве верховного и первоначального проявления Бога, через него воплощаются все аватары. Его часто ищут, как индийского бога, играющего на флейте.

Имена

На санскрите «Кришна» называют «черный, темный, темно-синий» цвет. Есть устаревшая гипотеза (без достоверных источников), согласно которой темный оттенок кожи божества обусловлен автохтонным, неарийским происхождением образа. Само слово имеет прусские корни от «kirsnan» и перекликается с русским православным «čьrnъ» — чёрный, литовским «keršas» – пестрый. Мурти изображают Кришну чернокожим (изредка белокожим или синего цвета). Однако живописное воспроизведение божества преимущественно в голубых или темно-синих тонах. «Брахма-самхит» описывает Кришну схожим по цвету с голубыми облаками. Это сравнение стало традиционным в индуистской поэтической культуре.

Божество известно под разными именами и статусами. В них отражаются разные качества и используемая атрибутика. Наиболее популярными именами стали Говинда и Гопала, создающие образ Кришны как коровьего пастуха. У некоторых имен божества есть особые значения, в зависимости от региона страны. Например, Джаганнатхой его называют в Ориссе.

Изображение

На рисунках Кришна выглядит чернокожим или темнокожим юношей. Это особенно частая тенденция в изображении божества в храмовых комплексах. Плоскостные изображения обычно представляют облик Кришны в виде мальчика во Вриндаване с голубым или темно-голубым оттенком кожи. В качестве одежды на нем желтый дхоти, а в руках флейта, на которой он играет. Поза расслабленная, ноги скрещены в асане, а шею украшает цветочная гирлянда. В волосы воткнуто перо павлина. Облик завершают коровы и телята, пасущиеся вокруг божества. Часто в обществе Кришны присутствуют красивые девушки-пастушки гопи.

Еще один образ Кришны: отображается тот момент, когда он наставляет Арджуну в «Бхагавадгите», находясь в это время на поле битвы Курукшетра. У юноши божественные черты лица, с характерными особенностями индуистского религиозного искусства. Иногда божество изображается с чакрой (атрибут Вишну) или у него несколько голов и рук (наподобие вселенской формы Арджуны).

Храмовые мурти представляют облик Кришны в стоящей расслабленной позе. Вокруг него спутники — брат Баларама (Балабхадра), сестры Субхадры либо главные супруги-царицы Рукмини и Сатьябхама. Также известны изображения Кришны в сопровождении любимой гопи Радхи. Это сочетание «Радха-Кришна» является традиционным в индуистской культуре. К примеру, у манипурских вайшнав не принято поклоняться только Кришне, для них обязателен единый образ Радха-Кришна. Таких же устоев придерживаются в гаудия-вайшнавизме, рудра-сампрадаи и пуштимарге.

Жизнеописание

В древнеиндийском эпосе «Махабхарате» присутствует самое раннее упоминание Кришны. В шестой книге («Бхишма-парве») есть наставления Кришны, адресованные его другу-ученику Арджуне на поле битвы Курукшетра.

В «Махабхарате» идет описание позднего периода жизни божества. А раннее и юношеское время упоминается в «Бхагавата-пуране» и «Харивамше». Ученые считают эти предания поздним дополнением «Махабхараты». Жизнь Кришны описывается и в канонических Пуранах.

Рождение

В традиционной индуистской культуре считается, что Кришна (джанмаштами) появился на свет 19 июля 3228 года до н. э. Такое убеждение основано на его описаниях и астрологических подсчетах.

Родилось божество в семье царя в городе Матхуре. Он был восьмым сыном принцессы Деваки и ее супруга Васудевы.

В те времена Матхура считался столичным городом, принадлежащим союзническим кланам Вришни, Андхака, и Бходжа (их единое имя — Ядавы). Такое имя кланы получили в память об эпонимном предке Яду. Васудева и Деваки также являлись представителями этих кланов.

Первые малыши действительно погибли от рук Камсы. Но к восьмому ребенку Деваки к Кришне судьба оказалась более благосклонной. Его чудом спасли и вынесли из города Матхуры, отдав на воспитание приемным родителям Яшоде и Нанде из небольшой деревни Гокулы. Еще два младенца Деваки также выжили: седьмой малыш Баларама смог мистическим путем перейти в тело Рохини (первой супруги Васудевы), а последняя девочка Субхадра появилась на свет у Васудевы и Рохини после выживших малышей.

В Матхуре место рождения Кришны является священным и к нему стекаются толпы паломников. У индусов оно носит название Кришны-джанма-бхуми. На этом месте был построен комплекс храмов, посвященных рождению божества.

Детство

Ранние годы Кришны проходили среди детей-пастухов. С ними он гулял по лесам и пас коров. Научился владеть флейтой так хорошо, что на ее звуки сбегались все девушки-пастушки из соседних окраин.

Изначально в Кришне ничего особенного не было. Он рос таким же беззаботным и задиристым малышом, как и остальные. В числе его частых проступков была кража взбитых сливок. Но удивительно то, что от этих краж молока в коровах становилось только больше. Если Кришне кто-то отказывался давать сливки, то их коровы переставали давать молоко вообще. Мальчик был тем еще проказником. Позднее в нем начала развиваться сверхсила, которая позволила ему стать настоящим героем.

Юность

После битвы юноша освободил из темницы старого отца и взошел на престол в соседнем городе Двараке. В своих владениях он создал новое королевство Двараку (на берегу современного штата Гуджарат).

Смерть

Легендарный курс по медитации без оплаты
Рекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. Подробнее.

Так или иначе, Кришна стал известен на весь мир, благодаря своим победам над злыми врагами. Его стали почитать как первого хранителя правды и справедливости. Он и сейчас является одним из самых известных божеств индуизма.

Сколько жен?

У царевича была одна главная жена — принцесса Рукмини и еще семь других. Все они считаются образцовыми супругами. Проблема была в том, что Кришну утомляла эта правильность, чистота и точность. Тогда он принимался играть на своей дудочке Раса Лила. Эта магическая ночь случалась один раз в год. В другое время его развлечением был мудрец Нарада. С ним он любил играть в шахматы и дразнить друг друга.

Как последователь династии Яду, Кришна обладал 16108 женами. Эти женщины были спасены им от демона Наракасура, которым они насильно удерживались. Демон являлся завоевателем трех миров: неба, земли, подземного царства. Так им были захвачены в плен 16100 принцесс земных народов.

Убийство Наракасуры повлекло освобождение плененных женщин. Кришна отпустил их всех по домам, но они отказались. Принцессы решили, что люди не примут их из-за того, что они были в заточении у другого мужчины. А идти им было некуда. Тогда Кришна даровал им статус своих жен. Это было необходимо для достойного проживания женщин в обществе. У каждой из них во владении был дворец, а Кришна приходил к ним в таком количестве форм, чтобы побыть с каждой из них положенное время.

Битва на Курукшетре и «Бхагавадгита»

Кришна приходился двоюродным братом Пандавам. Он являлся племянником Кунти (сестры Васудевы) и был участником конфликта.

Также Кришна был двоюродным братом одного из самых могучих и доблестных кшатрий Карны, участвовавшего в битве на стороне Кауравов.

За это Кришна был осужден своим старшим братом Баларамой, что тот вмешался в войну. Сам Баларама отказался участвовать в боевых действиях и стал паломником.

Роль Кришны в исходе войны была очень значимой. Именно он подговорил Пандавов уничтожить Кауравов ложью. По совету Кришны, они через обман избавились от брахмана Дроны, который считался непобедимым наставником в военных делах.

Культ

Как связан Кришна и Вишну? Дело в том, что Кришна в качестве сваям-рупа считается первопричиной Вишну (Нараяны). А тот является продолжением вайбхава-пракаши Кришны и конфигурацией бога Баларамы. Но у Кришны есть и свои особенные свойства.

Почитание Кришны-Васудевы вылилось в отдельный культ — бхагавативизм. Это один из самых стародавних религиозных верований, обращенных к Кришне. По мнению ученых, постепенно это верование смешалось с другими ценностями и появился новый культ Бала-Кришны и Гопалы. Он стал основой мнотеистического кришнаизма.

Читайте также:  Шпагат в йоге название асаны

Полагают, что к созданию религиозных ценностей бхагаватизма приложил руку сам Кришна, так как его называли Васудевой. Он был из племени Ядавов, а его последователи считали себя бхагаватами.

Первые достоверные упоминания о наличии данного наследия относятся к V-II веков до н. э. В настоящее время индуизм почитает Кришну как часть монотеистического наследия вайшнавизма. Приверженцы этой религии почитают Вишну за Верховного бога.

В свою очередь Кришна является самым совершенным аватаром Вишну, его истинным воплощением на Земле.

Еще Кришне поклоняются как одному из основных проявлений Бога в бхакти индуизме (вайшнавизме). Разные направления бхакти, почитающих Кришну, стали популярны в Индии в VI – IX веке. Эта информация содержится в священных текстах, прославляющих Кришна-бхакти.

В то время знающие люди, владеющие языком санскритом, восторгались описаниями жизни Кришну «Гитаговиндой» и «Кришнакарнамритой». Они прославляли божество в религиозных песнопениях и стихах, составленных на индуистских наречиях. В словах текстов выражалась преданность и любовь Кришне. Причем поэты были из разных слоев общества того времени.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Современные знания о Боге, Эволюции, смысле жизни человека.
Методология духовного совершенствования.

Йога Кришны

Учение Кришны, изложенное в Бхагавадгите, как и любое другое Учение от Бога, можно разделить на три составляющих: онтологическую, этическую и психоэнергетическую (то есть, касающуюся развития человека в рамках раджа- и буддхи-йоги).

Это соответствует трём компонентам духовного развития человека — интеллектуальному, этическому и психоэнергетическому.

Рассмотрим каждый из этих разделов по-отдельности.

Онтологический аспект Учения Кришны:

В онтологическом ракурсе Бхагавадгита даёт весьма полные ответы на главные вопросы философии:

б) что такое человек,

в) в чём смысл жизни человека, и как ему жить на Земле.

Бог в Бхагавадгите рассматривается в следующих аспектах: Ишвара-Творец, Абсолют, Брахман и Аватар.

Ишвару также называют на других языках Отцом Небесным, Богом-Отцом, Иеговой, Аллахом, Дао, Изначальным Сознанием, в давней истории славяне звали Его Сварогом и так далее. Он также есть Высший Учитель и Цель каждого из нас.

Второй аспект слова Бог — Абсолют или Всё — то есть, Творец, единосущный со Своим многомерным Творением.

Эволюция Абсолюта идёт циклами, которые называются Манвантарами. Манвантара состоит из Кальпы («Дня Брахмана») и Пралайи («Ночи Брахмана»). Каждая Кальпа начинается с «сотворения мира» и заканчивается «концом света». Смысл такой цикличности — в создании всё новых условий для продолжения вселенской Эволюции Сознания (или, другими словами, Эволюции Абсолюта).

Третий аспект Бога — Брахман, или, что то же самое, — Святой Дух. Это — совокупное название всех Божественных Индивидуальностей, исходящих из Обители Творца с целью, прежде всего, помощи воплощённым людям.

Существует ещё одно проявление Бога на Земле — Аватар, Мессия, Христос — то есть, слитый Сознанием с Творцом воплощённый в человеческое тело Человек-Бог. Он — со Своего Божественного уровня — тоже помогает людям найти Путь к Творцу.

Кришна, подаривший нам Бхагавадгиту, Пифагор, Иисус Христос, Бабаджи, Сатья Саи и многие Другие в истории нашей планеты — вот конкретные примеры Аватаров.

… Человек не является телом. Тело — это только временный материальный носитель самого человека. Человек же есть сознание, осознающая себя энергия. Величина сгустка сознания у разных людей может очень значительно различаться: от миниатюрных «зачаточных» размеров — до космических. Это зависит от двух факторов: психогенетического возраста (то есть, возраста души) и интенсивности усилий, совершаемых на духовном Пути.

О соответствии тела человека и самого человека Кришна говорит так:

2:18. Преходящи лишь тела воплощаемого. Но сам он — вечен, неразрушим.

2:22. Подобно тому, как человек, сбросив ветхую одежду, надевает новую, — так бросает он изношенные тела и облекается в новые.

Человек является последним этапом в эволюционном ряду развития воплощаемой пуруши: растения — животные — человек — Бог. Его задача — стремление к обретению Божественного Совершенства. На этом Пути он проходит определённые стадии, ступени.

Одна из схем такого восхождения — описание эволюции по гунам. То есть, существуют три гуны:

первая — тамас — темнота, невежество, тупость, грубость,

вторая — раджас — страстность, интенсивный поиск своего места в жизни, борьба за свои идеалы и т.п.,

третья — саттва — чистота, гармония.

Но надо идти, говорил Кришна, ещё дальше — за пределы саттвы, к Слиянию с Творцом, а это требует новых усилий, новой борьбы с собой. Об этом важно помнить, ибо саттва может оказаться ловушкой: она пленит именно блаженством, которое обретает на этой стадии человек. Она — «расслабляет», предлагает отказаться от дальнейших усилий. Она гарантирует рай, но нужно продвигаться дальше. Ведь для того, чтобы стать Брахманом, постигнув Нирвану в Брахмане, а затем и слиться с Ишварой — требуется сделать ещё очень много.

Но и миновать гуну саттва нельзя. Нельзя без освоения качеств, присущих этой гуне, слиться с Богом.

Нельзя миновать также и гуну раджас, ибо именно в ней человек осваивает такие качества, как энергичность, собранность, устремлённость, сила.

… Вторая схема эволюционного продвижения человека, приводимая Кришной, — шкала варн. (Подчеркну, что эти и многие другие шкалы хорошо взаимодополняют друг друга; их комплексное использование в приложении к себе или к любому другому человеку даёт более полную картину).

По шкале варн, находящийся на первой ступени человек называется шудрой. Он ещё слишком молод в своём психогенезе, ещё слишком мало умеет. Его задача сейчас — учиться у более взрослых в эволюционном отношении людей, помогая им в их работе.

Вторая ступень — вайшьи. Это — в том числе, торговцы, ремесленники, земледельцы. Пребывание в данной варне подразумевает наличие уже достаточно развитого интеллекта, чтобы начать творческую предпринимательскую деятельность. Ведь, чтобы вести самостоятельное дело, требуется уже развитый интеллект. Именно через указанную деятельность представители данной варны совершенствуют себя.

Следующая варна — кшатрии. Это — люди, которые поднялись ещё выше в своём интеллектуальном развитии, в своей энергичности. Это — уже руководители, обладающие соответствующим «размахом» ума, соответствующей личной силой, то есть, силой сознания. Кстати, готовить себя к этой ступени духовного развития, развивая в себе личную силу и энергичность, можно уже с ранней молодости. Этому будут способствовать физический труд, подвижные виды спорта, энергичные танцы под ритмичную музыку. Если всё это делать, избегая грубых эмоциональных состояний, помня о Боге и необходимости соблюдения известных этических норм пред Лицом Бога, — то создаётся важный задел для плодотворного духовного совершенствования в зрелые годы. Тогда — нужно будет отказаться и от соревновательности, и от страстности. Напротив, тогда должны будут придти покой, гармония, нежность и ласковость, мудрость. Но пусть это будет зиждиться на фундаменте большой личной силы — энергетической мощи сознания и интеллекта.

Высшая варна — брахманы, то есть, духовные лидеры.

В Индии и ряде других стран исторически сложилось так, что варновая принадлежность стала передаваться по наследству. Поэтому, разумеется, далеко не все люди, относящие себя к высшей варне, действительно имеют высокие духовные достижения.

… Приведу слова Кришны о том, как для самого себя выбрать адекватные методы работы над собой — то есть, те, которые соответствуют реально существующей стадии психогенеза и онтогенеза:

12:8. Устреми свои мысли на Меня, погрузи себя как сознание в Меня — воистину, будешь ты жить тогда во Мне!

12:9. Но если ты не в состоянии сосредоточить свою мысль твёрдо на Мне, — пытайся достигнуть Меня упражнениями йоги.

12:10. Если ты не способен и на постоянные упражнения — сосредоточься на служении Мне, исполняя лишь те действия, которые потребны Мне, — и ты достигнешь Совершенство!

12:11. Если же ты не способен и на это, то направься к Слиянию со Мной, отрекаясь от личной выгоды в своей деятельности; обуздывай себя таким образом.

Служащая Эволюции деятельность, лишённая эгоистического компонента, (иначе говоря, духовное служение) — это и есть карма-йога.

… Ещё очень важно указать на то, какое значение придавал Кришна интеллектуальному совершенствованию людей на духовном Пути.

Это представляет особую актуальность в связи с тем, что существует ряд религиозных сект, отрицающих важность интеллектуального развития — вплоть до пропаганды отказа от обычного образования для детей.

Кришна же возвеличивал Мудрость:

4:33. Лучше всяких внешних жертв — жертва мудростью. Все действия. достигают совершенства у мудрого.

4:34. Обрети её через преданность, пытливостью и служением.

4:37. Подобно огню, превращающему в пепел топливо, огонь мудрости сжигает все ложные деяния дотла.

4:38. В мире нет лучшего очистителя, чем мудрость. Через неё — искусный в йоге в своё время находит Просветление в Атмане.

4:39. Исполненный веры обретает мудрость. Обретает её также и владеющий управлением индриями. Достигнув же мудрости, они быстро приходят в высшие миры.

7:16. Есть четыре вида праведных, уповающих на Меня. стремящиеся вырваться из страданий, жаждущие знаний, ищущие личных достижений и мудрые.

(Из последних слов Кришны следует, что, во-первых, практически любой активный и не демонический человек, то есть, не культивирующий в себе грубые пороки, — рассматривается Им как праведник. Во-вторых, — что представители первых трёх названных групп ещё не являются мудрыми: мудрые — это самостоятельная, более высокая группа. Ни стремящиеся к избавлению от страданий, ни пока ещё только жаждущие знаний, ни ищущие личных достижений на стадии раджаса — они ещё не мудрые).

7:17. Всех превосходит уравновешенный и безраздельно преданный Мне мудрец. Воистину, Я дорог, прежде всего, для мудрого, и он дорог Мне.

Читайте также:  Хатха йога прадипика автор

8:28. Изучение Вед, совершение актов жертвенности, аскетических подвигов и добрых дел — даёт плоды этих заслуг. Но над всем этим поднимается йог, владеющий истинным знанием, — он достигает Высочайшей Обители.

Кого же можно назвать мудрым? — Того, кто имеет широкий набор знаний обо всём самом главном: о Боге, о человеке, о Пути человека к Богу? Это — основа, фундамент Мудрости. Но ещё не Мудрость. Это — просто наполненность знаниями, эрудированность. Мудрость — это плюс к тому ещё и способность оперировать имеющимися знаниями, способность творить интеллектуально.

Как это всё развить в себе? Самый первый и простой способ — учёба в обычных учебных заведениях: школах, училищах, институтах. Это тренирует, развивает мыслительную активность. Плюс — овладение как можно большим числом навыков, специальностей, общение с людьми, с Богом и многое другое. Очень важно полноценное овладение функций грихастхи (домохозяина). Именно в служении другим людям, в заботе о них — сначала в рамках обычной семьи, затем «семьи» своих духовных учеников — формируется в человеке Мудрость.

А глупых Творец не впускает в Себя: они Ему в Нём не нужны.

Рассмотрим теперь этический аспект Учения Кришны:

Этика включает в себя три компонента:

а) отношение человека к другим людям, всем другим существам и ко всей окружающей среде;

б) отношение к Богу;

в) отношение к своему Пути к Совершенству.

Приведём высказывания Кришны по каждому из этих трёх разделов этического учения.

Послушаем, что говорил Кришна по первому из указанных пунктов:

Кришна предлагает рассматривать всё, существующее во вселенной, как Проявление Бога в аспекте Абсолюта. Любовь к Богу — в данном Его аспекте — подразумевает нашу любовь к Творению как к неотъемлемой Части Бога:

7:8. Я — и вкус воды, Я — и блеск Луны и свет Солнца. и Пранава, и Вселенское Знание, и Космический Глас, и человечность в людях!

7:9. Я — чистый запах земли и тепло огня! Я — жизнь всего сущего и подвиг подвижников!

7:11. Я — сила сильного, которого оставили привязанности и сексуальная страсть! Я же — сексуальная сила, не противоречащая дхарме, во всех существах.

7:12. Знай, что и саттва, и раджас, и тамас — от Меня происходят. Но пойми, что не Я — в них, а они — во Мне.

6:9. Тот имеет развитое сознание и продвинулся духовно, кто благожелателен к друзьям и врагам, равнодушным, посторонним, завистникам, родным, благочестивым и порочным.

Теперь — об отношении к Творцу:

9:27. Что бы ты ни делал, что бы ты ни ел, что бы ни приносил в жертву или в дар, какой бы подвиг ни совершал. — всё это делай как приношение Мне!

Об отношении к своему Пути к Совершенству:

Бог предлагает нам рассматривать свои жизни как возможность приблизиться к Совершенству через непрестанные усилия по преображению себя, а также активную созидательную любовь-служение Богу, проявляющуюся в служении людям. Приведу соответствующие высказывания Кришны:

Первое — это борьба со своими грубыми отрицательными эмоциями и земными влечениями:

12:14. всегда удовлетворённый. — тот любящий Меня ученик дорог Мне.

12:15. Тот, кто не причиняет страданий людям. кто свободен от тревог, восторгов, гнева и страха, — тот дорог Мне.

12:17. Тот, кто. не ненавидит, кто не живёт в печали. — тот дорог Мне.

5:23. Тот, кто может ещё здесь, на Земле, до своего освобождения от тела, противостоять силе земных влечений и гневу, — тот достиг гармонии, тот — счастливый человек.

16:21. Трояки врата этого ада, где гибнет человек: сексуальная страсть, гнев и жадность. Поэтому человек должен отказаться от этих трёх.

16:22. Освободившийся от этих трёх врат мрака — творит своё собственное благо. и достигает Высочайшей Цели.

18:27. Возбуждённый, вожделеющий плоды своей деятельности, жадный, завистливый, себялюбивый, нечестный, подверженный ликованию и горю — такой деятель именуется раджастичным.

Кстати, сексуальность, как и все другие свойства человека, можно дифференцировать по гунам. То есть, представителям каждой гуны свойственна характерная для этой гуны сексуальность. Знание об этом есть повод для самоанализа и самосовершенствования, а также основание для лучшего понимания других людей. Достойна поощрения лишь саттвичная сексуальность.

О саттвичности в тексте Бхагавадгиты сказано много: это — гармоничность, владение покоем ума, утончённость сознания, способность управлять своими эмоциями с отказом от грубых эмоциональных проявлений, доминирование состояния тонкой и радостной любви, исключение эгоцентризма, насильственности. В методологическом отношении важно подчеркнуть, что саттвичность обретается только при здоровом и очищенном от грубых энергетических включений теле. Она достигается, в том числе, при условии полного отказа от мясной и рыбной пищи. Саттвичность может быть прочной только у того, кто предварительно полностью прошёл стадию кшатризма, развил энергичность, личную силу, сильный интеллект и приобрёл глубокие знания о самом главном в жизни.

О борьбе с ложными привязанностями:

2:62. Но, если он возвращается в уме к земным объектам, — то поневоле возрождается привязанность к ним. От привязанности рождается желание всецело обладать ими, а от невозможности удовлетворить такие желания — возникает гнев.

18:49. Тот, кто сознанием свободен и вездесущ, кто постиг Атман, кто умер для земных желаний, — тот достигает, путём отречения, Высшее Совершенство и свободу от всяких пут своей судьбы!

О борьбе с эгоизмом и эгоцентризмом, а также с амбициозностью, которые являются проявлениями низшего «я»:

12:18. Равный к другу и недругу, одинаковый в славе и бесчестии, в тепле и холоде, среди радости и скорби, свободный от «земных» привязанностей,

12:19. одинаково встречающий похвалы и упрёки, немногословный, вполне довольный всем, что случается, не привязанный к дому, твёрдый в решениях, полный любви — такой человек дорог Мне!

Проблема борьбы с ложными привязанностями, а также с эгоизмом и эгоцентризмом радикально решается через:

— формирование верной духовной направленности (то есть, всецельной устремлённости именно к Творцу),

— овладение своими индриями и

— прямое устранение своего низшего «я» в состоянии Ниродхи через медитацию «тотальная реципрокальность». Если эта медитация осуществляется в Святом Духе — возникает состояние Нирваны в Брахмане, если в эоне Творца — происходит Слияние с Творцом.

А работа с индриями является компонентом психоэнергетического направления работы и возможна только для тех, кто освоили — в рамках раджа-йоги — приёмы перевода сознания из чакры в чакру, развили все три дань-тяна, а затем — на ступени буддхи-йоги — довели до совершенства оба «пузыря восприятия»*.

О взращивании в себе положительных качеств:

2:14. Соприкосновение с материей. бросает в холод и жар, доставляет наслаждения и страдания; эти ощущения — преходящи, они налетают и исчезают. Выноси их мужественно.

2:15. Тот, кого они не мучают, кто (также) уравновешен и стоек в радости и горе, — тот способен достичь Бессмертие.

4:33. Лучше всяких внешних жертв — жертва мудростью. Все действия. достигают совершенства у мудрого.

4:34. Обрети же мудрость через преданность, пытливость и служением! Мудрецы и ясновидцы, проникшие в суть вещей, посвятят тебя в это.

4:38. В мире нет лучшего очистителя, чем мудрость. Через неё — искусный в йоге в своё время находит Просветление в Атмане.

4:39. Исполненный веры обретает мудрость. Обретает её также и владеющий управлением индриями. Достигнув же мудрости, они быстро приходят в высшие миры.

11:54. Одной лишь любви доступно такое созерцание!… Лишь любви дано созерцать Меня в Моей сокровенной Сути и слиться со Мной!

5:25. Нирвану в Брахмане получают риши, которые посвятили себя благу всех.

И, наконец, обсудим то, что Кришна говорил о психоэнергетическом аспекте совершенствования:

Психоэнергетическое направление йоги в изложении Кришны включает следующие ступени:

2. Подготовительные упражнения с энергетикой тела.

3. Постижение Атмана через:

а) отлаживание своей эмоциональной сферы,

б) отказ от ложных привязанностей,

в) формирование верной устремлённости и следование ей,

г) контроль над деятельностью индрий,

д) медитативную практику с целью утончения сознания, овладения перемещением сознания, набор личной силы и познание Атмана.

4. Постижение Брахмана.

5. Дальнейшее «укрепление сознания».

6. Постижение Ишвары и Слияние с Ним.

7. Слияние с Абсолютом.

Начнём с подготовки тела:

Специальных техник для этого Кришна не оставил, но дал общие указания:

17:5. Знай, что совершающие… жестокие аскетические подвиги ради самолюбования и с гордостью.

17:6. неразумные, терзающие элементы, из которых состоят их тела. — знай, что их решения демонические.

6:16. Воистину, йога не для тех, кто слишком много едят или вовсе не едят, не для тех, кто слишком много спят или бодрствуют.

6:17. Йога уничтожает всякое страдание у того, кто установил умеренность в еде, отдыхе, работе, а также в чередовании сна и бодрствования.

17:8. Пища, от которой возрастают долголетие, сила, здоровье, жизнерадостность и ясность настроения, сочная, маслянистая, питательная и вкусная — та пища дорога саттвичным.

Подготовительные упражнения с энергетикой тела:

Сразу приступить к работе с Атманом невозможно. Этому должны предшествовать предварительные тренировки.

Кришна об этом подготовительном этапе сказал кратко:

Об этом в Бхагавадгите говорится так:

6:34. Ибо ум, воистину, беспокоен. Он — бурный, упорный, трудносдерживаемый. Мне думается, что его так же трудно обуздать, как трудно сдержать ветер.

6:36. Йога трудно достигается человеком, который не постиг свой Атман. Но, кто постиг Атман, тот идёт к Йоге (в данном случае — с заглавной буквы, то есть, к конечной Цели — Слиянию с Ишварой) верным путём — так полагаю Я.

В эзотерической практике проблема контроля над умом легко разрешается методами раджа-йоги и затем буддхи-йоги. Для этого сознание следует вначале научиться перемещать в чакру анахату. При этом мыслительные доминанты разрушаются, возбуждённый ум затихает и его индрии отрываются от «земного».

Читайте также:  Тибетская йога и тайные учения fb2

В дальнейшем, на ступени буддхи-йоги, проблема контроля над умом решается ещё более радикально — когда адепт обучается раздельному перемещению высокоразвитых структур верхнего и нижнего «пузырей восприятия» в «тонких мирах» далеко за пределами тела.

При этом, не следует полагать, что такой адепт хоть в какой-либо мере теряет свою интеллектуальную способность. Вне медитаций он продолжает мыслить о «земных» аспектах бытия не менее, а более адекватно. Во время же медитаций его интеллект тоже не «выключается», а лишь переключается полностью с «земного» — на «неземное», Божественное.

Ещё более высокие стадии решения данной проблемы наступают при полном слиянии сознания с Брахманом, а затем и Ишварой с помощью специальных медитативных техник. Тогда интеллект адепта объединяется с Интеллектом Бога.

Известны и существующие в некоторых дурных сектах неадекватные попытки управления умом. Так, длительные «затворы» сами по себе, то есть, без специальных эзотерических методик, толку не дают, адепты лишь напрасно тратят время. Столь же бесполезно и применение с этой целью психоделиков, которые, к тому же, дают и известные неблагоприятные эффекты для физического и психического здоровья. Единственный верный путь овладения контролем над умом — это активная работа — с помощью методов раджа- и буддхи-йоги в полностью адекватном и ясном состоянии сознания.

Далее — об описании Кришной Атмана, и как познать Атман:

6:7. Постигший Атман обретает полный мир, ибо он находит прибежище в Божественном Сознании, когда (его тело) оказывается в холоде, в жаре, в ситуациях счастья и скорби, в чести и бесчестии.

6:10. Пусть йог постоянно концентрируется в Атмане.

6:18. Когда его очищенное мышление, свободное от всех вожделений, сосредоточено лишь в Атмане, — тогда о нём говорят: «Он — в гармонии».

5:17. Тот, кто познал себя как сознание, кто отождествился с Атманом, кто уповает только на Всевышнего, кто находит прибежище только в Нём, — тот идёт к Освобождению, очищенный спасительной мудростью.

15:11. Верно устремлённые йоги познают не только душу, но и Атман в себе. Но неразумные не находят Атман.

2:58. Когда, подобно черепахе, втягивающей в себя свои ноги и голову, (йог). отрывает свои индрии от земных объектов, — тогда он достиг истинного понимания.

13:22. Наблюдающий, Поддерживающий, Всёпринимающий, Всевышний Владыка, а также Божественный Атман — так именуется в этом теле Высочайший Дух.

13:29. Тот, кто видит, что все действия совершаются лишь в пракрити, Атман же остаётся в покое, — тот, воистину, видит!

13:31. Вечный и не связанный пракрити Божественный Атман, хотя и пребывает в телах, но не действует и не подвергается воздействию.

13:32. Как вездесущая Пустота не смешивается ни с чем по причине своей тонкости, так и Атман, пребывающий в телах, не смешивается ни с чем.

6:32. Видящий проявления Атмана во всём и через это познавший тождество всего — и приятного, и неприятного — считается совершенным йогом.

9:34. На Меня устремляй свой ум, люби Меня, жертвуй Мне, чти Меня! Ко Мне окончательно ты придёшь, будучи поглощён Атманом, если поставишь Меня своей Высшей Целью!

Теперь — описание Брахмана и постижение Нирваны в Брахмане:

13:12. Открою тебе то, что должно быть познано, что, будучи познанным, приводит к Бессмертию: то — Безначальный Высочайший Брахман, находящийся за пределами бытия и небытия (существ).

13:13. Всюду имея руки и ноги, глаза, головы и уста, всеведущий — Он пребывает в мире, обнимая всё.

13:14. Обладающий всеми ощущениями, не имея органов чувств, не связанный ни с чем и поддерживающий всё, свободный от трёх гун и пользующийся гунами,

13:15. вне и внутри всех существ, пребывающий в покое и всё же действующий, неуловимый по своей тонкости, всегда близкий и всё же в невыразимой дали — таков непреходящий Он!

13:16. Не разделённый среди существ и всё же пребывающий порознь в каждом, Он познаётся как Помощник всех. Он обнимает Собою всех и направляет в развитии.

13:17. О Нём, о Свете всего светлого, говорится, что Он пребывает вне пределов тьмы. Он — Мудрость, Цель всякой мудрости, мудростью постигаемая, пребывающая в сердцах всех!

14:26. И тот, кто служит Мне с непоколебимой любовью, — тот, поднявшись над тремя гунами, достоин стать Брахманом.

18:50. Как достигающий Совершенства приходит к Брахману, к высочайшему состоянию Мудрости, — о том узнай от Меня в кратких словах.

5:24. Тот, кто счастлив внутри, кто радуется не от внешнего, кто озаряется (любовью) изнутри, — тот йог способен постичь сущность Брахмана и Нирвану в Брахмане.

5:25. Нирвану в Брахмане получают те риши, которые очистились от пороков, освободились от двойственности, познали Атман и посвятили себя благу всех.

5:26. Освободившиеся от земных влечений и гнева, занятые духовным подвижничеством, обуздавшие свой ум, познавшие Атман — те обретают Нирвану в Брахмане.

6:27. Высшее счастье ожидает йога. когда он стал безгрешен и подобен Брахману.

6:28. Кто привёл себя в гармонию и сбросил пороки, тот йог легко испытывает беспредельное Блаженство от соприкосновения с Брахманом!

18:51. С полностью очищенным сознанием, победивший себя стойкостью, отрешившийся от внешнего, сбросивший с себя страсть и вражду,

18:52. укромно живущий и воздержанный, покоривший свою речь, свои тело и ум, постоянно пребывающий в медитации и бесстрастии,

18:53. откинувший эгоизм, насильственность, надменность, сексуальную страсть, гнев, жадность, исполненный веры и бескорыстия, — такой человек достоин стать Брахманом.

5:20. С успокоенным ясным сознанием постигший Брахмана и утвердившийся в Брахмане — не ликует, получая приятное, и не скорбит, получая неприятное.

5:21. Тот, кто не привязан к удовлетворению своих чувств внешним и находит отраду в Атмане, — тот, достигнув Единения с Брахманом, вкушает непреходящее Блаженство.

18:54. Достигнув вечности в Слиянии с Брахманом, он исполняется высочайшей Любви ко Мне!

Об «укрепление сознания»:

По мере того, как человек следует ступенями буддхи-йоги, у него происходит увеличение количества энергии сознания — «укрепление сознания» (или «кристаллизация» сознания):

2:65. По достижении этой чистоты наступает конец всем страданиям. У обретшего её очень скоро укрепляется сознание.

Но это достижение можно и потерять:

2:67. У человека, уступающего напору страстей, уносится разум, подобно тому, как ладью уносит бурей.

2:63. От гнева происходит полное искажение восприятия. От искажения восприятия — потеря памяти (о своих прошлых достижениях). От потери памяти — потеря энергии сознания. Теряя энергию сознания, человек деградирует.

10:8. Я — Источник всего, всё развивается от Меня! Поняв это, мудрые почитают Меня в глубоком восторге!

10:9. Устремив свои мысли ко Мне, предав свои жизни Мне, просвещая друг друга, постоянно беседуя обо Мне, — они довольны и радостны.

10:10. Им — всегда преисполненным любовью — Я дарую буддхи-йогу, посредством которой они достигают Меня.

10:40. Нет границ Моей Божественной Силе.

7:7. Нет ничего превыше Меня.

9:4. Мною — в Моём непроявленном виде — проникнут весь этот мир. Все существа имеют корни во Мне.

8:9. Кто знает всё о Вечном Всеведущем Владыке Мира, о Том, Кто тоньше тончайшего, Основе всего, невообразимом по облику, сияющем подобно Солнцу за мраком,

11:55. Тот, кто делает всё (только) для Меня, для кого Я — Высшая Цель, кто любит Меня, кто свободен от привязанностей, недоступен вражде, — тот приходит ко Мне.

12:8. Устреми свои мысли на Меня, погрузи себя как сознание в Меня — воистину, будешь ты жить тогда во Мне!

18:46. Выражая выполнением своего долга поклонение Тому, от Кого происходят все существа и Кем всё пронизано, человек достигает Совершенства.

18:55. Любовью он познаёт Меня в Сути Моей: кто Я есть и каков поистине. Познав Меня таким образом в самой Моей Сути, он погружается в Моё Бытие.

18:65. Всегда думай обо Мне, люби Меня, жертвуй собою ради Меня, только на Меня уповай — и ты придёшь ко Мне.

6:15. Йог, слившийся с Атманом и контролирующий свой ум, приходит к Высшей Нирване, где он пребывает во Мне.

О познании Абсолюта:

Одним из аспектов Бога, как мы уже обсуждали выше, является Абсолют — Творец единосущный со Своим Творением. В практическом отношении медитативное познание и Слияние с Творцом и Абсолютом происходит почти параллельно.

О познании Абсолюта Кришна говорит следующее:

7:19. В конце многих рождений исполненный мудрости приходит ко Мне. «Васудева есть Всё!», говорит достигший редких качеств Махатмы.

18:20. То знание, которое видит Единое Неуничтожимое Существо во всех существах, не разделённое в отдельном, — знай, что такое знание саттвично!

6:30. Кто всюду видит Меня и во Мне видит всё, — того Я никогда не покину, и он никогда не покинет Меня!

6:31. Кто, утвердившись в таком единении, почитает Меня, пребывающего во всём, тот йог живёт во Мне, каким бы ни был род его занятий.

Слияние с Брахманом, Творцом и Абсолютом достигается через медитативные приёмы перевода себя как сознания в состояние «не-я» за счёт механизма «тотальной реципрокальности» и другие приёмы буддхи-йоги. При этом совершается не только ментальная, но и медитативная замена эгоцентризма — Богоцентризмом.

Вектор внимания в Абсолюте, кстати, направляется от Творца — к Творению.

7:4. Земля, вода, огонь, воздух, акаша*, ум и сознание, а также индивидуальное «я» — всё это есть то, что существует в мире Моей пракрити, — всего восемь.

7:6. Она есть лоно всего сущего. Я есть Источник (проявленной) вселенной, и во Мне исчезает она.

Конечной целью каждого из нас является Слияние с Ним. Посвятим же свои жизни этому!

Источник

Adblock
detector