Меню

Центры управления голосовыми мышцами

Работа голосового аппарата в пении. Гортань.

Работа гортани скрыта от наших глаз, мы можем видеть только ее внешние движения.

У высококвалифицрованных певцов гортань при пении почти неподвижна. Она устанавливается на определенном, характерном для каждого певца уровне и совершает лишь незначительные, почти невидимые движения.

А у начинающих петь довольно часто наблюдаются резкие движения гортани вверх и вниз. 3начительные измснения уровня гортани у необученных певцов происходят от неумелого пользования дыханием, от резкой смены подскладочного давления и от отсутствия координации в работе резонаторов и голосовых складок.

До недавнего времени, пока вокальная педагогика не располагала научно-экспериментальными дапными, наиболее правильным считалось свободно удерживаемое умеренно-низкое положение гортани при пении. Но практика опровергла это мнение. Уровень гортани во время пения у разных певцов различный.

Певческое положение гортани выражается в изменении ее уровня и в особой органиsации входа в гортань. Певческий уровень гортани может быть высоким, низким или средним, очень редко совпадает с положением гортани при покое и никогда, как правило, не совпадает с речевой установкой гортани.

Установка гортани на том или ином уровне является следствием приспособления ротоглоточкого резонатора к работе гортани, к работе голосовых складок. Происходит настройка ротоглоточного рупора на воспроизводимые голосовыми складками звуки в зависимости от типа и характера голоса. Это приспособление осуществляется за счет изменения объема ротоглоточноrо канала. Объем ротоглотки, помимо расширения ее стенок, зависит и от ее длины.

Длина надставной трубки, в свою очередь, изменяется в зависимости от положения гортани. Она увеличивается при опускании гортани и уменьшается при ее поднятии.

Как показали лабораторные исследования, для высоких лирических женских голосов характерна наиболее короткая надставная трубка с нейтральным (на уровне покоя) или с повышенным уровнем гортани.

У мужчии с низкими голосами (басов и баритонов) наблюдается наиболее низкое положение гортани.

У драматических сопрано, меццо-сопрано и теноров такой закономерности не отмечено. У этих голосов гортань может находиться в различных положениях.

Исследование детских голосов в этом плане не производилось.

Полученные данные показали, что добиваться одинакового уровня установки гортани у всех певцов не следует.

Положение гортани при пении зависит от анатомических способностей голосового аппарата певца. Поэтому в каждом отдельном случае о положении гортани следует судить по качеству звучания голоса. При обучении пению надо создать благоприятные условия для того, чтобы гортань смогла занять наиболее удобное положение для звукообразования. С этой целью необходимо добиться полной свободы движений нижней челюсти и языка, естественного зевкa и правильного дыхания.

Наблюдения за голосовыми складками во время пения в лабораторных условиях показали, что в одних случаях звукообразование происходит при плотно сомкнутых голосовых складках и колеблются всей своей массой. При этом преобладает грудное резонирование.

В других случаях способ работы голосовых складок изменяется, фонация (голосообразование) происходит при неплотно сомкнутых или только сближенных голосовых складках. Они колеблются не всей своей массй (не во всю свою ширину), а в отдельных случаях только узкими внутренними краями, резонирование голоса – головное.

Выяснилось, что такое положение голосовых складок не является причиной их болезненного состояния (несмыкания). При этом было отмечено, что ноты среднего участка диапазона певцы моrут воспроизводить как плотно сомкнyтыми, так неплотно сомкнутыми голосовыми складками. Причем, сделать это моrут почти всеrда только обученные певцы.

Таким образом, стало ясно, что существует два основных типа или способа работы голосовых складок при фонации:

1. Образование звука при плотно сомкнутых по всей длине, колеблющихся во всю ширину голосовых складках с грудным резонированием.

2. Образование голоса при сближенных, а не сомкнутых голосовых складках, колеблющихся только своими внутренними краями, с головным резонированием.

Эти типы работы голосовых складок названы регистрами. Taк пo двум основным способам гoлосообразования различают два основных регистра: грудной и головной.

В процессе обучения в обычных условиях голосовые складки скрыты от наших глаз. Поэтому о способе их работы мы судим по характеру звучания голоса.

При головном звучании мы говорим о грудном регистре, при грудном – о грудном регистре и при смешанном звучании (грудном и головном) – о смешанном (микстовом) регистре.

Первые два регистра называют натуральными, так как они встречаются у необученых певцов. Смешанный регистр считается производным от натуральных регистров, но он имеется от прироцы в женских и детских голосах. В процессе обучения этот регистр создают и у мужчин.

В вокально-педагогической практике регистром принято называть ряд последовательных звуков в диапазоне певца, отличаюцийся однородным характером звучания по резонированию и тембру.

Диапазон – объем певческоrо голоса от самого низкого дo самого высокоrо звука.

Механизм певческого голосообразования определяется взаимодействием двух групп мышц:

Читайте также:  Передний пучок дельтовидной мышцы упражнения

1. мышц, лежаших в толще голосовых складок (голосовых мышц)

2. мышц, натягивающих эти складки.

При грудном регистре голосообразование происходит в основном за счет активного сокращения голосовых мышц, натяжение голосовых складок незначительно.

При смешанном регистре активны обе группы мышц.

При головном регистре напряжение голосовых мышц уменьшается, но увеличивается их натяжение, а при фальцете,как крайней разновидности головного реrистра, голосовые мышцы пассивны, рабоrают только внешние мышцы гортани, и голосообразование происходит за счет натяжения голосовых складок.

Каждый из регистров имеет свои положительные и отрицательные стороны.

При грудном регистре голосовые складки колеблются всей своей массой, отчего получается звук, богатый обертонами. Но могут появиться сильно диссонирующие обертоны, которые придают звуку резкие призвуки.

Грудной регистр в сравнении с головным отличается большей силой, но меньшей «полетностью». При смешанном регистре в голосообразовании активно участвуют мышцы самих голосовых складок и мышцы, их натягивающие.

Поэтому облегчается работа голосовых мышц, сохраняется богатство обертонов и сила звука. Использование грудного и головного резонирования сообщает звуку полноту и красоту.

Основным требованием, предъявляемым к голосу современного певца, является ровность звучания во всем диапазоне.

Голоса же необученных певцов, за редким исключением, звучат неровно. В них ясно заметны регистры. У таких певцов при переходе из одного регистра в другой нa двух-трех промежуточных нотах, названных переходными, отмечается ухудшение тембра, напряженность и неудобство воспроизведения звука.

Ровность звучания в процессе обучения достигается путем сглаживания регистров. С этой целью прибегают к соединению грудного и голосового звучания, т. е. к созданию смешанноro регистра.

Чем лучше поставлен голос, тем у него шире диапазон смешанного регистра.

Соотношение грудного и головного регистров в смешанном регистре у певцов с одинаковым типом голоса бывает различным. Оно изменяется и от характера произведений.

Методическим приемом смешивания регистров является округление и «прикрытие» звука.

Под округлением следует понимать некоторое изменение тембра, напоминающее по звучанию гласный звук «о». «Прикрытие» от округления в слуховом ощущении отличается большей степенью «притемнения» тембра (приближения его к гласному звуку «у», оно употребляется при сглаживании регистров в мужских голосах.

Округляют звуки при помощи зевка.

Создание смешанного голосообразования связано и с высокой позицией звука.

Высокий, по позиции, звук характеризуется усилением в голосе высоких обертонов. При его воспроизведении у певца возникает ощущение усиленной вибрации (дрожания) в головных резонаторах, чувство «маски» («маска» – специальный вокальный термин, которым певцы определяют ощущение усиленного сотрясения лицевых костей в области переносья).

При формировании микстового регистра необходимо применять мягкую атаку, умеренную силу звука, организовать плавное, опёртое дыхание.

В процессе обучения добиваются округленного, высокого, опёртого звучания на середине диапазона и стремятся распространить такое звучание на весь голос. При этом особенно внимательно нyжно следить за формированием переходных нот, округляя их несколько больше, чем остальные звуки до того времени, когда регистры сольются в единое звучание.

Дыхание.

Дыхание

Работа дыхательного аппарата тесно связана с работой гортани и артикуляционного аппарата во время певческой и речевой фонации. Певческий звук может сформироваться только тогда, когда все части голосового аппарата функционируют полноценно и скоординировано.

В работе голосового аппарата можно различить две функции: образование голоса (гортань – дыхание) и трансформация этого звука (артикуляционный аппарат). Гортань и дыхание образуют звук певческого голоса, звук определенной высоты, силы, тембра, что влияет на отличительные качества голоса.

Дыхание – это ведущий фактор процесса звукообразования.

С помощью исследований дыхательных движений методом пневмографии Мануэль Гарсиа установил, что расход дыхания при голосообразовании зависит от характера работы голосовых связок.

Анатомия.

Трахея, представляющая собой полую трубку длиной около 15 см, спускается в грудную полость, где делится на правый и левый главные бронхи, которые многократно делясь, составляют бронхиальное дерево. По бронхиальному дереву воздух проводится до легочной ткани, где в легочных пузырьках совершается газообмен. Трахея, как и главные бронхи, построена из хрящевых незамкнутых сзади полуколец, которые не дают спадать стенкам воздухоносных путей. Таким образом, их просвет постоянно поддерживается. Незамкнутые участки полуколец выложены гладкими мышцами, которые расположены так же и в подслизистом слое, то есть глубже слизистой оболочки, выстилающих стенки воздухоносных путей. Чем меньше калибр бронхов, тем меньше остается в них хрящевой ткани. Просвет концевых отделов бронхиального дерева целиком поддерживается тонусом гладких мышц. Гладкие мышечные волокна бронхиальной системы легких регулируются вегетативным отделом нервной системы, то есть волевым усилиям не подчиняются. Легочная ткань воздушна, эластична, напоминает губку. Важнейшая мышца – вдыхатель – диафрагма. Напоминает купол, имеет сухожильную середину. При сокращении волокон купол диафрагмы становится площе, оттягивается вниз, а вместе с ним растягиваются вниз и легкие. Когда диафрагма сокращается, мышцы брюшного пресса расслабляются и живот подается вперед. При активном выдохе брюшной пресс сокращается, а диафрагма расслабляется.

Читайте также:  Мышцы первого типа это

Дыхание имеет произвольно – непроизвольную систему управления и обладает большой приспособляемостью, в зависимости от ставящихся перед организмом задач.

Источник

Центр Брока и зона Вернике в мозге

Центр Брока – это участок мозгового вещества, ответственный за формирование и воспроизведение устной речи. В процессах понимания и произношения слов участвуют многочисленные отделы головного мозга. Повреждение обозначенных мозговых структур приводит к нарушению восприятия чужих фраз, невозможности произносить слова и логичные, завершенные словесные выражения. Прогноз при речевых расстройствах зависит от локализации и размеров патологического очага.

Характеристика

В неврологии традиционно выделяют мозговые отделы, какие отвечают за речь – эти части головного мозга расположены в левом полушарии (у правшей). Речевой центр Брока находится в области лобной извилины, которая считается нижней, где пролегает ее задний участок. Центр Вернике, ответственный за речевую функцию – это структура, пролегающая в области заднего сегмента височной извилины, которая считается верхней.

В ходе нейровизуализации (МРТ) подтверждается увеличение активности нейронов на обозначенных участках в момент, когда человек выполняет речевое задание (чтение текста, подбор слов, продолжение предложений). Параллельно происходит активация структур-гомологов (обладают схожим строением и свойствами) в правом полушарии. Причем интенсивность активации левосторонних структур выше, чем правосторонних.

Речевые зоны, пролегающие в головном мозге, в момент возбуждения активно взаимодействуют с другими участками – нижними сегментами прецентральной и постцентральной извилин, зрительной корой, гемисферами мозжечка. При органическом повреждении мозговых центров речи не происходит активация обозначенных структур. Участки повышенной интенсивности (по данным нейровизуализации) в рамках деятельности нейронов смещаются к периферии.

Как следствие подключения компенсаторных механизмов расширяются участки и области мозга, отвечающие за речь, что приводит к восстановлению речевых навыков. Например, у пациентов с афазией (расстройство речи с нарушением восприятия слуховых стимулов) происходит активация таких структур, как верхняя долька темени, извилины правой и левой гемисферы – угловая, надкраевая.

Особенности речевой системы

Центры речевой функции, находящиеся в мозге, претерпели в процессе эволюционного развития человека колоссальные изменения. Предпосылкой для развития речи у древних людей служила подвижность губ и языка (в сравнении с животными). Речевая система современного человека условно состоит из отделов – центрального и периферического. В первом случае подразумеваются центры Вернике и Брока, которые расположены в левом полушарии.

К периферическому отделу относятся органы слуха, артикуляционный и голосовой аппарат. Многие гласные звуки носят рефлекторный характер, что обуславливает их зависимость от физиологических процессов. Например, болезненные ощущения сопровождаются непроизвольными стонами «о» или «ох», которые образуются в результате прерывания дыхательного движения на выдохе.

Анатомо-физиологические механизмы формирования речи и слуха отражают деятельность соответствующих центров, которые находятся в головном мозге, преимущественно где пролегают извилины – лобная и височная. Мозговые центры, в частности Брока и Вернике, играют решающую роль в формировании речевых навыков, причем расположение обоих участков в левом полушарии указывает на большое значение этой гемисферы в осуществлении речевой деятельности.

Функции отдельных зон мозга, отвечающих за речь, различаются. Например, височная доля левой гемисферы отвечает за слуховую и речевую память. Повреждение этого участка мозга сопряжено с нарушением понимания смысла вербальных стимулов. Человек перестает понимать обращенные к нему слова, особенно если их смысл зависит от контекста (в рамках предложения).

При повреждении таких отделов головного мозга, как область Вернике и задние ассоциативные зоны, обеспечивающие фонематическое восприятие речи, происходит нарушение интеграции элементов речи в единую смысловую схему. При сохранении целостности обозначенных мозговых структур и одновременном повреждении лобных участков, затрудняется понимание сложных фраз и глубокомысленных высказываний. Подобная симптоматика обусловлена утратой функций, которые регулируются лобными участками:

Центр Брока представляет собой отдел, который отвечает за способность человека произносить слова, что предполагает возможность называния предметов и формирования фраз. Этот участок мозга отвечает за реализацию речи, какой она представлена в устной форме, повреждение мозгового вещества в этом отделе сопровождается запинанием на каком-либо слоге, неоднократным повторением предшествующей артикуляции, перестановкой букв в слове.

В реализации речевой функции устной формы принимают участие другие участки мозга. Например, чтобы назвать слово, нужно перекодировать зрительный стимул в звуковой (голосовой) эквивалент. В операции участвуют теменные и затылочные структуры. Поддержание определенной акустической (относящейся к слуховому восприятию) структуры слова невозможно без участия височной области, пролегающей с левой стороны головы.

Нарушение называния предметов нередко происходит вследствие ухудшения сложных процессов, протекающих в мозговом веществе. Например, для выбора единственного правильного варианта названия предмета требуется торможение других альтернатив. В этих процессах участвуют структуры лобной коры.

Читайте также:  Боль в сердце или спазм мышцы

Другие важные задачи лобной коры связаны с воплощением замысла фразы в словесную форму. Один из ведущих симптомов повреждения вещества лобных долей – отсутствие речевой инициативы. Больные не произносят слова самостоятельно без внешних стимулов. В рамках диалога пациенты ведут себя пассивно, ограничиваются односложными повторениями.

В направлении кпереди от центральной борозды лобной доли находится дополнительная моторная область речи. При повреждении этого участка происходит изменение речевого ритма и интонации. При этом пациент теряет способность грамотно выстраивать предложения – пропускает предлоги и союзы, не может выбрать подходящее местоимение и поставить глагол в нужное время.

Причем грамматика страдает в собственной устной и чужой воспринимаемой речи. Зоны Брока и Вернике, которые в единую систему соединяются пучком нервных волокон, находятся в левом полушарии. Однако структуры правой гемисферы также участвуют в формировании вербальных знаков. Повреждение мозгового вещества в правом полушарии приводит к нарушениям:

Голосовые реакции управляются лимбической системой, что обеспечивает звучащим фразам определенную эмоциональную окраску. В правой гемисфере пролегают структуры, которые анализируют вербальный материал на зрительно-пространственном уровне. В ходе инструментального обследования выявляется усиление активности структур таламуса при восприятии речевых стимулов.

Функции

Мозговые центры в пределах речевой системы функционально связаны и взаимодействуют с такими отделами, как зоны ассоциативной коры, участки двигательной, артикуляторной деятельности, подкорковые структуры. Участие в речевой системе многочисленных мозговых отделов ассоциируется с большим количеством вариантов течения афазии (например, корковая, подкорковая, динамическая, моторная, акустико-мнестическая, оптико-мнестическая формы).

С другой стороны, наличие большого количества структурных компонентов речевой системы способствует восстановлению речевой функции по компенсаторному типу в случаях, когда повреждается определенный участок мозга. Расширение возможностей восстановления функций ассоциируется с теорией нейропластичности – способности нормальных нервных клеток брать на себя задачи поврежденных.

Центр Брока отвечает за воспроизводство вербальных стимулов, зона Вернике – за восприятие вербальных стимулов, оба участка находятся в левой гемисфере. В восприятии слышимых вербальных знаков принимают участие структуры слуховой коры, находящиеся в левом полушарии. Нейроны этого участка воспринимают и идентифицируют фонемы – простые звуки из которых состоят слова.

Фонемический слух (способность различать фонемы) нарушается при повреждении обозначенных отделов коркового слоя. Речевой аппарат содержит отделы – регулирующий и исполняющий. Регулирующий отдел пролегает в левом полушарии мозга, какое в большей степени, чем правое, отвечает за речевое воспроизведение и слух. В состав регулирующего аппарата входят проводящие пути и ядра стволового отдела (преимущественно находящиеся в продолговатом мозге).

Нервные окончания, принадлежащие к регулирующему отделу головного мозга, отходят в направлении мышц, отвечающих за артикуляционные навыки (язык, губы, щеки). Нервные окончания в составе регулирующего отдела отходят в направлении мышц дыхательной системы и голосового аппарат. Некоторые участки коркового слоя играют решающую роль в формировании вербальных стимулов:

Проводящие пути соединяют корковые участки мозга с органами артикуляционного и голосового аппарата, что позволяет управлять мышечными сокращениями и создавать нужные звуки при помощи языка, губ, щек. Проводящие пути системы речи берут начало в области Брока.

Патологии

Речевая дисфункция – второй по распространенности дефект, выявляющийся у пациентов, перенесших инсульт. Статистика показывает, постинсультная афазия диагностируется у 30-40% пациентов. У 20-40% больных речевые расстройства развиваются на фоне нейрохирургического вмешательства, обусловленного разными причинами (кровоизлияние, очаги абсцесса, опухоли).

В 30% случаев афатические расстройства обусловлены черепно-мозговой травмой. Нарушения речи часто связаны с повреждением вещества мозга в зонах Брока и Вернике. Афазия препятствует социальной адаптации и понижает уровень профессиональной пригодности. Независимо от того, какое полушарие отвечает за речь, нарушение речевой функции может произойти при повреждении мозгового вещества в обеих гемисферах.

Центры управления мышцами языка, щек, губ находятся в стволе мозга, откуда отходят черепные нервы, иннервирующие элементы артикуляционного аппарата. Бульбарный синдром, возникающий на фоне повреждения черепных нервов, проявляется дизартрией (нарушение иннервации элементов произносительного аппарата) и дисфонией (снижение силы и звучности голоса).

Афазия – системное расстройство, которое проявляется множественными нарушениями. Например, при повреждении участка мозга, ответственного за формирование звуков, последующие расстройства (нарушение формирования слов, предложений, письменной речи) являются следствием первого. Афатические расстройства у детей отличаются особенностями.

Например, у пациентов детского возраста отмечается меньшая стойкость патологической симптоматики, связанной с речевой дисфункцией. У ребенка симптомы явно выражены в остром периоде первичного заболевания (травмы в зоне головы, нарушение мозгового кровотока). Патологическая симптоматика чаще носит обратимый характер, быстро регрессирует на фоне корректного лечения, что обусловлено большой пластичностью детского мозга.

Зона Брока отвечает за способность человека произносить слова и фразы. Повреждение этого участка мозга провоцирует развитие речевых расстройств.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector