Меню

Созерцание концентрация спокойствие йога просветление

Созерцание

В этой статье мы рассмотрим понятие созерцания с разнообразных сторон, чтобы читатель мог широко представить себе природу этого феномена. Мы рассмотрим, как понимают термин «созерцание» в различных философских течениях и каким образом вы можете применять практику созерцания во благо своему здоровью.

Что значит созерцание. Медитация созерцания

Созерцание — способ познавательной деятельности, реализующийся как непосредственное отношение сознания к предмету. Таково научное описание термина «созерцание». В европейской философии Иммануил Кант был одним из тех, кто стоял у истоков исследования этого феномена. Нам известна идеалистическая направленность работ философа.

В этом конкретном случае было бы интересно взглянуть и сравнить, как типично европейский философ, взращенный на христианской культуре и её ценностях, приходит к более или менее схожим выводам с буддийскими мыслителями в плане понимания «созерцания» как категории противоположной эмпирическому (практическому) познанию мира, и тем не менее выводя созерцание на тот самый уровень, когда оно превосходит это самое практическое знание, потому что созерцание непосредственно, оно не возводит стен между наблюдателем и наблюдаемым, а следовательно, возможностей понять изучаемую вещь или явление в его неизмененном состоянии неизмеримо больше по сравнению с эмпирическим изучением вещей.

Созерцание, хоть и может быть переведено как contemplation, что означает размышление, но это не логическое размышление, когда подключается разум, чтобы тут же использовать инструменты, находящиеся в его распоряжении: оценку, сравнение, логику. Созерцание — это априорная предпосылка восприятию, т. е. созерцание — это не результат, к которому ведёт интеллектуальная или духовная деятельность, но в первую очередь данность, то, что лежит в основании и без чего дальнейшие размышления, рефлексия были бы невозможны.

Для Канта созерцание и представление — взаимозаменяемые понятия, т. к. для объяснения своих выводов Кант использовал слово «Anschauung», что в переводе и означает ‘вид’, ‘наглядное представление’, то же самое «comtemplation». Если проанализировать ход его мысли, то станет понятным, почему выбрано именно это слово. В немецком языке корень schau означает ‘смотреть’. Смотреть — значит созерцать.

Мы не будем глубоко погружаться в изучение морфологии русского слова «созерцание», но даже на интуитивном уровне чувствуется, что со-зерцать имеет связь с такими словами как «зрить», «зеркало». Последнее для нас, пожалуй, особо интересно, т. к. само явление созерцания есть не что иное, как вглядывание в зеркало бытия. Бытие представлено тем, что нас окружает. Следовательно, то, что мы видим, есть отражение нас самих или иначе природа — это и есть мы. Это, казалось бы, не совсем привычное умозаключение совершенно не противоречит философии Вед, где Пракрити есть понятие материи, природы, которая сливаясь с Пурушей, мировой душой, «Я», творит Вселенную.

Возвращаясь назад к философии Канта, мы не можем утверждать, что понимание созерцания великим мыслителем из Кёнигсберга было идентичным тому, которое можно почерпнуть из Вед. Однако и Кант не остаётся на месте в своих размышлениях и в первую очередь называет пространство и время априорными формами созерцания, т. е. такими, без которых было бы невозможно никакое дальнейшее созерцание, потому что всё, что бы мы ни воспринимали, прежде всего воспринимается нами через призму пространства и времени. В этом смысле кантианская теория не менее фундаментальна, нежели философия Вед.

Созерцание рассматривается как глобальный феномен и с точки зрения Ведантизма и кантианства. Позднее, созерцание будет сведено к узкому понятию из области психологии, а также его возьмут на вооружение последователи нью-эйдж, поэтому фундаментальная природа этого понятия будет редуцирована в определённой степени лишь к практикам техник релаксации. Но давайте продолжим разговор о созерцании и природе.

Природа созерцания состоит в том, что вы изучаете то, что непосредственно окружает вас, но не с помощью таких привычных средств, как анализ с использованием логики, а проходя мимо них, не преодолевая их, но идя другим путём, напрямую. Созерцание есть непосредственное изучение реальности такой, какая она есть. Проходя сквозь барьеры, расставленные разумом, вы внутренним взором видите то, что есть, а это и есть сама суть буддизма. Снять последние оставшиеся завесы и посмотреть на мир открытым взглядом, увидеть его без предубеждения. Это в свою очередь возможно только тогда, когда окружающее нас пространство, вещи и мы становимся едиными. Это, по сути, медитация на практике без использования специальных приёмов медитации, таких как сознательная концентрация на чём-либо, контроль за дыханием или целенаправленное избавление от мыслительного процесса.

Созерцание природы и созерцание бога

Погружение в сам процесс созерцания является медитацией де-факто. Ещё более действенным можно считать созерцание природы как таковой. Для человека привычно наблюдать за природными процессами. Переключая внимание на них, мы не замечаем, как из исследователя природных явлений превращаемся в художников, созерцающих свою натуру издалека, сначала восторгающихся ею, а позже и соединяясь с ней в единое целое. Так же, как художник и образ его картины есть одно, так и Человек и Природа неразделимы. Цивилизационному прогрессу порой удаётся убедить человека в противоположном, заставить поверить его, что он повелитель окружающего мира, а не его составляющая часть.

Читайте также:  Может ли помочь йога при шизофрении

Дело тут не в том, чтобы принизить человеческую натуру, представив его вместо властителя частью мозаики. Речь о другом. Цивилизация, возвышая человека якобы над Природой, таким образом, исключает его из её состава, и властвует он над ней исключительно с позиции силы. В то время, как реальное положение вещей совершенно не умаляет истинного статуса человека. Человек не повелитель, но часть творения Природы, и в нём Природа проявляет себя в виде квинтэссенции. Поднимаясь над Природой, считая её ниже себя, мы тем самым сознательно обрекаем себя на изоляцию, в то время, как по происхождению нам уготовано быть не столько отдельной частью Природы, сколько ею самой!

В человеке могущество Природы проявилось как ни в чём ином. Человек — это Вселенная. Но, к сожалению, мы сознательно снимаем с себя сей драгоценный венец, променяв его на блестящую корону управителя прогрессом. Что есть технический прогресс по сравнению с невиданными глубинами океанов и космических далей? Да всего лишь инструмент, и весьма несовершенный, для изучения этой самой Вселенной, которую так пока и не удалось разгадать и вряд ли удастся. Ведь если мы думаем, что это возможно, то мы признаёмся себе в том, что мы с нашими несовершенными методами и инструментами способны постичь совершенство Вселенной. Непознаваемость Вселенной, какими бы средствами мы ни пользовались, доказывает нам её безграничность и вместе с этим указывает на то, что и наша сущность изначально не может быть определена, а её масштабы измерены, т. к. мы и есть эта Вселенная.

Что значит созерцание бога

Созерцание есть одномоментное схватывание того, что есть, инсайт. Так определяли это явление мыслители прошлого. Простыми словами, созерцание — это и есть познание бога таким, какой он есть. Здесь есть некоторое противоречие, но это только на первый взгляд, т. к. несовершенство семантики языковых структур не позволяет нам выразиться точнее. Мы всегда должны помнить, что язык — это лишь уловный код для передачи некоторых логических концепций. Но язык мало помогает тогда, когда мы имеем дело с понятиями, выходящими за рамки того, что может быть понято логикой.

Когда мы говорим, что созерцание — это и есть познание бога, мы не имеем в виду антропоморфного бога, т. е. некоего человекоподобного образа. Напротив, здесь делается акцент на идею пантеизма (не следует понимать его как язычество), когда «Всё» — «пан» есть «бог» — «теос», а Вселенная подразумевает единство всех частей мироздания.

В какой-то мере в эту же категорию попадает и учение Веданты, ведь там тоже не существует бога в образе человека. Брахман — это также не бог-творец, а некое начало, субстанция, которая существует как данность. При этом он не занимает главенствующей позиции в иерархии, он сам во всём и причина его в себе. В этом поразительная схожесть древневедического знания с концепцией пантеизма, которая была разработана значительно позднее, уже во 2-й половине второго тысячелетия нашей эры. Выдающимися представителями этого философско-религиозного учения были Джордано Бруно, Мейстер Экхарт и Бенедикт Спиноза.

Таким образом, созерцая Природу, мы созерцаем бога, мы познаём бога через Природу, ведь Природа и есть воплощение бога. Много слов сказано о том, что созерцание обостряет ум и возвышает душу. На чём основаны эти серьёзные выводы? Разумеется, логически мы понимаем, что это так, но не помешает подкрепить наше интуитивное понимание недавними открытиями, сделанными специалистами из университета Шеффилда. «Данные, полученные в процессе измерения активности головного мозга, подтвердили тот факт, что природные пейзажи укрепляют связи мозга и синхронизируют работу различных его зон, а пейзажи искусственные, наоборот, нарушают эти связи и вносят дисбаланс в работу мозга».

Речь здесь идёт о том, что созерцание пейзажей природы влияет на мозг человека как медитация. Ведь погружение человека в медитационный процесс приводит к аналогичному эффекту — синхронизации работы обоих полушарий мозга и, как следствие, более многоплановому восприятию мира, более глубокому его пониманию. Можно сказать, что практика медитации, вне зависимости от выяснения причин того, что поспособствовало погружению в медитационное состояние, является мощным инструментом для саморазвития.

Читайте также:  Дом на горе йога муй нэ

Можно не исполнять предписаний выполнения медитации, сидя в позе Лотоса и концентрируясь на циклах вдоха и выдоха, и при этом перейти в медитационное состояние благодаря созерцанию живописных окрестностей той местности, где вы решили провести свободное время. Хотя и это, по сути, не главное. Самое важное — это ваш настрой. Если вы склонны к тому, чтобы видеть прекрасное, вы его и увидите. Если к тому же вы не склонны к чрезмерному рационализированию, будете избегать делать какие-то выводы положительного или отрицательного порядка, то вы сможете обойти ловушки сознания и действительно погрузиться в полное, настоящее созерцание, которое и откроет для вас двери в мир медитации.

Практика созерцания

Практика созерцания или медитации может быть построена на чём угодно. Это могут быть обычные предметы, какие-то внутренние образы, также это может быть даже поток ваших собственных мыслей, как один из видов медитации, когда вы должны наблюдать собственные мысли, плавно протекающие перед вами, при этом не отдавая предпочтения ни одной из них, а лишь позволяя им появиться и угаснуть.

Созерцание солнца также может быть рассмотрено в качестве объекта для медитации. Есть такое направление, последователи которого занимаются созерцанием солнца (Sungazing). Хотя для них это в большей мере терапевтическая практика, однако, не стоит исключать и того, что неосознанно в этот момент также происходит погружение в состояние медитации, и хотя бы отчасти тот терапевтический эффект, который здесь имеет место, может быть отнесён на счёт медитации.

Созерцание с практической точки зрения позволит вам справиться со стрессом. Погружение в новое состояние сознания освободит разум от бесконечных забот, что также благоприятно скажется и на состоянии здоровья. Нужно иногда давать мозгу передышку в его неустанной деятельности, а практика созерцания как раз и послужит началом прекращения внутреннего диалога.

Выделите хотя бы один день в неделе на то, чтобы выйти на природу или просто погрузиться в медитацию, созерцая пространство вокруг вас. Это совсем не трудно. Иногда мы неосознанно оказываемся в этом состоянии, не замечая его. Но такие моменты нужно отмечать, т. к. они могут заложить основу для последующих регулярных занятий медитационными практиками и работы над собой.

Источник

Йога, успокаивающая нервы

А саны для успокоения ума встречаются уже в древних текстах. Это говорит о том, что практики, направленные на успокоение и расслабление были актуальны задолго до нашего неспокойного времени. Когда ум обретает спокойствие, наступают долгожданные гармония и умиротворение.

Если же стресс стал постоянным спутником жизни, на помощь придёт йога, успокаивающая нервы.

Однако надо понимать, что одни только асаны не решат проблему. Подход к стрессу должен быть комплексным: осознанное отношение к миру, работа со своими омрачениями, терпимое и доброжелательное отношение к окружающим.

«Изменись сам — изменится мир вокруг» — так говорят практики йоги, которые уже прочувствовали на своём опыте положительную трансформацию. Сами по себе позитивные изменения в жизни не произойдут.

Нужно прикладывать усилия, постоянно работать над собой и следовать двум первым ступеням йоги — Яме и Нияме. Эти принципы станут значимой поддержкой на пути йоги и успокоения ума.

Большое значение в борьбе со стрессом имеет так называемая гигиена ума — выявление и отсеивание той информации, которая может нанести серьёзный урон психологическому балансу. Как распознать разрушающую информацию? Поможет способность воспринимать действительность без иллюзий.

Совсем избавиться от иллюзорного восприятия не получится, ведь мир устроен как большая иллюзия — Майя. Но умение ориентироваться в информационном пространстве, отсеивать ненужное и деструктивное — задача выполнимая. В этом помогут практика пратьяхары, медитации и мантры.

К сожалению, не так просто в одночасье изменить свою жизнь. Многолетние привычки, сложившееся окружение, эгоцентричная жизненная позиция могут крепко держать человека и мешать развитию. В этом случае асаны хатха-йоги остаются самым простым и доступным способом изменить себя, свою жизнь и бороться с вечным стрессом.

Причины стресса

Стресс обычно является реакцией на психическое или эмоциональное давление. Часто это ощущается как потеря контроля над ситуацией. Что может спровоцировать стрессовую ситуацию?

Работа (конфликты, отсутствие работы, выход на пенсию); семья (трудности в отношениях, развод, уход за тяжелобольным родственником); финансовые проблемы, состояние здоровья (травмы, заболевания); экзистенциальные проблемы (отсутствие смысла жизни, утрата жизненных ориентиров).

Даже такие значительные события, как покупка недвижимости, свадьба, рождение ребенка, несущие, казалось бы, позитивный заряд, могут вызвать стресс.

Что нужно знать о стрессе?

Стресс и нервная система

Всё начинается с мозга. В стрессовой ситуации выделяются гормоны стресса, которые попадают в кровь и сигнализируют о реакции «бей или беги». Это вызывает учащение пульса, повышение артериального давления, тело испытывает все интенсивные физиологические симптомы стресса.

Читайте также:  Йога в мурманске для беременных

Симпатическая нервная система помогает в ответе на сигнал «бей или беги». Парасимпатическая нервная система отвечает за механизм «отдыха и переваривания», который сигнализирует при необходимости об успокоении и замедлении.

Эти две части вегетативной нервной системы всегда работают вместе и получают сигналы от мозга.

Как противостоять хроническому стрессу?

Йога, успокаивающая нервы, остаётся на сегодняшний день самой доступной, безопасной и эффективной формой работы со стрессом. Не нужно принимать препараты, имеющие побочное воздействие.

Асаны для успокоения ума работают не только со стрессом, но и укрепляют физическое тело. Йога от стресса проста в выполнении, не имеет серьёзных противопоказаний и доступна для начинающих. А для практики нужен только коврик, удобная одежда и выполнение рекомендаций.

Асаны для успокоения и расслабления

Если ваша цель успокоить нервы, то можно выполнить несколько специальных поз йоги, которые будут работать с нервной системой. Если же вы выбираете расширенную общеукрепляющую практику, то асаны для нервной системы можно органично вплести в комплекс йоги.

В этом случае эффект будет распространяться не только на нервную систему, но и на другие системы организма.

Адхо Мукха Шванасана (Поза собаки мордой вниз) — одна из популярных асан, которую можно встретить на каждом занятии йогой. Эта асана входит в состав различных виньяс и имеет несколько вариантов выполнения, доступных новичкам и продвинутым практикам.

Эффект от Собаки мордой вниз сравним с эффектом от Сарвангасаны, но если Сарвангасану не все и не всегда могут выполнить, то Собака мордой вниз подходит для практики практически в любом состоянии.

Успокаивающий эффект этой асаны для нервной системы объясняется глубоким наклоном. В этом положении сокращается выработка гормонов стресса и включается в работу парасимпатическая система, нормализуется работа сердечно-сосудистой системы.

В результате проходят панические атаки, депрессивные состояния, нормализуется сон.

Другие эффекты от выполнения Собаки мордой вниз:

Эта асана отличается своей универсальностью. Для начинающих Адхо Мукха Шванасана может выполняться с согнутыми в коленях ногами. Продолжающие могут из этой асаны выполнять скрутки или добавлять динамические или силовые элементы. И в каждом из вариантов асана будет приносить эффект.

Халасана (Поза плуга) — помогает регулировать деятельность симпатической нервной системы за счёт мягкого давления на область шеи и контроля уровня адреналина. Халасана улучшает работу эндокринной системы, воздействуя на щитовидную, околощитовидную железы и гипофиз.

Выполнение данной асаны:

Халасана относится к группе перевёрнутых асан, поэтому при её выполнении нужно обратить внимание на противопоказания к выполнению: грыжи, смещения позвоночных дисков, радикулит, артрит шейного отдела позвоночника, серьёзные проблемы со спиной, менструация, беременность.

Если ноги не опускаются на пол, можно прислонить их к стене или поставить на блоки. У Халасаны есть разные варианты выполнения: ноги также можно развести в стороны или сместить их вправо или влево.

Ананда Баласана (Поза блаженствующего ребёнка) — отличная асана для успокоения и расслабления: помогает избавиться от усталости и стресса за счёт сокращения сердечного ритма. У асаны есть несколько упрощённых вариантов: если не удаётся захватить стопы руками, можно использовать ремни или захватить руками нижнюю часть бёдер в области коленей.

Выполнение данной асаны:

Ананда баласана проста в выполнении, однако и в этом положении важно соблюдать меры предосторожности. При травмах шеи лучше положить под голову плотно сложенное одеяло. Выполнять асану нужно с прямым позвоночником, чтобы избежать повреждений.

Поскольку Ананда Баласана считается облегчённой формой перевёрнутой асаны, её не следует выполнять при высоком кровяном давлении.

Шавасана (Поза трупа) — асана для максимального расслабления ума и тела, которую может выполнить практик любого уровня. Шавасана не требует особой подготовки или специальных навыков. Коврик и удобная одежда — все необходимые атрибуты для того, чтобы снять стресс.

Как действует Шавасана:

В Шавасане могут возникнуть болевые ощущения в области поясницы из-за сильного лордоза. В этом случае под заднюю поверхность бёдер нужно положить свёрнутый коврик, чтобы снять напряжение в пояснице.

Йога для успокоения нервов является мощным источником психического равновесия. Такая целостная практика оживляет тело, разум и душу человека.

Этот инструмент особенно важен в мире, где здоровье каждую минуту испытывает негативное воздействие из-за неблагоприятной экологии, ненатуральной пищи, вредных привычек, малоподвижного образа жизни.

Асаны для успокоения нервов, без преувеличения, способны совершить чудо и вернуть человека в состояние гармонии и равновесия. Нужно лишь осознать пользу йоги в борьбе со стрессом и расстелить коврик.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector