Меню

Задачи по теме мышцы

Разноуровневые задания по теме «Мышцы» (8 класс)
учебно-методический материал по биологии (8 класс) на тему

Работа включает задания базового уровня, повышенного и сложного

Скачать:

Предварительный просмотр:

Найдите ошибки в тексте и исправьте их.

Внесите необходимые обозначения к рисунку. Что изображено на рисунке?

1. Опишите строение скелетной мышцы.

2. Перечислите функции скелетных мышц.

3. Почему скелетные мышцы имеют второе название – поперечно-полосатые?

1. В чем особенность мимических мышц?

2. В чем сходство и отличие свойств мышечной ткани и нервной?

3. Назовите наиболее развитые мышцы человека.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение предмета «Информатика и ИКТ» должно способствовать процессам социализации личности, фундаментализации образования, обеспечения возможности продолжать обучение (в рамках непрерывного от.

Презентация разноуровневых заданий по алгебре по теме «Тригонометрические формулы» для учащихся 10 классов.

Система тематических разноуровневых обучающих и контрольно- диагностических заданий по теме Функции. 7 класс.

Разноуровневые задания можно использовать для всех учащихся. Тексты упражнений имеют большое воспитательное значение. все тексты взяты из произведений А. Костюнина. Данные тексты можно исп.

Разноуровневые задания для 9 класса «Видо- временные формы английского глагола».

Данный материал может использоваться на уроках контроля грамматических навыков (Past Simple, Past Continuous) с соблюдением разноуровневости.

Источник

Дидактический материал по биологии «Мышцы человека. Работа мышц» для подготовки к ЕГЭ

Дидактический материал по биологии

по теме «Мышцы человека. Работа мышц».

(для подготовки к ЕГЭ)

Составлен учителем биологии Лысенко О.Н.

Различают три вида мышц: поперечно-полосатые, гладкие и сердечные.

Основная черта мышечных клеток состоит в том, что они способны преобразовывать химическую энергию АТФ в механическую энергию сокращения.

Мышцы – активная часть опорно-двигательной системы.

Поперечно-полосатые мышцы выполняют в организме целый ряд функций:

передвижение человека и частей его тела в пространстве;

жевание и глотание;

артикуляция и мимика;

защита внутренних органов.

Большая часть поперечно-полосатых мышц прикреплена к костям скелета, их и называют скелетными. К скелетным мышцам относят мышцы головы, туловища, конечностей. Мускулатура у мужчин составляет 30-40 % от массы тела. У тренированных людей этот показатель достигает 50 %. В теле человека насчитывают около 400 мышц. Поперечно-полосатые мышцы образованы длинными тонкими многоядерными клетками, которые называются мышечными волокнами.

Мышечные волокна образуют брюшко мышцы, которое на концах переходит в сухожилия и ими прикрепляются к костям. Большинство скелетных мышц обеспечивает движение какого-либо сустава, делясь на сгибатели и разгибатели, приводящие и отводящие сустав, вращатели сустава внутрь и наружу. Обычно в любом движении сустава участвуют несколько групп мышц. Так как работа каждого сустава находится под контролем высших отделов нервной системы, работа всех групп мышц, обслуживающих какой-либо сустав, происходит согласованно.

Так, если необходимо согнуть локтевой сустав, то двуглавая мышца сокращается, а разгибатель (трёхглавая), соответственно, расслабляется, чтобы не мешать движению сустава.

Каждая мышца покрыта соединительно-тканной оболочкой (фасцией), отделяющей её от других мышц. Эти оболочки участвуют в образовании сухожилий

На работу мышц тратится большое количество АТФ. Вот почему содержание этого вещества в мышцах заметно выше, чем в клетках большинства органов. Скелетные мышцы способны развивать значительное усилие. Так, одно мышечное волокно, сокращаясь, способно поднять груз весом до 200 мг.

Чем чаще сокращается какая-либо мышца и чем выше на неё нагрузка, тем быстрее развивается в ней утомление. Утомлением называется временное снижение работоспособности мышц. причины утомления заключаются в том, что при работе в мышце накапливаются продукты обмена, препятствующие её нормальному сокращению: молочная кислота, фосфорная кислота, калий и др. кроме того, при длительной работе происходит утомление в тех отделах мозга, которые управляют движениями. Однако при кратковременном прекращении работы, то есть отдыхе, работоспособность мышц быстро восстанавливается, так как кровь удаляет из мышц вредные продукты обмена.

Читайте также:  Плавание какие мышцы тренирует

Примером сгибательного рефлекса может служить коленный рефлекс. Рецепторы этого простейшего двигательного рефлекса лежат в сухожилиях мышц, и когда невропатолог ударяет молоточком по сухожилию, рецептор растяжения возбуждается и посылает нервные импульсы в спинной мозг. Рецептор растяжения представляет собой спиралевидное окончание аксона чувствительного нейрона.

Тела этих нейронов находятся в специальных узлах, расположенных вдоль спинного мозга. По аксону чувствительного нейрона возбуждение (сигнал о том, что сухожилие растянуто) достигает двигательного нейрона, или мотонейрона. Тела мотонейронов расположены в передних рогах спинного мозга. Мотонейрон возбуждается, и по его аксону возбуждение достигает ноги, мышца возбуждается и сокращается. Аксон мотонейрона ветвится в мышце и образует нервно-мышечные окончания (синапсы) на нескольких мышечных волокнах. Мотонейрон и те мышечные волокна, которыми этот мотонейрон управляет, вместе называются двигательной единицей.

В глазных мышцах, где требуются очень тонкие движения, один мотонейрон управляет всего 2-5 мышечными волокнами, то есть двигательная единица очень маленькая. В икроножной мышце, которая не должна совершать очень тонких движений, двигательная единица включает до 1000 волокон.

Поперечно-полосатые мышцы подразделяются на несколько групп мышц:

1. Дельтовидная мышца

Мышцы рук и плечевого пояса

При сокращении этой мышцы рука поднимается до горизонтального уровня

2. Двуглавая мышца плеча

Обеспечивает сгибание руки в локте

3.Трёхглавая мышца плеча

Обеспечивает разгибание руки в локте

4. Портняжная мышца

Мышцы ног и тазового пояса

При её сокращении происходит сгибание бедра и голени, голень поворачивается внутрь

5. Четырёхглавая мышца бедра

Мышцы ног и тазового пояса

Мышца является разгибателем голени и участвует в сгибании бедра

6. Икроножная мышца

Мышцы ног и тазового пояса

Сгибает стопу и поднимает пятку над землёй

7. Ягодичные мышцы

Мышцы ног и тазового пояса

Закрепляют тазобедренный сустав и играют большую роль в сохранении вертикального положения тела

8. Грудино-ключично-сосцевидная мышца

Мышцы спины и шеи

При одностороннем сокращении мышцы, голова наклоняется в сторону сократившейся мышцы. При двустороннем сокращении голова наклоняется назад

9. Трапециевидная мышца спины

Мышцы спины и шеи

Сводит лопатки к позвоночнику, способствует откидыванию головы назад

10. Широчайшая мышца спины

Мышцы спины и шеи

При сокращении широчайшей мышцы спины рука поднимается вверх, осуществляется вращение плеча внутрь. При фиксированных руках мышца подтягивает туловище к рукам

11. Большая грудная мышца

Участвует в движении рук и в дыхательных движениях

Разделяет грудную и брюшную полости, принимает участие в дыхании

13. Внутренние и наружные межрёберные мышцы

Приводят в движение грудную клетку: опускают и поднимают рёбра

14. Жевательные мышцы

Обеспечивают движение нижней челюсти

15. Мимические мышцы

Обеспечивают мимику лица

Статистическую – при удержании частей тела в определённом положении, удержании груза, стоянии, сохранении позы.

Гладкие мышцы входят в состав стенок внутренних органов: желудка, кишечника, матки, мочевого пузыря и др., а также большинства кровеносных сосудов. Гладкие мышцы сокращаются медленно и непроизвольно. Гладкая мышечная ткань состоит из веретеновидных клеток длиной до 0,1 мм, в цитоплазме которых имеется одно ядро и сократительные белковые нити (миофибриллы). Основой сократимости гладких мышц, так же как и поперечно-полосатых, является взаимодействие белков актина и миозина. Однако нити актина и миозина расположены в клетках гладких мышц не так упорядоченно, саркомеры отсутствуют. Скорость скольжения актина относительно миозина мала: в 100 раз медленнее, чем в поперечно-полосатых мышцах. Поэтому гладкие мышцы сокращаются так медленно – в течение десятков секунд. Но благодаря этому тратится меньше АТФ, образуется меньше продуктов обмена. Гладкие мышцы могут находится в состоянии сокращения очень долго, и утомление в них практически не развивается. Например, мышцы стенок артерий находятся в сокращённом состоянии всю жизнь человека. Клетки гладких мышц очень тесно прижаты друг к другу, и между ними образованы специальные контакты, через которые возбуждение свободно переходит с одной клетки на другую. Поэтому при возбуждении одной клетки может возбудиться вся гладкая мышца, и по ней пройдёт волна сокращения. Это очень важно для нормальных движений стенок желудка и кишечника.

Читайте также:  Лечебная гимнастика на мышцы позвоночника

Источник

Практикум по анатомии по теме «Мышцы человека»

Тема: Изучение мышц шеи и головы.

Цель работы: знакомство с топографией мышц шеи и головы;

совершенствование и закрепление знаний о значении, строении и функции мышц шеи и головы.

Изучить необходимый теоретический материал (по учебнику – Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека с возр. особ. детского организма: с.111-116, по материалам в рабочей тетради – занятия №№**; по анатомическому атласу, методическим материалам), выполнить предложенные задания.

Внести обозначения к шаблону, рис.1 (по УМК).

Ответить на контрольные вопросы.

Сделать итоговый вывод по работе.

Характеристика мышц шеи и головы

* Ответить на контрольные вопросы:

На какие группы подразделяются мышцы головы?

Какие группы мышц выделяют на шее?

Каковы функции мимических мышц?

Перечислите особенности крепления мимических мышц? Какие фенкции в связи с этим приобретают мимические мышцы?

Тема: Изучение мышц туловища, груди и живота.

Цель работы: знакомство с топографией мышц туловища, груди и живота;

совершенствование и закрепление знаний о значении, строении и функции мышц туловища, груди и живота.

Изучить необходимый теоретический материал (по учебнику – Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека с возр. особ. детского организма: с.103-111, по материалам в рабочей тетради – занятия №№**; по анатомическому атласу, методическим материалам), выполнить предложенные задания.

Внести обозначения к шаблону, рис.2-3 (по УМК).

Ответить на контрольные вопросы.

Сделать итоговый вывод по работе.

Характеристика мышц туловища, груди и живота

* Ответить на контрольные вопросы:

На какие группы подразделяются мышцы туловища, перечислить.

Назовите основные функции мышц спины?

Назовите основные функции мышц живота?

Перечислите «слабые места» в строении стенок живота. Где эти места находятся? Как их называют? Почему их называют «слабыми местами»?

Тема: Изучение мышц верхней конечности.

Цель работы: знакомство с топографией мышц верхней конечности;

совершенствование и закрепление знаний о значении, строении и функции мышц верхней конечности.

Изучить необходимый теоретический материал (по учебнику – Сапин М.Р., Сивоглазов В.И.Анатомия и физиология человека с возр. особ. детского организма: с.116-121, по материалам в рабочей тетради – занятия №№**; по анатомическому атласу, методическим материалам), выполнить предложенные задания.

Внести обозначения к шаблону, рис.4-5 (по УМК).

Ответить на контрольные вопросы.

Сделать итоговый вывод по работе.

* Ответить на контрольные вопросы:

На какие группы подразделяются мышцы верхней конечности по месту расположения?

На какие группы подразделяются мышцы верхней конечности по функциям?

Читайте также:  Мышцы задействованные при рывке гири

Назовите мышцы – пронаторы и мышцы – супинаторы предплечья и кисти.

Назовите мышцы антагонисты плеча.

Назовите группы мышц на кисти. Какие функции выполняют эти группы мышц?

Тема: Изучение мышц нижней конечности.

Цель работы: знакомство с топографией мышц нижней конечности;

совершенствование и закрепление знаний о значении, строении и функции мышц нижней конечности.

Изучить необходимый теоретический материал (по учебнику – Сапин М.Р., Сивоглазов В.И.Анатомия и физиология человека с возр. особ. детского организма: с.121-128, по материалам в рабочей тетради – занятия №№**; по анатомическому атласу, методическим материалам), выполнить предложенные задания.

Внести обозначения к шаблону, рис.6-7 (по УМК).

Ответить на контрольные вопросы.

Сделать итоговый вывод по работе.

* Ответить на контрольные вопросы:

Перечислите мышцы пояса нижних конечностей (тазового пояса). Где эти мыщцы располагаются и какие функции выполняют?

Назовите группы мышц на бедре и на голени. Какие мышцы входят в каждую группу и какие функции выполняют?

Назовите мышцы – пронаторы и мышцы – супинаторы голени и стопы.

Назовите мышцы антагонисты бедра.

Назовите группы мышц на стопе. Какие функции выполняют эти группы мышц?

Выберите книгу со скидкой:

Наши хорошие подростки

350 руб. 550.00 руб.

Чего хочет ваш малыш? Учимся понимать новорожденного, когда он плачет + покет

350 руб. 260.00 руб.

Жизнь без школы: Как организовать семейное обучение для вашего ребенка + покет

350 руб. 230.00 руб.

Тайны предметного мира Ребенка. О чем молчат ваши дети

350 руб. 287.00 руб.

Общение с детьми: 12 «нельзя», 12 «можно», 12 «надо»

350 руб. 250.00 руб.

Родители, ребенок и невроз: психоанализ детской роли

350 руб. 588.00 руб.

Подросток в доме: Когда не знаешь что сказать и как себя вести

350 руб. 260.00 руб.

Дети с неограниченными возможностями. Метод пробуждения мозга для улучшения жизни особых детей

350 руб. 260.00 руб.

Самооценка у детей и подростков: Книга для родителей + покет

350 руб. 256.00 руб.

Родителям: как быть ребенком

350 руб. 288.00 руб.

Ежедневник будущей матери. Беременность день за днем (дополненный)

350 руб. 461.00 руб.

Ленивая мама. Календарь настенный на 2020 год (300х300)

350 руб. 248.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

В предлагаемом методическом материале представлены практические работы по анатомии по теме «Мышцы человека» в рамках реализации Рабочей программы по учебной дисциплине «Анатомия» для обучающихся СПО, специальность 49.02.01. «Физическая культура».

Материалы практикума могут быть использованы при проведении учебных занятий, а также при подготовке к промежуточной аттестации и другим формам контроля.

Номер материала: ДБ-882900

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Adblock
detector