Меню

Свами раджарши муни классическая хатха йога

Спонтанная йога: как активизировать прану и пробудить кундалини

В процессе спонтанной практики управление над телом передается пране.

Хатха-йога — это волевой уровень выполнения асан и пранаям. Он заключается в высвобождении и накоплении внутренней силы (праны). На этом этапе происходит подготовка к переходу на спонтанный уровень. Общая прана хранится в природе, индивидуальная прана хранится в нашем теле, чтобы высвободить ее и активировать, необходим верный подход в работе со своим телом. Асаны – это определенные положения тела, в которых с помощью контроля над дыханием и внутренней сосредоточенности усиливается ток праны. При расслаблении прана высвобождается, при правильном дыхании она накапливается и активизируется в том месте, где находится ментальный фокус. Дыхание есть жизнь, но сам акт дыхания не будет производить долгую и здоровую жизнь, если некоторый ритм и регулирование не будут введены в сам процесс дыхания. Регуляция дыхания в асанах совершается с помощью задержек. На задержке после вдоха происходит пополнение внешними ресурсами (общей праны). На задержке после выдоха активизируются внутренние резервы праны. Асана считается асаной, если есть правильный акцент на дыхании. Асана, которая выполняется без внимания на дыхании, способствует только физическому развитию. Асана со специфическим дыханием будет нести очищающий эффект, который дает возможность подготовить тело к работе в тонком плане.

Недопониманием и главным препятствием в практике хатха-йоги является увлечение только физическим развитием. Физическая культура не освобождает от болезней и не предохраняет от травм. Только огонь йоги (т. е. движение праны) обжигает тело, делая его здоровым и молодым. Это подтверждается в «Шветашватаре Упанишаде»: «Тот, кто обрел тело, которое стало совершенным через огонь йоги, у него нет болезней, старости и смерти» ( 2.12—13). Суть хатха-йоги состоит в осозновании внутри себя праны (жизненной силы). Правильное отношение к предмету йоги, дарует возможность почувствовать эту силу. Йога изучает не физическое тело, а жизненный принцип (прану), который находится внутри этого тела и поддерживает его.

Волевая практика хатха-йоги делает прану сильной и обильной, что является основным толчком для перехода на уровень спонтанной йоги. Пратьяхара является переходным этапом от волевой практики к спонтанной. Здесь заканчивается практика хатха-йоги и достигается состояние полной интроверсии.

Спонтанные проявления могут происходить как в течение жизни, когда человеческое существо действует в унисон со своим внутренним «я» или руководствуется голосом интуиции, так и в практике йоги. С йогой это руководство начинает возрастать, благодаря чему уменьшается вероятность к опрометчивым поступкам и неправильному жизненному выбору. В процессе спонтанной практики управление над телом постепенно передается пране, она освобождает его от контроля ума. Это происходит через физические проявления, например, такие как асаны, мудры, пранаямы и так далее. Тело делается активным, а эти проявления автоматическими. Когда прана начинает освобождаться, ум становится поглощенным наблюдением ее проявлений. Он находит такой интерес к этим праническим выражениям, что начинает исследовать их в грубых и тонких формах.

Высвобождение праны (в йоге этот процесс называется Праноттхана) проходит в три этапа. На первой стадии освобождения пранической энергии происходит слабое ощущение праны в теле. На второй стадии движение праны усиливается. Она набирает силу и начинает гонять по всему телу, входя в конечности тела и области чакр, порождающие различные грубые проявления. Праническая энергия на этом этапе пронизывает все тело как электрический ток. Конечно, прана находится в теле каждого человека, но ее жизнеспособность находится в слабом состоянии. Следовательно, просто существует необходимость ее активировать. Определяющим условием для активации праны являются нравственные принципы йоги — ямы и ниямы, основными из которых – целибат (половое воздержание) и митахара (йоговская диета). Они служат квалификацией к прохождению на следующий этап йоги, управлению и стабилизации праны в Муладхаре чакре, и проявлению Шактичалини мудры и связующих с ней мудр. Все последующие тонкие процессы йоги практикуются под точным руководством опытного наставника или учителя (гуру) через прямой опыт передачи. «После высвобождения пранической силы, практикующий (или садхак) может умело пробудить Кундалини через контроль праны, если он наделен милостью Гуру. Об этом говорится в Шивасамхите, что все чакры и грантхи пронизываются только тогда, когда Кундалини пробуждается через благодать Гуру. Из-за отсутствия милости Гуру или Бога, садхаки, пытающиеся пробудить Кундалини, терпят неудачу. Реальное понимание о Кундалини получают только те садхаки, которые достойны такой благодати». Лучшее средство для достижения пранического контроля является Шактипат (передача энергии). Только после Шактипат инициации можно правильно постигнуть прану и различные процессы достижения контроля над ней.

Препятствием в практике спонтанной йоги есть эгоцентризм, когда садхак думает, что он самостоятельно, сам, без руководства способен взять под контроль прану и пробудить Кундалини. Действительно, с йоговской практикой внутри высвобождается могучая праническая сила, которая вводит в заблуждение тех практикующих, которые не следуют нравственным рекомендациям йоги. Тогда она начинает подпитывать амбиции самоуверенного садхака и такой «гореученик» направляет освобожденную энергию на реализацию своего эго: пытается построить личную йоговскую карьеру, подминая знания йоги под себя и давая им свои имена. Реализованный йог все свои достижения в садхане (личной йоговской практике) преподносит к лотосным стопам своего Гуру или Бога, в этом его отличие от псевдопродвинутых йогов. Те, кто смиренно ставит себя под руководство Учителя, обретают великое благо — допуск к секретным техникам укрощения Ее величества Кундалини.

Чтобы пройти через все эти трудности, учителем дается мантра дикша (посвящение в мантру). Мантра есть начало и венец йоги. Она открывает сердце садхака, наполняя его верой в божественный принцип йоги. Без нее практика йоги становится пустой как холостой заряд. Благодаря мантре проявляется Йони мудра – соединение Высшего Духа с воплощенной душой. Мантра является ключом к Пранапасане (преданности Пране) или Пурна Йоге (Полной Совершенной Йоге).

Более подробное описание пранических спонтанных процессов йоги раскрывает книга «Йога опыты» Свами Раджарши Муни. Эта статья опирается на мой небольшой пятилетний опыт практики спонтанной йоги и находит подтверждение моим Учителем Гурупатом Свами Раджарши Муни, признанным мастером йоги и проявившим Кхечари мудру, которая является свидетельством для прохождения к высшему состоянию Нирбиджа самадхи. А также его Учителем Свами Крипалвананда, известным йогом прошлого столетия, который способствовал распространению и популяризации спонтанной йоги на западе. А также милостью его Божественного Учителя Господа Шивы, воплощенного как Лакулиш.

Источник

Спонтанная йога: как активизировать прану и пробудить кундалини

В процессе спонтанной практики управление над телом передается пране.

Хатха-йога — это волевой уровень выполнения асан и пранаям. Он заключается в высвобождении и накоплении внутренней силы (праны). На этом этапе происходит подготовка к переходу на спонтанный уровень. Общая прана хранится в природе, индивидуальная прана хранится в нашем теле, чтобы высвободить ее и активировать, необходим верный подход в работе со своим телом. Асаны – это определенные положения тела, в которых с помощью контроля над дыханием и внутренней сосредоточенности усиливается ток праны. При расслаблении прана высвобождается, при правильном дыхании она накапливается и активизируется в том месте, где находится ментальный фокус. Дыхание есть жизнь, но сам акт дыхания не будет производить долгую и здоровую жизнь, если некоторый ритм и регулирование не будут введены в сам процесс дыхания. Регуляция дыхания в асанах совершается с помощью задержек. На задержке после вдоха происходит пополнение внешними ресурсами (общей праны). На задержке после выдоха активизируются внутренние резервы праны. Асана считается асаной, если есть правильный акцент на дыхании. Асана, которая выполняется без внимания на дыхании, способствует только физическому развитию. Асана со специфическим дыханием будет нести очищающий эффект, который дает возможность подготовить тело к работе в тонком плане.

Недопониманием и главным препятствием в практике хатха-йоги является увлечение только физическим развитием. Физическая культура не освобождает от болезней и не предохраняет от травм. Только огонь йоги (т. е. движение праны) обжигает тело, делая его здоровым и молодым. Это подтверждается в «Шветашватаре Упанишаде»: «Тот, кто обрел тело, которое стало совершенным через огонь йоги, у него нет болезней, старости и смерти» ( 2.12—13). Суть хатха-йоги состоит в осозновании внутри себя праны (жизненной силы). Правильное отношение к предмету йоги, дарует возможность почувствовать эту силу. Йога изучает не физическое тело, а жизненный принцип (прану), который находится внутри этого тела и поддерживает его.

Волевая практика хатха-йоги делает прану сильной и обильной, что является основным толчком для перехода на уровень спонтанной йоги. Пратьяхара является переходным этапом от волевой практики к спонтанной. Здесь заканчивается практика хатха-йоги и достигается состояние полной интроверсии.

Читайте также:  Вечерняя йога чандра намаскар

Спонтанные проявления могут происходить как в течение жизни, когда человеческое существо действует в унисон со своим внутренним «я» или руководствуется голосом интуиции, так и в практике йоги. С йогой это руководство начинает возрастать, благодаря чему уменьшается вероятность к опрометчивым поступкам и неправильному жизненному выбору. В процессе спонтанной практики управление над телом постепенно передается пране, она освобождает его от контроля ума. Это происходит через физические проявления, например, такие как асаны, мудры, пранаямы и так далее. Тело делается активным, а эти проявления автоматическими. Когда прана начинает освобождаться, ум становится поглощенным наблюдением ее проявлений. Он находит такой интерес к этим праническим выражениям, что начинает исследовать их в грубых и тонких формах.

Высвобождение праны (в йоге этот процесс называется Праноттхана) проходит в три этапа. На первой стадии освобождения пранической энергии происходит слабое ощущение праны в теле. На второй стадии движение праны усиливается. Она набирает силу и начинает гонять по всему телу, входя в конечности тела и области чакр, порождающие различные грубые проявления. Праническая энергия на этом этапе пронизывает все тело как электрический ток. Конечно, прана находится в теле каждого человека, но ее жизнеспособность находится в слабом состоянии. Следовательно, просто существует необходимость ее активировать. Определяющим условием для активации праны являются нравственные принципы йоги — ямы и ниямы, основными из которых – целибат (половое воздержание) и митахара (йоговская диета). Они служат квалификацией к прохождению на следующий этап йоги, управлению и стабилизации праны в Муладхаре чакре, и проявлению Шактичалини мудры и связующих с ней мудр. Все последующие тонкие процессы йоги практикуются под точным руководством опытного наставника или учителя (гуру) через прямой опыт передачи. «После высвобождения пранической силы, практикующий (или садхак) может умело пробудить Кундалини через контроль праны, если он наделен милостью Гуру. Об этом говорится в Шивасамхите, что все чакры и грантхи пронизываются только тогда, когда Кундалини пробуждается через благодать Гуру. Из-за отсутствия милости Гуру или Бога, садхаки, пытающиеся пробудить Кундалини, терпят неудачу. Реальное понимание о Кундалини получают только те садхаки, которые достойны такой благодати». Лучшее средство для достижения пранического контроля является Шактипат (передача энергии). Только после Шактипат инициации можно правильно постигнуть прану и различные процессы достижения контроля над ней.

Препятствием в практике спонтанной йоги есть эгоцентризм, когда садхак думает, что он самостоятельно, сам, без руководства способен взять под контроль прану и пробудить Кундалини. Действительно, с йоговской практикой внутри высвобождается могучая праническая сила, которая вводит в заблуждение тех практикующих, которые не следуют нравственным рекомендациям йоги. Тогда она начинает подпитывать амбиции самоуверенного садхака и такой «гореученик» направляет освобожденную энергию на реализацию своего эго: пытается построить личную йоговскую карьеру, подминая знания йоги под себя и давая им свои имена. Реализованный йог все свои достижения в садхане (личной йоговской практике) преподносит к лотосным стопам своего Гуру или Бога, в этом его отличие от псевдопродвинутых йогов. Те, кто смиренно ставит себя под руководство Учителя, обретают великое благо — допуск к секретным техникам укрощения Ее величества Кундалини.

Чтобы пройти через все эти трудности, учителем дается мантра дикша (посвящение в мантру). Мантра есть начало и венец йоги. Она открывает сердце садхака, наполняя его верой в божественный принцип йоги. Без нее практика йоги становится пустой как холостой заряд. Благодаря мантре проявляется Йони мудра – соединение Высшего Духа с воплощенной душой. Мантра является ключом к Пранапасане (преданности Пране) или Пурна Йоге (Полной Совершенной Йоге).

Более подробное описание пранических спонтанных процессов йоги раскрывает книга «Йога опыты» Свами Раджарши Муни. Эта статья опирается на мой небольшой пятилетний опыт практики спонтанной йоги и находит подтверждение моим Учителем Гурупатом Свами Раджарши Муни, признанным мастером йоги и проявившим Кхечари мудру, которая является свидетельством для прохождения к высшему состоянию Нирбиджа самадхи. А также его Учителем Свами Крипалвананда, известным йогом прошлого столетия, который способствовал распространению и популяризации спонтанной йоги на западе. А также милостью его Божественного Учителя Господа Шивы, воплощенного как Лакулиш.

Источник

Свами раджарши муни классическая хатха йога

Далее приводиться 5 глава из книги Свами Раджарши Муни «Классическая Хатха Йога»

Методика Дыхательных Практик

Пранайама является самой важной составляющей Хатха Йоги. Прана это дыхание или жизненная сила, а слово айама значит регуляция или контроль; так пранайама переводится как управление и контроль процессом дыхания.

Дыхание это жизнь. Каждое существо на этой планете, будь то человек, животное, насекомое или растение, начинают своё существование со вздоха. Последовательное дыхание поддерживает саму жизнь. Хоть человек может обходиться без еды и воды некоторое время, без дыхания он не продержится и нескольких минут. Когда прекращается дыхание, прекращаются и все другие процессы жизнедеятельности.

Мудрец древности, Ягьявалкья, говорит: «Дыхание съедает тело». Это утверждение говорит о том, что процесс дыхания постепенно истощает жизнь. Когда дыхание исчерпано, выдохи со вдохами прекращаются, и деятельность жизненной силы (праны) прекращает своё функционирование. Естественное следствие этого – тело уходит из жизни.

Нет большой необходимости в постановке акцента на важности дыхания в жизни, однако само дыхание не приносит долгой и здоровой жизни до тех пор, пока не привносится некий ритм и контроль в сам процесс дыхания.

В соответствии с древней традицией Индии, жизнь каждого предопределена провидением, и ее продолжительность установлена точным колличеством вздохов. Это колличество доступных дыхательных циклов каждого живого существа отличается от видов и индивидуальностей. Соответственно, тот кто дышит медленно, действительно продлит свою жизнь. Но если дыхание поверхностное, протекающее в быстрой последовательности вдохов и выдыхов, жизнь однозначно будет короткой.

Современные учёные, к примеру, обатили внимание на тот факт, что животные с замедленным процессом дыхания, такие как черепахи, змеи, слоны и киты, живут очень долго, тогда как животные с учащённым дыханием, такие как кошки, собаки, крысы и кролики, проживают гораздо меньше.

Учащённое дыхание характеризуется поверхностным, неурегулированным циклом дыхания, который неполон и не эффективен. Медленное дыхание, с другой стороны, способствует глубокому, ритмичному дыханию, которое полноценно, и оказывает исцеляющее воздействие.

Как правило любые эмоциональные беспокойства учащают сердцебиение и ускоряют дыхательные циклы. Такие виды деятельности как половой контакт, напевание песенки, и даже ходьба, также ускоряют ритм дыхания. Однако при отсутствии эмоциональных беспокойств, дыхание и пульс замедляются. Общеизвестно, что самый низкий ритм дыхания и сердцебиения возникает во время глубокого сна.

2. МЕТОД ДЫХАНИЯ В ЙОГЕ

Процесс дыхания уникален. Хотя он протекает непроизвольно, его сознательно можно взять под частичный, а в некоторых случаях даже полный, контроль. Этот факт является основой в методике пранайамы.

Обычный процесс вздоха проходит в два этапа, а именно вдоха и выдоха. Эти вздохи в два этапа следуют друг за другом без определённого ритма. Ритм дыхания устанавливается с потребностями каждого. Метод дыхания в йоге вводит третий этап дыхания – задержку. В практике пранайамы каждая фаза вдоха, выдоха и задержки, строго регулируется1.

Цель йога – поставить под контроль нервную систему тела через научную регуляцию процессом дыхания. Этот процесс обладает далеко проникающим эффектом как на весь организм тела так и на ум. Практика пранайамы очищает тело и усиливает психологические возможности ума. Она одаряет чувством лёгкости, и отстраняет негативные влияния. Она усиливает огонь пищеварения, и проявляет в теле практикующего пластичность и сияние.

Но конечный дар пранайамы – углубление сознания, которое способствует и делает возможным сверхсознательные восприятия.

3. ПРАНА: ЖИЗНЕННАЯ СИЛА

Вдыхаемый воздух содержит нечто большее, помимо известых нам кислорода, водорода и азота. Он содержит и другой компонент, который всё еще неизвестен современной науке, поскольку по своей сути он тонок и неосязаем. Йоги Индии называют этот компонент праной, или «жизненной силой». Когда дахание правильно урегулированно, сокрытая сила праны выходит на поверхность. Именно по этой причине для йога процесс дыхания имеет большую значимость, нежели элементарное обогощение крови кислородом.

В древних текстах, записанных на Санскрите, также как и более поздних трудах по йоге, слово прана употребляется для передачи разных смыслов, в зависимости от контекста. Иногда прана указывает на жизненность, или жизненную силу. В других местах она описывает подсознательные рефлексы, которые сохраняют жизнь. И опять же в других случаях это слово используется для описания силы, руководящей нервными и двигательными импульсами, которые направляют деятельность тела. Но чаще всего слово прана используется в описании процесса дыхания.

Читайте также:  Йога для детей беляево

Все эти перечисленные значения указывают на то, что прана играет значимую роль во всех этих жизненных процессах. Тонкая сила под названием прана проявляет первых вдох новорожденного ребёнка. Движение лёгких и сердцебиение также начинаются праной. Трансформатор праны приводит в действие все функции тела, ума и интеллекта.

Процессы жизненной деятельности каждого существа протекают преимущественно через шесть систем огранизма: дыхательную, кровеностную, пищеварительную, экскреторную, репродуктивную и нервную. Прана определяется как ваю, или «жизненный воздух», когда она проявляет свою деятельность в области этих шести анатомических систем жизнедеятельности. Эти жизненные токи воздуха функционируют в определённых участках тела, получая свои названия в связи с системами, через которые они действуют.

Ниже приводится описание пяти основных ваю (жизненных токов воздуха):

Прана сохраняет свое общее название и известен как прана ваю (жизненный воздушный ток), когда руководит дыхательной и кровяностной системами. Прана ваю функционирует в области между пупком и грудью; его место пребывания рядом с сердцем и лёгкими. Когда деятельность прана ваю прекращается, жизнь тоже прекращается, поэтому он известен как «жизненная сила». Она обладает сияющим красным цветом, подобно цвету красного бриллианта.

Когда прана руководит деятельностью пищеварительной системы, её называют самана ваю, или «стабилизирующий» воздушный ток. Этот ваю принимает форму желудочного огня. Его место нахождения в желудке. Область функции самана ваю распространяется от живота к груди. Совместно с теплом он усваивает пищу, и проявляет хилус (лимфу) с другими флюидами тела. Его цвет молочно белый.

Прана известна как апана ваю (нисходящий жизненный ток), когда она оперирует через систему выведения и репродукции. Место её нахождения в районе ануса. Она функционирует в области между нижней частью живота и ступнями. Её цвет тёмно красный.

Когда прана функционирует через нервную систему, её называют удана вайу, или «восходящий» жизненный воздух. Этот вайу находится в области горла. Область его функционирования пролегает от горла к гипоталамусу в центре головного мозга. Его общие функции связаны с артикуляцией, речью и пением.

Особой же функцией удана вайу является уннайана, или «нейтрализация сил притяжения и способствование идущим вверх движениям». Так йоговское мастерство левитации зависит от умения управлять удана вайу. Поскольку деятельность этого вайу связана с рефлексом поднятия, он также связан с поддержанием ровной осанки. Он стимулирует рост, лёгкость и живость организма. Его цвет светло белый, подобно цвету белой ракушки.

Когда прана своей деятельностью пронизывает весь организм, её называют вйана, или усваивающий жизненный воздух. Особая деятельность этого вайу – процесс граханы, или «получить и впитать», что предполагает усвоение и поглощение питательных веществ тканями организма. У вйана вайу нет специфичного места нахождения, поскольку процесс усвоения протекает во всех частях тела. Его деятельность протекает по всему телу, способствуя деятельности других вайу, а также поддерживает разные части тела в состоянии здоровья и гармоничного взаимодействия. У него цвет огня.

В своём комментарии на Йога Сутры Патанджали мудрец Вйаса описывает пять вайу как самастендрийа-вритти, или «оживляющие и ведущие все органы чувств». Так вайу координируют деятельность десяти органов чувств, или индрийами, которые включают пять познающих чувств (слух, вкус, запах, зрение и косание), и пять органов действия (способность говорить, передвигаться, манипулировать, выводить экскременты и репродукция). (III-39)

Совместно пять основных вайу также описываются как саманйакарана вритти, или «балансирующие внутреннюю деятельность». Это указывает на то, что эти вайу также контролируют и гармонизируют тонкую деятельность антахкараны, внутреннее чувство, которое формируется сознанием, интеллектом, эго и умом. Думать, ощущать и желать; таковы три функции этого внутреннего чувства.

В дополнение к основным пяти вайу существуют пять второстепенных воздушных тока, которые известны как упапраны. Упапрана вайу, которые второстепенны по своей значимости, перечисляются ниже:

1 наага вайу, который руководит отрыжкой;
2 курма вайу отвечает за чихание;
3 крикала вайу проявляет голод и жажду;
4 девадатта вайу руководит зевотой и сном;
5 дхананджайа вайу отвечает за трупное окоченение, наступающее со смертью.
Объясняется, что в момент смерти все основные и второстепенные вайу (жизненные токи) покидают тело в момент смерти, за исключением дхананджайа вайу.

В своей совокупности основные и второстепенные вайу руководят всеми органами тела. Они также проявляют и поддерживают все жизненные процессы с их функциями.

Жизненные токи не являются синонимами обычного атмосферного воздуха, также как они отличаются от газов пищевого тракта. Они функционируют на тонком уровне, и только опытные йоги способны воспринять их таинства. Жизненные токи (вайу) с их функциями можно осознать и поставить под контроль только через должную практику пранайамы на соответствующем уровне. Для йога важно обучиться методам овладения жизенными токами, и направлять их деятельность, потому что только благодаря им обретается контроль над телом и умом. Практикующий йогу не может считаться йогином в полной мере до тех пор, пока не овладеет этими вауй в теле2.

5. ТРИ УРОВНЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ

Йоги прошлого, обретя способности ясновидения, пришли к осознанию, что жизнь человека протекает на трёх разных уровнях, которые отличаясь друг от друга проявляют соответствующие тела разной плотности: физическое или грубое тело, астральное или тонкое тело, и мистическое или причинное тело. Прозревшие йоги также обнаружили, что душа человека развивается в пяти разных оболочках:

1 – аннамайа коша, или физическая оболочка, которая отождествляется с грубым телом;
2 – пранамайа коша, оболочка жизненной силы, связывающая грубое тело с астральным;
3 – маномайа коша, оболочка ума, формирует суть астрального тела;
4 – вигйанамайа коша, оболочка интеллекта, которое связывает астральное тело с причинным; и
5 – анандамайа коша, оболочка блаженства, которая отождествляется с мистическим сознанием причинного тела.

Эти пять оболочек являются этапами развития сознания на эволюционном пути Йоги3. Первая оболочка отождествляется с грубым физическим телом. Вторая, третья и четвертая оболочки более утончены в сравнении с ощутимым миром, и поэтому отождествляются с тонким или астральным телом. Последняя из пяти оболочек отождествляется с причинным телом.

Человек, находясь в трёх телах и пяти оболочках, получает опыт в трех разных реальностях: грубой физической реальности, тонкой психической реальности и реальности мистического сознания. Прана проявляется в разных формах на каждом уровне существования. На физическом уровне она проявляется как дыхание, на психическом как жизненные токи (вайу), а на уровне мистического сознания она проявляется как жизненная сила. Жизнь не может проявиться на любом из этих трёх уровней без праны.

Пранайама, или практика йоговского дыхания, помогает удалить нечистоты из трёх тел и пяти оболочек организма человека. На первых этапах начавший практику человек понимает прану только как физическое дыхание, и его полученные опыты, соответственно, ограничены физической реальностью. По мере продвижения к последующим этапам, он осознаёт прану как тонкие жизненные токи. В результате он осознаёт, что деятельность праны не ограничивается дыхательными функциями, поскольку токи праны также протекают по тонким каналам астрального тела (нади). На высших этапах практикующий получает опыт праны как мистической энергии, которая очищает ум и разум, объединяя их в высшем осознании4. Таким образом пранайама действует как психосоматическое средство для достижения духовного опыта обретения сознания высших уровней.

6. ДВЕНАДЦАТЬ ОСНОВНЫХ НАДИ

Йоги прошлого обнаружили, что прана (жизненные токи) циркулируют в наших астральных телах по сети тонких каналов, известных как нади. Они придерживались того мнения, что нади не физические каналы, а сформированны исключительно из астральной субстанции. Не доступные для восприятия глазом, они проявляют себя как токи яркого света только для тех, кто развил в себе экстрасенсорное видение.

Широкая сеть осязаемых артерий, вен и нервных окончаний пронизывает физическое тело. Основные физические каналы разделяются на более мелкие, распространяясь по всему телу. Аналогично этому сеть тонких каналов нади распространяется по всему астральному телу. Основных нади двенадцать, которые разделяются в 72 000 тонких каналов среднего размера, которые в свою очередь распространяются во множество утончённых каналов, с которыми в общей сложности насчитывается 350 000.

В йоговской литературе приводится описание только двенадцати основных нади астрального тела. Из этих двенадцати нади, три являются наиболее важными, ида, пингала и сушумна. Матка этих двенадцати нади называется двадашара чакра, или «колесо двенадцати спиц», хоть более широко она известна как канда чакра5.

Девять основных нади берут свое начало в кханда чакре, проводя ток праны (жизненный воздух) в жизенно важные центры тела.

Гандхари и хастиджихва нади зарождаются в канда чакре. Их пути пролегают к левому и правому глазу соответственно.

Читайте также:  Гаутама центр йоги массажа и здорового питания

Аналогично, йашасвини и пуша нади проходят к левому и правому уху.

Нади аламбуша связывает кханду со ртом.

Нади куху пролегает от канды к гениталиям.

Шанкхини нади связывает канду с анусом.

Каушики и пайасвини нади, появляясь в канде, пролегают к левому и правому большым пальцам ног, соответственно.

Эти девять нади проводят прану (токи жизненного воздуха) по необходимости для поддержания специфичной деятельности разных органов и участков тела. Два из трех оставшихся нади (ида и пингала) несут непрерывный ток праны, который наделяет весь организм необходимой жезненной энергией. Эти два нади, по этой причине, очень важны в практике пранайамы.

Для йогина, однако, наиболее важный нади сушумна. Путь этого нади проходит зеркально позвоночному столбу, беря свое начало у основания позвоночника и заканчиваясь в центре головного мозга. Сушумна нади поддерживает все основные центры сознания (чакры), по мере своего прохождения вверх позвоночного столба. Все остальные нади второстепенны по отношению к самому основному сушумна нади.

7. ИДА, ПИНГАЛА И СУШУМНА НАДИ

Все нади выходят из канды, за исключением сушумны, которая обладает той особенностью, что пронизывает канду насквозь. Сушумна проявляется у основания позвоночника и проходит вверх через канду подобно нити, проходящей через бусину. Далее она проходит вверх по позвоночному столбу (меруданде) в полость центра головного мозга, которая известна как брахмарандхра, или «врата к Верховному Господу7».

Ида нади выходит из канды с левой стороны сушумны. Она спиралью поднимается вверх вокруг сушумны, достигая левой стороны гипоталамуса головного мозга8. Она продолжается далее, заканчиваясь с левой ноздрей.

Пингала нади выходит из канды с правой стороны сушумны, спиралью поднимаясь вверх в обратном порядке, пока не достигает правой стороны гипоталамуса. В конечном итоге она заканчивается на правой ноздре.

Так ида и пингала нади поднимаются спиралью путем вокруг сушумны, соотносящейся с позвоночным столбом, подобно двум змеям, обвивающим скипетр Меркурия и жезел Эскулапа.

Ида с пингалой являются путями двух противоположных жизненных тока, проходящих в нас. У этих токов праны, проходящих в этих двух нади, противоположные природы. Ида негативна, женственна с охлаждающим свойством. Поэтому она называется чандра, или лунной нади. Пингала, с другой стороны, называется сурйа, или солнечная нади, потому что она позитивна, мужской природы и с согревающим эффектом. Ида (лунная) нади имеет серебрянный цвет, тогда как пингала (солнечная) нади имеет цвет золота.

Ида и пингала нади часто соотносятся с реками Ямуна и Ганга соответственно, тогда как сушумна связывается с мистической рекой Сарасвати. Слияние этих трех рек проявляет одно из наиболее значемых святых мест поломничества в Индии9, которое важно в традиции санатана дхармы10. Аналогично, ида, пингала и сушумна нади формируют священное единение в месте, которое проявляется в гипоталамусе головного мозга, в котором расположена тонкая Брахмарандхра или «врата к Верховному Господу».

Древняя Индийская наука Свара Йоги в подробностях изучает феномен ритмов пранических токов, возникающих в тонком теле человека на протяжении дня. Когда открыта правая ноздря, к примеру, активна пингала, тело проявляет тепло, активной становится жизненная энергия, позволяющая эффективно совершать физическую энергию и усваивать пищу. Когда открыта левая ноздря, активна ида, проявляющая охлаждающих эффект, способствующий отдыху и восстановлению энергии. В период активности пингалы, ум экстровертен, тогда как период иды способствует интровертности.

Свара Йога связана с Хатха Йогой. Цель этих практик сводится к приведению в состояние баланса тока праны в ида и пингала нади. Йоги достигают этой цели используя технику смены активности этих двух нади через волевое усилие. Эти два канала очищены полностью, когда ток праны в иде равен току праны в пингале. Когда баланс достигнут, прана способна войти в сушумна нади, где открывается путь к настоящей медитации11.

Самая важная из всех нади – сушумна, и она единственная нади, которая пронизывает метафизические центры высших форм сознания, которые йоги называют падмами (лотосами) или чакрами (маховиками). Объясняется, что у каждой чакры определенное колличество спиц, тогда как падмам приписываются специфичкое колличество лепестков. Тексты по йоге описывают от четырех до одинадцати разных чакр, но большинство сходятся во мнении, что существует семь важных центров сознания.

Чакры расположены на пути сушумна нади. Поскольку сушумна совпадает с позвоночным столбом, некоторые попытались описать нади как нервные окончания, а чакры отождествить с нервными сплетениями физического тела. Но нади отличны от нервных окончаний, также как и чакры не являются нервными сплетениями.

Также как сушумна нади является астральной проэкцией позвоночного столба, также и чакры, расположенные на ее пути, астральные проэкции нервных сплетений. Эти ключевые центры сознания связаны с нервными сплетениями физического тела посредством клеточного резонанса и вибраций пранической энергии. Поэтому чакры являются центрами сознания, отзывающимися на, и усиливающими рост высших форм сознания.

Семь основных чакр, с их соотносящимися местами в физическом теле, перечисляются ниже:

1 – Муладхара Чакра

Эта чакра, расположенная у основания тела в области ануса, также известна как адхара падма (лотос фундамента), являясь самой нижней чакрой по расположению. Эта чакра соотноситься с копчиковым сплетением, которое отвечает за процесс деффикации12.

2 – Свадхиштхана Чакра

Эта чакра иногда отождествляется с областью гениталий (йонистхана), потому что расположена на уровне медхры, или пениса. Объясняется, что она находится в центре тела человека. Свадхиштхана чакра соотносится с тазовым сплетением, которое руководит половыми функциями. Эта чакра очень важна из-за своего близкого расположения с кандой, тонкая структура которой напоминает луковицу, и которая является источником 72 000 астральных каналов (нади).

Эта чакра также известна как набхи падма, или пупковый лотос, из-за своего расположения напротив пупка. Солнечное сплетение является его физической проэкцией, отвечающее за прищеварительные функции организма.

Также называемая хридаи падма, или сердечным лотосом, она расположена в области груди. Она соотносится с сердечным сплетением, которое отвечает за функционирование сердца и легких.

Эту чакру также называют кантха падма, или шейным лотосом, поскольку она находится на уровне шеи. Гортанное сплетение является ее физической проэкцией, которое выполняет речевые функции.

Эта чакра также известна как бхрукути падма, или лотос межбровья. Эта агйа чакра расположена в бхрумадхйе, или центральной точке между бровями. Ее физическая проекция – гипоталамус, который управляет всеми психосоматическими процессами в теле.

Эта самая высшая чакра, расположенная на верхнем конце сушумна нади в коре головного мозга. Сахасрара чакра часто отождествляется с родничком, или макушкой головы. Она описывается как тысачалепистковый лотос, и поэтому она также известна как сахасрара падма. Иногда она также называется маха падма, или великий лотос.

Помимо этих основных семи центров сознания, тексты по йоге также упоминают другие чакры, такие как талу, манас, вйома и шунйа чакры. Однако в классической традиции йоги описанные выше семь чакр признаются наиболее важными13.

Когда чакры изображаются символически в форме лотосов (падм), каждая из них имеет определенное колличество лепестков, специфичный цвет, а также ряд других особенных качеств, связанных с ней. Каждая чакра также соотносится с эллементом, уникальной формой, биджа мантрой («семя звука»), и главенствующее божество со своим особым ваханом или средством передвижения14. (см иллюстрация 1 и таблицу А)

Каждая чакра представляет из себя динамичную структуру сознания, которая в развитом состоянии раскрывает силу тонкого восприятия, повышая при этом уровень духовной осознанности. Когда грамотная практика пранайамы сопровождается пробуждением Кундалини15, (змеиной энергии), активируется психо-физиологический процесс, который раскрывает чакры и невероятно усиливает их, превращая в центры духовного опыта. Так продвижение йога к сверхсознанию протекает естественно в ходе практики пранайамы и медитации.

Для духовного развития необходимо соответствующее развитие чакр, которое возможно только при открытии прохода сушумна нади и ее активации через деятельность праны. У нормального человека чакры, расположенные на пути сушумны, остаются неразвитыми, и поэтому сознание высшего порядка не проявляется. Однако начиная практику йоги с регулярным и осторожным выполнением пранайамы, человек активирует сушумна нади, в результате чего как следствие происходит очищение и развитие чакр. Поэтому открытие прохода в сушумну является важным этапом для тех, кто стремится достичь успеха в йоговской медитации.

После того, как были развиты первые нижние пять, Кундалини с праной достигают шестую чакру, агйа чакру. Здесь происходит открытие мистического «третьего глаза» йогина, наделяя его способностью ясновидения. Три основных нади (ида, пингала и сушумна) сходятся на уровне агйа чакры, образуя тонкий таинственный узел, который называется тривени16.

Источник

Adblock
detector