Меню

Спокойствие в йоге как называется

Откуда приходит спокойствие в йоге

Целью выполнения асан в медитативном ключе является не только снятие блоков и напряжений. Человек раскрывает в себе тонкое ровное состояние сознания, непрерывно развивает, распространяет его на всю внутреннюю среду, которую он осознает «собой».

В процессе исследования своей природы натхи чаще действуют не «от грубого к тонкому», а наоборот: чем больше мы расширяем свое сознание, тем больше наше тонкое состояние распространяется на внешние явления и одновременно, трансформирует то, с чем взаимодействует. Более того, имея некую тонкую основу в виде чистого восприятия, мы учимся распознавать ее в тех средах, которые исследуем вокруг себя. И такой подход оправдан с точки зрения ориентиров в йоге – ведь как человек изначально беспокойный, практикуя беспокойные активности, станет спокойным? А часто в современной йоге как раз можно видеть, что люди приходят нервные, «скачут» под музыку и ждут, что с ними случится просветление или хотя бы спокойное состояние.

Мне часто раньше доводилось слышать вопрос: «а как же быть в бурно меняющемся мире?» Зачастую словами «надо быть в ритме с социумом», люди обосновывают свои склонности к пребыванию в беспокойных состояниях и то, почему они суетные, почему совершают беспокойные активности и переносят их в тренировочный процесс. Если внимательно посмотреть на этих людей, то заметно их потакание своим слабостям. На самом деле, как показывает реальный опыт людей, освоивших навыки самоконтроля, можно научиться действовать решительно и даже стремительно, но сохранять при этом устойчивое ровное состояние.

Если следовать аутентичным целям йоги, то распознавание и развитие ровного состояния – это основной ориентир в практике асан, который в дальнейшем ведет практикующего к обнаружению своей истинной природы. Все остальное является дополняющим, вспомогательным, и должно нести именно такую функцию согласно традиционному взгляду.

Источник

Йога, успокаивающая нервы

А саны для успокоения ума встречаются уже в древних текстах. Это говорит о том, что практики, направленные на успокоение и расслабление были актуальны задолго до нашего неспокойного времени. Когда ум обретает спокойствие, наступают долгожданные гармония и умиротворение.

Если же стресс стал постоянным спутником жизни, на помощь придёт йога, успокаивающая нервы.

Однако надо понимать, что одни только асаны не решат проблему. Подход к стрессу должен быть комплексным: осознанное отношение к миру, работа со своими омрачениями, терпимое и доброжелательное отношение к окружающим.

«Изменись сам — изменится мир вокруг» — так говорят практики йоги, которые уже прочувствовали на своём опыте положительную трансформацию. Сами по себе позитивные изменения в жизни не произойдут.

Нужно прикладывать усилия, постоянно работать над собой и следовать двум первым ступеням йоги — Яме и Нияме. Эти принципы станут значимой поддержкой на пути йоги и успокоения ума.

Большое значение в борьбе со стрессом имеет так называемая гигиена ума — выявление и отсеивание той информации, которая может нанести серьёзный урон психологическому балансу. Как распознать разрушающую информацию? Поможет способность воспринимать действительность без иллюзий.

Совсем избавиться от иллюзорного восприятия не получится, ведь мир устроен как большая иллюзия — Майя. Но умение ориентироваться в информационном пространстве, отсеивать ненужное и деструктивное — задача выполнимая. В этом помогут практика пратьяхары, медитации и мантры.

Читайте также:  Зачем нужен коврик для йоги

К сожалению, не так просто в одночасье изменить свою жизнь. Многолетние привычки, сложившееся окружение, эгоцентричная жизненная позиция могут крепко держать человека и мешать развитию. В этом случае асаны хатха-йоги остаются самым простым и доступным способом изменить себя, свою жизнь и бороться с вечным стрессом.

Причины стресса

Стресс обычно является реакцией на психическое или эмоциональное давление. Часто это ощущается как потеря контроля над ситуацией. Что может спровоцировать стрессовую ситуацию?

Работа (конфликты, отсутствие работы, выход на пенсию); семья (трудности в отношениях, развод, уход за тяжелобольным родственником); финансовые проблемы, состояние здоровья (травмы, заболевания); экзистенциальные проблемы (отсутствие смысла жизни, утрата жизненных ориентиров).

Даже такие значительные события, как покупка недвижимости, свадьба, рождение ребенка, несущие, казалось бы, позитивный заряд, могут вызвать стресс.

Что нужно знать о стрессе?

Стресс и нервная система

Всё начинается с мозга. В стрессовой ситуации выделяются гормоны стресса, которые попадают в кровь и сигнализируют о реакции «бей или беги». Это вызывает учащение пульса, повышение артериального давления, тело испытывает все интенсивные физиологические симптомы стресса.

Симпатическая нервная система помогает в ответе на сигнал «бей или беги». Парасимпатическая нервная система отвечает за механизм «отдыха и переваривания», который сигнализирует при необходимости об успокоении и замедлении.

Эти две части вегетативной нервной системы всегда работают вместе и получают сигналы от мозга.

Как противостоять хроническому стрессу?

Йога, успокаивающая нервы, остаётся на сегодняшний день самой доступной, безопасной и эффективной формой работы со стрессом. Не нужно принимать препараты, имеющие побочное воздействие.

Асаны для успокоения ума работают не только со стрессом, но и укрепляют физическое тело. Йога от стресса проста в выполнении, не имеет серьёзных противопоказаний и доступна для начинающих. А для практики нужен только коврик, удобная одежда и выполнение рекомендаций.

Асаны для успокоения и расслабления

Если ваша цель успокоить нервы, то можно выполнить несколько специальных поз йоги, которые будут работать с нервной системой. Если же вы выбираете расширенную общеукрепляющую практику, то асаны для нервной системы можно органично вплести в комплекс йоги.

В этом случае эффект будет распространяться не только на нервную систему, но и на другие системы организма.

Адхо Мукха Шванасана (Поза собаки мордой вниз) — одна из популярных асан, которую можно встретить на каждом занятии йогой. Эта асана входит в состав различных виньяс и имеет несколько вариантов выполнения, доступных новичкам и продвинутым практикам.

Эффект от Собаки мордой вниз сравним с эффектом от Сарвангасаны, но если Сарвангасану не все и не всегда могут выполнить, то Собака мордой вниз подходит для практики практически в любом состоянии.

Успокаивающий эффект этой асаны для нервной системы объясняется глубоким наклоном. В этом положении сокращается выработка гормонов стресса и включается в работу парасимпатическая система, нормализуется работа сердечно-сосудистой системы.

В результате проходят панические атаки, депрессивные состояния, нормализуется сон.

Другие эффекты от выполнения Собаки мордой вниз:

Эта асана отличается своей универсальностью. Для начинающих Адхо Мукха Шванасана может выполняться с согнутыми в коленях ногами. Продолжающие могут из этой асаны выполнять скрутки или добавлять динамические или силовые элементы. И в каждом из вариантов асана будет приносить эффект.

Читайте также:  Головной убор для кундалини йоги

Халасана (Поза плуга) — помогает регулировать деятельность симпатической нервной системы за счёт мягкого давления на область шеи и контроля уровня адреналина. Халасана улучшает работу эндокринной системы, воздействуя на щитовидную, околощитовидную железы и гипофиз.

Выполнение данной асаны:

Халасана относится к группе перевёрнутых асан, поэтому при её выполнении нужно обратить внимание на противопоказания к выполнению: грыжи, смещения позвоночных дисков, радикулит, артрит шейного отдела позвоночника, серьёзные проблемы со спиной, менструация, беременность.

Если ноги не опускаются на пол, можно прислонить их к стене или поставить на блоки. У Халасаны есть разные варианты выполнения: ноги также можно развести в стороны или сместить их вправо или влево.

Ананда Баласана (Поза блаженствующего ребёнка) — отличная асана для успокоения и расслабления: помогает избавиться от усталости и стресса за счёт сокращения сердечного ритма. У асаны есть несколько упрощённых вариантов: если не удаётся захватить стопы руками, можно использовать ремни или захватить руками нижнюю часть бёдер в области коленей.

Выполнение данной асаны:

Ананда баласана проста в выполнении, однако и в этом положении важно соблюдать меры предосторожности. При травмах шеи лучше положить под голову плотно сложенное одеяло. Выполнять асану нужно с прямым позвоночником, чтобы избежать повреждений.

Поскольку Ананда Баласана считается облегчённой формой перевёрнутой асаны, её не следует выполнять при высоком кровяном давлении.

Шавасана (Поза трупа) — асана для максимального расслабления ума и тела, которую может выполнить практик любого уровня. Шавасана не требует особой подготовки или специальных навыков. Коврик и удобная одежда — все необходимые атрибуты для того, чтобы снять стресс.

Как действует Шавасана:

В Шавасане могут возникнуть болевые ощущения в области поясницы из-за сильного лордоза. В этом случае под заднюю поверхность бёдер нужно положить свёрнутый коврик, чтобы снять напряжение в пояснице.

Йога для успокоения нервов является мощным источником психического равновесия. Такая целостная практика оживляет тело, разум и душу человека.

Этот инструмент особенно важен в мире, где здоровье каждую минуту испытывает негативное воздействие из-за неблагоприятной экологии, ненатуральной пищи, вредных привычек, малоподвижного образа жизни.

Асаны для успокоения нервов, без преувеличения, способны совершить чудо и вернуть человека в состояние гармонии и равновесия. Нужно лишь осознать пользу йоги в борьбе со стрессом и расстелить коврик.

Источник

Спокойствие (Словарь Йоги)

Состояние разума, в котором не возникает внутренних конфликтов и противоречий, а внешние предметы воспринимаются одинаково уравновешенно. Во время своей деятельности, йог способен пребывать в мире с окружающим миром, независимо от того, как относится к нему внешний мир. См. также Шанти.

Эта первый последовательный словарь переведенный с английского языка, объясняющий основные понятия всех крупных школ раджа-йоги и хатха-йоги.

Автор, в прошлом профессор физики в Синдском Национальном Колледже Индии и лектор Мадрасского Университета, является одним из выдающихся исследователей древней философии и психологии Индии. Многие годы он был также преподавателем санскрита и тесно сотрудничал со многими индийскими учеными и йогами. Он был принят в Орден Ведантистов монастыря Шрингери и посвящен в сан именем великого учителя Шри Шанкарачарьи из Шрингери.

Читайте также:  Бикрам йога что это такое видео

На портале YOGATRAIN.RU этот раздел является постоянно дополняемым, словарь уже увеличен от первоначального источника более чем в два раза.

Представляя западному миру словарь йоги, я хотел бы подчеркнуть, что источниками всех моих материалов и терминологии были непосредственно древние тексты на санскрите, в частности: знаменитые «Сутры» Патанджали и книги Шанкарачарьи — в части, касающейся раджа-йоги (йога воли) и джняна-йоги (йога знания); «Бхагавад-Гита» — в том, что связано с карма-йогой (йога мудрости) и буддхи-йогой (йога любви); многие работы, такие как «Хатха-йога Прадипика», «Гхеранда Самхита», «Шива Самхита» и другие тексты «Упанишад» — как основные источники понятий хатха-йоги, лайя-йоги и мантра-йоги. Что касается бхакти-йоги, то она входит в остальные направления; впрочем, все они пересекаются друг с другом. Мои объяснения терминов в большей части являются результатом моего собственного опыта и многочисленных контактов с йогами Индии.

На примере Индии, где изначально возникло большинство направлений йоги, где она процветает и пользуется всеобщим уважением и сейчас, мы обнаруживаем ее теснейшую и запутанную связь с религией.

Йога должна рассматриваться как точная и определенная целеустремленная система жизни (физической, эмоциональной, умственной, этической и духовной) и подготовка к жизни более благополучной с точки зрения понимания, непосредственного опыта и практического использования первичных жизненных истин, которые обычно остаются незаметными и практически неосознанными для большинства людей, образованных и непросвещенных, культурных и невежественных, которых просто несет потоком жизни. Таким образом, из словаря были исключены детали, связанные с пассивной и выжидательной массовой религиозностью, и в него включены понятия, обеспечивающие данными и указаниями, поддерживающими нацеленность на самовоспитание и самореализацию.

Сталкиваясь с огромным количеством и разнообразием тематик, связанных с йогой, затронутых в этом словаре, читающий может подумать: «Как много разных вещей, которые нужно знать и выполнять!» Тем не менее, путь йоги к ее цели довольно прост и прямолинеен. Ученик йоги не обязательно должен заниматься многими направлениями одновременно; достаточно выбрать одно-два. Этот выбор является одним из этапов его практики и окажет большую пользу, если ученик позволит себе интуитивный, а не эмоциональный подход к подбору своих направлений. Данный словарь выглядит таким сложным, так как содержит данные и указания, свойственные многим различным школам; на практике три конечные цели каждой из них всегда одни и те же: раскрытие и познание Я, воспитание разума и приведение тела в состояние саттвы. Другим важным моментом является тот факт, что в процессе своих занятий практикующий какое-либо направление йоги, к своему собственному удивлению и совершенно неожиданно, может обнаружить, что он обрел некие качества высшей ценности, даже не понимая при этом, как это случилось.

Практическую йогу можно также назвать пятистадийным путем к здоровью, ибо она объясняет, каким образом человек должен обращаться 1) со своим телом; 2) со своими эмоциями; и 3) со своим разумом, и как он должен воспитывать и развивать свою 4) этическую и 5) духовную природу, с тем чтобы все эти пять компонент достигли своего максимального развития и совершенной гармонии друг с другом, чтобы они могли стать достойной чашей для нектара самого Духа, человеческого Я.

Источник

Adblock
detector