Меню

Венец жизни исследование по йоге

Венец жизни. Исследование по йоге

Кирпал Сингх

Читать книгу Венец жизни. Исследование по йоге онлайн

работающему через всех Мастеров, которые приходили,

и Баба Саван Сингху Джи Махарадж,

у чьих Лотосовых Ног

автор впитал сладостный эликсир

Это исследование по сравнительной йоге было вызвано первоначально различными вопросами, которыми засыпали меня ищущие и посвященные на Западе. Но при попытке ответить им систематическим и исчерпывающим образом оно выросло в нечто большее, чем первоначальное намерение. В его теперешнем виде оно, я надеюсь, будет полезно не только тем, чьи вопросы сперва привели к его написанию, а вообще всем ищущим, которые хотят понять, что такое йога, разнообразие ее форм, их соответственные способы действия и духовную эффективность.

В наш век публикаций нет недостатка в книгах по йоге. Однако, если тщательно изучить их, то можно обнаружить, что большинство из них ограничивается тем или иным направлением. Они либо трактуют ее прежде всего как систему АСАН и физических упражнений, либо как абстрактную и высоко монистическую систему мысли, исходящую из единства всего существующего, и полное единство индивидуальной души и Сверхдуши. В каждом из случаев взгляд на йогу является неполным, превращающим ее из практического способа духовного подъема и единения с Абсолютом в систему физической культуры или в школу (или группу школ) философии.

Единственным способом, с помощью которого мы можем эффективно оценить сравнительную духовную ценность каждой формы йоги и избежать таким образом существующей путаницы, является принятие в качестве нашего стандарта самой высокой формы йоги, чья эффективность абсолютна, а не относительна. Этому стандарту удовлетворяет Сурат Шабд Йога, известная также как Сант Мат (или путь Сантов, или Учителей этой мистической школы), поистине Венец Жизни.

Осуществляя практическую часть под надлежащим руководством, ее адепты достигли сфер, неизвестных другим мистическим школам, и в конце концов соединились с Высшим Господом в Его Абсолютном Состоянии, Безымянным и Бесформенным. В своих трудах они многократно утверждают несравнимое превосходство этой Йоги Звукового Потока и, описывая через непосредственное внутреннее восприятие различные духовные уровни других йог, продолжают разъяснять абсолютную природу их собственной.

Саван Ашрам, Дели. 6 июня 1961 года.

Часть первая. ВИДЫ ЙОГИ 6

1.1. Что такое врити 8

1.2. Душа и Сверхдуша 9

1.3. Пракрити, или материя 11

1.4. Взаимосвязь между тремя телами и пятью кошами 13

1.5. Деление творения в соответствии с кошами 13

2. Йог видья и йог садхана Путь йоги в теории и практике 15

2.1. Базис древней йоги 15

2.1.1. Истоки и техника систем йоги 15

2.1.2. Основные понятия 16

2.2. Путь и ответвления Аштанг Йоги 17

2.2.1. Яма и Нияма 18

Асана как форма йоги 23

Достоинства асан 23

Совершенство в асанах (АСАНА СИДДХИ) 26

2. 2. 3. Пранаяма, или йогическое дыхание 28

Плексусы и чакры 29

Пранаяма: элементарные упражнения 29

Пранаяма Сукх Пурвак 30

Пранаяма как форма йоги (Прана Йога) 31

Праническая дисциплина 32

Достоинства Прана Йоги 33

2.2.4. Пратьяхара, или контроль чувств 33

2.2.5. Дхарна, или Самъям 34

Дхарна как форма йоги (Мансик Йога) 38

2.2.6. Дхиан (Созерцание или медитация) 43

Дхиан как система йоги 44

Читайте также:  Йога для беременных маяковская

Достоинства Дхиан Йоги 45

2.3. Аштанг Йога и современный человек 50

3.1. Мантра Йога, или Йога Произнесения 53

Техника в Мантра Йоге 54

3.5. Джнана Йога, или Йога Знания 63

3.6. Бхакти Йога, или Йога Преданности 64

3.7. Карма Йога, или Йога Действия 66

3.8. Другие Йоги, упоминаемые в Гите 67

Йога духовного опыта 68

Йога мистицизма 68

3.9. Йога в священных писаниях зороастрийцев 69

3.10. Йога и внешние науки 71

4.2. Природа творения 74

4.5. Индивидуальное знание и сознание 75

4.6. Знание и его источники 75

4.7. Природа Брахмана 77

Часть вторая. Исследование Сурат Шабд Йоги 79

5. СУРАТ ШАБД ЙОГА Йога Небесного Звукового Потока 79

5.1. Звуковой Поток 83

5.2. Краеугольные камни 85

5.3. Совершенная наука 93

6. СУЩНОСТЬ РЕЛИГИИ 108

6.1. Древняя религиозная мысль: индийская, китайская и иранская 109

6.1.4. Зороастризм 117

6.2. Христианство 118

7. НЕКОТОРЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ 132

7.1. Розенкрейцерство, теософия и движение «Я есть» 133

7.2. Христианская Наука и Субуд 134

7.3. Спиритизм и спиритуализм 135

7.4. Гипноз и месмеризм 136

Часть первая. ВИДЫ ЙОГИ

Источник

Венец жизни. Исследование по йоге

Кирпал Сингх

2.2. Путь и ответвления Аштанг Йоги

Чтобы преодолеть эти препятствия и реализовать «Я», Патанджали дает детально разработанный путь, который он называет АШТАНГ ЙОГА, предусматривающий восьмиричный метод, состоящий из: 1) ЯМА, 2) НИЯМА, 3) АСАНА, 4) ПРАНАЯМА, 5) ПРАТЬЯХАРА, 6) ДХАРНА, 7) ДХИАН и 8) САМАДХИ.

ЯМА: термин ЯМА буквально означает выгнать, извергнуть, выбросить или устранить. Он означает воздержание от пороков и от любых злых мыслей или восприятия любых негативных впечатлений, которые могут ослабить разум и волю.

НИЯМА: термин НИЯМА, наоборот, обозначает принятие, культивирование, выполнение и развитие позитивных добродетелей, добрых мыслей и принятие этих добродетелей как своей системы.

Таким образом, два этих слова означают одновременно и отказ от зла, и принятие и неутомимое культивирование добра. Патанджали перечисляет такие виды воздержания и соблюдения как АХИМСА (ненанесение вреда), САТЬЯ (воздержание от лжи), АПРИГРЕХА (воздержание от зависти и собственничества), АСТЕЯ (не-воровство) и БРАХМАЧАРЬЯ (не-сексуальность).

В отношении воздержаний сказано:

а) тот, кто утвердился в АХИМСЕ, не имеет врагов;

б) у того, кто укрепился в САТЬЕ, слова всегда правдивы и приносят плоды;

г) тот, кто практикует БРАХМАЧАРЬЯ, доходит до достижения абсо лютной силы;

НЕКОТОРЫЕ ВИДЫ ЯМА И НИЯМА

воздержание от НИЯМА

Принятие и соблюдение

1. Отрицания Бога. Веры в Бога и Божественную силу.

2. Потворства своим желаниям. Самоконтроля и целомудрия (БРАХМАЧАРИЯ, или чистота мыслей, слов и дел).

3. Нечестного и мошеннического способа зарабатывать на жизнь. Зарабатывания на жизнь честными и правдивыми способами.

5. Нанесения вреда другим в мыслях, словах и делах (ХИМСА). Ненасилия в мыслях, словах и делах (АХИМСА).

6. Проявления лживости, обмана и завистливости. Развития правдивости, искренности и милосердия.

7. Нетерпеливости, скупости и эгоизма. Терпения, удовлетворенности и бескорыстного служения.

8. Самоуверенности и эгоцентризма. Смирения и самоотдачи.

Должны соблюдаться следующие пять добродетелей: ШАУЧА (чистота тела и разума), САНТОШ (удовлетворенность), ТАПАС (аскетизм), СВАДХЬЯЯ (духовное обучение, включающее джапа и др.), ПРАСАДХНА, или ИШВАРА ПРАНИДХАНА (настроенность мыслей и абсолютная зависимость от Бога).

Читайте также:  Первые шаги йоги видео

ШАУЧА вырабатывает чистоплотность и нелюбовь к СПАРША (контакту с чьим-либо телом).

САНТОШ делает человека удовлетворенным и, следовательно, духовно богатым.

ТАПАС освобождает от всяких нечистот и дарует сверхъестественные силы, а именно: разложение себя на атомы; полную потерю веса, перемещение с любой скоростью, мгновенное достижение любого места, исполнение всех желаний, способность быть всепроникающим, достижение божественных сил, контроль над всеми существами и элементами природы и т.д. Все это приходит само по себе через созерцание и сосредоточение на противоположности того, чего в самом деле желают.

СВАДХЬЯЯ персонифицирует божество, которому человек поклоняется. ИШВАРА ПРАНИДХАНА приносит насыщение и отсутствие желаний.

Занятия как ЯМОЙ, так и НИЯМОЙ, воздержаниями и обетами развивают САДАЧАР, или праведное поведение, которое представляет собой краеугольный камень всех религий мира.

Ману дает нам сущность дхармы как АХИМСА, САТЬЯ, СТЕЯМ, ШАУЧАМ, ИНДРИЯ НИГРЕХА (ненанесение вреда, правдивость, чистота, праведная жизнь и контроль чувств).

Согласно Сандалья Риши, список включает в себя:

а) ШАУЧА (внешняя телесная чистота вместе с чистотой места и направления, а также внутренняя чистота мыслей, чувств и эмоций);

б) ДАЯ (милосердие и сострадание ко всем живым существам при любых обстоятельствах);

в) АРДЖАВА (уравновешенный и неподвижный разум во всех действиях и при любых условиях);

г) ДХРИТИ (мужество и выдержка при любых обстоятельствах);

д) МИТ-АХАРА (дисциплинированная жизнь в умеренности вообще, а в частности в еде и питье).

В Бхагават Гите Господь Кришна тоже придает огромное значение выполнению Яма и Нияма.

Сострадательный Будда также предписывал своим последователям благородный Восьмиричный Путь Праведности, включающий в себя правильные взгляды (знание), правильные стремления (решительность), правильную речь, правильное поведение, правильный образ жизни, правильное усилие (старательность), правильный склад ума (мышление и восприятие) и правильное созерцание (поглощенное внимание), а прежде всего он придавал огромное значение правильной компании или обществу святых, «борцов за Истину и воскресителей веры», которые, благодаря процессу осмоса (инфильтрации), вселяют веру и поклонение в умы ищущих.

Биккху Буддараккита, описывая современным читателям МАДЖХИМА ПАТИПАДА, или Срединный Путь, Золотое Средство между двумя крайностями потворства своим слабостям и умерщвления своей плоти, дает нам буддийский курс развития и дисциплины посредством БХАВА, а именно:

1. Шила Бхавна, или этическая чистота.

2. 2. Чита Бхавна, или умственная чистота.

3. Прагна Бхавна, или интуитивное озарение.

Этот же автор настаивает на необходимости развития ШИЛА, или морального очищения, как основы всего остального, будь то в мирской жизни или в духовном продвижении. Будда заявлял, что истинно добродетельные извлекают пять выгод: хорошее богатство с помощью прилежания, доброе имя за границей, почтение во всех собраниях, ясное сознание до конца и перерождение со счастливой судьбой.

Источник

Венец жизни. Исследование по йоге

Кирпал Сингх

Я пришел не нарушить закон, но исполнить.

Учение Ислама делает ударение на ШАРИАТ (моральное предписание), ТАУБА (раскаяние), ФАКР (самоотречение), ТАЗКИЯ-И-НАФС (подчинение чувств), ТАВАКАЛ (вера в Бога), ТАВХИД (единство) и ЗИКР (духовная дисциплина); а сикхские Гуру (предписывающие культивирование основных добродетелей как целомудрие, терпение, понимание, знание, страх Бога, аскетизм, любовь и сострадание), пришедшие намного позднее, обнаруживают подобную же систему. Гуру Нанак, вкратце, поместил истинную жизнь выше всего иного:

Читайте также:  Замена дисплея планшета леново йога

Истина превыше всего,

Но еще выше истинная жизнь.

Термин АСАНА означает сидение, позу и положение при выполнении йоговской тренировки. Это другая внешняя помощь в йоговской практике. Асана должна быть устойчивой, твердой, приятной и комфортабельной, чтобы держать тело неподвижным, но бодрствующим во время йоговской тренировки.

В Шветашветaра Упанишад 2:8 сказано:

«Держи верхние части: грудь, шею и голову, прямыми, и покори в сердце чувства вместе с разумом. Мудрый с плотом Брахмана пересекает все мощные течения мира.»

Подобно этому, в Бхагават Гите 4:11-14 процедура изложена следующим образом:

«На чистом месте он должен устроить для себя сидение, не слишком высокое, не слишком низкое, и покрытое тканью, шкурой оленя или травой куша. На этом сидении он должен усесться с направленной мыслью, со сдержанными действиями разума и чувственных инструментов, и для очищения духа работать над Правилом.

Твердо держа туловище, голову и шею в неподвижном равновесии, глядя на кончик своего носа и не глядя вокруг себя, спокойный духом, лишенный страха, пребывающий под обетом целомудрия, со сдержанным разумом и мыслью, установленной на мне, пусть сидит так тот, кто под Правилом и вручен мне.»

1) СУКХ АСАНА. Это означает легкая и комфортная, так как она приятна для выполнения. Она состоит просто в сидении со скрещенными ногами, засунув левую стопу под бедро правой ноги и с открытыми ладонями на коленях, сделав круг кончиками большого и указательного пальцев.

3) ПАДАМ АСАНА. Это поза лотоса, как подразумевает само название. В этой позе ноги образуют лепестки лотоса, когда они скрещены. Это достаточно трудная поза для людей с жесткими суставами, но очень важная для практики Хатха Йоги. Она известна также как АНАНД АСАНА, так как она дает предвкушение покоя и блаженства и склоняет к созерцанию. Она излечивает человека, выполняющего ее, от всех болезней и освобождает организм от расстройств, отравления и токсинов. Она избавляет человека от лени, вялости и умственной слабости.

4) СВАСТИКА АСАНА. (счастливая или благоприятная поза). Она имеет все добродетели ее имени.

Для целей духовного развития Сукха или Сидха Асана подходят превосходно.

Асана как форма йоги

Кроме помощи в контролировании разума, устойчивая асана имеет много достоинств, и они могут быть классифицированы следующим образом.

1. Физические достоинства:

а) мышечная и артериальная системы приводятся в надлежащий порядок;

б) все тело заряжается здоровьем, силой, излучающейся жизненной энергией;

в) пупковый центр в теле полностью обеспечивается теплом, которое помогает в пищеварении;

г) праны, или жизненные энергии в теле, начинают функционировать с регулярным и ритмичным движением;

д) бесстрашие, мужество и сила воли приходят сами по себе;

е) получают контроль над телом и никогда не чувствуют усталости, подавленности и удрученности.

ж) у того, кто ощущает внутреннюю радость и бодрость духа, лицо сияет здоровьем.

2. Ментальные достоинства:

а) разум становится устойчивым и устремленным, приобретается привычка работать с фиксированным вниманием;

в) быстрое понимание и ясность видения;

г) развивается воображение и улучшается сосредоточение внимания, или ДХИАН;

д) развивается привычка глубокого и сосредоточенного размышления над трудными для понимания духовными проблемами.

Источник

Adblock
detector