Меню

Свами шивананда джапа йога

Джапа-медитация: что это и зачем нужна

Ж изнь современного человека всё чаще напоминает безостановочную гонку. Если раньше такая жизненная концепция была актуальна для городов-миллионников, то теперь даже житель маленького города обречён на бесконечную погоню за недостижимой целью. Другой напастью современного мира является «день сурка»: просыпаясь, человек, словно бездушная марионетка, шаг за шагом выполняет привычный ритуал. Даже выходной день становится не островком свободы, а чередой стрессов в ожидании новой рабочей недели. Кажется, что вырваться из этого круга ещё сложнее, чем из колеса сансары, но выход есть и, как всё гениальное, он очень простой.

Что такое джапа-медитация? Кому она может быть полезной? Способна ли древняя практика изменить нас и нашу жизнь? На эти и другие вопросы мы найдём ответы вместе.

Что такое джапа

Не раз и не два, приходя на йогу, вы слышали, как преподаватель вместе с практиками поют мантру «Ом», возможно, вы и сами сначала робко и неуверенно пытались попасть в «общую ноту». Именно мантра является основой джапа-медитации. С неё, согласно ведической концепции, берёт своё начало даже Вселенная.

Сегодня, как и много лет назад, сотни людей сопровождают свою просьбу к Богу определёнными мантрами. Многие люди считают, что практика чтения мантр — баловство, сказка, не имеющая ничего общего с реалиями современной жизни. Вместе с тем, не раз и не два учёные доказывали, что вибрации, возникающие от звука, способны менять пространство вокруг себя. Широко известны результаты научного исследования о воздействии звука на структуру воды. Так, например, под воздействием отдельных композиций структура воды разрушалась и теряла свои полезные свойства.

Именно поэтому до повторения мантр допускались лишь достойные ученики, те, кто не будет использовать силы в корыстных целях. «Как же связаны мантры и джапа?», — задаст вопрос читатель. «Джапа» в переводе с санскрита означает «нашёптывать» или «повторять». Именно повторение, а ещё точнее сказать, нашёптывание мантр является сутью джапа-медитации. Почему именно нашёптывание? Считается, что мантра, сказанная тише, имеет силу гораздо большую, чем произнесённая во всеуслышание. Считается, что тот, кто достиг совершенства в джапе, не произносит мантры. Повторяя их про себя, он достигает больших успехов в своей практике.

Главная задача джапы — установить связь между человеком и высшими силами, именно такой контакт лежит в основе йоги и является её целью.

Что нужно для практики джапы

Многие будут удивлены, но для практики джапы не нужно ничего, кроме мантры и вашего желания. Джапа-медитация выражает собой йогический минимализм во всей своей полноте. Многие используют для практики джапы чётки, которые по-другому называют джапа-мала. Джапа-мала — это чётки, как правило, из 108 бусин, чуть реже используются чётки с 54 или 27 бусинами. Принято считать, что любая мантра обретает силу, если практикующий произнесёт её 108 раз. Такое количество повторений даёт один круг, то есть малу. Безусловно, чётки сделают практику более удобной, однако они не являются жизненно необходимыми.

Куда более важным является место. Здесь всё зависит от уровня практикующего. Для того, кто в совершенстве освоил методы джапа-йоги, не существует различий в месте повторения. Так, Свами Шивананда в своей книге «Джапа. Медитация на звук ОМ» утверждал, что повторять мантру можно где угодно: на работе или по пути домой. Главное — сосредоточить свой ум на правильном произношении. Новичкам, которые только начинают читать мантры, нужно тихое и уединённое место: на первых этапах всё вокруг будет отвлекать ваш мозг от повторения. Однако именно так вы сможете закалить свой ум, научиться настраиваться на цель и достигать её.

Читайте также:  Отдых на гоа йога

Какое положение тела необходимо во время практики? Как вы уже легко догадались, для опытных практиков нет разницы, в каком положении находится тело, он может легко заниматься повторением мантры сидя и стоя, а также идя по улице.

Для того, кто первый раз взял в руки чётки, необходимо использовать медитативные асаны, подойдёт даже любимая многими поза «по-турецки». Когда вы обретёте некоторый опыт повторения мантр, можно пробовать, занимаясь практикой, шагая по комнате.

Но если без чёток ещё можно как-то обойтись, то вот без мантры провести практику будет невозможно.

Сейчас, в век интернета, можно легко найти мантры под себя, иногда доходит до абсурда: в сети можно найти мантру от чего угодно, начиная с укуса комара и заканчивая защитой от дурного начальства. Но классическим является рецитация звука «ОМ».

В Бхагават-гите Кришна говорит: «Из всех звуков Я есть трансцендентный звук ОМ». Ведические писания утверждают, что, повторяя мантру «Ом», мудрый йогин отдаёт дань уважения Брахме, Шиве и Вишну. Это делает мантру более чем универсальной.

Начало практики

Повторение мантр не требует особых физических навыков, заниматься такой практикой могут мужчины и женщины всех возрастов. Все мы испытываем одни и те же чувства горя, радости, мы похожи, и именно это делает джапу доступной для всех.

Есть ли у данной медитации противопоказания? Безусловно, есть:

Оптимальным для джапа-медитации считается утреннее время. Отдельные источники говорят, что некоторые мантры можно повторять только в утренние часы, другие лишь с наступлением ночи. Мантру «Ом» можно читать в любое время, но, по возможности, стоит начинать практику в 4:30 утра. Принято считать, что в утренние часы Вселенная наиболее чувствительна, и просьбы человека будут быстрее услышаны.

Как практиковать джапу: инструкция

Перейдём непосредственно к практике.

Важно помнить, что нельзя резко бросать повторение мантр, вы, как минимум, должны закончить уже начатый круг. В противном случае вы не только лишитесь достигнутых результатов, но и навлечёте на себя гнев Вселенной за проявленное неуважение.

Не существует чёткого ограничения по времени, нет источников, которые бы сказали, что один круг вы должны прочитать за 10 минут или за пять. Однако есть ограничения по количеству кругов. Говорят, что повторять мантру нужно не менее 10 кругов, но для начинающих такая практика будет крайне тяжёлой. Рекомендуется начинать с одного круга в день, добавляя каждую следующую неделю по ещё одному кругу. Когда количество достигнет 16, нужно с ещё большей внимательностью контролировать качество повторения мантры.

Несколько важных правил, о которых стоит помнить

Для успешной практики стоит помнить о том, что:

Польза джапы для современного человека

Как уже отмечалось ранее, польза от повторения мантр достаточно велика. Наиболее очевидной пользой джапы является успокоение ума. Раз за разом повторяя заветные слова, мозг человека соединяется с силами Вселенной, внешние раздражители теряют свою силу. Казавшееся вчера глобальным и ужасным совещание на работе становится простым пустяком, одной из задач, с которой можно легко справиться. Практикующий как будто растёт над своими проблемами, осознаёт глобальный смысл своей жизни. Практикуя джапу, мы придём к поиску себя и цели своего существования в жизни. Поймём, что мы — это не работа и кино по вечерам, мы — нечто большее, пришедшее в этот мир для решения важных и нужных задач, задач, на которые нужны силы.

Читайте также:  Видео йога для растяжки позвоночника

Сила — это ещё один плюс, который мы можем получить от практики чтения мантр. Как уже говорилось, джапа соединяет человека со Вселенной, и она охотно делится своей силой и энергией, наполняя нас. И только от нас зависит, в какое русло мы направим полученную энергию, в нас есть всё, чтобы изменить мир к лучшему, и джапа — отличный вариант почувствовать это.

Джапа сделает нас более сосредоточенными. Практикуя чтение мантр, мы учимся концентрировать всё своё внимание на звуке. Пожалуй, нет в йоге практики, позволяющей столь же качественно развить в себе чувство концентрации на каком-либо объекте. Этот навык пригодится нам в повседневной жизни. Мы научимся видеть главное, не отвлекаться на пустяки и, как следствие, доводить начатое до конца.

Мы обретём контроль над своим умом и эмоциями. Предаваясь аскезе, каждый раз, взяв в руки чётки, мы побеждаем свою лень, проходим через десятки «не хочу», мы понимаем, что только мы можем взять под контроль свои эмоции. Управляя своим умом, мы легко можем подчинить своей воли эмоции, а значит, стать более спокойными и уравновешенными. Мы перестанем идти на поводу своих чувств, тем самым сделав себя свободными.

Источник

Шивананда Свами. Книги онлайн

Шивананда родился в городе Куппусвами, он изучал медицину и служил в Малайе в качестве врача за несколько лет до того, как обратился в монашество. Свами прожил большую часть своей жизни рядом с Муни Ки Рети, Ришикеш.

Свами Шивананда является основателем общества «The Divine Life» («Божественная жизнь») и автором более 200 книг по йоге, Веданте и множеству других предметов. Он создал Шивананда Ашрам, местонахождение штаб-квартиры общества «The Divine Life» на берегу реки Ганг в Шивананданагар, на расстоянии 3 километров от города Ришикеш.

Свами был паломником и осуществлял путешествия по всей Индии, медитировал на святых местах и изучал работы духовных учителей.

В 1945 году Свами Шивананда создал Аюрведическую фармацию Шивананды и организовал Всемирную федерацию мировых религий. Он создал Всемирную федерацию Садхуса в 1947 году и Академию Йоги-Веданты в 1948 году. Свами называл свою йогу «йогой синтеза».

Книги (15)

В нынешнее время весь мир гонится за материальными достижениями. В представлении мирских умов, ослепленных грубой чувственностью, все, что не входит в круг знаний материальных наук, не имеет какой-либо ценности или привлекательности. Они понимают прогресс только с точки зрения обладания материальной собственностью.

В нынешнее время весь мир гонится за материальными достижениями.

В представлении мирских умов, ослепленных грубой чувственностью, все, что не входит в круг знаний материальных наук, не имеет какой-либо ценности или привлекательности. Они понимают прогресс только с точки зрения обладания материальной собственностью.

Книга является популярным введением в шиваитский индуизм, рассчитанным как на последователей этой религии, так и на всех тех, кто просто проявляет к ней какой-либо интерес.

В ней рассказывается:
— о философии джапы;
— об основных типах мантр и их специфических свойствах (мантры для выполнения практики Сурья-намаскара, Маха-мритьюнджайя-мантра, Пранава (Ом), Хари-нама и другие мантры для джапы, Биджа-мантры, Гаятри-мантры и т.д.);
— о различных видах и методах джапы;
— о джапа-йоге как садхане (духовной практике): даются исчерпывающие инструкции о том, когда и как практиковать джапу;
— о знаменитых джапа-йогинах;
— о мантрах для исцеления и осуществления желаний;
— и о многом другом.

Читайте также:  Аштанга йога и виньяса это одно и тоже или нет

Эта книга, составленная из бесед и статей Учителя, выдержала десятки переизданий на многих языках мира и заняла почетное место в духовном мировом наследии.

В ней представлены основы единой метафизической традиции, открывающей вечную мудрость и дарующей уникальные и эффективные методы самореализации.

Каждое слово книги наполнено вдохновением, чистотой и светом, и каждая новая глава открывает врата в пространства свободы, любви и единства.

Авторские статьи, вошедшие в «Йога Самхиту», написаны при различных обстоятельствах, и поэтому в них затронуты разнообразные аспекты философии и практики йоги.

Содержание в целом можно рассматривать как настоящий словарь философии и психологии йоги.

Книга Свами Шивананды «Йога-терапия» — подробный указатель терапевтической практики при конкретных заболеваниях. Описаны биоэнергетическая сущность простых и эффективных упражнений, принципы питания, а также несложные способы тренировки дыхания как радикального средства увеличения продолжительности жизни. Приведены методы лечения большинства заболеваний методами Йога-терапии.

Технику выполнения упражнений для создания иллюстраций продемонстрировал и объяснил А. Сидерский.

Концентрация и медитация представляют собой внутреннюю сущность практики йоги. Это ключ к вратам внутреннего Просветления, точка опоры, вокруг которой обращается любая духовная практика. Это йогические практики, ведущие к окончательной цели, самадхи.

В своем сжатом, но исчерпывающем труде Шри Свами Шивананда подвергает темы концентрации и медитации тщательному, подробному анализу. Виртуозность, с какой он это делает, доступна только настоящему Учителю Пути. Эту чрезвычайно практичную книгу непременно должны прочесть все ученики, вступившие на путь духовной практики.

В данной работе представлен традиционный взгляд на брахмачарью, который многим современным читателям может показаться неактуальным для нашего времени.

Многие люди не верят, что полная брахмачарья вообще возможна, и начинают придумывать свои интерпретации этого понятия, оправдывая собственную слабость. Данная книга может помочь читателю задуматься, над тем как он расходует свои внутренние ресурсы, и воодушевит вас направить все свои силы на цели духовной эволюции.

Настоящий сборник состоит из трех работ:

1) Тантра Йога представлена в своём теоретическом, философском аспекте, мало известном российской публике.

2) Нада Йога — одна из разновидностей Тантра Йоги. Как правило, концентрация внимания в Йоге осуществляется путём направления взгляда (внешнего или внутреннего) на определённый объект.

3) Крия Йога — Йога очищения. Она абсолютно необходима для того, кто хочет получить от Йоги максимальный результат. Все неудачи в Йоге происходят от пренебрежения или недостаточной практики этого раздела. С неё следует начинать занятия Йогой и не прекращать её никогда.

Если вначале может показаться случайным включение в этот сборник таких разных по существу разделов, как Тантра, Нада и Крия, то при внимательном чтении и глубоком осмыслении видна их внутренняя взаимосвязь и завершённость.

Что происходит с душой после смерти? На этот вопрос дают самые разные ответы различные религиозные, философские и научные учения.

Читателя ждет захватывающий рассказ о путешествии души по мирам-локам индуистской Вселенной, о людях, помнящих свои предыдущие жизни, о смысле посмертных религиозных ритуалов, о спиритизме и карме и о многом другом, что связано с величайшей тайной человеческого бытия.

Комментарии читателей

Владимир / 5.12.2017 Рад сообщить, что удалось найти англ. вариант книги. В оригинале книга называлась так:
Shivananda Saraswati, Srimat Swami.
Yogic Therapy, or Yogic Way to Cure Diseases.
7th ed. Umachal Series no. 10.
Guwahati, Assam: Shivananda Math, 1994

В Гугле есть его фото, линия передачи учителей, а также имена учеников.

Источник

Adblock
detector