Детская йога для дошкольников
Оборудование: музыка для релаксации, магнитофон, проектор. В течение занятия сопровождается тихая, спокойная музыка.
Ход мастер-класса:
1 часть:
В целях сохранения и укрепления здоровья воспитанников в нашем дошкольном учреждении используются различные оздоровительные технологии и методики, я познакомлю Вас с нетрадиционной техникой – йогой. Эту форму оздоровления использую непродолжительное время.
Большинство упражнений, выполняемых детьми, лишь отдаленно напоминают асаны и пранаямы.
Асаны – позы йоги, направленные на развитие координации, силы, гибкости и выносливости.
Пранаямы – дыхательные упражнения.
Регулярные занятия йогой дадут детям:
• Уверенность, внимательность, собранность, плавность.
• Сильные мышцы, гибкость тела;
• Чувство спокойствия, управление эмоциями
2.часть: ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Основные асаны.
Какому ребенку не захочется научиться потягиваться, как кошка, или тянуться к солнцу, как цветок? Выполняя асаны (позы), дети расширяют свой кругозор, тренируют внимание и память. Пример тому:
Наверное, не существует людей, не любящих массаж.
Под действием пальчикового массажа организм сам начинает вырабатывать «лекарства», которые намного эффективнее и безопаснее таблеток.
Пример тому асан «Найдем и покажем ушки»
Чтобы ребенок меньше уставал и не болел, ему необходимо научиться правильно дышать. Оказывается, лишь немногие люди умеют это делать так, как нужно.
Пример тому пранаям «Окно и дверь»
Ни одно занятие не обходится без специальных асан (упражнения) на релаксацию. Поза расслабления (полного отдыха) расценивается в йоге как одна из самых полезных.
Например, упражнение на расслабление «Собираем усталость»
А сейчас давайте вместе с вами поучаствуем в практике.
Сейчас мы выполняли упражнения, как вы себя чувствуете?
3часть: Уважаемые коллеги, сейчас я предлагаю вам перейти к этапу моделирования и предложить варианты использования упражнения по йоге в своей работе? (в физ. минутке, утренней гимнастике, пробуждении после сна)
Рефлексия: оценить сегодняшний мастер класс нам помогут асаны: положительное решение моего мастер класса поможет выразить поза «Приветствия», а если вам, что то не понравилось, то я предлагаю принять позу «Аиста» (ноги вместе, из положения стоя с поднятыми вверх руками наклон вниз, выдыхая и начиная сгибаться с поясницы)
Спасибо за совместную работу!
Список использованной литературы:
1.Бокатов А., Сергеев С. « Детская йога(2-е изд.) ».- Киев, «Ника-центр»,2009.
2. В.Осипова «Поза ребёнка. Хатха-йога в детском саду». ж/Обруч №3 1997г
3.Научно-практический журнал«Инструктор по физической культуре».- М.: «Сфера», №5/2011.
4. С.Сергеева «Йога для детей». Изд.: АСТ/Астрель Год: 2008 Серия: Рецепты здоровья.
5. Палатник М. « Простая йога для детей».- М.: « Вадим Левин,»,2006
6. Anjey Satori «Звуки природы для релаксации»,- М.,2005
Источник
проект «Йога для детей»
проект (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Здоровье детей – это будущее страны. Однако здоровье не существует само по себе, его нужно постоянно укреплять, сохранять и улучшать. Хатха-йога – сочетание физических упражнений на расслабление и дыхательной гимнастики. Доступность системы в том, что выполнение физических упражнений не требует никаких снарядов и специальных упражнений.
Смысл йоги – равновесие и гармония. Дети слишком малы для серьёзной практики. По этому, йога для детей превращается в игру.
На занятии по йоги применяю массаж и самомассаж.
Хождение по массажным дорожкам, суставная гимнастика.
Упражнения на дыхание, гимнастика для глаз и упражнения на релаксацию.
Также йога дает возможность для безграничной фантазии ребенка, поэтому на занятиях йогой невозможно заскучать.
Скачать:
Предварительный просмотр:
(нетрадиционные здоровьесберегающие технологии)
Пищугина Ольга Алексеевна
инструктор физической культуры
1 квалификационной категории
Йога – это свет, который если загорится, то уже не померкнет.
И чем лучше вы стараетесь, тем ярче пламя.
Продолжительность проекта – 3 года
Тип проекта: игровой, оздоровительный, коллективный, открытый.
Участники проекта: инструктор физической культуры, дети, воспитатель группы.
Возраст детей : 4-7лет
В последнее время отчетливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей.
Ещё в глубокой древности врачи и философы отмечали необходимость физической нагрузки для здоровья человека. Подчёркивалось, что двигательная активность способна сохранить здоровье без лекарств.
Йога – прекрасный вид двигательной активности, который удовлетворит потребность детей в движении. Благодаря упражнениям йоги дети станут бодрыми, гибкими, координированными, улучшат способность к концентрации и эмоциональному равновесию. Это особенно важно в наши дни, так как дети много времени проводят в сидячем положении, просматривая телепередачи, играя за компьютером. Йога заключает в себе целостный подход к поддержанию здоровья и внутреннего благополучия, который обеспечит детям хорошее самочувствие и поможет их растущим телам, укрепит внутренние органы.
Проект способствует повышению качества образования в детском саду, семье; использование инновационных оздоровительных технологий.
Если установить тесное эффективное сотрудничество педагогов, членов МБДОУ с семьей посредством привлечения родителей к проектной деятельности по здоровье сбережению с включением нетрадиционных форм оздоровления, то взаимодействие будет способствовать положительным результатам в сохранении и укреплении здоровья и физическом развитии детей, приобщения детей и взрослых к здоровому образу жизни.
— сохранение и укрепление здоровья;
— улучшение физического развития;
— повышение защитных функций организма и общей работоспособности детей в рамках дошкольного образовательного учреждения посредством занятий хатха- йоги.
— изучить технику выполнения асан, суставной гимнастики, гимнастики для глаз;
— формировать правильную осанку и равномерное дыхание;
— совершенствовать двигательные умения и навыки детей;
— учить детей чувствовать своё тело;
— вырабатывать равновесие, координацию движений.
— развивать морально-волевые качества, выдержку, настойчивость в достижении результатов, потребность в ежедневной двигательной активности;
— укреплять мышцы тела;
— сохранять и развивать гибкость и подвижность позвоночника и суставов;
— способствовать повышению иммунитета организма.
— воспитывать морально-волевые качества (честность, решительность, смелость);
— воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками;
— воспитывать культуру здоровья, прививать принципы здорового образа жизни.
Ребёнок будет знать
Ребёнок будет уметь использовать
4. Формирование у родителей представлений о физических возможностях детей.
5. Родители узнают о нетрадиционных формах оздоровления.
План реализации проекта
1год проектной деятельности
Мониторинг физического развития детей
Презентация для детей «Что такое йога и зачем она нам?»
Анкетирование родителей «Правильная осанка – залог здоровья!»
Подбор методической и детской литературы
2 год проектной деятельности
Мониторинг физического развития детей
Обследование детей, распределение по подгруппам по состоянию здоровья.
Подбор музыки к комплексам гимнастики по йоге.
Анализ развития двигательно-игровой среды
Итоговый контроль умений и навыков
3 год проектной деятельности
Мониторинг физического развития детей
Проведения подвижных игр ежедневно в совместной деятельности
Источник
Практическая ценность детской йоги ДОУ
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
« Практическая ценность детской йоги»
Практическая ценность детской йоги
Йога — это свет, который если загорится,
то уже не померкнет.
И чем лучше вы стараетесь,
тем ярче пламя. Б. К. С. Айенгар
Наши дети — это наше будущее, будущее нашей семьи, нашего общества страны, всего мира. Нашим детям необходимо грамотное руководство, которое подготовит их к будущему, к профессии, к жизни в целом В противном случае они и общество потерпят неудачу.
Данные по детской заболеваемости в Российской Федерации поражает воображение. По неумолимой статистике, более 60% детей в возрасте 5 до 7 лет практически здоровы, но имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья, 30-40 % детей отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата и т. д. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми, а ведь учебный труд потребует от них выносливости, упорства, способности к умственной и физической нагрузке и, вечно же, здоровья.
Современные жизненные условия, нарушения экологической обстановкой побудили нас к созданию программы для оздоровления детей, которая включает все виды здоровьесберегающих технологий (дыхательной корригирующей гимнастик, психогимнастики, точечного массажа, элементов релаксации) с включением гимнастики хатха-йоги.
Еще в глубокой древности врачи и философы отмечали необходимость физической нагрузки для здоровья человека. Подчеркивалось, что тельная активность способна сохранить здоровье без лекарств.
Йога — прекрасный вид двигательной активности, который удовлетворит потребность детей в движении. Благодаря упражнениям йоги дети станут бодрыми, гибкими, координированными, улучшат способность к концентрации и эмоциональному равновесию. Это особенно важно в дни, так как дети много времени проводят в сидячем положении, просматривая телепередачи, играя за компьютером. Йога заключает в целостный подход к поддержанию здоровья и внутреннего благополучия, который обеспечит детям хорошее самочувствие и поможет их растущим телам, укрепит внутренние органы.
Йога — это полноценная гимнастика, гармонично развивающая все мышцы тела, и прекрасное средство борьбы с искривлением позвоночника.
Начиная заниматься йогой, дети соприкасаются с природой и естественным ритмом жизни, учатся уважению к себе и другим детям. Практика йоги укрепляет кости детей, делает их мышцы упругими, пластичными. Балансирующие позы способствуют развитию координации движений и концентрации внимания детей. Постоянная практика поз поможет контролировать и смягчать эмоции детей, обеспечивая полноценный отдых и сон. Большинство поз изображают животных и природу, а кроме того, это веселая игра без элементов соревнования. Йога способствует тому, чтобы дети выросли мягкими, добрыми и, возможно, создали в будущем более спокойный мир.
Таким образом, практическая ценность детской йоги заключается в том, что она:
развивает гибкость и силу (повышаются подвижность суставов, эластичность связок и мышц, расширяется спектр движений);
улучшает осанку (укрепляются мышцы, поддерживающие позвоночник, выпрямляется и укрепляется позвоночный столб);
дает осознание своего тела (гармонично развиваются правое и левое полушария мозга);
формирует правильное дыхание (здоровый сон, спокойствие ума, освобождение эмоциональных блоков и творческой энергии);
способствует концентрации ума (бдительность, восприимчивость, внимательность, активизация интеллектуальных способностей);
развивает коммуникативные навыки (расширение словарного запаса);
повышает самооценку (растет уверенность в себе).
Цели программы оздоровления детского организма
сохранение и укрепление здоровья;
улучшение физического развития;
повышение защитных функций организма и общей работоспособности детей в рамках дошкольного образовательного учреждения к средством занятий хатха-йоги.
изучить технику выполнения асан, суставной гимнастики, гимнастики для глаз;
формировать правильную осанку и равномерное дыхание;
совершенствовать двигательные умения и навыки детей;
учить детей чувствовать свое тело (во время выполнения упражнений хатха-йоги);
вырабатывать равновесие, координацию движений.
развивать морально-волевые качества, выдержку, настойчивость в достижении результатов, потребность в ежедневной двигательной активности;
укреплять мышцы тела;
сохранять и развивать гибкость и подвижность позвоночника и суставов;
способствовать повышению иммунитета организма
воспитывать морально-волевые качества (честность, решительность, смелость);
воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками;
воспитывать культуру здоровья, прививать принципы здорового «за жизни.
«Йога для детей» построена на общедидактических принципах педагогики: систематичности (занятия проводятся регулярно), доступности (с учетом особенностей возраста), прогрессирования (возрастания физической нагрузки), а также принципах гуманистической педагогике:
безоценочной деятельности (освобождение детей от страха делать ошибки);
сознательности и активности (предусматривает воспитание у детей инициативы, активности, самостоятельности в решении поставленных перед ними задач, умения регулировать свое психофизическое состояние);
творческой деятельности (предусматривает возможность применения ребенком знаний и умений в нестандартной, новой для себя обстановке);
сотрудничества и кооперации (дается возможность выполнять движения как самостоятельно, так и в паре с кем-то или группой)’;
взаимодействия с родителями (семья во многом определяет отношение детей к физической культуре, их интерес к спорту, активность и инициативу). Родители — частые гости на занятиях, они участвуют в различных совместных физических досугах и праздниках. Их постоянно информируют о состоянии физического развития детей.
Педагог. Маугли — смелый и ловкий мальчик. У него очень гибкий позвоночник. А теперь мы посмотрим, как вы бережете свой позвоночник.
Упражнение «Я позвоночник берегу».
Я позвоночник берегу, Дети наклоняют корпус вправо-
Сам себе я помогу. влево, ладони скользят вдоль тела
Все выполню я по порядку: от подмышек до колен.
Сначала сделаю зарядку, Ставят руки на пояс, поднимают и опускают плечи.
Нагнусь, Наклоняются вперед.
Прогнусь Слегка прогибаются назад.
И выпрямлюсь, Встают прямо
И вправо, влево наклонюсь. Наклоняют корпус вправо и влево.
С друзьями поиграю в мяч, Бегут на месте.
Он весело помчится вскачь. Прыгают на обеих ногах.
И за столом я посижу Делают полуприсед,
И телевизор погляжу. сложив руки «полочкой» перед грудью.
Но буду помнить я всегда: Встают прямо, руки в стороны.
Должна прямою быть спина!
Кладут правую руку за правое плечо, левую руку
Заводя за спину и стараются сцепить пальцы рук за
спиной. Меняют положение рук.
Пальчиковая игра «Наши пальцы».
Пальцы встали дружно в ряд:
Десять крепеньких ребят.
Эти два — всему указки,
Все покажут без подсказки.
Пальцы — два середнячка,
Два здоровых бодрячка.
Ну а эти — безымянны,
Молчуны, всегда упрямы.
Два мизинца — коротышки,
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них —
Два больших и удалых.
Дети показывают ладони с выпрямленными пальцами, сжимают пальцы в кулаки.
Показывают два указательных пальца, остальные пальцы придерживают большими.
Касаются средними пальцами друг друга.
Показывают безымянные пальцы, придерживая остальные пальцы большими.
Показывают два больших пальца, остальные сжимают в кулаки.
Источник