Меню

Современные йоги кто они

Индийские Гуру йоги – кто они, на самом деле?

Для начала, чтобы не быть голословным о том, что не все, кто чистится важным индийским йога-Гуру, безупречен— свежий, 2015года, список «проштрафившихся» индусов. Без комментариев и разбора свидетельств, простоте, кто был замешан взадокументированных сексуальных и\или финансовых скандалах (любопытным до подробностей— Google впомощь):

Ктоже остался незапятнанным из условной десятки ведущих индийских Гуру — можно спросить? Ведь Б.К.С. Айенгара (впрочем, тоже не избежавшего критики — за жестокое обращение с учениками) уже снами нет, Индры Деви — тоже. Драхма Митра— вообще, пардон, неиндус. А общественный деятель и гуманист «Шри-Шри» Рави Шанкар (кстати, ученик Махариши Махеш-йоги изсписка выше) со своей техникой «Сударшан-крия»— все-таки, не тянет на учителя йоги как таковой.

Кого мы знаем из«столпов» индийской йоги сегодня?

Шарат Рангасвами— внук Паттабхи Джойса— действующий преподаватель Аштанга-Виньяса йоги. Он руководит «К.Паттабхи Джойс Аштанга-йога Институтом», где занятия ведут сертифицированные индийские учителя— и он сам! (Учтите: на курсы сШаратом необходима предварительная запись за2-4 месяца!)

Дэвид Свенсон— сам, конечно, не индус, но учился у Паттабхи Джойсаи, говорят, преподает строго в его стиле. Стоит, однако, учесть, что Аштанга-йога— правильное название «Аштанга-Виньяса-йога» — это современный синкретический авторский стиль, созданный в1948 году К.Паттабхи Джойсом. Не стоит путать его с древней и имеющей богатую философию и традицию «Аштанга-йогой» Патанджали.

Т.К.В. Десикачар— после принесения публичных извинений и сожалений, перестал называть свой стиль «Вини-йога» и вообще обещал начать новую страницу всвоей жизни. Поверим? Можно попробовать позанимать сэтим именитым индийским учителем йоги. У него ашрам «Кришнамачарья Йога Мандриам» в Индии— приезжай и учись! Сам Мастер уже немолод (1938 г.р.), но еще полон сил— и, главное, знаний.

Дочь Б.К.С. Айенгара— Гита Айенгар (автор популярной книги «Йога для женщин») — и сын— Прашант Айенгар (содиректор индийского «Института Йоги Айенгара» в Пуне, на Юге Индии— здесь проходят курсы для опытных, от 8лет практики, адептов стиля)— действующие, знающие и популярные учителя йоги Айенгара. А в столице действует «Московский Центр Йоги Айенгара», открытый для всех.

А.Г. Мохан, Индра Мохан — всемирно известные индийские преподаватели классической йоги. Называют свой стиль «Свастха Йога». Преподают также Аюрведу.

Шивананда-йога — классический индийский стиль; преподается вйога-центрах в Индии и за рубежом. Родственен Сатьянанда-йоге (которая вышла изнее). Физически нетребовательный, мягкий стиль йоги. Но Свами Шивананда Сарасвати, конечно, давно ушел в лучший из миров.

Сатьянанда-йога (она же Бихарская школа йоги) — классический индийский стиль йоги. Включает в том числе пение мантр и медитации, почитание индийских божеств и другие тантрические ритуалы (не всем подходит). Именно этот стиль подарил миру технику «Йога-нидра». Сатьянанда-йога преподается в йога-центрах вИндии и по всему миру. В настоящее время, центрами и учебным процессом руководят преемники Свамиджи (сам Свами Сатьянанда Сарасвати ушел из жизни в 2009-м году).

Наконец, Бикрам-йога: была и остается одним из популярнейших современных йога-направлений «с индийским лицом». И даже если лицо и личность самого Бикрама Чоудхури у вас не вызывают положительных эмоций— неважно: польза занятий, особенно для похудения, очевидна— хотя получат ее не все. В минусе: надо учесть, что Бикрам-йога (и родственная ей, но неидентичная, «горячая йога»)— занятия не для всех! По мнению многих врачей и, кстати, индийских носителей традиции Гуру самого Бикрама (Вишну Гоша))— Бикрам-йога врядли подходит начинающим, людям после 40лет и лицам с проблемным здоровьем— в частности, со слабым сердцем. Это западный стиль йоги для самых что ни наесть здоровых и физически развитых людей. В плюсе: по всему миру существует более 600 студий Бикрам-йоги (и тысячи студий подражателей), в том числе есть легальный, франшизный центр в Москве. Ежегодно преподавательские курсы выпускают около 1800 (!) новых сертифицированных инструкторов Бикрам-йоги. Так что дефицита «чего-нибудь погорячее» по индийскому рецепту— в ближайшее время не предвидится!

Читайте также:  Длинные коврики для йоги

Наконец— слово предупреждения. В силу ряда причин, многие (не все!) индийские учителя йоги физически и морально давят на своих учеников, чтобы те приняли ту или иную сложную позу йоги, «через не могу». Такое поведение неэтично, законодательно запрещено, а главное, опасно для вашего здоровья и даже жизни, не говоря уже об эмоциональной составляющей. Особенно опасна эта морально отжившая, но еще существующая «старая индийская культура» агрессивного доминирования над учениками— для женщин, девушек. Чтобы убедиться, что такое имеет место— посмотрите видеоролик, как правил своих учениц и учеников сам покойный Паттабхи Джойс. И еще раз, подчеркну— такое поведение распространено, ноНЕ общепринято в Индии. Так что можно ехать.

И еще одно. Предвижу гневные комментарии от почитателей того или иного индийского Гуруджи: «Насчет нашего Мастера, все враки! Не смейте чернить его святое имя!!» Наши предпочтения зачастую не дают взглянуть натот или иной вопрос объективно. Данный материал имеет целью не очернить какого-то отдельного преподавателя йоги, или Индию в целом, а сделать попытку дать трезвый взгляд на вопрос «укого пойти учиться», в первом приближении.

Дополнительно:

Подробнее об многократном насилии над девочками вашраме Сатьянанды в Австралии (стоит ознакомиться тем, кто безоговорочно верит в «добрых индийских Гуру». Материалы на англ.яз).

Подробнее озлоупотреблениях «правками» в современных стилях йоги и вцелом об опасностях хатха-йоги— в известной статье американского врача и йога состажем, Уильяма Дж. Броуди. А также более полное исследование проблемы травм в йоге.

Гид по ашрамам йоги (очень подробно, актуально, на русском языке, и с контактными данными!)

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь — https://telegram.me/ru_yoga

Источник

Сергей Агапкин: городские йоги – какие они?

На вопрос отвечает Сергей Агапкин, врач, йогатерапевт, ректор ИТСО (Института Традиционных Систем Оздоровления).

Редакция Yoga Journal задалась вопросом: «Кто же он, современный йог?». Мы решили узнать ответ на этот вопрос у Сергея Агапкина, которого вы знаете как врача, йогатерапевта, ректора ИТСО (Института Традиционных Систем Оздоровления).

Для начала давайте определимся с тем, что есть йоги, которые преподают, а есть те, кто практикуют. Вам, конечно же, больше хочется узнать про тех, кто практикует – кто же и какие же они, современные йоги в мегаполисе?

Для меня понятие «современный йог» – достаточно невнятный собирательный образ. Я занимаюсь йогой с конца 80-х и застал 5-6 поколений практикующих людей – начиная с шестидесятников-семидесятников, которые занимались на шерстяных одеялах в растянутых трениках и заканчивая современными девушками в лосинах.

Люди менялись очень сильно, и мне кажется, что они сейчас все очень разные – в первую очередь в зависимости от того, какую йогу они практикуют. Поэтому мы поговорим не об образе йога в современном мегаполисе, а скорее о типажах йогов в мегаполисе.

Читайте также:  Йога в гамаках семинары

Начнем с типажа йога-физкультурника. Это человек, который занимается йогой как одной из разновидностей фитнеса, чтобы держать себя в форме. Отличие этого йога – в разнообразии техник и практик, а также в том, на что они направлены. Это люди, которые, скорее всего, не читают традиционные тексты, поэтому вряд ли вы сможете с ними обсудить содержание «Хатха-йога Прадипики», но при этом они точно прочитали «Физиологические аспекты йоги» Дэвида Коултера и что-то из весьма современного. Скорее всего для них Айенгар уже представляет собой некую древность.

Второй типаж – это прямая его противоположность, он встречается очень редко. Это люди, которые практикуют йогу как садхану, духовную дисциплину – т.е. для них асаны, задержки дыхания и прочее все имеют метафизический, энергетический контекст. Они читали и продолжают читать классические тексты, при этом к современной науке относятся скептически.

Третий типаж, который встречается чаще всего – это нечто среднее между первым и вторым типажом. Это люди, которые практикуют Хатха-йогу, делают какие-то асаны и пранаямы, но у них дивным образом намешаны какие-то энергии, современная психология, все это помножено на бытовую кухонную аюрведу и какие-то очень современные взгляды на чакры (которые разных цветов, и т.д.). На мой взгляд, это наиболее распространённая категория практикующих.

Получается, что если брать усредненный тип современного практика Хатха-йоги, то, как мне кажется, это преимущественно девушки, от 30 до 55 лет, которые читают, думают, загоняются и пытаются с помощью йоги избавиться от своих «тараканов».

Сегодня масс-маркету йога стала выгодна, потому что аудитория йоги – это люди, готовые тратить деньги. Раньше масс-маркет считал, что йоги — это неплатежеспособные люди, которые готовы тратиться только на Индию и благовония, но все меняется.

Поэтому не совсем правильно говорить, что йога сегодня стала популярной – она всегда была популярной, просто она переходит из одной возрастной группы в другую, из одной субкультуры в другую.

Я считаю, что йога всегда останется йогой. Будет она модной или нет – она от этого не перестанет растягивать мышцы и стимулировать эндорфины. А люди какими были, такими и остались. Поэтому йоги – что в современном мегаполисе, что нет – не будут очень сильно отличаться друг от друга.

Источник

Здоровье и йога

В наше время всеобщее увлечение йогой достигло действительно огромных масштабов. Йогу практикуют люди всех возрастов, национальностей, профессий…

И вроде бы все хорошо: люди занимаются, развиваются в данном направлении, очень многие получают определенную пользу, кто-то — травмы и разочарования, но в действительности имеет ли современная йога глубокую связь с той интегральной системой, которой уже как минимум несколько тысяч лет и которую в некоторой степени можно обозначить термином «классическая» или «традиционная йога»?

Давайте попробуем разобраться в данном вопросе.

Современная йога

На сегодняшний день подавляющее большинство людей имеют представление о йоге, достаточно сильно отличающееся от истинной сути данного учения, которая в концептуальном виде изложена в таких первоисточниках, как, например, «Йога сутры» Патанджали, « Хатха-йога Прадипика «, «Шива самхита».

В настоящее время современная йога большинством людей видится как система создания здорового и тренированного тела в виде постоянной практики огромного количества асан и реже — как методика успокоения ума и снятия стресса за счет сознательного управления потоком дыхания.

Читайте также:  Дога йога для собак

Уместно будет сказать, что йога, как цельная система, несмотря на то, что уделяет очень большое внимание созданию абсолютно здорового и хорошо тренированного физического тела, ставит перед собой гораздо более емкую и глобальную цель — достижение состояния самадхи с последующей открывающейся перспективой расширения границ индивидуального самосознания до безграничных пределов.

Таким образом, искажение сути современной йоги и отождествление данной гармоничной науки со средством избавления от разного рода недугов и веселого времяпрепровождения в череде сменяющих друг друга гимнастических форм, является как минимум заблуждением, а иногда и приобретает черты умышленной манипуляции общественным сознанием ради достижения конкретной материальной цели в виде сохранения и приумножения постоянного дохода учреждений фитнес-индустрии.

Сознательная подмена понятия «Йога» отнюдь не безобидная вещь, как это может показаться на первый взгляд, и является по своей сути действием, сбивающим с толку как минимум не одну тысячу практикующих по всему миру, уводя их в сторону от изначальной цели учения.

Чтобы выработать иммунитет к такому распространённому в современном обществе способу подачи информации, каждому человеку, соприкасающемуся с йогой, следует глубоко осознать тот факт, что йога — это в первую очередь духовная дисциплина, в которой достижение высших целей достигается в том числе и за счет работы со своим физическим телом, дыханием и умом но никак не наоборот: что йога — это сугубо физическая система с мощной духовной составляющей.

Если смотреть на данный вопрос через призму «Йога сутр» Патанджали, то асана и пранаяма — это всего лишь 2 ступени из восьмеричного пути, ведущего к осознанию своей истинной природы, которым уделяется всего несколько сутр. «Гхеранда самхита» и «Хатха-йога Прадипика» уделяют описанию инструментов йоги большее внимание, однако также отводят им своё определённое место.

Все ступени практики йоги — это своеобразные «транспортные средства», которые помогают осуществить путешествие сознания к Источнику всего сущего.

Полезным навыком в данном контексте служит развитие в себе чувства непривязанности и отрешенности ( вайрагьи ), которая служит не только своеобразной «подушкой безопасности», уберегающей практикующего от различного рода неадекватных поступков, сопровождающихся формированием последующих специфических кармических реакций, но также и связующим звеном, помогающим плавно переходить к следующим путевым точкам на пути путешествия души в контексте данного воплощения.

В данном месте может возникнуть закономерный вопрос: «Получается, практика одной лишь хатха-йоги — вещь не самодостаточная?»

Безусловно, корректное использование инструментов хатха йоги потенциально способно принести немало пользы практикующему, особенно, если система практики качественно адаптирована под каждого конкретного человека с учетом климатических, анатомических, социальных, информационных и иных характеристик.

Однако, без осознания места хатха-йоги в контексте всей Йоги, считанные единицы самоотверженных индивидуальных душ будут иметь шанс реализовать глубинный смысл данной дисциплины.

Заканчивая данную статью, уместным будет акцентировать внимание на том, что чем глубже современная йога резонирует с истинной сутью данного искусства, тем больше шансов у практикующего не потерять в пустую время своей жизни и произвести определенный эффективный труд в эволюционном плане.

При оформлении статьи использовались фото из архива Вероники Тулаевой — преподавателя методической системы yoga23.

Источник

Adblock
detector